ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ
БЕЛГОРОДСКОЙ ТАМОЖНИ) 29
РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность и значимость темы дипломного исследования.
Процесс управления персоналом в таможенных органах представляет собой функциональную деятельность личного состава, объединенных в систему субъектов управления (руководителей и подчиненных), которые направлены не только на качественное формирование таможенной службы, но и на достижение целей коллектива таможни путем реализации определенных функций с помощью использования оптимальных методов и принципов управления.
Основным принципом управления персоналом в таможенных органах является единоначалие, суть которого том, что власть, право решения, ответственность и возможности контролировать процессы и отношения в таможенной службе предоставляются конкретному должностному лицу.
Совершенствуя принципы и методы управления персоналом, необходимо постоянно учитывать взаимосвязи структуры и процесса системы управления и находить моменты их перестройки. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов значительное внимание уделяется совершенствованию системы управления персоналом.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание происходящее реформирование таможенного дела в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и Таможенном союзе (ТС) ЕАЭС , вопросы системы управления персоналом в таможенных органах, представляют интерес с научно - прикладной точки зрения, поскольку обобщение накопленного опыта, применение научно обоснованных, конструктивных предложений и рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом повысят эффективность деятельности таможенных органов и субъектов хозяйствования в данной области. «Внедрение современного подхода в управлении персоналом, основанного на внедрении новых образовательных и информационных технологий, позволят целенаправленно и качественно формировать кадровый потенциал единой системы таможенных органов Российской Федерации с необходимым уровнем профессиональной подготовки» .
Механизм управления единой системой таможенных органов регламентирован Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и включает четыре уровня: ФТС России, региональные таможенные управления (РТУ), таможни и таможенные посты (ТП)
Степень изученности темы дипломного исследования. Особый интерес представляют работы в области формирования оптимального механизма управления персоналом в единой системе таможенных органах Российской Федерации, описанные В.Д. Барановым, С.А. Иващенко, Ю.С. Качай, Г.В. Матвиенко и др.
Основные направления организации управления таможенными органами, современные подходы к процессу управления таможенными органами ФТС России с учетом особенностей современного состояния экономики, актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов описаны в работах А.Ф. Андреева, Д.Г. Зеркина, М.А. Месяца, В.В. Макрусева и др.
Социально-исторические причины современных проблем в системе государственной службы России в области научного анализа теоретико-методологических проблем подготовки, переподготовки и повышения квалификации личного состава таможенных органов, влияния ресурсного обеспечения подготовки кадров на показатели деятельности таможенной системы, в основу которого положена многофакторная регрессионная модель отражены в работах А.А. Антипова, А.В. Барановой, И.Г. Гришко, И.Е. Ткаченко и др.
Результативность применения технологии профессиональной подготовки кадров в таможенных органах рассмотрены в трудах О.А. Москаленко, Е.Н. Петрушко, В.В. Шкилёва и др.
Однако, необходимо отметить, что в результате проведенных исследований не была разработана комплексная научно-теоретическая основа для построения оптимально-качественной системы управления персоналом в таможенных органах и изучаемая тема не раскрыта в рассматриваемом аспекте в полном объёме вследствие чего нуждается в дальнейшем рассмотрении.
Проблема исследования обусловлена наличием противоречия между необходимостью совершенствования принципов и методов системы управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации и недостаточной разработкой механизмов, методов и принципов их теоретического обоснования.
Объектом исследования является технология формирования качественного кадрового потенциала в таможенных органах Российской Федерации.
Предметом исследования является система управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации.
Цель исследования состоит в разработке основополагающих направлений совершенствования управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы управления персоналом в
таможенных органах Российской Федерации;
— проанализировать организацию и практику управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации (на примере Белгородской таможни);
— разработать направления совершенствования управления персоналом в таможенных органах Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования выступают исследования отечественных ученых, исследующих широкий комплекс проблем системы управления персоналом в единой системе таможенных органов Российской Федерации, а именно: В.Г. Барамзина, Ю.Н. Егорова, С.В. Петрова, Е.Б. Косенко, А.О. Костиной и др.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в практической деятельности структурных подразделений единой системы таможенных органов Российской Федерации, поскольку определяют значимость теоретико-методологического подхода к анализу технологии организации профессиональной подготовки личного состава таможенных органов.
В процессе выполнения исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, сравнение и сопоставление, структуризация и обобщение.
Эмпирическую базу исследования составили положения законодательных актов и нормативно-правовых документов:
решения Евразийской экономической комиссии (ЕЭК),
ТК ТС, Конституции Российской Федерации , федеральных законов , указов Президента Российской Федерации , постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации , приказов и распоряжений ФТС России , Центрального таможенного управления (ЦТУ) и Белгородской таможни.
В настоящее время под таможенным делом следует понимать такую систему, управление которой можно рассматривать, как неделимый, целенаправленный, социально-экономический и организационно-технический процесс, выполняемый с помощью разных
методов. Взаимоотношения и взаимодействия руководителя и подчиненного таможенных органов происходят в рамках управленческой деятельности. Характер и эффективность управления определяются как личностью самого руководителя, так и его методами и принципами руководства, ну и, конечно же, стилем управления, организационной структурой, общими принципами управления.
Кадровое обеспечение в таможенных органах - это комплекс согласованных правовых, организационно-управленческих социально-психологических мер, которые направлены на формирование необходимого кадрового потенциала и обеспечение эффективной деятельности по решению поставленных перед таможней задач, осуществляемых с учетом научных основ управления персоналом как самостоятельного вида деятельности в области менеджмента.
Белгородская область является приграничной территорией, граничащей на юге и западе с Луганской, Харьковской и Сумской областями Украины. Общая протяженность границ составляет 540,9 километров. Белгородская таможня является таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов и обеспечивающим реализацию задач и функций ФТС России в регионе деятельности ЦТУ в пределах своих компетенций.
Белгородская таможня создана 14 февраля 1992 г. приказом ГТК России от 14 февраля 1992 г. № 45 «О создании таможенных органов». Организация управления персоналом Белгородской таможни определяется политикой выработанной Коллегией ФТС России на основании Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года и анализа конкретных ситуаций.
По состоянию на 1 января 2017 г.: структура таможни включает: 2 службы, 39 отделов и отделений, врачебный здравпункт; в регионе деятельности функционируют 8 ЛИП, 6 железнодорожных (из них 2 временных) и воздушный ПП; околотаможенная инфраструктура содержит 22 склада временного хранения (СВХ), из них - 3 таможенно-логистических терминала (ТЛТ) (Грайворонский, Нехотеевский и Шебекинский).
Отдел государственной службы и кадров, является структурным подразделением Белгородской таможни образован 26 декабря 2012 г. путем объединения отделения психологической работы, отдела подготовки кадров и отдела государственной службы и кадров.
Повышение эффективности деятельности таможенных органов невозможно без уровня профессионального роста кадров, поддержания служебной дисциплины, улучшения финансового благосостояния должностных лиц таможенных органов, создание условий для повышения их социальной защищенности и членов их семей. Основным фактором совершенствования кадрового обеспечения таможенных органов можно выделить деятельность РТЛ.
Современные направления и преимущества федеральной государственной службы требуют совершенно новых моделей и структур их кадрового обеспечения, образования четкой системы кадровой работы. Исходя из этого направления совершенствования во многом зависят постановки государственной службы, прочности властного механизма. Работу с кадрами необходимо осуществлять на основе таких принципов как принцип профессионализма, стабильности, гражданственности.
Эффективность работы персонала рассматривается как часть общей эффективности деятельности таможенных органов. Поэтому возникает потребность более основательном изучении системы управления персоналом в таможенных органах. Использование опыта кадровой политики за рубежом в подготовке и повышении квалификации государственных служащих таможенных органов будет способствовать повышению эффективности их деятельности.
Совершенствование управления персоналом в таможенных органах - это последовательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта система организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей структурой таможенных органов. В этой связи совершенствование системы управления персоналом в таможенных органах является решающим условием и средством эффективности осуществления таможенного дела.
Система управления персоналом в таможенных органах состоит из двух основных составляющих - руководство персоналом и работа с кадрами. Более динамичным является процесс управления персоналом. Развитие процесса управления влечет за собой и развитие системы управления. Поэтому в настоящее время в ходе модернизации таможенных органов немалый интерес стоить уделить вопросам совершенствования системы управления персоналом.
В настоящее время очень остро стоит проблема коррупционных преступлений в государственных органах, в том числе и таможенной службе. Поэтому профилактика коррупционных преступлений является одним из методов повышения эффективности системы управления в таможенных органах. Анализ коррупционных правонарушений в таможенных органах позволит объективно оценить меры борьбы, а также уровень влияния такого фактора, как коррупция, на результативность системы управления персоналом в таможенных органах.
Современная модель управления персоналом в таможенных органах предполагает направление всех действий на совершенствование как системы управления персоналом, так и работы таможенных органов в целом, на всестороннее развитие личности сотрудников; комплексность и системность административных, экономических и социально-психологических влияний в процессе управления персоналом; изучение, распространение и использование примеров опыта передовых отечественных и зарубежных исследований; повышение уровня профессионального и социального развития.
К наиболее важным направлениям совершенствования управления персоналом в таможенных органах, необходимо отнести: качественное обновление персонала, профессиональную расстановку кадров, а так же обучение, необходимое как для служебного, так и профессионального роста.
В перспективе очень важно построить эффективную кадровую работу, сохранить и укрепить кадровый потенциал и развитие социальной сферы. Без профессионально подготовленных должностных лиц, имеющих устойчивую положительную мотивацию своей работы, способных выполнять свои обязанности в любых условиях при достаточной социальной защищенности, говорить о дальнейшем развитии Федеральной таможенной службы невозможно.
Таким образом, политика управления персоналом должна быть направлена на расширение сотрудничества между персоналом и начальством для достижения главных целей, стоящих перед таможенными органами. Среди направлений совершенствования управления персоналом в таможенных органах следует выделить такие как повышение уровня образования, квалификации и культуры кадров, предоставление широкому кругу сотрудников условий для расширения профессиональных знаний, постоянного совершенствования своего мастерства, повышение самовыражения и развития организационной культуры.
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (в ред. от 08.05.2015) [Текст] : подписан в г. Астане 29 мая 2014 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 8. - Ст. 1107.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17) (ред. от 08.05.2015) [Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.
3. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом
Таможенный кодекс Таможенного союза поправок от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
[Текст] // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
4. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
5. О противодействии коррупции [Текст] : федер. закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28.11.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
6. О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза [Текст] : федер. закон от 2 июня 2010 г. № 114-ФЗ (ред. от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 23. - Ст. 2796.
7. О системе государственной службы Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в ред. от 1.01.2016). (утратил силу) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
8. О службе в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ (ред. от 22.12.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3586.
9. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Российская газета. - 2010. - № 269. - 29 ноября.
10. Об образовании в Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
11. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст] : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (в ред. от 30.07.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
12. Вопросы Министерства финансов Российской Федерации
[Электронный ресурс] : Указ Президента Российской Федерации
от 12 ноября 2016 г. № 12 (ред. от 12.11.2016) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
13. Вопросы Федеральной таможенной службы [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 г. № 473 (ред. от 24.09.2007) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 20. - Ст. 2162.
14. О внесении изменений в Положение о проведении аттестации
государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации
от 28 августа 2015 г. № 441, и Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2014 г. № 156 (ред. от 19.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 12. - Ст. 1263.
15. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению
федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Текст] : Указ Президента Российской Федерации
от 1 июля 2010 г. № 821 (ред. от 22.12.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 27. - Ст. 3446.
16. О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 112 (ред. от 19.03.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 439.
17. О мерах по совершенствованию организации деятельности в
области противодействия коррупции [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 15 июля 2015 г. № 364 (ред. от 15.07.2015) // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 29 (ч. 2). - Ст. 4477.
18. О некоторых вопросах противодействия коррупции [Текст] : Указ
Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 120 (ред.
от 15.07.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1506.
19. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 113 (ред. от 30.09.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 440.
20. О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня) [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 2004 г. № 111 (ред. от 03.08.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 20016. - № 6. - Ст. 438;
21. О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 (ред. от 28.08.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2005. - № 6. - Ст. 437.
22. Об основных направлениях совершенствования системы
государственного управления [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 (ред. от 07.05.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2338.
23. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. № 1396 (ред. от 30.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 48. - Ст. 5742.
24. О дополнительном профессиональном образовании
государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 (ред. от 08.03.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 1 (ч. 1). - Ст. 203.
25. Об утверждении Порядка организации дополнительного профессионального образования должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : приказ ФТС России от 1 июля 2013 г. № 499 / Документ опубликован не был. - Режим доступа : http://www.tks.ru/news/law/2005/02/09/0002 (дата обращения 21.12.20016).
26. Об утверждении Порядка организации профессиональной учебы должностных лиц и работников таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 25 ноября 2004 № 329 г. (ред. от 25.11.2004) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
27. О Федеральной таможенной службе [Текст] : Постановление
Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. № 809
(ред. от 11.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 38. - Ст. 4823.
28. Об утверждении государственных требований к профессиональной
переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 362 (ред.
от 02.06.2016) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 19. -
Ст. 2194.
29. Об утверждении Положения о системе показателей работы таможенных органов Российской Федерации, порядке и методике их мониторинга [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2012 г. № 994 (ред. от 29.09.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 41. - Ст. 5616.
30. Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения (вместе с Правилами обеспечения федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и возмещения указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения) [Текст] : Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. № 1103 (ред. от 27.10.2012) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 45. - Ст. 6241.
31. О внесении изменений в Стратегию развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 612-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 18 - Ст. 2220.
32. О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года [Текст] : Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р (ред. от 15.04.2014) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 2. - Ст. 109.
33. О создании таможенных органов [Электронный ресурс] : Приказ Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 45 (ред. от 14.02.1992) / Документ опубликован не был. - Режим доступа : http://docs.cntd.ru/document/9006606 (дата обращения 08.03.2017).
34. Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 14 августа 2007 г. № 977 (ред. от 14.08.2007) / Документ опубликован не был. - Режим доступа :
http://www.customs.ru/index.php?id=14209&option=com_content&view=article (дата обращения 21.12.2016).
35. О внесении изменений в Положение о порядке разработки и утверждения должностной инструкции сотрудника таможенного органа Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации, утвержденное приказом ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 [Текст] : Приказ ФТС России от 18 ноября 2013 г. № 2171 (ред. от 18.11.2013) // Таможенные ведомости. - 2014. - № 1. - январь.
36. Об утверждении Общего положения о региональном таможенном управлении и Общего положения о таможне [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1700 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2015. - № 3. - 14 января.
37. Об утверждении Общего положения о таможенном посте [Текст] : Приказ ФТС России от 4 сентября 2014 г. № 1701 (ред. от 04.09.2014) // Российская газета. - 2014. - № 266. - 21 ноября.
38. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы, по которым предусматривается ротация федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 14 ноября 2012 г. № 2315 (ред. от 14.11.2012) // Российская газета. - 2013. - № 21. - 1 февраля.
39. Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации [Текст] : Приказ ФТС России от 24 декабря 2008 г. № 1658 (ред. от 17.04.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 11. - 16 марта.
40. Об утверждении Положения о порядке разработки и утверждения
должностной инструкции сотрудника таможенного органа
Российской Федерации и должностного регламента государственного гражданского служащего таможенного органа Российской Федерации» [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 11 августа 2009 г. № 1458 (ред. от 18.11.2013) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
41. Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы [Текст] : Приказ ФТС России от 26 декабря 2012 г. № 2656 (ред. от 05.08.2015) // Российская газета. - 2013. - № 74. - 05 апреля.
42. О соблюдении принципов служебного поведения [Электронный
ресурс] : Письмо ФТС России от 26 октября 2010 г. № 01-11/51938
(ред. от 17.05.2011) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
43. Андреев, А. Ф. Аналитическое обеспечение принятия управленческих решений в таможенных органах Российской Федерации [Текст] : монография / А. Ф. Андреев, В. В. Макрусев. - М. : Издательство РТА, 2014. - 170 с.
44. Антипов, А. А. Подготовка госслужащих в России :
социально-исторические истоки современных проблем и образовательные пути их разрешения [Текст] / А. А. Антипов // Вестник Российской
таможенной академии. - 2015. - № 1. - С. 11-17.
45. Барамзин, В. Г. Стандарты ИСО серии 9000 - основа
инновационного развития таможенной службы [Текст] / В. Г. Барамзин // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 2. - С. 37-42.
46. Баранов, В. Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы России в условиях глобализации экономики (теоретико-методологический подход) [Текст] : дис. ... докт. экон. наук : 08.00.05 / В. Д. Баранов. - М., 2011. - 425 с.
47. Гришко, И. Г. Формирование вариантов организации кадрового обеспечения таможенных органов в современных социально¬экономических условиях [Текст] / И. Г. Гришко // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 3. - С. 53-59.
48. Егоров, Ю. Н. Создание концепции освоения требований международных стандартов ИСО серии 9000, учитывающей особенности системы таможенных органов [Текст] / Ю. Н. Егоров // Вестник Российской таможенной академии. - 2014. - № 3. - С. 81-86.
49. Иващенко, С. А. Особенности проведения конкурсного отбора на должности государственной гражданской службы в таможенные органы [Текст] / С. А. Иващенко // Международный научный журнал «Молодой ученый» - 2016. - № 10.1. (114.1) - С. 22-24.
50. Качай, Ю. С. Коррупция как дефект гражданского
сознания : сб. науч. работ молодых ученых [Текст] / Ю. С. Качай // Проблемы государственного и муниципального управления. - 2013. -
С. 58-59.
51. Качай, Ю. С. Особенности механизма управления в единой системе таможенных органов, как важнейшего регулятора обеспечения экономической безопасности страны [Текст] / Ю. С. Качай // Международный научный журнал «Молодой ученый» - 2016. - № 10.1. (114.1). - С. 26-28.
52. Качай, Ю. С. Об особенностях процесса управления персоналом в таможенных органах [Электронный ресурс] / Ю. С. Качай, Е. Н. Худякова //
Экономика и социум. - 2016. - № 4 (23). - Режим доступа :
http://www.iupr.rU/domains_data/files/zurnal_23/NEMChENKO%20O.A.%20.pdf
53. Костин, А. А. Контроллинг как инструмент решения управленческих проблем в таможенном деле [Текст] / А. А. Костин, О. А. Москаленко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - Белгород, 2012. -№ 1. - 464 с.
54. Костина, А. О. Совершенствование управления нагрузкой
должностных лиц таможенных постов в интересах повышения качества таможенных услуг [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
А. О. Костина - М., 2014. - 215 с.
55. Макрусев, В. В. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов [Текст] : монография / В. В. Макрусев, Д. Г. Зеркин, М. А. Месяц. - М. : Издательство РТА, 2012. - 170 с.
56. Матвиенко, Г. В. Таможенная служба на защите интересов национальной безопасности: проблемы реализации контрольно -надзорных полномочий [Текст] / Г. В. Матвиенко // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2011. - № 2 (16). - С. 75-81.
57. Москаленко, О. А. Контроль - инструмент повышения качества управления таможенным коллективом [Текст] / О. А. Москаленко // Современные подходы к модернизации экономики, образования и кооперации Материалы международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава и аспирантов. Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2012. - 196 с.
58. Москаленко, О. А. Управление таможенными органами как важнейшим регулятором внешнеэкономической деятельности в целях обеспечения экономической безопасности государства [Текст] : монография / О. А. Москаленко, Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв. - Белгород : Издательство «Эпицентр», 2016. - 163 с.
59. Петров, С. В. Совершенствование организационно-управленческой деятельности в таможенных органах [Текст] / Петров С.В., Косенко Е.Б. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2016. - № 2 (18). - С. 47-54;
60. Петрушко, Е. Н. Актуальные направления повышения эффективности профессиональной деятельности должностных лиц таможенных органов Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Academic science - problems and achievements. - 2015. - Р. 273-297.
61. Петрушко, Е. Н. Основные направления организации процесса управления таможенными органами Российской Федерации [Текст] / Е. Н. Петрушко, В. В. Шкилёв // Fundamental science and technology - promising developments. - 2015. - Р. 281-288.
62. Попова, Д. А. Развитие научно-методического аппарата и разработка практических рекомендаций по адаптации должностных лиц к условиям профессиональной деятельности в целях повышения кадрового потенциала таможенных органов [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Д. А. Попова. - Москва, 2013. - 179 с.
63. Просянников, Н. Н. Управление персоналом в таможенных органах [Текст] : монография / Н. Н. Просянников. - Владивосток : РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2012. - 160 с.
64. Сергеев, И. В. Совершенствование управления подготовкой кадрового потенциала для таможенных органов Российской Федерации [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / И. В. Сергеев. - М., 2013. - 171 с.
65. Ткаченко, И. Е. Компетентностный подход как условие повышения
качества кадрового потенциала таможенных органов [Текст] /
И. Е. Ткаченко, А. В. Баранова // Вестник Российской таможенной академии. - 2012. - № 1. - С. 17-21.