Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики..8
1.2.Особенности организации театрализованной деятельности в
образовательном процессе детского сада 20
1.3. Педагогические условия воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности 32 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Диагностика уровня воспитанности доброжелательного отношения к
окружающим у старших дошкольников 43
2.2. Апробация педагогических условий воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной
деятельности 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики..8
1.2.Особенности организации театрализованной деятельности в
образовательном процессе детского сада 20
1.3. Педагогические условия воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности 32 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Диагностика уровня воспитанности доброжелательного отношения к
окружающим у старших дошкольников 43
2.2. Апробация педагогических условий воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной
деятельности 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях развития дошкольного образования, определены требования к общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. На первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, становится реализация образовательной программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Определены также требования к структуре содержания общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения: развивающая предметно¬
пространственная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Тем самым доброжелательное отношение к окружающим в развитии ребенка-дошкольника является одной из ведущих задач образовательной программы (54).
Доброжелательное отношение к окружающим - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным (3 3). Доброжелательность означает: не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты; питать благодарность, доверие и уважение к окружающим (45). Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений дошкольников стояла перед педагогами всегда. Примерные образовательные программы для детей дошкольного возраста, такие как: «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)(18);«Дружные ребята»(Р.С. Буре, М.В. Воробьева и др.(8),«Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)(28); «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.)(40); «Радуга» (Е.В. Соловьева, Т.Н. Дороновой и др.)(42); «Успех» (Н.В.
Федина, С.Н. Гамова и др.)(53) содержат раздел социально-коммуникативное развитие. В данном разделе определены задачи по формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этих задач очевидна, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку.
Проблемой доброжелательного отношения к окружающим занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева (5). Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Сформировавшиеся отношения в дошкольном детстве будут фундаментом для дальнейшего развития личности каждого воспитанника. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.
В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
По мнению Е.О. Смирновой, воспитание доброжелательных отношений - это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме (48). В дошкольной образовательной организации воспитание доброжелательного отношения проходит также через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность всегда радует детей, пользуется у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Дети смеются вместе с персонажами, сопереживают разыгрываемые события и всегда готовы придти на помощь. Психолог и педагог Б.М. Теплов считает что, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Для того чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место (51).
Проблема воспитания доброжелательного отношения между детьми стояла перед педагогами всегда. Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром, а театрализованная деятельность способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, нами была сформулированы тема исследования: «Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности».
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания доброжелательного
отношения к окружающим у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему воспитания доброжелательного отношения к окружающим в педагогической теории и практики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности организации театрализованной деятельности в образовательном процессе детского сада.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным при соблюдении совокупности следующих педагогических условий:
- создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста;
- подбор художественной литературы, способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
- готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);
- взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент; беседа
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (октябрь 2015 г. - март 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (июню 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №46 «Колокольчик» г.Белгорода.
пространственная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Тем самым доброжелательное отношение к окружающим в развитии ребенка-дошкольника является одной из ведущих задач образовательной программы (54).
Доброжелательное отношение к окружающим - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным (3 3). Доброжелательность означает: не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты; питать благодарность, доверие и уважение к окружающим (45). Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений дошкольников стояла перед педагогами всегда. Примерные образовательные программы для детей дошкольного возраста, такие как: «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)(18);«Дружные ребята»(Р.С. Буре, М.В. Воробьева и др.(8),«Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)(28); «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.)(40); «Радуга» (Е.В. Соловьева, Т.Н. Дороновой и др.)(42); «Успех» (Н.В.
Федина, С.Н. Гамова и др.)(53) содержат раздел социально-коммуникативное развитие. В данном разделе определены задачи по формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этих задач очевидна, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку.
Проблемой доброжелательного отношения к окружающим занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева (5). Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Сформировавшиеся отношения в дошкольном детстве будут фундаментом для дальнейшего развития личности каждого воспитанника. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.
В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
По мнению Е.О. Смирновой, воспитание доброжелательных отношений - это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме (48). В дошкольной образовательной организации воспитание доброжелательного отношения проходит также через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность всегда радует детей, пользуется у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Дети смеются вместе с персонажами, сопереживают разыгрываемые события и всегда готовы придти на помощь. Психолог и педагог Б.М. Теплов считает что, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Для того чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место (51).
Проблема воспитания доброжелательного отношения между детьми стояла перед педагогами всегда. Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром, а театрализованная деятельность способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, нами была сформулированы тема исследования: «Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности».
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания доброжелательного
отношения к окружающим у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему воспитания доброжелательного отношения к окружающим в педагогической теории и практики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности организации театрализованной деятельности в образовательном процессе детского сада.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным при соблюдении совокупности следующих педагогических условий:
- создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста;
- подбор художественной литературы, способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
- готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);
- взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент; беседа
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (октябрь 2015 г. - март 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (июню 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №46 «Колокольчик» г.Белгорода.
Исходя из исследования теоретического аспекта проблемы воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности, а также проведения экспериментальной работы с детьми, можно сделать следующие выводы.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что дошкольный возраст важнейший период для воспритания доброжелательного отношения к окружающим. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности имеющей морально ценную значимость. Доброжелательное отношение к окружающим состоит из нескольких компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий, которым
системно-образующая роль принадлежит нравственным качествам. Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения; понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения; закрепление навыков, умений и привычек поведения. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное, доброжелательное отношение к окружающим.
Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи, формировать социально нравственный опыт. Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов: выразительное чтение произведения, беседа, проговаривание отдельных фрагментов произведения, имитационные движения.
К основным условиям воспитания доброжелательного к окружающим старших дошкольников в театрализованной деятельности мы относим: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показал 64% детей, высокий уровень мы выявили у 16% дошкольников, низкий - у 20% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по просьбе или из-за желания получить одобрение.
Готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей показал, что воспитатели данной группы профессионально компетентны в театрализованной деятельности и могут получить высокие результаты по развитию театрализованной деятельности.
С целью повышения уровня воспитанности доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Составили перспективный план работы с детьми, родителями, привлекли воспитателей данной группы. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов данной группы, совместно подготовили и провели семинар - практикум «Театрализованная деятельность в ДОУ». В работе с детьми подготовили и провели ряд занятий по театрализованной деятельности, в которых дети знакомились с такими чувствами как: сострадание, сопереживание, взаимопомощь и т.д., где старшие дошкольники накапливали опыт доброжелательного отношения к окружающим. Подготовили и провели беседы по сюжетным картинкам из серии «Уроки доброты»,читали художественную литературу, в которой дети знакомились с нравственными поступками, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия. В художественной мастерской изготовили атрибуты в театрализованный уголок.
Для успешного осуществления воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников, привлекли к сотрудничеству семьи детей, используя активные формы работы: консультации, папки передвижки, раздача буклетов, памяток, родительские собрания, круглый стол, организация выставки книг, создание библиотеки, привлечение к созданию атрибутов театрализованный и литературный уголок, совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми по творчеству К. И. Чуковского.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста. У детей просматривается положительная динамика в уровне развития доброжелательного отношения к окружающим: 56% детей имеют высокий уровень, 36% - средний уровень и 8% - низкий уровень. Также развивающая предметно - пространственная среда (зоны активности театрализованной деятельности) находится на достаточно высоком уровне -85%, за счет пополнения детьми и родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет проходит успешно, если обеспечить: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.); объединение усилий воспитателей и родителей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что дошкольный возраст важнейший период для воспритания доброжелательного отношения к окружающим. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности имеющей морально ценную значимость. Доброжелательное отношение к окружающим состоит из нескольких компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий, которым
системно-образующая роль принадлежит нравственным качествам. Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения; понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения; закрепление навыков, умений и привычек поведения. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное, доброжелательное отношение к окружающим.
Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи, формировать социально нравственный опыт. Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов: выразительное чтение произведения, беседа, проговаривание отдельных фрагментов произведения, имитационные движения.
К основным условиям воспитания доброжелательного к окружающим старших дошкольников в театрализованной деятельности мы относим: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показал 64% детей, высокий уровень мы выявили у 16% дошкольников, низкий - у 20% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по просьбе или из-за желания получить одобрение.
Готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей показал, что воспитатели данной группы профессионально компетентны в театрализованной деятельности и могут получить высокие результаты по развитию театрализованной деятельности.
С целью повышения уровня воспитанности доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Составили перспективный план работы с детьми, родителями, привлекли воспитателей данной группы. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов данной группы, совместно подготовили и провели семинар - практикум «Театрализованная деятельность в ДОУ». В работе с детьми подготовили и провели ряд занятий по театрализованной деятельности, в которых дети знакомились с такими чувствами как: сострадание, сопереживание, взаимопомощь и т.д., где старшие дошкольники накапливали опыт доброжелательного отношения к окружающим. Подготовили и провели беседы по сюжетным картинкам из серии «Уроки доброты»,читали художественную литературу, в которой дети знакомились с нравственными поступками, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия. В художественной мастерской изготовили атрибуты в театрализованный уголок.
Для успешного осуществления воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников, привлекли к сотрудничеству семьи детей, используя активные формы работы: консультации, папки передвижки, раздача буклетов, памяток, родительские собрания, круглый стол, организация выставки книг, создание библиотеки, привлечение к созданию атрибутов театрализованный и литературный уголок, совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми по творчеству К. И. Чуковского.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста. У детей просматривается положительная динамика в уровне развития доброжелательного отношения к окружающим: 56% детей имеют высокий уровень, 36% - средний уровень и 8% - низкий уровень. Также развивающая предметно - пространственная среда (зоны активности театрализованной деятельности) находится на достаточно высоком уровне -85%, за счет пополнения детьми и родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет проходит успешно, если обеспечить: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.); объединение усилий воспитателей и родителей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Организация деятельности педагога по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМПАТИЙНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПРИРОДООХРАННЫЕ АКЦИИ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ОБОГАЩЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018



