Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право, как социокультурное явление (философско-антропологическая концепция)

Работа №6996

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

философия

Объем работы405стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1095
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРАВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА 25
1.1. Правовая теория и практика правоприменения в современном обществе 25
1.2. Сущность и специфика философско-антропологического подхода к пониманию права 71
ГЛАВА 2. КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРИРОДЫ ПРАВА 126
2.1. Антропологические и социокультурные основы правогенеза 126
2.2. Право в системе культуры 161
2.3. Плюрализм цивилизаций и разнообразие форм права 194
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРАВА В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 235
3.1. Правосознание как идейно-ценностная основа права 235
3.2. Правовой менталитет в системе функционирующего права 265
3.3. Особенности российского правового менталитета и проблемы эволюции права в современном российском обществе 297
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 354
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 364


Актуальность темы исследования. Проблемы понимания права можно отнести к числу вечных. На протяжении всего времени существования права научный интерес к нему не только не исчезает, но и постоянно возрастает. Задача постижения сущности права актуальна и в настоящее время.
Это обусловлено, прежде всего, сложностью и многогранностью права как социокультурного явления, в исследовании которого всегда имеется перспектива обнаружить новые грани и свойства права, например, право как ценностное отношение, и, следовательно, прийти к новому в трактовке его пониманию. Особенно возрастают возможности расширения и углубления правовых знаний в условиях общего методологического движения, возникшего в философии XX века, а именно: перехода от классического к неклассическому и далее к постклассическому этапу. Для последнего этапа характерен методологический плюрализм, который сегодня может рассматриваться как магистральное направление развития методологии права. Именно в его рамках появляется перспектива говорить о реальном и последовательном обновлении трактовки права.
Всесторонний культурно-антропологический анализ правовых систем, например в странах Востока, дает основание утверждать о наличии в них достаточно эффективной правовой регуляции, хотя она значительно отличается от западноевропейской. Встает серьезная проблема: как оценить западное, «отдифференцированное», и восточное,
«неотдифференцированное», право, каковы критерии такой оценки. Можно ли рассматривать эти формы права как равнозначные или последняя форма есть более низкая ступень развития права, чем первая? Получить исчерпывающие ответы на поставленные вопросы в рамках юридического позитивизма не удается. Складывающаяся в правовой теории и практике

4
ситуация указывает на необходимость обратиться к философско- антропологическому анализу.
Рост философского интереса к праву обусловлен также переходом современного общества в качественно иное состояние, которое предполагает другие характеристики права и правовой реальности. В сложившихся новых социокультурных условиях информационного общества, когда накоплены многочисленные данные о непозитивных проявлениях права, возникает потребность в уточнении и конкретизации понятия права. Например, расширение состава субъектов нормотворчества за счет «независимых административных авторитетов», рекомендации которых обязательны к применению в определенных сферах общественной жизни, предполагает уточнение их роли и места в структуре всех субъектов правотворческой деятельности, определение правового статуса результатов их «законотворческой» деятельности. В связи с тем, что новые субъекты нормотворчества являются субъектами гражданского общества, а не публичной власти, анализировать их деятельность целесообразно не с точки зрения специфики политико-правового строя, а с учетом особенностей социокультурной реальности определенного сообщества граждан, которые наиболее адекватно можно познать в рамках культурно-антропологической философии.
Активизация исследования проблем понимания права обусловлена и тем, что в современных социокультурных условиях, несмотря на некоторое повышение роли права в жизнедеятельности общества, происходит падение его авторитета в общественном мнении и в решении практических дел. Усиливается былой расчет на власть, которая воспринимается как едва ли не единственное средство обеспечения «безупречного правопорядка» и «строгой законности». Постепенное перемещение права с центра на периферию в системе социального регулирования предполагает осмысление следующих вопросов: каково содержание права, авторитет которого падает в социальной практике; насколько оно соответствует представлениям о праве

5
людей, живущих в разных социокультурных системах; что заставляет их отказываться от права в пользу власти. Провести анализ вышеперечисленных проблем вне философско-антропологического подхода не представляется возможным.
Возрастание интереса к проблемам права вызвано также тем, что в нынешних исторических условиях набирают силу феномены, являющиеся прямыми противоположностями права, — произвол и насилие. Именно сегодня решается коренной вопрос современности: какая социальная сила — право или насилие — займет центральное место в жизни общества. В этой связи возникает и другой вопрос: возможно, не право, как объективно складывающееся явление, не способно обеспечить общественный порядок, а тот феномен, который обозначается понятием «право». Следует найти более адекватное современным реалиям понимание права. Чтобы учесть все многообразие социокультурного мира, необходимо выйти за пределы традиционного юридического позитивизма и в полном объеме использовать философский культурно-антропологический подход.
Актуализация вопросов права в современных условиях обусловлена и так называемой драмой позитивного права, суть которой состоит в том, что юридические формы и принципы в высших значениях понятия права становятся предпосылкой для формирования явлений антиправового характера, следовательно, новых форм насилия. Почему такое происходит, результатом какого процесса является переживаемая позитивным правом драма, учитывает ли данное право реальные, самые разнообразные социокультурные ценности людей, их представления о справедливости, о предназначении права — эти и подобные им вопросы требуют комплексного исследования права в контексте современной философско- антропологической и социокультурной проблематики.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследовав механизм объективации содержания права посредством развертывания его понятийного строя, исходя из логики самого права, и, тем самым, выйдя в поддающуюся эмпирической интерпретации и научному познанию правовую реальность, мы завершили определенный познавательный цикл. Поэтому, хотя проблема понимания права осталась далеко не исчерпанной данным исследованием, у нас есть полное основание подвести общие итоги.
Несмотря на то, что теоретические выводы по каждому из поставленных вопросов были сделаны по ходу исследования, хотелось бы еще раз заострить внимание на наиболее значимых выводах нашей работы.
Всесторонний и комплексный анализ основных направлений развития права в современную эпоху позволил обнаружить появление негативных тенденции в правовой эволюции. К ним прежде всего можно отнести то, что право оказывается бессильным в разрешении наиболее сложных и по своим последствиям наиболее значимых событий и конфликтов, что ведет к возрастанию авторитета власти и силы как самых эффективных способов решения возникающих проблем. К негативной тенденции правовой эволюции следует отнести и появление так называемой драмы права, которая имеет двоякое проявление. С одной стороны, - это, когда под предлогом защиты высших правовых принципов, в частности прав человека, нарушаются фундаментальные права человека: например, право на жизнь, право на безопасность, на суверенитет и др. Причем в мировом сообществе формируется убеждение в возможности такого «правового» пути разрешения конфликтов. С другой стороны, количественное возрастание правового массива, сопровождающееся его компьютеризацией, не делает правовое регулирование современного информационного общества эффективным и

355
оптимальным. Значительная часть общественной жизни, которая нуждается в правовом регулировании, так и остается вне деятельности права. Рассмотренное состояние современного права указывают на его кризисное состояние, выход из которого, на наш взгляд, состоит в изменении подходов к формированию и развитию права. В то же время многообразие мировой правовой практики содержит и положительные примеры правового регулирования, в частности в ряде стран Востока. Чтобы аргументировано доказать сбои правового регулирования в одних социокультурных условиях и его успешность в других и обосновать многообразие правовой реальности, было предложено изменить методологические парадигмы изучению права и использовать философско-антропологический подход. Главным аргументом в пользу его избрания было убеждение, что это один из немногих подходов, в основу которого положен принцип о признании права другого быть другим и о необходимости понять логику такой «инакости». Только использование данного подхода позволит, по нашему мнению, конкретизировать и всесторонне обосновать основные направления эволюционного развития права в эпоху информационного общества, а также способы преодоления кризисных процессов в праве.
Убедившись в ходе комплексного исследования российской правовой теории и практики в наличии кризиса правового регулирования, мы пришли к выводу, что понять особенности правового регулирования в российской социокультурной реальности, также можно с помощью философско- антропологического подхода. Этот вывод обусловлен тем, что кризис российской правовой действительности, с нашей точки зрения, проявляется в глубоком расколе между исторически сложившейся российской правовой реальностью и правовой политикой российского государства, в основу которого положена западная концепция правового либерализма. Тем более мы считаем, что западноевропейские теории права создавались для иной социокультурной реальности, чем та, которая сложилась в России.
Кроме того, учитывая современные тенденции мировой научной мысли

356
и прежде всего постклассицизм с его методологический плюрализмом, полагаем, что в качестве основного направления изучения права можно предложить философско-антропологический подход как методологический синтез разнообразных методов. Основой для такого синтеза, на наш взгляд, целесообразно использовать антропологический метод, обладающий наибольшим эвристическим потенциалом. Именно здесь намечены основные подходы к изучению права, которые предметно исследуются другими методами, предоставляя тем самым возможность для комплексного анализа социокультурных характеристик права.
Результатом использования философско-антропологического подхода, стал взгляд на право как на органическое единство объективно существующих разных форм правовой реальности - правовых идей, норм права, правоотношений, основное содержание которого сконцентрировано в правовых идеях, являющихся неотъемлемой составной частью культурных ценностей общества.
В ходе исследования права и разнообразных форм его проявлений было установлено, что правовая эволюция характеризуется определенной цикличностью, проявляющейся в существовании трех взаимосменяющих и взаимодополняющих друг друга исторических типов: обычное право - позитивное право - постпозитивное право. Причем в последней форме права, характерной для информационного общества, происходит возрождение наиболее значимых свойств обычного права, в частности, таких, как негосударственный характер происхождения и реализации права, внутренние санкции правовых отношений, преобладание в праве процесса (правовых коммуникаций) и расширение понятия «норма права».
С целью более глубокого и всестороннего обоснования тезиса о том, что в правовых идеях отражено и закреплено своеобразие социокультурной реальности определенного общества, мы обратились к философско- антропологическому анализу правогенеза, в результате которого было доказано, что в основе процесса становления права лежат две равнозначные

357
социокультурные переменные: человек и общество. В ходе взаимодействия человека как трансгрессивной личности и общества как целостной самоорганизующейся системы формируются различные формы социального контроля, направленного на поддержание социальной стабильности и порядка в обществе. На определенном этапе развития социокультурной реальности, а именно, когда трансгрессивная личность с ее стремлением к расширению своей антропосферы стала типичной, возникает необходимость в дополнительных официальных организационно-управленческих средствах контроля— в праве, которое, с одной стороны, ограничивает негативно ориентированные формы трансгрессивности (вводя позитивное обязывание и запреты), с другой — оберегает созидательную трансгрессивность (расширяя права и свободы человека).



1. Абульханова К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под. ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой.— М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997.- С. 7-37.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность.— М.: РЮИД, 2000.- 525 с.
3. Аксаков К. Записки о внутреннем состоянии России // Теория государства у славянофилов.- СПб., 1898.- С. 24-27;
4. Аксаков К.С. О русском воззрении // Русская идея / Сост. М.А. Маслин.- М.: Республика, 1992.- 494 с.
5. Алексеев Н.Н. Основы философии права.— СПб.: Лань, 1996.- 256 с.
6. Алексеев С.С. Восхождение к праву. Поиски и решения. — М.: Статут, 2001.- 243 с.
7. Алексеев С.С. Государство и право. — М.: Юридическая литература,
1994. - 192 с.
8. Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: некоторые тенденции правового развития — надежда и драма современной эпохи.
— М.: Статут, 2000.- 256 с.
9. Алексеев С.С. Теория права.— М.: Изд-во БЕК, 1993.- 224 с.
10. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия: опыт комплексного исследования. — М.: Статут, 1999.- 231 с.
11. Американская социология: перспективы, проблемы, методы.- М.: Прогресс, 1972. - 392 с.
12. Андросюк В. Г. Педагогика и психология в деятельности органов

365
внутренних дел.- Киев: Знание, 1990.
13. Аннерс Э. История европейского права.- М.: Наука, 1996.- 395 с.
14. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека / Под ред. И.Н. Смирнова.- М.: Наука, 1988.- 202 с.
15. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социально-политический журнал.- 1997.- № 3.- С. 16-27;- № 4.- С.28-44; № 5.- С.24-32; № 6.¬17-27.
16. Апарова Т.В. Прецедент в современном английском праве и судебное правотворчество // Труды Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства.- М.: НИИСЗ, 1976. Вып. 6.
17. Ардашев Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия ее применения // Вестник Российской академии медицинских наук.- 1996.- № 2.
18. Арон Р. Этапы развития социологической мысли.- М. Прогресс Универс, 1993.- 606 с.
19. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса. В 16 т. Т. IX.— М.: Политиздат, 1941.— 405 с.
20. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М.; Воронеж: Ин-т практич. Психологии: НПО «МОДЭК»,
1996. - 767 с.
21. Асов А.И. Златая цепь. Мифы и легенды древних славян.- М.: Наука и религия, 1998.- 320 с.
22. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом.- М.: Политиздат, 1973.- 456 с.
23. Афанасьев Ю.Н. Вчера и сегодня французской «Новой исторической науки» // Вопросы истории.— 1984.—№. 8.
24. Бабаев В.К. Нормы права как истинное суждение // Правоведение .¬1976.- №2.- С. 23-31.

366
25. Баберовский Й. Самодержавие и юстиция. Соотношение правовой государственности и отсталости на исходе Российской империи (1864¬1914).- Frankfurt am Main: Vittorio Klostarmann , 1996.- 203 с.
26. Байниязов Р.С. Правосознание и российский правовой менталитет // Правоведение.- 2000.- № 1.- С. 37-40.
27. Байниязов Р.С. Проблемы правосознания в современном российском обществе: Дис... канд. юрид. наук.— Саратов, 1999.- 163 с.
28. Байниязов Р.С. Философия правосознания: постайовка проблемы // Правоведение.—2001.—№ 5.— С.12-23.
29. Байтин М. И. О современном нормативном понимании права // Журнал российского права.— 1999.—.№ 1.— С. 95-101.
30. Байтин М.И. Понятие права и современность // Вопросы теории государства и права. Вып. 1 (10).- Саратов: Изд-во Саратовского госуд. акад. права, 1998.
31. Байтин М.И. Сущность права (современное нормативное правопонимание на грани двух веков).— Саратов: Изд-во Саратовского госуд. акад. права, 2001.-413 с.
32. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие.- М.: Наука, 1987.- 158 с.
33. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система законодательства и правовая система.— Нижний Новгород: ИЧд-во Нижегородской ВШ МВД РФ, 2000.
34. Бауман З. Социологическая теория постсовременности // Социологические очерки. Ежегодник. Вып. 1.— М., 1991.— С. 130-133.
35. Бачинин В. А. Антропосоциологические проблемы права: методология и эмпирия // Правоведение. — 2001.—№ 3.— С. 27-39.
36. Бачинин В.А. История философии и социологии права.— СПб.: Михайлов, 2001.- 334 с.
37. Бачинин В.А. Морально-правовая философия // Правоведение.— 2001.— № 3.- С. 231-230.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ