Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технология формирования коммуникативной компетенции молодых специалистов ВУЗа на этапе адаптации к педагогической деятельности

Работа №6983

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы170стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
954
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Организационно-педагогические условия формирования коммуникативных умений
1.1. Коммуникативность как профессиональное качество личности специалиста образовательного учреждения 12
1.2. Проблема формирования коммуникативных умений в педагогической теории и практике 19
1.3. Коммуникативный метод обучения иностранному языку: сущность и специфика 32
Выводы 51
Глава 2. Коммуникативная компетенция преподавателя высшей школы как педагогическая проблема
2.1. Коммуникативное поведение: проблемы научного исследования
и диагностики 53
2.2. Культура речи как фактор профессиональной и коммуникативной успешности 68
2.3. Ценностное отношение к обучающимся как развивающий компонент коммуникативной компетенции молодого специалиста 78
Выводы 91
Глава 3. Технологические аспекты процесса формирования коммуникативной компетенции
3.1. Методика саморазвития коммуникативной компетенции молодого специалиста вуза 94
3.2. Формирование коммуникативной и языковой компетенции молодого специалиста средствами технологии 116
3.3. Научно-методическая и учебно-методическая работа молодого специалиста вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности 131
Выводы 144
Заключение 147
Литература 150
2



Актуальность исследования. Объективное развитие педагогической науки неизбежно приводит к поиску новых методов и технологий обучения. В последние десятилетия эти поиски стали значительно успешнее. В обучении речевой деятельности появилась тенденция, которую признали плодотворной и перспективной, - это усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Попытки приблизить процесс обучения по его характеру к процессу коммуникации предпринимались неоднократно. Они были чрезвычайно полезны, ибо развивали у преподавателей и студентов интерес к коммуникативному обучению. Но внедрение только элементов коммуникативности не принесло желаемых результатов, так как не было системы работы, не осознавались основные принципы этой системы. По мере того, как продолжались научные исследования и практические поиски преподавателей и ученых, становилось ясно, что это не просто тенденция, а метод обучения.
Между тем важность обоснования коммуникативного метода и описания его технологии не подлежит сомнению, так как это уже стало настоятельной потребностью практики обучения. Коммуникативный метод активно внедряется в учебный процесс как по обучению иностранному языку, так и по общеобразовательным дисциплинам.
На современном этапе развития нашего общества, когда повсеместно возникают многочисленные культурологические связи, неизбежно происходит перераспределение ценностных ориентиров и мотиваций в системе образования. Универсальным подходом к системе образования становится обучение межкультурной коммуникации. В самом понятии межкультурной коммуникации заложено равноправное культурное взаимодействие представителей различных лингвокультурных общностей с учетом их самобытности и своеобразия, что приводит к необходимости выявления общечеловеческого на основе сравнения иноязычной и собственной культур.
3

При обучении языкам международного общения в России все более широкое распространение приобретает коммуникативный подход, который, как показывает ряд исследований (см., например: Ellis R., 1997; Savignon S., 1972), способен подготовить обучающихся к спонтанному общению на иностранном языке. При этом особая роль отводится социокультурному компоненту содержания обучения как фактору, во многом определяющему и обусловливающему использование языка в конкретных ситуациях, тем самым влияющему на иноязычную коммуникативную компетенцию обучающихся.
Одной из основных причин неэффективности подготовки молодого специалиста образовательных учреждений в период адаптации к работе в профессиональной среде является неразработанность содержания, методов, организационных форм последипломной коммуникативной подготовки. В то же время можно утверждать, что в науке сложились определенные теоретические предпосылки, создающие условия для решения данной проблемы.
Первая группа исследований посвящена культуре и особенностям построения межличностного коммуникативного пространства взаимодействия и общения: социально-психологический аспект феномена общения (Г.М.Андреева); культурно-исторический подход в психологии (А.Г. Асмолов); теория и практика коммуникативного взаимодействия в трудных жизненных ситуациях (Р. Бэндлер, Д. Гриндер); философско-методологический аспект феномена общения (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев); подходы к проблеме человека в психологии (Б. С. Братусь, Д.И. Фельдштейн); философский аспект культуры (Э.Ф. Ильенков, М.К. Мамардашвили); особенности психологии общения (А.Б. Добрович); компетентность в общении и характеристика природы конфликтной компетентности в общении (Л.А. Петровская); становление эмоциональной культуры личности (Г. А. Ястребова).
Исследования второй группы дают понимание особенностей и специфики подготовки педагогов в системе непрерывного образования: психологические особенности труда (Е.А. Климов); социальные, профессиональные и личностные ценности (А.А. Леонтьев); особенности подготовки педагога в
4

системе непрерывного образования (Н.М. Борытко, С.Г. Вершловский, И.А.Колесникова, Н.Н. Рождественская, В.И. Сластенин, Н.К. Сергеев,
Н.Е.Щуркова).
К числу практических предпосылок решения проблемы коммуникативной подготовки будущего педагога относится принятие программы модернизации российского образования до 2010 года; федеральной программы развития образования до 2005 года; программы создания единой информационно-образовательной среды. Тем не менее в научно-практических исследованиях не обоснованы пути решения проблемы коммуникации выпускников факультетов иностранных языков по овладению в дальнейшем способами и приемами построения совместного коммуникативного пространства (обучающий - обучающийся); коммуникативной подготовки молодого специалиста в последипломный период его непрерывного образования в условиях адаптации к педагогической деятельности. Анализ образовательных проектов показывает, что преподаватель сталкивается с целым рядом противоречий между:
- системой формирующихся коммуникаций обучающихся, ориентированной на индивидуально-личностное самоопределение в настоящем, и состоянием коммуникативной подготовленности педагога, ориентированной на ценность коллективизма и направленной в будущее;
- стремлением молодых педагогов к совершенствованию собственной системы профессионально-коммуникативного пространства взаимодействия и общения и неготовностью методических служб образовательных учреждений оказать им конструктивную поддержку в профессиональном саморазвитии и самосовершенствовании;
- гуманистической направленностью целей и принципов функционирования и развития образовательных систем и отсутствием тщательной технологической проработанности этих идей;
- различными представлениями преподавателей, администрации и студентов об уровне повышения профессиональной и коммуникативной
5

компетенции и отсутствием технологических разработок, позволяющих обеспечить результативность деятельности молодого специалиста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Социально обусловленная потребность общества в подготовке специалистов, свободно владеющих иностранным языком, с одной стороны, и новые подходы к организации образования с другой, делают возможным все большее распространение развития коммуникативной компетенции молодого специалиста. Такой акцент в образовательном процессе в наибольшей степени отвечает сложившейся парадигме открытого образования как комплексной дидактической системе, позволяющей наиболее полно и с наибольшей эффективностью раскрыть все потенциальные возможности личности.
1. Исследование показало, что развитие коммуникативной компетенции молодого специалиста вуза имеет недостаточное количество разработок и в большей степени рассматривается как использование различного рода заданий по различным направлениям, но не связанных между собой. Эффективность формирования коммуникативных навыков и умений, коммуникативной компетенции во многом зависит от знания норм, ценностей и установок, реализуемых в общении и ценностном отношении к обучающимся. Развитые коммуникативные способности преподавателя позволяют последнему транслировать обучающимся окружающий мир на уровне собственных достижений. Здесь представляется важным сосредоточить внимание на коммуникативных способностях и их развитии у преподавателя и студентов, поскольку общение - это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. Одним из эффективных средств развития данных способностей является использование методики саморазвития и технологии формирования коммуникативной компетенции.
2. Использование технологии формирования коммуникативной компетенции в профессиональном обучении способствует развитию творческого потенциала личности, способности понимать другую, эмоциональной выразительности, общей и профессиональной культуре, таким образом, играет важную роль в развитии способности свободно общаться с
147

аудиторией на иностранном языке. Необходимым условием построения такой технологии является потребность образовательных учреждений, требующих от молодого специалиста, преподавателя иностранного языка, создания собственного педагогического имиджа и способности реализовываться в многовариантном образовательном пространстве. Условиями, влияющими на эффективность формирования коммуникативной компетенции, являются:
- ориентация процесса обучения иностранному языку на повышение коммуникативных навыков и умений в процессе общения;
- интеграция предметов по специальности, психолого-педагогического цикла, риторики, культурологии и педагогической практики, направленных на формирование коммуникативной компетенции;
- использование в процессе обучения инновационных педагогических технологий, форм и методов, повышающих качество образования и коммуникативной компетенции.
3. Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы количественные данные показали изменения по критерию сформированности коммуникативной компетенции молодых специалистов (с 41,82% до 76,6%), что подтверждает правильность выдвинутой гипотезы и свидетельствует о сформированности основных компонентов коммуникативной компетенции у большей части экспериментальной группы, а также позволяет сделать вывод об эффективности предлагаемой методики и технологии и их целесообразности внедрения в учебно-воспитательный процесс.
4. В основе эксперимента по развитию коммуникативной компетенции лежал разработанный сборник заданий по формированию коммуникативных навыков и умений, которые выполнялись на факультете регионоведения СФ Южно-Российского гуманитарного института и факультете романо-германских языков Ставропольского государственного университета. В ходе выполнения заданий преподавателю иностранного языка следует обратить внимание на: точное ориентирование высказывания на собеседника; отражение в сообщаемом своего личного отношения; отбор форм и методов передачи информации; выбор
148

речевых средств и ситуации информирования; построение высказывания на иностранном языке согласно лексико-грамматическим правилам; учет индивидуальных особенностей личности; культурные и национальные особенности.
Важным результатом анализа является вывод о том, что система образования молодого специалиста - преподавателя должна стать системой поддержки его саморазвития, утверждения его профессиональной свободы и достоинства, развития его коммуникативных качеств. Проведенная опытно¬экспериментальная работа и широкая практическая проверка свидетельствуют о том, что выдвинутая гипотеза в целом подтвердилась.
149




1. Абросимова Э.Ф. Формирование педагогической культуры будущего учителя в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 1994. - 17с.
2. Акопов Г.В. Влияние группового сознания на профессиональное сознание учителя как личности // Взаимосвязь общей и профессиональной культуры педагога как фактор повышения педагогической компетентности. - М.: Институт образования взрослых, РАО, 1992. - С. 38-40.
3. Александрова Ю.В. Построение и валидизация проективной методики для диагностики отношения к Другому // Психологический журнал. - 1999. №3.
- С. 111-118.
4. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 80с.
5. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики. - М., 2000. - 141с.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2001. - 272с.
7. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1989. - 432с.
8. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд- во НПО «МОДЭК», 2002. - 432с.
9. Антонова Н.В. Поведение учителя в конфликтной ситуации и особенности его идентичности // Симптоматика и этимология конфликтов в системе образования: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. - Белгород, 1995. - С.118-123.
10. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. - М.: Изд-во МГИК, 1992. - 240с.
150

11. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. - М.: Московский психолого-социологический институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. - 272с.
12. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. [Около 7000 терминов]. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1969. - 607с.
13. Ащепков В.Т. Профессиональная адаптация преподавателя высшей школы: проблемы и перспективы. - 2-е изд., испр. и доп. - Ростов-на-Дону: РГУ,
1997. - 143c.
14. Багрянская Н.В. Иностранный язык как средство обучения межкультурной коммуникации // Культура общения и ее формирование. - Воронеж, 1996. - Вып. 3. - С. 33.
15. Базарская Н.И. О некоторых особенностях коммуникативного поведения американцев // Язык и национальное сознание. - Воронеж, 1998. - С. 63.
16. Батракова С.Н. Педагогическое общение как диалог в культуре // Педагогика. - 2002. №4. - С. 27-33.
17. Батчаева Х.М. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа (история, теория, практика): Дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2002. - 441с.
18. Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. - М.: Политиздат, 1991. - 317с.
19. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. - М.,
1965. - 91с.
20. Бенедиктова И.Б. Влияние общения на усвоение иностранного языка // Психологический журнал. - 1986. - Т.7. № 4. - С. 123-130.
21. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / Башк. гос. пед. ин-т. - Уфа: БГПИ, 1994. - 190с.
22. Бердичевский А.Л. Межкультурное обучение как модель современного урока иностранного языка в Европе // Коммуникативная методика. - 2003. №1. - С. 48-49.
151

23. Беспалько В.П., Гатур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высш. школа, 1989. - 141с.
24. Библер В. С. Культура. Диалог культур: Опыт определения // Вопросы философии. - 1989. № 6. - С. 31-42.
25. Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. - М., 1988. - С. 40.
26. Биркенбиль В.Ф. Язык интонации, мимики, жестов / Пер. с нем. - СПб.: Питер-пресс, 1997. - 214с.
27. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. - М.: Педагогика, 1983. - 271с.
28. Бодалев А.А. Психология общения. - М.: Изд-во «ИПП»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 256с.
29. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социологический институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256с.
30. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьников. Психолого-педагогические аспекты языкового образования. - М: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 288с.
31. Бойко В.В., Маркин Л.В. Устная пропаганда: критерии, показатели, условия эффективности. - Л., 1983. - 200с.
32. Болдырев Н.Н. Лингвистические основы коммуникативных методов обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. - 1998. № 3 - С. 12-15, №4. - С. 16-19.
33. Болотова А. Гуманистическая ориентация высшего педагогического образования в Германии // Высшее образование в России. - 1996. № 3. - С.119-129.
34. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. - 1999. № 3. - С. 37-42.
152



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ