Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-психологические особенности имиджа вооруженных сил России в молодежной среде

Работа №7018

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы217стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1208
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Имидж Вооруженных Сил России в молодежной среде как объект
социально-психологического исследования 16
1.1. Проблема корпоративного имиджа, в современной психологии 16
1.2. Социально-психологические характеристики молодежи как субъекта имиджа 36
1.3. Подходы к исследованию особенностей имиджа Вооруженных Сил России 59
Глава II. Вооруженные Силы России в обыденном сознании молодежи 80
2.1. Исследование содержания образа Вооруженных Сил с помощью психосемантического эксперимента 80
2.2. Факторная структура семантического пространства восприятия и типология имиджа ВС РФ 95
2.3. Взаимосвязь имиджа ВС РФ с идентичностью молодежи и ее установками на военную службу 112
Глава III. Социально-психологическая модель коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации в молодежной среде 132
3.1. Определение характеристик эффективного имиджа ВС РФ в молодежной среде 132
3.2. Механизмы формирования и направления коррекции имиджа ВС РФ
в сознании молодежи 145
3.3. Содержание социально-психологической модели коррекции имиджа Вооруженных Сил Российской Федерации 161
Заключение 178
Библиографический список 184
Приложения 195



Одним из условий успешного осуществления реформы ВС РФ является формирование привлекательного облика армии и флота России, повышение их престижа. Как показывает многовековой опыт, отношение общества к Вооруженным Силам во многом определяет морально-психологическое состояние военнослужащих, а значит, и боеготовность войск, эффективность решения поставленных перед ними задач. Восприятие Вооруженных Сил, как элемента Российского государства, так или иначе затрагивающего интересы всех россиян, влияет на стабильность общества и настроения людей1. Следовательно, имидж ВС РФ, как целенаправленно формируемый в обыденном сознании об¬раз, является важным элементом безопасности России.
Понимание войны как социально-психологического явления, предполагает изучение влияния образов своих войск и войск противника на исход военно¬го противоборства. Научные исследования свидетельствуют о значительной роли имиджа вооруженных сил в военных конфликтах. Стратегическое информационно-психологическое противоборство «второго поколения» включает в себя систему глобальных мероприятий по «управлению впечатлением» (Perception Management) . Среди прочего, этот вид противоборства направлен на разрушение сложившихся у населения противника и третьих стран образов государственных органов и вооруженных сил противоборствующей стороны,
1 См., например: Россия: стратегия достоинства. Имидж и реальность страны, информационные технологии и кризисные ситуации/ Под ред. С.Е. Кургиняна, А.П. Ситникова. -М., 2001; Банников К.Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отношения среди военно¬служащих срочной службы Российской Армии). -М., 2002. С. 242.
2 См.: Караяни А.Г. Психология и война// Психология войны. -Сборник материалов конференции. -М., 2002. С. 19.
3 См.: Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства//Зарубежное военное обозрение. № 8. 2001; с. 10-12; Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях// Зарубежное военное обозрение. 2004. № 11. С. 34.

4
на формирование недоверия к ним.
Соответственно ставится и вопрос о защите собственного населения и личного состава вооруженных сил от подобных воздействий со стороны противника. В вооруженных силах США, Великобритании, Германии, Франции и других стран создана разветвленная система связей с общественностью, глав¬ной задачей которой является создание положительного имиджа данного государственного института. Все развитые страны, комплектующие вооруженные силы на добровольной основе, проводят интенсивную рекламу военной службы, эффективность которой обеспечивается широкомасштабными научными исследованиями. Таким образом, среди мировых держав становится отчетливым понимание роли имиджа вооруженных сил в современном военном противоборстве.
Стратегии формирования имиджа сегодня все чаще направляются на молодежь. Молодежь закономерно рассматривается как резерв для пополнения личного состава Вооруженных Сил и, соответственно, как одна из целевых групп для технологий формирования имиджа армии . Более 85% военнослужащих относится к молодежи4. Поэтому восприятие армии молодыми людьми является важным оборонным ресурсом нашего государства.
Конец XX века в России ознаменовался ростом негативного отношения к Вооруженным Силам, падением престижа военной службы5. Недоверие армии выражает все большее число молодых людей. По данным всероссийского опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение», 46% молодых людей считает положение в Российской армии «плохим и очень плохим» . Несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, число молодых людей уклоняющихся от призыва на военную службу, остается весьма высоким. Так, по данным ГОМУ ГШ ВС РФ, осенью 2004 года на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, не явились 21 тыс. граждан. Это является одной из существенных причин недостаточного укомплектования войск рядовым и сержантским составом. Кроме того, для значительной части молодых людей, сам призыв в армию является психической травмой. Следовательно, непривлекательный имидж военной организации страны во многом предопределяет трудности с комплектованием по призыву и по контракту, низкую мотивацию к службе всех категорий военнослужащих, отсутствие широкой общественной поддержки действий федеральных войск по наведению конституционного по¬рядка, незащищенность личного состава от негативного информационно¬психологического воздействия. Переход на комплектование частей и соединений военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, не снимает необходимость коррекции имиджа ВС РФ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одной из задач военного строительства Российской Федерации является формирование результативного имиджа, армии. Важнейшей целевой аудиторией имиджа ВС РФ выступает российская молодежь. Создание результативного имиджа ВС РФ в молодежной среде позволит осуществить решение ряда внутренних (психологическая защита, повышение мотивации к службе и самооценки военнослужащих) и внешних (привлечение кандидатов на военную службу, предупреждение уклонений от призыва на военную службу, поддержка деятельности армии населением) проблем ВС РФ. Изучение современного состояния имиджа ВС РФ, выявление социально-психологических особенностей, детерминант и закономерностей его формирования - является условием эффективной деятельности по коррекции имиджа ВС РФ.
Данное исследование было посвящено выявлению социально¬психологических особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде, обусловленных как дифференцированным влиянием воспринимаемых характеристик ВС РФ, так и психологическими характеристиками молодежи. Проведенный теоретический анализ состояния проблемы имиджа в современной психологии и результаты эмпирического исследования позволили решить поставленные задачи, подтвердить основную гипотезу диссертационного исследования, и свидетельствуют об обоснованности разработанных теоретических положений, адекватности организационно-методического замысла исследования, достоверности полученных выводов и практической значимости разработанных рекомендаций.
Исследование особенностей имиджа ВС РФ в молодежной среде позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы:
1. Образы вооруженных сил, всегда игравшие важную роль в военном противоборстве, сегодня становятся одними из главных мишеней психологической борьбы. Соответственно необходима целенаправленная деятельность по

179
коррекции образа Российской армии. Имидж ВС РФ в молодежной среде, представляемый как устойчивый эмоционально окрашенный образ, формирующийся в обыденном сознании молодежи посредством целенаправленной активизации восприятия социально и личностно значимых характеристик Вооруженных Сил России, выполняет ряд психологических функций: мотивации принадлежности к Вооруженным Силам, психологической защиты и поддержания высокой самооценки военнослужащих, информирования, воздействия на поведение молодежи, согласования картины окружающего социального мира в сознании людей.
2. Структура имиджа ВС РФ может быть рассмотрена в двух планах. Элементами функциональной структуры имиджа ВС РФ являются: Объектный компонент, выражающий реальные характеристики объекта имиджа (ВС РФ), существующие объективно и могущие быть воспринятыми аудиторией; Субъектный компонент, представляющий особенности субъекта восприятия (российской молодежи), которые оказывают влияние на формирование имиджа; Целевой компонент, отражающий цели формирования имиджа и направленность на те параметры восприятия ВС РФ, коррекция которых изменит поведение аудитории в благоприятную (с т.з. субъекта коррекции) сторону. Динамическая структура имиджа включает следующие уровни: Диспозиционный, выражающий форму фиксации отношения субъекта к ВС РФ и социальной реальности в целом; Знаково-содержательный, отражающий основные когнитивные и эмоциональные характеристики ВС РФ, воспринимаемые молодыми людьми; Поведенческий, представляющий регулирующее воздействие имиджа.
3. Критерием результативности имиджа ВС РФ является его соответствие целям формирования. В качестве общей цели можно выделить формирование психических образований (мнения, отношения, социальные установки), направляющих поведение аудитории имиджа в благоприятную для ВС РФ сторону. Для молодежи конкретным критерием оценки имиджа служит выраженность положительной установки на военную службу.



1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: Введение в интерпретативную социологию. -М., 1999.
2. Абульханова К.А. Психология и сознание личности. -М., Воронеж, 1999.
3. Абульханова-Славская К.А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подход // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. -М., 1997. С. 7 - 78.
4. Агапова И.Ю. Социально-психологическое воздействие рекламного сообщения на целевую аудиторию: Автореф. .канд. психол. наук. -М., 1999.
5. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. -М., 1990.
6. Алавидзе Т.Л., Антонюк Е.В., Вильданова А.А. Психологические аспекты освещения событий в Чечне программами центрального телевидения (по материалам информационных передач в январе 1995г.)// Вопросы психологии. 1995. № 4.
7. Алешин В.В. Социально-психологические аспекты формирования военно-профессиональной ориентированности учащихся: Дис. .канд. психол. на¬ук. -М., 1991.
8. Амирова Л.В., Лебедев А.Г. Имидж офицера. -Тверь, 2000.
9. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. -СПб, 2003.
10. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 1997.
11. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высших учебных заве¬дений. -М., 2002.
12. Андреева Г.М. Социальное познание: проблемы и перспективы. -М., Воро¬неж, 1999.
13. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). -М., 1978.
14. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. -М., 1999.
15. Аронсон Э., Пратканис Э.Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. -СПб, 2003.
16. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. -М., 1999.
17. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование ми¬ров. -М., Воронеж, 1996.
18. Атабиева Ж. А. Особенности изменения социокультурных ориентаций со-временной российской молодежи // Молодежь России перед лицом глобаль¬ных вызовов на рубеже веков: Материалы Международной конференции. / Под ред. И.М. Ильинского. -М., 2001.
19. Ахвелидиани М.В. Телевидение в системе военно-патриотического воспи¬тания: Автореф. дис. канд. филол. наук. -М., 2002.

185
20. Бабич Н.С., Батыков И.В. Измерение социальной дистанции // Социальная идентичность: способы концептуализации и измерения: Материалы Всерос-сийского научно-методического семинара. -Краснодар, 2004.
21. Банников К. Л. Антропология экстремальных групп (Доминантные отноше¬ния среди военнослужащих срочной службы Российской Армии). М., 2002.
22. Бахтин М.М. Собр. соч.: В 7 т. -М., 1996.
23. Бекоева Д. Д. Социально-психологические условия формирования государ-ственного самосознания: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 2004.
24. Беловодский В.А. Уклонение от военной службы как социально¬психологическое явление. -Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1997.
25. Белоконь М. А. Развитие системы подготовки молодежи к военной службе в России: История и современность // Армия и общество. -1999. -№ 2.
26. Белоусова И.Э. Этнопсихологические факторы эффективности политиче¬ского имиджа: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2000.
27. Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Психологические основы «Паблик рилейшнз». -СПб., 2003.
28. Богданович Н. В. Субъект как категория отечественной психологии: Авто¬реф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
29. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. - М., 1991.
30. Бодалев А. А., Столин В.В. Общая психодиагностика. -СПб, 2000.
31. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы пси-хологии. -1979. -№ 4.
32. Бодуан Ж.-П. Управление имиджем компании. Паблик рилейшенз: предмет и мастерство. -М. 2001.
33. Бровко С.А. Военно-гражданские отношения: содержание, типология и осо-бенности в России: Дис. ...канд. филос. наук. -М., 1997.
34. Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной инфор¬мации. -М., 1977.
35. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб., 2000.
36. Бюль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. анализ стати-стических данных и восстановление скрытых закономерностей. -СПб, 2002.
37. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми: Пер. с нем. -М., 1991.
38. Вачаев С.П. Реклама в военной газете: Учебное пособие - М., 1994.
39. Вдовин Ю.Н. Престиж военной службы (философско-политический анализ): Автореф. дис. канд. философ. наук. -М., 1992.
40. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: Энциклопедия / Глав. ред. М.М. Козлов -М., 1985.
41. Веретенникова И.В. Влияние имиджа человека на деловые отношения в организации.: Дис. .канд. психол. наук. -М., 2001.
42. Вилер К. Без эффективной коммуникации нет эффективного управления. Отличительный облик и имидж местной администрации. -Обнинск, 2002.

186
43. Возжеников А.В. Комплектование вооруженных сил на контрактной основе: современные проблемы и перспективы // Современное состояние военно-гражданских отношений и государственное управление сектором безопас¬ности в России: Материалы международной конференции. -М., 2005.
44. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. -М., 1982. Т. 2.
45. Галлиев Р.Т. О ходе выполнения государственной программы «патриотиче¬ское воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» // Во¬енная служба в России: история, современное состояние и проблемы ре¬формирования: Материалы российской научно-практической конференции. -Уфа, 2003.
46. Галумнов Э.А. Международный имидж России: стратегии формирования. - М., 2003.
47. Гахов А. Психологические аспекты применения авиации в современных условиях// Зарубежное военное обозрение. -2004. -№ 11. С. 34-43.
48. Горбаткин Д.А. Имидж организации: структура, механизмы функциониро¬вания, подходы к формированию: Дис. ... канд. психол. наук. -М., 2003.
49. Гриняев С. Взгляды военных экспертов США на ведение информационного противоборства// Зарубежное военное обозрение. -2001. -№ 8.
50. Грушин Б. Массовое сознание. -М., 1990.
51. Гудков Л. Негативная идентичность. Статьи 1997-2002 г. -М., 2004.
52. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. -СПб., 2001.
53. Гунбина С.Г. Динамика социальных представлений учащейся молодежи в условиях социально-экономического кризиса (на примере курсантов летно¬го училища). Дис. ... канд. психол. наук. -Самара, 2000.
54. Давыдов Д.Г., Грабовский И.В. Отношение российской молодежи к военной службе // Военно-социологические исследования: Сборник статей. -2004. - № 3.
55. Давыдов Д.Г. Имидж в контексте психологической теории // Имиджелогия: тенденции и перспективы развития. -М., 2003.
56. Давыдов Д.Г. Имидж вооруженных сил в современном военном противо¬борстве // Связи с общественностью как интегрированное научное знание периода открытого информационного общества: Материалы конференции. - М, 2004.
57. Давыдов Д.Г. Имидж Вооруженных Сил Российской Федерации в молодеж¬ной среде как предмет социально-психологического исследования // Сбор¬ник научных статей адъюнктов. -М.: ВУ. -2004. -№ 12.
58. Давыдов Д.Г., Мясоедов С.П. Армии нужен свой парень // Военное образо¬вание. -2003. -5-11 июля. С. 4-5.
59. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Неустойчивая социальная идентичность стано¬вится нормой //Социальная идентичность: способы концептуализации и из¬мерения: Материалы Всероссийского научно-методического семинара. - Краснодар, 2004. С. 8-14.

187
60. Даунинг Г. Репутация фирмы: создание, управление и оценка эффективно¬сти: Пер. с англ. -М., 2003.
61. Дерюгин В.И. Специальные методы социально-психологического воздейст¬вия и влияния на людей. -Челябинск, 1996.
62. Дерюгин Ю.И. Снова о военной реформе. //Социс. -1993. -№12.
63. Дмитриева Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности: Дис. докт. психол. наук. -Новосибирск, 1999.
64. Доган М. Угасание национализма в Западной Европе // Социс. -1993. -№3.
65. Донцов А.И., Басканский О.Е. Схемы понимания и объяснения физической реальности // Вопросы философии. -1998. -№ 11.
66. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии: Учебное пособие. -М., 1987.
67. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология / Под ред. А.А. Леонтьева. -М., 1980.
68. Дугин А.Г. Философия политики. -М., 2004.
69. Дъякова В.В. Стереотипы восприятия государственных служащих в совре¬менном российском обществе: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1996.
70. Емельянова Е.В. Психосемиотика предметной среды как фактор формиро¬вания персонального имиджа: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2004.
71. Жичкина А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользо¬вателей юношеского возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ