Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности развития исследовательских умений у детей пятого года жизни

Работа №69862

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы74
Год сдачи2021
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
263
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: МБДОУ «Детский сад № 27 «Почемучка» г. Петропавловск-Камчатский.
Выборка исследования: 20 детей дошкольного возраста – от 4 лет 2 месяцев до 4 лет 9 месяцев, из них 10 девочек и 10 мальчиков.
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
Есть аннотация с переводом на английский язык.
Если в данной работе поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Теоретические основы изучения проблемы развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования 8
1.1 Сущность понятия «исследовательские умения» в научной литературе 8
1.2 Характеристика исследовательских умения детей пятого года жизни 13
1.3 Развитие исследовательских умений детей пятого года жизни в процессе экспериментирования 20
2 Опытно-экспериментальная работа по реализации программы развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования 32
2.1 Диагностика состояния исследовательских умений детей пятого года жизни 32
2.2 Программа развития исследовательских умений детей пятого года жизни в экспериментировании 41
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 71


Проблеме развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования посвящено значительное количество исследований. Так, феномен исследовательских умений, их структура, этапы развития в дошкольный период осмыслены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, Г.И. Щукиной и др. Группы факторов, оказывающих влияние на развитие исследовательских умений у детей пятого года жизни в различных видах деятельности охарактеризованы в работах Л.Н. Вахрушевой, И.С. Морозовой, Л.В. Рыжовой и др. В работах исследователей, также перечислены критерии, на основе которых можно сделать вывод о сформированности исследовательских умений у детей пятого года жизни. Предпосылки возникновения интереса к экспериментированию у детей пятого года жизни проанализированы Е.И. Емельяновой, Э.А. Киреевой, И.И. Левашовой и др. Однако проблеме развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования в настоящее время уделено недостойное внимание.
В настоящее время существует противоречие между требованиями ФГОС ДО к уровню развития исследовательских умений у детей пятого года жизни и организации экспериментальной деятельности в ДОУ и отсутствием системы в работе воспитателей ДОУ по развитию исследовательских умений у детей пятого года жизни в экспериментальной деятельности. В этой связи проблемой исследования является: как и каким образом развивать исследовательские умения детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
Объект исследования – исследовательские умений детей пятого жизни.
Предмет исследования – процесс развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить специфику развития исследовательских умений у детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс экспериментирования оказывает положительное влияние на развитие исследовательских умений детей пятого года жизни.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «исследовательские умения» в научной литературе.
2. Охарактеризовать исследовательские умения детей пятого года жизни.
3. Определить специфику развития исследовательских умений детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
4. Разработать и апробировать программу развития исследовательских умений детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
5. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность разработанной программы развития исследовательских умений детей пятого года жизни в процессе экспериментирования.
В процессе исследования использовались следующие методы: теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы, анализ понятийно-терминологической системы, обобщение, индукция, дедукция, моделирование; эмпирические: наблюдение, опрос, тестирование, изучение педагогического опыта; методы количественного (ранжирование) и качественного (сбор, обработка) анализа полученных результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная в процессе проведения исследования программа по развитию исследовательских умений у детей пятого года жизни в экспериментировании может быть использована в работе воспитателей ДОУ.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №27 «Почемучка». В опытно-экспериментальной работе принимали участие 20 детей дошкольного возраста – от 4 лет 2 месяцев до 4 лет 9 месяцев.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Развитие исследовательских умений, формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации – цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Экспериментальная деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития дошкольников пятого года жизни.
В средней возрастной группе детей воспитатель в процессе экспериментирования даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Дошкольникам предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Дети пятого года жизни работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.
От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает детей наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).
Исходя из результатов контрольного этапа опытной работы, можно сказать, что использование детского экспериментирования в развитии исследовательских умений у детей пятого года жизни позволяет не только достигнуть освоения изучаемого учебного материала, повысить уровень развития исследовательских умений детей, их познавательную самостоятельность, но и обеспечивает личностную самореализацию каждого ребенка. Дети экспериментальной группы стали более самостоятельными, расширился круг их интересов, они инициативны в выдвижении и проверке гипотез в процессе проведения опытов и экспериментов, ищут необычные подходы к решению проблемных ситуаций. Дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании. О высоком уровне развития исследовательских умений дошкольников свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Дошкольники экспериментальной группы на контрольном этапе проявляют инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



. Асылбаева, Ж. У. Формирование познавательных потребностей старших дошкольников [Текст] / Ж. У Асылбаева, М. Б. Кудайбергенова, Т. И. Балыкбаева, М. Р. Мурзабекова // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 1. – С. 13–17.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / Б. Г. Ананьев и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 282 с.
3. Артамонова, О. Предметно–пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №4. – С. 30–32
4. Безрукова, В. С. Педагогика : учебное пособие [Текст] / В. С. Безрукова. – Ростов-на-Дону .: Феникс, 2015. – 354 с.
5. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – Москва : Педагогика, 2015. – 214 с.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика : учебник для вузов [Текст] / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2015. – 304 с.
7. Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Г. В. Буковская. – Москва : Владос, 2016. – 192 с.
8. Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / Л. Н. Вахрушева. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с
9. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду : пособие для воспитателей [Текст] / Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – Москва : Айрис-пресс, 2015. – 208 с.
10. Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / А. Г. Волостникова. – Москва : Просвещение, 2016. –162 с.
11. Выготский, Л. С. Психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : Издательство ЭКСМО–Пресс, 2015. – 1008 с.
12. Гусева, А. А. Требования к развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ согласно ФГОС ДО [Текст] / А. А. Гусева // Детский сад от А до Я. – 2016. – №5. – С. 24-29.
13. Дыбина, О. В. Интегрированные формы взаимодействия педагога и детей [Текст] / О. В. Дыбина, В. В. Щетинина, О. А. Еник, С. Е. Анфисова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – 2017. – № 1. – C. 224-230.
14. Емельянова, Е. И. Исследовательская деятельность детей [Текст] / Е. И. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2017. – №3. – С. 112.
15. Зарипова, А. А. Элементарная поисковая деятельность в детском саду [Текст] / А. А. Зарипова // Детский сад от А до Я. – 2018. – № 7. – С. 43- 48.
16. Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. [Текст] / И. А. Зимняя – Москва : Издательская корпорация «Логос», 2016. – 384 с.
17. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду [Текст] : пособие для педагогов дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – Москва : Экзамен, 2014. – 234 с.
18. Илаграева, О. А. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников : уч. пос. для пед. ВУЗов [Текст] / О. А. Илаграева, Е. В. Родина, Н. А. Стародубцева; под ред. Л. Г. Нисканен. – Москва : Академия, 2016. – 201 с.
19. Исакова, Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность [Текст] / Н. В. Исакова. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 145 с.
20. Кабулова, А. М. Проектирование образовательного процесса в дошкольном учреждении [Текст] / А. М. Кабулова // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 112-115
21. Киреева, Э. А. Психология и педагогика (для бакалавров) [Текст] / Э. А. Киреева. – Москва : КноРус, 2014. – 496 c.
22. Князева, О. Л. Особенности поисковой деятельности дошкольников при решении наглядно-действенных задач [Текст] / О. Л. Князева // Вопросы психологии. – 2017. – №5. – С. 86–93.
23. Комарова, О. А. Обеспечение вариативности развивающей среды [Текст] / О. А. Комарова // Справочник старшего воспитателя. – 2017. – №8. – С. 85-88.
24. Кошелева, Д. В. Генезис понятия «Исследовательские умения» [Текст] / Д. В. Кошелева // Проблемы педагогики и психологии. – 2017. – № 2. С. 97-112.
25. Кругликов, В. Н., Методы активизации познавательной деятельности [Текст] / В. Н. Кругиликов, Е. В. Платонов, Ю. А. Шаранов. – Санкт-Петербург : Знание, 2016. – 369 с.
26. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – Москва : ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
27. Кутищева, Е. М. Проектно-исследовательская деятельность в работе с современными дошкольниками [Текст] / Е. М. Кутищева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. – № 4. – 2016. – С. 113-117.
28. Левашева, И. И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников [Текст] / И. И. Левашева // Вектор науки ТГУ. Серия : Педагогика, психология. – 2017. – № 3(6). – С. 180-182.
29. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2017. – 635 с.
30. Маловичко, Д. А. Познавательная активность как компонент творческого саморазвития старшего дошкольника [Текст] / Д. А. Маловичко // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2018. – №1. – С. 61–67.
31. Мамаева, О. В. Развитие исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста через эксперименты с физическими явлениями [Текст] / О. В. Мамаева // Дошкольная педагогика. – № 3. – 2014. – С. 20-22.
32. Маневцова, Л. М. О развитии познавательных интересов детей [Текст] / Л. М. Маневцева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 11. – С. 26–29.
33. Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий [Текст] / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волгоград : Учитель, 2017. – 333 с.
34. Матюшкин, A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности [Текст] / А. М. Матюшкин // Вопросы психологии. 2017. – №4. – С. 5–17.
35. Медведева, К. А. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ в контексте ФГОС ДО [Текст] / К. А. Медвеедва, А. В. Нарышкина // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. – Москва : БукиВеди, 2015. – С. 93-95.
36. Миленко, В. Познавательно-исследовательская деятельность как специфический вид детской деятельности [Текст] / В. Миленко, В. Лепепюха // Дошкольное воспитание. – 2012. – №1. – С. 25-31.
37. Морозова, И. С. Познавательная активность старших дошкольников [Текст] / И. С. Штепина, И. С. Морозова // Теория и практика общественного развития. – 2016. – 455 с.
38. Обухова, Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы [Текст] / Л. Ф. Обухова. – Москва : Академия, 2015. – 324 с.
39. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва : Мозаика-Синтез, 2016. – 292 с.
40. Пазухина, И. А. Личностно-ориентированный подход как основа образовательного процесса ДОУ [Текст] / И. А. Пазухина // Дошкольная педагогика. – 2017. – №11. – С. 15–18
41. Парамонова, Л. А. Организация жизни детей в дошкольных учреждениях (медико–педагогический аспект) [Текст] : методические рекомендации для работников ДОО / Л. А. Парамонова, Т. Л. Богина, Т. П. Алиева, Н. Т. Терехова. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 227 с.
42. Пирская, Т. Б. Новые подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ [Текст] / Т. Б. Пирская // Современный детский сад. – 2016. – №3. – С. 43.
43. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] / А. Н. Поддьяков. – Москва : Российское психологическое общество, 2016. – 85 с.
44. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников [Текст] / Л. Н. Прохорова. – Москва : Сфера, 2015. – 119 с.
45. Романова, К. М. О психологических особенностях любознательности детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для студентов пед. ун-тов / К. М. Романова. – Москва : Просвещение, 2017. – 185 с.
46. Рослякова, С. В. К вопросу о развитии познавательных интересов старших дошкольников методами экспериментирования [Текст] / С. В. Рослякова // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2018. – №10. – С. 36–38.
47. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования [Текст] : книга для педагогов и родителей / Л. В. Рыжова. – Анжеро-Судженский городской округ, МБОУ ДОД «ДЭБЦ им. Г.Н. Сагиль», 2017. – 221 с.
48. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 712 с.
49. Савенков, А. И. Учебное исследование в практике современного дошкольного образования [Текст] / А. И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2015. – № 2. – С. 4–15.
50. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения дошкольников [Текст] / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
51. Серебрякова, Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте [Текст] / Т. А. Серебрякова. – Москва : Академия, 2017. – 208 с.
52. Середенко, П. В. Формирование готовности будущих педагогов к обучению дошкольников исследовательским умениям и навыкам [Текст] / П. В. Середенко. – Москва : МПГУ, 2015. – 186 с.
53. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Текст]. – Москва : Просвещение, 2016. – 50 с.
54. Шульга, Р. П. Средство повышения интереса к познавательной деятельности [Текст] / Р. П. Шульга // Детский сад от А до Я. – №12. – 2016. – С. 9-10.
55. Щербакова, Е. В. Педагогика. Краткий курс : Учебное пособие [Текст] / М. Н. Недвецкая, Т. Н. Щербакова, Е. В. Щербакова. – Москва : УЦ Перспектива, 2016. – 408 c.
56. Щербакова, Е. С. К вопросу о развитии познавательной активности [Текст] / Е. С. Щербакова, В. К. Голицын // Детский сад от А до Я. – 2016. – № 10. – С. 77-94.
57. Щетинина, В. В. К вопросу о развитии познавательно- исследовательской деятельности дошкольников [Текст] / В. В. Щетинина ; под ред. О. В. Дыбиной и др. // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. – Ульяновск : Издатель, 2017. – С. 133-143.
58. Щетинина, В. В. Поисковая лаборатория как интегрированная форма работы с детьми дошкольного возраста [Текст] / В. В. Щетинина, Т. И. Бартошевич // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. – Ульяновск : Издатель, 2016. – № 11. – С.111-114.
59. Щукина, Г. И. Проблема познавательной потребности в педагогике [Текст] / Г. И. Щукина. – Москва : АСТ, 2015. – 245 с.
60. Щукина, И. Н. Пути формирования исследовательских умений у детей [Текст] / И. Н. Щукина // Вектор науки Тольяттинского Государственного Университета. – 2017.– № 4. – С. 445-447.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ