Введение 3
Глава 1. Коммуникационное агентство как бизнес-субъект 8
1.1. Сущность понятия «коммуникационное агентство» 8
1.2. Стейкхолдеры коммуникационного агентства 15
1.3. Ключевые компоненты репутации коммуникационного агентства 22
Выводы к первой главе 28
Глава 2. Корпоративная социальная ответственность в коммуникационном бизнесе 30
2.1. Концепция корпоративной социальной ответственности 30
2.2. Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности 35
2.3. Этическое регулирование рекламной и PR-деятельности 39
Выводы ко второй главе 44
Глава 3. Практики корпоративной социальной ответственности коммуникационных агентств 45
3.1. Материалы интернет-сайтов коммуникационных агентств 45
3.2. Формирование корпоративной социальной ответственности: оценка представителей
коммуникационных агентств 54
3.3. Формирование корпоративной социальной ответственности: оценка клиентов 80
Выводы к третьей главе 97
Заключение 100
Список источников и литературы 103
Приложение 1. Гайд экспертного интервью с представителями агентств 113
Приложение 2. Экспертное интервью с Ольгой Чернышовой (BC Communications) 115
Приложение 3. Экспертное интервью с Владиславом Оршером (Total Communications) 121
Приложение 4. Экспертное интервью с Игорем Минтусовым (Никколо М) 125
Приложение 5. Экспертное интервью с Павлом Житнюком (iTrend) 128
Приложение 6. Экспертное интервью с Дмитрием Тыщенко (Горчица) 131
Приложение 7. Экспертное интервью с Екатериной Лаврентьевой (iMARUSSIA) 134
Приложение 8. Алина Манакова, коммуникационное (Репутация) 138
Приложение 9. Экспертное интервью с Александром Захаренко (Poster) 141
Приложение 10. Гайд экспертного интервью с представителями клиентов 146
Приложение 11. Экспертное интервью с Александром Новиковым (Итарсия) 148
Приложение 12. Экспертное интервью с Екатериной Гришиной (АБЗ-1) 152
Приложение 13. Экспертное интервью с Ольгой Мамаевой (Силовые машины) 159
Современная действительность диктует правила, при которых перманентные изменения неизбежны. Появляются новые способы вести бизнес, модернизируется законодательство, трансформируются СМИ, и всё это накладывает отпечаток на поле коммуникаций, которому, в свою очередь, необходимо применять всё более точные и грамотные технологии для достижения требуемой эффективности в работе.
Наряду с PR-департаментами внутри организаций, а также специалистами, работающими как фрилансеры, значительное место в указанной сфере занимают коммуникационные агентства, являющиеся одними из ключевых представителями технологических субъектов PR .
В связи с этим, а также учитывая сегодняшнее неустойчивое состояние рынка, иные проблемы, свойственные отрасли коммуникационных агентств в России, мы считаем целесообразным углубленное изучение того, что в действительности представляют из себя коммуникационные агентства как с точки зрения активных участников коммуникационного рынка, так и с позиции компаний, которые подвергаются огромному влиянию внешней среды.
Мы также ставим задачу детально рассмотреть принципы корпоративной социальной ответственности (КСО) в деятельности коммуникационных агентств. Сегодня тема КСО всё чаще поднимается бизнес-сообществом и добровольные инициативы компаний уже начали выходить за рамки благотворительной деятельности. При этом нельзя сказать, что для коммуникационных агентств развитие в направлении социальной ответственности в настоящий момент является приоритетным.
Актуальность работы заключается в том, что коммуникационная отрасль развивается настолько стремительно, во многом благодаря технологиям, что агентства сегодня большим образом сосредоточены на внедрение новых, усовершенствованных инструментов в их деятельность. Вместе с тем, существующие нормативно-правовые акты и иные документы не всегда в полной мере покрывают разрастающееся поле бизнес- коммуникаций. Очевидным в таком случае становится вопрос о поиске ценностных и профессиональных ориентиров для коммуникационных компаний, которые бы также служили паттерном при оценке репутации самого специалиста по рекламе и связям с общественностью.
Отсюда и вырастает проблема формирования корпоративной социальной ответственности коммуникационных агентств. И если тема КСО является широко рассмотренной в привязке к производственным компаниям или к социально неоднозначному бизнесу, то корпоративная социальная ответственность коммуникационного бизнеса - это мало разработанный научный вопрос, что, в свою очередь, накладывается отпечаток на возможность использования в исследовании вторичных документов.
Объект исследования в данной работе - корпоративная социальная ответственность коммуникационных агентств как фактор формирования их репутации. Предмет - технологии внедрения практик корпоративной социальной ответственности коммуникационными агентствами.
Целью работы является:
о определить роль корпоративной социальной ответственности в развитии отечественного коммуникационного бизнеса и её влияние на репутацию профессионального коммуникатора.
Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
о проанализировать деятельность коммуникационных агентств и выделить их основных стейкхолдеров;
о описать структуру деловой репутации коммуникационного агентства;
о изучить концепцию корпоративной социальной ответственности;
о рассмотреть правовой и этический аспект регулирования деятельности коммуникационных агентств;
о предложить гипотетическую модель КСО коммуникационных агентств;
о выявить отношение представителей коммуникационных агентств и заказчиков к корпоративной социальной ответственности коммуникационного бизнеса
Теоретическая база работы включает в себя исследования, посвященные рынку коммуникационных агентств России (О. Филатова, М. Буряк, М. Шишкина, Д. Гавра, Д. Шишкин), материалы Ассоциации компаний консультантов в области связей с общественностью и Ассоциации коммуникационных агентств России. Концепция стейкхолдеров коммуникационного агентства представлена на основе трудов Р. Э. Фримана, М. Кларксона. Работы Ю. Благова, Н. Козловой были использованы при обзоре репутационных аспектов коммуникационных агентств и изучении концепции корпоративной социальной ответственности. Кроме того, мы активно обращались к нормативно-правовым актам и профессиональным и этическим кодексам в сфере коммуникаций.
Для выполнения задач мы пользовалась следующими методами: анализ, сопоставление, структурирование, обобщение и синтез; неформализованный анализ документов и экспертное интервью.
Эмпирическая база исследования представлена материалами сайтов коммуникационных агентств (16), а также материалами экспертных интервью, проведенных с представителями коммуникационных агентств (сторона исполнителей) и представителей компаний-заказчиков (8 интервью с представителями агентств, 3 интервью с заказчиками).
На защиту мы выдвигаем следующие положения:
о при наличии законодательных нормативных актов определяющим фактором при формировании корпоративной социальной ответственности коммуникационных агентств выступают профессиональные этические кодексы в сфере коммуникаций;
о представители коммуникационных агентств рассматривают КСО как необходимый, но не первостепенный фактор формирования репутации и эффективности работы агентства. Основополагающим является «личная профессиональная ответственность»;
о для клиентов коммуникационных агентств аспектами работы, определяющими их репутацию, становятся: качество выполнения заказов, обязательность, коммуникационная доступность;
о перспективы развития КСО коммуникационных агентств заключаются в институциализации программ в области социальной ответственности в качестве осознанного и транслируемого профессионального опыта.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников и приложений (13 приложений). Первая глава носит теоретический характер и посвящена основным принципам деятельности коммуникационных агентств. В ней мы разрабатываем собственное определение коммуникационного агентства, приводим существующие в научном и бизнес-сообществе классификации коммуникационных агентств и в соответствии с ними рассматриваем оказываемые агентствами услуги. Кроме того, в первой главе мы систематизируем информацию о стейкхолдерах коммуникационных агентств, объясняя, почему в настоящей работе используем теорию стейкхолдеров, а не концепцию ключевых групп общественности, и анализируем компоненты деловой репутации коммуникационных агентств. Вторая глава также является теоретической, в ней рассматривается концепция корпоративной социальной ответственности, а также документы, регулирующие коммуникационные процессы. В этой главе мы предлагаем связывать корпоративную социальную ответственность коммуникационных агентств с действующими в отрасли профессиональными и этическими кодексами. Третья глава носит эмпирический характер, здесь мы приводим результаты проведенного анализа сайтов коммуникационных агентств и экспертных интервью с представителями агентств и заказчиков их услуг. На основе этого анализа мы выделяем актуальные для коммуникационного бизнеса принципы КСО.
Основные результаты диссертационного исследования были опубликованы в сборнике “Медиа в современном мире. Молодые исследователи: материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов”, а также в выпуске журнала «Век информации. Медиа в современном мире. Том 2. Материалы 56-го международного форума».
Корпоративная социальная ответственность коммуникационных агентств - это тема, которая, как показало исследование, которая на данный момент не приобрела в коммуникационной индустрии широкого распространения. Невысокая теоретическая проработка проблемы, с одной стороны, и разнообразие точек зрения на то, что такое КСО - с другой, привели нас к попыткам самостоятельно осветить те аспекты, которые имеют отношение к социальной ответственности коммуникационных агентств.
Для начала мы разработали, на наш взгляд, релевантное отрасли определение коммуникационного агентства, а также рассмотрели, основываясь на теории стейкхолдеров, ключевые заинтересованные стороны агентства. Это помогло нам в дальнейшем выделить важные для них компоненты, составляющие деловую репутацию агентства.
Одним из самых сложных вопросов исследования стал поиск определения корпоративной социальной ответственности, которое бы наилучшим образом охватывало все те гипотетические действия, которые коммуникационная компания совершает в отношении ее стейкхолдеров, придерживаясь политики КСО. Проанализировав несколько определений, мы в итоге пришли к следующему: это осознанная бизнес-деятельность, охватывающая как внутренние, так и внешние коммуникации и включающая содействие в решении тех социально-значимых вопросов, которые в той или иной мере находятся в ведении организации. Более того, учитывая всё разрастающееся сегодня поле бизнес-коммуникаций, важно было понять, что законы, соблюдение которых всегда является первостепенным условием формирования социальной ответственности компании, не могут в полной мере охватить весь спектр деятельности коммуникационных агентств. В связи с чем особого внимания заслуживают этические кодексы в области рекламы и связей с общественностью, принимаемые отраслевыми объединениями и призванные упорядочить работу профессиональных коммуникаторов. Исходя из этого тезиса и рассмотренных документов, мы пришли к выводу, что именно этические нормы могут стать фундаментом для формирования корпоративной социальной ответственности, после чего разработали гипотетическую модель КСО коммуникационных агентств.
Впоследствии, после ознакомления с сайтами коммуникационных агентств и проведения экспертных интервью, мы пришли к выводу, что предложенная нами модель является прикладной только отчасти. Так, многие представители агентств подчеркнули, что для них социальная ответственность начинается, в первую очередь, с личной профессиональной ответственности, которая далее может распространяться на коллег по цеху и отрасли. Следовательно, воздействие этических кодексов и отраслевых объединений, как признали эксперты, не является для них определяющим. При этом участие в социально-значимых проектах, инициирование собственных программ (преимущественно образовательных) произрастает из уверенности представителей коммуникационных агентств в возможности благотворно влиять их действиями не только на отрасль, но и на общество в целом.
В свою очередь эксперты со стороны заказчиков обратили внимание на определяющее, согласно их точке зрения, условие формирования ответственности коммуникационных агентств. Это качество предоставляемых ими услуг. Логично, что далеко не все коммуникационные компании могут позволить себе осуществление собственных проектов в области КСО или участие в благотворительных проектах (что многие также приравнивают к корпоративной социальной ответственности), но достойное выполнение своих прямых обязанностей в эпоху информационного пресыщения и фактическом стирании этических границ уже является показателем зрелости коммуникационной компании.
Даже несмотря на то, что сегодня КСО коммуникационных агентств вызывает среди коммуникаторов зачастую неоднозначные высказывания, в целом уровень осознания значимости проектов, которые бы влияли отношения со стейкхолдерами, нельзя назвать низким. Тем не менее, мы приходим к выводу о том, что неправильно говорить о влиянии КСО на репутацию специалиста по рекламе и связям с общественностью. Потому как всё указывает на обратное: репутация коммуникатора, его отношение к профессии и осознание своего вклада в развитие индустрии влияет на формирование корпоративной социальной ответственности
коммуникационного агентства, в котором он работает
1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 13.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
4. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016)
5. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (последняя редакция)
Литература
1. Беляева И. Ю., Эскиндаров М. А. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект. М.: КНОРУС, 2008. - 470 с.
2. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю. Е. Благов; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 2-е изд. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. - 272 с.
3. Буряк М. А. Сегмент коммуникационных агентств в медиасфере современной России: дис. ... кандидата филологических наук. СПб., 2015. 284 с.
4. Гавра Д. П., Основы теории коммуникации : для бакалавров и специалистов : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 030600 "Журналитсика" и специальности 030601 "Журналистика" / Д. П. Гавра. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2011. - 284 с.
5. Козлова Н. П., Особенности формирования деловой репутации современной компании : монография / Н. П. Козлова; Федеральное гос. образовательное бюджетное учреждение высш. проф. образования "Финансовый ун-т при Правительстве Российской Федерации", Каф. "Маркетинг и логистика". - Москва : Дашков и К°, 2014. - 375 с
6. Кривоносов А. Д., Основы теории связей с общественностью : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки (специальности) "Связи с общественностью" / А.Д. Кривоносов, О.Г. Филатова, М.А. Шишкина. - Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2012. - 375, с.
7. Шарков Ф. И., Константы гудвилла: стиль, паблисити, репутация, имидж и бренд фирмы : учебное пособие : по специальностям "Связи с общественностью", "Реклама", "Журналистика", "Социология" / Ф. И. Шарков; Междунар. акад. бизнеса и упр., Ин-т соврем. коммуникац. систем и технологий. - Москва : Дашков и К° Изд-во Шаркова, 2010. - 271 с.
8. Шишкина М. А., Паблик рилейшнз в системе социального управления / М. А. Шишкина; [Фак. журналистики СПбГУ]. - СПб : Паллада-медиа Русич, 2002. - 442 с.
9. Шишкина М.
А., Связи с общественностью в России: развитие нового рынка / М.А.
Шишкина, Д.П. Гавра, Д.П. Шишкин; С.-Петерб. гос. ун-т, Фак. журналистики. - Санкт-Петербург : Роза мира, 2004. - 106,[2] с.
10. Ю. Е. Благов (и др.) Доклад о социальных инвестициях в России. М. : АссоциацияМенеджеров, 2008, с .48.
11. Crowther D., Guler A. Corporate Social Responsibility.Ventus Publishing ApS. 2008. 144 р.
12. European Commission. Corporate Social Responsibility - National Public Services in the European Union. Luxembourg: Publications Office of the European Union. 9 p.
13. Naomi Williamson, Astrid Stampe-Knippel, Tina Weber. Corporate Social Responsibility.National Public Policies in the European Union.Luxembourg : Publications Office of the European Union, 2014. 77 p.
14. Porter M., Kramer M. Strategy and Society: the Link between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 2006. 38 p.
15. R. E. Freeman. Stakeholder Theory of Modern Corporation. Boston : 2011
16. R.E. Freeman Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston: Pitman, 1984.
17. What is Corporate Social Responsibility? // Questions and Answers. 2002. 12 p.
Статьи в печатных СМИ и на интернет-порталах
1. Агентство «Социальные сети» и MarketGroupo6begHHHHHCb в компанию SNMG [Электронный ресурс] // РИА Новости : [сайт]. [2016] URL: https://ria.ru/company/20160601/1441700568.html(датаобращения: 23.03.2017)
2. Антюшина И. Создание КСО-программы должно начинаться с
анализа бизнес-модели // SustainableBusiness.2017.URL:
http://csrj ournal. com/24190-irina-antyushina-sozdanie-kso-pro grammy-dolzhno- nachinatsya-s-analiza-biznes-modeli.html(дата обращения: 04.04.2017)
3. Буряк М. А. Коммуникационные агентства в современной российской медиасфере: принципы функционирования и тенденции развития // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2014. №5 (31). 145 с.
4. Ведомости. Конференции. Конференция «Корпоративная
социальная ответственность: практики российских регионов» : [сайт]. URL: https://events.vedomosti.ru/events/spb kso2017(дата обращения: 10.02.2017)
5. Захарова М., Блатова В. Взаимодействие с заинтересованными сторонами // В фокусе: корпоративное управление и устойчивое развитие.
2013. №4. 10 с.
6. КСО и устойчивое развитие бизнеса в России [Электронный ресурс] // Sustainable business. URL: http://csrjournal.com/189-kso-i- ustojjchivoe-razvitie-biznesa-v-rossii.html(дата обращения: 26.03.2017)
7. Куринько Р. Осваиваем КСО: просто о сложном // «Журнал «Радуга». 2011. 204 с.
8. Россия: о социальной роли бизнеса в России [Электронный
ресурс] // Sputnik. URL: https://sputnik-
georgia.ru/analytics/20041126/319851.html(датаобращения: 22.01.17)
9. Сотрудничеству бизнеса, вуза и СМИ - быть //AllAdvertising.ru.
2014. URL: http: //alladvertising.ru/pr/doc 417. html (дата обращения:
23.03.2017)
10. Уфимцев В. В., Мезенцев Е. М. Эффективная система мотивации
- важнейшее условия формирования профессиональной команды // Управленец. - 2013 г. - №5 - С. 48. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnaya-sistema-motivatsii-vazhneyshee- uslovie-formirovaniya-professionalnoy-komandy(дата обращ.: 27.03.2017)
11. Фёдорова В. А. Соотношение понятий «имидж» и «репутация»
предприятия // Экономика транспортного комплекса. 2014. №23. С.68. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-ponyati..(дата обращения:
25.05.2016)
12. Филатова О. Г. PR-агентства на региональном рынке
коммуникационных услуг (опыт Санкт-Петербурга) // PR в изменяющемся мире: сборник статей/ под ред. М. В. Гундарева, А. Г. Сидорвой, Ю. В. Явинской. Вып.9. Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2011. 104 с.
13. Филатова О. Г. PR-агентства на региональном рынке коммуникационных услуг (опыт Санкт-Петербурга) // PR в изменяющемся мире: сборник статей/ под ред. М. В. Гундарева, А. Г. Сидорвой, Ю. В. Явинской. - Вып.9. Барнаул : Изд-во Алт. Ун-та, 2011. 105 с.
14. Aaron Sarno. Agencies Outsource Digital Content [Электронныйресурс] // Everything PR : [сайт]. [2012]. URL: http://everything- pr.com/outsource-trend/38441/(дата обращения: 23.03.2017)
15. Cheryl Conner. What Do PR Agencies Do? Can You Do it too? [Электронныйресурс] // Forbes. URL: http://www.forbes.com/sites/cherylsnappconner/2013/06/03/what-do-pr-agencies- do-can-you-do-it-too/(дата обращения: 13.11.2015)
16. Clarkson M. The Corporation and its stakeholders. The Classic and Contemporary Readings // Toronto: University of Toronto Press, 1998. 87 p.
17. Galbreath, J. Corporate social responsibility strategy: strategic options, global considerations // Corporate Governance: The international journal of business in society. 2006. 6 (2). P 175- 187.
18. Holme R., Walts P. Corporate Social Responsibility : Making good business sense // World Business Council of Sustainable Development. Geneva. 2000. 22 p.
19. Janet Northen Why Agency Reputation Matters [Электронныйресурс] // AdvertisingAge : [сайт]. [2014]. URL: http://adage.com/article/agency-viewpoint/agency-reputation-matters/295947/(дата обращения: 18.12.2015)
20. Mel Wilson. Corporate Sustainability: What Is It And Where Does It Come from? [Электронныйресурс] // Ivey Business Journal: [сайт]. [2003]. URL: http://iveybusinessjournal.com/publication/corporate-sustainability-what-is- it-and-where-does-it-come-from/(дата обращения: 23.03.2017)
21. Thomas Donaldson and Lee E. Preston. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications // The Academy of Management Review. Vol 20. Bo. 1. P. 65-91
22. Tomas Signer Sustainability Matters 2014: How can sustainability enhance corporate reputation? [Электронныйресурс] // TheConferenceBoard: [сайт]. [2014]. URL: https://www.conference-
board.org/publications/publicationdetail.cfm?publicationid=2683¢erid=13 (дата обращения: 21.03.2017)
Источники:
1. ADCR Awards - ежегодная премия клуба арт-директоров России : [сайт]. URL: http: //awards. artdirectorsclub. ru(дата обращения: 25.03.2017)
2. BalticPRWeekend. Программа 2015 : [сайт]. URL:
http://www.balticweekend.com/ru/archive/2015-god/programma (дата
обращения: 23.03.2017)
3. BBDO Group.Fellowship. Стажировки в BBDO : [сайт]. URL: https: //www. bbdofellowship. ru/trainee/(дата обращения: 23.03.2017)
4. Cambridge Dictionary. Meaning of “agency” : [сайт]. URL: http://dictionary. cambridge. org/dictionary/english/agency(дата обращения: 05.03.2017)
5. Cambridge Dictionary. Meaning of “Target audience” : [сайт]. URL:
http: //dictionary. cambridge. org/ru/словарь/английский/target-audience (дата
обращения: 23.03.2017)
6. Ethics and Public Relations. Institute for Public Relations : [сайт]. URL: http://www.instituteforpr.org/ethics-and-public-relations/(дата обращения: 28.05.2016)
7. IKRA. Специализация. Профессия: digital-стратег : [сайт]. URL: http s: //ikraikra.ru/city/spb/courses/229(дата обращения: 23.03.2017)
8. iTrend. iTrend и объединение Marketorium запустили школу IT-
маркетологов в Университете ИТМО : [сайт]. URL:
https://itrend. ru/news/iT rend-i-obedinenie-Marketorium-zapustili- Shkolu-IT - marketologov-v-Universitete-ITMO-584(дата обращения: 23.03.2017)
9. PR-агентства - апрель 2016. Информационно-аналитическая
система «Медиалогия» : [сайт]. URL:
http: //www. ml g. ги/сотрапу/рг/4200/(дата обращения: 31.05.2016)
10. SNMG Консалтинг, бизнес-услуги : [сайт]. URL:
https://www.facebook.com/SocialNetworksMarketGroup/?fref=nf&pnref=story(дата обращения: 1.06.2016)
11. Агентство логистики идей Интериум : [сайт]. URL:
http://interium.pro(дата обращения: 1.06.2016)
12. Агентство логистики идей Интериум. Уважение к клиенту: [cайт].URL: http://interium.pro/rus/clients/uvazhenie-k-klientu/(дата обращения: 3.06.2016)
13. Академия коммуникаций Wordshop. Копирайтинг : [сайт]. URL: https://wordshop.academy/faculties/kopirajting/(дата обраения: 23.03.2017)
14. АКАР. Календарь мероприятий : [сайт]. URL:
http://www.akarussia.ru/events/2017-03(дата обращ.: 23.03.2017)
15. Ассоциация коммуникационных агентств России. Локальные
члены АКАР : [сайт]. URL:
http://www.akarussia.ru/about/akar members/loc(дата обращения: 31.05.2016)
16. Ассоциация коммуникационных агентств России. Основные
услуги медийных рекламных агентств: [сайт]. URL:
http://www.akarussia.ru/files/docs/osnovnye uslugi mediynyh reklamnyh agentst v.doc(дата обращения: 1.11.2015)
17. Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. Классификация PR-деятельности в России: [сайт]. URL: http://www.akospr.ru/standarty-industrii/klassifikaciya-vidov-pr(дата обращения: 1.11.2015)
18. Ассоциация компаний консультантов в области связей с общественностью. Члены АКОС : [сайт]. URL: http://www.akospr.ru/chleny- associacii(дата обращения: 31.05.2016)
19. Большая психологическая энциклопедия : самое полное
современное издание : Более 5000 психологических терминов и понятий [Электронный ресурс] / А. Б. Альмуханова [и др.]. М. : Эксмо, 2007 : [сайт]. URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/543/КОММУНИКАЦИЯ
20. Большой юридический словарь [Электронный ресурс] / А. Я.
Сухарев [и др.]. М. : Инфра-М, 2003 :[сайт].
URL: http: //dic.academic.ru/dic.nsf/lower/12778/%D0%90%D0%93 %D0%95%D0 %9D%D0%A2%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%9E(дата обращения: 05.03.2017)
21. Брендинговое агентство BCA Brands Coming Alive : [сайт]. URL: http://bcagency.ru(дата обращения: 2.06.2016)
22. Интериум. Логистика идей : [сайт]. URL:
http: //interium. pro/rus/logi stics/(дата обращения: 3.06.2016)
23. Интериум. Уважение к клиенту : [сайт]. URL:
http: //interium. pro/rus/clients/uvazhenie-k-klientu/(дата обращения:3.06.2016)
24. Интернет-агентство MOLINOS : [сайт]. URL: http://molinos.ru(дата обращения: 3.06.2016)
25. Коммуникационная группа iMARS : [сайт]. URL:
http: //www. imars. ru(дата обращения: 31.05.2016)
26. Коммуникационная группа Гуров и Партнеры. Членство в ассоциацияx : [сайт].URL: http://www.gurovpr.ru/ru/company/membership-in- associations/(дата обращения: 2.03.2016)
27. Коммуникационное агентствo Comagency. Полезно знать : [сайт]. URL: http://comagency.ru/communication-agency(дата обращения: 27.12.2015)
28. Коммуникационное агентство 3.14R : [сайт]. URL:
http: //314r.com/ru/(дата обращения: 2.06.2016)
29. Коммуникационное агентство BC Communications : [сайт]. URL: http://bccom.ru(дата обращения: 31.05.2016)
30. Коммуникационное агентство ModulPro: [сайт]. URL:
http://modul-pro.com(дата обращения: 2.06.2016)
31. Коммуникационное агентство АГТ : [сайт]. URL: http://www.agt- agency.ru(дата обращения: 1.06.2016)
32. Коммуникационное агентство АГТ. Клиенты - государственные
структуры: [сайт]. URL: http://www.agt-agency.ru/clients/258/ (дата
обращения: 23.03.2017)
33. Коммуникационное агентство А-ТАК : [сайт]. URL: http://a-tak.ru(дата обращения: 2.06.2016)
34. Коммуникационное агентство Михайлов и Партнеры : [сайт]. URL: http: //www. m-p.ru(дата обращения: 2.06.2016)
35. Коммуникационное агентство
HWTOH.PR&COMMUNICATIONS : [сайт]. URL: http://www.newton-pr.ru(дата обращения: 2.06.2016)
36. Креативное агентство Dada Creative : [сайт]. URL:
http://dadacreative.com(дата обращения: 1.06.2016)
37. Маркетинговое агентство STEM : [сайт]. URL: http://stem-a.ru(дата обращения: 1.06.2016)
38. Международный кодекс рекламной деятельности
Международной Торговой Палаты (Кодекс МТП). Advertology: [сайт]. URL: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=20 (дата
обращения: 29.05.2016)
39. Рекламное агентство SOVERO: [сайт]. URL:
http: //www. sovero. ru/rus/(дата обращения: 2.06.2016)
40. Российский кодекс профессиональных и этических принципов в области связей с общественностью : [сайт]. URL: http://pr.web- 3.ru/ethics/russianpr/(дата обращения:29.05.2016)
41. Сводный кодекс профессионального поведения IPRA : [сайт]
URL: https://www.ipra.org/static/media/uploads/code of conduct/russian.pdf
(дата обращения: 29.05.2016)
42. Стокгольмская хартия. Ассоциация компаний консультантов в
области связей с общественностью : [сайт]. URL:
http: //www.akospr.ru/glavnaya- stranica/xartiya(дата обращения: 29.05.2016)
43. Философский энциклопедический словарь [Электронный ресурс]
/ Л. Ф. Ильичёв [и др.]. М., 1983: [сайт]. URL:
http: //dic.academic.ru/dic. nsf/enc рЫ^орЬу/543/КОММУНИКАЦИЯ(дата обращения: 19.02.2017)
44. Финансовый словарь Финам [Электронный ресурс] [сайт]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin enc/12698(дата обращения: 21.03.2017)
45. Этический кодекс IABC. IABC Russia. Международная
Ассоциация бизнес-коммуникаторов : [сайт]. URL:
http: //www.communicators .ru/about/acc/codex(дата обращения: 29.05.2016)
46. Юридический словарь [Электронный ресурс] [сайт].URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14275(дата обращения: 25.05.2016)