ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ В ПЕЧАТНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ
|
Введение 5
Глава 1 ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР 8
Глава 2 ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ 15
2.1 Подготовка к интервью 15
2.2 Проведение интервью 20
Глава 2 АВТОРСКИЕ ПОРТРЕТНЫЕ ИНТРЕВЬЮ В ЖУРНАЛАХ «[OFF]»
И «ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ» 36
Заключение 65
Список используемой литературы
Глава 1 ИНТЕРВЬЮ КАК ЖАНР 8
Глава 2 ТЕХНОЛОГИИ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТНОГО ИНТЕРВЬЮ 15
2.1 Подготовка к интервью 15
2.2 Проведение интервью 20
Глава 2 АВТОРСКИЕ ПОРТРЕТНЫЕ ИНТРЕВЬЮ В ЖУРНАЛАХ «[OFF]»
И «ДОРОГОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ» 36
Заключение 65
Список используемой литературы
На протяжении своего развития, как и любое другое направление публицистики, жанр портретное интервью претерпел ряд изменений, касающихся типологии, стилистики, характера функционирования, что, прежде всего в значительной степени определяется социальным контекстом.
Существует множество причин, влияющих на изменение рассматриваемого жанра. Так, значение термина «интервью» менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.
Но стоит отметить, что все же, база в определении жанра интервью сохранилась как «беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме».
Актуальность исследования. Невозможно отрицать того факта, что в журналистских тенденциях сейчас преобладает жанр портретного интервью. Несомненно, это связано с пристальным вниманием к личностям у аудитории. Сегодня, читателям/зрителям, мало новостной - фактической журналистики. В связи с широким и открытым доступом ко многим ресурсам, интерес аудитории к персонажам стал более реализуем, появилась возможность стать ближе и не только получать фактологические заключения, но и найти ключ к пониманию того или иного человека, ситуации или поступка.
Интервью - публицистический жанр, где журналист в форме беседы и с помощью вопросов способствует более полному изложению информации собеседником. Но полнота этой информации, и её качество напрямую зависит от владения навыками журналиста - интервьюера.
Объект исследование - интервью как жанр печатных СМИ.
Предмет исследования - портретные интервью в печатных СМИ Приморского края.
Цель исследования - проанализировать структурное построение интервью на примере публикаций в журналах «OFF» и «Дорогое Удовольствие»
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить понятие «портретное интервью»;
2. Рассмотреть формат в качестве категории современного производства;
3. Рассмотреть виды интервью, формы организации;
4. Выявить основной набор приемов, используемый интервьюером для раскрытия образа интервьюируемого;
5. Подготовка цикла публикаций в жанре «портретное интервью».
Хронологические рамки работы - июнь 2017 г. - май 2018 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по общей теории коммуникации, теории интервью и практике журналистики (работы Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Л. Бершидского, В.Л Леви, Д. Карнеги, Т.В. Шумиловой и др.).
Методы исследования - критический анализ и обобщение научной литературы; применение навыков написания портретного интервью на примере авторских публикаций; дискурсивный анализ; сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории печатной журналистике.
Структура работы. Работа состоит из ведения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, материал исследования, научная разработанность темы исследования, методы исследования, материал исследования, научная практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе - «Интервью как жанр» - рассматривается понятие интервью, его классификация; анализируются цели и задачи интервью; структура интервью.
Во второй главе - «Технология создания портретного интервью» - рассмотрены основные составляющие работы интервьюера - подготовка к интервью и проведение. Сбор информации; классификация вопросов; поиск подхода к интервьюируемому; согласование материала.
В третьей главе - «Авторские портретные интервью в журналах «[OFF]» и «Дорогое Удовольствие» - приведены собственные авторские портретные интервью.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
Существует множество причин, влияющих на изменение рассматриваемого жанра. Так, значение термина «интервью» менялось в зависимости от развития самого жанра, политической ситуации в стране и от других лингвистических и экстралингвистических факторов.
Но стоит отметить, что все же, база в определении жанра интервью сохранилась как «беседа, имеющая общественный интерес, определяющийся не только актуальностью или злободневностью обсуждаемого вопроса, но и непосредственным отношением, прямым или косвенным, читателя к затрагиваемой проблеме».
Актуальность исследования. Невозможно отрицать того факта, что в журналистских тенденциях сейчас преобладает жанр портретного интервью. Несомненно, это связано с пристальным вниманием к личностям у аудитории. Сегодня, читателям/зрителям, мало новостной - фактической журналистики. В связи с широким и открытым доступом ко многим ресурсам, интерес аудитории к персонажам стал более реализуем, появилась возможность стать ближе и не только получать фактологические заключения, но и найти ключ к пониманию того или иного человека, ситуации или поступка.
Интервью - публицистический жанр, где журналист в форме беседы и с помощью вопросов способствует более полному изложению информации собеседником. Но полнота этой информации, и её качество напрямую зависит от владения навыками журналиста - интервьюера.
Объект исследование - интервью как жанр печатных СМИ.
Предмет исследования - портретные интервью в печатных СМИ Приморского края.
Цель исследования - проанализировать структурное построение интервью на примере публикаций в журналах «OFF» и «Дорогое Удовольствие»
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Определить понятие «портретное интервью»;
2. Рассмотреть формат в качестве категории современного производства;
3. Рассмотреть виды интервью, формы организации;
4. Выявить основной набор приемов, используемый интервьюером для раскрытия образа интервьюируемого;
5. Подготовка цикла публикаций в жанре «портретное интервью».
Хронологические рамки работы - июнь 2017 г. - май 2018 г.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по общей теории коммуникации, теории интервью и практике журналистики (работы Г.В. Кузнецова, В.Л. Цвик, А.Я. Юровского, Л. Бершидского, В.Л Леви, Д. Карнеги, Т.В. Шумиловой и др.).
Методы исследования - критический анализ и обобщение научной литературы; применение навыков написания портретного интервью на примере авторских публикаций; дискурсивный анализ; сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут найти применение в спецкурсах по теории печатной журналистике.
Структура работы. Работа состоит из ведения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении определены актуальность исследования, его объект и предмет, цель и задачи, материал исследования, научная разработанность темы исследования, методы исследования, материал исследования, научная практическая значимость, а также структура работы.
В первой главе - «Интервью как жанр» - рассматривается понятие интервью, его классификация; анализируются цели и задачи интервью; структура интервью.
Во второй главе - «Технология создания портретного интервью» - рассмотрены основные составляющие работы интервьюера - подготовка к интервью и проведение. Сбор информации; классификация вопросов; поиск подхода к интервьюируемому; согласование материала.
В третьей главе - «Авторские портретные интервью в журналах «[OFF]» и «Дорогое Удовольствие» - приведены собственные авторские портретные интервью.
В заключении подводятся итоги исследования.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
В процессе работы над темой «Портретное интервью в печатных СМИ» были сделаны выводы, что для наиболее полного раскрытия портрета интервьюируемого журналист используют определенный набор средств, навыков и приемов, характерных для определенного стиля издания, но опирающиеся на общие законы жанра интервью.
В журналистике, как и в других видах творчества, присутствует своя жанровая дифференциация. Несмотря на расхождения в подходах к жанровой классификации, наиболее распространенным и популярным жанром во всех видах СМИ считается интервью, у которого также есть несколько разновидностей. Каждый вид имеет свои отличительные черты и находит применение в разных журналистских материалах.
Портретное интервью - особый жанр, поскольку посредством его, раскрывается внутренний мир человека. Особенно это важно, если речь идет о портрете писателя, актера, музыканта, политика, т.е. популярного медийного лица: именно такой слой общества формируют социокультурный компонент в обществе, именно они интересны публике, именно они делают рейтинг издания высоким.
Особенность и проблематика жанра «портретное интервью» в региональных СМИ можно выразить в нескольких составляющих.
Во-первых, это узкий выбор героя. Героями региональных СМИ - зачастую, являются малоизвестные персоны, или известны только узкому кругу читателей издания. Из-за этого, возникает проблема сбора информации, и описанные подходы: в «Глава 2.1 Подготовка к интервью» не всегда применимы.
В данном жанре, нет четких правил; интервью - это жанр психологических манипуляций, стратегий и тактик. В практике, интервьюер вырабатывает свой особый стиль, модель поведения и подход к интервьюируемому, который использует в работе.
Во-вторых, влияние на характер интервью оказывает формат и стиль издания. От этого зависит настроение вопросов и, собственно говоря, цель интервью-портрета. В СМИ, не обремененных «рамками» формата и стилистики, свобода творчества для журналиста шире. В таких СМИ, журналист сам волен ставить задачи к интервью и задавать вопросы, которые считает нужным.
В-третьих, отличие портретных интервью в региональных СМИ от федеральных, связано с проблемой заверки текста перед печатью. В региональных СМИ, процент рекламного контента интервью намного выше. Что влечет за собой препятствия в производстве «острого» текста. На моменте согласования, герой (на коммерческой основе) срезает все острые углы» интервью, и если интервьюер не заказного материала имеет право убеждать /уговаривать героя, не вырезать интересные моменты, то в региональных СМИ, где большая часть - это именно заказные материалы, журналист действует в рамках редакционной политики.
В процессе данного исследования были сделаны выводы, что умение раскрыть личность героя в процессе интервью и написание текста, требует как конкретных теоретических знаний, так и оригинального авторского подхода, основанного не только на общем знании психологии людей, но и на авторских творческих навыках.
В журналистике, как и в других видах творчества, присутствует своя жанровая дифференциация. Несмотря на расхождения в подходах к жанровой классификации, наиболее распространенным и популярным жанром во всех видах СМИ считается интервью, у которого также есть несколько разновидностей. Каждый вид имеет свои отличительные черты и находит применение в разных журналистских материалах.
Портретное интервью - особый жанр, поскольку посредством его, раскрывается внутренний мир человека. Особенно это важно, если речь идет о портрете писателя, актера, музыканта, политика, т.е. популярного медийного лица: именно такой слой общества формируют социокультурный компонент в обществе, именно они интересны публике, именно они делают рейтинг издания высоким.
Особенность и проблематика жанра «портретное интервью» в региональных СМИ можно выразить в нескольких составляющих.
Во-первых, это узкий выбор героя. Героями региональных СМИ - зачастую, являются малоизвестные персоны, или известны только узкому кругу читателей издания. Из-за этого, возникает проблема сбора информации, и описанные подходы: в «Глава 2.1 Подготовка к интервью» не всегда применимы.
В данном жанре, нет четких правил; интервью - это жанр психологических манипуляций, стратегий и тактик. В практике, интервьюер вырабатывает свой особый стиль, модель поведения и подход к интервьюируемому, который использует в работе.
Во-вторых, влияние на характер интервью оказывает формат и стиль издания. От этого зависит настроение вопросов и, собственно говоря, цель интервью-портрета. В СМИ, не обремененных «рамками» формата и стилистики, свобода творчества для журналиста шире. В таких СМИ, журналист сам волен ставить задачи к интервью и задавать вопросы, которые считает нужным.
В-третьих, отличие портретных интервью в региональных СМИ от федеральных, связано с проблемой заверки текста перед печатью. В региональных СМИ, процент рекламного контента интервью намного выше. Что влечет за собой препятствия в производстве «острого» текста. На моменте согласования, герой (на коммерческой основе) срезает все острые углы» интервью, и если интервьюер не заказного материала имеет право убеждать /уговаривать героя, не вырезать интересные моменты, то в региональных СМИ, где большая часть - это именно заказные материалы, журналист действует в рамках редакционной политики.
В процессе данного исследования были сделаны выводы, что умение раскрыть личность героя в процессе интервью и написание текста, требует как конкретных теоретических знаний, так и оригинального авторского подхода, основанного не только на общем знании психологии людей, но и на авторских творческих навыках.



