УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 8
1.2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 34
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
2.4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1. СУЩНОСТЬ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ 8
1.2. УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ МОДЕРНИЗАЦИЯ
1.3. ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. АНАЛИЗ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 34
2.2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 42
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
2.4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЯ
В соответствие с информацией, содержащейся в ежегодном докладе Международной организации труда «О социальной защите в мире в 2017-2019 годах», всеобщая социальная защита населения является основным условием достижения целей в области устойчивого развития каждого государства. Последние полвека многие страны значительно повысили уровень своего социально-экономического развития, но все же около 55 % населения всех стран (около 4 млрд. человек) остаются не обеспеченными ни одной мерой социальной защиты, а для 29 % населения мира созданы условия лишь для доступа к комплексному социальному обеспечению. Такая ситуация относительно социальной защиты населения мира, по мнению экспертов Международной организации труда (далее - МОТ) является серьезным препятствием на пути экономического и социального развития стран [Доклад о социальной защите ...], поскольку именно социальная защита населения является ключевым инструментом снижения масштабов неравенства и бедности в государствах.
Благодаря МОТ и Организации Объединенных Наций в мире сложилось общее понимание того, что без обеспечения минимального уровня социальной защиты населения ни одно государство не может в полном объеме использовать его производственный потенциал, а, следовательно, и достичь желаемого уровня благосостояния всего его населения. В связи с этим в Повестке дня МОТ в области устойчивого развития государств на период до 2030 г.[Доклад о социальной защите ...], призванного повысить качество жизни населения в них, нашел свое отражение вопрос создания систем социальной защиты населения, обеспечивающих не менее чем минимальные уровни социальной защиты.
При этом в соответствии с рейтингом уровня жизни 2019 г., определенном в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций, Россия занимает среди 189 стран оцененных в рейтинге только 49 место[Уровень жизни в РФ...]. В своем послании Федеральному собранию в январе 2020 г. Президент Российской Федерации (далее - РФ) В.В. Путин акцентировал внимание, что в настоящее время ситуация в России принципиально отличается от той ситуации, которая была 10 и более лет назад. В стране создан устойчивый макроэкономический фундамент, который позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения, что является приоритетной задачей государственных органов власти в России [Послание Президента РФ Федеральному Собранию].
Эта задача соответствует основным целями государственной политики РФ, зафиксированным в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года[Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. N 597]. В числе таких целей в первоочередном порядке указаны: «.обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни...» [Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 ]. Иными словами одной их стратегически важных целей на период до 2025 г. является создание такой социальной защиты в РФ, в рамках которой должны быть обеспечены для всех граждан их права в этой сфере, задекларированные в Конституции РФ.
Степень и уровень научной разработанности проблемы: отдельным вопросам управления в сфере социальной защиты населения посвящены работы: И.В. Баранова, Н.А. Бондаренко, И.О. Демьяновой, В.В. Кижикиной, Т.К. Мироновой, О.Н. Никифоровой, В.Д. Ронка, М.И. Ходжаевой, С.В. Якимчук и других. В тоже время в соответствие с положениями статьи 65 Конституции РФ в нашем государстве насчитывается 85 субъектов РФ. Каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при управлении в них сферой социальной защиты.
Подтверждением этому может быть Тюменская область, занимающая третье место в числе регионов с наибольшей долей налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета по итогу 2019 г. (без учета автономных округов) [Социально-экономическое положение регионов РФ], но в рейтинге регионов России по качеству жизни по итогам 2017-2018 г. находящаяся только 14 месте[Рейтинг по качеству жизни]. При этом вопрос управления в сфере социальной защиты данного региона практически не исследован, что и объясняет актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: сфера социальной защиты РФ.
Предмет исследования: приоритетные направления и механизмы управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе государственного управления в сфере социально защиты населения Тюменской области и в разработке предложений для его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить сущность основных понятий относительно государственного управления в сфере социальной защиты населения РФ;
- выяснить проблемы управления в сфере социальной защиты населения в регионах РФ;
- проанализировать как организовано социальное обслуживание населения Тюменской области и его социальная поддержка;
- выяснить недостатки управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области;
- разработать предложения для совершенствования управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области.
Теоретической основой исследования послужили публикации российских и зарубежных ученых, посвященные исследованиям вопросам государственного регионального управления в сфере социальной защиты населения, нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере.
Методологическую основу исследования составил системный подход к изучению процесса организации функционирования системы управления в сфере социальной защиты населения в субъекте РФ.
Эмпирической базой исследования послужили научные публикации об организации управления сферой социальной защиты РФ и ее регионов, нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты, отчетные документы органов исполнительной власти и общественных институтов контроля социальной защиты, статистические данные федеральных и региональных органов статистики, в том числе показатели, характеризующие уровень социальной защиты населения РФ и Тюменской области, результаты региональных мониторингов социального обслуживания.
Методами исследования являются такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, логический метод, в том числе сравнительный, комплексный и системный анализы.
Новизна исследования заключается в том, что осуществлен сравнительный, комплексный и системный анализы управления современной сферой социальной защиты населения Тюменской области, на основании результатов которых выработаны предложения для его совершенствования.
Благодаря МОТ и Организации Объединенных Наций в мире сложилось общее понимание того, что без обеспечения минимального уровня социальной защиты населения ни одно государство не может в полном объеме использовать его производственный потенциал, а, следовательно, и достичь желаемого уровня благосостояния всего его населения. В связи с этим в Повестке дня МОТ в области устойчивого развития государств на период до 2030 г.[Доклад о социальной защите ...], призванного повысить качество жизни населения в них, нашел свое отражение вопрос создания систем социальной защиты населения, обеспечивающих не менее чем минимальные уровни социальной защиты.
При этом в соответствии с рейтингом уровня жизни 2019 г., определенном в рамках Программы развития Организации Объединенных Наций, Россия занимает среди 189 стран оцененных в рейтинге только 49 место[Уровень жизни в РФ...]. В своем послании Федеральному собранию в январе 2020 г. Президент Российской Федерации (далее - РФ) В.В. Путин акцентировал внимание, что в настоящее время ситуация в России принципиально отличается от той ситуации, которая была 10 и более лет назад. В стране создан устойчивый макроэкономический фундамент, который позволяет обеспечить улучшение качества жизни населения, что является приоритетной задачей государственных органов власти в России [Послание Президента РФ Федеральному Собранию].
Эта задача соответствует основным целями государственной политики РФ, зафиксированным в Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года[Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. N 597]. В числе таких целей в первоочередном порядке указаны: «.обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни...» [Указ Президента РФ от 16.01.2017 г. № 13 ]. Иными словами одной их стратегически важных целей на период до 2025 г. является создание такой социальной защиты в РФ, в рамках которой должны быть обеспечены для всех граждан их права в этой сфере, задекларированные в Конституции РФ.
Степень и уровень научной разработанности проблемы: отдельным вопросам управления в сфере социальной защиты населения посвящены работы: И.В. Баранова, Н.А. Бондаренко, И.О. Демьяновой, В.В. Кижикиной, Т.К. Мироновой, О.Н. Никифоровой, В.Д. Ронка, М.И. Ходжаевой, С.В. Якимчук и других. В тоже время в соответствие с положениями статьи 65 Конституции РФ в нашем государстве насчитывается 85 субъектов РФ. Каждый из них имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при управлении в них сферой социальной защиты.
Подтверждением этому может быть Тюменская область, занимающая третье место в числе регионов с наибольшей долей налоговых и неналоговых доходов в доходах консолидированного бюджета по итогу 2019 г. (без учета автономных округов) [Социально-экономическое положение регионов РФ], но в рейтинге регионов России по качеству жизни по итогам 2017-2018 г. находящаяся только 14 месте[Рейтинг по качеству жизни]. При этом вопрос управления в сфере социальной защиты данного региона практически не исследован, что и объясняет актуальность темы настоящей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: сфера социальной защиты РФ.
Предмет исследования: приоритетные направления и механизмы управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области.
Цель настоящей выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе государственного управления в сфере социально защиты населения Тюменской области и в разработке предложений для его совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выяснить сущность основных понятий относительно государственного управления в сфере социальной защиты населения РФ;
- выяснить проблемы управления в сфере социальной защиты населения в регионах РФ;
- проанализировать как организовано социальное обслуживание населения Тюменской области и его социальная поддержка;
- выяснить недостатки управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области;
- разработать предложения для совершенствования управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области.
Теоретической основой исследования послужили публикации российских и зарубежных ученых, посвященные исследованиям вопросам государственного регионального управления в сфере социальной защиты населения, нормативные правовые акты, регламентирующие отношения в данной сфере.
Методологическую основу исследования составил системный подход к изучению процесса организации функционирования системы управления в сфере социальной защиты населения в субъекте РФ.
Эмпирической базой исследования послужили научные публикации об организации управления сферой социальной защиты РФ и ее регионов, нормативные правовые акты, регламентирующие вопросы социальной защиты, отчетные документы органов исполнительной власти и общественных институтов контроля социальной защиты, статистические данные федеральных и региональных органов статистики, в том числе показатели, характеризующие уровень социальной защиты населения РФ и Тюменской области, результаты региональных мониторингов социального обслуживания.
Методами исследования являются такие общенаучные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, логический метод, в том числе сравнительный, комплексный и системный анализы.
Новизна исследования заключается в том, что осуществлен сравнительный, комплексный и системный анализы управления современной сферой социальной защиты населения Тюменской области, на основании результатов которых выработаны предложения для его совершенствования.
В настоящее время под понятием «социальная защита населения» принято понимать деятельность не только государственных органов власти и местного самоуправления, но и негосударственных организаций, которая направлена на разработку и реализацию мер организационного, правового и экономического характера, способствующих предупреждению или смягчению негативных для людей последствий при наступлении соответствующих социальных рисков, а также для сохранение необходимого уровня их материального и (или) социального благополучия.
В РФ в настоящее время реализуется принципиально отличающаяся модель социальной политики, в рамках которой осуществляет социальная защита населения, от модели конца XX века, поскольку в то время государство переходило на рыночную экономику и средств консолидированных федерального и регионального бюджетов хватало лишь поддерживать минимальные стандарты для жизни населения. Отличительной чертой современной модели социальной политики является стремление государства: осуществлять дифференцированный учет возможностей и потребностей различных социальных слоев населения; оказывать адресную социальную поддержку; организовывать социальное обслуживание, способствующее самоорганизации населения и развитию его активности для самостоятельного выхода из трудного положения, продления активного долголетия пожилых граждан, повышения собственного качества жизни.
Процесс модернизации системы социальной защиты РФ осуществлялся в соответствие с положениями нормативных правовых актов нормативно-правовой подсистемы системы управления в сфере социальной защиты населения РФ. В числе ее документов основную роль сыграли: Конституция РФ, в которой задекларированы основные права на социальную защиту граждан и распределение части полномочий органов власти в данной сфере; Федеральные законы: от 22.08.2004 N 122-ФЗ; от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (новые принципы социального обслуживания), от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; пакеты законов о страховом пенсионном обеспечении и обязательном социальном страховании; Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (внедрение компетентностного подхода и независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, введение публичных рейтингов их деятельности и т.д.) и другие.
В результате модернизации процесса управления в сфере социальной защиты были:
- изменены полномочия органов власти относительно управления в сфере социальной защиты;
- предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания началось на основании государственного заказа и с привлечением негосударственных и некоммерческих организаций;
- изменена концепция осуществления социальной защиты, в результате которой процесс ее организации базируется на таких специфических принципах, как: социальная справедливость; гуманность, нуждаемость; адресность и социальное партнерство; наряду с заявительным характером предоставления мер социальной защиты началось внедрение принципа опережающего характера их предоставления для отдельных категорий граждан; сопровождение граждан, выходящих из в трудной жизненной ситуации с помощью заключения и реализации социальных контрактов;
- внедряется механизм стратегического планирования в сфере социальной защиты с программно-целевым и проектным методами управления в данной сфере. При этом государственные программы являются одним из основных инструментов повышения эффективности управления в сфере социальной защиты населения. Однако анализ их реализации показал, что пока не все запланированные результаты удается достичь. Это связано с: несовершенной методологией расчетов таких показателей; несовершенством расчетов сумм финансирование программ; недостаточным анализом возможного влияния внешних факторов, в числе которых финансовый кризис, введение рядом стран санкций против РФ; недостаточным финансированием программ; низким уровнем компетентности служащих региональных органов власти, из-за которых не были разработаны региональные проекты на получение субсидий субъектами РФ для финансирования мероприятий в регионах и т.д.
2. Основные полномочия органов государственной власти Тюменской области, в части реализации управления системой социальной защиты населения региона в основном касаются управления таких ее подсистем, как социальное обслуживание и социальная поддержка. В процессе управления по оказанию мер социальной защиты по указанным направлениям задействованы такие региональные ветви власти, как Глава области - Губернатор, Тюменская областная дума, в полномочия которой входит правовое регулирование и контроль за исполнением полномочий исполнительных органов власти, сами исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления.
Ответственным за разработку региональной политики социальной защиты населения в регионе является Департамент социального развития Тюменской области, деятельность которого курирует один из заместителей губернатора области. В его полномочия входит организация деятельности всех региональных органов социальной защиты и подведомственных организаций, в том числе: 117 территориальных органов в число которых входит:
- 23 городских, районных и межрайонных управлений социальной защиты;
- 83 организаций социального обслуживания населения, которые предоставляют 198 услуг, из которых 47 государственных и муниципальных организаций, в том числе 4 учреждения новых форм направления социального обслуживания по адаптации и ресоциализации, дополнительному профессиональному образованию в «Областном геронтологическом центре», социальному оздоровлению пожилых граждан и инвалидов, а также по дополнительному профессиональному образованию для несовершеннолетних; 29 организаций по социальному обслуживанию на дому негосударственной формы собственности и 1 ИП (36,59% организаций от общей численности организаций социального обслуживания), представляющих 198 услуг.
-12 органов опеки, попечительства и охраны прав детства области, которые обеспечили воспитание 98,4 % детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в семьях.
Деятельность вышеперечисленных организаций регламентируется федеральными и региональными Административными регламентами и стандартами предоставления услуг в данной сфере, разработанными региональным Департаментом.
При Департаменте организованы 7 рабочих комиссий и общественный совет, которым организуется ежегодная независимая экспертиза качества предоставляемых услуг более 30% организаций от общей численности организаций социального обслуживания.
Финансирование реализации программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика»» способствует увеличению числа граждан, которым предоставляются социальные услуги и социальная поддержка, доля которых 2015 г. до 2020 г. увеличилась с 26,78% до 28,22% в общей численности населения области. Обеспечена регулярная выплата социальных пособий на детей 96,65% в общей численности получателей выплат на детей.
В 2019 г. регулярные и единовременные выплаты из федерального и регионального бюджета получали в 24% граждан от общей численности населения области. Однако из них 68% граждан получают социальную поддержку без учета дохода, 2% граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, 30% малообеспеченные граждане, что составляет 7,8% от общей численности населения области. Кроме того, 1,69% в общей численности населения области, которые пользуются в области льготами в натуральном виде. При этом доля населения с доходами меньшими прожиточного минимума составляет по итогам 2018 г. составила 14,9% от общей численности населения области.
Это позволяет сделать вывод, что в области только предпринимаются попытки дифференцированно и адресно оказывать социальную поддержку населения, которые в 2015¬2019 г. г. не способствовали уменьшению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, поскольку за это время она увеличилась на 4,8 %.
При сравнении организации в регионе управления в сфере социальной защиты с ее организацией в Белгородской области (почти равное количество населения, но доля населения с доходами меньше прожиточного минимума в последней почти в 2 раза меньше при значительно меньшем ВРП на душу населения) было установлено, что в Белгородской области в отличие от Тюменской области:
больше заключается ежегодно значительно больше социальных контрактов (в 2018 г. в 16,6 раз) и не только в целях развития личного подсобного хозяйства, но и для: ищущих работу; прохождения профессионального или дополнительного профессионального образования; начала индивидуальной предпринимательской деятельности;
реализации иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;
- нет получателей мер социальной поддержки в натуральной форме (в Тюменской области 82% граждан, имеющих право на разные льготы);
- предусмотрена социальная поддержка тружеников тыла, ветераны труда, пострадавшие от репрессий не только из федерального, но и регионального бюджета. Доля этих категорий в общей численности населения Тюменской области 7,5%.
При этом в Тюменской области целый ряд регулярных денежных выплат из регионального бюджета превышают средние по РФ размеры выплат для этих категорий граждан от 1,45 раза до 4,26 раза, хотя именно большинство таких выплат осуществляется без учета дохода граждан.
Учитывая вышеизложенное, автор ВКР предлагает:
- использовать положительный опыт других субъектов РФ относительно оказания социальной поддержки граждан с помощью социальных контрактов;
- проанализировать целесообразность осуществления социальных выплат из регионального бюджета значительно превышающих средние по РФ размеры, осуществляемые без учета доходов их получателей;
- проанализировать возможности и целесообразность расширения категории получателей регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей, а так же первого ребенка (с 1.01.2020 г.) на граждан, проживающих в Тюменской области от 2-х до 5 лет, поскольку в регионе реализуется федеральная государственная программа переселения населения;
- решить вопрос относительно документа, подтверждающего статус многодетной семьи, для реализации ими своих прав на социальную защиту;
- организовать с помощью органов местного самоуправления и волонтеров выявление и охват всех пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому (в настоящее время носит заявительный характер), поскольку региональный показатель их охвата меньше на 1,7 % среднероссийского показателя;
- регулярно обновлять контент веб-страницу «Документы» Департамента социального развития Тюменской области, а также расширить их перечень ежегодными отчетами о его деятельности.
Научно-практическая и теоретическая значимость настоящей ВКР заключается в том, что на основании результатов комплексного анализа установлены проблемы и тенденций управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области, с учетом которых разработаны предложения по его совершенствованию.
В связи с разрешением всех намеченных задач можно сделать вывод, что цель настоящей ВКР достигнута.
В РФ в настоящее время реализуется принципиально отличающаяся модель социальной политики, в рамках которой осуществляет социальная защита населения, от модели конца XX века, поскольку в то время государство переходило на рыночную экономику и средств консолидированных федерального и регионального бюджетов хватало лишь поддерживать минимальные стандарты для жизни населения. Отличительной чертой современной модели социальной политики является стремление государства: осуществлять дифференцированный учет возможностей и потребностей различных социальных слоев населения; оказывать адресную социальную поддержку; организовывать социальное обслуживание, способствующее самоорганизации населения и развитию его активности для самостоятельного выхода из трудного положения, продления активного долголетия пожилых граждан, повышения собственного качества жизни.
Процесс модернизации системы социальной защиты РФ осуществлялся в соответствие с положениями нормативных правовых актов нормативно-правовой подсистемы системы управления в сфере социальной защиты населения РФ. В числе ее документов основную роль сыграли: Конституция РФ, в которой задекларированы основные права на социальную защиту граждан и распределение части полномочий органов власти в данной сфере; Федеральные законы: от 22.08.2004 N 122-ФЗ; от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (новые принципы социального обслуживания), от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»; пакеты законов о страховом пенсионном обеспечении и обязательном социальном страховании; Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (внедрение компетентностного подхода и независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, введение публичных рейтингов их деятельности и т.д.) и другие.
В результате модернизации процесса управления в сфере социальной защиты были:
- изменены полномочия органов власти относительно управления в сфере социальной защиты;
- предоставление социальных услуг организациями социального обслуживания началось на основании государственного заказа и с привлечением негосударственных и некоммерческих организаций;
- изменена концепция осуществления социальной защиты, в результате которой процесс ее организации базируется на таких специфических принципах, как: социальная справедливость; гуманность, нуждаемость; адресность и социальное партнерство; наряду с заявительным характером предоставления мер социальной защиты началось внедрение принципа опережающего характера их предоставления для отдельных категорий граждан; сопровождение граждан, выходящих из в трудной жизненной ситуации с помощью заключения и реализации социальных контрактов;
- внедряется механизм стратегического планирования в сфере социальной защиты с программно-целевым и проектным методами управления в данной сфере. При этом государственные программы являются одним из основных инструментов повышения эффективности управления в сфере социальной защиты населения. Однако анализ их реализации показал, что пока не все запланированные результаты удается достичь. Это связано с: несовершенной методологией расчетов таких показателей; несовершенством расчетов сумм финансирование программ; недостаточным анализом возможного влияния внешних факторов, в числе которых финансовый кризис, введение рядом стран санкций против РФ; недостаточным финансированием программ; низким уровнем компетентности служащих региональных органов власти, из-за которых не были разработаны региональные проекты на получение субсидий субъектами РФ для финансирования мероприятий в регионах и т.д.
2. Основные полномочия органов государственной власти Тюменской области, в части реализации управления системой социальной защиты населения региона в основном касаются управления таких ее подсистем, как социальное обслуживание и социальная поддержка. В процессе управления по оказанию мер социальной защиты по указанным направлениям задействованы такие региональные ветви власти, как Глава области - Губернатор, Тюменская областная дума, в полномочия которой входит правовое регулирование и контроль за исполнением полномочий исполнительных органов власти, сами исполнительные органы власти, а также органы местного самоуправления.
Ответственным за разработку региональной политики социальной защиты населения в регионе является Департамент социального развития Тюменской области, деятельность которого курирует один из заместителей губернатора области. В его полномочия входит организация деятельности всех региональных органов социальной защиты и подведомственных организаций, в том числе: 117 территориальных органов в число которых входит:
- 23 городских, районных и межрайонных управлений социальной защиты;
- 83 организаций социального обслуживания населения, которые предоставляют 198 услуг, из которых 47 государственных и муниципальных организаций, в том числе 4 учреждения новых форм направления социального обслуживания по адаптации и ресоциализации, дополнительному профессиональному образованию в «Областном геронтологическом центре», социальному оздоровлению пожилых граждан и инвалидов, а также по дополнительному профессиональному образованию для несовершеннолетних; 29 организаций по социальному обслуживанию на дому негосударственной формы собственности и 1 ИП (36,59% организаций от общей численности организаций социального обслуживания), представляющих 198 услуг.
-12 органов опеки, попечительства и охраны прав детства области, которые обеспечили воспитание 98,4 % детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей в семьях.
Деятельность вышеперечисленных организаций регламентируется федеральными и региональными Административными регламентами и стандартами предоставления услуг в данной сфере, разработанными региональным Департаментом.
При Департаменте организованы 7 рабочих комиссий и общественный совет, которым организуется ежегодная независимая экспертиза качества предоставляемых услуг более 30% организаций от общей численности организаций социального обслуживания.
Финансирование реализации программы Тюменской области «Развитие отрасли «Социальная политика»» способствует увеличению числа граждан, которым предоставляются социальные услуги и социальная поддержка, доля которых 2015 г. до 2020 г. увеличилась с 26,78% до 28,22% в общей численности населения области. Обеспечена регулярная выплата социальных пособий на детей 96,65% в общей численности получателей выплат на детей.
В 2019 г. регулярные и единовременные выплаты из федерального и регионального бюджета получали в 24% граждан от общей численности населения области. Однако из них 68% граждан получают социальную поддержку без учета дохода, 2% граждане, попавшие в трудную жизненную ситуацию, 30% малообеспеченные граждане, что составляет 7,8% от общей численности населения области. Кроме того, 1,69% в общей численности населения области, которые пользуются в области льготами в натуральном виде. При этом доля населения с доходами меньшими прожиточного минимума составляет по итогам 2018 г. составила 14,9% от общей численности населения области.
Это позволяет сделать вывод, что в области только предпринимаются попытки дифференцированно и адресно оказывать социальную поддержку населения, которые в 2015¬2019 г. г. не способствовали уменьшению доли населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, поскольку за это время она увеличилась на 4,8 %.
При сравнении организации в регионе управления в сфере социальной защиты с ее организацией в Белгородской области (почти равное количество населения, но доля населения с доходами меньше прожиточного минимума в последней почти в 2 раза меньше при значительно меньшем ВРП на душу населения) было установлено, что в Белгородской области в отличие от Тюменской области:
больше заключается ежегодно значительно больше социальных контрактов (в 2018 г. в 16,6 раз) и не только в целях развития личного подсобного хозяйства, но и для: ищущих работу; прохождения профессионального или дополнительного профессионального образования; начала индивидуальной предпринимательской деятельности;
реализации иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации;
- нет получателей мер социальной поддержки в натуральной форме (в Тюменской области 82% граждан, имеющих право на разные льготы);
- предусмотрена социальная поддержка тружеников тыла, ветераны труда, пострадавшие от репрессий не только из федерального, но и регионального бюджета. Доля этих категорий в общей численности населения Тюменской области 7,5%.
При этом в Тюменской области целый ряд регулярных денежных выплат из регионального бюджета превышают средние по РФ размеры выплат для этих категорий граждан от 1,45 раза до 4,26 раза, хотя именно большинство таких выплат осуществляется без учета дохода граждан.
Учитывая вышеизложенное, автор ВКР предлагает:
- использовать положительный опыт других субъектов РФ относительно оказания социальной поддержки граждан с помощью социальных контрактов;
- проанализировать целесообразность осуществления социальных выплат из регионального бюджета значительно превышающих средние по РФ размеры, осуществляемые без учета доходов их получателей;
- проанализировать возможности и целесообразность расширения категории получателей регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением (усыновлением) третьего и последующих детей, а так же первого ребенка (с 1.01.2020 г.) на граждан, проживающих в Тюменской области от 2-х до 5 лет, поскольку в регионе реализуется федеральная государственная программа переселения населения;
- решить вопрос относительно документа, подтверждающего статус многодетной семьи, для реализации ими своих прав на социальную защиту;
- организовать с помощью органов местного самоуправления и волонтеров выявление и охват всех пожилых граждан и инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании на дому (в настоящее время носит заявительный характер), поскольку региональный показатель их охвата меньше на 1,7 % среднероссийского показателя;
- регулярно обновлять контент веб-страницу «Документы» Департамента социального развития Тюменской области, а также расширить их перечень ежегодными отчетами о его деятельности.
Научно-практическая и теоретическая значимость настоящей ВКР заключается в том, что на основании результатов комплексного анализа установлены проблемы и тенденций управления в сфере социальной защиты населения Тюменской области, с учетом которых разработаны предложения по его совершенствованию.
В связи с разрешением всех намеченных задач можно сделать вывод, что цель настоящей ВКР достигнута.
Подобные работы
- Анализ социально-экономического развития региона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2018 - Управление информационной инфраструктурой региона (на примере Челябинской области)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВЫЯВЛЕНИЮ АСИММЕТРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ (НА МАТЕРИАЛАХ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2016 - ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕГО ЗАВОДА В ПРОМЫШЛЕННОМ КЛАСТЕРЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, строительство . Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ: ОРГАНИЗАЦИОННО-
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - Механизмы социальной поддержки малоимущих категорий населения в России (Российский государственный гуманитарный университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025



