Предмет: Преподавание истории
Проведено анкетирование с целью выявления количества интересующихся данной темой и основные направления их увлечения. В опросе принимали участие учащиеся 6 классов МБОУ СОШ № 1 г. Кропоткин (Краснодарский край).
Если в данной работе поменять название базы исследование на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 3
Глава 1. Преподавание истории в современной российской средней школе 5
1.1 Важность и значимость преподавания истории 5
1.2 Концепция преподавания истории России 10
Глава 2. Практическое исследование «включения» истории Восточной Азии в школьную программу 16
2.1 Анализ интереса учащихся историей и культурой Восточной Азии 16
2.2 Анализ содержания, построения и фактического наполнения материалов учебников для 6 классов средней школы 18
Заключение 29
Библиографический список 31
Изучение истории может и должно приводить к созданию гармонично развитой личности. Конечно, в первую очередь изучение истории имеет патриотическое направление, поэтому курс истории ориентирован на знакомство с ретроспективными процессами своей страны. Но нельзя понять, что такое свое, если не знаком с таким явлением, как другое или чужое. Поэтому курс истории в школе логично состоит из нескольких сегментов, которые включают в себя не только изучение различных этапов исторического процесса с точки зрения хронологии, но и различных этапов становления так называемой мировой цивилизации. Это тем более актуально в современном глобализирующемся мире.
В законе Российской Федерации «Об образовании» указывается следующее: «Содержание образования должно обеспечивать:
– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– формирование духовно-нравственной личности».
Таким образом, соответствие адекватному уровню знаний и мировой культуры заявлено в качество одной из прямых задач для образования этого периода.
Цель курсовой работы – исследование проблемы «включения» истории Восточной Азии в школьную программу.
Задачи курсовой работы:
определить важность и значимость преподавания истории;
изучить Концепцию преподавания истории России;
провести анализ интереса учащихся историей и культурой Восточной Азии;
провести анализ содержания, построения и фактического наполнения материалов учебников для 6 классов средней школы.
В проводимом исследовании объектом изучения выступают учащиеся 6 класса МБОУ СОШ № 1 г. Кропоткин. Предметом изучения является содержание, построение и фактическое наполнение материалов учебников для 6 классов средней школы.
Методологической основой работы являются общенаучные принципы диалектического подхода и историзма, их последовательное применение к изучению исторической проблематики предусматривает анализ происходивших процессов в их взаимосвязи и развитии в соответствующем конкретно историческом контексте. Основными методами являлись следующие:
– исторический метод, позволяющий рассмотреть конкретные явления в развитии, сравнении, выявить достижения и недостатки;
– системный метод (сочетание анализа и синтеза), позволяющий, с одной стороны, представить сложный объект исследования как единое целое, систему, а с другой – изучить во взаимосвязи отдельные ее звенья; выявить особенности и тенденции исторического развития.
Проблемы школьных учебников всегда волновали педагогов и историков. Исследований школьных учебников в педагогической парадигме огромное количество – среди авторов, систематически обращающихся к этой проблеме, необходимо прежде всего назвать Е. Е. Вяземского, О. Ю. Стрелову, О. М. Хлытину, О. Н. Сидорчук, Е. А. Крючкову, О. З. Имангожину и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
История Нового времени – это очередное знаковое событие для мировой цивилизации. Правда, под мировой цивилизацией в нашей исторической традиции понимается европейское культурно-цивилизационное превосходство. Для европейского научного пространства эта идея кажется почти естественной, и только события последних десятилетий, которые провозгласили «век Азии», не вписываются в предложенную традицию.
Тем не менее, образовательная среда, которая должна чутко реагировать на не просто наметившиеся изменения, а изменения, ставшие очевидной данностью, крайне медленно и нехотя обращает на это внимание. Европоцентризм в образовательной среде был и остается нормой.
Подводя итоги, необходимо отметить основные проблемы «вписывания» истории стран Восточной Азии в контекст всемирной истории на материалах учебников по истории.
1. Всеобщая история в школе преподавалась не как история стран, составляющих мир, а как история глобального превосходства стран Европы над остальными странами мира. Даже в современных условиях, когда страны Востока, особенно Дальнего, доказали свое право на самостоятельное место в мире.
2. К сожалению, часто встречается несистемное изложение материала по истории стран восточноазиатского региона. Как результат, отсутствие выделенных причинно-следственных связей даже при описании событий.
3. Сам выбор описываемых событий представляется несколько хаотичным или специфическим, поэтому нет однозначной возможности выстраивания логической цепочки учеником при прочтении материала.
4. Материал по истории стран Восточной Азии в рамках нововременной истории дается в формальном контексте других азиатских стран, между которыми отличий, пожалуй, больше, чем сходств, носящих скорее формальный характер.
5. Регулярно встречается обезличивание исторических процессов (деперсонификация истории).
6. В государственном стандарте первого поколения внимания истории стран Восточной Азии уделено крайне мало.
С учетом всех описанных выше проблем не всегда корректного описания истории Китая и Японии соответствие между регулирующими документами и материалами учебников вряд ли можно назвать полным. Стоит предположить, что именно это послужило основанием для осознания необходимости изменений и в государственном стандарте, и в самих современных школьных учебниках по всеобщей истории.
1. Об образовании [Электронный ресурс]: Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ). – URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1888/ ca64c6f50efa15f0d85d1c02a33f605a87298c9f/
2. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. – URL: http://www.edu.ru/documents/ view/61154/
3. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]: Приложение к Приказу Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089. – URL: http://www. edu.ru/file/docs/2004/03/61154.pdf
4. Актуальные проблемы преподавания истории в образовательных организациях различных типов : коллективная монография. / под общ. ред. Л. В. Алексеевой. – Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 107 с.
5. Бехтенова Е. Ф., Хлытина О. М., Зверев В. А., Зверева К. Е., Кузнецова Т. А., Лейбова Е. К., Родигина Н. Н., Сидорчук О. Н., Татарникова А. И., Хлытина О. М., Худяков В. Н. Исторические источники в исследовательской и образовательной практике / под ред. О. М. Хлытиной, В. А. Зверева. – Новосибирск, 2011. – 288 с.
6. Бойцов М. А., Шукуров Р. М. Всеобщая история. История средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – 10-е издание. – М.: Русское слово, 2007. – 319 с.
7. Брандт М. Ю. Всеобщая история. История средних веков: учебник для общеобразовательных учреждений. 6 класс. – 8-е изд. стер. – М.: Дрофа, 2008. – 336 с.
8. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем: пособие для учителей образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
9. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Феномен фальсификации истории России и историческое образование школьников: методическое пособие. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 136 с.
10. Дацышен В. Г. Проблема «включения истории народов и стран Азии в мировую историю» и современное образование // Новые исследования Тувы. – 2010. – № 2. – С. 238–243.
11. Дреж Ж.-П. Марко Поло и Шелковый путь = Marco Polo et La Route de La Soie / пер. И. Бородычевой. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 192 с.
12. Имангожина О. З. Основные направления развития теории школьного учебника // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12-5. – С. 899–901.
13. Искровская Л. В., Фёдоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс / под. ред. академика РАН В. С. Мясникова. – М.: Вентана-Граф, 2010 – 303 с.
14. Конфуций. Лунь Юй. – М.: Восточная литература, 2001. – 180 с.
15. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII–XIII вв.). – М.: Наука, 1984. – 336 с.
16. Крючкова Е. А. Роль и место учебника истории нового поколения в историко-педагогической литературе // Академический вестник: Academia АПК и ПРО. – 2004. – № 12. – С. 75 – 80.
17. Куделин А. А. О периодизации Новой истории Востока / А. А. Куделин, И. М. Рейснер // Вестник РУДН. Серия «Всеобщая история». – 2013. – № 4. – С. 52 -60 .
18. Кузнецов Д. В. Общественное мнение и международные проблемы современности в контексте изучения истории Азии // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск – Железногорск, 2007. – Вып. 2. – С. 83–90.
19. Мерк Е. В. Преподавание истории Азии: сравнительный анализ школьных программ за 1980–2000-е гг. // Преподавание истории и культуры стран Азии в средней и высшей школе России: исторический опыт и современные проблемы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Красноярск – Железногорск, 2007. – Вып. 2. – С. 124–132.
20. Олейников И. В. Новая и новейшая история стран Восточной Азии. Ч. 1 / И. В. Олейников. – Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2018. – 132 с.
21. Олейников И. В. Особенности анализа исторического материала при работе с учениками / И. В. Олейников // Сибирский учитель. – 2016. – № 5. – С. 8 1 -9 3 .
22. Олейников И. В. Проблемы «включения» истории стран Восточной Азии в курс истории Средних веков (по материалам учебников для 6 класса средней школы первого десятилетия XX1 века) / И. В. Олейников // Сибирский педагогический журнал. – 2019. – № 2. – С. 148-158.
23. Ревякин А. В. Всеобщая история. История Нового времени. 1800-1900: учебник для 8 класса общеобраз. учреждений / А. В. Ревякин ; под ред. А. О. Чубарьяна. – 3-е изд. – Москва : Просвещение, 2008. – 320 с.
24. Сэй-Сёнагон. Записки у изголовья / пер. со старояпонского В. Марковой. – М.: Художественная литература, 1975. – 368 с.
25. Хлытина О. М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации // Омский научный вестник. – 2008. – № 6 (74). С. 163–167.