Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации

Работа №7015

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

юриспруденция

Объем работы201стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
892
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 13
§ 1. Развитие взглядов о понятии гражданства 13
§ 2. Понятие и сущность гражданства 41
§ 3. Принципы гражданства 69
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ГРАЖДАНСТВА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ 89
§ 1. Конституционно-правовая регламентация приобретения гражданства...89
§ 2. Конституционные основы возникновения двойного гражданства 144
§ 3. Правовое регулирование прекращения гражданства 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 178
БИБЛИОГРАФИЯ 188




Социально-экономические и политические преобразования, вызванные распадом СССР и современными потребностями российского общества, обусловили необходимость качественных изменений всей правовой системы и отдельных ее институтов.
В качественном изменении нуждается институт гражданства, в частности порядок приобретения и прекращения гражданства. Особую значимость он приобрел в связи с определением статуса, круга прав и обязанностей, законодательным их закреплением, оформлением гражданской принадлежности этнических россиян, оказавшихся в связи с распадом СССР за пределами территории Российской Федерации.
В связи с рассмотрением вопросов этнических россиян особую значимость приобретают вопросы двойного гражданства и его реализации в современных условиях. К постановке этих проблем побуждает жизненная значимость этих вопросов и практика реализации в зарубежных странах.
В 1991 году был принят Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации», который отражал потребности переходного периода. Последующие изменения в государственно-правовой жизни российского общества, а также подписание Россией в 1997 году Европейской конвенции о гражданстве потребовали принятие нового законодательства. Новый Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» был принят 31 мая 2002 года. Он существенно отличается от предыдущего по содержанию, характеру, структуре, вводит в оборот целый ряд юридических терминов. В нем нашло отражение развитие института российского гражданства.
Вместе с тем закрепленный в новом Законе порядок приема в российское гражданство содержит много пробелов. Поэтому происходит реальное ущемление прав личности при приобретении гражданства. Особенно остро несовершенство действующего законодательства отражается на русских и русскоязычных гражданах из бывших республик СССР. Упрощенный порядок приобретения гражданства Российской Федерации не может обеспечить право на гражданство всех категорий бывших российских соотечественников. Для

4
этих людей процесс получения российского гражданства сопряжен со многими трудностями.
В диссертации предлагается концептуальный подход к решению проблемы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, составной частью которого является, по мнению автора, проблема кумулятивного и «спящего» гражданства. Решение этой проблемы позволило бы значительно смягчить положение российских соотечественников в плане обеспечения их прав и свобод, обеспечить их интеграцию в российское сообщество.
Эффективное регулирование отношений приобретения и прекращения гражданства зависит от установленных юридических норм. Для достижения действенности данного механизма необходимо, чтобы законодательство в области гражданства имело в целом демократический характер.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гармонизация и либерализация российской правовой системы за последние годы эволюции государственного строя наметили тенденции к демократизации основ правового статуса личности, что в значительной мере повлияло на процесс формирования института гражданства. Принятие Конституции Российской Федерации явилось катализатором в сфере реформирования в области приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
Ориентация российской конституционно-правовой доктрины на общепризнанные международные стандарты в области гражданства за последние годы приобрела поистине вселенский масштаб. Поэтому международно-правовое законодательство играет особую роль в конституционно-правовом регулировании отношений по приобретению и прекращению гражданства Российской Федерации.

175
За последние несколько лет российское законодательство о гражданстве претерпевает серьезные изменения. 31 мая 2002 года был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», существенно отличающийся по своему характеру и содержанию от предыдущего законодательного акта. Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября
1991 года создавался в переходный период развития российской государственности. Данный законодательный акт предусматривал наиболее облегченные условия и порядок приобретения российского гражданства. Этот правовой документ своей первостепенной задачей и целью ставил защиту и обеспечение интересов российских соотечественников, оставшихся после распада СССР в новых независимых государствах.
Разработка и принятие нового законодательного акта в сфере гражданства обусловливалось желанием законодателя ужесточить доступ в Российскую Федерацию лиц с криминальным прошлым, преступников. Этот благой помысел обернулся ужесточением процедуры получения гражданства для многих категорий соискателей и прежде всего для бывших российских соотечественников.
В первоначальной редакции Закон грубо нарушал права переселенцев из стран СНГ, длительное время проживавших в России, имевших регистрацию по месту жительства. Законом игнорировалось Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства, заключенное в Москве 26 февраля 1999 г. и ратифицированное 2 января 2000 г.
Эти и многие другие недостатки Закона породили всеобщее недовольство, вызвали бурный общественный резонанс. Президент России В.В. Путин в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ отметил несовершенство, недостаточную эффективность законодательства в сфере гражданства.
Для снятия социальной напряженности законодатель был вынужден изменить ряд положений Закона. 11 ноября 2003 г. появился в свет

176
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». 14 декабря 2004 г. он вступил в законную силу.
Эти изменения не исчерпали все недостатки, присущие новому Закону. На сегодняшний день нормативные документы в сфере гражданства защищают интересы не всех бывших российских соотечественников из ближнего зарубежья. Думается, для достижения этой цели необходимо более тщательное рассмотрение и последующее разрешение проблем, с которыми сталкиваются этнические россияне при подаче документов на оформление российского гражданства. Главной мотивацией законодателя должно стать стремление к наиболее облегченной натурализации русскоязычных граждан из государств СНГ.
Закон о гражданстве РФ от 31 мая 2002 г. разрабатывался под влиянием Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. Однако создатели законодательного акта в целом не учли российскую правовую специфику, которая является необходимой предпосылкой в понимании всего комплекса проблем, стоящих перед государством. Существует потребность в заимствовании, экстраполяции некоторых норм европейского и всего международного законодательства. При этом нужно принимать во внимание права людей, связанных с российским государством. Прежде всего, это касается русских и русскоязычных граждан на всем постсоветском пространстве.



1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 5 апреля. 1995 г.
2. Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, касающиеся коллизий между законами о гражданстве от 12 апреля 1930 г. // Российский бюллетень по правам человека. Вып.3. 1994 г.
3. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. // Бюллетень международных договоров .1993.№9.
4. Конвенция о статусе апатридов от 28 сентября 1954 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
5. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Г.Е. Вилков. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства.М.,1964.
6. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. // Г.Е. Вилков. Законодательство СССР и международные соглашения по вопросам гражданства.М.,1964.

185
7. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 г. // Международные акты о правах человека. Сборник документов. Сост. В. А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2002.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Права человека. Сборник международных документов.- М.: Юридическая литература,1998.
9. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. // Права человека. Сборник международных документов. - М.: Юридическая литература,1998.
10. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. // В.Ф. Миронов,
А.В. Миронов. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства. - М.: НОРМА, 2003.
Нормативно-правовые документы
11. Конституция Российской Федерации.М.,1993. // Российская газета. 25 декабря 1993 г. №237.
12. Свод законов о состояниях (Св. Зак. Т IX., изд. 1899 г. по Прод. 1906 и 1908 гг.). Сост. А.Л. Саатчиан.Спб.,1911.
13. Положение о видах на жительство (Св. Зак., Т.Х1У, изд. 1895 г.). Сост. Н.И. Арефа.Спб.,1897.
14. Декрет ВЦИК от 23 (10) ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» // СУ РСФСР. 1917. №3.ст.31.
15. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР.1918.№31.ст.405.
16. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство» // СУ РСФСР.1921.№62.ст.437.
17. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей» // СУ РСФСР.1921.№72.ст.578.

186
18. Постановление СНК БССР «Положение об иностранцах в БССР» // СУ БССР.1922.ст.148.
19. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г.// СЗ СССР 1924 г. №23. Ст.202.
20. Постановление ЦИК и СНК СССР от 13 ноября 1925 г. «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и Красной армий, а также амнистированных лиц, служивших в белых армиях, и участников контрреволюционных восстаний» // СЗ СССР 1925 г. №7.ст.581.
21. Положение о гражданстве СССР, утвержденное ЦИК и СНК 13 июня 1930 г. // СЗ СССР 1930 г.№34.ст.367; СЗ СССР 1931 г.№24.ст.196.
22. Положение о гражданстве Союза ССР, утвержденное ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 г. // СЗ СССР 1931 г.№24.ст.196; СЗ СССР 1932 г.№55.ст.329.
23. Закон о гражданстве СССР от 19 августа 1938 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1938 г.№11.
24. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических республик» от 7 сентября 1940 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1940 г.№31.
25. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 марта 1941 г. «О восстановлении в гражданстве СССР жителей Бессарабии и о приобретении советского гражданства жителями Северной Буковины» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1941 г.№13.
26. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 г. «О порядке приобретения гражданства СССР лицами литовской национальности, коренными жителями города Клайпеды, Клайпедского, Шилутского и Пагегского уездов Литовской ССР» // «Ведомости Верховного Совета СССР». 1948 г.№1.

187
27. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 30 марта 1948 г. «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской республик и уроженцами Бессарабии, проживающими в странах Латинской Америки» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1948 г.№28.
28. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 октября 1946 г. «О выходе из советского гражданства лиц чешской и словацкой национальностей, переселяющихся из СССР в Чехословакию, и приобретении советского гражданства лицами русской, украинской и белорусской национальностей, переселяющихся из Чехословакии в СССР» // «Ведомости Верховного Совета СССР».1946 г.№40.
29. Закон СССР «О гражданстве СССР» от 1 декабря 1978 г. // «Ведомости Верховного Совета СССР».1978.№49.Ст.816.
30. Закон СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР» // «Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР».1990 г.№23.Ст.435.
31. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992.№6.Ст.243; СЗ РФ.2002.№22.Ст.2031.
32. Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // СЗ РФ.2002.№22.Ст.2031.
33. Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 11 ноября 2003 г. // Российская газета. 14 ноября 2003 г.
34. Закон РФ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. // СЗ РФ.2002.№30.Ст.3092.
35. Закон РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» от 24 мая 1999 г. // СЗ РФ.1999.№22.Ст.2670.
36. Закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» от 25 июля 2002 г. // Российская газета. 30 июля. 2002 г.
37. Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. // Российская газета. 6 марта.
1992 г.

188
38. Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 г. в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 г., с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законами от 21 июля и 7 ноября 2000 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.1993.№12.Ст.425; СЗ РФ.1997.№26.Ст.2956; 1998.№30.Ст.3613; 2000.№33.Ст.3348; №46.Ст.4537.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ