Введение 4
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы самоактуализации в психологии
1.1. Представления о самоактуализации в зарубежной психологии 11
1.1.1. Общая характеристика самоактуализации 11
1.1.2. Основные аспекты проблемы самоактуализации 17
1.3. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологии 24
1.3.1. Общая характеристика явления самоактуализации 24
1.3.2. Самоактуализация как потребность 28
1.3.3. Самоактуализация как результат 31
1.3.4. Самоактуализация как процесс 34
1.3.5. Внешние условия процесса самоактуализации 39
1.4. Характеристики самоактуализации 40
1.5. Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности 60
1.6. Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности.64
I. 7. Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности 73
1.8. Постановка проблемы и задачи исследования 79
Глава 2. Организация и методики исследования 82
2.1. Организация исследования 82
2.2. Методика исследования самоактуализации 86
2.3. Методики исследования свойств интегральной индивидуальности 88
Глава 3. Результаты исследования самоактуализации и ее взаимосвязи с интегральной индивидуальностью 94
3.1. Результаты исследования структуры самоактуализации, ее особенностей в разных возрастах и при различных уровнях самоактуализации 94
3.2. Взаимосвязи характеристик самоактуализации с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности и их возрастные особенности 109
3.2.1. Связь характеристик самоактуализации со свойствами личности в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 109
3
3.2.2. Связь характеристик самоактуализации со свойствами темперамента в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 121
3.2.3. Структура характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в общей и разновозрастных выборках 124
3.3. Особенности взаимосвязи самоактуализации и интегральной индивидуаль-ности при различных уровнях самоактуализации 132
3.3.1. Эффекты индексов самоактуализации на свойства интегральной индивидуальности 132
3.3.2. Анализ межгрупповых различий выраженности показателей свойств интегральной индивидуальности испытуемых с различными уровнями самоактуализации в общей и разновозрастных выборках 139
3.3.3. Особенности взаимосвязей характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями са-моактуализации и при сочетании уровня самоактуализации и возраста 150
3.3.4. Межуровневые связи свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 161
3.3.5. Особенности структуры характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 162
3.4. Общее обсуждение результатов 168
Выводы 178
Рекомендации 182
Список литературы 185
Приложения 198
В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию, важное значение приобретает осознание человеком того, что в своем жизнеустройстве он должен полагаться прежде всего на себя. Вместе с тем, еще недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации (или самореализации). Если на Западе самоактуализация (СА) стала «культурным стереотипом» [118], то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самореализация (СР) определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Сегодня одна из задач, которая стоит перед государством - это содействие СР каждого отдельного человека. В современном российском обществе открываются новые возможности и перспективы для СР личности. Обновление общества не-посредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, предприимчивости, способности управлять своей жизнью. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к этим качествам личности, поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развития личности.
В научном плане проблема СА имеет сложный междисциплинарный характер, являясь предметом философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросах возможностей и условий раскрытия потенциала человека. Проблема СА в психологии носит меж- парадигмальный характер, в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представлений о С А личности [105].
Актуальность изучения проблемы СА в науке объясняется также недостаточной разработанностью ее методологии и общих концептуальных основ. Несмотря на пристальное внимание к проблеме СА, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема [105]. Ведутся дискуссии по поводу определения понятия, сущности, природы СА, источников и критериев этого процесса, компонентов и внутренней структуры. Исследование этой проблемы необходимо вести не только в теоретическом, но и в экспериментальном направлениях, однако инструментарий для этого крайне ограничен.
В современной науке активно используются теории СА зарубежных гуманистических психологов 50-70-х годов, в которых проблема СА явно недостаточно разработана на методологическом уровне. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют более целостные концепции СА. Однако значение предложенных гуманистическими психологами характеристик СА не снижается и они представлены в отечественной психологии в той же или другой терминологии. В частности, базовые параметры С А соответствуют характеристикам активности личности, при которой обеспечивается ее субъектность, сохраняется целостность, автономность, индивидуализированность [1].
Идеал психологического здоровья, созданный в рамках гуманистического направления, продолжает оставаться одним из ориентиров для современной психологической практики - консультирования и психотерапии. Современная личностноориентированная педагогика, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, в том числе понятием СА, которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития [57]. Смысл образования XXI века педагоги видят в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться, «устремленного быть», самоосуществиться в полноте своей человеческой сущности [111]. Главной целью деятельности психологической службы в образовании является психологическое здоровье учащихся [165]. И.В.Дубровина подчеркивает, что психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры [165].
1. Структура параметров СА состоит из трех компонентов - «Самопринятие», «Осознанная спонтанность», «Принятие других» («Я и Ты»). При этом основными обобщенными компонентами структуры СА на основе объединения факторов «Самопринятие» и «Осознанная спонтанность» являются «Я и Я» (или «Автономность») и «Я и Ты» (или «Принятие других»), характеризующие внутреннюю позицию человека по отношению к себе и его позицию по отношению к другому человеку, к миру в целом и проявление этих позиций в поведении. Связующую роль по отношению к основным компонентам СА играют ценностные ориентации СА.
2. Выявлены особенности структуры характеристик С А в разных возрастах. От молодости к зрелости структура С А при наличии общих связей становится более сформированной, повышается связанность ее основных компонентов между собой. В зрелости, в сравнении с молодостью, более выражены характеристики С А фактора «Я и Ты», а также творческая направленность. В зрелости в структуре СА повышается значение спонтанности в связи с творчеством (появляется новая составляющая «Спонтанность в творчестве и познании»), а в процессе общения с людьми ее роль снижается, по сравнению с молодостью. Представления о природе человека, сензитивность к себе, креативность большую роль играют в структуре С А в зрелом возрасте. В целом роль компонента «Я и Ты» в структуре С А с возрастом увеличивается.
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и ислледования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. 1999. - 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 294 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. .Личность и ее жизненный путь / Под. ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М.: Наука, 1990. С. 114 -
129.
4. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / РАН. Ин-т психологии. М.: Наука, 1995. С. 41-45.
5. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Roual, 1997. - 288 с.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
7. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности: монография. Новоси¬бирск: Изд-во НГПУ, 1996. - 147 с.
8. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Измерение уровня самоак-туализации личности // Социально-психологические методы исследования суп¬ружеских отношений: Спец.практикум по соц. психологии. М., 1987. - 120 с.
9. Аллахвердов В,М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психоло¬гика, т. 1). СПб: Изд-во ДНК, 2000. С. 212-222.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
11. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 48-55.
12. Андреева Г.М Социальная идентичность: временные и средовые ком¬поненты // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 344-358.
13. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Ав- тореф. дис. ...канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1980.
14. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.
15. Асеев В. Личность и значимость побуждений М.: ИП РАН, 1993.-223 с.
16. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психоло¬гия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 222-230.
17. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические осно¬вы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М: МГУ. 1986. - 305 с.
18. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Refl-book, 1994. - 314 с.
19. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. С. 44.
20. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопр. философ. 1995. № 12. С. 19.
21. Балл ГА. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психол. журн. 1997. №5. Т. 18. С. 7-33.
22. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии.М., 1969. С.73-144.
23. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Дея-тельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 175.
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
25. Березин С.Л. Самоутверждение и его роль в нравственном развитии личности: Автореф.дис. ...канд. философ, наук. Свердловск, 1973. - 27 с.
26. Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Автореф. дис...канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии, 1997 - 25 с.
27. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Психоло¬гия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С.309-315.
28. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.
29. Братусь Б.С. Аномалии развития личности: Дис... д-ра психол. наук. М., 1988-480 с.
30. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. пси¬хол. 1990. №5. С. 9-17.
31. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
32. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А.Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб: ЦИБКО, 1997. С. 21-27.
33. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки // Психол. журн. 2000. № 3. С. 14-23.
34. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Пси¬хол. журн. 1991. № 6. С. 6-10.
35. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 152 с.
37. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его ди¬намика в процессе психотерапии: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1996. -25 с.
38. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критиче¬ских ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
39. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. С-Пб. 1993. - 16 с.
40. Ведин И.В. Бытие человека: Деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. С.11-20.
41. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дис. ... д-ра. психол. наук. М.,
1998. -490 с.
42. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающим человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 279- 295.
43. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индиви-дуальности (на материале младших школьников): Дис. ...канд. психол. наук. Пермь, 1997. - 191 с.