ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛОББИЗМА 8
1.1 Основные подходы к определению лоббизма 8
1.2 Субъекты лоббистской деятельности 19
1.3 Институционализация лоббизма в постсоветской России 25
ГЛАВА 2. ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА АГРАРНЫХ
ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 33
2.1 Формирование политического представительства АПК 33
2.2 Аграрное лобби в Государственной Думе РФ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ А 86
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 91
ПРИЛОЖЕНИЕ В 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Е
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В настоящее время лоббистская деятельность приобретает все большее значение в системе государственного управления, а именно в процессе выработки и принятия государственных решений. В политологическом дискурсе лоббизм рассматривается как оказание давления на органы государственной власти со стороны различных общественных групп, имеющих свой специфический интерес (политический, экономический, социальный и т.д.). В сложившихся условиях, бизнес, различные социальные группы, региональные и отраслевые элиты активно используют механизмы, которые могут позволить оказывать влияние на процесс выработки государственной политики и получать в связи с этим наибольшую выгоду, отсюда возрастающий интерес к различным видам лоббирования. Таким образом, влияние лоббистской деятельности накладывает большой отпечаток на все сферы современной политической и экономической жизни общества.
Во-вторых, в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ 30 января 2010 года, продовольственная безопасность Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности по обеспечению национальной безопасности страны и важнейшим условием по достижению стратегически важной национальной цели - повышение уровня качества жизни российских граждан. Однако в современных условиях развитие отечественного АПК осложняется рядом серьезных трудностей, накладывающих на него солидные ограничения по обеспечению продовольственной независимости страны. К основным проблемам следует отнести: членство России в ВТО и участие в региональных интеграционных объединениях на экономическом пространстве СНГ, что увеличивает открытость российского рынка сельскохозяйственной продукции, обуславливающее повышение угроз устойчивому развитию АПК; украинский кризис, последующее присоединение Крыма и конфликт с западными странами, что привело к введению различных экономических санкций против России; реорганизация Таможенного союза в Евразийский экономический союз при обострившемся противостоянии России и Запада и повышение его интенсивности в ответ на объявленное российским государством эмбарго на закупку импортного продовольствия; падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам по причине резкого снижения цен на экспортируемые углеводороды.
Исходя из этого, вопрос о развитии отечественного агропромышленного комплекса и отстаивании его интересов на государственном уровне в настоящий момент является чрезвычайно важным и актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. С середины прошлого века отмечается неуклонный рост научного интереса к исследованию теории групп интересов, а затем к изучению сущности, различных видов и механизмов осуществления лоббистской деятельности. Однако стоит отметить, что круг работ, посвященных непосредственно отраслевому лоббизму, а именно, деятельности аграрного лобби, чрезвычайно узок, что позволяет говорить о недостаточном объеме проработанности темы в политологическом дискурсе.
В XX веке в западной политической мысли начинают возникать исследования, впоследствии заложившие основу научного анализа особенностей групп интересов и лоббистской деятельности, а именно труды следующих ученых: А. Бентли, Г. Трумэн, М. Дюверже, Ж.Блондель,
Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, Ф. Шмиттер и др.
Феномен лоббизма также вызывает большой интерес различных российских исследователей, это связано с тем, что это явление новое для российской политической и научной действительности, поскольку советская наука рассматривала лоббизм только как буржуазный феномен и отвергала его существование в политической системе Советского Союза. Вследствие этого, изучение лоббизма в отечественной науке началось с 90-х годов XX века и изначально опиралось на анализ американской и западноевропейской сложившейся лоббистской практики - Н. Зяблюк, Н. Прохода, М. Шуровский и др.
Такие российские исследователи, как С. Перегудов, Н. Лапина, И. Семененко, А. Павроз посвятили большую часть своих трудов вопросу группового представительства интересов. Труды В. Лепехина, А. Любимова, П. Толстых, А. Нещадина и др. посвящены теории лоббизма и проблемам его правового регулирования. Также П. Толстых, А. Вуйма и др. обращали свое внимание на особенности механизмов функционирования лоббистской деятельности в современных российских политических институтах.
Непосредственно изучению аграрного лоббизма в России посвящены труды С. Заики, Г. Урбанской и О. Землянской.
Эффективность представительства аграрных интересов в Государственной Думе анализируется в работах П. Толстых, О. Лагутина и П. Иванова .
Объектом выпускной квалификационной работы является лоббизм в современной российской политической системе.
Предмет исследования - институт аграрного лоббизма в современной России.
Основная цель выпускной квалификационной работы заключается в выявлении тенденций развития аграрного лоббизма в системе политического представительства интересов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решение нескольких исследовательских задач:
1. Раскрыть содержание понятия лоббизм в концептуальном аппарате политологии;
2. Исследовать основные субъекты лоббистской деятельности;
3. Охарактеризовать процесс институционализации лоббизма в постсоветской России;
4. Проанализировать особенности формирования политического представительства агропромышленного комплекса;
5. Выявить особенности деятельности аграрного лобби в процессе принятия стратегических решений в Государственной Думе Российской Федерации.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретической основой выпускной квалификационной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории заинтересованных групп. Также различные нормативные и законодательные акты РФ: Указы Президента РФ, Федеральные законы РФ и т.д.
Методологической базой исследования являются структурно-функциональный и неоинституциональные подходы. В качестве метода анализа данных для исследования использовались традиционный анализ нормативных документов, обзор политического размежевания в Государственной Думе на основе серии политических карт и статистические методы обработки данных - анализ индекса специфичности, анализ одномерных распределений, микроанализ таблиц сопряженности и факторный анализ.
Эмпирическая база исследования. Для исследования голосовательного поведения депутатов Государственной Думы относительно аграрных законопроектов проблематично использовать традиционные опросные методы сбора первичных данных, поскольку они являются труднодоступной и закрытой группой населения, поэтому в работе представлено изучение исключительно вторичных данных.
В качестве источника информации о деятельности Государственной Думы в период до 2003-го года использовалась база данных проекта ИНДЕМ- Статистика. ИНДЕМ-Статистика - постоянный проект фонда ИНДЕМ с 1990 года, основным содержанием которого являлось исследование политических позиций депутатов российских органов представительной власти на основе результатов их поименных голосований. Источником информации относительно поименного голосования депутатов Государственной Думы РФ VI созыва явился официальные интернет-порталы «Система анализа результатов голосований на заседаниях Государственной Думы» и «Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности»
Исследование лоббистской деятельности и процесса принятия политических решений показывает, что группы интересов, в том числе и отраслевые, в качестве субъектов формирования государственной политики являются значимой составляющей современного политического процесса в России.
Существование групп интересов и осуществление ими лоббистской деятельности обусловлено необходимостью выполнения следующих функций: влияние на эффективность работы аппарата государственной власти, обеспечение артикуляции и агрегации общественных и корпоративных интересов. Группы интересов создают каналы коммуникации между государством и обществом и участвуют в информировании органов власти по профильной проблематике.
В нашей работе представлен анализ многочисленных научных подходов к содержанию понятия лоббизм в концептуальном аппарате политологии, который обнаруживает: во-первых, высокий интерес отечественных исследователей к этому социально-политическому институту; во-вторых, уровень развития самого лоббизма как института в России. Тем не менее, в научном и политическом сообществе отсутствует единый взгляд на это явление, и продолжаются дискуссии относительно понятия и сущности лоббизма.
В работе делается вывод о том, что институционализация лоббистской деятельности на практике в современной России также еще не завершена, и не созданы цивилизованные формы лоббистской деятельности групп давления, что, в первую очередь, обусловлено отсутствием нормативно-правового регулирования лоббистской деятельности. Отсутствие специального закона и государственного контроля заставляет группы давления искать скрытые неформальные механизмы воздействия на органы власти.
Основная цель исследования заключалась в выявлении тенденций развития аграрного лоббизма в системе политического представительства интересов в современной России. Аграрный лоббизм - это процесс по продвижению интересов компаний отечественного АПК в органах государственной власти.
К настоящему времени сформирована система различных государственных органов и организаций, которые представляют аграрные интересы: Министерство сельского хозяйства, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, АККОР, АССАГРОС, Комиссия по делам агропромышленного комплекса при РСПП и широкая сеть отраслевых сельскохозяйственных союзов. Таким образом, в российской экономике наблюдается институционализация и усиление агарного лобби.
Также, большое значение в системе представительства аграрных интересов имеет представительство в Государственной Думе, поскольку структура законодательного органа адаптирована для эффективного обслуживания групповых интересов.
Для анализа политического представительства аграриев был проведен анализ политического размежевания в Государственной Думе на основе серии политических карт, которые иллюстрировали бюджетное лоббирование аграрной фракции (АПР, позднее АПГ) на протяжении I, II и III созывов. Как показывает проведенное нами исследование, аграрное лобби в Государственной Думе в постсоветский период традиционно вынуждено искать баланс между левой идеологией, которая отвечает интересам большинства избирателей, поддерживающих аграриев - крестьянства, и близостью с партией власти, которая обладает максимальными экономическими и административными ресурсами в силу поддержки Правительства, что повышает эффективность лоббирования интересов крупного агробизнеса и отрасли в целом. Было отмечено, что происходило постепенное смещение аграриев вдоль оси «реформизм — антиреформизм» в сторону оппозиции правительству, увеличению бюджетных расходов и полному слиянию по бюджетному голосованию с КПРФ.
На примере результатов голосований в Государственной Думы в течение 1999 года были рассмотрены особенности голосовательного поведения и лоббистской деятельности аграриев во время из самостоятельного парламентского представительства. Был использован анализ индекса специфичности, который демонстрирует, проявились ли в ходе голосования за тот или иной законопроектой специфические групповые интересы одной из фракций фракции. Среди таких законопроектов были выделены ФЗ «Об акцизах» и «Об особенностях создания и правового положения акционерных обществ в сельском хозяйстве» и описаны механизмы, с помощью которых аграрии лоббировали свои интересы по данным вопросам
Необходимо отметить, что после потери Аграрной партией России, которая стояла у истоков формирования аграрного лобби в современной России и была преемницей советских аграрных лоббистских структур, поддержки со стороны избирателей, аграрии лишились значимого политического представительства в Государственно Думе. Это, с одной стороны, снизило объемы их лоббистского ресурса, но, с другой стороны, стало толчком к поиску новых каналов лоббирования своих интересов в органах государственной власти, создания новых институтов и организаций, представляющих аграрный интерес и выработки новых механизмов давления.
Были выявлены особенности аграрного лоббирования в государственной Думе на современном этапе на примере голосовательного поведения депутатов VI созыва. С помощью факторного анализа были выделены пять зон интересов в парламенте: зона максимального интереса до украинского кризиса, зона максимального аграрного интереса после украинского кризиса, зона ограниченного аграрного интереса, зона интереса ЛДПР и зона интереса «Справедливой России».
Обобщая все вышесказанное, следует отметить, что условиях сложной геоэкономической и политической ситуации проблема институционализации лоббизма, и развития аграрного лоббизма в частности, получила особую актуальность в отечественном дискурсе. Государство вынуждено выстраивать конструктивный диалог с представителями АПК для совместного стимулирования сельскохозяйственного производства.
Следует еще раз подчеркнуть, что в современных условиях необходимо развитие института цивилизованного аграрного лоббизма, чтоб он стал элементом системы эффективного управления агропромышленным комплексом. Эффективное управление стимулирует развитие компаний агропромышленного комплекса и повысит инвестиционную привлекательность отрасли. Данная проблема политической науки является актуальной и в теоретическом, и в практическом плане.
1. Автономов, А. C. Правовая онтология политики (к построению системы категорий) / А. С. Автономов. — М.: Инфограф, 1999. — 383 с.
2. Алтухов, А. И. Агропромышленный комплекс России в условиях формирования Евразийского Экономического Союза и членства в ВТО /
A. И. Алтухов // Международный научно-производственный журнал "Экономика АПК". — 2015. — № 1 (243). — С. 88-95.
3. Антонова, З. Г. Взаимоотношения государства и бизнеса в России на современном этапе развития / З. Г. Антонова // Известия Томского Политехнического Университета. — 2009. — №6. — С. 34-37.
4. Благовещенский, Н. Ю. Политическая карта парламента: опыт исследования политического размежевания / Н. Ю. Благовещенский // Решение есть всегда. Сборник трудов Фонда ИНДЕМ, посвященный десятилетней годовщине его деятельности. — Москва, 2001. — С. 276-289.
5. Борхунов, Н. Государственная поддержка развития сельского хозяйства возрастает / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. — 2007. — №7. — С. 41-45.
6. Володин, В. М. Аграрная Россия: история, проблемы, перспективы /
B. М. Володин, С. Н. Егоров, Р. А. Захаркина. — Пенза: Изд.-во Пензенского гос. ун-та, 2007. — 399 с.
7. Вуйма, А. Лоббирование. Как добиться от власти нужных решений / А. Вуйма. — СПб.: Питер, 2008. — 383 с.
8. Горбатов, А. В. Основы продовольственной безопасности России в период санкций / А. В. Горбатов // Фундаментальные исследования. — 2015. — №7-4. — С. 817-821.
9. Даль, Р. Полиархия, плюрализм и пространство / Р. Даль // Вопросы философии. — 1994. — № 3. — С. 37-48.
10. Денисова, И. Н. Проблемные аспекты кризисной трансформации аграрного сектора экономики в 1990-е гг / И.Н. Денисова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2011. — №3.
— С.23-32.
11. Доспан, С. О. Социально-политический аспект групп интересов как основного субъекта лоббизма / С. О. Доспан // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2013. — №160. — С. 182-186.
12. Заика, С. Аграрный лоббизм: тенденции и приоритеты развития /
С. Заика // Экономика сельского хозяйства России — 2003. — №6. — С.14;
13. Зарипов, А. В. Лоббизм в Российской Федерации / А. В. Зарипов // Всероссийский журнал научных публикаций. — 2011. — №9 (10). — С.71-72.
14. Заславский, Т. И. Лоббизм в России: исторический опыт и современные проблемы / С. Е. Заславский, Т. И. Нефедова // Право и политика.
— 2000. — №2. — С. 23-27.
15. Захаров, А. В. Проблемы развития мелиорации в СССР: к вопросу об искажении отечественной истории / А. В. Захаров // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 8 (14). Ч. III. — C. 92-95.
16. Зверев, Е. В. Лоббизм в России. Проблема институционализации / Е. В. Зверев. — Екатеринбург: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. — 136 с.
17. Зверев, Е. В. К вопросу об институционализации лоббизма в России / Е. В. Зверев // Социология в российской провинции: перспективы развития: в 5 частях. — Екатеринбург, 2003. — Ч.5. — С. 32-35.
18. Зяблюк, H. Группы давления / Н. Зяблюк // США-ЭПИ. — 1972. — № 3. — С. 127-140.
19. Иванов, П.А. Особенности функционирования групп интересов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Автореф. дис. ... канд. политических. наук: 23.00.02; [Место защиты: МГУ им. М.В. Ломоносова]. — М., 2014. — 33 с.
20. Ильичева, Л. Е. К проблеме институционализации лоббизма в современном российском обществе // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия/ Под ред. П.А. Толстых. — М.: Изд-во РАГС, 2010.
21. Ильичева, Л. Е. Лоббизм в структурах законодательной и
исполнительной власти / Л. Е. Ильичева. — М.: ООО «Альянс правового
сотрудничества», 2001. — 132 с.
22. Калугина, З. И. Трансформация аграрного сектора России: проблемы эффективности и адаптации населения / З. И. Калугина // Мир России. — 2000. — №3. — С. 48-95.
23. Китновская, О. В. Дискуссии об определении лоббизма в политической теории / О. В. Китновская // Молодой ученый. — 2015. — №10.
— С. 1029-1032.
24. Клюкач, В. А. Стратегическое управление в агропромышленном комплексе / В. А. Клюкач //Агропродовольственная политика России. — 2013.
— №9. — С. 8-15.
25. Кумс, К. Лоббизм и его регулирование: советы британского эксперта / К. Кумс // Бизнес и политика. — 1994. — № 1. — С. 34-39.
26. Лагутин, О.В. Корпоративный лоббизм в Государственной Думе РФ (на примере Аграрной партии России) / О.В. Лагутин // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти / Под ред. В. И. Быкова, Л. Н. Галенской, Л. В. Сморгунова. — СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. — C. 65-73.
27. Лапина, Н. Ю. Бизнес и власть в сильных регионах: модели и ресурсы взаимодействия // Власть и элиты в российской трансформации. Под ред. А. В. Дуки. — СПб.: Интерсоцис, 2005. — С. 34-49.
28. Лепехин, В. А. Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования / В. А. Лепехин // Политические исследования. — 1998. — № 4.
— С. 119-121.
29. Лоббизм в России: этапы большого пути / авт. колл. под рук. А. А.
Нещадина. — М.: Экспертный институт РСПП и Фонд развития
парламентаризма в России, 1995. — 50 с.
30. Любимов, А. П. История лоббизма в России / А. П. Любимов — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005. — 208 с.
31. Малько, А. В. Лоббизм / А. В. Малько // Общественные науки и современность . — 1995. — № 4. — С. 58-65.
32. Масловская, Т. С. Теория и практика лоббирования в России и
субъектах Российской Федерации / Т. С. Масловская. — М.: Компания
«Спутник+», 2008. — 174 с.
33. Материалы VI пленума Краснодарского крайкома КПСС. 17 июня 1982 г. — Краснодар: Советская Кубань, 1982. — 30 с.
34. Муращенков, С. В. Институт лоббизма в условиях трансформации политической системы современной России / С. В. Муращенков // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — 2009. — №1. — С.118-124.
35. Нещадин, А. А. Лоббизм в России: этапы большого пути / А. А. Нещадин, А. А. Блохин // Социологические исследования. — 1996. — № 3-4.
— С. 54.
36. Павроз, А. В. Группы интересов и лоббизм в политике / А. В. Павроз. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. — 184 с.
37. Перегудов, С. П. Группы интересов и российское государство / С. П. Перегудов, Н. Ю. Лапина., И. С. Семененко — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 300 с.
38. Перегудов, С. П. Лоббизм в политической системе России / С. Перегудов, И. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. —1996. — №9. — С. 28-42.
39. Перегудов, С. П. Российские группы интересов — особый случай или подтверждение правила? / С. П. Перегудов // Мировая экономика и международные отношения. — 1997. — № 1. — С. 98-101.
40. Поварова, И. А. Функции лоббизма в региональных политических процессах / И. А. Поварова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2011. — № 3 (9): в 3-х ч. Ч. I. — C. 145-149.
41. Прокопенко, В. В. Место агропромышленного комплекса в
социально-экономическом развитии России / В. В. Прокопенко //
Сельскохозяйственные науки и агропромышленный комплекс на рубеже веков. — 2013. — №4. — С.230-235.
42. Прохода, Н. Лоббизм: как это делается во Франции / Н. Прохода // Бизнес и политика. — 1995. — № 8. — С. 36-41.
43. Пустошинская, О. С. Сущность лоббизма и его роль в обществе: научные представления / О. С. Пустошинская, А. Манукян // Культура. Духовность. Общество. — 2014. — № 11. — С. 67-71.
44. Сатаров, Г. А. Анализ политической структуры законодательных органов власти по результатам поименных голосований / Г. А. Сатаров // Российский монитор: Архив современной политики. — 19992. — №1. — С. 56¬71 .
45. Сатаров, Г. А. VII Съезд: общее и особенное / Г. А. Сатаров // Российский монитор. — 19993. — №2. — С. 61-77.
46. Серогородский, Н. А. Состояние и тенденции развития сельского хозяйства СССР в начале 1980-х годов / Н. А. Сергородский // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение, вопросы теории и практики. — 2012. — №3-2. — С. 166-168.
47. Тенов, Т. З. Лоббизм как политико-правовой институт: автореф. дисс. ... канд. политич. наук. — Ростов-н/Д.: Ростовский юридич. институт МВД России, 2001. — 28 с.
48. Тихомирова, Е. Б. Лоббизм как специфическая форма коммуникаций с общественностью / Е. Б. Тихомирова // Вестник Московского университета. Сер. 18. Социология и политология. — 2002. — № 3. — С. 113¬127.
49. Толстых, П. А. GR. Практикум по лоббизму в России / П. А. Толстых. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 379 с.
50. Толстых, П. А. Лоббизм - неотъемлемый элемент демократического общества / П. А. Толстых // Мировая компаративистика регулирования лоббистской деятельности / под ред. С. Балмера, П. Хамфриса и М. Морена. — М.: Наука, 2012. — С. 47-62.
51. Толстых, П. А. Теория групп и теория лоббизма: соотношение научных концепций (Часть I) / П.А Толстых // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 2 (28): в 2-х ч. Ч. I. — C. 188-197.
52. Толстых, П. А. Теория групп и теория лоббизма: соотношение научных концепций (Часть II) / П.А Толстых // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. — 2013. — № 2 (28): в 2-х ч. Ч. II. — C. 191-206.
53. Толстых, П.А. Практика лоббизма в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации/ П.А. Толстых; РАН. Ин-т философии. — М.: Канон+,2006. — 279 с.
54. Узун, В. Я. Принципы формирования и расходования аграрного бюджета в России, США, Канаде и ЕС / В. Я. Узун // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2015. — №2. — С. 32-41.
55. Урбанская, Г.Г. Аграрный лоббизм: тенденции и приоритеты развития / Г. Г. Урбанская // Экономика сельского хозяйства России — 2004. — №4. — С.10.
56. Фельдман, П. Я. Нужен ли в России закон о лоббизме? / П. Я. Фельдман // Власть. — 2014. — № 2. — С. 119-122.
57. Хлыстун, В. Стабилизировать работу агропромышленного комплекса России / В. Хлыстун // АПК:экономика, управление. — 1997. — № 4. — С. 3-17.
58. Чернышев, И.В. Сельское хозяйство довоенной России и СССР / И. В. Чернышев. — Л.: Госуд. Издание, 1926. — 201 с.
59. Шварценберг, Р. Ж. Политическая социология: в 3-х т
/ Р. Ж. Шварценберг. — М., 1992. — Т. 3. —180 с.
60. Шмиттер, Ф. Неокорпоративизм / Ф. Шмиттер // Полис. — 1997. — №2. — С. 17.
61. Шуровский, М. Законодательное регулирование лоббистской деятельности в органах представительной власти: опыт США / М. Шуровский // Бизнес и политика. — 1995. — № 3(4). — С. 40-42.
62. Almond, G., Powell B. Comparative Politics Today: А World View / G. Almond. — N.-Y.: Harper Collins, 1996. — 832 р.
63. Bently, A. F. The process of Government: A Study of Social Pressures / A. F. Bently. — Chicago: University of Chicago Press, 1908. — 502 р.
64. Blondel, J. Comparing Political Systems / J. Blondel. — L.: Weidenfeld- Nicolson, 1973. — 260 p.
65. Duverger, M. Party Politics and Pressure Groups. A Comparative Introduction / M. Duverger — N. Y.: Crowell, 1972. — 682 p.
66. Schmitter, Ph. Still the Century of Corporatism? / Ph. Schmitter // Review of Politics. — 1974. — № 1. — Р. 85-131.
67. Truman, D. B. The Governmental Process. Political Interests and Public Opinion / D. B. Truman. — N.Y.: Knopf, 1971. — 562 p.
68. Zudin, A. Changing Status of Interest Politics in Russia: From Pressure Groups to Parties / А. Zudin // EPPI Occasional Paper. — 1994. — № 5. — P. 16¬18.
Источники на электронных носителях
69. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/10105638/paragraph/66448:8
70. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации
земель" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/10108787/paragraph/13855:11
71. Федеральный закон от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/11900732/paragraph/18339:5
72. Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12117866/paragraph/62909:3
73. Федеральный закон от 9 июля 2002 г. N 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12127364/paragraph/11488:1
74. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12127542/paragraph/20262:1
75. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском
(фермерском) хозяйстве" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://ivo.garant.ru/#/document/12131264/paragraph/3638:6
76. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии
сельского хозяйства" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://base.garant.ru/12151309/#ixzz48SKahKHJ
77. Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"// ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/12188234/paragraph/267:4
78. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 206-ФЗ "О карантине
растений" (с изменениями и дополнениями) // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/70699630/paragraph/1:7
79. Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации"// ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/12172719/paragraph/1:2
80. Проект Федерального закона N 537919-5 "Об оптовых
сельскохозяйственных рынках" (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 27.04.2011) // СПС Консультант Плюс [Электронный
ресурс] // Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=86012
81. Модельный закон "О регулировании лоббистской деятельности в органах государственной власти" (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. N 22-16 // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://base.garant.ru/2569544/
82. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 394-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Международным эпизоотическим бюро об учреждении регионального представительства Международного эпизоотического бюро в Российской Федерации" // ЭПС «Система ГАРАНТ» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70809014/paragraph/1:9
83. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 1996-2016. Режим доступа: http://asozd2.duma.gov.ru/. (Дата обращения: 4.04.2016).
84. АССАГРОС [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 2016. Режим доступа: http://www.assagros.ru/
85. Землянская, О.Ю. Становление аграрного лоббизма в России //
Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2016. —№1
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2016/01/10324
86. Коргунюк Ю. Г., Заславский С. Е. Российская многопартийность:
становление, функционирование, развитие. —М.: Фонд ИНДЕМ, 1996
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.partinform.ru/ros_mn.htm
87. Кулистикова Т. Дослужился до Минсельхоза // Агроинвестор. —
2015. — №6(89) [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.agroinvestor.ru/analytics/article/20191 -dosluzhilsya-do- minselkhoza/full/#cut
88. Ментюкова, С. Союз агропромышленников и предпринимателей // Газета "Коммерсантъ". — 2006. — №200. — С. 14 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/716121
89. Проект законов о лоббизме // Российский профессиональный
портал о лоббизме и GR. М., 2009-2011. [Электронный ресурс] // Режим
доступа: http://lobbying.ru/?page_id=11
90. Проект ИНДЕМ-Статистика [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 1990-2016. Режим доступа: http://www.indem.ru/indemstat/ind_statlist.htm. (Дата обращения: 18.03.2016).
91. Российский профессиональный портал о лоббизме и GR Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 2016. Режим доступа: http://lobbying.ru/
92. Система анализа результатов голосований на заседаниях
Государственной Думы // Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: офиц. сайт. М., 1996-2016.
Режим доступа: http://vote.duma.gov.ru/. (Дата обращения: 4.04.2016).
93. Толстых, П. А. Профессиональный словарь лоббистской
деятельности / Центр по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти. — М., 2009-2011. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://lobbying.rudictionary_word.php?id=2