Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАНИПУЛИРОВАНИЕ В РЕКЛАМНОМ ТЕКСТЕ С ПОЗИЦИИ ТЕОРИИ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Работа №69899

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
392
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1 СКРЫТОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ В РЕКЛАМЕ 5
1.1 Понятие манипуляции 5
1.2 Коммуникативная своеобразность рекламных уловок 8
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 16
2 ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ КАК БАЗОВАЯ ПРИЗМА
ИССЛЕДОВАНИЯ 18
2.1 Основные классификации речевых актов 18
2.2 Прагматическая специфика речевых актов в рекламном тексте 21
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 27
3 КОММУНИКАТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СТРУКТУРЫ РЕКЛАМНОГО ТЕКСТА 29
3.1 Композиционные разновидности рекламных текстов 29
3.2 Квеситивный компонент 33
3.3 Директивный компонент 41
3.4 Репрезентативный компонент 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА 56


В современном мире интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С возникновением социальных сетей у рекламодателей появилась новая площадка для размещения своих объявлений. Несмотря на изученность особенностей сферы рекламы и манипулятивных технологий по отдельности, недостаточно работ, касающихся структуры манипулятивного механизма в рекламном тексте. В работах исследователей чаще всего внимание уделяется лишь языковым средствам и психологическим приемам манипуляции в рекламе. Нам же важно рассмотреть не только способы манипуляции, но и ее структуру в тексте объявления. Это обусловливает актуальность данной работы, посвященной выделению механизмов манипулятивного воздействия в текстах рекламы в русле коммуникативно-прагматического направления.
Целью исследования является изучение рекламных текстов с позиции теории речевых актов и выявление лингвопрагматических особенностей манипуляции в них.
Объектом изучения является рекламный текст.
Предметом анализа является манипулятивный механизм рекламного текста.
Материалом для работы служат примеры рекламных текстов, извлеченные путем сплошной выборки из социальных сетей Twitter, Facebookи Instagram.
Задачи данной работы обусловлены поставленными целями:
1. Рассмотреть понятие манипуляции;
2. Выявить особенности рекламных текстов;
3. Изучить основные положения теории речевых актов;
4. Осуществить анализ структуры рекламных текстов с точки зрения теории речевых актов.
Теоретическую базу составили труды Е.И. Беляевой, Е.Л. Доценко, С.В. Мощевой, Дж. Остина, Дж. Серля и других ученых.
Методами и приемами исследования являются метод сплошной выборки и метод коммуникативно-прагматического анализа.
Практическая значимость заключается в том, что для изучения структуры рекламных текстов будет удобно применять теорию речевых актов, особенно объединенные классификации Дж. Серля и Е.И. Беляевой. Такой способ анализа позволит наглядно показать свойства рекламных объявлений.
Структура работы:
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и источников эмпирического материала. В первой главе рассматривается понятие манипуляции и ее специфика в рекламном тексте. Во второй главе внимание уделяется определению речевых актов, даются их классификации, выявляются основные свойства квестивов, директивов и репрезентативов. В третьей главе проводится анализ рекламных текстов на основе теории речевых актов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Манипуляция изучается различными науками, и потому данный термин является неоднозначным. Однако среди проанализированных определений мы выделили некоторые общие черты: скрытость воздействия, неосознанность влияния адресатом, управление его поведением в обход сознания для получения личной выгоды адресантом с помощью ловкого применения приемов манипуляции.
Манипулятивные механизмы часто используются в рекламе, которую можно охарактеризовать как оплаченную спонсором коммуникацию с целью воздействовать на адресата и побудить его к покупке.
Рекламный текст является коммуникативной единицей, объединяющей в себе психологические и лингвистические приемы манипуляции.
Он необходим как средство рекламы для привлечения внимания адресата к товару или услуге и их реализации. Можно выделить такие характеристики рекламного сообщения, как сжатость, содержательность и экспрессивность. Он также выполняет определенные функции: информирует потребителя о товаре и производителе, перечисляет качества товара, дает оценку товару, убеждает и призывает совершить покупку.
Одно из свойств рекламного объявления - вызвать интерес у адресата к объекту рекламы. Справиться с подобной задачей помогают манипулятивные техники, к которым нередко обращаются рекламодатели.
В качестве источника манипулирования чаще всего выступают потребности и слабости людей, поэтому вопросы в рекламном тексте могут начинаться с глаголов ‘to want’и ‘need, напрямую обращенных к нуждам потребителя.
Психологическое воздействие может осуществляться через эмоции, убеждения или ценности адресата.
Для успешного манипулирования адресанту необходимо в первую очередь обладать хитростью и изворотливостью, четко осознавать свою цель и сохранять
скрытость влияния для лучшего контроля над волей потребителя. Без соблюдения перечисленных условий манипуляция обречена на провал, и даже знание различных изобретательных методов воздействия не улучшат ситуацию.
Кроме психологических способов воздействия широко применяются лингвистические приемы различных языковых уровней: лексический (синонимы, антонимы, сравнения, гипербола, сленговые выражения, профессионализмы, неологизмы, фразеологизмы, анахронизмы, эпитеты, клише, цитаты, аллюзии, олицетворение, жаргонизмы, анафора, градация, дейктики, эвфемизмы, дисфемизмы, параллелизм, перифраз, антитеза, каламбур, окказионализмы, омонимы, полисеманты, конверсивы, гиперонимы, аффективы); морфологический (слова, образованные суффиксальным и морфологическим способами); синтаксический (местоимения, побудительные, вопросительные, повествовательные предложения, риторические вопросы, неполные предложения, выбор нужной модальности, парцелляция, номинализация, употребление неопределенно- и обобщенно-личных предложений); фонетические (аллитерация, консонанс, ассонанс, рифма, звукоподражание, фонетическая схожесть слов, иноязычные инкрустации, интонация, паузация, громкость голоса, темп речи, ритмизация, артикуляционные позы, эмфаза, тон и регистр голоса); орфографические (заглавные и строчные буквы, сознательные ошибки, многократное написание букву, устаревшая и сокращенная формы слова, аббревиатуры, иностранные слова и буквы в оригинале); грамматический (краткие структуры предложения, недвусоставные предложения, неместоименные полувопросы, альтернативные предложения, придаточные условные предложения, модальные глаголы, сослагательное наклонение, императив, замена активного залога пассивным); графический (выбор шрифта, выбор положения на странице).
Однако важны не только разнообразные способы манипуляции, но и структура рекламного текста, которую мы выявили на основе теории речевых актов.
Она была создана во второй половине XX века логиками Дж. Остином и Дж. Серлем.
Теория речевых актов является логико-философским и лингвистическим учением о речевых актах - минимальных единицах коммуникации.
Такие исследователи, как Дж. Остин, Дж. Лич, В.И. Карасик, занимались систематизацией речевых актов, однако общепризнанной принято считать классификацию Дж. Серля. Он выделил репрезентативы (передают информацию), директивы (побуждают к действию), комиссивы (адресат принимает на себя обязательства), экспрессивы (выражают психологическое состояние) и декларативы (заявляют о чем-либо).
В ходе исследования были выделены четыре варианта структуры:
1. квеситив + директив;
2. директив + директив;
3. репрезентатив + директив;
4. квеситив + директив + репрезентатив.
Примечательно, что во всех типах присутствует директив, без которого невозможно достигнуть главной цели маркетологов - продать товар. Они нужны для побуждения адресата к действию.
Существуют разные типологии директивных речевых актов, но классификация Е.И. Беляевой является, на наш взгляд, наиболее наглядной, так как относится к коммуникативно-прагматическому аспекту анализа. Она называет прескриптивы (приказы, инструкции, предписания, заказы, требования), суггестивы (советы, предложения, предупреждения) и реквестивы (просьбы, мольбы, приглашения).
В нашем исследовании были выявлены, главным образом, прескриптивы (приказы) и суггестивы (советы). Их отличия заключаются в следующем: прескриптивы обычно представлены побудительными предложениями, а суггестивы выражены повествовательными предложениями. Кроме того, прескриптивы прямо призывают адресата совершить действие, а суггестивы делают это опосредованно через советы.
Что касается других компонентов рекламного текста, то квеситив служит для вызывания интереса у потребителя к объявлению.
В английском языке выделяются несколько типов вопросов: общий, специальный, альтернативный и разделительный. Нам встретились общие и специальные вопросы в полной и сокращенной формах.
Если квеситивы нужны для привлечения внимания, то репрезентативы необходимы для удержания этого внимания.
Репрезентативы представляют собой утверждения и передают какое-либо сообщение о товаре или услуге, которое можно проверить на истинность или ложность посредством приобретения товара.



1. Безлатный Д.В. Психология в рекламе: искусство манипуляции общественным сознанием. М.: ООО "Ваш полиграфический партнер", 2011. 236 с.
2. Белогородский А.А. Манипулятивные методы в рекламе // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 6 (50). С. 43-54.
3. Беляева Е.И. Грамматика и прагматика побуждения: английский язык. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1992. 168 с.
4. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М.: Эксмо-Пресс, 1994. 106 с.
5. Былкова С.В., Кочетова А.С. Речевое воздействие в рекламе // «Молодой ученый». 2015. №19 (99). С. 673-676.
6. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. СПб.: Триз- шанс, 2014. 384 с.
7. Воейкова А.А. Структурные особенности квеситивных конструкций (на примере англоязычных рекламных текстов) // Вестник ТГПУ. 2014. №4 (145). С. 49-53.
8. Воейкова А.А. Характерные грамматические особенности директивных речевых актов (на примере русских рекламных текстов) // Грамота. 2017. №3 (69). С. 65-68.
9. Гаспарян О.Т. Коммуникативная стратегия рекламного текста: информационная и манипулятивная составляющая // МЕДИААЛЬМАНАХ. 2016. №1 (72). С. 70-79.
10. Горина Е.В. Коммуникативные технологии манипуляции в СМИ и вопросы информационной безопасности. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. 67 с.
11. Гудина О.А. Манипуляция и ее виды в педагогическом дискурсе // Язык и культура. 2011. С. 13-21.
12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, 1997. 344 с.
13. Жданова Е.Ю. Рекламный текст как объект лингвистического исследования // Вектор науки ТГУ. 2015. №2. С. 82-85.
14. Иосифова В.Е. Употребительность в естественном диалоге прямых и косвенных речевых актов, выражающих побуждение (на материале устной речи жителей г. Калуги. К проблеме изучения языка города): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. Калуга, 2005. 28 с.
15. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Эксмо, 2005. 832 с.
16. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания АН СССР, Волгоградский педагогический институт, 1991. 495 с.
17. Кобозева И.М. «Теория речевых актов» как один из вариантов теории речевой деятельности // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: «Прогресс», 1986. С. 7-21.
18. Ковешникова М.Н. Речевая манипуляция и приемы речевого манипулирования // Царскосельские чтения. Том 1. Языкознание. 2014. №18. С. 387-394.
19. Копнина Г.А. Речевое манипулирование. М.: ФЛИНТА, 2012. 170 с.
20. Кочетова Л.А. Функции рекламного дискурса: таксономия и динамические аспекты реализации // Вестник Волгоградского государственного университета. 2010. №2 (12). С. 77-83.
21. Кошетарова Л.Н. Манипуляции в рекламе как объект гуманитарной экспертизы // Национальные приоритеты России. 2014. №1 (11). С. 35-39.
22. Кретова Н.Н. Использование психологических приемов манипуляции в рекламе // ЭКОНОМИНФО. 2009. №1. С. 42-45.
23. Куликова Е.В. Языковая специфика рекламного дискурса // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008. №4. С. 197-205.
24. Леонтьев А.А. Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М.: Наука, 1974. 148 с.
25. Мощева С.В. Способы достижения экспрессивности в рекламном тексте: языковые и неязыковые выразительные средства. Иваново: Иван. гос. хим.-технол. ун-т., 2008. 108 с.
26. Мухортов Д.С., Краснова А.В. Дискурсивные маркеры манипуляции как реализация субъективно-оценочного акта говорящего // Политическая лингвистика. 2016. №6 (60). С. 120-125.
27. Огородова К.А., Максимова М.В. Классификация вопросительных предложений в английском и немецком языках: сходства и различия // Вестник Педагогического опыта. 2012. №33. С. 16-18.
28. Остин Дж. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: «Прогресс», 1986. С. 22-129.
29. Петрова Е.Б. Каталогизация побудительных речевых актов в лингвистической прагматике // Вестник ВГУ. 2008. №3. С. 124-133.
30. Пирогова Ю.К., Баранов А.Н., Паршин П.Б. Рекламный текст: семиотика и лингвистика: монография. М.: ИД Гребенникова, 2000. 270 с.
31. Пронина Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы. М.: РИП- холдинг, 2003. 100 с.
32. Сайфуллина М.Д. Призыв как индуктивный иллокутивный тип в телевизионной рекламе // Вестник БашГУ. 2014. №1. С. 106-109.
33. Сафина А.В. Коммуникативные средства выражения манипуляции в межличностном общении немцев (на материале немецкого кинематографа XXI века): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Уфа: БашГУ, 2018. 24 с.
34. Серль Дж. Что такое речевой акт? // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17: Теория речевых актов. М.: «Прогресс», 1986. С. 151-194.
35. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь: Таврия, 1995. 496 с.
36. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. СПб: Питер, 1999. 736 с.
37. Хабирова Н.М. Способы выражения побудительных интенций в татарском и английском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20. Казань: Казан. гос. пед. ун-т, 2006. 24 с.
38. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ, 2006. 816 с.
39. Штайн К.Э. Манипулятивная стратегия как средство гармонизации общения в рамках рекламного текста // Этика и социология текста. 2004. №10. С.
304-306.
40. Leech G. Principles of Pragmatics. London & New York: Longman, 1983. 250 p.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЭМПИРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
1. Basque A. 34 Facebook Ad Examples You’ll Want To Steal In 2020. [Электронный ресурс]. - URL:https://mktoolboxsuite.com/facebook-ad-examples/(дата обращения 22.05.2020)
2. Benton J. Convert your Twitter followers to email subscribers with a Twitter
Lead Generation Card. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.niemanlab.org/2014/06/convert-your-twitter-followers-to-email-subscribers-with-a-twitter-lead-generation-card/ (дата обращения 25.12.2019)
3. Dane J. 32 Facebook Ad Examples You Can’t Resist But Copy. [Электронный ресурс]. - URL:https://klientboost.com/ppc/facebook-ad-examples/(дата обращения 25.12.2019)
4. Eliot A. A Complete Guide to B2B Lead Generation Using Social Media in 2016. [Электронный ресурс]. - URL:https://pureb2b.com/blog/guide-to-b2b-lead-generation-using-social-media-2016/(дата обращения 25.12.2019)
5. Geerlings D. Twitter Lead Generation Cards: Basic Principles and 6 Tips. [Электронный ресурс]. - URL:https://bn.co/twitter-lead-generation-cards-basic-principles-and-6-tips/ (дата обращения 25.12.2019)
6. Heath B. How To Create Facebook Lead Ads That Convert in 2019. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.leadguru.co.uk/facebook-lead-ads/(дата обращения 25.12.2019)
7. How Dashlane Scaled Twitter Advertising Success with Nanigans. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.nanigans.com/case-study/how-dashlane-scaled-twitter-advertising-success-with-nanigans/(дата обращения
25.12.2019)
8. Jones L. B2B Prospecting - What are Twitter Lead Generation Cards. [Электронный ресурс]. - URL:https://blog. strate gic-ic. co.uk/what-are-twitter-lead-generation-cards(дата обращения 25.12.2019)
9. Karlson K. 162 Best Facebook Ad Examples (2019 Update with 20 New Ads). [Электронный ресурс]. - URL:https://karolakarlson.com/best-facebook-ad-examples/(дата обращения 25.12.2019)
10. Lee S. Creating a Twitter Lead Generation Card. [Электронный ресурс]. -
URL: https://blog.goodaudience.com/creating-a-twitter-lead-generation-card-
61e1049f640d (дата обращения 25.12.2019)
11. Leonard K. Lead Gen Cards Bring Landing Pages to Twitter. [Электронный
ресурс]. - URL: https://lonelybrand.com/blog/twitter-lead-gen-cards/(дата
обращения 25.12.2019)
12. Litse T. How to get started with Twitter advertising. [Электронный ресурс].
- URL: https://www.searchenginewatch.com/2017/11/23/how-to-get-started-with-
twitter-advertising/(дата обращения 25.12.2019)
13. Mialki S. 15 Examples of the Best Facebook Ads to Help You Stand Out From the Crowd. [Электронный ресурс]. - URL:https://instapage.com/blog/best-facebook-ads(дата обращения 25.12.2019)
14. Oetting J. The Field Guide to Twitter Advertising: How to Create & Launch Campaigns. [Электронный ресурс]. - URL:https://blog.hubspot.com/agency/guide-twitter-advertising(дата обращения 25.12.2019)
15. Rao L. Twitter Expands Promoted Tweets On Mobile; Will Allow Brands To Target By Interest, Device. [Электронный ресурс]. - URL: https://techcrunch.com/2012/03/20/twitter-expands-promoted-tweets-on-mobile-will-allow-brands-to-target-by-interest-device/(дата обращения 25.12.2019)
16. Siu E. Do Twitter Ads Really Work? (And How to Get The Most Out of
Them!) [Электронный ресурс]. - URL:
https:// growtheverywhere. com/marketing/do-twitter-ads-really-work-and-how-to- get-the-most-out-of-them/(дата обращения 25.12.2019)
17. Slingerland C. 70+ B2B Facebook Ad Examples to Inspire Your Next
Campaign. [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.leadfeeder.com/blog/facebook-ad-examples/#gref(дата обращения
25.12.2019)
18. Smith B. Steal these 37 Twitter Ads Examples for Your Next Campaign. [Электронный ресурс]. - URL:https://adespresso.com/blog/twitter-ads-examples/
(дата обращения 25.12.2019)
19. Smith B. 30 Twitter Ad Examples to Study Before Spending a Dime.
[Электронный ресурс]. - URL:
https://www.wordstream.com/blog/ws/2016/04/26/twitter-ad-examples (дата
обращения 25.12.2019)
20. Swant M. Twitter Is Testing Promoted Tweets for the Guest Version of Its Site. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.adweek.com/digital/twitter-testing-promoted-tweets-logged-out-version-site-168545/(дата обращения 25.12.2019)
21. Twitter’s Lead Generation Cards. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.convonix.com/blog/twitters-lead-generation-cards/(дата обращения
25.12.2019)
22. 75 Beautiful F acebook Ad Examples in 2020. [Электронный ресурс]. - URL: https://sh1ftdigital.com/blog/facebook-ad-examples/(дата обращения 22.05.2020)
23. 100 Facebook Ad Examples for Inspiration in 2019 (Updated). [Электронный ресурс]. - URL:https://chainlinkmarketing.com/facebook-ad-examples(дата обращения 25.12.2019)
24. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/stitchfixmen/(дата обращения 03.04.2020)
25. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/uber/(дата обращения 03.04.2020)
26. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/socialcodeinc/(дата обращения 03.04.2020)
27. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/grammarly/(дата обращения 03.04.2020)
28. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/blinkist/(дата обращения 03.04.2020)
29. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/petsmart/(дата обращения 03.04.2020)
30. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/illy coffee/(дата обращения 03.04.2020)
31. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/mileiq/(дата обращения 03.04.2020)
32. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/letote/(дата обращения 03.04.2020)
33. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/gurushots/(дата обращения 03.04.2020)
34. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/lullbed/(дата обращения 03.04.2020)
35. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/headspace/(дата обращения 03.04.2020)
36. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/enlightpixaloop/(дата обращения 03.04.2020)
37. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/calm/(дата обращения 03.04.2020)
38. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/mangohealth/(дата обращения 03.04.2020)
39. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/theeconomist/(дата обращения 03.04.2020)
40. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/nytimes/(дата обращения 03.04.2020)
41. [Электронный ресурс].-URL:
https://www.instagram.com/harvard business review/(дата обращения 03.04.2020)
42. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/masterclass/(дата обращения 03.04.2020)
43. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/blueapron/(дата обращения 03.04.2020)
44. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/garminfitness/(дата обращения 03.04.2020)
45. [Электронный ресурс]. - URL:https://www.instagram.com/eatsprig/(дата обращения 03.04.2020)
46. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.instagram.com/teamscoro/(дата
обращения 03.04.2020)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ