Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Интервьюер на современном радио: профессиональные качества и методы работы (на примере радиостанции "Эхо Москвы")

Работа №66708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Интервью как вид журналистской деятельности 7
1.1. Вопрос о дефиниции термина, сущностных признаках и классификации интервью 7
1.2. Методика интервьюирования: анализ основных этапов 21
Глава 2. Особенности профессиональной деятельности интервьюера на
радиостанции «Эхо Москвы» 39
2.1. Типологические характеристики и специфика контента радиостанции
«Эхо Москвы» 39
2.2. Интервьюер как ведущий радиопередачи: подготовка к эфиру и принципы ведения интервью 53
Заключение 72
Список литературы 76


Самый эффективный метод получения информации, самый распространенный жанр в журналистике, всепроникающий, неумирающий - именно с этих слов теоретики и практикующие журналисты обычно начинают разговор об интервью, именно так исследователи его характеризуют. Действительно, сегодня без интервью невозможно представить эфиры радиостанций и телеканалов, страницы печатных и интернет-изданий. За свою профессиональную жизнь журналист может не написать ни одной аналитической статьи, не снять ни одного сюжета, однако сложно найти сотрудника СМИ, который бы ни разу не брал интервью.
Однако именно интервью, широко представленные во всевозможных медиа, наглядно демонстрируют одну острую и, к сожалению, весьма характерную для современных СМИ проблему - проблему депрофессионализации журналистского сообщества. Молодые журналисты убеждены, что интервьюирование - самый легкий вид профессиональной деятельности, который не требует никаких специальных знаний. Ведь со стороны эта работа выглядит как непринужденное общение, а разве найдется человек, который в повседневной жизни ни разу бы не задавал вопросы? Логичным следствием данного заблуждения становятся примеры низкокачественных бессодержательных работ.
Однако отсутствие должной теоретической подготовки, незнание методики интервьюирования особенно критично, когда ставится вопрос о профпригодности радиожурналиста. Процесс записи интервью на радио является одновременно и результатом работы, а, следовательно, у автора просто нет права на ошибку. Если сотрудника печатных и интернет-изданий может «спасти» литературная обработка, то мастерство радиоинтервьюера всегда налицо. К тому же, радиоинтервьюер не может компенсировать явные недостатки своей работы красивой «картинкой», его профессиональные данные будут оценивать исключительно по записи звучащего разговора.
Актуальность исследования обусловлена неизменной
востребованностью интервью как вида журналистской деятельности в условиях непрерывно трансформирующейся действительности, предъявляющей все новые и новые требования к сотрудникам СМИ, и в частности, радиостанций. В этой связи необходимо непрерывно повышать профессиональный уровень радиоинтервьюеров, и с этой целью синтезировать и обновлять уже имеющиеся методики и привлекать новый эмпирический материал.
В данной работе будут выявлены особенности радиоинтервью как вида журналистской деятельности, представлены его основные формы и типы, рассмотрены основные этапы создания высококачественного эфирного продукта и показаны способы грамотного решения стоящих перед журналистом задач. Именно на должной теоретической подготовке и владении методикой интервьюирования базируется профессионализм радиожурналиста. Повседневная практика работы в качестве интервьюера на современной радиостанции будет исследована на примере сотрудников московской и петербургской редакций радио «Эхо Москвы». Именно интервью в эфире интересующего нас канала отведено центральное место.
Объектом исследования является амплуа «интервьюер» как особая журналистская специализация на современной радиостанции.
Предметом исследования является методика работы над журналистским произведением и профессиональные качества специалиста.
Цель исследования - выявление профессиональных навыков и качеств, необходимых сотруднику современной радиостанции, специализирующемуся на проведении интервью. Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявить сущностные признаки радиоинтервью как вида журналистской деятельности, выделить его основные формы и типы.
2. Рассмотреть основные этапы создания журналистского произведения и показать способы решения стоящих перед интервьюером задач.
3. Определить типологическое и форматное своеобразие радиостанции «Эхо Москвы», структурно-тематические особенности ее контента.
4. Проанализировать опыт работы в качестве интервьюера сотрудников столичных редакций радиостанции «Эхо Москвы».
Теоретической базой исследования стали работы теоретиков, российских и зарубежных журналистов-практиков, посвященные изучению интервью как жанра и метода радиожурналистики, технологии интервьюирования и особенностям профессиональной деятельности журналиста - сотрудника радиостанции. В основу первой (теоретической) главы данного исследования положены труды, в частности Т. В. Лебедевой , С. Н. Ильченко , М. М. Лукиной , С. А. Белановского , П. Хюллена и Т. Карга , а также работы других авторов (полный перечень использованной литературы приведен в разделе «Список литературы»).
Эмпирической базой исследования стали мастер-классы сотрудников московской и петербургской редакций радиостанции «Эхо Москвы» Ольги Журавлевой, Андрея Познякова, Арсения Веснина, Валерия Нечая, Татьяны Шеремет, а также аудиозаписи проведенных ими интервью в рамках программ «Особое мнение», «Персонально ваш», «Магистрат», «Интервью», «Синдром альтруиста».
Основными методами работы стали метод анализа, синтеза, классификации, описания, структурно-тематического анализа, интервью, наблюдения.
Структура работы: текст ВКР состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Трудно найти радиожурналиста, который в своей повседневной практике не сталкивался бы с необходимостью обратиться к интервью: как к методу в чистом виде, позволяющему узнать те или иные сведения, или как к способу получить синхрон для радиоматериала определенного жанра или вида. Однако в вышеперечисленных случаях интервью в арсенале, допустим, репортера, имеет лишь вспомогательный характер. Радиоинтервьюер же - это журналист, который занимается подготовкой и проведением интервью как самостоятельного жанра, являющегося структурообразующим
элементом радиопередачи или отдельной ее части.
Радиоинтервью - это коммуникативный акт между интервьюером, его собеседником и аудиторией. Характерными признаками его как жанра являются вопросно-ответная форма, предполагающая наличие спрашивающей и отвечающей стороны, и общая для всех интервью цель - получение информации, представляющей общественный интерес. Востребованность интервью на радио обусловлена самой сущностью аудиального канала информации, диалогичного по своей природе. В радиоэфире можно услышать и интервью-факт, и интервью-мнение (разновидности информационного интервью), протокольные, портретные и проблемные интервью, интервью-анкеты как форму общения с аудиторией, интервью-полилоги, диалоги и монологи. Общение журналиста и собеседника может проходить как в студии радиостанции, так и за ее пределами, как непосредственно - лицом к лицу, так и опосредованно - в частности, по телефону.
Процесс записи радиоинтервью является одновременно и результатом работы журналиста - в этом его принципиальное отличие от интервью для печатных СМИ. Следовательно, вид и качество эфирного продукта напрямую зависят от того, насколько тщательной была предварительная подготовка интервьюера. Она начинается с постановки цели, с четкого понимания, какой результат журналист намерен получить. В основе целостного и содержательного интервью всегда лежит конкретная, точно сформулированная тема или круг тем. Профессиональное общение требует от интервьюера глубоко знания предмета диалога, а, следовательно, предшествовать общению с собеседником должна тщательная работа по сбору сведений, касающихся темы предстоящего интервью. На основании полученной информации, интервьюер формулирует вопросы, уделяя особо пристальное внимание самому первому. Они должны побуждать интервьюируемого на развернутые и самостоятельные ответы, быть сформулированы кратко, ясно и узконаправленно, а кроме того - быть интересны аудитории радиостанции.
Интервью, хоть и выглядит со стороны как повседневная беседа, на деле является искусственно созданной ситуацией общения. Поэтому в ряде случаев интервьюеру бывает важно устранить все возможные барьеры, которые обусловлены неестественностью ситуации и препятствуют установлению контакта с собеседником. Инструментом для решения данной задачи может служить короткая беседа с интервьюируемым перед началом эфира.
Основная задача журналиста в процессе интервью - контроль над содержанием и ходом беседы, который ведется в трех направлениях: контроль над полнотой полученной информации и осуществление конкретизации, контроль над релевантностью получаемой информации, контроль над появлением ошибок и противоречий в словах интервьюируемого. В этой связи умение внимательно слушать собеседника, высокая скорость реакции - принципиально важные для радиоинтервьюера навыки. Кроме того, аудиальная природа радио требует от сотрудника непрерывной работы над речью, ее акустическими и содержательными характеристиками.
Формат интервью является наиболее характерным для передач информационно-аналитической разговорной радиостанции «Эхо Москвы» - одного из крупнейших и влиятельнейших СМИ в стране. Общение с гостями
в прямом эфире, интерактивное взаимодействие с аудиторией и оперативное освещение важнейших событий в стране и мире - главные составляющие индивидуального стиля «Эха». Флагманами эфира и визитной карточкой радиостанции являются общественно-политические передачи, при этом в целом эфир тематически весьма разнообразен и представлен множеством специализированных исторических, музыкальных, культурно¬
просветительских, автомобильных, спортивных и пр. передач. Региональные редакции, в частности, петербургская, придерживаются общей концепции и стиля вещания федерального эфира.
Повседневная работа в роли интервьюера на радиостанции «Эхо Москвы» требует от журналиста универсальности. Ведение знаковых общественно-политических программ, таких как «Особое мнение», обязывает сотрудника уметь взаимодействовать с любыми гостями, подбором и приглашением которых занимаются не интервьюеры, а продюсеры радиостанции. Более того, интервьюеру следует быть готовым провести любую передачу - и выдать качественный эфирный продукт. Знание главных событий общественно-политической, экономической, культурной жизни в стране и в мире, эрудированность - базовые требования к интервьюерам, без которых журналиста не допустят до эфира.
Для ведущих общественно-политических программ радиостанции «Эхо Москвы» характерна весьма активная, жесткая манера ведения диалога. Для того, чтобы создавать острые злободневные интервью, являющиеся визитной карточкой радиостанции, интервьюеру потребуются твердость, настойчивость и смелость - качества, необходимые для соблюдения ряда важнейших принципов: всегда держать бразды правления разговором в своих руках, добиваться ответа на свой, порой весьма неудобный вопрос, что зачастую связано с необходимостью вывести собеседника из зоны комфорта, спорить с интервьюируемым или указывать на явные несоответствия в его словах. Весьма характерен для «Эха Москвы» формат интервью, которые журналисты проводят в паре, как, в частности, в близкой по концепции к «Особому мнению» программе «Персонально ваш». Специфика парной работы заключается в том, что каждому журналисту необходимо выбрать и придерживается определенной ролевой модели поведения, отличной от модели поведения соведущего.
Следует отметить, что жесткость в общении с гостями уместна в общественно-политических программах, при этом ряд авторских тематических программ, в частности, социальная программа «Синдром альтруиста», напротив предполагает бережное и внимательное отношение к собеседнику и требует от журналиста умения найти индивидуальный подход к интервьюируемому и вызвать его доверие. Автор тематической программы обязан самостоятельно подбирать темы и гостей для нового выпуска.
Главная, важнейшая задача интервьюера - привлечение и удержание внимания аудитории радиостанции. Принципы, позволяющие справиться с ее решением, базируются на понимании специфики аудиального канала информации. Человек у радиоприемника воспринимает эфир исключительно на слух, а следовательно поступающая информация не должна быть «пустой»: аудитория должна понимать и легко представлять то, о чем идет речь. Чтобы удержать слушателя, необходимо дать ему почувствовать себя непосредственным участником диалога, который тоже имеет возможность задать вопрос гостю программы или ответить на вопрос журналиста. Вопрос к аудитории можно назвать удачным, если он способен спровоцировать в человеке внутренний спор - сложный выбор между разными мнениями.
Итак, мы видим, что интервьюирование, особенно в прямом эфире, весьма сложный вид профессиональной деятельности журналиста, требующий от него наличия множества навыков, качеств и, безусловно, серьезного опыта. Освоение начинающим журналистом интересующей нас специализации на радиостанции «Эхо Москвы» начинается с коротких телефонных интервью, дающих базовые навыки профессионального общения со спикерами.


1. Белановский, С. А. Глубокое интервью : учебно-методическое пособие / С. А. Белановский. - М. : Никколо-Медиа, 2001. - 320 с.
2. Время работать на радио. Современная радиожурналистика в разных
жанрах / ред. Е. Н. Филимоновых. - М. : Фонд независимого радиовещания, 2002. - 192 с. [Электронный ресурс] URL:
http://dedovkgu.narod.ru/bib/vremja.htm. Доступен: 24.04.2017.
3. Ганапольский, М. Ю. Кисло-сладкая журналистика / М. Ю. Ганапольский; ред. К. Винокуров. - М. : АСТ, 2009 ; М. : Зебра Е, 2009. - 413 с.
4. Гвоздев Л. З. Техника интервью: учебное пособие / Л. З. Гвоздев. - М. :
[б. и.], 1999. - 9 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-
reading.club/book.php?book=1019943. Доступен: 24.04.2017.
5. Ильченко, С. Н. Интервью в журналистике: как это делается : учебное пособие / С. Н. Ильченко. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2016. - 236 с.
6. История новейшей отечественной журналистики (февраль 1917 - 90-е
гг.) : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по направлению и спец. "Журналистика" / Р. П. Овсепян; под ред. Я. Н. Засурского. - 2-е изд., доп. - М. : Изд-во МГУ, 1999. - 303 с.
7. История русских медиа 1989-2011 : версия "Афиши" / ред. А. Горбачев, И. Красильщик. - М. : Афиша, 2011. - 303 с.
8. Клюев, Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии : учебное пособие / Ю. В. Клюев. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2015. - 151 с.
9. Кодола, Н. В. Интервью: Методика обучения. Практические советы : учебное пособие / Н. В. Кодола. - 2-е изд., испр. и доп., перераб. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 174 с.
10. Колесниченко А. В. Практическая журналистика : учебное пособие / А. В. Колесниченко. - М. : Изд-во Моск. ун-та, 2010. - 192 с.
11. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие / Т. В. Лебедева. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 224 с.
12. Лукина М. М. Технология интервью : учебное пособие для студентов вузов / М. М. Лукина. - 2-е изд., доп. - М. : Аспект Пресс, 2008. - 192 с.
13. Муратов С. А. Телевизионное общение в кадре и за кадром : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Журналистика" / С. А. Муратов. - М. : Аспект Пресс, 2003. - 201 с.
14. Радио- и телеинтервью. Проблемы жанра : сборник материалов
научно-практического семинара / Санкт-Петербургский
государственный университет (СПб.), Факультет журналистики: Кафедра радио и телевидения ; ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Ковтун. - СПб. : Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2002. - 66 с.
15. Радиожурналистика : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся специальности "Журналистика" / Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (М.) ; ред. А. А. Шерель. - 3-е изд. - М. : МГУ : Наука, 2005. - 480 с.
16. Рэндалл, Д. Универсальный журналист / Д. Рэндалл. - М. :
Международный центр журналистики, 1996. - 120 с. [Электронный ресурс] URL: http: //evartist.narod.ru/text 12/38.htm. Доступен:
24.04.2017.
17. Смирнов, В. В. Жанры радиожурналистики : учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. и спец. "Журналистика" / В. В. Смирнов. - М. : Аспект пресс, 2002. - 288 с.
18. Сухарева В. А., Аллахвердова А.А. Радио: музыкальное, новостное, общественное / В.А. Сухарева, А.А. Аллахвердова. - М. : Фонд независимого радиовещания, 2001. — 224 с.
19. Телевизионная журналистика : учебник / ред. Г. В. Кузнецов, ред. В. Л. Цвик, ред. А. Я. Юровский. - 4-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Высшая школа, 2002. - 304 с.
20. Хюллен, П. Карг, Т. Пособие для радиожурналистов / П. Хюллен, Т. Карг. - Deutschland, Bonn : DW-AKADEMIE, 2010. - 76 с.
21. Шеин, В. Н. Информационные и аналитические жанры
радиожурналистики : курс лекций / В. Н. Шеин. - Минск : Белорус. гос. ун-т., 2003. - 180 с.
22. Шеин, В. Н. Современная радиожурналистика : теория и практика : учебное пособие для специальности аудиовизуальная журналистика / В. Н. Шеин. - Минск : Белорус. гос. ун-т., 2010. - 138 с.
Периодические издания
23. Сахнова, Е. Б. Жанр интервью и его модификации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. - Саратов, 2013. №4. [Электронный ресурс] URL: http://cyberleninka.rU/article/n/zhanr-intervyu-i-ego-modifikatsii. Доступен: 24.04.2017.
Электронные ресурсы
24. История «Эха» / О нас // Официальный сайт радиостанции «Эхо Москвы». [Электронный ресурс]. URL: http: //echo .msk.ru/about/history/ Доступен: 15.04.2017.
25. Отчеты / Результаты исследований аудитории СМИ /
Медиаисследования // Mediascope. [Электронный ресурс]. URL:
http://mediascope.net/upload/iblock/22d/RI 2016 4 report.pdf . Доступен 15.04.2017.
26. Рейтинги / Результаты исследований аудитории СМИ /
Медиаисследования // Mediascope. [Электронный ресурс]. URL: http://mediascope.net/services/media/media-audience/radio/radio- index/information/ratings/. Доступен: 15.04.2017.
27. Рейтинги СМИ / Журналисты // Медиалогия. [Электронный ресурс].
URL: http: //www. mlg.ru/ratings/media/j ournalists/4660/ Доступен
15.04.2017.
28. Рейтинги федеральных СМИ // Медиалогия. [Электронный ресурс].
URL: http: //www. ml g.ru/ratings/media/federal/4677/ Доступен
15.04.2017.
29. Старт «Эха Москвы» // Журнал «Дилетант». [Электронный ресурс]. URL: http://diletant.media/articles/30504736/ Доступен: 15.04.2017.
30. «Эхо» в регионах / О нас // Официальный сайт радиостанции «Эхо
Москвы». [Электронный ресурс]. URL:
http://echo.msk.ru/about/regions/index.html. Доступен: 15.04.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ