Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТАХ

Работа №69959

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лексикология

Объем работы76
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКЕ 8
1.1 Антропологичность художественного текста 8
1.2 Лингвокультурный статус концепта 10
1.3 Символ как антропологическая категория 16
ГЛАВА 2. АНТРОПОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ НОМИНАЦИИ ПОРТРЕТА В
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 21
2.1 Сочетаемостные потенции соматизма «глаза» в текстах художественной
прозы XX века 21
2.2 Ментальная репрезентация внешности 29
2.3 Стилистический потенциал описания портрета в текстах И.А.Бунина 36
2.4 Портретная характеристика персонажей художественных текстов:
психолингвистические особенности восприятия 39
2.5 Репрезентация соматической лексики: губы 43
2.6 Репрезентация соматической лексики: нос 46
2.7 Концептосфера портрета в текстах И.А.Бунина 49
2.8 Образные репрезентации концепта «Портрет» в русской литературе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ

Языковые средства ярко демонстрируют репрезентацию ментального и индивидуального восприятия. Язык всегда представлял собой наиболее яркую характеристику этноса. Так, Пифагор для постижения души народа предлагал, прежде всего, изучить его язык. Эта же мысль открывает и текст Священного Писания. В Евангелии от Иоанна звучит мысль, согласно которой язык является основой всего сущего: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». В этом проявляется бесспорность связи языка с культурой.
Тем не менее, проблема язык - общество - культура - личность в первой половине ХХ века была отодвинута на второй план. Это объясняется успехами в области структурализма, который довольствовался изучением языка «в самом себе и для себя» [Соссюр 1999: 305].
С конца XX века происходят изменения в рамках научной парадигмы гуманитарного знания. Господствующая системно-структурная парадигма сменяется антропоцентрической, вернувшей человека в центр мироздания. Внимание исследователей сосредотачивается на стыке областей научного знания: зарождаются социолингвистика, этнолингвистика,
психолингвистика, лингвокогнитивистика, когнитивная психология.
Лингвокультурология, отмечает В.Н. Телия, на сегодняшний день, пожалуй, самое молодое ответвление этнолингвистики [Телия 1996: 217]. Задачами этой научной дисциплины является изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета [Телия 1996: 216-217; Маслова 1997: 4-6], она представляет лингвокультуру как линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса [Воркачев 2002: 4].
Категориальный аппарат лингвокультурологии составляют понятия языковой личности и концепта [Карасик 2001: 15]. Концепты русской культуры становятся объектом не только культурологического, но и лингвистического исследования. Повышенный интерес представляет исследование художественных концептов на текстовом материале, так как речь в данном случае идет об особом художественном видении мира и приемах его языковой репрезентации.
Художественный текст представляет собой выражение индивидуально-авторской картины мира, которая является вариантом художественной картины мира. Художественная картина мира включает в себя языковую картину мира, а также интерпретирующую, в которой находит отражение индивидуально-авторское восприятие действительности, опыт автора, его личные знания.
С началом антропологической переориентации общей парадигмы гуманитарного знания и возникновения лингвокультурологии, в которой взаимодействуют «язык, культура и человеческая личность» [Бенвенист 1974: 45], тема, раскрывающая приёмы воплощения образа персонажа
является центральной в науке о языке,
Диссертация посвящена антропоцентрической интерпретации портрета в художественных текстах. В данной работе анализируются языковые средства, репрезентирующие авторское мировидение порождения и создания портрета, чем и обусловлена научная актуальность диссертации.
Объектом исследования служит языковая репрезентация антропоцентрических интенций автора при создании портера персонажа художественных текстов.
Предметом исследования являются языковые репрезентанты портрета в текстах русской художественной прозы XX века: И.А. Бунина, М.А. Булгакова, А.Н. Толстого, М.А. Шолохова, Ю.В. Бондарева, А.С. Грина, В.П. Аксенова и др.
Цель диссертационной работы состоит в изучении содержания и анализа лексических средств выражения авторского миропонимания при создании портрета в произведениях русских авторов XX века.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть антропоцентрические параметры порождения портрета в текстах авторов ХХ века;
- собрать посредством сплошной выборки фактический материал исследования;
- классифицировать и систематизировать фактический материал;
- изучить особенности лексических средств создания портрета в индивидуально-авторской картине русских художников слова.
Основные методы исследования. В диссертационной работе использованы следующие методы и приемы: описательный метод; прием количественно-статистического анализа, выявляющий частотность использованных автором языковых средств; метод концептуального анализа, предполагающий восприятие языкового знака, который актуализирует «образно-понятийное, эмоциональное и ассоциативное содержание концепта», выявление смыслового пространства концепта; психолингвистический анализ; метод семантического дифференциала; метод сплошной выборки.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- обосновано положение об антропологичности художественного текста, за которым всегда стоит образ автора, репрезентирующего собственное восприятие действительности;
- уточнены сущность и содержание понятия «концепт» как ментального образования, сформированного под влиянием не только логических процедур анализа, сравнения, синтеза, но и чувственного опыта, его ориентированность на индивида;
- впервые определены сочетаемостные потенции соматизма «глаза» как антрополингвистической номинации портрета в текстах русской прозы ХХ века;
- выявлены и проанализированы лексические средства выражения авторского мировидения при создании портрета литературного персонажа.
Материалом исследования средств выражения портрета послужили тексты произведений И.А. Бунина, М.А. Булгакова и А.Н. Толстого, М.А. Шолохова и Ю.В. Бондарева, А.С. Грина и В.П. Аксенова.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов для совершенствования методологии концептуальных исследований. Материалы диссертации вводят в научный обиход информацию, которая может быть интересна теоретикам языка, лексикологам, культурологам, психолингвистам и другим специалистам, работающим над теоретическими проблемами антропологической лингвистики.
Практическая значимость представленного исследования связана с возможностью применения её результатов в педагогической практике учителя-словесника на уроках русского языка и литературы в 5-11 классах на тему «Портрет (описание внешности человека)», в процессе организации внеурочной работы обучающихся в школе, а также в дальнейшем научном исследовании.
Методологической базой исследования послужили научные труды по когнитивной лингвистике (Е.С. Кубрякова, Н.Н. Болдырев и др.); лингвистической и когнитивной семантике (Ю.Д. Апресян, Е.С. Кубрякова, З.Д. Попова, И.А. Стернин и др.); психолингвистике (А.А. Залевская,
А.А. Леонтьев, В.А. Пищальникова), теории концепта и концептосферы (Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, А.С. Аскольдов, А.П. Бабушкин, С.Г. Воркачев, В.И. Карасик, В.В. Колесов, Е.С. Кубрякова, Д.С. Лихачев, С.Х. Ляпин, З.Д. Попова, И.А. Стернин, Г.Г. Слышкин, Ю.С. Степанов, и др.).
Апробация. По теме диссертации были подготовлены доклады, представленные на международных и всероссийских научно-практических конференциях: VIII Международный молодежный научный форум «Белгородский диалог - 2016: проблемы истории и филологии» (Белгород, 7-9 апреля 2016), «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие» (Белгород, 23 ноября 2016), IX Международный молодежный научный форум «Белгородский диалог - 2017: проблемы истории и филологии» (Белгород, 19-21 апреля 2017), «Современные достижения и новые направления филологии» (12-13 февраля 2018), X Международный молодежный научный форум «Белгородский диалог - 2018: проблемы истории и филологии» (Белгород, 18-23 апреля 2018).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Центральную роль в лингвистике второй половины XX века начинает играть процесс смены парадигм и постепенное движение от структуралистских теорий к альтернативным подходам, прежде всего - функциональным и антропоцентрическим. Хотя само понятие антропоцентризма не ново для лингвистической мысли, но именно в конце XX столетия антропоцентризм, на более высоком основании, послужил развитию совершенно новой парадигмы в языкознании.
Антропоцентрический подход к языку исторически первичен, представлен во многих лингвистических традициях, однако с течением времени он потерял всеобщность, и только в последние десятилетия вновь (на новом, более высоком «витке спирали») занял ведущие позиции в науке вообще и в лингвистике в частности.
Антропоцентрический подход к языку, представленный во многих лингвистических традициях, исторически первичен, однако с течением времени он потерял всеобщность, и только в последние десятилетия вновь занял ведущие позиции в науке вообще и в лингвистике в частности. Антропоцентрический подход к языку становится базой для естественной лингвистической экспансии, он сближает лингвистику с психологией, социологией, философией и культурологией. Специфической единицей, интегрирующей в себе язык и культуру, выступает концепт, соединяющий комплекс национально значимых смыслов.
В ходе нашего исследования были проанализированы лексические средства выражения портрета в текстах русской художественной прозы XX века.
На первом этапе работы нами были рассмотрены художественные тексты произведений И.А. Бунина, М.А. Булгакова и А.Н. Толстого, М.А. Шолохова и Ю.В. Бондарева, А.С. Грина и В.П. Аксенова.
Затем посредством метода сплошной выборки мы собрали и проанализировали фактический материал исследования, а именно лексические средства, репрезентирующие антрополингвистические номинации портрета: глаза, губы, нос.
В ходе исследования было обнаружено, что цвет глаз может служить дополнительной характеристикой при определении душевного склада личности, в том числе, литературного героя.
Так, зеленый цвет глаз характеризует искренних, добрых людей, которым небезразлична судьба окружающих. Этому мы находим подтверждение в тексте И.А. Бунина «Деревня», главный герой которого сострадает трагедии крестьянства: ««И на маленькие зеленые глаза Кузьмы навернулись слезы - внезапно, как это стало часто случаться с ним последнее время». В одном из стихотворений М. Цветаева характеризует зеленые глаза крестьян солёными, смиренными, степенными. Лирическая героиня примеряет на себя образ «простой бабы» и открывает, что эти люди наделены невероятным терпением, мудростью и смирением: «Привычные к степям — глаза, / Привычные к слезам — глаза... / Что видели — не выдадут /Крестьянские глаза!».
Такие антропологические номинации портрета, как губы и нос могут служить показателем чувственности, душевных переживаний, экспликатором различных эмоций, а также репрезентантом определенных черт характера.
Например, правильный нос, свойственный людям мужественным, решительным и здравомыслящим, характеризует героиню
М.Ю. Лермонтова, девушку-ундину из главы «Тамань»: «Необыкновенная гибкость её стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив её слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - всё это было для меня обворожительно».
Результаты исследования могут найти применение в педагогической практике учителя-словесника. Особенности лексических средств выражения портрета в индивидуально-авторской картине русских художников слова помогут посредством образных средств, которыми создаются внешние признаки наружности персонажа, раскрыть его как личность, познать его внутренний мир.



1. Айванхов, О.М. Символический язык, язык природы / О.М. Айванхов.
- М.: Просвета, 2004. - 271 с.
2. Аксенов, В.П. Апельсины из Марокко / В.П. Аксенов. - М.: Эксмо- Пресс, 2012. - 256 с.
3. Аксенов, В.П. Остров Крым / В.П. Аксенов. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 512 с.
4. Алефиренко, Н.Ф. Значение и концепт. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 1999. - С.59-67.
5. Алефиренко, Н.Ф. Лингвокультурология: ценностно-смысловое
пространство языка: учеб. пособие / Н.Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 288 с.
6. Антропология языка: сб. статей / отв. ред. С.Р. Омельченко. - Вып. 1. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 224 с. Антропология языка: сб. статей / отв. ред. С.Р. Омельченко. - Вып. 1. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 224 с.
7. Арутюнова, Н.Д. Введение / Н.Д. Арутюнова // Логический анализ языка. Ментальные действия. - М.: Наука, 1993. - С. 3-6.
8. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений (оценка, событие, факт) / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 896 с.
9. Арутюнова, Н.Д. Язык и мир человека: монография / Н.Д. Арутюнова.
- М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
10. Аскольдов, А.С. Концепт и слово // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / под ред. В. П. Нерознака. - М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
11. Бабенко, Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста / Л.Г. Бабенко, И.Е. Васильев, Ю.В. Казарин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2000. - 534 с.
12. Бабушкин, А.П. Типы концептов в лексико-фразеологической
семантике языка / А.П. Бабушкин. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 104 с.
13. Базылев, В.Н. Мифологема скуки в русской культуре / В.Н. Базылев. - М.: Русский язык, 2000. - С.130-147.
14. Бахтин, М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М.М. Бахтин. - М.: Художественная литература, 1965. - 528 с.
15. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
16. Белянин, В.П. Психологические аспекты художественного текста / В.П. Белянин. - М.: Изд-во МГУ, 1988. - 120 с.
17. Бенвенист, Э. Общая лингвистика / Э. Бенвенист. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
18. Богуславский, В.М. Человек в зеркале русской культуры, литературы и языка / В.М. Богуславский. - М.: Космополис, 1994. - 237 с.
19. Болдырев, Н.Н. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: межвуз. сборник научных трудов / Н.Н. Болдырев. - Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2001. - С. 25-36.
20. Болдырев, Н.Н. Концептуальное пространство когнитивной лингвистики / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 18-36.
21. Болдырев, Н.Н. Репрезентация знаний в системе языка / Н.Н. Болдырев // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. - № 4. - С. 17-27.
22. Бондарев, Ю.В. Горячий снег / Ю.В. Бондарев. - М.: Эксмо, 2015. - 640 с.
23. Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. - СПб.: Лениздат, 2014. - 511 с.
24. Булгаков, М.А. Роковые яйца / М.А. Булгаков. - М.: Эксмо-Пресс, 2016. - 96 с.
25. Булгаков, М.А. Собачье сердце / М.А. Булгаков. - М.: Время, 2017. - 176 с.
26. Булгаков, М.А. Театральный роман / М.А. Булгаков. - СПб.: Лениздат, 2014. - 224 с.
27. Бунин, И.А. Полное собрание сочинений в 13 томах. - Т.4. - Воды многие (1914-1926); Грамматика любви (1914-1926) / И.А. Бунин. - М.: Воскресенье, 2006. - 536 с.
28. Вайнер, А.А., Вайнер, Г.А. Эра милосердия / А.А. Вайнер, Г.А. Вайнер. - М.: АСТ, 2011. - 384 с.
29. Вендина, Т.И. Средневековый человек в зеркале старославянского языка / Т.И. Вендина. - М.: Индрик, 2002. - 336 с.
30. Верещагин, Е.М., Костомаров, В.Г. В поисках новых путей развития
лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик /
Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. - М.: Ин-т русского языка им.
А.С. Пушкина, 1999. - 84 с.
31. Виноградов, В.В. История слов / В.В. Виноградов. - М.: Толк, 1994. - 1138 с.
32. Войнович, В.Н. Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина. В 2-х томах / В.Н. Войнович. - СПб.: Вита-Нова, 2014. - 1048 с.
33. Воркачев, С.Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологического анализа / С.Г. Воркачев. - Краснодар: Изд- во Кубан. гос. технол. ун-та, 2002. - 142 с.
34. Воркачев, С.Г. Лингвоконцептология и межкультурная коммуникация: истоки и цели / С.Г. Воркачев // Филологические науки. - 2005. - №4. - С. 76-83.
35. Воркачев, С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. - 2001. - №1. - С. 64-72.
36. Воркачев, С.Г. Любовь как лингвокультурный концепт: монография / С.Г. Воркачев. - М.: «Гнозис», 2007. - 284 с.
37. Воробьев, В.В. Лингвокультурология (теория и методы): монография /
В.В. Воробьев. - М.: Изд-во РУДН, 1997. - 331 с.
38. Герман, Ю.П. Я отвечаю за все / Ю.П. Герман. - СПб.: Астрель, 2012. - 864 с.
39. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. - М.: Айрис- пресс, 2004. - 448 с.
40. Грунина, Л.Б. О концепте «смерть» в произведениях И.А. Бунина / Л.Б. Грунина // Языковая концепция регионального существования человека и этноса: тезисы докладов / под ред. В.А. Чесноковой. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1999. - С. 124-125.
41. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию: Пер. с нем. / Общ. ред. Г.В. Рамишвили; Послесл. А.В. Гулыги и В.А. Звегинцева / В. Гумбольдт. - М.: Прогресс, 2000. - 400 с.
42. Дзюба, Е.В. Концепт «ум» в русской лингвокультуре: монография / Е.В. Дзюба. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2011. - 224 с.
43. Домбровский, Ю.О. Факультет ненужных вещей / Ю.О. Домбровский. - М.: Азбука, 2004. - 544 с.
44. Дорофеев, Ю.В. Антропоцетризм в лингвистике и предмет
когнитивной грамматики / Ю.В. Дорофеев // Актуальные проблемы современной когнитивной лингвистики: мат. XV Междунар.
лингвистической конф. «Язык и мир». - Донецк: Изд-во ДонНУ, 2008. - 347 с.
45. Дудинцев, В.Д. Белые одежды / В.Д. Дудинцев. - М.: Вече, 2014. - 560
с.
46. Ефремов, В.А. Теория концепта и концептуальное пространство / В.А. Ефремов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 104. - С. 96-104.
47. Залевская, А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта /
A. А. Залевская // Методологические проблемы когнитивной
лингвистики. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2001. - С. 36-44.
48. Иванова, Г.Ф. Ментальные сферы языка: оценка: монография / Г.Ф. Иванова. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2007. - 124 с.
49. Ильф, И.А., Петров, Е.П. Двенадцать стульев / И.А. Ильф, Е.П. Петров.
- М.: Текст, 2016. - 416 с.
50. Ильф, И.А., Петров, Е.П. Золотой теленок / И.А. Ильф, Е.П. Петров. - М.: Текст, 2016. - 432 с.
51. Искандер, Ф.А. Сандро из Чегема / Ф.А. Искандер. - М.: Азбука, 2014.
- 1472 с.
52. Карасик, В.И. О категориях лингвокультурологии / В.И. Карасик // Языковая личность: проблемы коммуникативной деятельности. - Волгоград: Перемена, 2001. - С.3-16.
53. Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс /
B. И. Карасик. - Волгоград: Перемена, 2002. - 476 с.
54. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. - М.: Наука, 1987. - 286 с.
55. Катаев, В.П. Белеет парус одинокий / В.П. Катаев. - М.: Дет. лит., 1979. - 240 с.
56. Колесов, В.В. Язык и ментальность / В.В. Колесов. - СПб.:
«Петербургское Востоковедение», 2004. - 287 с.
57. Колокольцева, Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект: / Т.Н. Колокольцева // Филологические науки. - 2015. - № 1. -
C. 88-92.
58. Колшанский, Г.В. Объективная картина мира в познании и языке / Г.В. Колшанский. - М.: КомКнига, 2006. - 128 с.
59. Концепты культуры и концептосфера культурологии: Коллективная монография / под ред. Л.В. Никифоровой, А.В. Коневой. - СПб.: Астерион, 2011. - 234 с.
60. Кошарная, С.А. К вопросу о концептуальном анализе / С.А. Кошарная
// Ученые записки: электронный научный журнал Курского
государственного университета. - 2012. - № 3 (23). - Т. 2. - С. 45-56.
61. Крючкова, Н.В. Методы изучения концептов / Н.В. Крючкова // Русская и сопоставительная филология: состояние и перспективы: Международная научная конференция, посвященная 200-летию Казанского университета: Труды и материалы: / Под общ. ред. К.Р. Галиуллина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - C.271-272.
62. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З. К проблеме ментальных репрезентаций / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2007. - № 4. - С. 8-16.
63. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г. Краткий словарь когнитивных терминов / Е.С. Кубрякова, В.З. Демьянков, В.З. Панкрац.
- М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
64. Лагута, О.Н., Лукашевич, Е.В., Лукьянова, Н.А. Концепт «успех» в русском языковом сознании / О.Н. Лагута, Е.В. Лукашевич, Н.А. Лукьянова // Вестник НГУ. Серия филология. - 2006. - №1. - С. 47-61.
65. Лихачев, Д.С. Концептосфера русского языка / Д.С. Лихачев // Известия РАН. Сер. Лит-ра и язык. - 1993. - Т. 52. - № 1.
66. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек - текст - семиосфера
- история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.
67. Лотман, Ю.М. Символ в системе культуры / Ю.М. Лотман // Избранные статьи. - Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 191-199.
68. Лукашевич, Е.В. Моделирование концепта: психолингвистический аспект / Е.В. Лукашевич // Языковое бытие человека и этноса: психолингвистический и когнитивный аспекты: сб. ст. / под общ. ред.
B. А. Пищальниковой. - М.: Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004. - Вып. 8. -
C. 126-132.
69. Лукин, В.А. Концепт истины и слово «истина» в русском языке (опыт концептуального анализа рационального и иррационального в языке) /
B. А. Лукин // Вопросы языкознания. - 1993. - №4. - С. 3-15.
70. Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. - Вып. 1. - Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1997. -
C. 11-35.
71. Мальцев, Ю. С. Иван Бунин (1870-1953) / Ю.С. Мальцев. - М.: Посев, 1994. - 432 с.
72. Маслова, В.А. Введение в лингвокультурологию / В.А. Маслова. - М.: Наследие, 1997. - 208 с.
73. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. - М.: Академия,
2001. - 183 с.
74. Мещерякова, О.А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И.А. Бунина «Темные аллеи»: дис. ... канд. филол. наук / О.А. Мещерякова. - Орел,
2002. - 197 с.
75. Мокиенко, В.М. Загадки русской фразеологии / В.М. Мокиенко. М.: Высш. шк., 1990. - 160 с.
76. Набоков, В.В. Другие берега / В.В. Набоков. - М.: Азбука, 2015. - 384 с.
77. Набоков, В.В. Лолита / В.В. Набоков. - М.: Азбука, 2015. - 448 с.
78. Набоков, В.В. Машенька / В.В. Набоков. - М.: Азбука, 2011. - 192 с.
79. Некрасов, В.П. В окопах Сталинграда / В.П. Некрасов. - СПб.: Речь, 2018. - 416 с.
80. Пименова, М.В. Концепт «сердце»: Образ. Понятие. Символ: монография / М.В. Пименова. - Кемерово: Изд-во КемГУ, 2007. - 500 с.
81. Пищальникова, В.А. Общее языкознание : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Пищальникова, А.Г.Сонин. - М.: Академия, 2009. - 448 с.
82. Попова, Е.А. Человек как основополагающая величина современного языкознания / Е.А. Попова // Филологические науки. - 2002. - №3. - С. 69-77.
83. Прохоров, Ю.Е. В поисках концепта / Ю.Е. Прохоров. - М.: Флинта: Наука, 2009. - 234 с.
84. Равенский, Н.Н. Как читать человека. Черты лица, жесты, поза мимика / Н.Н. Равенский. - М.: РИПОЛ классик, 2007. - 416 с.
85. Рузин, И.Г. Философские аспекты лингвистического исследования / И.Г. Рузин // ВМУ. Сер. 7. Философия. - 1993. - № 3. - С. 46-55.
86. Слышкин, Г.Г. От текста к символу: лингвокультурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе / Г.Г. Слышкин. - М.: Academia, 2000. - 128 с.
87. Смирнов, В.В. Тревожный месяц вересень / В.В. Смирнов. - Красноярск: Кн. изд-во, 1987. - 376 с.
88. Смирнова, О.М. К вопросу о методологии описания концептов / О.М. Смирнова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2009. - №3. - С. 247-253.
89. Солженицын, А.И. В круге первом / А.И. Солженицын. - М.: Время, 2018. - 864 с.
90. Соссюр, Ф. Курс общей лингвистики / Ф. Соссюр. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 432 с.
91. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. - М.: Языки русской культуры, 1997. - 824 с.
92. Стругацкий, А.Н., Стругацкий, Б.Н. Попытка к бегству / А.Н. Стругацкий, Б.Н. Стругацкий. - М.: АСТ, 2009. - 224 с.
93. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура / Э.Б. Тайлор. - М.: Политиздат, 1989. - 573 с.
94. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и
лингвокультурологический аспекты / В.Н. Телия. - М.: Языки
славянской культуры, 1996. - 289 с.
95. Толстой, А.Н. Гиперболоид инженера Гарина / А.Н. Толстой. - М.: Нигма, 2016. - 320 с.
96. Тургенев, И.С. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах / И.С. Тургенев. - Т. 7. - М.: Наука, 1981. - 560 с.
97. Тынянов, Ю.Н. Пушкин / Ю.Н. Тынянов. - М.: Время, 2018. - 624 с.
98. Чехов, А.П. Руководство для желающих жениться: (Секретно) / А.П. Чехов // Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. - Т. 4. [Рассказы, юморески], 1885-1886. - М.: Наука, 1976. - С. 195-198.
99. Шанский, Н.М. В мире слов / Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 1978. - 255 с.
100. Шахматов, А.А. «Повесть временных лет» и ее источники / А.А. Шахматов. - М.: АН СССР, 1940. - 150 с.
101. Шолохов, М.А. Тихий Дон: роман в 4-х кн. Кн. 1-2/ М.А. Шолохов. - М.: Худ.лит., 1987. - 704 с.
102. Эренбург, И.Г. Необычайные похождения Хулио Хуренито / И.Г. Эренбург. - М.: Азбука, 2011. - 320 с.
103. Юркина, Л.А. Портрет / Л.А. Юркина // Введение в
литературоведение: учеб. пособие / Л.В. Чернец, В.Е. Хализев, А.Я. Эсалнек и др.; под ред. Л.В. Чернец. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2006. - 680 с.
104. Ян, В.Г. Батый / В.Г. Ян. - М.: Детская литература, 2016. - 537 с.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ
1. Большой толковый словарь русского языка» / под ред. С.А. Кузнецова. - М.: «Диамант», 2005. - 1536 с.
2. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров - в 2 т. - Т.1 - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 862 с.
3. Войнова, Л.А., Жуков, В.П., Молотков, А.И.,
Фёдоров, А.И.Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Войнова, В.П. Жуков, А.И. Молотков, А.И. Фёдоров // Под ред. А.И. Молоткова. - 4-е изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1987. - 543 с.
4. Жуков, В.П. Словарь русских пословиц и поговорок / В.П. Жуков. - М.: Русский язык, 1991. - 544 с.
5. Кубрякова, Е.С., Демьянков, В.З., Панкрац, Ю.Г. и др. Краткий словарь когнитивных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - 245 с.
6. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 685 с.
7. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии, 2006. - 944 с.
8. Розенталь, Д.Э Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителей / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - М.: Просвещение, 1976. - 543 с.
9. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. /АН СССР, Ин-т рус. яз. / под ред. А.П. Евгеньевой. - Ленинград: Наука, 1988. - 800 с.
10. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1995. - 1233 с.
11. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. (с доп.) / М. Фасмер. - М.: Прогресс, 1964. - Т. 1. - 562 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ