Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проявление личностных особенностей в коммуникации

Работа №6986

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы201стр.
Год сдачи2000
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
887
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КОММУНИКАЦИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ 9
§ 1. Личность и коммуникация в социально-психологическом знании 9
§ 2. Типологический подход к исследованию личностных особенностей в
коммуникации 28
§ 3. Диагностика личностных особенностей в коммуникации. Метод ситуативно-поведенческого тестирования 58
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ^ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ В КОММУНИКАТИВНЫХ
СИТУАЦИЯХ 99
§ 1. Программа эмпирического исследования 99
§ 2. Типологизация в процессе оценки особенностей личности в
коммуникативных ситуациях 103
§ 3. Анализ поведенческих упражнений, используемых в ситуативно¬поведенческом тестировании 115
§ 4. Экспликация критериев оценки личностных особенностей в
коммуникативных ситуациях 129
§ 5. Обсуждение результатов 147
§ 6. Выводы 155
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 161
ПРИЛОЖЕНИЯ 173
2



На современном этапе развития общества чрезвычайное значение приобретают процессы обмена информацией, которые имеют не только социальные, но и психологические последствия. Большое внимание уделяется роли личности в общении, взаимодействии с другими людьми, группами людей. Люди по-разному ведут себя в коммуникативном процессе, по-разному анализируют и используют информацию. В связи с этим представляется актуальным изучение особенностей личности в процессе коммуникации. Под коммуникацией в данном случае понимается различного рода социальное взаимодействие, сопровождающееся описанием и передачей информации. С точки зрения используемого нами социально-психологического подхода наибольший интерес представляет исследование проявлений личностных особенностей в коммуникативных ситуациях, а также изучение коммуникативных возможностей личности.
Проблемное поле диссертационного исследования было задано попытками ответить на ряд вопросов: насколько отчетливо проявляются особенности личности в коммуникативных актах? Можно ли по поведению личности в коммуникации судить об ее особенностях? Поддаются ли определению и оценке данные особенности поведения в коммуникации? Ответы на эти вопросы могут служить оптимизации обмена и обработки информации, эффективному взаимодействию между людьми. Это представляется актуальным в любых социальных сферах и отдельных социальных контактах.
В различных отраслях психологии накоплен значительный теоретический и практический опыт по проблеме личностных особенностей и коммуникации. В социальной психологии также сложились свои традиции исследования личности и коммуникации. Однако, работ, соединяющих в себе эти два понятия крайне мало, особенно касающихся влияния личностных особенностей на поведение в коммуникации. Парадокс разрабатываемой
з

проблемы заключается в том, что при большой теоретической и практической значимости этого вопроса в литературе можно зафиксировать небольшое количество работ по данной теме. В основном это узко прикладные исследования, принадлежащие зарубежным авторам. Они носят разрозненный характер, не дают возможности обобщить результаты, дать целостную картину, не всегда имеют весомое теоретическое основание.
Таким образом, наблюдается дефицит теоретически осмысленных данных, дающих возможность исследовать поведение личности в коммуникативном процессе. Одним из путей изучения этой проблемы является анализ личностных особенностей и их проявлений в коммуникативных ситуациях.
С развитием практики социального обучения, социально¬психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности особенно возрос интерес к анализу особенностей и возможностей личности, описанию возможных вариантов ее поведения. Это обусловлено тем, что на практике часто необходимо за короткое время надежно оценить особенности человека, его потенциал. В этой связи исследование проявления личностных особенностей в коммуникации представляется актуальным в практическом плане, так как может быть использовано для разработки научно обоснованных методик оценки.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мы рассмотрели проблему проявления личностных особенностей в коммуникативных ситуациях через призму существующего на сегодняшний день теоретического и эмпирического материала, а также с помощью проведенного нами эмпирического исследования, которое помогло нам получить положительные ответы на следующие вопросы, представляющие значительный интерес для решения проблемы личности и коммуникации:
- проявляются ли типологические особенности личности в специально созданных коммуникативных ситуациях,
- существуют ли различия в поведенческих реакциях в коммуникации людей с разными типологическими особенностями,
- может ли метод ситуативно-поведенческого тестирования являться адекватным способом оценки особенностей личности в коммуникативных ситуациях,
- существуют ли характерные, типичные признаки, по которым наблюдатели могут определить тот или иной типологический параметр.
В ходе теоретического анализа данной проблемы были рассмотрены возможные подходы к изучению личности и личностных особенностей в социальной психологии, специфике коммуникативного процесса, а также проблеме поведения личности в коммуникации. В связи с тем, что под личностными особенностями в данной работе понимались типологические различия между людьми, отдельно рассматривался типологический подход к пониманию этих различий, его отличия от других подходов и возможности прикладного исследования. В проведенном исследовании была использована типология личности К. Юнга, а также ее более современный вариант - типологии И. Майерс и К. Бригс. Особый интерес в нашем исследовании уделялся тому, как выделенные в данных теориях типологические параметры проявляются в коммуникативных ситуациях. Использование методики MBTI (Myers Briggs Type Indicator) представляется переспективным, потому, что она
157

достаточно проста и обладает разнообразным инструментарием. Эта методика оказалась подходящей для использования в нашем исследовании, поскольку в нее заложены наиболее общие характеристики личности, связанные со способами взаимодействия с окружающей действительностью. Однако, необходимо отметь, что методика нуждается в постоянной работе, направленной на выделение дополнительной эмпирической информации. Она проста в практическом применении, тем не менее это упрощение типологической модели К. Юнга накладывает ряд ограничений на полученные результаты. Например, тот факт, что типологические параметры Восприимчивость-Оценивание (P/J), выделенные впервые в данной методике, не проявляются таким же образом, как другие психологические функции, заставляет обратиться к основам - модели К. Юнга, который не выделял отдельно этих параметров. Поэтому, используя данную типологическую теорию надо тщательно подходить к ее эмпирической проверке, пример, которой был проведен в нашей работе.
В теоретической части были рассмотрены также известные на сегодняшний день методы диагностики личностных особенностей в коммуникативных ситуациях. Отдельно было выделено и рассмотрено понятие ситуативно-поведенческого тестирования. Описание процедуры, основных принципов проведения ситуативно-поведенческого тестирования, а также основных упражнений вносит вклад в имеющиеся представления о методах оценки личностных особенностей в коммуникативных ситуациях.



1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности / Психологический журнал. Том 6 № 5 1985.
3. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности. / Психологический журнал, 1983, т. 4, №1.
4. Августинавичуте А. Теория интертипных отношений. Челябинск, 1992.
5. Аверин А. Психология личности. Учебное пособие. Спб., 1999.
6. Агеев B.C., Базаров Т.Ю., Скворцов В. В. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров. М, 1986.
7. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. М., 1996.
8. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды т. 2, стр. 21, М., 1980.
9. Андреева Г. М. Социальная психология, «Наука», 1994.
10. Анцыферева Л. Н. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техника» ее бытия. / Психологический журнал. 1993, №2.
11. Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? / Иностранная психология. Том 1, №2, 1993.
12. Айламазьян А. М., Лебедева М. М. Деловые игры и их использование в психологическом исследовании / Вопросы психологии, 1983, №2.
13. Базаров Т. Ю. Описание технологии центра оценки / Вестник государственной службы. 1994. № 7.
14. Базаров Т. Ю., Беков.Х. А., Аксенова Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур. М., 1995.
15. Беспамятнова Г. Н. О понятии «Коммуникативной личности». Воронеж,
1994.
16. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. М., Статистика, 1980.

17. Битуев В. П. Личность и общение. Иркутск, 1984.
18. Богданов В. А. Системологическое моделирование личности в социальной психологии. ЛГУ, 1987.
19. Богданов В. А. Социально-психологические свойства личности. Л., 1983.
20. Богомолова Н. А. Об исследовании восприятия коммуникатора / Проблемы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар, 1978.
21. Бодалев А. А. Психология личности. М., 1988.
22. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983.
23. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
24. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
25. Брудный А. А. О проблеме коммуникации. / Методологические проблемы социальной психологии. М., «Наука», 1975.
26. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
27. Бурчак Э. А. Психологические особенности экстраверсии, интроверсии. М., 1996.
28. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М, 1998.
29. Воронин А. Н., Габриелян Н. А. Социально-психологический тренинг как метод исследования личностных особенностей./ Психологическое обозрение, №2(3), 1996.
30. Гайдамак В. И. Социально-психологическое понимание коммуникации. М.,
1994.
31. Гинзбург Я. С., Коряк Н. И. Социально-психологическое сопровождение деловых игр. М., 1996.
32. Дерябо С., Левин В.. Гроссмейстер общения. М., «Смысл», 1996.
33. Десслер Гари. Управление персоналом. М., "Бином", 1997.
34. Емельянов Е. Н., Поварницина С. Е. Психологические типы и формирование команды. / Директор школы, №1, 1995.

35. Емельянов Е. Н., Поварницина С. Е. Когда в фирме одни «организаторы». Психологические типы и формирование команд./Alter Ego, 1993, №1.
36. Емельянов Ю. Н.. Активное социально-психологическое обучение. ЛГУ,
1985.
37. Жуков Ю. М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетентности / Общение и оптимизация совместной деятельности. Изд-во МГУ, 1987 (срт.64-74).
38. Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. М., 1990.
39. Жуков Ю. М., Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров, «Эниом», 1991.
40. Захарова Н. В., Кундин А. В. Психологические типы в поле политики./ «Российский монитор», №1,1992.
41. Зеленский В. Аналитическая психология К. Юнга. Методическое пособие. Спб., 1991.
42. Зиверт Хорстю.Тестирование личности. М., «Инфра-М», 1998.
43. Иванов П. Н. Влияние некоторых индивидуальных особенностей на процесс общения. Автореф. кан. дис. М., 1985.
44. Кабардов М. К., Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенции. / Вопросы психологии, №1, 1996.
<^Л5) Каган М. С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений. М., Политиздат, 1988.
46. Кидрон А. А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Автореф. канд. дисс. Л., 1981.
47. Кидрон А. Психология общения. Таллин, "Валгус", 1986.
48. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей. М., «Персей», 1995.
49. Крегер О., Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес. М., «Персей», 1995.
50. Кречмер Э.. Строение тела и характера. М., 1995.
51. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., «Смысл», 1999.
163

52. Крупнов А. И. Психологические проявления и структура темперамента. М., 1992.
53. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на Дону, 1986.
54. Ладенко И. С. Игровое моделирование: методология и практика. Новосибирск, 1987.
55. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Пг. 1924.
56. Лазурский А. Ф. Очерк науки о характерах. М., 1995.
57. Леонтьев А. А. Психология общения. М., Смысл, 1997.
58. Лепская Н.И. Онтогенез речевой коммуникации. Автореф. к.п.н. М., МГУ, 1989.
59. Либин А. В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., «Смысл», 1999.
60. Либин А. В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека. М., 1993.
61. Литвак Б. Г. Экспертная информация. Методы получения и анализа. М., «Радио и связь», 1992.
62. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Проблема общения в психологии. М., 1981.
63. Лосский Н. Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма. Спб, 1903.
64. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.
65. Майер Р., Бос Дж. Подход к анализу научной дискуссии. / Иностранная Психология. Том 1,№2,1993.
66. Матвеева Л. В. Коммуникативный акт в условиях опосредования. / Вестник МГУ, 1996, №4.
67. Матвеева Л. В., Шкопоров Н. Б. Связь с аудиторией в теллекоммуникации. М., 1991.
68. Матвеева Л. В., Аникеева Т. Я., Молчанова Ю. В. Экранный образ и личностные особенности телеведущих. / Вопросы психологии. 1999, №2,


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ