СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО¬
ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО
ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННО¬
ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО
ТАМОЖЕННОГО ПОСТА БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТАМОЖЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования. Большие изменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизни современной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они с начала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей.
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма.
Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах-участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций.
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из наиболее острых задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику с применение методов таможенно-тарифного регулирования.
Анализ степени изученности темы. В настоящее время большая часть научных исследований посвящена вопросам таможенно-тарифного регулирования в отдельно взятых отраслях либо анализу элементов и механизмов таможенно-тарифного регулирования, таких как таможенные льготы, тарифные льготы, тарифные преференции, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), эскалация ставок таможенных пошлин. В отечественной экономической науке до сих пор практически нет исследований, связанных с анализом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) как совокупности экономических элементов, следовательно, важно провести исследование таможенно-тарифного регулирования как совокупности экономических мер регулирования ВЭД и проанализировать таможенный тариф Российской Федерации.
Среди известных российских авторов, внесших существенный вклад в разработку проблем в области внешнеторговой деятельности можно выделить следующих: А.С. Булатову, О.С. Виханского, С.И. Долгову, С.В. Корнева, Д.А. Ларина и др.
1Булатова А.С. Экономика. М., 2011; Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2011; Долгова. С.И. Предприятия на внешних рынках: Внешнеторговое дело. СПб, 2013; Корнева С.В., Ларин Д.А. Основы внешнеэкономической деятельности. М., 2012.
Основополагающие научные разработки в области управления внешнеторговой деятельности представлены трудами таких авторов, как: В.Н. Бурмистров, С.В. Зубарев, П.Х. Линдерт, В.Е. Новиков, И.В. Савон, К.А. Семенов . Вопросы, посвященные внешнеэкономическим связям России с другими странами посвящены труды ряда российских ученых, таких как: А.Б. Терехов, С.П. Удовенко, В.К. Фомичев, В.А. Шамахов.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности региона и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса в Белгородской таможне.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает предположение о том, что снижение эффективности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на территории Белгородской области повлечет за собой снижение ассигнований в бюджет области.
Объектом исследования таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Предметом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Цель исследования заключается в изучении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности;
- рассмотреть практику таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Белгородской таможне (на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни);
- предложить основные направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в таможенной организации.
Теоретико-методологической основой проведенного исследования послужили труды ученых-теоретиков в области финансов, государственного регулирования внешнеторговой деятельности и международных отношений.
Использовались научно-исследовательские разработки, связанные с регулированием ВЭД, оптимизацией ставок таможенных пошлин. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) ;
2) нормативно-правовые акты ;
3) официальные статистические данные таможенных органов Белгородской области.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют углубить представления о таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности Белгородской области, а также в возможности использования результатов и рекомендаций дипломной работы в деятельности таможенных органов.
Апробация результатов исследования осуществляется на базе Белгородской таможни, а также основные положения и выводы дипломной работы апробированы в публикациях автора.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
С переходом к рыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованный таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма.
Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах-участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
В настоящее время таможенно-тарифное регулирование становится не только инструментом общей экономической политики на национальном уровне, но и объектом регулирующей деятельности международных экономических организаций.
Актуальность темы исследования заключается в том, что одной из наиболее острых задач, стоящих перед современной Россией, является максимальное использование внешней торговли и внешнеэкономических связей в целом для обеспечения выхода страны из экономического кризиса, осуществления структурной перестройки экономики, повышения ее эффективности за счет интегрирования экономики Российской Федерации в мировую экономику с применение методов таможенно-тарифного регулирования.
Анализ степени изученности темы. В настоящее время большая часть научных исследований посвящена вопросам таможенно-тарифного регулирования в отдельно взятых отраслях либо анализу элементов и механизмов таможенно-тарифного регулирования, таких как таможенные льготы, тарифные льготы, тарифные преференции, товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), эскалация ставок таможенных пошлин. В отечественной экономической науке до сих пор практически нет исследований, связанных с анализом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности (ВТД) как совокупности экономических элементов, следовательно, важно провести исследование таможенно-тарифного регулирования как совокупности экономических мер регулирования ВЭД и проанализировать таможенный тариф Российской Федерации.
Среди известных российских авторов, внесших существенный вклад в разработку проблем в области внешнеторговой деятельности можно выделить следующих: А.С. Булатову, О.С. Виханского, С.И. Долгову, С.В. Корнева, Д.А. Ларина и др.
1Булатова А.С. Экономика. М., 2011; Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2011; Долгова. С.И. Предприятия на внешних рынках: Внешнеторговое дело. СПб, 2013; Корнева С.В., Ларин Д.А. Основы внешнеэкономической деятельности. М., 2012.
Основополагающие научные разработки в области управления внешнеторговой деятельности представлены трудами таких авторов, как: В.Н. Бурмистров, С.В. Зубарев, П.Х. Линдерт, В.Е. Новиков, И.В. Савон, К.А. Семенов . Вопросы, посвященные внешнеэкономическим связям России с другими странами посвящены труды ряда российских ученых, таких как: А.Б. Терехов, С.П. Удовенко, В.К. Фомичев, В.А. Шамахов.
Проблема исследования заключается в сложившемся противоречии между необходимостью совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности региона и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по организации этого процесса в Белгородской таможне.
В качестве основной гипотезы дипломного исследования выступает предположение о том, что снижение эффективности осуществления таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на территории Белгородской области повлечет за собой снижение ассигнований в бюджет области.
Объектом исследования таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности.
Предметом исследования является система мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Цель исследования заключается в изучении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности на современном этапе.
Поставленная цель потребовала решения следующих задач:
- изучить теоретические аспекты таможенно-тарифного
регулирования внешнеторговой деятельности;
- рассмотреть практику таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в Белгородской таможне (на примере Белгородского таможенного поста Белгородской таможни);
- предложить основные направления совершенствования таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в таможенной организации.
Теоретико-методологической основой проведенного исследования послужили труды ученых-теоретиков в области финансов, государственного регулирования внешнеторговой деятельности и международных отношений.
Использовались научно-исследовательские разработки, связанные с регулированием ВЭД, оптимизацией ставок таможенных пошлин. В процессе выполнения работы были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, структуризация, обобщение, а также качественный анализ нормативных документов.
Эмпирическую базу исследования составили:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) ;
2) нормативно-правовые акты ;
3) официальные статистические данные таможенных органов Белгородской области.
Научно-практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты исследования позволяют углубить представления о таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности Белгородской области, а также в возможности использования результатов и рекомендаций дипломной работы в деятельности таможенных органов.
Апробация результатов исследования осуществляется на базе Белгородской таможни, а также основные положения и выводы дипломной работы апробированы в публикациях автора.
Структура дипломной работы представлена введением, тремя разделами, заключением, списком источников и литературы и приложениями.
Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в Российской Федерации представляет собой метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Следовательно, таможенно-тарифное регулирование выполняет следующие функции: регулятивную, защитную, фискальную. Посредством выполнения указанных функций решаются следующие основные задачи внешнеторговой политики:
- выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства, без создания преимуществ для тех или других;
- ограничение допуска на отечественный рынок импортных товаров;
- пополнение доходной части федерального бюджета.
Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются таможенные пошлины. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Наибольшую роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации играют ввозные таможенные пошлины.
На величину ставки ввозной таможенной пошлины оказывают влияние такие элементы таможенно-тарифного регулирования, как код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения и таможенная стоимость.
В зависимости от страны происхождения товара можно выделить базовые, максимальные и преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин.
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации.
Максимальные ставки ввозных таможенных пошлин - к товарам, происходящим из государств, которым не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации.
Преференциальные ставки таможенной пошлины в размере 75% базовой ставки применяются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации.
По способу определения выделяют адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенной пошлины. Адвалорная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Комбинированный способ таможенного обложения предполагает одновременное использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.
Одной из основных функцией таможенных органов является взимание таможенных пошлин, поэтому в целях реализации фискальной функции таможенной пошлины таможенные органы осуществляют следующие операции:
- контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС;
- контроль правильности определения страны происхождения по товарам;
- контроль таможенной стоимости;
- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин.
Белгородский таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Поэтому в перечень функций, реализация которых возложена на пост, включены функции по обеспечению соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования, такие как:
- контроль правильности исчисления и уплаты таможенных платежей;
- принятие в пределах своей компетенции решения об определении и о контроле таможенной стоимости товаров;
- принятие в пределах своей компетенции решения по определению страны происхождения товаров;
- принятие в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Структура Белгородского таможенного поста разработана таким образом, чтобы эффективно выполнять все возложенные на него функции и быть активным звеном таможенной системы Российской Федерации.
Выполнение Белгородским таможенным постом возложенных на него функций по контролю соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования характеризуется показателями деятельности поста по взиманию таможенных платежей за 2О11-2015годы. В 2015 году на Белгородском западном таможенном посту было взыскано на 21,62% больше таможенных пошлин и налогов, чем в 2014 году, что в стоимостном выражении составило 837,7 млн. рублей.
Обеспечение соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования при ввозе товаров в регионе деятельности Белгородского таможенного поста входит в компетенцию отдела таможенного оформления и таможенного контроля. В рамках осуществления указанной функции инспектора отдела на основании представленных участниками внешнеторговой деятельности к таможенному оформлению документов совершают операции контроля:
- правильности указанного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС в целях определения ставки подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины;
- правильности заявленной страны происхождения товара для применения тарифных льгот;
- правильности рассчитанной таможенной стоимости, как налоговой базы для исчисления таможенной пошлины;
- правильности исчисления и полноты взимания суммы ввозной таможенной пошлины.
В условиях мирового экономического и финансового кризиса снизились объемы поступлений в доходную часть федерального бюджета за счет взимания таможенных пошлин в связи с уменьшением внешнеторгового оборота Белгородской области. По данным таможенной статистики только за два месяца 2015 года объем внешней торговли региона снизился в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 15% или на 1129,8 млн. долл. США.
Основные направления реализации таможенно-тарифной политики Белгородской таможни в условиях мирового финансового и экономического кризиса должны соответствовать целям социально-экономического развития Белгородской области. Поэтому деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования должна обеспечивать:
- макроэкономическую стабильность региона;
- повышение конкурентоспособности региональных предприятий на внешнем рынке;
- развитие международного экономического сотрудничества.
В этой связи основной стратегической целью деятельности таможенных органов на ближайшие три года является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Поэтому за период 2015-2018 годы для смягчения воздействия мирового финансового и экономического кризиса на региональную экономику предполагается решение таможенными органами следующих тактических задач:
1) обеспечение сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных пошлин;
2) совершенствование таможенного законодательства Российской Федерации;
3) принятие мер по повышению уровня законности принимаемых таможенными органами решений в сфере таможенно-тарифного регулирования.
Кроме того, важное значение в целях обеспечения таможенными органами соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеет совершенствование организации таможенного контроля. В частности, имеется в виду оптимизация последовательности осуществления операций таможенного контроля, связанных с контролем соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования: контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, страны происхождения товара, таможенной стоимости и правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, эффективное обеспечение таможенными органами соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в современных экономических условиях позволит обеспечить реализацию фискальной функции таможенной пошлины, а также усилить её регулирующее воздействие на национальное производство. Кроме того, решение данной задачи позволит обеспечить эффективную и разумную защиту отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей и экономическую безопасность страны, а главное - стабилизацию экономики России в ближайшей перспективе.
К основным рекомендациям, направленным на совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России относятся следующие:
1. Обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности путем внедрения алгоритма таможенного контроля соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Применение комплекса дополнительных мер по контролю за достоверностью заявляемых сведений о таможенной стоимости при импорте товаров, предусматривающий переход к использованию специфических ставок, установление комбинированных и смешанных ставок в условиях создания регулирующего таможенного тарифа.
3. Возможность корректировки специфических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров, в целях обеспечения адекватности абсолютных размеров таможенной пошлины, рассчитываемой по адвалорной и специфической составляющим комбинированных ставок.
4. Установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.
- выравнивание условий конкуренции для товаров импортного и отечественного производства, без создания преимуществ для тех или других;
- ограничение допуска на отечественный рынок импортных товаров;
- пополнение доходной части федерального бюджета.
Основным инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности являются таможенные пошлины. Сведенные воедино ставки таможенных пошлин называются таможенным тарифом. Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Наибольшую роль в таможенно-тарифном регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации играют ввозные таможенные пошлины.
На величину ставки ввозной таможенной пошлины оказывают влияние такие элементы таможенно-тарифного регулирования, как код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, страна происхождения и таможенная стоимость.
В зависимости от страны происхождения товара можно выделить базовые, максимальные и преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин.
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин применяются к товарам, происходящим из государств, которым Российская Федерация предоставляет в торгово-политических отношениях режим наиболее благоприятствуемой нации.
Максимальные ставки ввозных таможенных пошлин - к товарам, происходящим из государств, которым не предоставлен режим наиболее благоприятствуемой нации.
Преференциальные ставки таможенной пошлины в размере 75% базовой ставки применяются в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей национальной системой преференций Российской Федерации.
По способу определения выделяют адвалорные, специфические и комбинированные ставки таможенной пошлины. Адвалорная ставка устанавливается в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. Специфическая ставка таможенной пошлины взимается с веса, объема, штуки товара. Комбинированный способ таможенного обложения предполагает одновременное использование как адвалорных, так и специфических ставок таможенной пошлины.
Одной из основных функцией таможенных органов является взимание таможенных пошлин, поэтому в целях реализации фискальной функции таможенной пошлины таможенные органы осуществляют следующие операции:
- контроль правильности определения классификационного кода по ТН ВЭД ЕАЭС;
- контроль правильности определения страны происхождения по товарам;
- контроль таможенной стоимости;
- контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин.
Белгородский таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Российской Федерации. Поэтому в перечень функций, реализация которых возложена на пост, включены функции по обеспечению соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования, такие как:
- контроль правильности исчисления и уплаты таможенных платежей;
- принятие в пределах своей компетенции решения об определении и о контроле таможенной стоимости товаров;
- принятие в пределах своей компетенции решения по определению страны происхождения товаров;
- принятие в пределах своей компетенции решения по классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Структура Белгородского таможенного поста разработана таким образом, чтобы эффективно выполнять все возложенные на него функции и быть активным звеном таможенной системы Российской Федерации.
Выполнение Белгородским таможенным постом возложенных на него функций по контролю соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования характеризуется показателями деятельности поста по взиманию таможенных платежей за 2О11-2015годы. В 2015 году на Белгородском западном таможенном посту было взыскано на 21,62% больше таможенных пошлин и налогов, чем в 2014 году, что в стоимостном выражении составило 837,7 млн. рублей.
Обеспечение соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования при ввозе товаров в регионе деятельности Белгородского таможенного поста входит в компетенцию отдела таможенного оформления и таможенного контроля. В рамках осуществления указанной функции инспектора отдела на основании представленных участниками внешнеторговой деятельности к таможенному оформлению документов совершают операции контроля:
- правильности указанного кода товара по ТН ВЭД ЕАЭС в целях определения ставки подлежащей уплате ввозной таможенной пошлины;
- правильности заявленной страны происхождения товара для применения тарифных льгот;
- правильности рассчитанной таможенной стоимости, как налоговой базы для исчисления таможенной пошлины;
- правильности исчисления и полноты взимания суммы ввозной таможенной пошлины.
В условиях мирового экономического и финансового кризиса снизились объемы поступлений в доходную часть федерального бюджета за счет взимания таможенных пошлин в связи с уменьшением внешнеторгового оборота Белгородской области. По данным таможенной статистики только за два месяца 2015 года объем внешней торговли региона снизился в сравнении с аналогичным периодом 2014 года на 15% или на 1129,8 млн. долл. США.
Основные направления реализации таможенно-тарифной политики Белгородской таможни в условиях мирового финансового и экономического кризиса должны соответствовать целям социально-экономического развития Белгородской области. Поэтому деятельность таможенных органов по обеспечению соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования должна обеспечивать:
- макроэкономическую стабильность региона;
- повышение конкурентоспособности региональных предприятий на внешнем рынке;
- развитие международного экономического сотрудничества.
В этой связи основной стратегической целью деятельности таможенных органов на ближайшие три года является повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов. Поэтому за период 2015-2018 годы для смягчения воздействия мирового финансового и экономического кризиса на региональную экономику предполагается решение таможенными органами следующих тактических задач:
1) обеспечение сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных пошлин;
2) совершенствование таможенного законодательства Российской Федерации;
3) принятие мер по повышению уровня законности принимаемых таможенными органами решений в сфере таможенно-тарифного регулирования.
Кроме того, важное значение в целях обеспечения таможенными органами соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, имеет совершенствование организации таможенного контроля. В частности, имеется в виду оптимизация последовательности осуществления операций таможенного контроля, связанных с контролем соблюдения участниками внешнеторговой деятельности мер таможенно-тарифного регулирования: контроля правильности классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, страны происхождения товара, таможенной стоимости и правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин.
Таким образом, эффективное обеспечение таможенными органами соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в современных экономических условиях позволит обеспечить реализацию фискальной функции таможенной пошлины, а также усилить её регулирующее воздействие на национальное производство. Кроме того, решение данной задачи позволит обеспечить эффективную и разумную защиту отечественных производителей от недобросовестной конкуренции со стороны зарубежных товаропроизводителей и экономическую безопасность страны, а главное - стабилизацию экономики России в ближайшей перспективе.
К основным рекомендациям, направленным на совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России относятся следующие:
1. Обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности путем внедрения алгоритма таможенного контроля соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования.
2. Применение комплекса дополнительных мер по контролю за достоверностью заявляемых сведений о таможенной стоимости при импорте товаров, предусматривающий переход к использованию специфических ставок, установление комбинированных и смешанных ставок в условиях создания регулирующего таможенного тарифа.
3. Возможность корректировки специфических составляющих комбинированных ставок, применяемых в отношении ряда товаров, в целях обеспечения адекватности абсолютных размеров таможенной пошлины, рассчитываемой по адвалорной и специфической составляющим комбинированных ставок.
4. Установление дифференцированных по своему уровню ставок ввозных таможенных пошлин, применяемых в отношении целого ряда комплектующих элементов, предназначенных для промышленного изготовления отдельных товаров.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЯ ТАМОЖЕННОЙ
СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОБЪЕКТОВ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ
ТАМОЖНИ)
Бакалаврская работа, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОГО ТАМОЖЕННОГО ПОСТА
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФИСКАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ
ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА
ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



