ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1. Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики..8
1.2.Особенности организации театрализованной деятельности в
образовательном процессе детского сада 20
1.3. Педагогические условия воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности 32 ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43
2.1. Диагностика уровня воспитанности доброжелательного отношения к
окружающим у старших дошкольников 43
2.2. Апробация педагогических условий воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной
деятельности 51
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66
ПРИЛОЖЕНИЕ
В современных условиях развития дошкольного образования, определены требования к общеобразовательной программе дошкольного образовательного учреждения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом ДО. На первый план вместо учебной деятельности, организуемой в форме занятий, становится реализация образовательной программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Определены также требования к структуре содержания общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения: развивающая предметно¬
пространственная среда; характер взаимодействия с взрослыми; характер взаимодействия с другими детьми; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. Тем самым доброжелательное отношение к окружающим в развитии ребенка-дошкольника является одной из ведущих задач образовательной программы (54).
Доброжелательное отношение к окружающим - это одна из главных черт гармоничных отношений с людьми. Когда люди доброжелательно относятся друг к другу, то поведение никогда не будет агрессивным (3 3). Доброжелательность означает: не сомневаться в добрых намерениях; обращать внимание на положительные черты; питать благодарность, доверие и уважение к окружающим (45). Проблема воспитания гуманных, доброжелательных отношений дошкольников стояла перед педагогами всегда. Примерные образовательные программы для детей дошкольного возраста, такие как: «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.)(18);«Дружные ребята»(Р.С. Буре, М.В. Воробьева и др.(8),«Истоки» (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, Т.В. Антонова и др.)(28); «От рождения до школы» (Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и др.)(40); «Радуга» (Е.В. Соловьева, Т.Н. Дороновой и др.)(42); «Успех» (Н.В.
Федина, С.Н. Гамова и др.)(53) содержат раздел социально-коммуникативное развитие. В данном разделе определены задачи по формированию положительного отношения к другим людям, социальных чувств, взаимопомощи и пр. Важность этих задач очевидна, поскольку именно в старшем дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, формируются и укрепляются индивидуальные варианты отношений к себе и к другому человеку.
Проблемой доброжелательного отношения к окружающим занимались Т.Н. Бабаева, Т.И. Ерофеева (5). Авторы, изучающие взаимоотношения в детском коллективе, подчеркивают особое значение, которое имеет совместная деятельность для формирования нравственных качеств ребенка и культуры общения. Особое значение в формировании личности старших дошкольников имеют отношения, которые строятся на основе доброжелательности.
Сформировавшиеся отношения в дошкольном детстве будут фундаментом для дальнейшего развития личности каждого воспитанника. Развитие ребенка с первых дней жизни осуществляется не только с помощью организованного воспитания, но и в результате стихийных воздействий природы, семьи, общества, сверстников, средств массовой информации, случайных наблюдений.
В отечественной педагогике проблема воспитания гуманных и, следовательно, доброжелательных отношений традиционно занимала видное место. Анализ взглядов педагогов и мыслителей России, М.В. Ломоносова, А.Н. Радищева, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др., позволил обнаружить наличие во взглядах понятия «направленность личности» как проявления доброжелательного отношения детей к окружающим под влиянием сформированных нравственных чувств.
По мнению Е.О. Смирновой, воспитание доброжелательных отношений - это длительный процесс, в котором детский сад является очень важным звеном. Смысл этого процесса заключается в постепенном осознании и принятии ребенком нравственных, моральных и поведенческих норм и правил, принятых в определенном социуме (48). В дошкольной образовательной организации воспитание доброжелательного отношения проходит также через театрализованную деятельность.
Театрализованная деятельность всегда радует детей, пользуется у них большой любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Дети смеются вместе с персонажами, сопереживают разыгрываемые события и всегда готовы придти на помощь. Психолог и педагог Б.М. Теплов считает что, в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые. Для того чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место (51).
Проблема воспитания доброжелательного отношения между детьми стояла перед педагогами всегда. Театрализация является действенным способом решения этой важнейшей задачи. Творчество было и остается спасительным инструментом в воспитании ребенка, оно гармонизирует отношения с миром, а театрализованная деятельность способствует воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, нами была сформулированы тема исследования: «Воспитание доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности».
Проблема исследования: какие педагогические условия способствуют воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс воспитания доброжелательного
отношения к окружающим у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть проблему воспитания доброжелательного отношения к окружающим в педагогической теории и практики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности организации театрализованной деятельности в образовательном процессе детского сада.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой воспитание доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет эффективным при соблюдении совокупности следующих педагогических условий:
- создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста;
- подбор художественной литературы, способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
- готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);
- взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников;
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ научной и методической психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические: наблюдение; педагогический эксперимент; беседа
3) качественный и количественный анализ результатов исследования.
Исследование выполнялось в несколько этапов:
Первый этап (сентябрь 2015 г.) - определение темы выпускной
квалификационной работы, изучение и анализ литературы по проблеме исследования; формулирование и уточнение проблемы, цели, объекта, предмета, гипотезы, задач, составление плана исследования; подготовка материала теоретической части.
Второй этап (октябрь 2015 г. - март 2016 г.) - разработка плана экспериментальной работы, проведение и анализ результатов педагогического эксперимента.
Третий этап (июню 2016 г.) - обобщение и систематизация результатов экспериментальной работы; оформление выпускной квалификационной работы и подготовка ее к защите.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад №46 «Колокольчик» г.Белгорода.
Исходя из исследования теоретического аспекта проблемы воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников в театрализованной деятельности, а также проведения экспериментальной работы с детьми, можно сделать следующие выводы.
Анализ психологической и педагогической литературы показывает, что дошкольный возраст важнейший период для воспритания доброжелательного отношения к окружающим. Воспитание доброжелательного отношения к окружающим происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности имеющей морально ценную значимость. Доброжелательное отношение к окружающим состоит из нескольких компонентов: мотивационный, когнитивный, поведенческий, которым
системно-образующая роль принадлежит нравственным качествам. Рассматриваются этапы развития нравственных качеств: формирование устойчивых потребностей в той или иной деятельности или сфере поведения; понимание нравственного значения той или иной деятельности или поведения; закрепление навыков, умений и привычек поведения. Все это является для ребенка своеобразной школой, где он приобретает опыт моральных отношений, усваивает правила поведения, элементарную культуру деятельности, культуру речи, и, главное, у него сформируется эмоционально нравственное, доброжелательное отношение к окружающим.
Театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка, позволяет успешно решить многие воспитательно-образовательные задачи, формировать социально нравственный опыт. Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов: выразительное чтение произведения, беседа, проговаривание отдельных фрагментов произведения, имитационные движения.
К основным условиям воспитания доброжелательного к окружающим старших дошкольников в театрализованной деятельности мы относим: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.);взаимодействие ДОУ с семьей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
По результатам констатирующего этапа экспериментальной работы можно сделать вывод, что уровень воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста находится на среднем уровне, который показал 64% детей, высокий уровень мы выявили у 16% дошкольников, низкий - у 20% детей. Дошкольники имеют сложности в оперировании определенными нравственными понятиями (сочувствие, сопереживание, отзывчивость, великодушие). Эмоциональные реакции на нравственные и безнравственные поступки адекватны, однако, степень их выраженности не столь яркая. В ситуации выбора поступают по-разному, чаще оказывают действенную помощь по просьбе или из-за желания получить одобрение.
Готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей показал, что воспитатели данной группы профессионально компетентны в театрализованной деятельности и могут получить высокие результаты по развитию театрализованной деятельности.
С целью повышения уровня воспитанности доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников, мы апробировали заявленные в гипотезе исследования педагогические условия.
Составили перспективный план работы с детьми, родителями, привлекли воспитателей данной группы. С целью повышения профессиональной компетенции педагогов данной группы, совместно подготовили и провели семинар - практикум «Театрализованная деятельность в ДОУ». В работе с детьми подготовили и провели ряд занятий по театрализованной деятельности, в которых дети знакомились с такими чувствами как: сострадание, сопереживание, взаимопомощь и т.д., где старшие дошкольники накапливали опыт доброжелательного отношения к окружающим. Подготовили и провели беседы по сюжетным картинкам из серии «Уроки доброты»,читали художественную литературу, в которой дети знакомились с нравственными поступками, что позволило приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогают ребенку установить причины и их последствия. В художественной мастерской изготовили атрибуты в театрализованный уголок.
Для успешного осуществления воспитания доброжелательных отношений к окружающим у старших дошкольников, привлекли к сотрудничеству семьи детей, используя активные формы работы: консультации, папки передвижки, раздача буклетов, памяток, родительские собрания, круглый стол, организация выставки книг, создание библиотеки, привлечение к созданию атрибутов театрализованный и литературный уголок, совместная театрализованная деятельность с родителями и детьми по творчеству К. И. Чуковского.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов экспериментальной работы показал эффективность реализованных нами педагогических условий по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста. У детей просматривается положительная динамика в уровне развития доброжелательного отношения к окружающим: 56% детей имеют высокий уровень, 36% - средний уровень и 8% - низкий уровень. Также развивающая предметно - пространственная среда (зоны активности театрализованной деятельности) находится на достаточно высоком уровне -85%, за счет пополнения детьми и родителями.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа по воспитанию доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности будет проходит успешно, если обеспечить: создание зон активности театрализованной деятельности в группе детей старшего дошкольного возраста; подбор художественной литературы способствующей воспитанию
доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников; готовность педагога к включению театрализованной деятельности во все формы педагогического процесса, при реализации различных образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и др.); объединение усилий воспитателей и родителей для воспитания доброжелательного отношения к окружающим у старших дошкольников.
1. Алябьева Е. А. Воспитание культуры поведения у детей 5- 7 лет. - М., 2009.
2. Акулова О. Театрализованные игры/ Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
3. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003.
4. Атрахимович Е.В. Методы и средства формирования нравственной культуры личности в общеобразовательных учреждениях/ Е.В. Атрахимович // Весщ БДПУ, 2008. - No 3. - Серыя 1. - с. 30-33.
5. Бабаева Т.Н. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения: Автореферат дисс. канд. пед. наук / Т. Н Бабаева - Л.,1973.- 23 с.
6. Басов М.Я. Методика психологических наблюдений за детьми : Избранные психологические произведения.- М.: Инфра М., 2010.-379 с.
7. Бондаренко Е.А. О психическом развитии ребенка.- Минск: Минск- пресс, 2010.
8. Буре Р.С. Дружные ребята: воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников / Р.С. Буре, М.В.Воробьева, В.Н. Давидович-М.: Просвещение, 2006. - 141 с.
9. Бурменская Г.А. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психологического развития детей / Г.А. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс - М.: Изд-во МГУ, 1990. -158с.
10. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: «Просвещение», 1967. - 122с.
11. Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева, В. В. Гербова, Т. С. Комарова. - М. - 2005.
12. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 220с.
13. Гайворонская Т.А., Деркунская В.А. Развитие эмпатии у старших дошкольников в театрализованной деятельности. Методическое пособие - М., 2007. - 144с.
14. Галигузова Л.Н. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.- В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Л.Н. Галигузова., М.И. Лисиной.- М., 2011.
с. 55-78.
15. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещиряков // Педагогика и воспитание, 2010. - 300, с.2.
16. Горелова Г.Г. Культура и личностный стиль педагогической деятельности// Педагогика. - 2002. - №6. - с. 61-66.
17. Гостюхина О.М. Влияние самодеятельных игровых объединений на формирование доброжелательных отношений дошкольников: Автореферат дисс... канд. психол. наук/ О.М. Гостюхина - М., 1984. - с. 24.
18. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. - с.280.
19. Дубина Л Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание- 2009. №10, с.26-36.
20. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубина // Дошкольное воспитание - 2010. №11, с.3-10.
21. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: Примерная программа для дошкольных образовательных учреждений. / Под ред. Феоктистовой Т. Г., Шитяковой Н. П., 2012.
22. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - м.: Московский психолого-социальный институт, 2001.-194с.
23.Забровская О.В. Развитие коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в поликультурном пространстве детского сада // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск №08.
24.Закон об образовании в РФ-[Электронный ресурс] - Режим доступа: /http://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya- 2016.
25.Землянухина Т.М. Особенности общения и любознательности у воспитанников закрытых детских учреждений в раннем возрасте.- В сб.: Возрастные особенности психического развития детей / Т.М. Землянухина М.И. Лисина, И.В. Дубровина - М., 1982, с. -38-59.
26.Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду / И. Зимина// Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
27.Золотарёва Е. К. Педагогические условия осознания ребёнком нравственной ценности поступка. - М., 2014. - с.20.
28. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного
образования.-5-е изд.-М.:ТЦ Сфера, 2014.- с. 161.
29. Клименкова О. Игра как азбука общения / О. Клименкова //Дошкольное воспитание, 2009. №4, С.7-14.
30. Коваль А.Н., Малыгина А.Н., Жесткова Е.А. Изучение уровня развития нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.science-education.ru/ru/article/view?id=21974.
31. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.:
Академия, 2001. - с.416.
32. Лисина М.И. Генезис форм общения у детей.- В кн.: Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.,1999. с. 268-295.
33. Лисина М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника.- В кн.: Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания.- М., 2003. с. 4-8.
34. Маврина И. В. Развитие взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками// Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста/ под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Ларентьевой. -М.: Гном- Пресс,1999.— С.106-118.
35. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. Пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006.- с. 126.
36. Микляева Н.В. Игровые педагогические ситуации в опыте работы ДОУ.-М.: Айрис-пресс, 2005.
37. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.: издательство Детство Пресс, 2010.- 592 с.
38. Неверова А. А. Особенности отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 102-106.
39.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ, 1994. - 928 с.
40. От рождения до школы Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
41. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание, 2011. №1, С.72-78.
42. Радуга : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьёва, С.Г. Якобсон; науч. рук. Е.В. Соловьёва. - М.: Просвещение, 2014.
43. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании- М.: Владос, 2011.
44. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова, 1993.
45. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
46. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. Учебное пособие.— М.: Академия, 2000.— 160 с.
47. Смирнова, Е., Гударева О. Современные пятилетние дети: особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание, 2011. №3, С.69-75.
48. Смирнова, Е.О. Моральное и нравственное развитие дошкольников [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное образование. - 2006. - № 24. - С. 11¬14.
49. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Программа «Театр-творчество- дети.-м.: миоо, 1995.
50. Социальная психология личности в вопросах и ответах: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В. А. Лабунской.— М.: Гардарики, 2001.- 397с.
51. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1965.
52. Трусова Е.Л. Сюжетно-ролевая игра «Мастерская волшебная ниточка» - Севастополь, 2000. - 29с.
53. Успех Примерная основная образовательная программа дошкольного образования: проект / С. Н. Гамова, Е. Н. Герасимова, В. А. Деркунская и др.— М. : Просвещение, 2015. — 235 с.
54. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://svouo.dogm.mos.ru/presscenter/news/detail/891433.
55.Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.-м.: Владос, 2001.
56. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
57. С.Г. Якобсон С. Г. Моральное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей детских садов. - М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2003. - 112 с.