ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Закономерности и условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 11
1.3. Особенности коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Направления и содержание работы по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 22
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ... 31
2.1. Изучение состояния коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Методические рекомендации по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Потребность в общении - одна из важнейших социальных потребностей ребенка. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что процесс общения может быть как для общения людей друг с другом, а так же выступать в качестве информации, и как выражение эмоций людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Формирование коммуникативных умений младших школьников является одной из первостепенных задач школы по коррекционно-образовательной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения (5).
Проблемой формирования речевых умений младших школьников занимались многие педагоги, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Н.В. Клюевой, О.Ф. Кармадоновой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Р.В. Oвчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной,, Н.В. Щиголевой, Е.А. Архиповой, Р.И. Говоровой, А.А. Шустовой и др.
В современных работах О.В. Дзюба, Е.В. Елесеенковой, Е.В. Ковыловой, О.Л. Лехановой, О.С. Павловой, Н.М. Путковой, Н.Ю. Кузьменковой, Н.С. Марцун, Л.Г. Соловьевой, Л.Д. Столяренко, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др., описываются особенности общения детей с общим недоразвитием речи. Исследователи показали, что у таких детей замечено снижение мотивационно- потребностной сферы общения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, неумение формулировать мысли и др.
Исследователи отмечают, что низкий уровень речевых умений у детей с различными нарушениями речи приводит к трудностям в общении, замкнутости, одиночеству и чувству обособленности. Развитые коммуникативные умения делают понятным и удачным общение младшего школьника с речевым недоразвитием, как с детьми своего возраста, так и со взрослыми, а общение, необходимо для гармоничного развития и становления личности.
В исследовании Е.Л. Черкасовой отмечается, что учителя-логопеды не ориентированы на организацию логопедических занятий с позиции их коммуникативной направленности, что, в свою очередь, препятствует формированию у младших школьников с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевых навыков.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Формирование коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные
аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных умений младших школьников общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: 1. Для младших школьников с общим недоразвитием речи характерен недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений.
2. Эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников с общим недоразвитием речи будет способствовать целенаправленная и систематическая реализация коммуникативной направленности логопедических занятий, предполагающие прежде всего, организацию совместной деятельности обучающихся с использованием специально отобранных игр и упражнений.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.); работы в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, С.А Игнатьева, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина и др.).
Исходя из целей и задач исследования, использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: тестирование, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проведя теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, мы сделали следующие выводы:
- формирования коммуникативных умений личности рассматриваются в трудах в различных аспектах, в том числе в психолого-педагогическом. Коммуникативные умения - личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях учащихся и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника;
- коммуникативные умения применительно к младшему школьному
возрасту - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений;
- начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам
учебного сотрудничества. Авторы выделяют показатели сформированности коммуникативных умений младших школьников: ученик понимает необходимость, важность общения в жизни, проявляет осознанный интерес к нему как к процессу межличностного взаимодействия; ученик активен, самостоятелен как субъект в процессе общения, он общается в полную меру своих возможностей для решения коммуникативных задач и др.;
- у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения.
Нами было проведено экспериментальное изучение коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, которое позволило сделать вывод о низком уровне сформированности коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, а также выделить особенности коммуникативных умений учащихся данной категории. Проведенное нами исследование продемонстрировало, что для большинства младших школьников с ОНР характерным явился низкий уровень (66,7%) сформированности коммуникативных умений, у детей без речевых нарушений преобладал средний уровень (66,7%). Отмечены особенности в проявлении коммуникативных качеств у детей экспериментальной группы: непонимание потребностей и желаний другого, не расположенность слушать партнера, отсутствие проявления симпатии, неискренность высказываний, закрытость в общении.
Уровень сформированности кооперации взаимодействия отличался у учащихся экспериментальной и контрольной группы. Так, для первых был характерен низкий уровень, для вторых - средний. Изучение сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника показало, что для большего числа учащихся с ОНР характерен низкий уровень, для детей без нарушений речи - средний и высокий уровни. Уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности у детей с недоразвитием речи был низким, у детей без речевой патологии - средний. Для 100% учащихся с ОНР характерным был низкий уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, отмечалось неумение задавать вопросы, для учеников без речевых нарушений - средний.
Нами были разработаны методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Определены направления коррекционно-развивающей работы, предложены этапы - подготовительный и основной, сформирован с учетом направлений, банк игр и упражнений, которые можно использовать на логопедических занятиях. Так же определили необходимость использовать интерактивные формы организации совместной деятельности. Целенаправленная и систематическая реализация указанных направлений с использованием предложенных игр и упражнений, на наш взгляд обеспечит коммуникативную направленность логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи и будет способствовать более эффективному формированию у них коммуникативных умений.
Для младших школьников с общим недоразвитием речи редко проявляющимися коммуникативными умениями являются: сочувствие, сопереживание собеседнику, понимание потребностей и желаний другого, расположенность слушать партнера, выражение симпатии, уход от конфликта, проявление выраженного интереса к собеседнику, открытая демонстрация отношения к своему собеседнику, искренность высказываний, открытость к общению, отстаивание своей позиции и др. По сравнению с учениками с нормой речевого развития, дети с общим недоразвитием речи имели следующие особенности: низкая продуктивность совместной деятельности; неумение детей договариваться, приходить к общему решению, отсутствие умения убеждать, аргументировать и т. д.; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; отсутствие взаимопомощь по ходу рисования; низкая эмоциональная окрашенность к совместной деятельности: отсутствие заинтересованности, игнорирование друг друга, ссоры.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи затруднялись в понимании возможности различных позиций, возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, не учитывали разные мнения и умения обосновать собственное, а также характерен не учет разных потребностей и интересов. Так же, имели непродуктивность совместной деятельности; низкий уровень способностей строить понятные для партнера высказывания, неумение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; взаимодействие друг с другом в силу необходимости.
Уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, умение задавать вопрос оказался у детей с ОНР низким.
В логопедической работе по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием рекомендуем использовать интерактивные формы организации совместной деятельности, несущие коммуникативную функцию: совместно-индивидуальную деятельность, совместно-последовательную деятельность, совместно-взаимодействующую деятельность.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст]/ Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.
2. Артамонова, С.В. Психолого-педагогические исследования влияния коммуникативных особенностей детей 5-6 лет с общим недоразвитием речи на качество ее коррекции/ Социально-гуманитарные проблемы современности: сб. науч. тр-ов [Текст]/ С.В. Артамонова// ред. кол. А.П. Германович и др. - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2007. - С.55-57.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать ситуацию общения младших школьников с нарушением речи: от действия к мысли[Текст]/ Асмолов А.Г. М.: Просвещение, 2011. - 167 с.
4. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст] / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.В., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. Пособие для учителя. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Национальное образование, 2015. - 290 с.
6. Гамзатова, Д.А. Формирование коммуникативной компетентности младших школьников в процессе развития речевой культуры [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - Махачкала, 2013. - 208 с.
7. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности общения детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи [Текст]/Ю.Ф. Гаркуша, В.В. Коржевина// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. - С. 84-100.
8. Грибова, О.Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2002. -№ 2. -С. 12-18
9. Гришанова, И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников [Текст]: дисс. ... канд. пед. наук. - Ижевск, 2010. - 307 с
10. Диагностика коммуникативных УУД [Электронный ресурс]. URL:
https://docs.google.eom/document/d/1ZCAGegedsz5azeWBrDvpQmE5ra5emM6k dpeeVHvru3A/edit
11. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст]/О.В. Дзюба: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук: 13.00.07. - М., 2009. - 20 с.
12. Елисеев, О.П. Потребность в общении младших школьников с общим недоразвитием речи [Текст]/О.П. Елисеев. - СПб., 2003. С.428-430.
13. Игнатьева, С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст]//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. -2007. - № 2. - С. 29-322.
14. Кураев, Г.А., Пожарская, Е.Н. Возрастная психология [Текст]: Курс лекций. - Ростов-на-Дону: УНИИ валеологии РГУ, 2002. - 146 с.
15. Лабунская, В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е.Д. Психология затрудненного общения [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
16. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/2113421/
17. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 2009. - 322 с.
18. Леханова, О.Л. Использование невербальных средств общения в
коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР [Текст] /О.Л. Леханова: автореф. дис....канд. пед. наук. - М., 2008. - 21 с.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении [Текст]. - СПб.: Питер, 2009. - 254 с.
20. Лозован, Л.Я. Формирование коммуникативных умений младших
школьников: Дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2005. -181 с.
21. Ломов, Б.Ф. Проблема общения в психологии/ Б.Ф. Ломов [Электронный
ресурс]. URL: http://www.persev.ru/book/bf-lomov-problema-obshcheniya-v-
psihologii
22. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]/Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с
23. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных умений младших школьников на основе учета индивидуально-типологических особенностей [Текст]: дис.. ..канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2007. - 258 с.
24. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]. - М., Пед. Об-во России, 2001. - 320 с.
25. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных
умений в процессе дидактической игры: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук (1992) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.dslib.net/obw-pedagogika/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov- kommunikativnyh-umenij-v-processe-didakticheskoj.html
26. Парыгин, Б.Д. Основы социально-психологической теории [Электронный ресурс]. URL: http://lawlibrary.ru/izdanie10624.html
27. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей
дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1999. - 231 c.
28. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное
психологическое исследование / Ред. В.В. Давыдов [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/hrestomatia/24.php
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст]. - СПб: Питер, 2000. - 712 с.
30. Савина, Е.Г. Формирование умений межличностного взаимодействия у младших школьников в музыкально-театральной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 158 с.
31. Соловьева, Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]/Л.Г. Соловьева// Дефектология. - 2006. - №1. - С. 62-66.
32. Степина, О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2009. -170 с.
33. Таран Н.А. Особенности сформированности речевой коммуникации у младших школьников с ОНР (III уровень) [Текст]// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 3-4. - С. 85-87.
34. Тимошенко, Т.Е. Формирование языковой и коммуникативной компетенций у студентов-первокурсников полиэтнических групп вузов технического профиля [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 135 с.
35. Уманский, Л.И. Психология организаторской деятельности школьников: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Л. И. Уманский [Электронный ресурс] URL: https: //search.rsl .ru/ru/record/01001025546
36. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей
младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] URL: http://ecat.lib.mpgu.edu/opac/index.php?url
/notices/index/IdNotice:63465/Source:default
37. Филичева, Т.Б. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи в игровой деятельности [Текст]/ Т.Б. Филичеа, Т.В. Туманова, О.М. Елисеенкова//Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 34-41.
38. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники с нарушением речи учатся правильно говорить на логопедических занятиях [Текст] /Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2010. - 311 с.
39. Черкасова, Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста. Изучение, диагностика, развитие [Текст]. - М.: Национальный книжный центр, 2011. - 192 с.
40. Щербак, С.Г. Формирование устной монологической речи детей с
минимальными дизартрическими расстройствами [Текст]: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2011. - 170 с.
41. Щетинина, А.М. Диагностика социального развития ребенка [Текст]: Учебно-методическое пособие. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.