Введение 3
Глава I. Горы Утайшань 6
1.1 Культ Манджушри на Утайшань 8
1.11 История Утайшань 11
I.III Явления бодхисаттвы Манжушри на Утайшань 17
I.IV Горы Утайшань в ранней китайской поэзии 22
ГЛАВА II. Монастырь Сяньтунсы 28
11.1 История Сяньтунсы 29
11.11 Архитектура Сяньтунсы 34
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложение I 47
Приложение II 48
Приложение III 49
Приложение IV 49
Приложение V
Данная работа посвящена выдающемуся памятнику китайско- буддийской архитектуры - монастырю Сяньтунсы, расположенному в горах Утайшань. По историческим данным монастырь существует уже более 1600 лет, а по легендам является одним из первых буддийских монастырей, возведенных на территории Китая. Сяньтунсы - древнейший и самый большой монастырь на территории гор, его называют сердцем Утайшань. По этой причине невозможно говорить об архитектурной, культурной и исторической значимости монастыря, не имея представления о культурной и исторической значимости гор Утайшань. В связи с этим работа состоит из двух глав: первая посвящена горам Утайшань, а вторая - непосредственно монастырю Сяньтунсы.
Актуальность темы дипломной работы в значительной мере обусловлена двумя обстоятельствами:
Во-первых, в научной литературе исследований, представленных на русском и английском языках, в которых упоминался бы китайско- буддийский памятник архитектуры - монастырь Сяньтунсы, практически нет. Рауль Бирнбаум, автор книги «Свет в горах Утайшань» любезно согласился поделиться с автором своей статьей о явлениях Манджушри, происходивших в горах и зафиксированных им в своем труде. Подробная же информация о горах Утайшань в отечественных исследованиях встречается крайне редко.
Во-вторых, Утайшань - это горный массив, входящий в состав четырех буддийских священных гор на территории Китая и считающийся местопребыванием бодхисаттвы Манджушри. Сяньтунсы, как уже было сказано ранее, древнейший и самый большой монастырь на территории гор. Множество императоров почитали его своим присутствием, способствовали его архитектурному и религиозному развитию. Оба объекта представляют собой большую историческую, культурную, архитектурную и религиозную ценность.
Научная новизна дипломной работы обоснована тем, что в отечественных научных исследованиях и в исследованиях, представленных на английском языке, существует крайне малое количество информации о монастырях гор Утайшань. Также, Сяньтунсы в них рассматривается наряду с другими многочисленными монастырями, расположенными на территории гор, а не как отдельный исторический, антропокультурный и архитектурный объект.
Соответственно, цель данной работы заключается в рассмотрении монастыря Сяньтунсы, как отдельного исторического, антропокультурного и архитектурного объекта, расположенного в горах Утайшань.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю событий, происходивших в горах Утайшань, и выяснить, как культ бодхисаттвы Манджушри способствовал росту значения этих священных гор, как религиозного и культового центра китайского буддизма.
2. Обозначить когда, кем и на основании чего было принято решение о строительстве монастыря Сяньтунсы.
3. Проследить, каким образом китайские императоры способствовали архитектурному развитию монастыря с момента его основания.
4. Рассмотреть существующий в настоящее время архитектурный комплекс монастыря.
5. Выяснить, почему монастырь представляет собой антропокультурную ценность.
Использованная в исследовании научная литература включает в себя работы, по большей части, зарубежных ученых, но также автором были использованы и отечественные исследования. Для изучения истории происходивших в горах событий и культа бодхисаттвы Манджушри привлекались такие специальные работы, как: книга М. А. Картелли «The Five-Colored Clouds of Mount Wutai: Poems from Dunhuang», в которой приведены образцы ранней китайской поэзии, написанные жившими в горах Утайшань монахами, книга Рауля Бирнбаума «Light in the Wutai Mountains», где представлены описания явлений бодхисаттвы в горах Утайшань, а также приводятся подробные отчеты наблюдавших их монахов и мирян, исследование Роберта Гимелло «Wu-t'ai Shan /|/'Д|1| during the Early Chin Dynasty ^^: The Testimony of Chu Pien ^^», книга Вильема Джонстона «Encyclopedia of Monasticism», статья К.Ю. Солонина «Утайшань. Кидане, тангуты и буддизм на севере Китая» и др.
Для изучения архитектуры и истории монастыря автор обращалась к китайским публикациям, таким как: работа Ли Гуанъи «Монастыри в горах Утайшань. Сяньтунсы)», статьям Сяо Юя «Краткий исторический очерк о монастыре Сяньтунсы)», Хуан Чжуна «Знаменитый древний монастырь Сяньтунсы», Пань Голяна «Металлические реликвии из монастыря Сяньтунсы»). В них подробно описывается архитектурный комплекс монастыря и его история, сообщается о посещениях императоров, о реконструкциях, которые были выполнены по велению властвующих особ, о художественных и архитектурных ценностях, которые хранят в себе его залы.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что памятник китайско-буддийской архитектуры - монастырь Сяньтунсы, расположенный в горах Утайшань, действительно является культурной ценностью. Горы Утайшань, представляют собой обитель трансцендентности, а исторические события, происходившие в горах, сыграли большую роль в развитии буддизма на территории Китая. Культ Манджушри на Утайшань способствовал росту значения этих священных гор как религиозного и культового центра китайского буддизма. Монахи и миряне связывали необычные явления, происходящие в горах, с явлениями бодхисаттвы, воспевали эти события в своих сочинениях и стихотворениях.
Существующий на сегодняшний день комплекс монастыря Сяньтунсы состоит из семи главных залов, расположенных в центре один за другим: зал Гуаньинь, зал Манджушри, главный зал монастыря, зал Улян, зал тысячерукого Манджушри, бронзовый зал и зал буддийского канона. Все залы были отреставрированы или перестроены во времена правлений династий Мин и Цин, но упоминания о первых постройках в исторической литературе встречаются гораздо раньше. За свою многовековую историю монастырь был посещён правителями, каждый из которых вносил свою лепту в его существование, претерпел самые различные изменения. В залах монастыря до сих пор хранятся важнейшие реликвии, а также и залы сами по себе являются реликвиями. Соединив в себе художественные жанры и культуру разных эпох, монастырь стал одной из главнейших антропокультурных ценностей КНР.
Монастырь до сих пор представляет собой политическую важность, являясь главным центром Китайской Буддийской Ассоциации на Утайшань, и религиозную важность, так как в храме по сей день ведутся службы и совершаются обряды.
Во время посещения Сяньтунсы в августе 2015 года, автор воочию увидела описываемое в литературных источниках величие монастыря, ознакомилась с архитектурной составляющей и убедилась в его эстетической и культурной ценности для жителей Китайской Народной Республики. Запечатленные горы можно найти на изображении в Приложении I. В связи с этим стоит упомянуть, что горы Утайшань и монастырь Сяньтунсы на сегодняшний день являются популярным местом для паломников и туристов.
1. Кий Е.А., Основные источники для изучения редкой иконографической формы Манджушри// Розенберговский сборник, СПб, Институт Восточных рукописей. 2014. с. 144-154
2. Солонин К.Ю., Утайшань. Кидане, тангуты и буддизм на севере Китая// Петербургское Востоковедение. вып. 10. СПб, 2002. с. 124¬130.
3. Стрелков А.М., Торчинов Е.А., Буддизм. Каноны. История.
Искусство. Научное издание. - М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ars buddhica, том 2. 2006. 600 с.
на английском языке:
4. Birnbaum Raoul, Light in the Wutai Mountains in Presence of Light Divine Radiance and Religious Experience. Chicago University Press, 2004. p. 195-226
5. Cartelli M. A., The Five-Colored Clouds of Mount Wutai: Poems from Dunhuang , Sinica Leidensia. Vol. 109. Leiden, 2012. 224 p.
6. Charleux Isabelle, Online Appendices to the book Nomads on Pilgrimage. Mongols on Wutaishan(China), 1800-1940, Bill, 2015. 173p.
7. Germano David. Wutaishan: Pilgrimage to Five Peak Mountain. Journal of the International Association of Tibetan Studies, Issue 6. 2011. p. 1-133.
8. Gimello R. M., Wu-t'ai Shan ЕЖШ during the Early Chin Dynasty ^^: The Testimony of Chu Pien Й<д- // Чжунхуа фосюэ сюэбао ф^$^ ^^ Журнал китайского буддизма (1994). P. 501 - 612
9. Johnston William, Encyclopedia of Monasticism. Vol. 1&2, London- New York:Routledge is an imprint of Taylor & Francis, 2000. 1556 p.
10. Kohle Natalie. Late Imperial China. Vol. 29, № 1. 2008. p. 73-119
11. Ling Haicheng, Buddhism in China. Chinese Intercontinental Press, 2004. 234p.
12. Tribe Anthony, Manjusri: Origins, Role and Significance. Parts I & II: The Cult of Manjusri. Western Buddhist Review 2, 1997. 253 p.
на китайском языке:
13. Голян Пань. Цзиньшу шицзе (^1 Щ^ Мир металлических изделий) // Пань Голян, Да сяньтунсы нэй дэ цзиньшу гуйбао ( Ж^ ЖЖЙ de ^ЖЖ^ Реликвии сделанные из металла расположенные в монастыре Сяньтунсы). Пекин: Чжуньго цзиньшу сюэхуэй ФД^ Ж^, 1985. с. 26.
14. Гуанъи Ли. Утайшань (£ЦФ Горы Утай) // Ли Гуанъи, Утайшань дэ кайшань сымяо сяньтунсы (5пФЙ^Ш^Ш« ЖЙЖ Монастыри в горах Утайшань. Сяньтунсы). Синьчжоу: Веньлянь 1Д МШ^С 2006. с. 62-70.
15. Чжун Хуан. Чжумин гуча сяньтунсы (^^АФ ЖЙЖ Знаменитый,
древний храм Сяньтунсы). Шаньси, Тайюань: Чжэсюэ юй
жэньвэнькэсюэ Ш^^Л^^4^, 1985. с. 46-48.
16. Юй Сяо. Сяньтунсы фоцзяо шилюэ (ЖЙЖ^^^^ Краткий
исторический очерк о монастыре Сяньтунсы). Шаньси, Тайюань:
Чжэсюэ юй жэньвэнькэсюэ Ш^^Л^^4^, 1997. с. 38-41.