СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АО «МЕЛСТРОМ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 10
1.2. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности(на примере АО «Мелстром») 36
2.2. Направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 10
1.1. Сущность и содержание взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 10
1.2. Нормативно-правовое обеспечение взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И УЧАСТНИКОВ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 36
2.1. Анализ взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности(на примере АО «Мелстром») 36
2.2. Направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 69
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. В настоящее время расширение внешнеэкономических связей рассматривается в качестве одного из наиболее значимых факторов социально-экономического развития страны - как источника экономического роста, доступа российских компаний к технологиям и финансовым ресурсам и наполнения рынка качественными инвестиционными и потребительскими товарами. При этом роль внешнеэкономического фактора в повышении конкурентоспособности отечественной экономики постоянно возрастает.
Однако в сфере регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенно-тарифного, в ходе реализации таможенной службой России международных конвенций и соглашений, возникает большое количество трудностей, которые не могут быть успешно преодолены без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Значимость данных проблем особенно возрастает в связи с созданием и развитием сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), необходимостью обеспечения роста объемов внешней торговли России и ее интеграции в мировое экономическое пространство в условиях жестких экономических санкций. Одним из направлений решения данных задач является поиск механизмов оптимизации процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. При этом безусловно, в настоящее время российскими таможенными органами применяются значительное число инновационных технологий, в том числе предварительное информирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен. Однако, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через границу наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны самих участников внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам. Вышеперечисленные обстоятельства говорят о необходимости дальнейших исследований проблем взаимодействия таможни и бизнес-субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, научного поиска и обоснования направлений совершенствования и повышения эффективности таможенного регулирования ВЭД.
Анализ степени изученности темы. Проблематика государственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности России в настоящее время является довольно разработанной в научной литературе. В частности, актуальные направления и технологии таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности исследуются в трудах таких ученых, как: В.Н.Галузо, Е.М. Графова, Ю.Е.Гупанова, А.П.Джабиев, И.И. Иванча, Т.А.Корнеева, М.С.Коробейникова, В.С.Круглов, О.Е. Кудрявцев, П.А. Меркулов, Ю.Ю.Моисеев, Е.В.Резникова, И.А. Смирнова, С.П. Удовенко, А.Т.Фаррахов, В.И.Филонов, С.А.Хапилин, С.А.Хапилин, И.В.Шевченко, А.В.Шпилевая, Н.Д.Эриашвили.
Непосредственно вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности рассматриваются в работах таких авторов, как: А.А.Арский, А.В.Бондаренко, О.А.Громенко, А.П.Бойко, О.Н.Колодина, А.В.Ненашев, В.В.Пилипчук, Е.К.Шкуренко, В.М. Юрицин .
Ряд работ отечественных исследователей посвящен современным технологиям взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В частности, в публикациях С.С. Белик, Т.С.Зуевой, Л.П.Курниковой, А.А.Курочки, Т.Е. Маликовой, А.А.Янченко, О.Р. Попова, В.Ю. Формакидова, Н.С.Верещак подробно рассматриваются вопросы применения системы предварительного информирования таможенных органово товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза 1.
В трудах Р.П.Мешечкиной, А.Ю.Антонова, Т.С.Зуевой, О.П. Матвеевой, Е.Е. Прушковской, С.В.Гончарова обосновываются направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу 2.
Актуальность темы дипломной работы и представление об уровне ее изученности дает основание для формулировки проблемы исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности и недостаточной научной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования- разработка практических рекомендаций по совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть организационно-правовые основы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;
- проанализировать практику взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности на примере АО «Мелстром»;
- обосновать направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные идеи и теоретические положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. В частности, в работе был использован содержательный подход, предполагающий рассмотрение сущности и содержания процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, выявление составляющих его элементов, а также взаимосвязей между ними (труды А. Д. Ершова, А.Н. Козырина, К.А.Сизовой, В.М. Юрицина) .Многоаспектный и комплексный характер исследования обусловил широкое использование в работе междисциплинарного подхода, предполагающего применение комплекса методов нескольких наук (экономики, социологии, юриспруденции).
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, статистических материалов.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию
взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации ;
- материалах ранее проведенных исследований по проблемам взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности ;
- материалах Федеральной службы государственной статистики о внешнеэкономической деятельности ;
- аналитических и отчетных данных Белгородской таможни о
взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности;
- статистических, аналитических и отчетных данных о
взаимодействии с таможенными органами АО «Мелстром».
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в приращении научного знания о сущности и особенностях взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в современной России. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных автором выводов и рекомендаций в работе организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, для оптимизации взаимодействия с таможенными органами.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Однако в сфере регулирования внешнеторговой и внешнеэкономической деятельности, в том числе таможенно-тарифного, в ходе реализации таможенной службой России международных конвенций и соглашений, возникает большое количество трудностей, которые не могут быть успешно преодолены без эффективного взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. В особенности это касается проблем ускорения таможенных процедур, их упрощения, обмена информацией, оптимизации и синхронизации совместной деятельности таможенных органов и участников ВЭД.
Значимость данных проблем особенно возрастает в связи с созданием и развитием сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), необходимостью обеспечения роста объемов внешней торговли России и ее интеграции в мировое экономическое пространство в условиях жестких экономических санкций. Одним из направлений решения данных задач является поиск механизмов оптимизации процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности. При этом безусловно, в настоящее время российскими таможенными органами применяются значительное число инновационных технологий, в том числе предварительное информирование, электронное декларирование и удаленный выпуск, таможенный контроль, основанный на управлении рисками, трансграничный информационный обмен. Однако, применяемые таможенными органами методы и средства зачастую не в полной мере эффективны и соответствуют задачам, поставленным Федеральной таможенной службой. Кроме того, нередко бывают случаи, когда усилия таможенных органов по совершенствованию таможенного регулирования перемещения товаров через границу наталкиваются на недостаточное понимание и пассивность со стороны самих участников внешнеэкономической деятельности. В свою очередь, усилия участников ВЭД по оптимизации международной цепи поставки товаров без содействия таможенных органов также не приводят к желаемым результатам. Вышеперечисленные обстоятельства говорят о необходимости дальнейших исследований проблем взаимодействия таможни и бизнес-субъектов, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, научного поиска и обоснования направлений совершенствования и повышения эффективности таможенного регулирования ВЭД.
Анализ степени изученности темы. Проблематика государственного регулирования внешнеэкономической и внешнеторговой деятельности России в настоящее время является довольно разработанной в научной литературе. В частности, актуальные направления и технологии таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности исследуются в трудах таких ученых, как: В.Н.Галузо, Е.М. Графова, Ю.Е.Гупанова, А.П.Джабиев, И.И. Иванча, Т.А.Корнеева, М.С.Коробейникова, В.С.Круглов, О.Е. Кудрявцев, П.А. Меркулов, Ю.Ю.Моисеев, Е.В.Резникова, И.А. Смирнова, С.П. Удовенко, А.Т.Фаррахов, В.И.Филонов, С.А.Хапилин, С.А.Хапилин, И.В.Шевченко, А.В.Шпилевая, Н.Д.Эриашвили.
Непосредственно вопросы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности рассматриваются в работах таких авторов, как: А.А.Арский, А.В.Бондаренко, О.А.Громенко, А.П.Бойко, О.Н.Колодина, А.В.Ненашев, В.В.Пилипчук, Е.К.Шкуренко, В.М. Юрицин .
Ряд работ отечественных исследователей посвящен современным технологиям взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В частности, в публикациях С.С. Белик, Т.С.Зуевой, Л.П.Курниковой, А.А.Курочки, Т.Е. Маликовой, А.А.Янченко, О.Р. Попова, В.Ю. Формакидова, Н.С.Верещак подробно рассматриваются вопросы применения системы предварительного информирования таможенных органово товарах и транспортных средствах, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза 1.
В трудах Р.П.Мешечкиной, А.Ю.Антонова, Т.С.Зуевой, О.П. Матвеевой, Е.Е. Прушковской, С.В.Гончарова обосновываются направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу 2.
Актуальность темы дипломной работы и представление об уровне ее изученности дает основание для формулировки проблемы исследования. В качестве проблемы исследования выступает противоречие между необходимостью совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности и недостаточной научной разработанностью методов решения данной задачи.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Предметом исследования являются механизмы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Цель исследования- разработка практических рекомендаций по совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы исследования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности;
- рассмотреть организационно-правовые основы взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации;
- проанализировать практику взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности на примере АО «Мелстром»;
- обосновать направления совершенствования взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности.
В качестве теоретико-методологической основы исследования выступают основные идеи и теоретические положения, содержащиеся в трудах российских и зарубежных экономистов и социологов, специалистов в области теории государственного управления, управления таможенной деятельностью. В частности, в работе был использован содержательный подход, предполагающий рассмотрение сущности и содержания процесса взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, выявление составляющих его элементов, а также взаимосвязей между ними (труды А. Д. Ершова, А.Н. Козырина, К.А.Сизовой, В.М. Юрицина) .Многоаспектный и комплексный характер исследования обусловил широкое использование в работе междисциплинарного подхода, предполагающего применение комплекса методов нескольких наук (экономики, социологии, юриспруденции).
В процессе исследования использовались общенаучные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, анализ документов, статистических материалов.
Эмпирическую базу дипломной работы составляют сведения, содержащиеся в:
- нормативно-правовых актах, регламентирующих организацию
взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации ;
- материалах ранее проведенных исследований по проблемам взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности ;
- материалах Федеральной службы государственной статистики о внешнеэкономической деятельности ;
- аналитических и отчетных данных Белгородской таможни о
взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности;
- статистических, аналитических и отчетных данных о
взаимодействии с таможенными органами АО «Мелстром».
Научно-практическая значимость дипломной работы заключается в приращении научного знания о сущности и особенностях взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности в современной России. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования сформулированных автором выводов и рекомендаций в работе организаций, ведущих внешнеэкономическую деятельность, для оптимизации взаимодействия с таможенными органами.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка источников и литературы.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой одну из важнейших и стратегически значимых сфер жизни государства и бизнеса, связанную с внешней торговлей, экспортом и импортом товаров, услуг, инвестициями и иностранными кредитами, валютными операциями, осуществлением совместных международных проектов. ВЭД включает совокупность финансовых, производственно-хозяйственных, научно-технических, коммерческих отношений между частными лицами -хозяйствующими субъектами разных стран, а также между публичными структурами -государственными органами.
Ключевую роль в таможенно-тарифном регулировании ВЭД играют таможенные органы. Их включение в общепринятую цепочку взаимодействующих сторон при заключении внешнеторговой сделки является в настоящее время неотъемлемой характеристикой осуществления внешнеэкономической деятельности. Основной целью взаимодействия между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов является оптимизация процесса перемещения товаров через таможенную границу (сокращение сроков оказания услуг и снижение издержек производства) при соблюдении норма права ЕАЭС и законодательства РФ.
Современная нормативно-правовая база взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в Российской Федерации представляет собой многоуровневую иерархию, включающую широкий спектр документов: международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, национальное законодательство, подзаконные правовые акты, а также приказы и инструкции Федеральной таможенной службы.
В настоящее время в России взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется на всех уровнях таможенного администрирования (на федеральном, на уровне региональных таможенных управлений, таможни и таможенных постов) и на всех стадиях процесса перемещения грузов (до непосредственного осуществления таможенных операций, связанных с помещением товара под таможенную процедуру, в момент проведения таможенной очистки, а также после ее завершения). В целях оптимизации взаимодействия таможенные органы используют ряд современных, в том числе информационных, технологий: предварительное информирование, электронное декларирование, электронный межведомственный обмен данными с другими государственными органами, «единое окно», автоматизация процесса таможенного контроля, управление рисками. Внедрение данных технологий позволяет сделать таможенные процедуры и операции более быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.
АО «Мелстром» - предприятие, работающее по современным технологиям и располагающее мощной технической базой для разработки и промышленного производства мела Петропавловского месторождения. Готовый продукт компания использует в качестве наполнителя при производстве собственной лакокрасочной продукции, строительных смесей и декоративных покрытий. Миссия АО «Мелстром» состоит в удовлетворении потребностей предприятий строительной, бумажной, резинотехнической отраслей промышленности в высококачественном природном меле, без которого работа этих предприятий невозможна, а также в удовлетворении потребностей населения в современных высококачественных отделочных материалах.
Активное участие в ярмарках, выставках, получение наград за высокое качество продукции обеспечило широкую известность АО «Мелстром» не только в Белгородской области, но и в других регионах России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. Продукция компании соответствует мировым стандартам качества, поэтому ее охотно приобретают не только российские предприятия, но и партнеры из стран СНГ, а также известные во всем мире бренды. АО «Мелстром» является активным участником внешнеэкономической деятельности, поставляет свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Латвию, Эстонию, Кыргызстан, Монголию и др.
В последние три года наблюдается заметный рост объема экспортных поставок АО «Мелстром»как в страны ЕАЭС и СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. При этом экспорт в страны СНГ вырос главным образом за счет увеличения поставок в Беларусь и Узбекистан. В свою очередь, объем отгруженной продукции в Украину и Казахстан наоборот сократился. Вместе с тем, тенденция роста экспорта не является устойчивой, так как по обеим позициям в 2016 году отмечен рост по сравнению с предыдущим годом, а в 2017 году наблюдался спад.
Взаимодействие АО «Мелстром» с таможенными органами главным образом осуществляется в ходе экспортных поставок произведенной продукции в страны ЕАЭС и в другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Международные экспортные поставки АО «Мелстром» осуществляет на условиях DAP и EXW «франко-завод». Функция по оформлению внешнеторговых сделок в АО «Мелстром» возложена на отдел сбыта (экономиста по сбыту ВЭД). В ходе реализации этой функции отдел сбыта оформляет договоры на поставку товаров, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и прочее. Экспортные таможенные декларации на товары подаются с помощью услуг таможенного представителя. Кроме того, при экспорте товаров в страны ЕАЭС, АО «Мелстром» осуществляет взаимодействие с таможенными органами по электронным каналам связи в рамках статистического декларирования.
В настоящее время, по оценке сотрудников отдела сбыта, существенных проблем конкретно у АО «Мелстром» при взаимодействии с таможенными органами не возникает. Вместе с тем, проведенный нами анализ выявил наличие некоторых негативных моментов, затрудняющих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. Речь идет о нормативных сложностях, которые требуют дальнейшей переработки нормативно-правовой базы в связи с переходом на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами; технических проблемах, заключающихся в ошибках при заполнении электронных форм, ошибках программного обеспечения, каналов связи, необходимости доработки ЕАИС в части организации электронного документооборота; организационных проблемах, связанных с недостаточной регулярностью и системностью в работе с участниками ВЭД, отсутствием совещательных (консультативных) органов, включающих представителей бизнес-сообщества, при региональных таможенных управлениях.
Ключевые перспективы развития взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД связаны с освоением новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватном реагировании на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, увеличении масштабов применения информационных технологий для оптимизации таможенных и административных процессов, упрощения процедуры перемещения товаров через таможенную границу.
Дальнейшее совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности целесообразно вести по таким основным направлениям, как: оптимизация нормативного правового регулирования процесса взаимодействия; совершенствование таможенного администрирования; развитие взаимодействия в рамках реализации фискальной функции таможенных органов; совершенствование информационно-технического, коммуникативного обеспечения и организационных основ процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес таможенных органов по совершенствованию взаимодействия с участниками ВЭД:
- обеспечить рост автоматизации процессов таможенного контроля, в том числе доли принятых в автоматическом режиме деклараций и решений о выпуске товаров;
- обеспечить регулярное обновление и совершенствование программно - технического обеспечения технологий предварительного информирования и электронного декларирования;
-обеспечить создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования;
- провести работу по увеличению числа подписчиков сообществ ФТС России в социальных сетях, создать аналогичные сообщества на уровне региональных таможенных управлений;
- регулярно организовывать онлайн-обсуждения в социальных сетях изменений таможенного законодательства, нововведений в таможенном администрировании с участниками ВЭД;
- обеспечить модернизацию дизайна и интерфейса официального сайта ФТС России и сайтов региональных таможенных управлений как основного канала информирования общественности и бизнеса о деятельности таможенных органов;
- рассмотреть вопрос о целесообразности создании постоянных консультативных комиссий по работе с участниками ВЭД на уровне таможен;
- регулярно проводить научно-образовательные семинары и иные мероприятия для участников ВЭД наиболее по актуальным вопросам таможенного регулирования.
В свою очередь, участникам ВЭД можно рекомендовать следующее:
- обеспечивать необходимый уровень квалификации специалистов, отвечающих за таможенное оформление внешнеторговых сделок;
- принимать участие в научно-образовательных мероприятиях, проводимых для участников ВЭД таможенными органами;
- присоединиться к Хартии добросовестных участников ВЭД, подписав ее на сайтеhttps://www.dobro-ved.ru.
Ключевую роль в таможенно-тарифном регулировании ВЭД играют таможенные органы. Их включение в общепринятую цепочку взаимодействующих сторон при заключении внешнеторговой сделки является в настоящее время неотъемлемой характеристикой осуществления внешнеэкономической деятельности. Основной целью взаимодействия между участниками ВЭД и должностными лицами таможенных органов является оптимизация процесса перемещения товаров через таможенную границу (сокращение сроков оказания услуг и снижение издержек производства) при соблюдении норма права ЕАЭС и законодательства РФ.
Современная нормативно-правовая база взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД в Российской Федерации представляет собой многоуровневую иерархию, включающую широкий спектр документов: международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, национальное законодательство, подзаконные правовые акты, а также приказы и инструкции Федеральной таможенной службы.
В настоящее время в России взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД осуществляется на всех уровнях таможенного администрирования (на федеральном, на уровне региональных таможенных управлений, таможни и таможенных постов) и на всех стадиях процесса перемещения грузов (до непосредственного осуществления таможенных операций, связанных с помещением товара под таможенную процедуру, в момент проведения таможенной очистки, а также после ее завершения). В целях оптимизации взаимодействия таможенные органы используют ряд современных, в том числе информационных, технологий: предварительное информирование, электронное декларирование, электронный межведомственный обмен данными с другими государственными органами, «единое окно», автоматизация процесса таможенного контроля, управление рисками. Внедрение данных технологий позволяет сделать таможенные процедуры и операции более быстрыми, прозрачными и менее затратными с одновременным повышением эффективности таможенного контроля.
АО «Мелстром» - предприятие, работающее по современным технологиям и располагающее мощной технической базой для разработки и промышленного производства мела Петропавловского месторождения. Готовый продукт компания использует в качестве наполнителя при производстве собственной лакокрасочной продукции, строительных смесей и декоративных покрытий. Миссия АО «Мелстром» состоит в удовлетворении потребностей предприятий строительной, бумажной, резинотехнической отраслей промышленности в высококачественном природном меле, без которого работа этих предприятий невозможна, а также в удовлетворении потребностей населения в современных высококачественных отделочных материалах.
Активное участие в ярмарках, выставках, получение наград за высокое качество продукции обеспечило широкую известность АО «Мелстром» не только в Белгородской области, но и в других регионах России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья. Продукция компании соответствует мировым стандартам качества, поэтому ее охотно приобретают не только российские предприятия, но и партнеры из стран СНГ, а также известные во всем мире бренды. АО «Мелстром» является активным участником внешнеэкономической деятельности, поставляет свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья, в том числе: Белоруссию, Украину, Казахстан, Узбекистан, Латвию, Эстонию, Кыргызстан, Монголию и др.
В последние три года наблюдается заметный рост объема экспортных поставок АО «Мелстром»как в страны ЕАЭС и СНГ, так и в страны дальнего зарубежья. При этом экспорт в страны СНГ вырос главным образом за счет увеличения поставок в Беларусь и Узбекистан. В свою очередь, объем отгруженной продукции в Украину и Казахстан наоборот сократился. Вместе с тем, тенденция роста экспорта не является устойчивой, так как по обеим позициям в 2016 году отмечен рост по сравнению с предыдущим годом, а в 2017 году наблюдался спад.
Взаимодействие АО «Мелстром» с таможенными органами главным образом осуществляется в ходе экспортных поставок произведенной продукции в страны ЕАЭС и в другие страны дальнего и ближнего зарубежья. Международные экспортные поставки АО «Мелстром» осуществляет на условиях DAP и EXW «франко-завод». Функция по оформлению внешнеторговых сделок в АО «Мелстром» возложена на отдел сбыта (экономиста по сбыту ВЭД). В ходе реализации этой функции отдел сбыта оформляет договоры на поставку товаров, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и прочее. Экспортные таможенные декларации на товары подаются с помощью услуг таможенного представителя. Кроме того, при экспорте товаров в страны ЕАЭС, АО «Мелстром» осуществляет взаимодействие с таможенными органами по электронным каналам связи в рамках статистического декларирования.
В настоящее время, по оценке сотрудников отдела сбыта, существенных проблем конкретно у АО «Мелстром» при взаимодействии с таможенными органами не возникает. Вместе с тем, проведенный нами анализ выявил наличие некоторых негативных моментов, затрудняющих взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД. Речь идет о нормативных сложностях, которые требуют дальнейшей переработки нормативно-правовой базы в связи с переходом на безбумажное взаимодействие между участником ВЭД и таможенными органами; технических проблемах, заключающихся в ошибках при заполнении электронных форм, ошибках программного обеспечения, каналов связи, необходимости доработки ЕАИС в части организации электронного документооборота; организационных проблемах, связанных с недостаточной регулярностью и системностью в работе с участниками ВЭД, отсутствием совещательных (консультативных) органов, включающих представителей бизнес-сообщества, при региональных таможенных управлениях.
Ключевые перспективы развития взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД связаны с освоением новых моделей таможенных отношений и политики, современных схем регулирования международного товарообмена, быстрой адаптации и адекватном реагировании на постоянно меняющуюся внешнеэкономическую среду, увеличении масштабов применения информационных технологий для оптимизации таможенных и административных процессов, упрощения процедуры перемещения товаров через таможенную границу.
Дальнейшее совершенствование взаимодействия таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности целесообразно вести по таким основным направлениям, как: оптимизация нормативного правового регулирования процесса взаимодействия; совершенствование таможенного администрирования; развитие взаимодействия в рамках реализации фискальной функции таможенных органов; совершенствование информационно-технического, коммуникативного обеспечения и организационных основ процесса взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД.
На основании проведенного исследования можно сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес таможенных органов по совершенствованию взаимодействия с участниками ВЭД:
- обеспечить рост автоматизации процессов таможенного контроля, в том числе доли принятых в автоматическом режиме деклараций и решений о выпуске товаров;
- обеспечить регулярное обновление и совершенствование программно - технического обеспечения технологий предварительного информирования и электронного декларирования;
-обеспечить создание единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования;
- провести работу по увеличению числа подписчиков сообществ ФТС России в социальных сетях, создать аналогичные сообщества на уровне региональных таможенных управлений;
- регулярно организовывать онлайн-обсуждения в социальных сетях изменений таможенного законодательства, нововведений в таможенном администрировании с участниками ВЭД;
- обеспечить модернизацию дизайна и интерфейса официального сайта ФТС России и сайтов региональных таможенных управлений как основного канала информирования общественности и бизнеса о деятельности таможенных органов;
- рассмотреть вопрос о целесообразности создании постоянных консультативных комиссий по работе с участниками ВЭД на уровне таможен;
- регулярно проводить научно-образовательные семинары и иные мероприятия для участников ВЭД наиболее по актуальным вопросам таможенного регулирования.
В свою очередь, участникам ВЭД можно рекомендовать следующее:
- обеспечивать необходимый уровень квалификации специалистов, отвечающих за таможенное оформление внешнеторговых сделок;
- принимать участие в научно-образовательных мероприятиях, проводимых для участников ВЭД таможенными органами;
- присоединиться к Хартии добросовестных участников ВЭД, подписав ее на сайтеhttps://www.dobro-ved.ru.



