Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №70066

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4760 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций студентов в ВУЗе 7
§ 1.1. Содержание понятия ценностных ориентаций в психологической науке
7
§ 1.2. Ценностные ориентации в системе высшего образования 15
§ 1.3 Разноуровневая система образования как среда формирования ценностных ориентаций будущих профессионалов 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций студентов в ВУЗе 28
§ 2.1 Организация и методы исследования 29
§ 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 32
§ 2.3 Программа формирования ценностных ориентации студентов в ВУЗе.. 48
Заключение 69
Список литературы

В настоящее время прослеживается гуманитаризация психологической науки, исследователей всё больше интересует человек во всей его целостности. Особое внимание исследователей привлекает изучение одного из центральных образований этой целостности - ценностные ориентации, так как они выражают сознательное отношение человека к действительности, придают смысл его жизни. Система ценностных ориентаций также определяет содержательную основу направленности личности, так как проявляется в целях, убеждениях, идеалах, интересах и деятельности в целом. Эффективная организация работы по поддержке молодых людей, находящихся на пороге профессионального самоопределения, невозможна вне знания особенностей ценностных ориентаций молодых людей [1].
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Современные исследователи, А.В. Капцов и Л.В. Карпушина, дают следующее определение: «ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [29, с. 15].
Д.А. Леонтьев обращает внимание на то, что и потребности и ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов. «Ценностные ориентации совместно с мотивами выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Поскольку ценностными ориентациями и мотивами определяется выбор человеком жизненных средств самореализации, самоосуществления, то можно говорить о том, что они выступают как мощный мотивирующий фактор выбора личностью тех или иных форм поведения и жизнедеятельности» [33, с.8-9].
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А.Ф. Амировым, Е.Н. Беловой, Р.Г. Гуровой, В.В. Ластовкой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, А.С. Серым, М.С. Яницким.
Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Молодые люди, составляющие основу будущего общества, находятся на важнейшем этапе жизненного самоопределения, формирования мировоззрения, в силу чего их ценностные ориентации, их жизненные приоритеты будут являться определяющими в недалеком будущем. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей [19]. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Поскольку в период молодости основной деятельностью является профессиональное обучение, то и имеющиеся ценностные ориентации будут во многом определять и определяться образовательным процессом. В этой связи, по нашему мнению, актуальным является вопрос изучения особенностей ценностных ориентаций на различных ступенях профессионального обучения молодых людей, в силу того, что процесс обучения на каждой отдельной ступени образования предполагает формирование различных компетенций.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия, заключающегося в необходимости изучения факторов, определяющих успешность и направленность профессионального образования на различных ступенях и недостаточной изученностью их влияния на данную направленность, в частности, ценностные ориентации.
Проблема: каковы особенности ценностных ориентаций студентов - психологов на разных уровнях системы высшего образования?
Цель исследования: заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций студентов-психологов на разных уровнях системы высшего образования.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности
студентов ВУЗа.
Предмет исследования: ценностные ориентации студентов-
психологов в условиях многоуровневой системы высшего образования
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимыми являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной
индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Для достижения цели исследования, проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью раскрытия содержания понятия «ценностные ориентации».
2. На основе анализа литературы показать роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения.
3. Осуществить анализ данных, полученных в ходе исследования, с целью выявить особенности ценностных ориентаций студентов-психологов разного уровня обучения.
4. Разработать систему кураторских занятий для формирования ценностных ориентаций студентов в процессе их профессионального самоопределения.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- эмпирические - психодиагностический метод;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретационные - структурный метод.
Для решения поставленных задач нами была использована диагностическая методика МТЖЦ (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), направленная на определение мотивационно - ценностной структуры личности.
База исследования:
Исследование проводилось на базе факультета психологии БелГУ, факультета социальной работы и психологии БУКЭП. В исследовании приняли участие 90 человек: 30 студентов бакалавров, 30 студентов специалистов, 30 студентов магистрантов. Возраст испытуемых от 21-23 лет.
Практическая значимость данной работы:
Результаты исследования позволяют разработать систему развивающих упражнений, в работе со студентами, для создания оптимальных условий становления ценностных ориентаций в процессе их профессионального самоопределения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ценностные ориентации являются особыми психологическими образованиями, которые представлены иерархической системой и существуют в структуре личности в качестве её элементов. Ценностные ориентации личности связывают её внутренний мир с окружающей действительностью. Они образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимают пограничное положение между мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов. Поэтому можно говорить о том, что ценностные ориентации личности выполняют двойственную функцию: как высший контрольный орган регуляции побудителей активности человека и как внутренний источник жизненных целей человека. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
В ходе проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что существуют различия в жизненных ценностях студентов разного уровня обучения.
В ходе анализа полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
Значимыми ценностями жизненной сферы у студентов бакалавриата являются: ценности сферы семейной жизни, общественной жизни и сферы увлечений.
Для студентов специалитета значимы ценности общественной жизни, сферы увлечений и профессиональной жизни.
Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что для студентов магистратуры сфера «получение образования» является самой значимой в иерархии жизненных сфер, а так же немаловажны сферы «профессиональной жизни» и «семейной жизни».
Ценности: «активные социальные контакты», «высокое материальное положение», «креативность», «сохранение собственной индивидуальности», «духовное удовлетворение», «собственный престиж»- значимы для студентов бакалавриата. Ценности: «сохранение собственной индивидуальности», «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «развитие себя», «креативность»- для студентов специалитета. Для студентов магистратуры ценности: «развитие себя», «достижение», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «креативность», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты» и «креативность» явились основными в иерархии жизненных ценностей.
Студентов бакалавриата можно охарактеризовать как людей, с направленностью на семейную жизненную сферу, где им присуще стремление к определенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый член семьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции.
Для студентов специалитета ведущей сферой стала сфера «общественной жизни», где они проявляют себя как людей, стремящихся не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а часто не имеют значения никакие общественно-политические взгляды.
Студенты магистратуры ведущей сферой выбрали «получение образования». Для них характерно стремление повышать уровень своего образования ради развития себя как личности и своих способностей. Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей.
По результатам проведенного исследования, гипотеза относительно того, что существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимым являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Учитывая результаты исследования, нами было предпринято решение, разработать серию кураторских часов направленных на формирование ценностей, в том числе оказавшихся по результатам исследования на последних местах. Все кураторские часы проводятся в виде круглых столов с использованием элементов сказкотерапии.


1. Абульханова-Славская, К.А. Личность в процессе деятельности и общения / К.А. Абульханова-Славская. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.301 -331.
2. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В.Г. Алексеева// Психологический журнал. - 1984. - № 5. - С. 63-70.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные труды/ Б.Г. Ананьев. - М., 1980. - 232 с.
4. Андреева, Г.М Социальная психология./Г.М. Андреева - М.:
Аспект Пресс, 2001. - 384 с
5. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. - М.:МГУ, 1990. - 243 с.
6. Афанасьева, И.Г. Социальные ценности и ценностные ориентации личности в историко-эволюционном процессе / И.Г. Афанасьева. - М.: Издательство МГУ, 1986. - 95 с.
7. Бердяев, Н.А. О природе ценности /Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, № 70 - 2008
8. Божович, Л.И. Избранные психологические труды / Л.И. Божович. - М.: Институт практической психологии, 1996.
9. Бойков, В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян / В.Э. Бойков // СОЦИС. - 2004, №7. - с. 46 - 52.
10. Боровкова, Т. И. Мониторинг развития системы образования. Теоретические аспекты: Учебное пособие/ Т.И. Боровкова, И.А. Морев. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. - 150 с.
11. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности/ Б.С. Братусь. - М.: Знание, 1985. - 64 с.
12. Бубнова, С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С.С. Бубнова // Психологический журнал. - 1999. - № 5. - С.38-44.
13. Будинайте, Г. Л. Личностные ценности и личностные предпосылки субъекта / Г.Л. Будинайте, Т.В. Корнилова// Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С. 99-105.
14. Винокурова, А.А. Ценностные ориентации современных студентов / А.А. Винокурова, А.Б. Михалева // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе. Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - Киров: МЦНИП, 2014. - С. 33-36.
15. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности / Е.С. Волков. - М.: МГПИ, 1981. - 23 с.
16. Все о методе сказкотерапии [URL: www.cka3ka-
pro.ru/poliana/tema2.htm]- Режим доступа http: //www.cka3 ka-pro .ru. - Институт сказкотерапии (дата обращения 11.05.16).
17. В чем смысл жизни человека? [URL: http://www.smisl-zhizni.ru]- Режим доступа: http://www.smisl-zhizni.ru.- Притчи, цитаты, афоризмы и высказывания о смысле жизни. (дата обращения 07.04.16).
18. Гарванова, М.З. Исследование ценностей в современной психологии./ М.З. Гарванова, И.Г. Гарванов.// Современная психология: материалы III междунар. науч. конф.- Казань: Бук, 2014. - С. 5-20.
19. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные
ориентации личности /Е.И.Головаха// Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер-2000.С.23-56.
20. Голубкова, О.А. Ценностные ориентации в системе высшего образования. / О.А. Голубкова // Инновации и образование. Серия “Symposium”, Выпуск 29. Сборник материалов конференции- Спб.: Санкт- Петербургское философское общество - 2003. . C.293-300.
21. Горбачева, Д.А. Развитие творческого потенциала студентов вузов культуры и искусств - будущих специалистов социально-культурной деятельности: аксиологический подход / Д.А. Горбачева//Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2009. - 43 с.
22. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности/Я.Гудечек// Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности.- М.:Наука-1989, С.102- 110
23. Дубровина, И.В. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся./ И.В. Дубровина, Б.С.Круглов. // Ценностные ориентации и интересы школьников.- М.: АПН СССР, 1983. С. 27-36.
24. Журавлева, Н.А. Ценностные ориентации личности в
изменяющемся Российской обществе/ Н.А.Журавлева// Психологический журнал Том 33 , №1.-2012.-С 30-39.
25. Закон Российской Федерации «Об образовании». [Федеральный закон]. - ISBN 5-16-000398-3 . - 2-е изд.- М.: ИНФРА-М, 2000. - 52с.
26. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности./А.Г.Здрав омыслов// - М.:Политиздат, - 1986.222 с.
27. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии./Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева- СПб.: Питер 2013. -310 с.
28. Калинникова, Н.Я. Составляющие системы управления учебной деятельностью студентов в вузе. / Н.Я. Калинникова // Вестник Бурятского университета.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2006.-С. 73-80.
29. Карпушина, Л. В. Психология ценностей российской молодежи : монография / Л. В. Карпушина, А. В. Капцов.- Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. - 252 с
30. Каппушева, Х.Х. Разноуровневое обучение в современном
образовании Х.Х. Капушева.- М:2010. №9 С.22-24.
31. Лебедева, Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века/Н.М.Лебедева // Психологический журнал. Т.21, №3,2000, С.73-87. 

ориентации./Д.А.Леонтьев - М.: Смысл, 1992.- 17с.
33. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н.Леонтьев- М.: МГУ, 1971. 40 с
34. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. /Б.Ф.Ломов - М.: Наука, 1984. - 132 с.
35. Малисова, И.Ю. Психологические знания как фактор формирования ценностных ориентаций личности // Психологический журнал. т. 14, № 4. - 1994. - С. 94-102.
36. Мещеряков, Б.Г.Большой психологический словарь./Б.Г. Мещере ков, В.П. Зинченко- Спб:Прайм-Еврознак, 2007. - 672 с.
37. Молчанов, С.В. Особенности ценностных ориентаций личности в подростковом и юношеском возрастах /С .В. Молчанов// Психологическая наука и образование, 2005, №3 - с. 16 - 25.
38. Никандров, Н.Д. Россия: Социализация и воспитание на рубеже т ысячелетий./Н.Д.Никандров.- М.: Гелиос АРВ, 2000.-277 с.
39. Павлова, Т.С. Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности студентов/ Т.С.Павлова.// Научное сообщество студентов XXI столетия. № 5(20). (дата обращения: 13.05.2016)
40. Петровский, А.В., Психология. Словарь. / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский - М.: Политиздат, - 1990. - 494 с.
41. Равкин, З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры. (Концепция исследования: аксиологический аспект) /З.И.Равкин. - Педагогика. 1995. № 5. - С. 87-90.
42. Равкин, З.И. Ценностная ориентация как одна из снов стратегии развития образования и предмет историко-педагогических исследований/З.И. Равкин // Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования. - М.: ИТП и МИО РАО, 1994. С. 3-10.
43. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. /Ф. Райс - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 624 с.
44. Рамазанов, И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации студентов./ И.Р. Рамазанов//Дис. канд. психол. наук: 19.00.07 - Самара, 2006. -190с.
45. Робин, С. Шарма. Монах, который продал свой «феррари». История об исполнении желаний и постижении судьбы. /С.Робин.- София, 2009. 288 с.
46. Розов, Н. С. Ценностное обоснование гуманитарного образования в современном мире / Н.С. Розов// Автореф. дис. д-ра филос. наук. - М., 1993. - 31 с.
47. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. /С.Л.Рубинштейн - СПб, Издательство «Питер», 2000 - 712 с.
48. Серый, А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида./А.В.Серый// Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат. 1999.- С. 354-360.
49. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии./Е.В. Сидоренко - СПб.: ООО «Речь», 2000. - 350 с.
50. Сказки о деревьях, растениях и цветах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dobrieskazki.ru- Добрые сказки.- (дата обращения 11.04.16).
51. Сластенин, В.А., Введение в педагогическую аксиологию./ В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова - М.: Академия, 2003. - С.45-57.
52. Соколов, Д. В. «Сказки и сказкотерапия». [Электронный ресурс]/ Д.В.Соколов//Электронная библиотека. http://www.libok.net/writer/3935/kniga/ 11463/sokolov dmitriy/skazki i skazkoter%20apiya/read. (дата обращения 23.0 4.16).
53. Тугаринов,В.П..Избранные философские
труды./В.П.Тугаринов.- Л.: Издательство Ленинградского университета.1988. -344 с.
54. Тумалеев В. В. Формирование ценностных ориентаций студентов в условиях развитого социалистического общества (на примере студентов пед. вузов)/В.В.Тумалев// Автореф. дис. канд. псих. наук. - Л., 1973. - 19 с.
55. Тренинг развития креативности и творческих способностей. Электронный ресурс]/ http://trepsy.net/training/stat.php?stat=5612 (дата обращения 07.04.16).
56. Фельдштейн, Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе./Д.И. Фельдштейн // Вопр. психол. 1985. № 6. С. 26 - 37
57. Хайдеггер, М. Время картины мира. / М. Хайдггер. // Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986.С. 11-12.
58. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности
человека: //Уч. пособие./ В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 1998. - 320 с
59. .Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы /Ю.А. Шерковин // Психол. журн. Т.3. № 5.¬1982. — С.235-145.
60. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности./В.А.Ядов -Л.: Наука, 1979.- с. 55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ