СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: понятие и сущность
1.2. Проблемы, этапы и функции социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
1.3. Нормативно-правовая база в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Система социального сопровождения выпускников интернатных учреждений: технологический аспект
2.2. Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений (на примере ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ
АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: понятие и сущность
1.2. Проблемы, этапы и функции социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
1.3. Нормативно-правовая база в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации
2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
2.1. Система социального сопровождения выпускников интернатных учреждений: технологический аспект
2.2. Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений (на примере ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка»)
2.3. Рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день около 650 тысяч детей в России лишены родительской заботы и воспитываются в интернатных учреждениях [18,145].
В 2014 году в Белгородской области насчитывается более 3770 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходима опека и попечительство (1,8 % от общей численности детского населения). Из них 1520 человек - выпускники интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет [11,178].
Воспитанники интернатных учреждений в большинстве своем оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, проблемой создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Основная причина дезадаптации этих детей - отсутствие своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях интернатного учреждения.
Выпускники интернатных учреждений зачастую находятся в состоянии психологического стресса. Желанная «свобода» для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеустройства. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии социальной дезадаптации.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, - это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личностного плана (взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.)
Поэтому для успешной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений необходима, ориентированная на конкретную жизненную ситуацию ребенка социальное сопровождение.
Степень научной разработанности проблемы. Научное осмысление последствий взросления детей без родителей относится к середине XX века. Наиболее распространенными в исследовательской традиции являлись изучение причин социального сиротства и анализ последствий жизни в условиях, закрытых интернатных учреждений.
Теоретические положения в области развития и воспитания детей- сирот в учреждениях интернатного типа освещались в работах М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.
Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов наиболее подробно раскрывают в своих работах Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др., в том числе у детей-сирот раскрыты в трудах Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.
Основа организации работы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды Л.В.Багиной, Ю.Л.Бубенчиковой, Н.Г.Медниковой.
Положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности изучали А.В. Мудрик, А.Я Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.
Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности анализируются в работах Л.А. Беляевой, Ю.В. Василькова, М.А. Гологузовой, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой и др.
Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений изучали Л.М. Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко и др.
Влияние социальной среды на формирование личности ребенка занимали центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой. Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты для эффективной адаптации в обществе, посвящены исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой.
Проблема разрушения института семьи затронуты в работах М. Айнсворз, Ф. Арьеса, Й. Лангмейера, М. Лисиной З. Матейчека, М. Мид, В. Мухиной, А. Рузской.
Семейным формам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды А. Довгалевской, Н. Ивановой, О. Неверовой, В. Ослон, Г. Семьи и др.
И. Бобылева, Н. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников интернатных учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации в рамках семейных центров, социальных гостиниц, школ-интернатов.
Объект исследования - социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
Предмет исследования - социальное сопровождение в процессе социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.
Цель исследования - раскрыть особенности социального сопровождения как инструмента социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
2. рассмотреть особенности социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
3. раскрыть проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения социальной адаптации (Э. Дюркгейм, Дж. Мид); научно - методические подходы к проблеме детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л.Выгодский, Е.И Холостова); психолого-педагогические основы постинтернатной адаптации (В.Зарецкого, М.Дубровской); ресурсный подход, развивающий представление о ресурсах индивида, обуславливающих его статус, возможности преодоления жизненных трудностей (Л.Беляева, П.Бурдье, Т.Заславская, И.Подойницына, Н.Тихонова); личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); подходы к изучению особенностей развития и социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(В. С. Байбородова, В.А.Иванников, Г.С.Красницкая, Л.Я.Олиференко, Г.В.Семья, Л.К.Сидороваи ); социологическое изучение проблем адаптации детей-сирот осуществляется в рамках парадигмы социальной эксклюзии (К.Дэвис, У.Мур).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и международные акты: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ТК РФ, СК РФ, ФЗ от 16.04.01 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ,ФЗ от 24.07.99 г. № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральная целевая программа «Россия без сирот», Постановление Губернатора Белгородской области № 18, 20, 82, 90, 93, а так же статистическая и отчетная информация Управления социальной защиты населения Белгородской области и ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка».
Эмпирическую базу составили материалы проведенного автором дипломной работы оперативного социологического исследования «Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений» в ходе прохождения производственной практики (апрель 2016 года) на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка». Сбор информации осуществлялся посредством экспертного интервью, в котором принимали участие специалисты ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» (n=14); массового опроса (анкетирования) выпускники интернатных учреждений (n=23).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности социального сопровождения в процессе адаптации выпускников интернатных учреждений), анализ нормативно- правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы сбора данных (анкетирование, интервьюирование), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0)
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: обобщены теоретические подходы к проблеме социальной адаптации выпускников интернатных учреждений; изучена сущность проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, определены пути совершенствования социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, а также предложены рекомендации по теме исследования. Полученные автором результаты исследования могут использоваться практиками, непосредственно занимающимися социальной адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы исследования могут найти применение в вузовском преподавании курсов «Управление системой социальной защиты детства», «Социальная политика семьи и защиты прав детства», «Технологии социальной работы», а также в различных формах профессиональной подготовки и переподготовки кадров социальных педагогов, специалистов по социальной работе, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Исследование проводилось в ходе преддипломной практики на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Результаты исследования были апробированы и представлены к внедрению в деятельность ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Работа участвовала в открытых образовательных чтениях по теме «Особенности социальной профилактики девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами киноискусства» (2015 г.) г. Уфа; опубликована статья в сборнике материалов Международной научно-практической конференции по теме «Социальная адаптация выпускников из детских домов» (2014 г.) г. Уфа.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка литературы.
В 2014 году в Белгородской области насчитывается более 3770 детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым необходима опека и попечительство (1,8 % от общей численности детского населения). Из них 1520 человек - выпускники интернатных учреждений в возрасте от 18 до 23 лет [11,178].
Воспитанники интернатных учреждений в большинстве своем оказываются не готовыми к самостоятельной жизни, сталкиваются с проблемами профессиональной ориентации, проблемой создания полноценной семьи, определения своего места в жизни. Основная причина дезадаптации этих детей - отсутствие своевременно привитых навыков социализации, а также иждивенческая позиция, сформированная в условиях интернатного учреждения.
Выпускники интернатных учреждений зачастую находятся в состоянии психологического стресса. Желанная «свобода» для многих из них становится бременем: фактически им впервые предстоит самостоятельно выстроить и организовать свое жизненное пространство, «встроиться» в новую социальную структуру и процессы. Несмотря на наличие формального множества открывающихся жизненных перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе дальнейших стратегий жизнеустройства. Реализация данного выбора затруднена отсутствием у выпускников интернатных учреждений персонифицированных образцов для подражания и близких людей, заинтересованных в их судьбе. Поэтому среди выпускников интернатных учреждений нередко можно встретить тех, кто оказывается в состоянии социальной дезадаптации.
Основные проблемы, с которыми сталкиваются выпускники после выхода из институционального учреждения, - это трудоустройство, сбор документов для приобретения субсидий на жилье, а также проблемы личностного плана (взаимоотношения со сверстниками, с соседями, противоположным полом, неуверенность в завтрашнем дне и др.)
Поэтому для успешной социальной адаптации выпускников интернатных учреждений необходима, ориентированная на конкретную жизненную ситуацию ребенка социальное сопровождение.
Степень научной разработанности проблемы. Научное осмысление последствий взросления детей без родителей относится к середине XX века. Наиболее распространенными в исследовательской традиции являлись изучение причин социального сиротства и анализ последствий жизни в условиях, закрытых интернатных учреждений.
Теоретические положения в области развития и воспитания детей- сирот в учреждениях интернатного типа освещались в работах М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.
Теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов наиболее подробно раскрывают в своих работах Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др., в том числе у детей-сирот раскрыты в трудах Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.
Основа организации работы по защите прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды Л.В.Багиной, Ю.Л.Бубенчиковой, Н.Г.Медниковой.
Положение об активном влиянии социальной среды на развитие личности изучали А.В. Мудрик, А.Я Олиференко, С.А. Расчетина, М.В. Фирсов и др.
Концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности анализируются в работах Л.А. Беляевой, Ю.В. Василькова, М.А. Гологузовой, Ф.А. Мустаевой, В.А.Никитина, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидоровой и др.
Исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений изучали Л.М. Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В. Семья, И.И. Шевченко и др.
Влияние социальной среды на формирование личности ребенка занимали центральное место в работах Г. Андреевой, С. Беличевой, Ю. Мануйлова, И. Федониной, А. Щербаковой. Анализу процесса дивергенции социальной среды, сокращающей шансы сироты для эффективной адаптации в обществе, посвящены исследования И. Дементьевой, Т. Сафоновой.
Проблема разрушения института семьи затронуты в работах М. Айнсворз, Ф. Арьеса, Й. Лангмейера, М. Лисиной З. Матейчека, М. Мид, В. Мухиной, А. Рузской.
Семейным формам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, посвящены труды А. Довгалевской, Н. Ивановой, О. Неверовой, В. Ослон, Г. Семьи и др.
И. Бобылева, Н. Назарова, Н. Присяжная, Н. Юдицева освещают вопросы социальной адаптации, постинтернатного жизнеустройства выпускников интернатных учреждений, анализируют существующие модели постинтернатной адаптации в рамках семейных центров, социальных гостиниц, школ-интернатов.
Объект исследования - социальная адаптация выпускников интернатных учреждений.
Предмет исследования - социальное сопровождение в процессе социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.
Цель исследования - раскрыть особенности социального сопровождения как инструмента социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию данного процесса.
Достижение поставленной цели реализуется через постановку и решение следующих задач:
2. рассмотреть особенности социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений;
3. раскрыть проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений и предложить рекомендации по совершенствованию социального сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: теоретические положения социальной адаптации (Э. Дюркгейм, Дж. Мид); научно - методические подходы к проблеме детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Л.Выгодский, Е.И Холостова); психолого-педагогические основы постинтернатной адаптации (В.Зарецкого, М.Дубровской); ресурсный подход, развивающий представление о ресурсах индивида, обуславливающих его статус, возможности преодоления жизненных трудностей (Л.Беляева, П.Бурдье, Т.Заславская, И.Подойницына, Н.Тихонова); личностно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.); подходы к изучению особенностей развития и социально-психологического сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей(В. С. Байбородова, В.А.Иванников, Г.С.Красницкая, Л.Я.Олиференко, Г.В.Семья, Л.К.Сидороваи ); социологическое изучение проблем адаптации детей-сирот осуществляется в рамках парадигмы социальной эксклюзии (К.Дэвис, У.Мур).
Эмпирическая база исследования. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты Российской Федерации и международные акты: Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, ТК РФ, СК РФ, ФЗ от 16.04.01 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ,ФЗ от 24.07.99 г. № 120-ФЗ«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», федеральная целевая программа «Россия без сирот», Постановление Губернатора Белгородской области № 18, 20, 82, 90, 93, а так же статистическая и отчетная информация Управления социальной защиты населения Белгородской области и ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка».
Эмпирическую базу составили материалы проведенного автором дипломной работы оперативного социологического исследования «Изучение проблем социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений» в ходе прохождения производственной практики (апрель 2016 года) на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребёнка». Сбор информации осуществлялся посредством экспертного интервью, в котором принимали участие специалисты ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка» (n=14); массового опроса (анкетирования) выпускники интернатных учреждений (n=23).
Методы исследования: теоретический анализ литературы (позволил проанализировать особенности социального сопровождения в процессе адаптации выпускников интернатных учреждений), анализ нормативно- правовых документов (позволил изучить нормативно-правовую базу по теме исследования), социологические методы сбора данных (анкетирование, интервьюирование), графическая обработка и анализ эмпирических данных (IBM SPSS Statistics Base v22.0)
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в следующем: обобщены теоретические подходы к проблеме социальной адаптации выпускников интернатных учреждений; изучена сущность проблемы социального сопровождения в социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, определены пути совершенствования социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, а также предложены рекомендации по теме исследования. Полученные автором результаты исследования могут использоваться практиками, непосредственно занимающимися социальной адаптацией детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Материалы исследования могут найти применение в вузовском преподавании курсов «Управление системой социальной защиты детства», «Социальная политика семьи и защиты прав детства», «Технологии социальной работы», а также в различных формах профессиональной подготовки и переподготовки кадров социальных педагогов, специалистов по социальной работе, государственных и муниципальных служащих.
Апробация результатов исследования. Исследование проводилось в ходе преддипломной практики на базе ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Результаты исследования были апробированы и представлены к внедрению в деятельность ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка». Работа участвовала в открытых образовательных чтениях по теме «Особенности социальной профилактики девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами киноискусства» (2015 г.) г. Уфа; опубликована статья в сборнике материалов Международной научно-практической конференции по теме «Социальная адаптация выпускников из детских домов» (2014 г.) г. Уфа.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, двух глав, приложения, заключения и списка литературы.
Выпускникам интернатных учреждений приходится вступать во взрослую жизнь намного раньше, чем ребенку из обычной семьи. Очень часто выпускники 9-х классов, т.е. подростки 15-16 лет, сталкиваются с задачами жизни и решают их, должны справляться в одиночку с трудностями, с которыми даже взрослому человеку иногда сложно справиться одному. По результатам проведенного нами исследования по выявлению проблем социальной адаптации, выявлено, что выпускников интернатных учреждений был выявлен низкий уровень социального и эмоционального самочувствия, а также интеграции в социум, именно они формируют большую армию безработных и правонарушителей, становятся источником новой волны социального сиротства. С одной стороны, самим выпускникам в силу своего депривационного опыта и особенностей личностного развития трудно самостоятельно найти достойное место в обществе. С другой стороны, наше общество пока не готово принять молодых людей со статусом сироты, что отражается в отказах в приеме на работу, нежелании работодателей и рабочих коллективов в условиях рыночной конкуренции помогать выпускникам интернатных учреждений. Поэтому необходимо, чтобы после выхода из учреждения бывшим воспитанникам оказывалась поддержка в виде социального сопровождения в целях их успешной адаптации в новой социальной среде.
Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений должно носить комплексный характер и отвечать приоритетным направлениям развития социальной и образовательной системы различных регионов Российской Федерации, с учетом рынка труда и потребностей региона и начинаться еще в учреждении. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны. Многие психологи, занимающиеся исследованиями детей-сирот, отмечают формирование личности с неразвитой способностью соотнести свое настоящее, прошлое и будущее с целями, ценностными ориентациями, своими потребностями и возможностями.
При изучении данной проблемы были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы социальной адаптации и ее роль в социальном сопровождении выпускников детского дома, изучить нормативно-правовую базу в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации, рассмотреть методы, приемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, разработать рекомендации по совершенствованию успешной социальной адаптации выпускников из интернатных учреждений в постинтернатный период.
Социальное сопровождение состоит из трех этапов: подготовительный, адаптационный, социальное сопровождение. В связи с этим выделяют виды сопровождения: оперативное сопровождение, активное сопровождение, активное наблюдение.
В Белгородской области наработан опыт социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, но даже этого опыта недостаточно, для полного решения проблемы социальной адаптации.
В подготовке выпускников интернатных учреждений необходимы: система, включающая субъект и объект, цель и задачи, содержание, принципы, основные направления социально-педагогической деятельности, формы и методы их реализации, а также необходимые условия обеспечения успешности функционирования.
Ряд выявленных проблем поможет решить социальный проект, который направлен на создание условий для социальной адаптации выпускников интернатных учреждений через расширение необходимых знаний и навыков; Социальный проект поможет в решении проблемы социальной адаптации выпускников, так как благодаря ему, смогут получить комплексную поддержку и найти семью, а значит, количество детей воспитывающихся в интернатных учреждениях сократится.
Социальный проект включает три этапа: предварительный, основной и заключительный
Предварительный этап включает в себя подготовку документации по проекту, разработку диагностики изучения затруднений воспитанников, а так же проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса блоков по проекту
Основной этап включает в себя: апробацию и использование в учебно-воспитательном процессе по социальной адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической
поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Заключительный этап: соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социальной адаптации учащихся и выпускников ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».
Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений должно носить комплексный характер и отвечать приоритетным направлениям развития социальной и образовательной системы различных регионов Российской Федерации, с учетом рынка труда и потребностей региона и начинаться еще в учреждении. Необходимо не только предоставить им жилье и обеспечить содержание, но и воспитать их так, чтобы они были готовы к будущей самостоятельной жизни и стали достойными гражданами своей страны. Многие психологи, занимающиеся исследованиями детей-сирот, отмечают формирование личности с неразвитой способностью соотнести свое настоящее, прошлое и будущее с целями, ценностными ориентациями, своими потребностями и возможностями.
При изучении данной проблемы были поставлены следующие задачи: раскрыть теоретические основы социальной адаптации и ее роль в социальном сопровождении выпускников детского дома, изучить нормативно-правовую базу в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации, рассмотреть методы, приемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, разработать рекомендации по совершенствованию успешной социальной адаптации выпускников из интернатных учреждений в постинтернатный период.
Социальное сопровождение состоит из трех этапов: подготовительный, адаптационный, социальное сопровождение. В связи с этим выделяют виды сопровождения: оперативное сопровождение, активное сопровождение, активное наблюдение.
В Белгородской области наработан опыт социального сопровождения выпускников интернатных учреждений, но даже этого опыта недостаточно, для полного решения проблемы социальной адаптации.
В подготовке выпускников интернатных учреждений необходимы: система, включающая субъект и объект, цель и задачи, содержание, принципы, основные направления социально-педагогической деятельности, формы и методы их реализации, а также необходимые условия обеспечения успешности функционирования.
Ряд выявленных проблем поможет решить социальный проект, который направлен на создание условий для социальной адаптации выпускников интернатных учреждений через расширение необходимых знаний и навыков; Социальный проект поможет в решении проблемы социальной адаптации выпускников, так как благодаря ему, смогут получить комплексную поддержку и найти семью, а значит, количество детей воспитывающихся в интернатных учреждениях сократится.
Социальный проект включает три этапа: предварительный, основной и заключительный
Предварительный этап включает в себя подготовку документации по проекту, разработку диагностики изучения затруднений воспитанников, а так же проведение диагностики и анализ ее итогов с целью разработки комплекса блоков по проекту
Основной этап включает в себя: апробацию и использование в учебно-воспитательном процессе по социальной адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей, технологий, приемов, методов воспитания школьников, социальной и психолого-педагогической
поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Заключительный этап: соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами, определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы по социальной адаптации учащихся и выпускников ГБУ «Прохоровский центр развития и социализации ребенка».
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПУСКНИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ,
ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В УСЛОВИЯХ
ДЕТСКОГО ДОМА
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2017 - Социальная защита детей-сирот в Республике Тыва
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Наставничество как инновационная технология социализации детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в
специализированных учреждениях
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Особенности мотивационно-смысловой сферы и агрессивных реакций у подростков, воспитывающихся в условиях школы-интерната и специальных учреждениях закрытого типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7300 р. Год сдачи: 2019 - ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА В
ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016



