РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ИНКЛЮЗИВНОСТИ «УМНЫХ ГОРОДОВ»
|
ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНКЛЮЗИВНОСТИ ПРОЕКТОВ «УМНЫЕ ГОРОДА» 10
1.1. Анализ понятийного аппарата 10
1.2. Теоретические предпосылки и опыт мировых практик
формирования инклюзивного направления «Умных городов» 15
1.3. Правовые основы инклюзивного общества 23
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В
ПРОЕКТАХ «УМНЫЙ ГОРОД» (НА ПРИМЕРЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) 31
2.1. Исследование организационного обеспечения реализации
инклюзивного направления в среде «Умного города» 31
2.1.1. Система информирования и ориентирования инвалидов по
зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» 31
2.1.2. ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» 35
2.1.3. Активные элементы городской среды 37
2.1.4. Социотехнические сервисы «Умных городов» 42
2.1.5. Туризм и сервис 51
2.1.6. Образование в концепции «Умных городов» 56
2.2. Система оценки инклюзивности проекта «умный город» 58
2.3. Исследование общественного мнения по проблеме
инклюзивности концепции «Умный город» 64
2.4. Проблемы реализации инклюзивного направления концепции
«Умный город» 70
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТАХ «УМНЫЕ ГОРОДА» 72
3.1. Разработка предложений по реформированию инклюзивных
«умных городов» с позиции государственного управления 72
3.2. Обоснование ресурсов для реализации предложений 74
3.3. Оценка ожидаемых эффектов от реализации предложений 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНКЛЮЗИВНОСТИ ПРОЕКТОВ «УМНЫЕ ГОРОДА» 10
1.1. Анализ понятийного аппарата 10
1.2. Теоретические предпосылки и опыт мировых практик
формирования инклюзивного направления «Умных городов» 15
1.3. Правовые основы инклюзивного общества 23
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В
ПРОЕКТАХ «УМНЫЙ ГОРОД» (НА ПРИМЕРЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) 31
2.1. Исследование организационного обеспечения реализации
инклюзивного направления в среде «Умного города» 31
2.1.1. Система информирования и ориентирования инвалидов по
зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» 31
2.1.2. ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» 35
2.1.3. Активные элементы городской среды 37
2.1.4. Социотехнические сервисы «Умных городов» 42
2.1.5. Туризм и сервис 51
2.1.6. Образование в концепции «Умных городов» 56
2.2. Система оценки инклюзивности проекта «умный город» 58
2.3. Исследование общественного мнения по проблеме
инклюзивности концепции «Умный город» 64
2.4. Проблемы реализации инклюзивного направления концепции
«Умный город» 70
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТАХ «УМНЫЕ ГОРОДА» 72
3.1. Разработка предложений по реформированию инклюзивных
«умных городов» с позиции государственного управления 72
3.2. Обоснование ресурсов для реализации предложений 74
3.3. Оценка ожидаемых эффектов от реализации предложений 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выбор темы исследования был обусловлен остросоциальным характером современного государства, необходимостью
совершенствования государственного участия в жизни граждан, имеющих инвалидность, и развитием технологий, использование которых может помочь инклюзии данной группы населения в жизнь современных городов.
Ввиду того, что услуги и процессы переводятся в электронный вид, а городские пространства оснащаются все более сложными технологиями, требуется сконцентрировать усилия, направляя их на то, чтобы «Умные города» не стали новой формой исключения людей, чья свобода деятельности затруднена наличием заболеваний.
Современное состояние изучаемой проблемы характеризуется недостаточной степенью учета особенностей граждан с инвалидностью в проектах «Умных городов». Концепция сравнительно молодая, и органы власти еще не осознают свою роль и ответственность в формировании инклюзивности технологий, меняющих социум. Разработчики также редко выступают инициаторами данного процесса.
Значительный опыт исследований по проблеме накоплен за рубежом. Так, А. Фули, Б. Ферри освещали технологическую изоляцию людей, имеющих инвалидность, Р. Перез-Делхойо с коллегами подчеркивали необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в целях повышения городской доступности. Различные аспекты государственного регулирования цифрового развития нашли достаточно подробное отражение и в работах отечественных ученых. Василенко И.А. писала об отсутствии готовности граждан к жизни в «Умных городах» и о необходимости правового закрепления их мнений при разработке проекта. Об общей проблеме доступности городов для граждан и об актуальности подготовительных образовательных мероприятий говорили Фахрадова Л.Н., Ардашкин И.Б. и Малышева Г.А.
Следует отметить, что проблема обеспечения инклюзивности российских «Умных городов» в научных работах представлена фрагментарно. Не существует конкретных предложений по реформированию парадигмы с учетом реалий нашей страны. Характеризует новизну исследования и представляет теоретическую значимость систематизация материалов о достаточно узкой сфере - инклюзии людей с инвалидностью в технологические реалии современных городских пространств, а практическую - разрабатываемая система критериев оценки инклюзивности проектов, результаты анализа общественного мнения по проблеме взаимодействия граждан с технологиями и предложенные пути совершенствования деятельности органов власти в данной области.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке ряда предложений по обеспечению инклюзивности «Умных городов» с позиции государственного управления.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические предпосылки и правовые основы развития инклюзивности «Умных городов»;
- исследовать учет проблемы инклюзивности «Умных городов» на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- разработать систему оценки инклюзивности проектов;
- провести разбор общественного мнения по проблеме доступности технологий для граждан с инвалидностью;
- выявить особенности и проблемы в сфере исследования;
- предложить пути реформирования «Умных городов», обосновать необходимые ресурсы и оценить эффекты мероприятий.
Объектом исследования являются проекты концепции «Умный город». Предметом - способы развития их инклюзивного направления.
Использованы такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение доступных источников информации; анализ, сравнение, синтез и обобщение полученных данных.
В первом разделе ВКР определены морально-этические и нормативные рамки применения терминов «инвалид» и др., согласован понятийный аппарат сферы «Умных городов», обоснована возможность использования понятия «инклюзивность»; описана мотивация исследования, проанализированы теоретические основы обеспечения доступности городов, проведено сравнение мнений научного сообщества; представлен аналитический обзор нормативно-правовой базы, закрепляющей права граждан с инвалидностью на технологии.
Во втором разделе проведено аналитическое исследование существующих в Санкт-Петербурге и городах Ленинградской области «умных решений» с точки зрения их преимуществ и возможных барьеров для граждан с инвалидностью; разработана система оценки уровня инклюзивности элементов; проанализированы результаты исследования общественного мнения, выявлены и обоснованы проблемы инклюзивного направления концепции.
Практический раздел работы содержит ряд предложений по реформированию парадигмы «Умных городов» с целью учета особенностей граждан с инвалидностью, описана роль государства в данных процессах; определены ресурсы, необходимые для реализации мероприятий; оценены эффекты, ожидаемые от их исполнения.
совершенствования государственного участия в жизни граждан, имеющих инвалидность, и развитием технологий, использование которых может помочь инклюзии данной группы населения в жизнь современных городов.
Ввиду того, что услуги и процессы переводятся в электронный вид, а городские пространства оснащаются все более сложными технологиями, требуется сконцентрировать усилия, направляя их на то, чтобы «Умные города» не стали новой формой исключения людей, чья свобода деятельности затруднена наличием заболеваний.
Современное состояние изучаемой проблемы характеризуется недостаточной степенью учета особенностей граждан с инвалидностью в проектах «Умных городов». Концепция сравнительно молодая, и органы власти еще не осознают свою роль и ответственность в формировании инклюзивности технологий, меняющих социум. Разработчики также редко выступают инициаторами данного процесса.
Значительный опыт исследований по проблеме накоплен за рубежом. Так, А. Фули, Б. Ферри освещали технологическую изоляцию людей, имеющих инвалидность, Р. Перез-Делхойо с коллегами подчеркивали необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в целях повышения городской доступности. Различные аспекты государственного регулирования цифрового развития нашли достаточно подробное отражение и в работах отечественных ученых. Василенко И.А. писала об отсутствии готовности граждан к жизни в «Умных городах» и о необходимости правового закрепления их мнений при разработке проекта. Об общей проблеме доступности городов для граждан и об актуальности подготовительных образовательных мероприятий говорили Фахрадова Л.Н., Ардашкин И.Б. и Малышева Г.А.
Следует отметить, что проблема обеспечения инклюзивности российских «Умных городов» в научных работах представлена фрагментарно. Не существует конкретных предложений по реформированию парадигмы с учетом реалий нашей страны. Характеризует новизну исследования и представляет теоретическую значимость систематизация материалов о достаточно узкой сфере - инклюзии людей с инвалидностью в технологические реалии современных городских пространств, а практическую - разрабатываемая система критериев оценки инклюзивности проектов, результаты анализа общественного мнения по проблеме взаимодействия граждан с технологиями и предложенные пути совершенствования деятельности органов власти в данной области.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке ряда предложений по обеспечению инклюзивности «Умных городов» с позиции государственного управления.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические предпосылки и правовые основы развития инклюзивности «Умных городов»;
- исследовать учет проблемы инклюзивности «Умных городов» на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- разработать систему оценки инклюзивности проектов;
- провести разбор общественного мнения по проблеме доступности технологий для граждан с инвалидностью;
- выявить особенности и проблемы в сфере исследования;
- предложить пути реформирования «Умных городов», обосновать необходимые ресурсы и оценить эффекты мероприятий.
Объектом исследования являются проекты концепции «Умный город». Предметом - способы развития их инклюзивного направления.
Использованы такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение доступных источников информации; анализ, сравнение, синтез и обобщение полученных данных.
В первом разделе ВКР определены морально-этические и нормативные рамки применения терминов «инвалид» и др., согласован понятийный аппарат сферы «Умных городов», обоснована возможность использования понятия «инклюзивность»; описана мотивация исследования, проанализированы теоретические основы обеспечения доступности городов, проведено сравнение мнений научного сообщества; представлен аналитический обзор нормативно-правовой базы, закрепляющей права граждан с инвалидностью на технологии.
Во втором разделе проведено аналитическое исследование существующих в Санкт-Петербурге и городах Ленинградской области «умных решений» с точки зрения их преимуществ и возможных барьеров для граждан с инвалидностью; разработана система оценки уровня инклюзивности элементов; проанализированы результаты исследования общественного мнения, выявлены и обоснованы проблемы инклюзивного направления концепции.
Практический раздел работы содержит ряд предложений по реформированию парадигмы «Умных городов» с целью учета особенностей граждан с инвалидностью, описана роль государства в данных процессах; определены ресурсы, необходимые для реализации мероприятий; оценены эффекты, ожидаемые от их исполнения.
Работа была посвящена вопросу адаптации городских технологий к особенностям граждан с инвалидностью. «Умные города» обладают множеством преимуществ для данной группы населения, но при этом без должного внимания к процессу развития они могут также легко, как разрушать существующие барьеры, создать новые.
Главенствующая роль в процессе обеспечения инклюзивности «Умных городов» отведена государству и заключается она в формировании единой концепции развития общественных пространств. В его ответственности разрабатывать и вносить изменения в систему законодательных мер, руководствуясь целью защиты прав граждан. Регулирующий и контролирующий характер деятельности органов власти позволяет ограничивать проекты стандартами инклюзивности и оказывать поддержку социально-значимым инициативам, образовывать компетентные организации и разрабатывать методические указания для исполнения в бюджетных учреждениях.
В работе был собран и проанализирован теоретический материал по теме исследования. Разработка ключевых предпосылок формирования инклюзивных современных городов объяснила значимость пересмотра парадигм «доступной среды» и «умных городов» в пользу объединения их положений. Анализ мнений научного сообщества подтвердил, что новые технологии могут как способствовать включению граждан в общественные процессы, решать их бытовые проблемы, так и стать формой социальной изоляции, если устройства, онлайн-ресурсы, городские объекты не соответствуют нормам доступности. Было подтверждено, что в нашей стране концепция «Умный город» является малоизученной и не исследуется с точки зрения доступности, большее внимание уделяется физическим препятствиям окружающей среды и ментальным барьерам общества.
Разбор нормативно-правовой базы показал, что права граждан с инвалидностью в целом законодательно закреплены, доступ к технологиям и в остальные сферы жизнедеятельности гарантируется. Но документы, касающиеся «Умных городов», практически полностью игнорируют особенности и потребности этой группы населения. Обеспечивается доступ к сети Internet, но лишь формально.
Основой исследования стал анализ организационного обеспечения инклюзивного направления в проектах «Умные города» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были выделены существующие в городах элементы, которые по рекомендациям Минстроя России, по заявлениям органов власти или, по общепринятому мнению, являются ключевыми достижениями цифровизации. Результатом исследования стал подробный анализ каждого элемента с точки зрения организации его исполнения, функций и особенностей проекта, преимуществ и создаваемых барьеров для граждан с инвалидностью. Было выявлено, что проекты «Умные города» представляют собой набор разрозненных инициатив, а не единое проработанное актуализированное пространство. Это является препятствием для формирования четкого внешнего облика современных высокотехнологичных городов, затрудняет качественное удовлетворение нужд граждан. Социально-ориентированные проекты, которые направлены на повышения качества жизни граждан с инвалидностью, не пользуются поддержкой государства. Свобода, которой наделены представители бизнес-среды и разработчики «умных решений», также не способствует обеспечению инклюзивности концепции. Была разработана система оценки инклюзивности проектов для ее внедрения в механизм конкурсного отбора инициатив, включаемых в перечень проектов для «Умного города».
С целью анализа мотивационной и операционной готовности граждан, имеющих инвалидность, к использованию «умных решений» в повседневной жизни был проведен опрос общественного мнения. Полученные результаты характеризовались широким диапазоном. Совокупная аудитория портала участия в решении вопросов развития городской среды, карт доступности объектов, инновационных систем ориентирования в городе для людей с инвалидностью составляет менее 15% принявших участие в опросе. Это подтвердило необходимость запуска информационно-просветительского мероприятия.
Итогом работы стал ряд предложений, направленных на формирование модели инклюзивного развития «Умных городов». Среди приоритетных мероприятий создание экспертной группы, применяющей систему оценки инклюзивности в цикле отбора и внедрения «умных решений»; внесение в правовые акты изменений, закрепляющих наличие системы радиоинформирования и ориентирования на объектах инфраструктуры и предоставление гражданам абонентского устройства в качестве технического средства реабилитации; реализация образовательного проекта, способствующего включению граждан в «Умные города». Эффективность рекомендаций, сделанных автором, обосновывается соотношением ресурсов, необходимых для их реализации, и ожидаемых от исполнения эффектов. Рассчитанные в работе, они подтвердили логичность, рациональность и значимость предложений и настоящей ВКР в целом.
Решение всех установленных ранее задач позволяет считать цель исследования достигнутой.
Главенствующая роль в процессе обеспечения инклюзивности «Умных городов» отведена государству и заключается она в формировании единой концепции развития общественных пространств. В его ответственности разрабатывать и вносить изменения в систему законодательных мер, руководствуясь целью защиты прав граждан. Регулирующий и контролирующий характер деятельности органов власти позволяет ограничивать проекты стандартами инклюзивности и оказывать поддержку социально-значимым инициативам, образовывать компетентные организации и разрабатывать методические указания для исполнения в бюджетных учреждениях.
В работе был собран и проанализирован теоретический материал по теме исследования. Разработка ключевых предпосылок формирования инклюзивных современных городов объяснила значимость пересмотра парадигм «доступной среды» и «умных городов» в пользу объединения их положений. Анализ мнений научного сообщества подтвердил, что новые технологии могут как способствовать включению граждан в общественные процессы, решать их бытовые проблемы, так и стать формой социальной изоляции, если устройства, онлайн-ресурсы, городские объекты не соответствуют нормам доступности. Было подтверждено, что в нашей стране концепция «Умный город» является малоизученной и не исследуется с точки зрения доступности, большее внимание уделяется физическим препятствиям окружающей среды и ментальным барьерам общества.
Разбор нормативно-правовой базы показал, что права граждан с инвалидностью в целом законодательно закреплены, доступ к технологиям и в остальные сферы жизнедеятельности гарантируется. Но документы, касающиеся «Умных городов», практически полностью игнорируют особенности и потребности этой группы населения. Обеспечивается доступ к сети Internet, но лишь формально.
Основой исследования стал анализ организационного обеспечения инклюзивного направления в проектах «Умные города» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были выделены существующие в городах элементы, которые по рекомендациям Минстроя России, по заявлениям органов власти или, по общепринятому мнению, являются ключевыми достижениями цифровизации. Результатом исследования стал подробный анализ каждого элемента с точки зрения организации его исполнения, функций и особенностей проекта, преимуществ и создаваемых барьеров для граждан с инвалидностью. Было выявлено, что проекты «Умные города» представляют собой набор разрозненных инициатив, а не единое проработанное актуализированное пространство. Это является препятствием для формирования четкого внешнего облика современных высокотехнологичных городов, затрудняет качественное удовлетворение нужд граждан. Социально-ориентированные проекты, которые направлены на повышения качества жизни граждан с инвалидностью, не пользуются поддержкой государства. Свобода, которой наделены представители бизнес-среды и разработчики «умных решений», также не способствует обеспечению инклюзивности концепции. Была разработана система оценки инклюзивности проектов для ее внедрения в механизм конкурсного отбора инициатив, включаемых в перечень проектов для «Умного города».
С целью анализа мотивационной и операционной готовности граждан, имеющих инвалидность, к использованию «умных решений» в повседневной жизни был проведен опрос общественного мнения. Полученные результаты характеризовались широким диапазоном. Совокупная аудитория портала участия в решении вопросов развития городской среды, карт доступности объектов, инновационных систем ориентирования в городе для людей с инвалидностью составляет менее 15% принявших участие в опросе. Это подтвердило необходимость запуска информационно-просветительского мероприятия.
Итогом работы стал ряд предложений, направленных на формирование модели инклюзивного развития «Умных городов». Среди приоритетных мероприятий создание экспертной группы, применяющей систему оценки инклюзивности в цикле отбора и внедрения «умных решений»; внесение в правовые акты изменений, закрепляющих наличие системы радиоинформирования и ориентирования на объектах инфраструктуры и предоставление гражданам абонентского устройства в качестве технического средства реабилитации; реализация образовательного проекта, способствующего включению граждан в «Умные города». Эффективность рекомендаций, сделанных автором, обосновывается соотношением ресурсов, необходимых для их реализации, и ожидаемых от исполнения эффектов. Рассчитанные в работе, они подтвердили логичность, рациональность и значимость предложений и настоящей ВКР в целом.
Решение всех установленных ранее задач позволяет считать цель исследования достигнутой.
Подобные работы
- Государственное управление инновационного развития топливно-энергетического комплекса в Ленинградской области
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2022 - Механизмы реализации проектного подхода в управлении творческим кластером
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Формирование организационно-педагогический условий повышения профессиональной квалификации педагогических работников в образовательной организации для реализации требований Профессионального стандарта «Педагог»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ АГЕНТНОСТИ В РЕШЕНИИ
ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ: КЕЙС КРАСНОЯРСКА
Магистерская диссертация, антропология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022



