Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО
ЛИДЕРА В ПРЕССЕ 9
1.1 Общая характеристика понятия «имидж политического лидера» 9
1.2. Подходы к созданию имиджа политического лидера 17
1.3. Стереотип восприятия имиджа лидера России в массовом сознании 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИМИДЖА В.В. ПУТИНА В ЕВРОПЕЙСКОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПРЕССЕ (НА
ПРИМЕРЕ ГАЗЕТ «DIE WELT», «LE MONDE» И «LA REPUBBLICA») 36
2.1 «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica»: характеристика изданий
2.2 Анализ публикаций о В.В. Путине в «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica» 42
2.2.1 «Die Welt» 45
2.2.2 «Le Monde» 57
2.2.3 «La Repubblica» 66
Заключение 73
Список литературы
Современные средства массовой информации являются одним из важнейших институтов общества. В настоящее время СМИ самым активным образом задействованы практически во всех сферах жизни человека, включая политику и взаимоотношения между различными государствами. Именно СМИ должны четко и оперативно освещать любые события, происходящие на мировой арене. Этика журналистов при этом регламентирует непредвзятость и безоценочность таких публикаций. Однако практика демонстрирует обратное - и все чаще в зависимости от политической обстановки, запросов извне или специфики интересов аудитории, интерпретация событий в СМИ варьируется. В результате формируемый имидж явления или человека может быть весьма далек от реальности.
В последнее время термин «имидж» получил повсеместное распространение, прочно войдя в научный оборот, в публицистику и в обыденную речь. Разработкой имиджевой проблематики занимаются журналистика, практическая психология, социология, политология, педагогика, акмеология, связи с общественностью и другие дисциплины. И хотя применяется термин «имидж» очень широко и часто в повседневной жизни, именно в политике он приобретает наиболее масштабные и колоритные формы. Существует масса примеров в истории, когда фактор имиджа (будь то политического лидера, партии, элиты, института или страны) определял ход развития политических процессов на долгие годы. Сложно переоценить значение имиджа для всех факторов в политике, в том числе на международном уровне.
Выстраивание партнерских отношений с иностранными государствами, привлечение в страну крупных инвесторов, усиление экспорта товаров, создание мощного туристического потока могут быть сильно осложнены, если государство обладает негативным имиджем и низким уровнем репутации. Любой стране для полноценной и качественной внешней политики требуется формировать положительное восприятие себя и своего политического лидера.
Политический лидер России внутри страны согласно последним данным имеет поддержку более 80%,1 однако при взгляде с международной арены показатели восприятия будут намного отличаться. За последние десятилетия российские политики старательно сближались со странами Запада. В Европе стратегическим партнёром была Германия, на глобальном политическом уровне интерес представляли США. Однако в силу различных геополитических и стратегических решений в 2014 году ситуация между нашими странами сильно обострилась. А образ российского президента на международном уровне стал существенно трансформироваться. Естественно, что подобные трансформации отразились и на России в целом.
Но время не стоит на месте, международная ситуация стала приобретать иные тона и вопросы сотрудничества со странами ЕС опять все чаще встают на повестке дня. Это, в свою очередь, приводит к изменению восприятия образа политического лидера в обществе. На этом фоне исследование имиджа В.В. Путина в качественной европейской прессе различных стран Евросоюза приобретает актуальность.
Цель исследования - выявить основные характеристики имиджа политического лидера В.В. Путина в европейской качественной прессе на примере «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica». Поставленная цель требует выполнения следующих задач:
- проанализировать сущность понятия «имидж политического лидера» в современной науке;
- рассмотреть основные способы формирования имиджа политического лидера;
1 В. Путин: рейтинг, отношение, оценки работы/ ФОМ// http://fom.ru/Politika/10946
- выявить специфику восприятия имиджа лидера России в массовом сознании европейских стран;
- дать характеристику европейских печатных изданий «Die Welt», «Le Monde», «La Repubblica»;- определить важность влияния публикаций «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica» на процесс формирования общественного мнения в своих странах;
- провести исследование публикаций о В.В. Путине в «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica»;
- проанализировать влияние политического кризиса на формирование имиджа Президента РФ в европейской качественной прессе.
Объект исследования - имидж политического лидера в СМИ.
Предмет исследования - основные характеристики имиджа политического лидера Президента РФ Владимира Путина в качественной европейской прессе.
Степень научной разработанности проблемы исследования. Изучение имиджа политического лидера страны включает интерес со стороны различных областей знания. Так, сам процесс восприятия и роль массовых коммуникаций в данном процессе изучают специалисты по теории коммуникаций. Политическую сущность имиджа и его влияние на международные отношения освещают политологи. Имиджмейкеры подробно разбирают составные элементы имиджа и способы его корректировки.
В итоге весь объем научной литературы и исследований может быть разделен на не сколько направлений.
Темы по психологии лидерства нашли свое отражение в исследованиях следующих авторов: М.Вебера, Г.Лассуэла, А. Адлера. Среди отечественных психологические аспекты лидерства исследуются в работах Е.Б. Шестопал, Г.М. Андреевой.
Теме формирования имиджа посвящено множество трудов различных отечественных и зарубежных авторов. Среди последних можно выделить: И.В. Алешина, А.О. Блинов, В.Я. Захаров, Е.М. Бортник, Э.М. Коротков, И.С. Важенина, И.Л. Викентьев, С.В. Воронин, Н.П. Козлова, А.Н. Лебедев-Любимов, О.В. Лысикова, Е.Н. Малышев, Я. Мейтленд, Ф.Г. Панкратов, О.В. Сагинова, Л.Н. Полянский, И.В. Сироткина, А.С. Сотникова, А.А. Угрюмов и др.
Исследованию медиасферы и ее влиянию на формирование имиджа посвящены труды таких ученых, как: М. Маклюэна, Н.Больца, Дж. Ваттимо, Е. Вартановой, В. В. Савчука, А. Г. Асмолова, Г. А. Асмолова, Ф.И. Шаркова и др.
Вопросы, связанные с политическим имиджем в отечественной науке, были предметом изучения Д.В. Ольшанского, Е.В. Егоровой-Гантман, Почепцова, А.^Ю. Панасюк, а также A.TVI.цуладзе, Т. триниерт.
К работам, посвященным практике и анализу PR в России относятся исследования А.Д. Кривоносова, О.Г. Филатовой О.Г., М.А. Шишкиной и И.А. Быкова.
О стереотипах и установках в общественном мнении, важнейших понятиях при формировании технологий выстраивания имиджа, писали ученые Г. Олпорт - ввел в научный оборот термин «социальная установка - аттитюд, P. Лапьер - известен своими психологическими экспериментами, результаты которых получили название «парадокса Лапьера», суть которого состоит в несоответствии и расхождении между реальными действиями индивида и его когнитивными установками; Д. Узнадзе - отечественный исследователь установок, считал, что установка - готовность человека к определенному действию; У. Липпман - автор понятия «стереотип» и теории псевдосреды, окружающей человека; Э. Ноэль- Нойман открыла феномен «спирали молчания» и описала также такое явление, как «сдвиг последней минуты» - когда человек меняет свое решение непосредственно перед голосованием. Она уделяет особую роль СМИ и окружению индивида, которые определяют, какое мнение является доминирующим в обществе.
При этом важно отметить, что изучение имиджа политического лидера России актуально в каждый отдельный промежуток времени, так как данный феномен не стоит на месте и перманентно трансформируется.
Методы исследования включают использование анализа и синтеза, обобщения, сравнения, а также эмпирических методов - проведение количественного контент-анализа, тематического анализа публикаций, кроме того используется метод вторичного анализа данных.
Эмпирической базой для исследования послужили журналистские материалы онлайн - версий газет «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica» - в итоге в выборку попали 150 статей (по 50 статей из всех трех изданий) - по 5 статей из каждой из трех газет по одной и той же тематике. Также осуществлялся анализ вторичных данных - экспертных оценок и интервью политологов, посвященных деятельности В.В. Путина.
Хронологические рамки исследования
Избранная предметная область научного интереса определила хронологические рамки исследования - это период публикаций в указанных изданиях за 2014-2015 годы. Данный период обусловливается необходимостью про следить динамику развития имиджа В.В. Путина и охарактеризовать имидж политического лидера в качественной европейской прессе.
Структура
Представленная работа имеет классическую модель и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений.
Во введении обоснованы актуальность темы исследования, сформулированы объект, предмет, цель, задачи, хронологические рамки, выявлена гипотеза и научная новизна дипломного исследования.
В первой главе, состоящей из трех параграфов, раскрывается суть понятий «политический имидж», «политическое лидерство», анализируются основные теории и подходы, связанные с изучением данных понятий, приводятся основные технологии, стратегии и модели формирования имиджа политика, а также описывается стереотип восприятия имиджа лидера России в массовом сознании.
Вторая глава представляет собой практическое исследование, где будет дана характеристика выбранных печатных изданий «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica», проанализированы публикации о В. В. Путине в данных изданиях и выявлена специфика созданного имиджа В. В. Путина в европейской качественной прессе. В заключении подводятся итоги исследования.
Имидж любого современного иностранного политика освещается, формируется и интерпретируется при помощи средств массовой информации. Именно такие представления населения о политиках других государств образуют единый комплекс, называемый имиджем политического лидера. Только опосредованная через СМИ информация позволяет оценить элементы складывающегося образа и отношение к описываемому политику.
В рамках данного исследования интерес представлял имидж В.В. Путина в дискурсе европейских качественных печатных изданий. Исследовательский интерес к прессе указанных стран является не случайным. Так, именно с Италией нашу страну связывали крепкие связи в области бизнеса и туризма. Традиционно Германия считается «рупором» Европы и представляет интересы европейской элиты. Франция также занимает заметное положение в Европейском Союзе и активно сотрудничала с Россией. То есть обзор имиджа российского президента, сложившегося в этих странах, отражает в целом имидж нашего политического лидера на международной арене. Кроме того, именно печатная периодика чаще всего является главным строителем имиджа политического деятеля.
Вследствие указанного направления в первой главе дипломной работы было проведено исследование понятия и сущности термина «имидж политического лидера страны», а также основных элементов, приемов и подходов к его формированию. По результатам первой части работы можно заключить, что исследуемый термин относится к вариативным и неоднозначным в современной науке. Важно также отметить, что на процесс формирования имиджа политика оказывают влияние не только реальные события, происходящие в мире, но и журналистская точка зрения и сложившиеся в отношении страны стереотипы.
Тексты о России и ее президенте являются неотъемлемой частью ведущих европейских качественных изданий. Для анализа были выбраны три газеты: «Die Welt», «Le Monde» и «La Repubblica». Выбраны они были вследствие того, что все три издания относятся к качественной прессе своих стран, имеют большую распространённость и оказывают большое влияние на общественное мнение. При этом каждое из изданий обладает определенной долей политической ангажированности.
Европейская пресса является ценным источником для исследования данного вопроса. ЕС активно вмешивается в «Украинский кризис» и предлагает пути его разрешения. Российская федерация воспринимается как непосредственный участник «Украинского кризиса», поэтому неудивительно, что внимание европейских СМИ, а в частности немецких СМИ, приковано к России, а точнее к действиям ее политического лидера.
Контент-анализ публикаций позволяет выявить наиболее яркие и часто встречающиеся характеристики имиджа российского политического лидера. Важно отметить, что риторика публикаций в основном опирается на одни и те же ограниченные образы и убеждения, которые воспринимаются в о всех изданиях, но в разной степени. Например, упоминание что Путин - «тиран», «авторитарный правитель, не умеющий договариваться», «агрессор», «бывший сотрудник КГБ».
При анализе материалов выбранных изданий в динамике была заметна существенная смена риторики при формировании имиджа В.В. Путина. Так, в феврале-марте 2014 года количество негативных статей в отношении российского президента резко увеличилось из-за конфликта на Украине, в котором все издания обвиняют Россию и лично президента во вмешательстве во внутренний конфликт и ведении так называемой «гибридной войны». При этом тональность публикаций во всех газетах в этот период в основном одинакова, а наличие фактов и доказательств наличия конфликта не приводится.
При описании российского президента используются эмоциональные, негативно окрашенные коннотации. При этом были даже введены новые характеристики к уже имеющимся стереотипам: «путинская Россия», «империя Путина», «Путинизм». Все они также отражают негативный настрой. Кроме того, российский президент описывается как авторитарный тиран, постоянно упоминается его связь с КГБ и якобы желание возродить СССР (также несущее негативный подтекст).
При этом на протяжении 2014 года сформированный имидж поддерживался с различной частотой, но в неизменном ключе. Это демонстрирует и усилившаяся негативная тенденция при освещении событий, связанных с Россией и ее президентом. Так, в отдельные периоды встречались публикации с положительной оценкой действий В.В, Путина в сфере экономики или социальных решений (особенно в итальянской «La Repubblica» в силу большей зависимости экономики этой страны от бизнеса в России), однако они не публиковались регулярно.
В начале 2015 года сохраняется негативный тренд. В.В. Путин в выбранных европейских газетах упоминается преимущественно в контексте украинского конфликта и его роль описывается как «агрессия», «захватничество», «аннексия». Лишь в незначительной доле итальянских и французских печатных материалов появляются замечания о необходимости поиска компромисса с российским президентом, поиске совместных решений и указывается на стремление В.В. Путина к урегулированию конфликтов в Украине и Сирии. То есть появляются первые заметные трансформации в восприятии имиджа российского лидера.
Позже, во второй половине года, большое влияние на восприятие российского президента оказали изменения во внутренних проблемах Европы. Так наплыв мигрантов и продление российского эмбарго добавили проблем европейскому обществу. Из-за этого начинаются и изменения в подаче материалов о Российском президенте, в которых все чаще звучит тема привлечения России через ее лидера к решению вопросов в Сирии и необходимости сотрудничества. Особенно такие тенденции заметны во французской «Le Monde» и итальянской «La Repubblica». Тут уже делается акцент на деловых качествах Путина, указывается на его разумность и личные качества, такие как принятие сложных решений, действие в интересах России, стойкость в решениях, логичность - все это подается уже как положительные черты.
Но при этом в немецкой «Die Welt» преимущественно сохраняется использование негативных стереотипов, а необходимость сотрудничества подается как обязанность российского президента. Как видно, итальянская и французская газеты более лояльны.
Таким образом, к выступлению В.В. Путина на конгрессе в ООН в исследуемых европейских изданиях стала наблюдаться смена тенденций в освещении имиджа российского лидера. Менее активно стали использоваться стереотипы, все чаще указывались положительные черты сотрудничества с Россией через ее президента. Часть статьей стали даже формировать некоторый образ «спасителя» Европы в отношении В.В. Путина, который может решить проблемы на Ближнем Востоке и тем самым улучшить положение Европы. Однако в связи с обострением ситуации в Сирии публикации вновь стали демонстрировать неоднозначное отношение - часть журналистов поддерживала решении о борьбе с террористами за счет российских войск, другие же демонизировали образ В.В. Путина и указывали, что он действует лишь в собственных, захватнических интересах.
Обобщая анализ, можно отметить, что материалы европейской качественной периодики в процессе отражения образа В.В. Путина за изучаемый период перешли от ярко выраженной негативной коннотации, базирующийся на эмоциональности и оценочности, к отображению нейтральных и позитивных качеств президента России. Контраст между усиленной демонизацией образа Путина в начале 2014 года и постепенной сменой позиций к концу 2015 года говорит о том, что на имидж российского политического лидера в европейской прессе, прежде всего, влияет сложившаяся вокруг нашей страны политическая обстановка, существующие стереотипы и проблемы самой Европы.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Академический Проект, 2011. - 240 с.
2. Больц Н. Азбука медиа. - М.: Издательство "Европа", 2011. - 136 с.
3. Бондарева Л.В. Динамика политического имиджа России в качественной прессе США: диссертация на соиск. ст. канд. пол.. наук. - Москва, 2007.
4. Вартанова Е. Медиасистема России. Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 2384 с.
5. Вебер М. Избранное. Образ общества/ пер М. Левина, А. Михайлов. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. - 768 с.
6. Горчакова В.Г. Имиджелогия. Теория и практика: учебное пособие. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 279 с.
7. Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 280 с.
8. Егорова - Гантман Е. Имидж лидера. - М., 1994. - 265 с.
9. Ильичева В.В. Инаугурационная речь как инструмент формирования политического имиджа в контексте русской риторической традиции: дис. кандидата филологических наук. - М, 2015.
10. Копец Л. В. Классические эксперименты в психологии. Парадокс Лапьера. Эксперименты Ричарда Лапьера (1934). - К., 2010.
11. Красных В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология: курс лекций. - М.: Гнозис, 2002. - 180 с.
12. Кривоносов А.Д., Филатова О.Г., Шишкина М.А. Основы теории связей с общественностью. - СПБ.: Питер, 2011. - 384 с.
13. Кузьмина С.В. Теоретико-методологические основы социологического анализа вербальной коммуникации как средства создания имиджа современного российского политика: дис. кандидата социологических наук. - Саратов, 2012.
14. Лассуэлл Г. Психопатология и политика. - М.: РАГС, 2005. - 352 с.
15. Липпман У. Общественное мнение /пер. с англ. Т. В. Барчунова. - М.: Институт Фонда «Общественное мнение», 2004. - 384 с.
16. Маклюэн М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека. - М.: Гиперборея, 2007. - 464 с.
17. Медиа. Введение: учебник / Под ред. А. Бриггза, П. Кобли; Пер. Ю.В. Никуличева. M.. ЮНИТИ-ДАНА,2012 - 550 с.
18. Новый словарь иностранных слов. Более 60000 слов и выражений. - М.: АСТ, Харвест, 2008. - 1152 с.
19. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания. - М.: Прогресс-Академия, 1996.
20. Ольшанский Д. Политический PR. - СПб.: Питер,2003. - 544 с.
21. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические особенности его влияния на отношения электората : дис. кандидата психологических наук. - М.,2005
22. Панасюк А.Ю. Имидж. - М.: ИнФолио, 2012. - 769 с.
23. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: стратегия, психотехнологии, психотехники. - М.: Омега-Л, 2009. - 272 с.
24. Россия в информационном поле зарубежных СМИ и Интернет в 2011 г.: модели восприятия и механизмы их формирования/ К.Худолей, Д.Болотов, Е.Трещенков, А.Седов, Д.Максимов. - Санкт-Петербург: Изд-во фонда «Русский мир», 2012. - 59 с.
25. Семёнова А. В., Корсунская М. В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения/Под ред. ВА Мансурова. - М.: Институт социологии РАН, 2010. - 324 с.
26. Современная медиакультура : учеб. пособие / С. Н. Булатова, А. В. Петров, В. А. Рыжкович. - Иркутск: Изд-во ИГУ, 2014. - 340 с.
27. Цуладзе А. М. Политическая мифология. - М.,2003 - 384 с.
28. Шарков Ф.И. Коммуникология: социология массовой коммуникации. М.: Дашков и К, 2013. - 488 с.
29. Шепель В.М. Профессия имиджмейкер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 528
с.
30. Якушин Д.А. Технологии формирования имиджа политического лидера в западных демократических системах: рациональный опыт для России : дис. кандидата политических наук. - М., 2014.
31. Dominick, Joseph R. Dynamics of Mass Communication: Media in Transition. - McGraw-Hill Humanities, 2012.
Статьи:
32. Асмолов А.Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вопросы психологии. - 2009. - №3. - С. 3-15.
33. Бадиев А.Г., Плотникова О.В. Формирование имиджа политического лидера на примере России и США// Сибирский международный. - 2014. - № 16. - С. 139-145.
34. Белоусов К.И., Зелянская Н.Л. Имиджевый дискурс как механизм ориентации избирателя в политическом пространстве // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - №11. - С. 109.
35. Бикбаева Э.В. Формирование эффективного имиджа политического лидера// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 10. - С. 34-36.
36. Боброва Г.Е., Комарова И.Н. Трансформация имиджа В. Путина в еженедельнике «SPIEGEL» (на примере трех президентских избирательных кампаний)// Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2014. - № 3 (27). - С. 83-96.
37. Богдан Е.Н. Медиаобраз России как понятие теории журналистики // Вестник Московского университета. Сер. 10: Журналистика. - 2007. - №4. - С. 122
38. Быков И. А. Конструирование имиджа политического лидера и его восприятие среди молодых избирателей Санкт-Петербурга (на примере А. Навального и В. Милонова)// Youth World Politic. - 2013. - № 1. - С. 69-73.
39. Галинская Т.Н. Контент-аналитическое исследование медийного образа российского политика (на материале комментариев интернет-пользователей о Б. Немцове)// Политическая лингвистика. - 2013. - № 4. - С. 93.
40. Галинская Т.Н. Понятие имиджа и проблема его реконструкции в современной лингвистике// Вестник Оренбургского государственного университета. - 2013. - № 11 (160). - С. 91-94.
41. Григорян Д.К. Политические технологии формирования имиджа власти в
практиках лидерско-элитного позиционирования в иерархических и
полиархических структурах распределения власти// Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2016. - № 4. - С. 52-55
42. Зубанова Л.Б. Современное медиапространство: подходы к исследованию и принципы интерпретации // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2008. - №2. - С. 9.
43. Казаков М.А. Современное политическое лидерство России: логика и зигзаги эволюции// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2014. - № 1-1. - С. 371-376.
44. Казиева А.М., Бродзели А. О. Роль традиций и стереотипов в формировании позитивного имиджа Северного Кавказа// Гуманитарные исследования. - 2013. - № 3 (47). - С. 30-36.
45. Крячкова А.П. Использование манипулятивных тактик// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. - С. 283-287.
46. Куркемова Э.Т. Роль средств массовой информации при формировании имиджа политика// Научный аспект. - 2012. - №4. - С. 109-112.
47. Мисонжников Б.Я. Немецкая пресса в условиях кризиса: семиотические
системы как предмет текстопорождения// В книге: От века к веку: Книга. Литература. Коммуникация. Журналистика Статьи и тезисы Международной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора
филологических наук, профессора Веры Сергеевны Синенко. - Уфа, 2014. - С. 13.
48. Молчанов К.А. Современные научные подходы к выяснению сущности политического имиджа и его составляющих// Гуманитарный университет. -
2012. - № 15. - С. 130-136.
49. Новоселов С.В. Войны нового поколения как новая мягкая сила//Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2015. - № 3 (44). - С. 92-98.
50. Патюкова Р.В. К вопросу о вариативности подходов при формировании имиджа политического лидера// Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. - 2015. - № 1 (30). - С. 114-117.
51. Русских Л.В., Фомина С.В. Формирование политических стереотипов в СМИ// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2015. - Т. 15. № 1. - С. 116-117.
52. Семашко Т.Ф. Стереотип как фрагмент языковой картины мира// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - № 2-2 (32). - С. 176-179.
53. Сулейманова Ш.С. К вопросу диалога культур: стереотип как этнопсихологический феномен// Коммуникология. - 2014. - Т. 4. № 2. - С. 85.
54. Татаринова Ю.Н., Харичкин И.К. Политический имидж политической элиты сквозь призму электоральных предпочтений// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 4. - С. 89-94.
55. Толкалов А.С. Сущность политического имиджа: отечественный и зарубежный опыт теоретического осмысления// Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2013. - № 2. - С. 72-75.
56. Фатыхова Д.Р., Ефимова Е.Р. Национальные архетипы и их значение при формировании имиджа политика// Современный научный вестник. - 2015. - № 7. - С. 61-66.
57. Юламанова А.А. Образ России в американских изданиях New York Times и Washington Post в 2012-2013 гг.// Альманах современной науки и образования. -
2013. - №9 (76). - С. 189-192.
58. Allport, H. Social Attitudes and Social Consciousness. In: Hollander, Edwin P., and Raymond G. Hunt (eds.) Classic Contribution to Social Psychology. New York: Oxford University Press/London: Toronto, 1972, рр. 189 - 190
Электронные источники:
59. DIE WELT Portrait// URL: http://www.mediaimpact.de/portrait/DIE-WELT-DIE- WELT 671154.html(дата обращения: 25.04.2016)
60. Авдеева Н. Формирование имиджа России на примере телеканала Russia Today/ Материалы научной конференции «Имидж России: стратегия, тактика, технологии» от 26 ноября// URL: www.prioritet-pr.ru/(дата обращения: 25.04.2016)
61. В. Путин: рейтинг, отношение, оценки работы/ ФОМ// URL: http://fom.ru/Politika/10946(дата обращения: 25.04.2016)
62. Медиакит газеты La Republica// URL:
https://www.larepublica.net/userfiles/file/mediakit-2016.pdf (дата обращения:
25.04.2016)
63. Медиапилот Axel Springer// URL: http://www.axelspringer-mediapilot.de(дата обращения: 25.04.2016)
64. Ольшанский Д.В.Основы политической психологии// URL:
http://www.klex.ru/7zt(дата обращения: 25.04.2016)
65. Отц Е.В. Имидж политического лидера и социально-психологические
особенности его влияния на отношения электората// URL:
http://www.dissercat.com/content/imidzh-politicheskogo-lidera-i-sotsialno- psikhologicheskie-osobennosti-ego-vliyaniya-na-otno#ixzz3RDG7ieus (дата
обращения: 25.04.2016)
66. Официальный сайт издания «Die Welt»// URL: www.welt.de(дата обращения: 25.04.2016)
67. Павлова К.Г. Издательский дом "Грунер унд Яр" (ФРГ) на современном этапе развития// URL: http://msu-issled.ru/index.php/journalism/78-smieconomics/1280- frg(дата обращения: 25.04.2016)
68. Петрова Е.А. Имидж как фактор продуктивной политической коммуникации// URL: http://www.ci-journal.ru/article/70/200701polit image(дата обращения: 25.04.2016)
69. Почепцов Г.Г. Имиджелогия// URL: http://socioline.ru/pages/pocheptsov-gg- pablik-rilejshnz-dlya-professionalov(дата обращения: 25.04.2016)
70. Путин возглавил рейтинг самых влиятельных людей мира по версии Forbes//
URL: http://www.forbes.ru/news/272499-putin-vozglavil-reiting-samykh-
vliyatelnykh-lyudei-mira-po-versii-forbes(дата обращения: 25.04.2016)
71. Савчук В. Медиареальность. Медиасубъект. Медиафилософия. //
Медиафилософия II// URL: http://www.intelros.ru/ pdf/mediafilosofia_2/31.pdf (дата обращения: 25.04.2016).
72. Словарь-справочник политической психологии// URL: azps.ru(дата обращения: 25.04.2016)
73. Шестопал Е.Б. Политическая психология// URL:
http://www.gumer.info/bibliotek Buks/Psihol/Shestop/index.php(дата обращения: 25.04.2016)
74. Machtwechsel in Moskau (Teil II): Putin - ein neuer Andropow?// URL: www.spiegel.de/politik/ausland/machtwechsel-in-moskau-teil-ii-putin-ein-neuer- andropow-a- 58586.html(дата обращения: 25.04.2016)
75. Mettke J. R. Bezauberndes Lacheln// URL: www.spiegel.de/print/d-15807624.html(дата обращения: 25.04.2016)
76. Mettke J. R. und Meyer F. Putin ist ein Gentleman// URL: http://www.spiegel.de/spiegel/print/d-15561337.html(дата обращения: 25.04.2016)