Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические аспекты профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел

Работа №7007

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы205стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
937
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. Теоретические основы исследования проблем профилактики правонарушений среди
несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 12
1.1. Причины педагогической запущенности подростков и её
связь с правонарушениями 12
1.2. Историко-педагогический анализ организации работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних 47
1.3. Особенности педагогических подходов к организации и управлению процессом профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 85
Выводы 104
ГЛАВА II. Организационно-педагогические условия эффективности профилактики правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 106
2.1. Организационная модель структуры управления профилактикой правонарушений среди несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел 106
2.2. Педагогические средства повышения эффективности организации профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями 128
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по изучению эффективности управления организацией профилактической работы органов внутренних дел с несовершеннолетними правонарушителями 146
Выводы 161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 163
ЛИТЕРАТУРА 168
ПРИЛОЖЕНИЯ
189



Актуальность исследования. Процесс развития социальной сферы современного российского общества характеризуется рядом тенденций, из которых давней и наиболее болезненной как для государства, так и для отдельного гражданина является криминализация всей общественной жизни в целом. Борьба людей, общества, государства с преступностью и правонарушениями при всём многообразии средств и методов воздействия на эти социально-негативные явления осуществляется, как правило, двумя путями. Первый - это наказание, так называемая «расплата» за совершённые поступки. Второй - устранение самой возможности противоправного действия, заблаговременное предотвращение поведения, вступающего в противоречие с действующими законами государства и общества.
Нестабильность, нравственно-смысловая неопределенность, социальная необустроенность, характерные для современной России, в значительной степени способствовали криминализации общественной жизни и вовлечению в криминальные отношения детей и подростков. По данным МВД РФ (Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (2001-2002 годы)»), на учете в органах внутренних дел состоят почти 425 тысяч несовершеннолетних. Характер преступности и правонарушений, совершаемых категорией несовершеннолетних граждан, а также их детерминирование таковы, что в борьбе с ними на первый план необходимо ставить не меры уголовного наказания, которые могут только ухудшить состояние «болезни», а превентивные подходы, профилактику.
Российское общество нуждается в тщательно проработанной, рассчитанной на перспективу концепции государственной политики предупреждения преступности и правонарушений несовершеннолетних. При этом основная роль отводится нейтрализации, блокированию, ограничению

4
действий экономических причин и условий данного вида преступности, ресурсное обеспечение её предупреждения.
Наука, со своей стороны, должна направить свои усилия на разработку фундаментальных, стратегических проблем, например, таких, как подготовка политико-правового акта по вопросам борьбы с преступностью. Это важно, поскольку в России пока отсутствует основной документ, принятый на государственном уровне, который определял бы стратегию борьбы с преступностью и её профилактики, в том и числе и в сфере работы с несовершеннолетними. Существующий комплекс предупреждающих мер в современных условиях нуждается в научных исследованиях специалистов различных наук: криминологии, психологии, педагогики, социологии и т.д.
В результате подобного разностороннего рассмотрения проблемы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних возникает необходимость не только дифференциации направлений превентивной деятельности по критерию «задействования» субъектов и мер профилактики, но и обратный процесс - интеграции усилий субъектов различных направлений профилактики. В частности, это касается объединения усилий педагогов и работников органов внутренних дел.
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что исследованием процесса профилактики правонарушений среди несовершеннолетних занимались и продолжают заниматься учёные различных научных областей.
Так, изучению общих вопросов проблемы профилактики преступлений и правонарушений, в том числе и среди несовершеннолетних, посвящены работы учёных-криминалистов: Н.Г. Акбарова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Б.С. Волкова, С.И. Герасимова, В.В. Лунева, М. Д. Лысова, С.В. Максимова, Г.М. Миньковского, А.Я. Сухарева, Г.И. Фильченкова и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Решение проблемы склонности несовершеннолетних к правонарушениям и ее профилактики - одна из важнейших задач современной педагогики. Целенаправленное влияние общества на поведение подростков в целях их развития и обеспечения социального порядка осуществляется через организацию средств познавательной активности и личностно-обоснованных форм профилактической деятельности. Познание и труд, выступающие как факторы социализации личности, обеспечивают определенное соотношение между социальными силами общества и возникающими личностными образованиями подростков, гарантируют процесс усвоения нормативов культуры, гибко регулируют поведение отдельно взятого подростка на индивидуальном уровне. Вместе с тем, конфликт как неизбежная сторона межличностных отношений может являться одним из источников социального развития подростков, приводя к изменению статуса и переоценке ценностей, критике господствующих стандартов и массового сознания.
На основании изучения теоретической литературы и экспериментальных данных, полученных при исследовании социализации подростков с отклоняющимся поведением, были выявлены объективные и субъективные причины педагогической запущенности и в частности отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также особенности развития личности подростка, позволяющие предупреждать девиантные формы выражения отношения к себе и к окружающему миру. При этом подросток изучался не как изолированный индивид, а как член референтной группы подростков и взрослых, с которыми связан совместной деятельностью, общением. Изучение уровней общения подростков с окружающими позволило раскрыть его мотивацию, содержательные основы и нормы отношений.

164
Проведенный анализ теоретических источников и эмпирических материалов позволил нам в ходе исследования уточнить понятие «профилактика правонарушений» как в сфере педагогики, так и в сфере криминологии, их соотношение и взаимосвязь, а также разработать новую модель управления профилактической работой в системе ОВД.
В ходе экспериментального внедрения указанной модели на территории Красногвардейского района Ставропольского края нами были изучены:
- динамика уровня функционального взаимодействия (сработанности, согласованности) различных субъектов профилактической работы (прежде всего ГДН РОВД и общеобразовательных учреждений);
- динамика роста и ассортимент средств, форм, методов профилактической работы за счет активизации указанного взаимодействия ее субъектов;
- показатели, традиционно учитываемые при определении эффективности результатов данной работы по основным ее субъектам (в РОВД - группы по делам несовершеннолетних, в школе - социально-педагогической работы).
Практически по всем показателям в экспериментальной зоне (Красногвардейский район) нами были получены положительные результаты, что доказывает эффективность предложенной нами модели структуры управления профилактикой правонарушений
несовершеннолетних в системе работы ОВД, оптимально обеспечивающей реализацию педагогических аспектов в данной деятельности.
Анализ полученного теоретического и экспериментального материала подтверждает выдвинутую гипотезу и дает основание сформулировать общие выводы:
1.Эффективность работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе работы органов внутренних дел и их подразделений в значительной степени определяется пониманием места

165
данного вида деятельности в обеспечении условий формирования современной личности. При этом сама профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой комплекс взаимосвязанных мер педагогического характера по предотвращению появления любых отклонений поведения подростка (общая профилактика) и сформировавшегося у отдельных подростков неприемлемого в нашем обществе отношения к людям, своим обязанностям (специальная профилактика). В первом случае речь идет о преимущественно педагогическом воздействии на личность несовершеннолетнего, во втором - педагогическая работа более тесно взаимодействует с правоохранительной деятельностью и может осуществляться в рамках специальных учреждений. При этом, органы внутренних дел и их специальные подразделения, предназначенные для работы с несовершеннолетними, могут сыграть важную роль в профилактической работе как на общем, так и на специальном уровнях.



1. Агулина С.В. Социально-педагогические факторы, способствующие проявлению подростковой дезадаптации // Культура мира и толерантность в стратегии открытого образования: Материалы научно¬практической конференции / Ред Н.Н. Сотникова. - Ставрополь: Ставрополье, 2002. - 88 с.
2. Акбаров Н.Г. Состояние и тенденции преступности несовершеннолетних: Региональные проблемы борьбы и профилактики. - Казань, 1999.
3. Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы. Монография. - М., 2001. - 496 с.
4. Алемаскин М.А. Воспитательная работа с подростками. - М.: Знание, 1979. - 230 с.
5. Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дисс... канд. психол. наук. - М., 1968.
6. Алемаскин М.А. Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. - М.: НИИ ОП, 1980.
7. Алмазов Б.М. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.
8. Алмазов Б.М. Средовая адаптация и социальная поддержка в процессе воспитания // Б.Ф. Семёнов. Социальная педагогика. - Свердловск, 1989.
9. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2000. - 176 с.

169
10. Андреева И.Н. Семья как объект социально-философских исследований: Учебное пособие /Ставропольский гос. ун-т. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000.-78 с.
11. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., 1989.
12. Анисимова Р.А. Психологическая служба школы и мастерство педагога // Сов. педагогика. - 1990. - №2. - С. 38-41.
13. Антонян Ю.М. Причины преступного поведения. - М., 1992.
14. Антонян Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника. - М.: Академия МВД СССР, 1975.
15. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. - М., 1993.
16. Астемиров З.А. Проблемы перевоспитания несовершеннолетних осужденных. - М.: Юридическая литература, 1974.
17. Бааль Е.Г. Преступность несовершеннолетних в России и организация ее предупреждения органами внутренних дел. - М., 1997.
18. Байков Ф.Я. Ответственность родителей. Заметки о воспитании детей в семье. - Л.: Лениздат, 1983. - 135 с.
19. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - 512 с.
20. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. - М.: Изд-во МСПИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. - 416 с.
21. Бекетова Н.Е. Педагогическое обеспечение процесса социальной защиты учащихся в общеобразовательной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. - Ярославль, 1996. - 16 с.
22. Беличева С.А. Дети и семьи группы риска как объекты социальной профилактики // Социальные и правовые вопросы предупреждения правонарушений несовершеннолетних. - М., 1993.
23. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: РЧЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. - 118 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ