ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 10
1.2. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности(на примере АО «Мелстром») 36
2.2. Направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В настоящее время расширение внешнеэкономических связей рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны - как источника экономического роста, доступа российских компаний к технологиям и финансовым ресурсам и наполнения рынка качественными инвестиционными и потребительскими товарами. При этом роль внешнеэкономического фактора в повышении конкурентоспособности отечественной экономики постоянно возрастает.
Однако в сфере регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенно-тарифного, в ходе реализации таможенной службой России международных конвенций и соглашений, возникает большое количество трудностей, которые не могут быть успешно преодолены без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Значимость данных проблем особенно возрастает в связи с созданием и развитием сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), необходимостью обеспечения роста объемов внешней торговли России и ее интеграции в мировое экономическое пространство в условиях жестких экономических санкций. Одним из направлений решения данных задач является поиск механизмов оптимизации процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. При этом безусловно, в настоящее время российскими таможенными органами применяются значительное число инновационных технологий, в том числе предварительное информирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен. Однако, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через границу наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны самих участников внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам. Вышеперечисленные обстоятельства говорят о необходимости дальнейших исследований проблем взаимодействия таможни и бизнес-субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, научного поиска и обоснования направлений совершенствования и повышения эффективности таможенного регулирования ВЭД.
Анализ степени изученности темы. Проблематика государственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности России в настоящее время является довольно разработанной в научной литературе. В частности, актуальные направления и технологии таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности исследуются в трудах таких ученых, как: В.Н.Галузо, Е.М. Графова, Ю.Е.Гупанова, А.П.Джабиев, И.И. Иванча, Т.А.Корнеева, М.С.Коробейникова, В.С.Круглов, О.Е. Кудрявцев, П.А. Меркулов, Ю.Ю.Моисеев, Е.В.Резникова, И.А. Смирнова, С.П. Удовенко, А.Т.Фаррахов, В.И.Филонов, С.А.Хапилин, С.А.Хапилин, И.В.Шевченко, А.В.Шпилевая, Н.Д.Эриашвили.
Непосредственно вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности рассматриваются в работах таких авторов, как: А.А.Арский, А.В.Бондаренко, О.А.Громенко, А.П.Бойко, О.Н.Колодина, А.В.Ненашев, В.В.Пилипчук, Е.К.Шкуренко, В.М. Юрицин .
Ряд работ отечественных исследователей посвящен современным технологиям взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В частности, в публикациях С.С. Белик, Т.С.Зуевой, Л.П.Курниковой, А.А.Курочки, Т.Е. Маликовой, А.А.Янченко, О.Р. Попова, В.Ю. Формакидова, Н.С.Верещак подробно рассматриваются вопросы применения системы предварительного информирования таможенных органово товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза 1.
В трудах Р.П.Мешечкиной, А.Ю.Антонова, Т.С.Зуевой, О.П. Матвеевой, Е.Е. Прушковской, С.В.Гончарова обосновываются направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу 2.
Актуальность темы дипломной работы и представление об уровне ее изученности дает основание для формулировки проблемы исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности и недостаточной научной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования- разработка практических рекомендаций по совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть организационно-правовые основы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;
- проанализировать практику взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности на примере АО «Мелстром»;
- обосновать направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные идеи и теоретические положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. В частности, в работе был использован содержательный подход, предполагающий рассмотрение сущности и содержания процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, выявление составляющих его элементов, а также взаимосвязей между ними (труды А. Д. Ершова, А.Н. Козырина, К.А.Сизовой, В.М. Юрицина) .Многоаспектный и комплексный характер исследования обусловил широкое использование в работе междисциплинарного подхода, предполагающего применение комплекса методов нескольких наук (экономики, социологии, юриспруденции).
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, статистических материалов.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию
взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации ;
- материалах ранее проведенных исследований по проблемам взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности ;
- материалах Федеральной службы государственной статистики о внешнеэкономической деятельности ;
- аналитических и отчетных данных Белгородской таможни о
взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности;
- статистических, аналитических и отчетных данных о
взаимодействии с таможенными органами АО «Мелстром».
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в приращении научного знания о сущности и особенностях взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в современной России. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных автором выводов и рекомендаций в работе организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, для оптимизации взаимодействия с таможенными органами.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой одну из важнейших и стратегически значимых сфер жизни государства и бизнеса, связанную с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, услуг, инвестициями и иностранными кредитами, валютными операциями, осуществлением совместных международных проектов. ВЭД включает совокупность финансовых, производственно-хозяйственных, научно-технических, коммерческих отношений между частными лицами -хозяйствующими субъектами разных стран, а также между публичными структурами -государственными органами.
Ключевую роль в таможенно-тарифном регулировании ВЭД играют таможенные органы. Их включение в общепринятую цепочку взаимодействующих сторон при заключении внешнеторговой сделки является в настоящее время неотъемлемой характеристикой осуществления внешнеэкономической деятельности. Основной целью взаимодействия между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов является оптимизация процесса перемещения товаров через таможенную границу (сокращение сроков оказания услуг и снижение издержек производства) при соблюдении норма права ЕАЭС и законодательства РФ.
Современная нормативно-правовая база взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в Российской Федерации представляет собой многоуровневую иерархию, включающую широкий спектр документов: международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, национальное законодательство, подзаконные правовые акты, а также приказы и инструкции Федеральной таможенной службы.
В настоящее время в России взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется на всех уровнях таможенного администрирования (на федеральном, на уровне региональных таможенных управлений, таможни и таможенных постов) и на всех стадиях процесса перемещения грузов (до непосредственного осуществления таможенных операций, связанных с помещением товара под таможенную процедуру, в момент проведения таможенной очистки, а также после ее завершения). В целях оптимизации взаимодействия таможенные органы используют ряд современных, в том числе информационных, технологий: предварительное информирование, электронное декларирование, электронный межведомственный обмен данными с другими государственными органами, «единое окно», автоматизация процесса таможенного контроля, управление рисками. Внедрение данных технологий позволяет сделать таможенные процедуры и операции более быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.
АО «Мелстром» - предприятие, работающее по современным технологиям и располагающее мощной технической базой для разработки и промышленного производства мела Петропавловского месторождения. Готовый продукт компания использует в качестве наполнителя при производстве собственной лакокрасочной продукции, строительных смесей и декоративных покрытий. Миссия АО «Мелстром» состоит в удовлетворении потребностей предприятий строительной, бумажной, резинотехнической отраслей промышленности в высококачественном природном меле, без которого работа этих предприятий невозможна, а также в удовлетворении потребностей населения в современных высококачественных отделочных материалах.
Активное участие в ярмарках, выставках, получение наград за высокое качество продукции обеспечило широкую известность АО «Мелстром» не только в Белгородской области, но и в других регионах России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. Продукция компании соответствует мировым стандартам качества, поэтому ее охотно приобретают не только российские предприятия, но и партнеры из стран СНГ, а также известные во всем мире бренды. АО «Мелстром» является активным участником внешнеэкономической деятельности, поставляет свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Латвию, Эстонию, Кыргызстан, Монголию и др.
В последние три года наблюдается заметный рост объема экспортных поставок АО «Мелстром»как в страны ЕАЭС и СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. При этом экспорт в страны СНГ вырос главным образом за счет увеличения поставок в Беларусь и Узбекистан. В свою очередь, объем отгруженной продукции в Украину и Казахстан наоборот сократился. Вместе с тем, тенденция роста экспорта не является устойчивой, так как по обеим позициям в 2016 году отмечен рост по сравнению с предыдущим годом, а в 2017 году наблюдался спад.
Взаимодействие АО «Мелстром» с таможенными органами главным образом осуществляется в ходе экспортных поставок произведенной продукции в страны ЕАЭС и в другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Международные экспортные поставки АО «Мелстром» осуществляет на условиях DAP и EXW «франко-завод». Функция по оформлению внешнеторговых сделок в АО «Мелстром» возложена на отдел сбыта (экономиста по сбыту ВЭД). В ходе реализации этой функции отдел сбыта оформляет договоры на поставку товаров, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и прочее. Экспортные таможенные декларации на товары подаются с помощью услуг таможенного представителя. Кроме того, при экспорте товаров в страны ЕАЭС, АО «Мелстром» осуществляет взаимодействие с таможенными органами по электронным каналам связи в рамках статистического декларирования.
В настоящее время, по оценке сотрудников отдела сбыта, существенных проблем конкретно у АО «Мелстром» при взаимодействии с таможенными органами не возникает. Вместе с тем, проведенный нами анализ выявил наличие некоторых негативных моментов, затрудняющих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. Речь идет о нормативных сложностях, которые требуют дальнейшей переработки нормативно-правовой базы в связи с переходом на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами; технических проблемах, заключающихся в ошибках при заполнении электронных форм, ошибках программного обеспечения, каналов связи, необходимости доработки ЕАИС в части организации электронного документооборота; организационных проблемах, связанных с недостаточной регулярностью и системностью в работе с участниками ВЭД, отсутствием совещательных (консультативных) органов, включающих представителей бизнес-сообщества, при региональных таможенных управлениях.
Ключевые перспективы развития взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД связаны с освоением новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватном реагировании на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, увеличении масштабов применения информационных технологий для оптимизации таможенных и административных процессов, упрощения процедуры перемещения товаров через таможенную границу.
Дальнейшее совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности целесообразно вести по таким основным направлениям, как: оптимизация нормативного правового регулирования процесса взаимодействия; совершенствование таможенного администрирования; развитие взаимодействия в рамках реализации фискальной функции таможенных органов; совершенствование информационно-технического, коммуникативного обеспечения и организационных основ процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес таможенных органов по совершенствованию взаимодействия с участниками ВЭД:
- обеспечить рост автоматизации процессов таможенного контроля, в том числе доли принятых в автоматическом режиме деклараций и решений о выпуске товаров;
- обеспечить регулярное обновление и совершенствование программно - технического обеспечения технологий предварительного информирования и электронного декларирования;
-обеспечить создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования;
- провести работу по увеличению числа подписчиков сообществ ФТС России в социальных сетях, создать аналогичные сообщества на уровне региональных таможенных управлений;
- регулярно организовывать онлайн-обсуждения в социальных сетях изменений таможенного законодательства, нововведений в таможенном администрировании с участниками ВЭД;
- обеспечить модернизацию дизайна и интерфейса официального сайта ФТС России и сайтов региональных таможенных управлений как основного канала информирования общественности и бизнеса о деятельности таможенных органов;
- рассмотреть вопрос о целесообразности создании постоянных консультативных комиссий по работе с участниками ВЭД на уровне таможен;
- регулярно проводить научно-образовательные семинары и иные мероприятия для участников ВЭД наиболее по актуальным вопросам таможенного регулирования.
В свою очередь, участникам ВЭД можно рекомендовать следующее:
- обеспечивать необходимый уровень квалификации специалистов, отвечающих за таможенное оформление внешнеторговых сделок;
- принимать участие в научно-образовательных мероприятиях, проводимых для участников ВЭД таможенными органами;
- присоединиться к Хартии добросовестных участников ВЭД, подписав ее на сайтеhttps://www.dobro-ved.ru.
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15.04.1994 [Электронный ресурс] : Протокол от 16.12.2011 // Официальный интернет- портал правовой информации. - Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза
(приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского
экономического союза) [Электронный ресурс] // Справочно -правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
4. О таможенных органах государств - членов Евразийского
экономического союза, осуществляющих взаимодействие в рамках Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30.06.2017 № 73//
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
5. Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза [Электронный ресурс] : Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (ред. от 27.11.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
6. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] : федер. закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
7. О таможенном регулировании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон № 311-ФЗ от 27.11.2010 (ред. от 29.12.2017) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
8. Об экспортном контроле [Электронный ресурс] : федер. закон от 18.07.1999 № 183-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
9. О таможенном тарифе[Электронный ресурс] : Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 28.12.2016) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
10. О мерах по защите интересов Российской Федерации при
осуществлении российскими юридическими лицами внешнеэкономической деятельности [Электронный ресурс] : Указ Президента РФ от 11.09.2012 № 1285 (ред. от 21.09.2017) // Справочно-правовая система
«КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
11. О присоединении Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ), касающемуся электронной накладной [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 30.01.2018 № 83 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
12. Об организации ведения статистики взаимной торговли
Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза[Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 № 1329 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития
России до 2020 года : утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 [Электронный ресурс] // Справочно¬
правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
14. Об утверждении Порядка действий должностных лиц
таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении товаров, перемещаемых лицами, осуществляющими производственную деятельность [Электронный ресурс] :Приказ ФТС России от 04.02.2013 № 202 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк.
«Версия Проф». Разд. «Законодательство».
15. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра уполномоченных экономических операторов [Электронный ресурс] :Приказ ФТС России от 14.09.2011 № 1877 (ред. от 13.07.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
16. Об утверждении Административного регламента Федеральной
таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза [Электронный ресурс] : Приказ ФТС России от 18.04.2012 № 760(ред. от 19.12.2014) //
Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». Информ. банк. «Версия Проф». Разд. «Законодательство».
17. Комплексная программа развития ФТС России на период до 2020 года[Электронный ресурс]: Приложение к решению коллегии ФТС России от
25.05.2017 [Электронный ресурс]. -Режим
gocTyna:http://customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=25512&Itemid=2727.
18. Устав Акционерного общества «Мелстром»[Электронный ресурс]: принят общим собранием акционеров 15.02.2017 // Официальный сайт АО «Мелстром». -Режим дocтyna:http://melstrom.ru/about.
19. Арский, А. А. Механизм взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности с использованием услуг транспортно-логистических компаний [Текст] : дис. ... канд. экон. наук /
А. А. Арский. - М., 2011. - 154 с.
20. Белик, С. С. Современные проблемы и перспективы совершенствования технологии предварительного информирования таможенных органов [Текст] [Текст] / С. С. Белик // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (15). - С. 110-115.
21. Белоусова, Т. И. Современные технологии таможенного администрирования [Текст] / Т. И. Белоусова, Е. А. Антонова, Н. А. Шаланина // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. -2017. -№ 1 (78). - С. 75-80.
22. Бондаренко, А. В. Совершенствование механизма
информационного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров железнодорожным транспортом [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 /
А. В. Бондаренко. - М., 2012. - 186 с.
23. Бурлачков, В.К. Внешнеэкономическая деятельность в глобальной экономике [Текст] / В.К. Бурлачков. - М. : Юнити-Дана, 2009. - 640 с.
24. Гончаров, С. В. Перспективы развития и проблемы электронного декларирования и технологии удаленного выпуска товаров [Текст] / С. В. Гончаров // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2013. - № 6 (84). - С. 71-73.
25. Громенко, О. А. Формализация взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности [Текст] / О. А. Громенко, А. П. Бойко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. - 2008. - № 3. - С. 3-9.
26. Гупанова, Ю. Е. Таможенное регулирование как фактор развития внешнеэкономической деятельности [Текст] / Ю. Е. Гупанова // Вестник Российской таможенной академии. - 2017. - № 2 (39). - С. 42-47.
27. Гущин, В. В. Коммерческое право [Текст] : учебное пособие /
В. В. Гущин, А. Е. Кирпичев ; М-во образования и науки Российской Федерации, Московский гос. индустриальный ун-т, Ин-т дистанционного образования. - М. : МГИУ, 2014. - 108 с.
28. Джабиев, А. П. Институт таможенно-тарифного регулирования
внешнеэкономической деятельности как фактор развития национальной экономики [Текст] / А. П. Джабиев // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ). - 2014. - 3 (83). - С. 27-42.
29. Диденко, Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ[Текст] / Изд. 2-ое перераб. и доп. -М.: Издательский дом «Питер» 2004. - 364 с.
30. Ершов А. Д., Сизова К.А., Юрицин В.М. Взаимодействие бизнеса и таможни: теория, методология, практика [Текст] : монография / под ред. А.Д. Ершова. - СПб. : РИО СПб филиала РТА, 2012. - 402 с.
31. Зуева, Т. С. Особенности внедрения и применения системы предварительного информирования таможенных органов [Текст] / Т. С. Зуева // Таможенное дело. - 2014. - № 4. - С. 3-6.
32. Зуева, Т. С. Особенности внедрения электронного декларирования в работу участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов на территории России [Текст] / Т. С. Зуева // Таможенное дело. - 2014. - № 2. - С. 3-6.
33. Иванча, И. И. Подходы к совершенствованию механизма таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] / И. И. Иванча, С. А. Хапилин // Вестник Российской таможенной академии. -
2013. - № 1. - С. 046-053.
34. Козырин, А. Н. Правовое регулирование таможенно-тарифного механизма [Текст] / А. Н. Козырин. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 95 с.
35. Колодина, О. Н. Управление взаимодействием предприятия, участника внешнеэкономической деятельности, с таможенными органами на основе выбора оптимальной модели [Текст] / О. Н. Колодина // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. -
2016. - № 3 (45). - С. 25-31.
36. Корнеева, Т. А. Внешнеэкономическая деятельность: вопросы валютного и таможенного регулирования [Текст] / Т. А. Корнеева // Известия Института систем управления СГЭУ. - 2013. - № 2 (8). - С. 51-59.
37. Корнеева, Т. А. Внешнеэкономическая деятельность: вопросы валютного и таможенного регулирования [Текст] / Т. А. Корнеева // Известия Института систем управления СГЭУ. -2013. -№ 2 (8). -С. 51-59.
38. Кудрявцев, О. Е. Методологические аспекты таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности с учетом рисков экономической безопасности [Текст] / О. Е. Кудрявцев, Е. М. Графова, С. П. Удовенко // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 6. -
С. 160-164.
39. Кузнецова, И. В. Государственное регулирование
внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации[Текст] / И. В. Кузнецова // Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции: материалы международной научно - практической конференции (28 марта 2017 г.). - В 2-х частях. - Ч.1. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. - Саратов: Изд-во «Академия управления»,
2017. -С. 8-10.
40. Кулиш, М. В. Приоритеты государственного регулирования во внешнеэкономической деятельности [Текст] / М. В. Кулиш // Уголовная политика в сфере обеспечения безопасности здоровья населения, общественной нравственности и иных социально значимых интересов: материалы V Международной научно-практической конференции (часть II), 15 апреля 2016 г. / отв. редактор М.Л. Прохорова. -Краснодар: КСЭИ, 2016. -С. 144-152.
41. Курникова, Л. П. Цифровой фактор оптимизации системы таможенно-налогового администрирования ВЭД [Текст] / Л. П. Курникова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -
2014. - № 2. - С. 97-103.
42. Курочка, А. А. Формирование и развитие технологии предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию евразийского экономического союза [Текст] / А. А. Курочка // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2017. - № 3 (28). - С. 40-45.
43. Маликова, Т. Е. Применение технологии предварительного информирования таможенных органов при морских внеплановых грузоперевозках [Текст] / Т. Е. Маликова, А. А. Янченко // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. - 2016. - № 3 (37). - С. 33-45.
44. Матвеева, О. П. Повышение качества предоставления государственных таможенных услуг на основе применения электронного декларирования [Текст] / О. П. Матвеева, Е. Е. Прушковская // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 3 (47). - С. 217-224.
45. Международное коммерческое право [Текст] : учебник для магистров : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим направлениям и специальностям / [Попондопуло В. Ф. и др.] ; под общ. ред. В. Ф. Попондуполо. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2013. - 476 с.
46. Меркулов, П. А. Международно-правовые основы таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности [Текст] / П. А. Меркулов,
B. И. Филонов, Е. В. Резникова // Вестник государственного и муниципального управления. - 2017. - Т. 6, № 2. - С. 104-107.
47. Мешечкина, Р. П. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза [Текст] / Р. П. Мешечкина, А. Ю. Антонов // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 2¬2. - С. 397-401.
48. Моисеев, Ю. Ю. Таможенный контроль как инструмент таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации [Текст] / Ю. Ю. Моисеев // Вестник Российской таможенной академии. - 2016. - № 2 (35). - С. 43-51.
49. Ненашев, А. В. Издержки участников внешнеэкономической деятельности промышленных предприятий, возникающих при взаимодействии с таможенными органами [Текст] / А. В. Ненашев // Управление инвестициями и инновациями. - 2016. - № 3. - С. 83-90.
50. Пилипчук, В. В. Проблемы взаимоотношений участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами [Текст] / В. В. Пилипчук // Вестник Российской таможенной академии. - 2010. - № 1. - С. 15-20.
51. Попов, О. Р. Система предварительного информирования таможенных органов (спринт) и ее реализация на современном этапе [Текст] / О. Р. Попов, В. Ю. Формакидов, Н. С. Верещак // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. - 2013. - № 2 (15). -
C. 18-26.
52. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.
A. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева ; (под общ. ред. Б. А. Райзберга). - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 511 с.
53. Ралко, К. Д. Организация внешнеэкономической деятельности хозяйствующего субъекта в условиях интеграции Росси в мировое экономическое пространство: автореф. дис. ... канд. экон. наук [Текст] / К. Д. Ралко.-Белгород, 2008. -22 с.
54. Рассолов, М. М. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования [Текст] / М. М. Рассолов. - М. : Проф-пресс, 2012. - 214 с.
55. Смирнова, И. А. Таможенное регулирование и поддержка внешнеэкономической деятельности предприятий [Текст] / И. А. Смирнова,
B. С. Круглов // Вестник Саратовского государственного социально - экономического университета. - 2013. - № 4 (48). - С. 69-72.
56. Фаррахов, А. Т. Совершенствование таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / А. Т. Фаррахов. - СПб., 2007. - 156 с.
57. Федотова, О. Е. Основные подходы к определению понятия «внешнеэкономическая деятельность» [Текст] / О. Е. Федотова // Государственное управление и развитие России: вызовы и перспективы : сборник статей Международной научно-практической конференции. - М.,
2017. -С. 116-121.
58. Хапилин, С. А. Методические подходы к оценке эффективности таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях реализации административной реформы [Текст] / С. А. Хапилин // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 361. - С. 131-134
59. Шевченко И. В. Инновационные задачи и пути их решения в регулировании внешнеэкономической деятельности России: таможенно-тарифная и нетарифная политика государства [Текст] / И. В. Шевченко, М. С. Коробейникова // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 9 (432). - С. 17-45.
60. Шкуренко, Е. К. Концептуальная модель взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности [Текст] / Е. К. Шкуренко // Инициативы XXI века. -2012. -№ 1. -С. 49.
61. Шкуренко, Е. К. Совершенствование взаимодействия
таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при проведении таможенного контроля [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Е. К. Шкуренко. - М., 2013. - 161 с.
62. Шпилевая, А. В. Совершенствование таможенного механизма нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России [Текст] / А. В. Шпилевая // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). - 2009. - № 27. - С. 305-313.
63. Эриашвили, Н. Д. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе функций таможенных органов Российской Федерации [Текст] / Н. Д. Эриашвили, В. Н. Галузо // Мировая экономика: проблемы безопасности. - 2017. - № 3. - С. 57¬61.
64. Юрицин, В. М. Совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении таможенных процедур в приграничной зоне России [Текст] : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / В. М. Юрицин. - М., 2012. - 197 с.
65. ЕАЭС - Евразийский экономический союз : офиц.
сайт[Электронный ресурс]. - Режим доступа:й11р://’№№’№.еаеипюп.огд/#аЬои1-administration.
66. Наша продукция[Электронный ресурс]: Официальный сайт АО
«Мелстром». -Режим достуnа:http://melstrom.ru/wp-
content/uploads/2017/06/prajs-na-prochuyu-produktsiyu-s-1 -maya-2017-g..pdf.
67. Правила Incoterms® 2010 (Инкотермс® 2010) / ICC Russia -
международная торговая палата[Электронный ресурс]. -Режим
доступа:http://incoterms.iccwЬo.ru/pravila-incoterms-iпkoterms.
68. Справочные материалы к расширенному заседанию коллегии
ФТС России «Таможенная служба Российской Федерации в 2017 году».-М.,
2018. - [Электронный ресурс]. -Режим
доступа:йИр://сиз1отз.ги/1тадез/з1опез/2018/МАКТ/сиз1отз%202017.йос
69. Федеральная таможенная служба: Личный кабинет участника ВЭД[Электронный ресурс]: Справочные материалы. -Режим доступа: http://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetHelp.