ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Обзор литературных источников по изучаемой проблеме 7
1.1 Общие предпосылки к постановке проблемы 7
1.2 Подходы к организации техническо-тактической подготовки
спортсменов-ориентировщиков 9
1.3 Место технико-тактической подготовки в общей структуре
подготовленности спортсменов-ориентировщиков 11
1.4 Особенности развития физической подготовке спортсменов-
ориентировщиков 36
ГЛАВА 2. Организация, этапы, методы и методика измерения показаний 42
2.1. Организация, этапы исследования 42
2.2. Методы и методика измерения показателей 44
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1. Возрастная периодизация и содержание технико-тактической
подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего тренировочного процесса (по результатам анкетирования) 46
3.2. Проявление выносливости и её компонентов у спортсменов- ориентировщиков 53
3.3. Содержание тренировочных программ по развитию
выносливости (по результатам анализа дневников тренировок) 59
3.3.1. Содержание тренировочных занятий спортсменов-
ориентировщиков (по результатам анализа дневников тренировок) 68
3.4. Результаты тестирования уровня технической подготовленности
спортсменов-ориентировщиков различной квалификации 71
ВЫВОДЫ 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 80
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В развитии и становлении каждого вида спорта можно отчётливо проследить взаимозависимость и взаимовлияние практических наработок и научно-методического обоснования, причём, чем сложнее и разнообразнее соревновательная деятельность, тем большее значение имеет научно-методический базис.
Спортивное ориентирование, отметившее в 1997 году 100-летие своего развития в мире и в 1998 году 35-летие своего развития в нашей стране, относится к видам спорта, в структуре соревновательной деятельности которых большое место занимает интеллектуальный компонент, а также сама соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к интеллектуальной сфере спортсменов. В связи с этим большое место в научно-методическом обосновании вида спорта занимают вопросы техники спортивного ориентирования и технической подготовки, тактики и тактической подготовки спортсменов. Если с этих позиций подойти к анализу ситуации, сложившейся в спортивном ориентировании, то можно констатировать с одной стороны, обстоятельную разработку вопросов технико-тактической подготовки начинающих спортсменов (в диссертационной работе Л. А. Худяковой /1991г./) и спортсменов высокого класса (в докторской диссертации В. В. Чешихиной /1997г./), а с другой стороны, дефицит информации и научно-методических разработок, касающихся комплекса вопросов технико-тактической и физической подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Это, несомненно, является сдерживающим фактором в формировании целостного представления о процессе подготовки спортсменов высокой квалификации и подчёркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимизировать процесс технико-тактической подготовки спортсменов- ориентировщиков высокой квалификации можно, если в прогнозируемой структуре предстоящей соревновательной деятельности будут выделены наиболее существенные её компоненты и условия, выявлены причины потерь времени на дистанции, установлена целесообразная продолжительность соответствующих тренировочных акцентов.
Цель работы - обеспечить повышение эффективности технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
В соответствие с главной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление о структуре техническо-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования, а также определить её место в общей структуре подготовленности.
2. Выявить индивидуальные подходы для повышения уровня технико-
тактической и физической подготовленности (выносливости) спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного
совершенствования.
3. Определить наиболее эффективные средства развития спортсменами- ориентировщиками выносливости на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработать методические рекомендации по организации технико-тактической и физической подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в годичном тренировочном цикле.
Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Предметом исследования явились технико-тактическая и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения теории физической культуры (П.Ф.Лесгафт, А.Д. Бутовский, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ю.Ф. Курамшин);
- теория развития человеческих способностей, положения спортивной тренировки (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин);
- принципы и подходы к развитию физических качеств (В.Н. Зациорский, В.И. Лях, А.А. Гужаловский);
- теоретико-методические основы подготовки спортсменов-дзюдоистов (Г.П. Виноградов, В.И. Варапаев, В.Н. Гомонов);
- фундаментальные разработки по физиологии и психофизиологии физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Н.А.Бернштейн, А.Н.Крестовников, А.Г.Дембо, Е.П.Ильин, А.Б.Гандельсман, В.П. Загрядский).
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней представлены:
- данные о структуре технико-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования;
- содержание технико-тактической и физической подготовленности;
- уточнены возрастные границы этапа спортивного совершенствования.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических положений для определения уровня технико-тактической и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования в работе тренеров спортивных школ рекомендаций по организации технико-тактической и физической подготовленности спортсменов, а также возможностью использования методики контроля уровня технико-тактической и физической подготовленности (выносливости) ориентировщиков.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование тренеров и спортсменов.
3. Изучение содержания тренировочного процесса по записям в дневниках тренировок.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогическое тестирование.
6. Математическая обработка результатов исследования.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на совещаниях ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МАУДО СДЮСШОР «Спартак» г. Белгорода.
Материалы исследования подтверждены актом о внедрении и опубликованной научной работой:
1. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Особенности развития физической подготовки спортсменов-ориентировщиков. Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 331-336.
2. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Проявление выносливости и её компонентов у юношей занимающихся спортивным ориентированием . Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 183-188.
Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом страниц текста компьютерной верстки, имеет введение, три главы, выводы, практические рекомендации, библиографический список, содержащий 51 источник, из них 3 зарубежных и приложения
1. Проведенные исследования позволили выявить, что техническая и тактическая готовность в общей структуре подготовленности спортсменов- ориентиров на этапе спортивного совершенства занимает ведущее место, физическая готовность равна ему.
2. Структура технической и технической подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе развития спорта включает в себя следующие компоненты:
• способность читать карту при работе на высокой скорости, формирование и улучшение бега в направлении вдоль азимута вдоль линейных ориентиров;
• способность обобщать и детальное восприятие карты и местности;
• использование работы с карточкой в процессе перекрестного обучения;
• выполнение задач, которые развивают память и внимание;
• упражнения с ограничением информации на карте или приемами и методами ориентации;
• постконкурсный анализ расстояний;
• моделирование конкурентной деятельности.
3. Чтобы контролировать уровень технической готовности, следует использовать следующие тесты:
• повторить дистанцию;
• движение вдоль азимута на заданное расстояние;
• Расчетное расстояние;
• сохранение 75% силы запястья;
• 3-кратная инспираторная задержка дыхания отражает проявление общего волевого фактора, связанного с терпением.
4. Тактическая готовность в общей структуре подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе спортивного совершенства происходит после технической, физической, функциональной и психологической подготовленности и включает в себя следующие основные компоненты:
• способность выбирать оптимальный путь движения;
• Способность определять наиболее важные ориентиры;
• возможность быстрого перехода от обобщенного к детальному восприятию местности и перехода от одного способа ориентации к другому;
• возможность выбора и поддержания желаемой скорости.
5. Наиболее эффективным способом контроля уровня технической и тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентиров является постконкурсный анализ конкурентной активности, предполагающий уточнение структуры, величины и причин потери времени при прохождении конкурентных дистанций.
1. Акимов В.Г., Кудряшов А.А:, Синожинский Н.А. Основы техники и тактики ориентирования на местности. - Минск: БГУ, 1975. - 64с.
2. Акимов В.Г., Кудряшов А.А. Спортивное ориентирование /БГУ - Минск, 1977.-95с.
4. Алешин В.М. Карта в спортивном ориентировании. - М: Физкультура и спорт, 1983. - 152с.
5. Бобков В.В. Техническая подготовка ориентировщиков
//Совершенствовать физическое воспитание в вузах: Методические
указания.-М., 1982.-№5-9-21.
6. Богатов С.Ф., Крюков О.Т. Спортивное ориентирование. - М.: Воениздат, 1982. - 102с.
7. Васильев Н.Д. Подготовка спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации: Учеб. Пособие. - Волгоград, 1984. - 85с.
8. Васильев Н.Д. Спортивное ориентирование: Учеб. пособие. - Волгоград, 1983. - 108с.
9. Васильев Н.Д., Лебедкин Л.В., Кузьмин Р.М., Лисенков А.И. Планирование учебно-тренировочной работы и методика подготовки дис-танций и карт по спортивному ориентированию //Комитет по Физической Культуре и Спорту при Совете Министров СССР. - 1987. - с 11-14.
10. Васильев Н.Д., Столов Н.И. Взаимосвязь технической и физической подготовленности в спортивном ориентировании //Теория и практика физической культуры. - 1985. - № 11. - с 16-17.
11. Гаврилов В.Д. Качества, определяющие эффективность спортивной деятельности в ориентировании на местности и характеризующие их тесты: Автореф. дисс... канд. пед. Наук. -М., 1982. - 16с.
12. Елаховский С.Б. Бег к невидимой цели. - М.: Физкультура и спорт, 1973.-143с.
13. Зубков С.А. Пути преодоления трудностей в ориентировании на местности при подготовке юных спортсменов: Автореф... канд. пед. наук. - М., 1971.-28с.
14. Иванов А.В., Ширинян А.А., Фокин И.И. Тренировка ориенти- ровщиков-разрядников в высшем военно-учебном заведении. - Тольятти, 1989. - 50 с.
15. Иванов Е.И. Начальная подготовка ориентировщика. - Физкультура и спорт, 1985. - 141с.
16. Иванов Е.И. Ориентирование на местности как вид спорта //Теория и практика физической культуры. — 1969. - № 5. — с. 16-2
17. Иванов Е.И. С компасом и картой. - М.: ДОСААФ, 1971. - 47с.
18. Изоп Э.В. Игровой метод при обучении ориентированию на метности: Учеб. Пособие. - Таллин, 1975. - 202с.
19. Изоп Э.В. Развитие спортивного ориентирования в СССР и за рубежом. Автореф. дисс... канд. пед.наук. - Тарту, 1967. -24 с.
20. Казанцев С.А. Интегральная подготовка спортсменов-
ориентировщиков. Автореф. дисс...канд.пед.наук/С.А.Казанцев. - Спб.: Спб ГАФКТ им. П.Ф.Лесгафта, 2005. - 27 с.
21. Казанцев С.А. Особенности внимания у спортсменов-
ориентировщиков/ С.А. Казанцев Сб. науч. трудов молодых ученых.- Спб.: Спб ГАФКТ им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - с.31 - 38.
22. Казанцев С.А. Системное психологическое описание деятельности в спортивном ориентировании/ С.А.Казанцев. О-Вестник.- 1996 - №1 - с.17-19.
23. Керкконенн А., Пекконен Ю. Спортивное ориентирование. Пер. с финского. - Л., 1986. - 172 с.
24. Кивистик А.К. О технике и тактике в спортивном ориентировании. - Тарту: ТГУ, 1979. - 127 с.
25. Кивистик А.К. О тренировке техники и тактики в ориентировании - Тарту: ТГУ, 1966 .
26. Кивистик А.К. Сборник задач по спортивному ориентированию:
Тарту, 1969.
27. Киселев В.М. Спортивная карта. - Рига, 1976. - 32с.
28. Киселев В.М. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании // Комитет по Физической культуре и спорту при Совете Министров СССР, 1988. - с. 4-9.
29. Константинов Ю.С. Спортивное ориентирование: Программа для ДЮСШ и СДЮСШОР/ Ю.С. Константинов. - М.:ЦДЮТК, 2000. - 31 с.
30. Константинов Ю.С. Теория и практика туристско-краеведческой деятельности в системе дополнительного образования детей: Автореф. дисс.. .докт. техт. наук/ Ю.С. Константинов. - 2003. - 47с.
31. Костылев В.В. Философия спортивного ориентирования. — М.: ЦСДЮТ, 1995.-112с.
32. Кудряшов А.А. Методические рекомендации по технике спортивного ориентирования на местности. - Минск, 1972. - с. 9-10.
33. Куприн А.М. Ориентирование и движение на местности. - М.: ДОСААФ, 1969.-119с.
34. Лосев А.С. Тренировка ориентировщиков-разрядников. — М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112с.
35. Модель ориентировщика: Методическое пособие по технике и тактике ориентирования. - М.: ДЮСШ-2, 1984. - с. 5-11.
36. Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Ориентирование на местности: Метод. пособие по начальной подготовке спортсменов-ориентировщиков. - ч. 1 - 44с., ч. 2 - 36с. - Смоленск, 1974.
37. Моргунова Т.В. Обучающие и контрольные тесты по спортивному ориентированию/ Т.В. Моргунова.- М., 2003. - 142 с.
38. Москалев О.А. Исследование соревновательной деятельности спортсменов-ориентировщиков с использованием спорт-тестеров и контролем уровня молочной кислоты/ О.А. Москалев, Н.Д. Васильев/ Сб. науч. трудов СГИФК.- Смоленск, 2000. - с. 19-22.
39. Москалев О.А. Способы оптимизации тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов-ориентировщиков посредством моделирования основных компонентов и условий соревновательной деятельности: Автореф. дисс.канд. пед. наук/ О.А. Москалев; ВГАФК.- Волгоград, 1999. - 21 с.
40. Москалев О.А. Структура и темпы процесса двигательной адаптации спортсменов-ориентировщиков к бегу по непривычной местности/ О.А. Москалев/ Сб. науч. трудов СГИФК.- Смоленск, 200. - с. 15-19.
41. Мухамитянов Ф.Д. Сетевые методы планирования в спортивном ориентировании/ Ф.Д. Мухамитянов/ Теория и практика физической культуры.- 1977.- № 8.- с. 31-32.
42. Нурмимаа В. Спортивное ориентирование: Пер. с финского. -М.: Физкультура и спорт, 1967. - 110с.
43. Огородников Б.И., Кирчо А.М., Крохин Л.А. Подготовка спорт-сменов-ориентировщиков. — М: Физкультура и спорт, 1978. — 112с.
44. Огородников Б.И., Моисеенков А.Л., Приймак Е.С. Сборник задач и упражнений по спортивному ориентированию. - М.: Физкультура и спорт, 1980.-72с.
45. Приймак Е.С. О системе специальной технической подготовке
спортсмена-ориентировщика: Сб. материалов Ш Областной научно¬
практической конференции. -Пермь, 1976. - Збс.
46. Прусс А.Э., Васильев Н.Д., Воронов Ю.С., Пирог В.А. Спортивное ориентирование: Учеб. пособие для студентов и преподавателей академий и институтов физической культуры. Смоленск, 1994.
47. Столов И.И., Киселев В.М., Ломоносов А.С. Совершенствование техники и тактики в спортивном ориентировании: Метод, рекомендации. - М., 1988. - 34с.
48. Худякова Л.А. Методика обучения ориентированию на местности учащихся учебно-тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. дисс... канд.пед. наук. -М., 1990. - 19с.
49. Чешихина В. Исследование особенностей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков /70- вестник. - 1992. - № 5-6. - с. 35-41.
50. Шур Г. Уроки лесных трасс - Турист, 1973.
51. Hurselman E. OL-ABC, Anieitung fur den Orientierungsland. - Unterricht heit Jugendlichen Schriftenreihe dez Erdgenossischen Turn - und Sport Schule, Schweiz 1988. - s. 113-115.