Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Работа №69768

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы62
Год сдачи2020
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
33
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ВЗАИМОСВЯЗИ СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 6
1.1. Подходы к пониманию творческой деятельности и креативности... 6
1.2. Виды и характеристики креативности 10
1.3. Факторы, влияющие на эффективность проявлений креативности 12
1.4. Психологические особенности творческой личности 15
1.5. Регуляция творческой деятельности 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ СПОСОБОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ И
УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Диагностика творческих способностей различной модальности,
личностных особенностей и эффективных способов саморегуляции студентов 32
2.3. Определение эффективных способов саморегуляции студентов с
различным уровнем и модальностью творческих способностей 38
2.4. Исследование личностных особенностей, опосредующих
взаимосвязь творческих способностей и эффективности саморегуляции 43
Выводы по главе 2 48
ВЫВОДЫ 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность. В настоящее время абсолютно очевидной является значимость креативности, и творчества в целом, во многих сферах жизнедеятельности человека. Н.А. Бердяев писал, что творчество является единственным видом деятельности, который делает человека человеком. В постоянно меняющимся мире людям необходимо обладать способностью свободно ориентироваться и действовать в неопределенных ситуациях, искать новые способы удовлетворять свои потребности и развиваться.
Креативность и саморегуляция (а также регуляция в целом) изучалась многими авторами (Е.П. Ильин, А.О. Прохоров), однако существует не так много исследований, направленных на поиск взаимосвязи между данными феноменами. Среди ученых, затрагивающих эту проблему, можно выделить Ф. Бэррона, отмечавшего роль психической регуляции у творческих личностей. Он утверждал, что без регуляции потока сознания некоторой целью невозможно создать продукт творчества. Некоторыми деятелями искусства описывалась роль саморегуляции в творческих профессиях (К.С. Станиславский, Б.Е. Захава). Ряд авторов утверждает о недостатке способности творческой личности к саморегуляции. Например, В.С. Юркевич относит недостаток волевой регуляции к числу особенностей творчески одаренных детей. В.Н. Дружинин полагает, что с помощью тестов креативности можно выявить креативных, но нельзя точно определить не креативных и ставит в причину этого неподвластность проявлений креативности внешней и внутренней регуляции.
Данная работа позволит ответить на вопросы о том, как взаимосвязаны саморегуляция и креативность, какие способы саморегуляции характерны для креативных личностей разного уровня и модальности, а также, какие свойства личности опосредуют данную взаимосвязь.
Исследование актуально в практической работе, направленной на развитие креативности.
Проблема исследования состоит в недостаточной изученности зависимости способов саморегуляции и их эффективности у студентов с высоким и низким уровнем креативности.
Объект: творческие способности студентов.
Предмет: регуляция творческих способностей студентов.
Гипотезы исследования: 1.существуют различия в способах
саморегуляции и их эффективности у студентов с разным уровнем и модальностью (образная, вербальная) творческих способностей. 2. Существуют свойства личности, определяющие высокую эффективность саморегуляции творческой деятельности.
Целью исследования: выявить личностные особенности и эффективные способы саморегуляции у студентов с различным уровнем и модальностью креативности личности.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
1. Теоретически обосновать эмпирическое исследование, проанализировав степень разработанности проблемы в современной отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявить уровень творческих способностей различной модальности (образной и вербальной), а также личностные особенности и эффективные способы саморегуляции студентов
3. Определить эффективные способы саморегуляции студентов с различным уровнем и модальностью творческих способностей
4. Установить личностные особенности, опосредующие взаимосвязь творческих способностей и эффективности саморегуляции.
Выборка исследования: студенты обоего пола 1 и 2 курсов, обучающиеся по направлению «Психология», в количестве 60 человек.
Методы исследования: тестирование, проективные методы, опрос, методы математической обработки данных.
Методики: методики Е. Торранса («Завершение картинок»), С. Медника (Диагностика вербальной креативности), Опросник способов саморегуляции студентов А.О. Прохорова, опросник «Эффективность саморегуляции состояний» А.О. Прохорова, А.Н. Назарова.
Методологические основы исследования: достоверность результатов работы обеспечивается благодаря опоре на отечественные и зарубежные исследования такие ученых как Е.П. Ильин, Л.С. Выготский, Е. Торранс; использованию надежных и валидных методик диагностики, обработке результатов с помощью стандартизированных методов математической статистики.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, вывода, заключения и приложений. Содержит 53 источника литературы, среди которых 20 на иностранном языке, а также рисунки и таблицы.
Научная новизна исследования заключается в выявлении различий в использовании способов саморегуляции людьми с разным уровнем творческих способностей, а также выделении тех свойств личности, которые опосредуют взаимосвязь саморегуляции и творческих способностей. Данная тема практически не изучена в рамках современной психологии.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной исследовательской работе изучалась взаимосвязь способов и эффективности саморегуляции и креативности личности. В начале была произведена теоретическая проработка проблемы исследования. Были рассмотрены подходы к пониманию творческой деятельности и креативности, а также разница между ними; описаны виды и характеристики креативности. Вместе с этим были изучены психологические особенности творческой личности. Особое внимание уделялось регуляции творческой деятельности.
В ходе эмпирического исследования была проведена диагностика вербальной и образной креативности по методикам Е. Торранса и С. Медника. Так же исследовались эффективность саморегуляции (опросник А. О. Прохорова, А. Н. Назарова) и способы саморегуляции (опросник А. О. Прохорова). Вместе с этим был проведен опрос свойств личности по опроснику «Большая пятерка».
На основе результатов проведенных методик был проведен корреляционный анализ различий в использовании способов саморегуляции студентами с разным уровнем и модальностью креативности. Далее было выявлено, какие способы саморегуляции характерны для высокого и низкого уровня творческих способностей.
На заключительном этапе были выявлены различия свойств личности разного уровня и модальности творческих способностей, а также выделены свойства личности, опосредующие взаимосвязь эффективности саморегуляции и креативности. Вместе с этим были выявлены ведущие свойства личности, влияющие на выбор способов саморегуляции студентами с высоким уровнем творческих способностей.
Можно заключить, что гипотезы исследования были подтверждены, так как были выявлены различия способах саморегуляции и их эффективности у студентов с разным уровнем и модальностью (образная, вербальная) творческих способностей. Так же было доказано, что существуют свойства личности, определяющие высокую эффективность саморегуляции творческой деятельности.
Перспектива исследования заключается в дальнейшем в рассмотрении взаимосвязи некоторых конкретных способов саморегуляции и творческих способностей. Вместе с этим следует увеличить выборку, не ограничивая ее только студентами, рассмотреть взаимосвязь творчества и саморегуляции у детей в период развития креативности. Так же было бы интересно изучить применение сделанных в данной работе выводов в практической сфере, составив программу повышения творческих способностей с использованием саморегуляции.



1. Альтшуллер Г. С., Шапиро Р. Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. — 1956. — № 6.
2. Баламутова И. Н., Деятельность в жизни человека и общества, Педагогическая наука и образование в России и за рубежом, 2005. С. 2.
3. Бессознательное: Природа. Функции. Методы. Исследования : в 4 т. Т.
2. Тбилиси, 1978. С. 478.
4. Бехтерев В. М. Творчество с точки зрения рефлексологии. В кн.: С. О.
5. Боно Э. Серьёзное творческое мышление / Э. Боно, - М.: Попурри, 2005. - 416 с.
6. Буторина О. В. Кросскультурное исследование креативности в управленческом потенциале руководителя: Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов. СПб., 2003. С. 276-278.
7. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Изд-во АПН СССР, 1968. С. 91-110.
8. Галкина Т.В. Развитие концепции Я.А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации: Материалы Всероссийской конференции. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
9. Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации // Ю.Б. Гатанов, "Психологическая наука и образование", - 1998. - №1 - С. 10 - 14.
10. Гейвин Х. Когнитивная психология. СПб., 2003.
11. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта [Текст] / Дж.Гилфорд // Психология мышления. - М.: Прогресс, 2000. - 14с.
12. Дерманова И. Б., Крылова М. А. Креативность, личностные особенности и стратегии совладания старших школьников // Ананьевские чтения, 2004: Материалы научно-практической конференции. СПб., 2004. С. 384-386.
13. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб., 2002.
14. Ермолаева-Томина Л. Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей // Вопросы психологии. 1977. № 4. С. 74-84.
15. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1973. С. 34—38.
16. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности.: Питер; СПб.; 2009. С. 157.
17. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2003.
18. Матейко А. Условия творческого труда. Под редакцией и с послесловием Я.А. Пономарева. Москва: Издательство «Мир», 1970.
19. Моляко В. А. Техническое творчество и трудовое воспитание - М.: Знание, 1985. - 80с.
20. Парандовский Я. Алхимия слова. М., 1990.
21. Пекелис В.Д. Твои возможности, человек / В.Д. Пекелис, - М.: Знание, 1986. - 272 с.
22. Пономарев Я. А., Гаджиев Ч. М. Психологический механизм группового (коллективного) решения творческих задач: Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 279-295.
23. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976/
24. Психологическая диагностика детей и подростков. М., 1995. С. 97-102.
25. Пуфаль-Струзик И. Творческий путь в "трансгрессивной концепции личности" // И. Пуфаль-Струзик, "Психологическая наука и образование", - 2002. - №2. - С. 76 - 85.
26. Рибо Т. Анализ воображения. Эмоциональный фактор. Творческое воображение. Спб., 1901. С. 23-39.
27. Роджерс К. К теории творчества: Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994. С. 74-79.
28. Симонов, П. В., Ершов, П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984. С. 32.
29. Станиславский, К. С. Собр. соч.: в8тТ. I. М., 1954. С. 124.
30. Творчество: теория, диагностика, технология: Словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / Под ред. Т. А. Барышевой. СПб., 2008. С. 137.
31. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. — Томск: Изд-во Томск. ун-та; М.: Изд-во «Барс», 1997.
32. Шкловский, В. Б. Жили-были. М.. 1966. С. 69—70.
33. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
34. Averill J. R., Thomas-Knowls C. Emotional Creativity // K. T. Strongman (ed.). International review of studies on emotion. V. 1. Chichester. Wiley. 1991.
35. Barron F. The disposition toward originality // P. E. Vernon (ed.). Creativity. L. 1972. P. 273-288.
36. Cattell R. B. Abilities. Their Structure, Growth and Action. Boston, Houghton Mifflin company. 1971.
37. Cronbach, L. J. Essentials of psychological testing. New York: Harper, 1949.
38. Csikszentmihalyi M. Socity, cultureand person: A sistem view of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 325-339.
39. Foster J. Creativity and Teacher. Macmillan. 1971.
40. Getzels J. W., Jackson P. W. Creativity and intelligence: Explorations with gifted children. NY. Wiley. 1962.
41. Guilford J.P. Intelligence, Creativity and their Educational Implications. San Diego, 1968.
42. Jones T. P. Creative learning in perspective. London. 1972.
43. Koestler, Arthur "The Sleepwalkers", Part 4, chapter 8 (§1), Hutchinson & Co Ltd, London 1959.
44. Lytton H. Creativity and education. London. Rotledge and Kegan. 1971.
45. MacKinnon D. W. The personality correlates of creativity: A study of American architects // P. E. Vernon (ed.). Creativity, L. 1972. P. 289-311.
46. Mednick S. A. The associative basis of the creative process // Psychological Review. 1962.
47. Mumford. M., Gustafson S. Creativity syndrome: integration, application and innovation //Psychological Bulletin. 1988. V. 103. P. 27-43.
48. Rogers C. R. Towards a theory of creativity // P. E. Vernon (ed.). Creativity, L. 1972.
49. Taylor C. W. Various approaches to and definions of creativity // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge. Cambridge University Press. 1988. P. 99-126.
50. Torrance E. P. Guiding creative talent. Englewood Cloffs. NY. Prentice¬Hall. 1962.
51. Torrance E. P. Norms-thechnical mannual Torrance test of creativity thinking. Figural test E. P. Torrance. Regional Press Linn and Company. 1974 (b).
52. Torrance E. P. Rewarding creative behavior. Prentice-Hall. 1965.
53. Wallas G. The art of thought // P. E. Vernon (ed.). Creativity. 1972.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ