ВВЕДЕНИЕ 8
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНКЛЮЗИВНОСТИ ПРОЕКТОВ «УМНЫЕ ГОРОДА» 10
1.1. Анализ понятийного аппарата 10
1.2. Теоретические предпосылки и опыт мировых практик
формирования инклюзивного направления «Умных городов» 15
1.3. Правовые основы инклюзивного общества 23
2. ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕТА ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОСТИ В
ПРОЕКТАХ «УМНЫЙ ГОРОД» (НА ПРИМЕРЕ САНКТ- ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) 31
2.1. Исследование организационного обеспечения реализации
инклюзивного направления в среде «Умного города» 31
2.1.1. Система информирования и ориентирования инвалидов по
зрению и других маломобильных групп населения «Говорящий город» 31
2.1.2. ФГИС «Федеральный реестр инвалидов» 35
2.1.3. Активные элементы городской среды 37
2.1.4. Социотехнические сервисы «Умных городов» 42
2.1.5. Туризм и сервис 51
2.1.6. Образование в концепции «Умных городов» 56
2.2. Система оценки инклюзивности проекта «умный город» 58
2.3. Исследование общественного мнения по проблеме
инклюзивности концепции «Умный город» 64
2.4. Проблемы реализации инклюзивного направления концепции
«Умный город» 70
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИНКЛЮЗИВНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ В ПРОЕКТАХ «УМНЫЕ ГОРОДА» 72
3.1. Разработка предложений по реформированию инклюзивных
«умных городов» с позиции государственного управления 72
3.2. Обоснование ресурсов для реализации предложений 74
3.3. Оценка ожидаемых эффектов от реализации предложений 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЕ
Выбор темы исследования был обусловлен остросоциальным характером современного государства, необходимостью
совершенствования государственного участия в жизни граждан, имеющих инвалидность, и развитием технологий, использование которых может помочь инклюзии данной группы населения в жизнь современных городов.
Ввиду того, что услуги и процессы переводятся в электронный вид, а городские пространства оснащаются все более сложными технологиями, требуется сконцентрировать усилия, направляя их на то, чтобы «Умные города» не стали новой формой исключения людей, чья свобода деятельности затруднена наличием заболеваний.
Современное состояние изучаемой проблемы характеризуется недостаточной степенью учета особенностей граждан с инвалидностью в проектах «Умных городов». Концепция сравнительно молодая, и органы власти еще не осознают свою роль и ответственность в формировании инклюзивности технологий, меняющих социум. Разработчики также редко выступают инициаторами данного процесса.
Значительный опыт исследований по проблеме накоплен за рубежом. Так, А. Фули, Б. Ферри освещали технологическую изоляцию людей, имеющих инвалидность, Р. Перез-Делхойо с коллегами подчеркивали необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в целях повышения городской доступности. Различные аспекты государственного регулирования цифрового развития нашли достаточно подробное отражение и в работах отечественных ученых. Василенко И.А. писала об отсутствии готовности граждан к жизни в «Умных городах» и о необходимости правового закрепления их мнений при разработке проекта. Об общей проблеме доступности городов для граждан и об актуальности подготовительных образовательных мероприятий говорили Фахрадова Л.Н., Ардашкин И.Б. и Малышева Г.А.
Следует отметить, что проблема обеспечения инклюзивности российских «Умных городов» в научных работах представлена фрагментарно. Не существует конкретных предложений по реформированию парадигмы с учетом реалий нашей страны. Характеризует новизну исследования и представляет теоретическую значимость систематизация материалов о достаточно узкой сфере - инклюзии людей с инвалидностью в технологические реалии современных городских пространств, а практическую - разрабатываемая система критериев оценки инклюзивности проектов, результаты анализа общественного мнения по проблеме взаимодействия граждан с технологиями и предложенные пути совершенствования деятельности органов власти в данной области.
Таким образом, цель исследования заключается в разработке ряда предложений по обеспечению инклюзивности «Умных городов» с позиции государственного управления.
Для достижения цели определены следующие задачи:
- проанализировать теоретические предпосылки и правовые основы развития инклюзивности «Умных городов»;
- исследовать учет проблемы инклюзивности «Умных городов» на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
- разработать систему оценки инклюзивности проектов;
- провести разбор общественного мнения по проблеме доступности технологий для граждан с инвалидностью;
- выявить особенности и проблемы в сфере исследования;
- предложить пути реформирования «Умных городов», обосновать необходимые ресурсы и оценить эффекты мероприятий.
Объектом исследования являются проекты концепции «Умный город». Предметом - способы развития их инклюзивного направления.
Использованы такие теоретические и эмпирические методы исследования, как изучение доступных источников информации; анализ, сравнение, синтез и обобщение полученных данных.
В первом разделе ВКР определены морально-этические и нормативные рамки применения терминов «инвалид» и др., согласован понятийный аппарат сферы «Умных городов», обоснована возможность использования понятия «инклюзивность»; описана мотивация исследования, проанализированы теоретические основы обеспечения доступности городов, проведено сравнение мнений научного сообщества; представлен аналитический обзор нормативно-правовой базы, закрепляющей права граждан с инвалидностью на технологии.
Во втором разделе проведено аналитическое исследование существующих в Санкт-Петербурге и городах Ленинградской области «умных решений» с точки зрения их преимуществ и возможных барьеров для граждан с инвалидностью; разработана система оценки уровня инклюзивности элементов; проанализированы результаты исследования общественного мнения, выявлены и обоснованы проблемы инклюзивного направления концепции.
Практический раздел работы содержит ряд предложений по реформированию парадигмы «Умных городов» с целью учета особенностей граждан с инвалидностью, описана роль государства в данных процессах; определены ресурсы, необходимые для реализации мероприятий; оценены эффекты, ожидаемые от их исполнения.
Работа была посвящена вопросу адаптации городских технологий к особенностям граждан с инвалидностью. «Умные города» обладают множеством преимуществ для данной группы населения, но при этом без должного внимания к процессу развития они могут также легко, как разрушать существующие барьеры, создать новые.
Главенствующая роль в процессе обеспечения инклюзивности «Умных городов» отведена государству и заключается она в формировании единой концепции развития общественных пространств. В его ответственности разрабатывать и вносить изменения в систему законодательных мер, руководствуясь целью защиты прав граждан. Регулирующий и контролирующий характер деятельности органов власти позволяет ограничивать проекты стандартами инклюзивности и оказывать поддержку социально-значимым инициативам, образовывать компетентные организации и разрабатывать методические указания для исполнения в бюджетных учреждениях.
В работе был собран и проанализирован теоретический материал по теме исследования. Разработка ключевых предпосылок формирования инклюзивных современных городов объяснила значимость пересмотра парадигм «доступной среды» и «умных городов» в пользу объединения их положений. Анализ мнений научного сообщества подтвердил, что новые технологии могут как способствовать включению граждан в общественные процессы, решать их бытовые проблемы, так и стать формой социальной изоляции, если устройства, онлайн-ресурсы, городские объекты не соответствуют нормам доступности. Было подтверждено, что в нашей стране концепция «Умный город» является малоизученной и не исследуется с точки зрения доступности, большее внимание уделяется физическим препятствиям окружающей среды и ментальным барьерам общества.
Разбор нормативно-правовой базы показал, что права граждан с инвалидностью в целом законодательно закреплены, доступ к технологиям и в остальные сферы жизнедеятельности гарантируется. Но документы, касающиеся «Умных городов», практически полностью игнорируют особенности и потребности этой группы населения. Обеспечивается доступ к сети Internet, но лишь формально.
Основой исследования стал анализ организационного обеспечения инклюзивного направления в проектах «Умные города» Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Были выделены существующие в городах элементы, которые по рекомендациям Минстроя России, по заявлениям органов власти или, по общепринятому мнению, являются ключевыми достижениями цифровизации. Результатом исследования стал подробный анализ каждого элемента с точки зрения организации его исполнения, функций и особенностей проекта, преимуществ и создаваемых барьеров для граждан с инвалидностью. Было выявлено, что проекты «Умные города» представляют собой набор разрозненных инициатив, а не единое проработанное актуализированное пространство. Это является препятствием для формирования четкого внешнего облика современных высокотехнологичных городов, затрудняет качественное удовлетворение нужд граждан. Социально-ориентированные проекты, которые направлены на повышения качества жизни граждан с инвалидностью, не пользуются поддержкой государства. Свобода, которой наделены представители бизнес-среды и разработчики «умных решений», также не способствует обеспечению инклюзивности концепции. Была разработана система оценки инклюзивности проектов для ее внедрения в механизм конкурсного отбора инициатив, включаемых в перечень проектов для «Умного города».
С целью анализа мотивационной и операционной готовности граждан, имеющих инвалидность, к использованию «умных решений» в повседневной жизни был проведен опрос общественного мнения. Полученные результаты характеризовались широким диапазоном. Совокупная аудитория портала участия в решении вопросов развития городской среды, карт доступности объектов, инновационных систем ориентирования в городе для людей с инвалидностью составляет менее 15% принявших участие в опросе. Это подтвердило необходимость запуска информационно-просветительского мероприятия.
Итогом работы стал ряд предложений, направленных на формирование модели инклюзивного развития «Умных городов». Среди приоритетных мероприятий создание экспертной группы, применяющей систему оценки инклюзивности в цикле отбора и внедрения «умных решений»; внесение в правовые акты изменений, закрепляющих наличие системы радиоинформирования и ориентирования на объектах инфраструктуры и предоставление гражданам абонентского устройства в качестве технического средства реабилитации; реализация образовательного проекта, способствующего включению граждан в «Умные города». Эффективность рекомендаций, сделанных автором, обосновывается соотношением ресурсов, необходимых для их реализации, и ожидаемых от исполнения эффектов. Рассчитанные в работе, они подтвердили логичность, рациональность и значимость предложений и настоящей ВКР в целом.
Решение всех установленных ранее задач позволяет считать цель исследования достигнутой.
1. Committee on the Rights of Persons with Disabilities examines the report of Russia [Электронный ресурс]. - The Office of the High Commissioner for Human Rights - Режим доступа: https://www.ohchr.org/EN/NewsEvents/Pages/DisplayNews.aspx?NewsID =22733&LangID=E (дата обращения: 10.03.2020).
2. «Инвалиды» - правильное слово? [Электронный ресурс]. - BBC News - Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/news-45667220 (дата обращения: 10.03.2020).
3. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от
02.12.2019) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
4. «Инвалид» или «человек с инвалидностью»? [Электронный ресурс]. - Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива» - Режим доступа: https://perspektiva-inva.ru/news/5052- 2019-10-11-12-28-32 (дата обращения: 11.03.2020).
5. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.08.2019 № 585н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» // Официальный интернет-портал правовой информации. - 2019. - 19 ноября.
6. A Digital Agenda for Europe [Электронный ресурс]. - EUR- Lex Access to European Union law - Режим доступа: https://eur- lex.europa.eu/legal-content/en/ALL/?uri=CELEX%3A52010DC0245 (дата обращения: 11.03.2020).
7. Показатели «умных» устойчивых городов, разработанные
ЕЭК ООН-МСЭ [Электронный ресурс]. - Европейская экономическая комиссия ООН - Режим доступа:
https://www.unece.org/fileadmin/DAM/hlm/documents/2015/ECE_HBP_2 0154.ru.pdf (дата обращения: 11.03.2020).
8. Проект цифровизации городского хозяйства «Умный город»
[Электронный ресурс]. - Минстрой России - Режим доступа:
http://www.minstroyrf.ru/trades/gorodskaya-sreda/proekt-tsifrovizatsii- gorodskogo-khozyaystva-umnyy-gorod/ (дата обращения: 11.03.2020).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от
01.03.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 29.12.2012, № 53, ст. 7598.
10. Social Inclusion [Электронный ресурс]. - Department of
Economic and Social Affairs Poverty United Nations - Режим доступа: https://www.un.org/development/desa/socialperspectiveondevelopment/issu es/social-integration.html (дата обращения: 12.03.2020).
11. What is inclusive design? [Электронный ресурс]. - University
of Cambridge - Режим доступа:
http://www.inclusivedesigntoolkit.com/whatis/whatis.html (дата
обращения: 12.03.2020).
12. What is the Digital Divide? [Электронный ресурс]. - Digital
Divide Council - Режим доступа:
http://www.digitaldividecouncil.com/what-is-the-digital-divide/ (дата
обращения: 12.03.2020).
13. The World’s Cities in 2018 [Электронный ресурс]. - United Nations Department of economic and social affairs - Режим доступа: https://www.un.org/en/events/citiesday/assets/pdf/the_worlds_cities_in_201 8_data_booklet.pdf (дата обращения: 09.04.2020).
14. World Report on Disability [Электронный ресурс]. - World
Health Organization and World Bank - Режим доступа:
www.who.int/disabilities/world_report/2011/en (дата обращения:
09.04.2020).
15. The Inclusion Imperative: Towards Disability-Inclusive and Accessible Urban Development [Электронный ресурс]. - World Enabled - Режим доступа: www.worldenabled.org/the-inclusion-imperative-towards- disability-inclusiveand-accessible-urban-development (дата обращения: 09.04.2020).
16. Доступная среда [Электронный ресурс]. - mos.ru - Режим
доступа: https://www.mos.ru/news/item/33658073/ (дата обращения:
10.04.2020).
17. «Доступная среда» для инвалидов продолжает жить лишь на
бумаге [Электронный ресурс]. - РБК - Режим доступа:
https://www.rbc.ru/economics/03/08/2012/5703fad39a7947ac81a6a567 (дата обращения: 10.04.2020).
18. Агранович, В. Б. Город равных возможностей в зеркале социальных медиа [Текст] / В. Б. Агранович, В. С. Иванова, Н. А. Колодий // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2019. - №47. - С. 137-148.
19. Фахрадова, Л. Н. Проблемы социальной инклюзии инвалидов: опыт регионального исследования [Текст] / Л. Н. Фахрадова // Проблемы развития территории. - 2016. - №6 (86). - С. 58-73.
20. Perez-Delhoyo, R. Improving urban accessibility: A
methodology for urban dynamics analysis in smart, sustainable and inclusive cities [Электронный ресурс]. - Urban Regeneration and Sustainability - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/313121089 (дата обращения: 21.12.2019).
21. Foley, A. Technology for people, not disabilities: Ensuring
access and inclusion [Электронный ресурс]. - Journal of Research in Special Educational Needs 12 (4) - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/263752183 (дата обращения:
21.12.2019) .
22. Perez-Delhoyo, R. Making Smart and Accessible Cities - An
Urban Model based on the Design of Intelligent Environments [Электронный ресурс]. - Conference: SMARTGREENS 2016 - 5th
International Conference on Smart Cities and Green ICT Systems - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/301622059 (дата
обращения: 21.12.2019).
23. Blanton, C. Creating an Equitable Smart City [Электронный
ресурс]. - Smart Cities in Application - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/334492612 (дата обращения:
22.12.2019) .
24. Малышева, Г. А. О социально-политических вызовах и рисках цифровизации российского общества [Текст] / Г. А. Малышева // Власть. - 2018. - №1. - С. 40-46.
25. Бухтиярова, И. Н. Информационные технологии как фактор развития современного инклюзивного общества [Текст] / И. Н. Бухтиярова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - №6-1. - С. 122-125.
26. Василенко, И. А. Формирование социально-политической концепции «умный город» в политической науке: модели и технологии [Текст] / И. А. Василенко // Формирование социально-политической концепции «умный город». Мировой и российский опыт: сб. материалов. - Москва, 2019. - С. 168.
27. Reuter, T. Human rights and the city: Including marginalized
communities in urban development and smart cities [Электронный ресурс]. - Journal of Human Rights - Режим доступа:
https://www.uab.edu/cas/humanrights/images/Documents/human-rights- and-city-reuter-2019.pdf (дата обращения: 22.12.2019).
28. Белоглазов, А. А., Проектирование инклюзивной самостоятельной работы студентов с применением информационных технологий [Текст] / А. А. Белоглазов, Л. Б. Белоглазова, И. А. Белоглазова // Вестник РУДН. - 2018. - №3. - С 294-303.
29. Ардашкин, И. Б. Смарт-технологии как феномен: концептуализация подходов и философский анализ [Текст] / И. Б. Ардашкин // Вестник Томского гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. - 2018. - №43. - С. 55-68.
30. Dirks, S. Digital inclusion through accessible technologies:
Introduction to the special thematic session [Электронный ресурс]. - 16th International Conference on Computers Helping People with Special Needs, ICCHP 2018 - Режим доступа: https://www.scopus.com/record/
access+for+people+with+disabilities+to+electronic+skills (дата
обращения: 23.12.2019).
31. Василенко, И. А. Особенности формирования социально-политической концепции «умного города» в регионах России (на примере Сарова, Елабуги, Сочи) [Текст] / И. А. Василенко, А. Н. Егорова // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 77. - С. 188-201.
32. Положение инвалидов [Электронный ресурс]. - Федеральная служба государственной статистики - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13964 (дата обращения: 22.12.2019).
33. Куприяновский, В. П. Интеллектуальная мобильность и мобильность как услуга в умных городах [Текст] / А. В. Акимов, О. Н. Покусаев, В. В. Аленьков, Д. Е. Намиот, С. А. Синягов // International Journal of Open Information Technologies. - 2017. - №12. - С. 77-122.
34. Эксперты заявили о недоступности сайтов госорганов для
инвалидов [Электронный ресурс]. - rbc.ru - Режим доступа: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5d35ffb29a7947b62cd6d209 (дата
обращения: 22.12.2019).
35. Carvalho, L. Accessible Smart Cities? Inspecting the
Accessibility of Brazilian Municipalities' Mobile Applications [Электронный ресурс]. - Conference IHC 2016 - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/317269180 (дата обращения:
23.12.2019) .
36. Rodrigues, J. Blockchain in Smart Cities: An Inclusive Tool for
Persons with Disabilities [Электронный ресурс]. - Smart Cities Symposium Prague, SCSP 2019 - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/335361668 (дата обращения:
22.12.2019) .
37. Panta, Y. Improving accessibility for mobility impaired people in smart city using crowdsourcing [Электронный ресурс]. - Cybersecurity and Cyberforensics Conference, CCC DOI: 10.1109/CCC.2019.00-10 (дата обращения: 22.12.2019).
38. Селиванова, Ю. Б. Доступная среда для лиц с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты (итоги VIII Восточноевропейской научной конференции) [Текст] / Ю. Б. Селиванова, М. Д. Коновалова // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - №1. - С. 95-100.
39. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]. -
United Nations - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения: 14.04.2020).
40. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс]. -
United Nations - Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml (дата обращения: 14.04.2020).
41. Конституция РФ // Собрание законодательства РФ №31 от 4 августа 2014 года, ст. 4398.
42. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 г. № 363 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» // Собрание законодательства РФ №15 от 15 апреля 2019 года, ст. 1746.
43. Итоги реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» [Электронный ресурс]. - Минтруд России - Режим доступа: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 14.04.2020).
44. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от
28.12.2017) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ №7 от 16 февраля 2009 года, ст. 776.
45. При участии компании «Нетрика» состоялся запуск нового сайта Минкомсвязи РФ [Электронный ресурс]. - Netrika. - Режим доступа: https://netrika.ru/news/pri-uchastii-kompanii-netrika-sostoyalsya- zapusk-novogo-sayta-minkomsvyazi-rf (дата обращения: 14.04.2020).
46. Информирование и ориентирование инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения [Электронный ресурс]. - SpeakingCity - Режим доступа: https://www.speakingcity.org (дата обращения: 29.03.2020).
47. Направления развития Умного города Москвы Человеческий и социальный капитал [Электронный ресурс]. - Москва «Умный город - 2030» - Режим доступа: https://www.mos.ru/2030/n/n1/ (дата обращения: 14.04.2020).
48. Закон Санкт-Петербурга от 19.12.2018 № 771-164 «О
Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2035 года».
49. Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 14 апреля 2017 года n 21-рп «Об утверждении концепции информатизации Санкт-Петербурга до 2020 года».
50. Минстрой России представил первый индекс IQ городов [Электронный ресурс]. - Минстрой России - Режим доступа: https://www.minstroyrf.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-pervyy-indeks- iq-gorodov-/ (дата обращения: 21.04.2020).
51. Звуки мегаполиса [Электронный ресурс]. - Российская
газета rg.ru - Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/15/reg-szfo/kak- ustroena-v-peterburge-sistema-govoriashchij-gorod.html (дата обращения: 21.04.2020).
52. Федеральный реестр инвалидов: для чего, кому и как
[Электронный ресурс]. - Пенсионный Фонд РФ - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news~2019/09/03/188601 (дата
обращения: 23.04.2020).
53. Постановление Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 674 «О формировании и ведении федерального реестра инвалидов и об использовании содержащихся в нем сведений» Собрание Законодательства РФ 01.08.2016 № 31, ст. 5011.
54. Инвалидам за рулем отменяют прописку [Электронный
ресурс]. - Газета Коммерсантъ - Режим доступа:
https://www.kommersant.ru/doc/3880529_(дата обращения: 23.04.2020).
55. «Умный Санкт-Петербург» Концепция развития Санкт- Петербурга с помощью технологий «Умного города» [Электронный ресурс]. - Проектный Офис «Умный Санкт-Петербург»
56. Интеллект не окупается. Почему петербургские остановки не хотят умнеть [Электронный ресурс]. - Фонтанка.ру - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2019/10/07/l24/ (дата обращения: 24.04.2020).
57. 52 умные остановки появились на улицах Санкт-Петербурга
благодаря Russ Outdoor [Электронный ресурс]. - Russ Outdoor - Режим доступа: https://www.russoutdoor.ru/press/?id=1585&sid=97 (дата
обращения: 24.04.2020).
58. «Умным городам» ищут умные решения [Электронный
ресурс]. - Официальный сайт Правительства Ленинградской области - Режим доступа: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/21518/ (дата
обращения: 24.04.2020).
59. Гатчинцам стал доступен «Умный транспорт»
[Электронный ресурс]. - Новости Ленинградской области - Режим доступа: https://news47.ru/2017/10/27/gatchincam-stal-dostupen-umnyj-
transport/ (дата обращения: 24.04.2020).
60. Глава комитета по труду Петербурга заявил, что население
города превышает 7 млн человек. Это на треть больше подсчетов Росстата [Электронный ресурс]. - Фонтанка.ру - Режим доступа: https://www.fontanka.ru/2020/02/27/68989201/ (дата обращения:
24.04.2020).
61. Для маломобильных групп населения [Электронный
ресурс]. - Официальный сайт ГУП «Петербургский Метрополитен» - Режим доступа: http://www.metro.spb.ru/metroformgn.html (дата
обращения: 24.04.2020).
62. Терминалы СПТИ: как связаться с метро [Электронный ресурс]. - Аккаунт пресс-службы ГУП «Петербургский Метрополитен» в социальной сети Яндекс Дзен - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/spbmetropolitan/terminaly-spti-kak-sviazatsia- s-metro-5e623c9a8f20a32082e6eb47 (дата обращения: 24.04.2020).
63. Умный Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. -
Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга - Режим доступа: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_information/news/135079/
(дата обращения: 26.04.2020).
64. В ЕСИА зарегистрировано 100 млн учетных записей
[Электронный ресурс]. - Портал государственных услуг Российской Федерации - Режим доступа:
https://www.gosuslugi.ru/help/news/2019_11_26_100_million (дата
обращения: 27.04.2020).
65. United Nations E-Government Survey 2018 [Электронный
ресурс]. - United Nations Department of Economic and Social Affairs - Режим доступа: https://publicadministration.un.org/en/research/un-e-
government-surveys (дата обращения: 27.04.2020).
66. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru/ (дата обращения: 27.04.2020).
67. Cities For Digital Rights [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://citiesfordigitalrights.org/ (дата обращения: 27.04.2020).
68. Moscow's commitment to digital rights [Электронный ресурс].
- Cities For Digital Rights - Режим доступа:
https://citiesfordigitalrights.org/moscow (дата обращения: 27.04.2020).
69. Портал «Наш Санкт-Петербург» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gorod.gov.spb.ru/ (дата обращения: 28.04.2020).
70. В «Умных городах» появится «Активный горожанин» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Правительства Ленинградской области - Режим доступа: https://lenobl.ru/ru/dlya- smi/news/22327/ (дата обращения: 28.04.2020).