ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 10
РАЗДЕЛ II. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ 29
РАЗДЕЛ III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. На сегодняшний день вопросы устойчивого развития социально-экономических систем различного уровня находятся в сфере пристального внимания российских и зарубежных ученых. Особенно остро проблема устойчивого социально -экономического развития стоит перед рядом отечественных регионов. Следует отметить, что, «как и устойчивое развитие государства в целом, устойчивое развитие территории должно рассматриваться комплексно и включать формирование концептуального подхода к управлению социально-экономическим развитием территории, нацеленного на внедрение принципов устойчивого развития, комплексную реструктуризацию социально-экономической системы территории, повышение качества жизни жителей территории».
В самом общем виде устойчивое развитие региона подразумевает максимальное использование благоприятного и минимизацию негативного воздействия ряда территориальных факторов, а именно природно-ресурсных, социально-экономических и экологических и других факторов. Другими словами, рациональное использование имеющихся ресурсов, формирование эффективной региональной экономики, которая будет стимулировать и поддерживать на оптимальном уровне социально-экономическое развитие территории.
Исходя из этого, «приоритетным, но, в то же время, сложным является осуществление эффективного управления различными ресурсами государства или отдельного региона, а именно бюджетом, разного рода фондами, собственностью, интеллектуальным капиталом, природными богатствами как основными факторами экономического роста. При этом под «управлением» стоит понимать контрольную деятельность государства».
Необходимо отметить, что основу функционирования каждого государства составляют бюджетные средства, вследствие этого государственный контроль ориентирован на проведение мониторинга формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Таким образом, государственный финансовый контроль является одним из важнейших инструментов, способствующих устойчивому развитию государства и отдельных регионов, в частности.
Зачастую, несмотря на то, что бюджетные средства расходуются законно и по назначению, ожидаемые результаты не достигаются. Вследствие этого, в новых условиях сфера ответственности власти существенно расширяется, органам государственного финансового контроля приходится изменять или искать совершенно иные подходы к осуществлению своей деятельности, где каждое преобразование должно соответствовать современным тенденциям в этой области, а также быть эффективным в сложившейся экономической ситуации. В связи с этим, особое значение в системе государственного управления устойчивым социально-экономическим развитием территории приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности государственного финансового контроля, как одного из основных инструментов экономического роста регионов РФ.
Степень научной разработанности исследуемой темы. В процессе исследования были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам методологии, организации и методики государственного финансового контроля. В частности, следует выделить труды зарубежных авторов, которые внесли существенный вклад в
развитие основ государственного регулирования и контроля, а именно: Э. Аткинсона, Р. Бауера, Дж. Дэвиса, Е. Керни, А. Преста, У. Хикса.
Значительное место в исследовании вопросов организации государственного финансового контроля занимают работы отечественных ученых и специалистов, таких как: М.Л. Белоножко, Н.Д. Бровкина, С.М. Бычкова, С.В. Запольского, Э.Э. Понтовича, С.В. Степашина, Т.М. Рогуленко, Н.М. Сабитовой, С.С. Сулакшина, А.А. Ялбуганова и др.
Особое внимание уделялось трудам авторов, посвященным особенностям устойчивого развития на региональном уровне: Е.В. Кононовой, А.В. Туровой, О.К. Цапиева, С.С. Чернова, Т.В. Усковой, Е.В.Яроцкой.
Современные исследования особенностей государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона отражены в работах М.В. Васильевой, Ж.Г. Голодовой, Х.Н. Замбаева, В.В. Омельченко, Л.Н. Овсянниковой, В.А. Ситниковой, Т.В. Ялялиевой.
Проблема исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования механизма осуществления государственного финансового контроля и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по осуществлению и оптимизации данного процесса на региональном уровне.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы организации государственного финансового контроля обусловлены несовершенством механизмов организации контроля на уровне субъекта РФ.
Объектом исследования является государственный финансовый контроль как инструмент социально-экономического развития региона.
В качестве предмета исследования выступают механизм организации государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в системе устойчивого развития Белгородской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона;
- исследовать практику государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области;
- обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные труды авторов по государственному финансовому контролю, управлению финансами и собственностью, статистике, социологии, региональной экономики.
Исследование основывалось на методологии системного и институционального анализа, диалектическом методе познания и его принципах, а также на современных методах статистического анализа и экспертных оценках. Были использованы диалектический метод познания, а также основанная на нем система общенаучных и частно -научных методов: анализа и синтеза, историко-правового, сравнительно-правового, системно-структурного, системно-функционального подхода к исследованию особенностей государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. В диссертации в целях решения поставленных задач применялись общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, систематизация, группировка, сравнение).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую и информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, ведомственные акты и отчеты государственных органов, статистические, информационные и методические материалы в периодических изданиях и сети Интернет.
Научная новизна проведенного исследования заключается в расширении системного теоретического представления о государственном финансовом контроле, разработке рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития на уровне региона.
В процессе исследования получен ряд результатов, содержащих элементы приращения научного знания, в частности, определены особенности развития подходов к организации государственного финансового контроля, проанализированы современные методы государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития на уровне региона - Белгородской области, разработаны направления по совершенствованию государственного финансового контроля на уровне региона.
Положения, выносимые на защиту:
- уточнено, что государственный финансовый контроль является одним из приоритетных инструментов, обеспечивающих устойчивое социально-экономического развитие на мезо- и макроэкономическом уровнях;
- выявлены тенденции несовершенства региональных методологических и методических основ осуществления государственного финансового контроля, а также процесса взаимодействия контрольно-счетных органов региона, процесса развития по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде;
- представлены рекомендации по развитию методологии составления публичного отчета контрольно-счетного органа региона, методам обработки, систематизация и хранении информации между контрольно-счетными органами региона, предложен способ взаимодействия между контрольно - счетными органами региона и общественными институтами.
Практическая значимость: результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке концепций, проектов, программ совершенствования системы государственного финансового контроля. Это позволит расширить представление о путях развития государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области.
Помимо этого, данное исследование способствует углублению знаний о современных тенденциях развития государственного финансового контроля, выявлению основных проблем в его организации и проведении в сфере устойчивого развития региона и разработке практических рекомендаций по решению этих проблем. Результаты данного исследования могут быть полезными для дальнейшей научно-исследовательской, преподавательской и практический деятельности.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследования, теоретические положения, практические предложения и рекомендации изложены автором в публикациях: «Современный взгляд на аудит эффективности»; «Роль государственного аудита в современном обществе»; «Особенности социальной диагностики в процессе государственного аудита», «Профессиональная этика аудитора».
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и списка источников и литературы.
В самом общем виде устойчивое развитие региона подразумевает максимальное использование благоприятного и минимизацию негативного воздействия ряда территориальных факторов, а именно природно-ресурсных, социально-экономических и экологических и других факторов. Другими словами, рациональное использование имеющихся ресурсов, формирование эффективной региональной экономики, которая будет стимулировать и поддерживать на оптимальном уровне социально-экономическое развитие территории.
Исходя из этого, «приоритетным, но, в то же время, сложным является осуществление эффективного управления различными ресурсами государства или отдельного региона, а именно бюджетом, разного рода фондами, собственностью, интеллектуальным капиталом, природными богатствами как основными факторами экономического роста. При этом под «управлением» стоит понимать контрольную деятельность государства».
Необходимо отметить, что основу функционирования каждого государства составляют бюджетные средства, вследствие этого государственный контроль ориентирован на проведение мониторинга формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Таким образом, государственный финансовый контроль является одним из важнейших инструментов, способствующих устойчивому развитию государства и отдельных регионов, в частности.
Зачастую, несмотря на то, что бюджетные средства расходуются законно и по назначению, ожидаемые результаты не достигаются. Вследствие этого, в новых условиях сфера ответственности власти существенно расширяется, органам государственного финансового контроля приходится изменять или искать совершенно иные подходы к осуществлению своей деятельности, где каждое преобразование должно соответствовать современным тенденциям в этой области, а также быть эффективным в сложившейся экономической ситуации. В связи с этим, особое значение в системе государственного управления устойчивым социально-экономическим развитием территории приобретают вопросы, связанные с повышением эффективности государственного финансового контроля, как одного из основных инструментов экономического роста регионов РФ.
Степень научной разработанности исследуемой темы. В процессе исследования были изучены и проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам методологии, организации и методики государственного финансового контроля. В частности, следует выделить труды зарубежных авторов, которые внесли существенный вклад в
развитие основ государственного регулирования и контроля, а именно: Э. Аткинсона, Р. Бауера, Дж. Дэвиса, Е. Керни, А. Преста, У. Хикса.
Значительное место в исследовании вопросов организации государственного финансового контроля занимают работы отечественных ученых и специалистов, таких как: М.Л. Белоножко, Н.Д. Бровкина, С.М. Бычкова, С.В. Запольского, Э.Э. Понтовича, С.В. Степашина, Т.М. Рогуленко, Н.М. Сабитовой, С.С. Сулакшина, А.А. Ялбуганова и др.
Особое внимание уделялось трудам авторов, посвященным особенностям устойчивого развития на региональном уровне: Е.В. Кононовой, А.В. Туровой, О.К. Цапиева, С.С. Чернова, Т.В. Усковой, Е.В.Яроцкой.
Современные исследования особенностей государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона отражены в работах М.В. Васильевой, Ж.Г. Голодовой, Х.Н. Замбаева, В.В. Омельченко, Л.Н. Овсянниковой, В.А. Ситниковой, Т.В. Ялялиевой.
Проблема исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования механизма осуществления государственного финансового контроля и недостаточной разработанностью практических рекомендаций по осуществлению и оптимизации данного процесса на региональном уровне.
Гипотеза исследования. В качестве основной гипотезы исследования выступает предположение о том, что основные проблемы организации государственного финансового контроля обусловлены несовершенством механизмов организации контроля на уровне субъекта РФ.
Объектом исследования является государственный финансовый контроль как инструмент социально-экономического развития региона.
В качестве предмета исследования выступают механизм организации государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области.
Цель и задачи исследования. Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в системе устойчивого развития Белгородской области.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона;
- исследовать практику государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области;
- обосновать предложения и рекомендации по совершенствованию государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития региона.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные труды авторов по государственному финансовому контролю, управлению финансами и собственностью, статистике, социологии, региональной экономики.
Исследование основывалось на методологии системного и институционального анализа, диалектическом методе познания и его принципах, а также на современных методах статистического анализа и экспертных оценках. Были использованы диалектический метод познания, а также основанная на нем система общенаучных и частно -научных методов: анализа и синтеза, историко-правового, сравнительно-правового, системно-структурного, системно-функционального подхода к исследованию особенностей государственного финансового контроля субъектов Российской Федерации. В диссертации в целях решения поставленных задач применялись общенаучные методы (анализ, синтез, классификация, систематизация, группировка, сравнение).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую и информационную базу исследования составили нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, ведомственные акты и отчеты государственных органов, статистические, информационные и методические материалы в периодических изданиях и сети Интернет.
Научная новизна проведенного исследования заключается в расширении системного теоретического представления о государственном финансовом контроле, разработке рекомендаций по совершенствованию государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития на уровне региона.
В процессе исследования получен ряд результатов, содержащих элементы приращения научного знания, в частности, определены особенности развития подходов к организации государственного финансового контроля, проанализированы современные методы государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития на уровне региона - Белгородской области, разработаны направления по совершенствованию государственного финансового контроля на уровне региона.
Положения, выносимые на защиту:
- уточнено, что государственный финансовый контроль является одним из приоритетных инструментов, обеспечивающих устойчивое социально-экономического развитие на мезо- и макроэкономическом уровнях;
- выявлены тенденции несовершенства региональных методологических и методических основ осуществления государственного финансового контроля, а также процесса взаимодействия контрольно-счетных органов региона, процесса развития по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде;
- представлены рекомендации по развитию методологии составления публичного отчета контрольно-счетного органа региона, методам обработки, систематизация и хранении информации между контрольно-счетными органами региона, предложен способ взаимодействия между контрольно - счетными органами региона и общественными институтами.
Практическая значимость: результаты диссертационного исследования могут быть использованы при разработке концепций, проектов, программ совершенствования системы государственного финансового контроля. Это позволит расширить представление о путях развития государственного финансового контроля в сфере устойчивого развития Белгородской области.
Помимо этого, данное исследование способствует углублению знаний о современных тенденциях развития государственного финансового контроля, выявлению основных проблем в его организации и проведении в сфере устойчивого развития региона и разработке практических рекомендаций по решению этих проблем. Результаты данного исследования могут быть полезными для дальнейшей научно-исследовательской, преподавательской и практический деятельности.
Апробация результатов работы. Основные результаты исследования, теоретические положения, практические предложения и рекомендации изложены автором в публикациях: «Современный взгляд на аудит эффективности»; «Роль государственного аудита в современном обществе»; «Особенности социальной диагностики в процессе государственного аудита», «Профессиональная этика аудитора».
Структура работы. Магистерская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, приложений и списка источников и литературы.
В настоящее время развитие механизма государственного финансового контроля является одним из приоритетных условий в обеспечении устойчивого социально-экономического развития на мезоэкономическом уровне как целенаправленного движения региональной системы от исходного состояния к перспективному, характеризующемуся высоким качеством жизни населения, обуславливает необходимость анализа социально-экономических процессов, влияющих на направленность и успешность этого движения.
Государственный финансовый контроль, как подотрасль государственного контроля, является важным элементом, влияющим на устойчивое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. При этом, финансовый контроль является составной и неотъемлемой частью не только государственного, но и муниципального контроля. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важным условием для повышения уровня качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, а также достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.
Термин «устойчивое развитие» многогранен и может трактоваться с учетом мирового опыта неоднозначно, общепризнанных систем научных взглядов на механизм его постановки и решения нет. Проблема устойчивого развития включает два основных аспекта: потребности общества и ограничения со стороны способности окружающей среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности человечества.
Государственный финансовый контроль в настоящих условиях развития отечественной экономики в целом, и регионов в частности, является приоритетным видом государственного контроля, сущность которого проявляется в рациональном, добросовестном использовании общественных финансовых ресурсов страны с целью их увеличения для обеспечения высокого качества жизни населения. При этом, целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
По своему содержанию предмет государственного финансового контроля является объемным и комплексным, что в целом подтверждается отсутствием единого подхода к определению содержания и сферы его применения. Современный подход к типологии контроля включает в себя виды и формы рассматриваемого явления, при этом типы контроля дифференцируются в зависимости от того, какой признак положен за основу классификации. Этими признаками являются элементы системы контроля: субъект и объект контроля, способы его осуществления, время проведения контроля и прочее.
Аудит «эффективности» - новый метод контроля в работе российских контрольных органов, который в настоящее время находится в стадии формирования и изучения. Целью аудита «эффективности» является доказательство, что при всех затраченных финансовых и иных ресурсах, органами управления достигнуты и решены поставленные социально - экономические задачи перед обществом. Данное доказательство должно формироваться на основе достаточных показателях отчетности и иных заключениях контрольных органов, сформированных по специальным методологическим принципам и единым подходам, как в рамках федерального, так и регионального уровня. При этом, стратегия устойчивого развития региона предполагает, что органы власти будут эффективно использовать все финансовые и иные ресурсы, формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, для решения стратегических задач по переходу региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.
Таким образом, государственный контроль представляет собой важную и значимую составляющую деятельности органов государственной власти в жизнедеятельности страны. Наличие и необходимость контроля характерна для всех сфер деятельности, одной из которых является финансовая, предусматривающая необходимость осуществления финансового контроля, в том числе в секторе государственного управления.
Наиболее важным элементом в системе государственного контроля являются субъекты контроля -специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах РФ и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы государственного финансового контроля, так как они, в соответствии с законодательно установленными полномочиями, непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за его обеспечение.
На территории региона Контрольно-счетная палата Белгородской области является ключевым субъектом внешнего государственного финансового контроля. Данный государственный институт образован представительным органом Белгородской областной Думой и призван реализовывать права граждан Белгородской области по осуществлению публичного контроля за общественными ресурсами.
В целом, исходя из результатов исследования, можно говорить о продуктивной работе Контрольно-счетной палаты Белгородской области. Однако, можно выделить ряд недостатков, свойственных ее деятельности, которые были выявлены вследствие проведенного анализа. К их числу следует отнести:
- несовершенство региональных методологических и методических основ осуществления государственного финансового контроля;
- несовершенство процесса взаимодействия контрольно-счетных органов региона, процесса развития по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде;
- несовершенство процесса взаимодействия с внешними экспертами и общественными институтами с целью снижения фактов коррупции.
Необходимо отметить, что, в соответствии с иерархической моделью построения государственного контроля в РФ, устойчивое развитие региона должно обеспечиваться слаженной и продуктивной работой всех контрольных органов, а особенно между главным контрольно-счетным органом региона и контрольно-счетными органами (комиссиями) муниципальных образований региона в рамках внешнего финансового контроля. Вследствие этого требуется совершенство отдельных принципов и методов в работе контрольно-счетных органов региона, принципов взаимодействия по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде, расширению компетенций внешних экспертов и общественных институтов по участию в контрольной деятельности за общественными ресурсами, снижению фактов коррупции.
Совершенствование методологии и методов государственного контроля, обработки, систематизация и хранении информации, открытость для общественных институтов, а также взаимодействие с иными органами являются приоритетными направлениями в работе контрольно-счетных органов на региональном уровне. В рамках методического обеспечения необходимо сделать следующее:
- разработать единую общегосударственную базовую систему общих принципов и Стандартов государственного контроля (аудита), базирующуюся на положениях Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов: «О Счетной палате РФ», «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и других нормативных актах, системе международных стандартов ИНТОСАИ, передовом опыте зарубежных органов государственного контроля (аудита);
- оказать содействие в организации методической помощи контрольно-счетным органам субъектов РФ базирующихся на общегосударственных Стандартах государственного контроля (аудита) Счетной палаты РФ;
- оказать содействие в организации методической помощи контрольно - счетным органам муниципальных образований по разработке единых муниципальных стандартов государственного контроля (аудита) базирующихся на общегосударственных Стандартах государственного аудита (контроля) Счетной палаты РФ и региональных Стандартах контрольно-счетного органа субъекта РФ.
Контрольно-счетная палата Белгородской области является ключевым звеном в выработке единых региональных основ контрольно-счетной деятельности региона, опираясь на опыт Счетной палаты РФ, вследствие этого ее основная задача - сформировать эффективный региональный механизм по осуществлению государственного контроля и оказать помощь в формировании действенного муниципального контроля.
Для продолжения развития и совершенствования государственного и муниципального контроля и его влияния на устойчивое развитие региона, необходимо:
- продолжать разрабатывать и утверждать региональные Стандарты по проведению и осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить единый региональный Классификатор нарушений при осуществлении государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить единую региональную форму годового отчета при проведении государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить региональный Стандарт и методику по проведению аудита «эффективности» с учетом требований социально - экономического развития региона.
В целом представленные в магистерской диссертации предложения и рекомендации будут способствовать развитию теории и практики государственного финансового контроля на региональном уровне.
Государственный финансовый контроль, как подотрасль государственного контроля, является важным элементом, влияющим на устойчивое развитие, как отдельных регионов, так и страны в целом. При этом, финансовый контроль является составной и неотъемлемой частью не только государственного, но и муниципального контроля. Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является важным условием для повышения уровня качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, а также достижения других стратегических целей социально-экономического развития страны.
Термин «устойчивое развитие» многогранен и может трактоваться с учетом мирового опыта неоднозначно, общепризнанных систем научных взглядов на механизм его постановки и решения нет. Проблема устойчивого развития включает два основных аспекта: потребности общества и ограничения со стороны способности окружающей среды удовлетворять имеющиеся и будущие потребности человечества.
Государственный финансовый контроль в настоящих условиях развития отечественной экономики в целом, и регионов в частности, является приоритетным видом государственного контроля, сущность которого проявляется в рациональном, добросовестном использовании общественных финансовых ресурсов страны с целью их увеличения для обеспечения высокого качества жизни населения. При этом, целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных финансовых ресурсов и государственной собственности.
По своему содержанию предмет государственного финансового контроля является объемным и комплексным, что в целом подтверждается отсутствием единого подхода к определению содержания и сферы его применения. Современный подход к типологии контроля включает в себя виды и формы рассматриваемого явления, при этом типы контроля дифференцируются в зависимости от того, какой признак положен за основу классификации. Этими признаками являются элементы системы контроля: субъект и объект контроля, способы его осуществления, время проведения контроля и прочее.
Аудит «эффективности» - новый метод контроля в работе российских контрольных органов, который в настоящее время находится в стадии формирования и изучения. Целью аудита «эффективности» является доказательство, что при всех затраченных финансовых и иных ресурсах, органами управления достигнуты и решены поставленные социально - экономические задачи перед обществом. Данное доказательство должно формироваться на основе достаточных показателях отчетности и иных заключениях контрольных органов, сформированных по специальным методологическим принципам и единым подходам, как в рамках федерального, так и регионального уровня. При этом, стратегия устойчивого развития региона предполагает, что органы власти будут эффективно использовать все финансовые и иные ресурсы, формы и методы государственного воздействия для обеспечения положительной динамики в социально-экономической сфере, для решения стратегических задач по переходу региона в устойчивую саморазвивающуюся систему.
Таким образом, государственный контроль представляет собой важную и значимую составляющую деятельности органов государственной власти в жизнедеятельности страны. Наличие и необходимость контроля характерна для всех сфер деятельности, одной из которых является финансовая, предусматривающая необходимость осуществления финансового контроля, в том числе в секторе государственного управления.
Наиболее важным элементом в системе государственного контроля являются субъекты контроля -специально уполномоченные органы (государственные контрольные органы; структурные подразделения, созданные в субъектах РФ и органах государственной власти и местного самоуправления; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие контрольную деятельность. Субъекты контроля являются наиболее важным элементом системы государственного финансового контроля, так как они, в соответствии с законодательно установленными полномочиями, непосредственно осуществляют контроль и несут ответственность за его обеспечение.
На территории региона Контрольно-счетная палата Белгородской области является ключевым субъектом внешнего государственного финансового контроля. Данный государственный институт образован представительным органом Белгородской областной Думой и призван реализовывать права граждан Белгородской области по осуществлению публичного контроля за общественными ресурсами.
В целом, исходя из результатов исследования, можно говорить о продуктивной работе Контрольно-счетной палаты Белгородской области. Однако, можно выделить ряд недостатков, свойственных ее деятельности, которые были выявлены вследствие проведенного анализа. К их числу следует отнести:
- несовершенство региональных методологических и методических основ осуществления государственного финансового контроля;
- несовершенство процесса взаимодействия контрольно-счетных органов региона, процесса развития по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде;
- несовершенство процесса взаимодействия с внешними экспертами и общественными институтами с целью снижения фактов коррупции.
Необходимо отметить, что, в соответствии с иерархической моделью построения государственного контроля в РФ, устойчивое развитие региона должно обеспечиваться слаженной и продуктивной работой всех контрольных органов, а особенно между главным контрольно-счетным органом региона и контрольно-счетными органами (комиссиями) муниципальных образований региона в рамках внешнего финансового контроля. Вследствие этого требуется совершенство отдельных принципов и методов в работе контрольно-счетных органов региона, принципов взаимодействия по обмену, запросу и хранению информации в электронном виде, расширению компетенций внешних экспертов и общественных институтов по участию в контрольной деятельности за общественными ресурсами, снижению фактов коррупции.
Совершенствование методологии и методов государственного контроля, обработки, систематизация и хранении информации, открытость для общественных институтов, а также взаимодействие с иными органами являются приоритетными направлениями в работе контрольно-счетных органов на региональном уровне. В рамках методического обеспечения необходимо сделать следующее:
- разработать единую общегосударственную базовую систему общих принципов и Стандартов государственного контроля (аудита), базирующуюся на положениях Бюджетного кодекса РФ, федеральных законов: «О Счетной палате РФ», «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований» и других нормативных актах, системе международных стандартов ИНТОСАИ, передовом опыте зарубежных органов государственного контроля (аудита);
- оказать содействие в организации методической помощи контрольно-счетным органам субъектов РФ базирующихся на общегосударственных Стандартах государственного контроля (аудита) Счетной палаты РФ;
- оказать содействие в организации методической помощи контрольно - счетным органам муниципальных образований по разработке единых муниципальных стандартов государственного контроля (аудита) базирующихся на общегосударственных Стандартах государственного аудита (контроля) Счетной палаты РФ и региональных Стандартах контрольно-счетного органа субъекта РФ.
Контрольно-счетная палата Белгородской области является ключевым звеном в выработке единых региональных основ контрольно-счетной деятельности региона, опираясь на опыт Счетной палаты РФ, вследствие этого ее основная задача - сформировать эффективный региональный механизм по осуществлению государственного контроля и оказать помощь в формировании действенного муниципального контроля.
Для продолжения развития и совершенствования государственного и муниципального контроля и его влияния на устойчивое развитие региона, необходимо:
- продолжать разрабатывать и утверждать региональные Стандарты по проведению и осуществлению государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить единый региональный Классификатор нарушений при осуществлении государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить единую региональную форму годового отчета при проведении государственного и муниципального внешнего финансового контроля (аудита);
- разработать и утвердить региональный Стандарт и методику по проведению аудита «эффективности» с учетом требований социально - экономического развития региона.
В целом представленные в магистерской диссертации предложения и рекомендации будут способствовать развитию теории и практики государственного финансового контроля на региональном уровне.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ПРИГРАНИЧНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АУДИТ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, аудит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - ВЫЯВЛЕНИЕ, ОЦЕНКА И НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
УЧЕТА И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ
В РЕГИОНЕ (НА МАТЕРИАЛАХ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЛЯМИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019



