ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ- ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций студентов в ВУЗе 7
§ 1.1. Содержание понятия ценностных ориентаций в психологической науке
7
§ 1.2. Ценностные ориентации в системе высшего образования 15
§ 1.3 Разноуровневая система образования как среда формирования ценностных ориентаций будущих профессионалов 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций студентов в ВУЗе 28
§ 2.1 Организация и методы исследования 29
§ 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 32
§ 2.3 Программа формирования ценностных ориентации студентов в ВУЗе.. 48
Заключение 69
Список литературы
ГЛАВА I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций студентов в ВУЗе 7
§ 1.1. Содержание понятия ценностных ориентаций в психологической науке
7
§ 1.2. Ценностные ориентации в системе высшего образования 15
§ 1.3 Разноуровневая система образования как среда формирования ценностных ориентаций будущих профессионалов 21
Выводы по первой главе 26
ГЛАВА II. Эмпирическое изучение смысложизненных ориентаций студентов в ВУЗе 28
§ 2.1 Организация и методы исследования 29
§ 2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 32
§ 2.3 Программа формирования ценностных ориентации студентов в ВУЗе.. 48
Заключение 69
Список литературы
В настоящее время прослеживается гуманитаризация психологической науки, исследователей всё больше интересует человек во всей его целостности. Особое внимание исследователей привлекает изучение одного из центральных образований этой целостности - ценностные ориентации, так как они выражают сознательное отношение человека к действительности, придают смысл его жизни. Система ценностных ориентаций также определяет содержательную основу направленности личности, так как проявляется в целях, убеждениях, идеалах, интересах и деятельности в целом. Эффективная организация работы по поддержке молодых людей, находящихся на пороге профессионального самоопределения, невозможна вне знания особенностей ценностных ориентаций молодых людей [1].
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Современные исследователи, А.В. Капцов и Л.В. Карпушина, дают следующее определение: «ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [29, с. 15].
Д.А. Леонтьев обращает внимание на то, что и потребности и ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов. «Ценностные ориентации совместно с мотивами выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Поскольку ценностными ориентациями и мотивами определяется выбор человеком жизненных средств самореализации, самоосуществления, то можно говорить о том, что они выступают как мощный мотивирующий фактор выбора личностью тех или иных форм поведения и жизнедеятельности» [33, с.8-9].
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А.Ф. Амировым, Е.Н. Беловой, Р.Г. Гуровой, В.В. Ластовкой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, А.С. Серым, М.С. Яницким.
Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Молодые люди, составляющие основу будущего общества, находятся на важнейшем этапе жизненного самоопределения, формирования мировоззрения, в силу чего их ценностные ориентации, их жизненные приоритеты будут являться определяющими в недалеком будущем. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей [19]. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Поскольку в период молодости основной деятельностью является профессиональное обучение, то и имеющиеся ценностные ориентации будут во многом определять и определяться образовательным процессом. В этой связи, по нашему мнению, актуальным является вопрос изучения особенностей ценностных ориентаций на различных ступенях профессионального обучения молодых людей, в силу того, что процесс обучения на каждой отдельной ступени образования предполагает формирование различных компетенций.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия, заключающегося в необходимости изучения факторов, определяющих успешность и направленность профессионального образования на различных ступенях и недостаточной изученностью их влияния на данную направленность, в частности, ценностные ориентации.
Проблема: каковы особенности ценностных ориентаций студентов - психологов на разных уровнях системы высшего образования?
Цель исследования: заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций студентов-психологов на разных уровнях системы высшего образования.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности
студентов ВУЗа.
Предмет исследования: ценностные ориентации студентов-
психологов в условиях многоуровневой системы высшего образования
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимыми являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной
индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Для достижения цели исследования, проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью раскрытия содержания понятия «ценностные ориентации».
2. На основе анализа литературы показать роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения.
3. Осуществить анализ данных, полученных в ходе исследования, с целью выявить особенности ценностных ориентаций студентов-психологов разного уровня обучения.
4. Разработать систему кураторских занятий для формирования ценностных ориентаций студентов в процессе их профессионального самоопределения.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- эмпирические - психодиагностический метод;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретационные - структурный метод.
Для решения поставленных задач нами была использована диагностическая методика МТЖЦ (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), направленная на определение мотивационно - ценностной структуры личности.
База исследования:
Исследование проводилось на базе факультета психологии БелГУ, факультета социальной работы и психологии БУКЭП. В исследовании приняли участие 90 человек: 30 студентов бакалавров, 30 студентов специалистов, 30 студентов магистрантов. Возраст испытуемых от 21-23 лет.
Практическая значимость данной работы:
Результаты исследования позволяют разработать систему развивающих упражнений, в работе со студентами, для создания оптимальных условий становления ценностных ориентаций в процессе их профессионального самоопределения.
Интерес к ценностным основам отдельной личности и общества в целом всегда возрастал на грани эпох, в кризисные, переломные моменты истории человечества, необходимость осмысления которых закономерно требовала обращения к проблеме этических ценностей. Кардинальная смена общественной системы и произошедшие за последнее десятилетие изменения в российском обществе потребовали переоценки значимости многих фундаментальных ценностей.
Современные исследователи, А.В. Капцов и Л.В. Карпушина, дают следующее определение: «ценностные ориентации — это относительно устойчивая, социально обусловленная направленность личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций» [29, с. 15].
Д.А. Леонтьев обращает внимание на то, что и потребности и ценности занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов. «Ценностные ориентации совместно с мотивами выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Поскольку ценностными ориентациями и мотивами определяется выбор человеком жизненных средств самореализации, самоосуществления, то можно говорить о том, что они выступают как мощный мотивирующий фактор выбора личностью тех или иных форм поведения и жизнедеятельности» [33, с.8-9].
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Ценностные ориентации молодежи проанализированы К.Ш. Ахияровым, А.Ф. Амировым, Е.Н. Беловой, Р.Г. Гуровой, В.В. Ластовкой, Е.Л. Рудневой, Т.Н. Семенковой, А.С. Серым, М.С. Яницким.
Перемены, обусловившие необходимость принятия каждым членом общества ответственности за свою судьбу, приводят к постепенному утверждению в общественном сознании новой системы ценностных ориентаций. Молодые люди, составляющие основу будущего общества, находятся на важнейшем этапе жизненного самоопределения, формирования мировоззрения, в силу чего их ценностные ориентации, их жизненные приоритеты будут являться определяющими в недалеком будущем. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей [19]. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Поскольку в период молодости основной деятельностью является профессиональное обучение, то и имеющиеся ценностные ориентации будут во многом определять и определяться образовательным процессом. В этой связи, по нашему мнению, актуальным является вопрос изучения особенностей ценностных ориентаций на различных ступенях профессионального обучения молодых людей, в силу того, что процесс обучения на каждой отдельной ступени образования предполагает формирование различных компетенций.
Актуальность рассматриваемой проблемы определяется наличием противоречия, заключающегося в необходимости изучения факторов, определяющих успешность и направленность профессионального образования на различных ступенях и недостаточной изученностью их влияния на данную направленность, в частности, ценностные ориентации.
Проблема: каковы особенности ценностных ориентаций студентов - психологов на разных уровнях системы высшего образования?
Цель исследования: заключается в исследовании особенностей ценностных ориентаций студентов-психологов на разных уровнях системы высшего образования.
Объект исследования: ценностно-смысловая сфера личности
студентов ВУЗа.
Предмет исследования: ценностные ориентации студентов-
психологов в условиях многоуровневой системы высшего образования
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимыми являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной
индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Для достижения цели исследования, проверки гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования с целью раскрытия содержания понятия «ценностные ориентации».
2. На основе анализа литературы показать роль ценностных ориентаций в процессе профессионального самоопределения.
3. Осуществить анализ данных, полученных в ходе исследования, с целью выявить особенности ценностных ориентаций студентов-психологов разного уровня обучения.
4. Разработать систему кураторских занятий для формирования ценностных ориентаций студентов в процессе их профессионального самоопределения.
Методы исследования:
- организационные - сравнительный;
- эмпирические - психодиагностический метод;
- обработки данных - количественный и качественный анализ данных;
- интерпретационные - структурный метод.
Для решения поставленных задач нами была использована диагностическая методика МТЖЦ (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина), направленная на определение мотивационно - ценностной структуры личности.
База исследования:
Исследование проводилось на базе факультета психологии БелГУ, факультета социальной работы и психологии БУКЭП. В исследовании приняли участие 90 человек: 30 студентов бакалавров, 30 студентов специалистов, 30 студентов магистрантов. Возраст испытуемых от 21-23 лет.
Практическая значимость данной работы:
Результаты исследования позволяют разработать систему развивающих упражнений, в работе со студентами, для создания оптимальных условий становления ценностных ориентаций в процессе их профессионального самоопределения.
Ценностные ориентации являются особыми психологическими образованиями, которые представлены иерархической системой и существуют в структуре личности в качестве её элементов. Ценностные ориентации личности связывают её внутренний мир с окружающей действительностью. Они образуют сложную многоуровневую иерархическую систему, занимают пограничное положение между мотивационно - потребностной сферой и системой личностных смыслов. Поэтому можно говорить о том, что ценностные ориентации личности выполняют двойственную функцию: как высший контрольный орган регуляции побудителей активности человека и как внутренний источник жизненных целей человека. Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
В ходе проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что существуют различия в жизненных ценностях студентов разного уровня обучения.
В ходе анализа полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
Значимыми ценностями жизненной сферы у студентов бакалавриата являются: ценности сферы семейной жизни, общественной жизни и сферы увлечений.
Для студентов специалитета значимы ценности общественной жизни, сферы увлечений и профессиональной жизни.
Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что для студентов магистратуры сфера «получение образования» является самой значимой в иерархии жизненных сфер, а так же немаловажны сферы «профессиональной жизни» и «семейной жизни».
Ценности: «активные социальные контакты», «высокое материальное положение», «креативность», «сохранение собственной индивидуальности», «духовное удовлетворение», «собственный престиж»- значимы для студентов бакалавриата. Ценности: «сохранение собственной индивидуальности», «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «развитие себя», «креативность»- для студентов специалитета. Для студентов магистратуры ценности: «развитие себя», «достижение», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «креативность», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты» и «креативность» явились основными в иерархии жизненных ценностей.
Студентов бакалавриата можно охарактеризовать как людей, с направленностью на семейную жизненную сферу, где им присуще стремление к определенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый член семьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции.
Для студентов специалитета ведущей сферой стала сфера «общественной жизни», где они проявляют себя как людей, стремящихся не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а часто не имеют значения никакие общественно-политические взгляды.
Студенты магистратуры ведущей сферой выбрали «получение образования». Для них характерно стремление повышать уровень своего образования ради развития себя как личности и своих способностей. Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей.
По результатам проведенного исследования, гипотеза относительно того, что существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимым являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Учитывая результаты исследования, нами было предпринято решение, разработать серию кураторских часов направленных на формирование ценностей, в том числе оказавшихся по результатам исследования на последних местах. Все кураторские часы проводятся в виде круглых столов с использованием элементов сказкотерапии.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
В ходе проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что существуют различия в жизненных ценностях студентов разного уровня обучения.
В ходе анализа полученных результатов нами были сделаны следующие выводы:
Значимыми ценностями жизненной сферы у студентов бакалавриата являются: ценности сферы семейной жизни, общественной жизни и сферы увлечений.
Для студентов специалитета значимы ценности общественной жизни, сферы увлечений и профессиональной жизни.
Исходя из полученных данных, мы можем говорить о том, что для студентов магистратуры сфера «получение образования» является самой значимой в иерархии жизненных сфер, а так же немаловажны сферы «профессиональной жизни» и «семейной жизни».
Ценности: «активные социальные контакты», «высокое материальное положение», «креативность», «сохранение собственной индивидуальности», «духовное удовлетворение», «собственный престиж»- значимы для студентов бакалавриата. Ценности: «сохранение собственной индивидуальности», «активные социальные контакты», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «развитие себя», «креативность»- для студентов специалитета. Для студентов магистратуры ценности: «развитие себя», «достижение», «духовное удовлетворение», «собственный престиж», «креативность», «духовное удовлетворение», «активные социальные контакты» и «креативность» явились основными в иерархии жизненных ценностей.
Студентов бакалавриата можно охарактеризовать как людей, с направленностью на семейную жизненную сферу, где им присуще стремление к определенной структуре взаимоотношений в семье, к тому, чтобы каждый член семьи, занимал какую-либо социальную позицию и выполнял строго определенные функции.
Для студентов специалитета ведущей сферой стала сфера «общественной жизни», где они проявляют себя как людей, стремящихся не попасть под влияние общественно-политических взглядов других людей. Ценной является та общественно-политическая позиция, которую не занимает никто, кроме него, а часто не имеют значения никакие общественно-политические взгляды.
Студенты магистратуры ведущей сферой выбрали «получение образования». Для них характерно стремление повышать уровень своего образования ради развития себя как личности и своих способностей. Такие люди характеризуются заинтересованностью в оценке себя как личности и своих знаний, умений, способностей.
По результатам проведенного исследования, гипотеза относительно того, что существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: существуют различия в особенностях ценностных ориентаций студентов - психологов, обучающихся на разных уровнях системы высшего образования: для студентов бакалавриата и специалитета наиболее значимым являются ценности, связанные с общественной жизнью, а именно: сохранение собственной индивидуальности, собственный престиж, развитие социальных контактов; для студентов магистратуры актуальны ценности, связанные со сферой получения образования: профессиональная жизнь и образование.
Учитывая результаты исследования, нами было предпринято решение, разработать серию кураторских часов направленных на формирование ценностей, в том числе оказавшихся по результатам исследования на последних местах. Все кураторские часы проводятся в виде круглых столов с использованием элементов сказкотерапии.
Подобные работы
- СОЗДАНИЕ WEB-САЙТА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТЬЮ»
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 1997 - Сравнительный анализ системы образования в Китае и в России
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1997 - МОДЕЛИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ) (13.00.01 )
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Влияние особенностей систем образования на формирование личностной структуры у молодежи
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - КРОССКУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (на примере туркменской и русской национальностей)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



