ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ- ОРИЕНТИРОВЩИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Обзор литературных источников по изучаемой проблеме 7
1.1 Общие предпосылки к постановке проблемы 7
1.2 Подходы к организации техническо-тактической подготовки
спортсменов-ориентировщиков 9
1.3 Место технико-тактической подготовки в общей структуре
подготовленности спортсменов-ориентировщиков 11
1.4 Особенности развития физической подготовке спортсменов-
ориентировщиков 36
ГЛАВА 2. Организация, этапы, методы и методика измерения показаний 42
2.1. Организация, этапы исследования 42
2.2. Методы и методика измерения показателей 44
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1. Возрастная периодизация и содержание технико-тактической
подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего тренировочного процесса (по результатам анкетирования) 46
3.2. Проявление выносливости и её компонентов у спортсменов- ориентировщиков 53
3.3. Содержание тренировочных программ по развитию
выносливости (по результатам анализа дневников тренировок) 59
3.3.1. Содержание тренировочных занятий спортсменов-
ориентировщиков (по результатам анализа дневников тренировок) 68
3.4. Результаты тестирования уровня технической подготовленности
спортсменов-ориентировщиков различной квалификации 71
ВЫВОДЫ 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 80
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1.Обзор литературных источников по изучаемой проблеме 7
1.1 Общие предпосылки к постановке проблемы 7
1.2 Подходы к организации техническо-тактической подготовки
спортсменов-ориентировщиков 9
1.3 Место технико-тактической подготовки в общей структуре
подготовленности спортсменов-ориентировщиков 11
1.4 Особенности развития физической подготовке спортсменов-
ориентировщиков 36
ГЛАВА 2. Организация, этапы, методы и методика измерения показаний 42
2.1. Организация, этапы исследования 42
2.2. Методы и методика измерения показателей 44
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 46
3.1. Возрастная периодизация и содержание технико-тактической
подготовки спортсменов-ориентировщиков на различных этапах многолетнего тренировочного процесса (по результатам анкетирования) 46
3.2. Проявление выносливости и её компонентов у спортсменов- ориентировщиков 53
3.3. Содержание тренировочных программ по развитию
выносливости (по результатам анализа дневников тренировок) 59
3.3.1. Содержание тренировочных занятий спортсменов-
ориентировщиков (по результатам анализа дневников тренировок) 68
3.4. Результаты тестирования уровня технической подготовленности
спортсменов-ориентировщиков различной квалификации 71
ВЫВОДЫ 78
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 80
ЛИТЕРАТУРА 81
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В развитии и становлении каждого вида спорта можно отчётливо проследить взаимозависимость и взаимовлияние практических наработок и научно-методического обоснования, причём, чем сложнее и разнообразнее соревновательная деятельность, тем большее значение имеет научно-методический базис.
Спортивное ориентирование, отметившее в 1997 году 100-летие своего развития в мире и в 1998 году 35-летие своего развития в нашей стране, относится к видам спорта, в структуре соревновательной деятельности которых большое место занимает интеллектуальный компонент, а также сама соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к интеллектуальной сфере спортсменов. В связи с этим большое место в научно-методическом обосновании вида спорта занимают вопросы техники спортивного ориентирования и технической подготовки, тактики и тактической подготовки спортсменов. Если с этих позиций подойти к анализу ситуации, сложившейся в спортивном ориентировании, то можно констатировать с одной стороны, обстоятельную разработку вопросов технико-тактической подготовки начинающих спортсменов (в диссертационной работе Л. А. Худяковой /1991г./) и спортсменов высокого класса (в докторской диссертации В. В. Чешихиной /1997г./), а с другой стороны, дефицит информации и научно-методических разработок, касающихся комплекса вопросов технико-тактической и физической подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Это, несомненно, является сдерживающим фактором в формировании целостного представления о процессе подготовки спортсменов высокой квалификации и подчёркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимизировать процесс технико-тактической подготовки спортсменов- ориентировщиков высокой квалификации можно, если в прогнозируемой структуре предстоящей соревновательной деятельности будут выделены наиболее существенные её компоненты и условия, выявлены причины потерь времени на дистанции, установлена целесообразная продолжительность соответствующих тренировочных акцентов.
Цель работы - обеспечить повышение эффективности технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
В соответствие с главной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление о структуре техническо-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования, а также определить её место в общей структуре подготовленности.
2. Выявить индивидуальные подходы для повышения уровня технико-
тактической и физической подготовленности (выносливости) спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного
совершенствования.
3. Определить наиболее эффективные средства развития спортсменами- ориентировщиками выносливости на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработать методические рекомендации по организации технико-тактической и физической подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в годичном тренировочном цикле.
Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Предметом исследования явились технико-тактическая и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения теории физической культуры (П.Ф.Лесгафт, А.Д. Бутовский, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ю.Ф. Курамшин);
- теория развития человеческих способностей, положения спортивной тренировки (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин);
- принципы и подходы к развитию физических качеств (В.Н. Зациорский, В.И. Лях, А.А. Гужаловский);
- теоретико-методические основы подготовки спортсменов-дзюдоистов (Г.П. Виноградов, В.И. Варапаев, В.Н. Гомонов);
- фундаментальные разработки по физиологии и психофизиологии физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Н.А.Бернштейн, А.Н.Крестовников, А.Г.Дембо, Е.П.Ильин, А.Б.Гандельсман, В.П. Загрядский).
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней представлены:
- данные о структуре технико-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования;
- содержание технико-тактической и физической подготовленности;
- уточнены возрастные границы этапа спортивного совершенствования.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических положений для определения уровня технико-тактической и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования в работе тренеров спортивных школ рекомендаций по организации технико-тактической и физической подготовленности спортсменов, а также возможностью использования методики контроля уровня технико-тактической и физической подготовленности (выносливости) ориентировщиков.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование тренеров и спортсменов.
3. Изучение содержания тренировочного процесса по записям в дневниках тренировок.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогическое тестирование.
6. Математическая обработка результатов исследования.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на совещаниях ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МАУДО СДЮСШОР «Спартак» г. Белгорода.
Материалы исследования подтверждены актом о внедрении и опубликованной научной работой:
1. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Особенности развития физической подготовки спортсменов-ориентировщиков. Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 331-336.
2. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Проявление выносливости и её компонентов у юношей занимающихся спортивным ориентированием . Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 183-188.
Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом страниц текста компьютерной верстки, имеет введение, три главы, выводы, практические рекомендации, библиографический список, содержащий 51 источник, из них 3 зарубежных и приложения
Спортивное ориентирование, отметившее в 1997 году 100-летие своего развития в мире и в 1998 году 35-летие своего развития в нашей стране, относится к видам спорта, в структуре соревновательной деятельности которых большое место занимает интеллектуальный компонент, а также сама соревновательная деятельность предъявляет высокие требования к интеллектуальной сфере спортсменов. В связи с этим большое место в научно-методическом обосновании вида спорта занимают вопросы техники спортивного ориентирования и технической подготовки, тактики и тактической подготовки спортсменов. Если с этих позиций подойти к анализу ситуации, сложившейся в спортивном ориентировании, то можно констатировать с одной стороны, обстоятельную разработку вопросов технико-тактической подготовки начинающих спортсменов (в диссертационной работе Л. А. Худяковой /1991г./) и спортсменов высокого класса (в докторской диссертации В. В. Чешихиной /1997г./), а с другой стороны, дефицит информации и научно-методических разработок, касающихся комплекса вопросов технико-тактической и физической подготовки спортсменов на этапе спортивного совершенствования. Это, несомненно, является сдерживающим фактором в формировании целостного представления о процессе подготовки спортсменов высокой квалификации и подчёркивает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что оптимизировать процесс технико-тактической подготовки спортсменов- ориентировщиков высокой квалификации можно, если в прогнозируемой структуре предстоящей соревновательной деятельности будут выделены наиболее существенные её компоненты и условия, выявлены причины потерь времени на дистанции, установлена целесообразная продолжительность соответствующих тренировочных акцентов.
Цель работы - обеспечить повышение эффективности технико-тактической подготовки спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
В соответствие с главной целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Сформировать представление о структуре техническо-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования, а также определить её место в общей структуре подготовленности.
2. Выявить индивидуальные подходы для повышения уровня технико-
тактической и физической подготовленности (выносливости) спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного
совершенствования.
3. Определить наиболее эффективные средства развития спортсменами- ориентировщиками выносливости на этапе спортивного совершенствования.
4. Разработать методические рекомендации по организации технико-тактической и физической подготовленности квалифицированных спортсменов-ориентировщиков в годичном тренировочном цикле.
Объектом исследования явился учебно-тренировочный процесс спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Предметом исследования явились технико-тактическая и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
- основные положения теории физической культуры (П.Ф.Лесгафт, А.Д. Бутовский, Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ю.Ф. Курамшин);
- теория развития человеческих способностей, положения спортивной тренировки (В.Н. Платонов, Л.П. Матвеев, Ю.Ф. Курамшин);
- принципы и подходы к развитию физических качеств (В.Н. Зациорский, В.И. Лях, А.А. Гужаловский);
- теоретико-методические основы подготовки спортсменов-дзюдоистов (Г.П. Виноградов, В.И. Варапаев, В.Н. Гомонов);
- фундаментальные разработки по физиологии и психофизиологии физической культуры (П.Ф. Лесгафт, Н.А.Бернштейн, А.Н.Крестовников, А.Г.Дембо, Е.П.Ильин, А.Б.Гандельсман, В.П. Загрядский).
Научная новизна работы обусловлена тем, что в ней представлены:
- данные о структуре технико-тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентировщиков на этапе спортивного совершенствования;
- содержание технико-тактической и физической подготовленности;
- уточнены возрастные границы этапа спортивного совершенствования.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке теоретических положений для определения уровня технико-тактической и физическая подготовленность спортсменов-ориентировщиков высокой квалификации.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования в работе тренеров спортивных школ рекомендаций по организации технико-тактической и физической подготовленности спортсменов, а также возможностью использования методики контроля уровня технико-тактической и физической подготовленности (выносливости) ориентировщиков.
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Анкетирование тренеров и спортсменов.
3. Изучение содержания тренировочного процесса по записям в дневниках тренировок.
4. Педагогическое наблюдение.
5. Педагогическое тестирование.
6. Математическая обработка результатов исследования.
Апробация диссертации. Результаты исследования были апробированы на совещаниях ГАУДО «Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий», МАУДО СДЮСШОР «Спартак» г. Белгорода.
Материалы исследования подтверждены актом о внедрении и опубликованной научной работой:
1. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Особенности развития физической подготовки спортсменов-ориентировщиков. Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 331-336.
2. Ровенских Е.С., Воронин Е.В. Проявление выносливости и её компонентов у юношей занимающихся спортивным ориентированием . Материалы 1V Всероссийской заочной научно-практической конференции «Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта, Белгород, НИУ БелГУ, 2017, с. 183-188.
Структура и объем диссертации. Диссертация представляет рукопись объемом страниц текста компьютерной верстки, имеет введение, три главы, выводы, практические рекомендации, библиографический список, содержащий 51 источник, из них 3 зарубежных и приложения
1. Проведенные исследования позволили выявить, что техническая и тактическая готовность в общей структуре подготовленности спортсменов- ориентиров на этапе спортивного совершенства занимает ведущее место, физическая готовность равна ему.
2. Структура технической и технической подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе развития спорта включает в себя следующие компоненты:
• способность читать карту при работе на высокой скорости, формирование и улучшение бега в направлении вдоль азимута вдоль линейных ориентиров;
• способность обобщать и детальное восприятие карты и местности;
• использование работы с карточкой в процессе перекрестного обучения;
• выполнение задач, которые развивают память и внимание;
• упражнения с ограничением информации на карте или приемами и методами ориентации;
• постконкурсный анализ расстояний;
• моделирование конкурентной деятельности.
3. Чтобы контролировать уровень технической готовности, следует использовать следующие тесты:
• повторить дистанцию;
• движение вдоль азимута на заданное расстояние;
• Расчетное расстояние;
• сохранение 75% силы запястья;
• 3-кратная инспираторная задержка дыхания отражает проявление общего волевого фактора, связанного с терпением.
4. Тактическая готовность в общей структуре подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе спортивного совершенства происходит после технической, физической, функциональной и психологической подготовленности и включает в себя следующие основные компоненты:
• способность выбирать оптимальный путь движения;
• Способность определять наиболее важные ориентиры;
• возможность быстрого перехода от обобщенного к детальному восприятию местности и перехода от одного способа ориентации к другому;
• возможность выбора и поддержания желаемой скорости.
5. Наиболее эффективным способом контроля уровня технической и тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентиров является постконкурсный анализ конкурентной активности, предполагающий уточнение структуры, величины и причин потери времени при прохождении конкурентных дистанций.
2. Структура технической и технической подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе развития спорта включает в себя следующие компоненты:
• способность читать карту при работе на высокой скорости, формирование и улучшение бега в направлении вдоль азимута вдоль линейных ориентиров;
• способность обобщать и детальное восприятие карты и местности;
• использование работы с карточкой в процессе перекрестного обучения;
• выполнение задач, которые развивают память и внимание;
• упражнения с ограничением информации на карте или приемами и методами ориентации;
• постконкурсный анализ расстояний;
• моделирование конкурентной деятельности.
3. Чтобы контролировать уровень технической готовности, следует использовать следующие тесты:
• повторить дистанцию;
• движение вдоль азимута на заданное расстояние;
• Расчетное расстояние;
• сохранение 75% силы запястья;
• 3-кратная инспираторная задержка дыхания отражает проявление общего волевого фактора, связанного с терпением.
4. Тактическая готовность в общей структуре подготовленности спортсменов-ориентиров на этапе спортивного совершенства происходит после технической, физической, функциональной и психологической подготовленности и включает в себя следующие основные компоненты:
• способность выбирать оптимальный путь движения;
• Способность определять наиболее важные ориентиры;
• возможность быстрого перехода от обобщенного к детальному восприятию местности и перехода от одного способа ориентации к другому;
• возможность выбора и поддержания желаемой скорости.
5. Наиболее эффективным способом контроля уровня технической и тактической и физической подготовленности спортсменов-ориентиров является постконкурсный анализ конкурентной активности, предполагающий уточнение структуры, величины и причин потери времени при прохождении конкурентных дистанций.
Подобные работы
- МЕТОДИКА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ОРИЕНТИРОВЩИКОВ 10-12 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - Развитие технико-тактических навыков спортсменов-ориентировщиков групп специальной подготовки средствами GPS-технологии
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНОГО СИМУЛЯТОРА В ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ЛЫЖНИКА- ОРИЕНТИРОВЩИКА НА НАЧАЛЬНОМ УРОВНЕ ПОДГОТОВКИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Дифференцированный подход к подготовке спортсменов -ориентировщиков на основе психофизиологического состояния
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Оптимизация технико-тактической подготовки квалифицированных спортсменов-ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, спорт и туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - Развитие технико-тактической подготовленности юных спортсменов
ориентировщиков во внеучебное время
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Комплексный контроль за подготовкой юных ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Технология спортивной подготовки юных ориентировщиков
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПУТИ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



