ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Закономерности и условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 11
1.3. Особенности коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Направления и содержание работы по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 22
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ... 31
2.1. Изучение состояния коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Методические рекомендации по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1. Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Закономерности и условия формирования
коммуникативных умений младших школьников 11
1.3. Особенности коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 17
1.4. Направления и содержание работы по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий
с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 22
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ... 31
2.1. Изучение состояния коммуникативных умений младших
школьников с общим недоразвитием речи 31
2.2. Методические рекомендации по реализации
коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
Потребность в общении - одна из важнейших социальных потребностей ребенка. Общение - сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д. Парыгин отметил, что процесс общения может быть как для общения людей друг с другом, а так же выступать в качестве информации, и как выражение эмоций людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
Формирование коммуникативных умений младших школьников является одной из первостепенных задач школы по коррекционно-образовательной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения (5).
Проблемой формирования речевых умений младших школьников занимались многие педагоги, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Н.В. Клюевой, О.Ф. Кармадоновой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Р.В. Oвчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной,, Н.В. Щиголевой, Е.А. Архиповой, Р.И. Говоровой, А.А. Шустовой и др.
В современных работах О.В. Дзюба, Е.В. Елесеенковой, Е.В. Ковыловой, О.Л. Лехановой, О.С. Павловой, Н.М. Путковой, Н.Ю. Кузьменковой, Н.С. Марцун, Л.Г. Соловьевой, Л.Д. Столяренко, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др., описываются особенности общения детей с общим недоразвитием речи. Исследователи показали, что у таких детей замечено снижение мотивационно- потребностной сферы общения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, неумение формулировать мысли и др.
Исследователи отмечают, что низкий уровень речевых умений у детей с различными нарушениями речи приводит к трудностям в общении, замкнутости, одиночеству и чувству обособленности. Развитые коммуникативные умения делают понятным и удачным общение младшего школьника с речевым недоразвитием, как с детьми своего возраста, так и со взрослыми, а общение, необходимо для гармоничного развития и становления личности.
В исследовании Е.Л. Черкасовой отмечается, что учителя-логопеды не ориентированы на организацию логопедических занятий с позиции их коммуникативной направленности, что, в свою очередь, препятствует формированию у младших школьников с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевых навыков.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Формирование коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные
аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных умений младших школьников общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: 1. Для младших школьников с общим недоразвитием речи характерен недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений.
2. Эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников с общим недоразвитием речи будет способствовать целенаправленная и систематическая реализация коммуникативной направленности логопедических занятий, предполагающие прежде всего, организацию совместной деятельности обучающихся с использованием специально отобранных игр и упражнений.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.); работы в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, С.А Игнатьева, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина и др.).
Исходя из целей и задач исследования, использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: тестирование, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Формирование коммуникативных умений младших школьников является одной из первостепенных задач школы по коррекционно-образовательной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных умений субъектов общения (5).
Проблемой формирования речевых умений младших школьников занимались многие педагоги, среди которых следует отметить работы А.Г. Антоновой, О.А. Веселковой, Н.В. Клюевой, О.Ф. Кармадоновой, Ю.В. Касаткиной, Т.А. Ладыженской, Л.И. Лежневой, И.И. Михайловой, Р.В. Oвчаровой, Н.В. Пилипко, А.И. Шемшуриной,, Н.В. Щиголевой, Е.А. Архиповой, Р.И. Говоровой, А.А. Шустовой и др.
В современных работах О.В. Дзюба, Е.В. Елесеенковой, Е.В. Ковыловой, О.Л. Лехановой, О.С. Павловой, Н.М. Путковой, Н.Ю. Кузьменковой, Н.С. Марцун, Л.Г. Соловьевой, Л.Д. Столяренко, Т.В. Тумановой, Е.Л. Черкасовой и др., описываются особенности общения детей с общим недоразвитием речи. Исследователи показали, что у таких детей замечено снижение мотивационно- потребностной сферы общения, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, неумение формулировать мысли и др.
Исследователи отмечают, что низкий уровень речевых умений у детей с различными нарушениями речи приводит к трудностям в общении, замкнутости, одиночеству и чувству обособленности. Развитые коммуникативные умения делают понятным и удачным общение младшего школьника с речевым недоразвитием, как с детьми своего возраста, так и со взрослыми, а общение, необходимо для гармоничного развития и становления личности.
В исследовании Е.Л. Черкасовой отмечается, что учителя-логопеды не ориентированы на организацию логопедических занятий с позиции их коммуникативной направленности, что, в свою очередь, препятствует формированию у младших школьников с общим недоразвитием речи коммуникативно-речевых навыков.
В связи с этим выбранную нами тему исследования «Формирование коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях» можно считать актуальной.
Проблема исследования: совершенствование логопедической работы по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные
аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: особенности коммуникативных умений младших школьников общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: 1. Для младших школьников с общим недоразвитием речи характерен недостаточный уровень сформированности коммуникативных умений.
2. Эффективному формированию коммуникативных умений у младших школьников с общим недоразвитием речи будет способствовать целенаправленная и систематическая реализация коммуникативной направленности логопедических занятий, предполагающие прежде всего, организацию совместной деятельности обучающихся с использованием специально отобранных игр и упражнений.
Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета исследования были определены задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников теоретически обосновать проблему формирования коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
2. Изучить состояние коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи.
3. Разработать методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция формирования коммуникативных способностей младших школьников (М.С. Каган, А.А. Леонтьев, Б.Ф Ломов, А.В. Мудрик и др.); работы в области изучения коммуникативного развития детей с общим недоразвитием речи (О.Е. Грибова, О.В. Дзюба, С.А Игнатьева, Л.Д. Столяренко, Е.Л. Черкасова, Г.В. Чиркина и др.).
Исходя из целей и задач исследования, использовались следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические: тестирование, наблюдение; количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 49» г. Белгорода.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Проведя теоретический анализ проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, мы сделали следующие выводы:
- формирования коммуникативных умений личности рассматриваются в трудах в различных аспектах, в том числе в психолого-педагогическом. Коммуникативные умения - личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях учащихся и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника;
- коммуникативные умения применительно к младшему школьному
возрасту - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений;
- начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам
учебного сотрудничества. Авторы выделяют показатели сформированности коммуникативных умений младших школьников: ученик понимает необходимость, важность общения в жизни, проявляет осознанный интерес к нему как к процессу межличностного взаимодействия; ученик активен, самостоятелен как субъект в процессе общения, он общается в полную меру своих возможностей для решения коммуникативных задач и др.;
- у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения.
Нами было проведено экспериментальное изучение коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, которое позволило сделать вывод о низком уровне сформированности коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, а также выделить особенности коммуникативных умений учащихся данной категории. Проведенное нами исследование продемонстрировало, что для большинства младших школьников с ОНР характерным явился низкий уровень (66,7%) сформированности коммуникативных умений, у детей без речевых нарушений преобладал средний уровень (66,7%). Отмечены особенности в проявлении коммуникативных качеств у детей экспериментальной группы: непонимание потребностей и желаний другого, не расположенность слушать партнера, отсутствие проявления симпатии, неискренность высказываний, закрытость в общении.
Уровень сформированности кооперации взаимодействия отличался у учащихся экспериментальной и контрольной группы. Так, для первых был характерен низкий уровень, для вторых - средний. Изучение сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника показало, что для большего числа учащихся с ОНР характерен низкий уровень, для детей без нарушений речи - средний и высокий уровни. Уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности у детей с недоразвитием речи был низким, у детей без речевой патологии - средний. Для 100% учащихся с ОНР характерным был низкий уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, отмечалось неумение задавать вопросы, для учеников без речевых нарушений - средний.
Нами были разработаны методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Определены направления коррекционно-развивающей работы, предложены этапы - подготовительный и основной, сформирован с учетом направлений, банк игр и упражнений, которые можно использовать на логопедических занятиях. Так же определили необходимость использовать интерактивные формы организации совместной деятельности. Целенаправленная и систематическая реализация указанных направлений с использованием предложенных игр и упражнений, на наш взгляд обеспечит коммуникативную направленность логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи и будет способствовать более эффективному формированию у них коммуникативных умений.
Для младших школьников с общим недоразвитием речи редко проявляющимися коммуникативными умениями являются: сочувствие, сопереживание собеседнику, понимание потребностей и желаний другого, расположенность слушать партнера, выражение симпатии, уход от конфликта, проявление выраженного интереса к собеседнику, открытая демонстрация отношения к своему собеседнику, искренность высказываний, открытость к общению, отстаивание своей позиции и др. По сравнению с учениками с нормой речевого развития, дети с общим недоразвитием речи имели следующие особенности: низкая продуктивность совместной деятельности; неумение детей договариваться, приходить к общему решению, отсутствие умения убеждать, аргументировать и т. д.; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; отсутствие взаимопомощь по ходу рисования; низкая эмоциональная окрашенность к совместной деятельности: отсутствие заинтересованности, игнорирование друг друга, ссоры.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи затруднялись в понимании возможности различных позиций, возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, не учитывали разные мнения и умения обосновать собственное, а также характерен не учет разных потребностей и интересов. Так же, имели непродуктивность совместной деятельности; низкий уровень способностей строить понятные для партнера высказывания, неумение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; взаимодействие друг с другом в силу необходимости.
Уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, умение задавать вопрос оказался у детей с ОНР низким.
В логопедической работе по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием рекомендуем использовать интерактивные формы организации совместной деятельности, несущие коммуникативную функцию: совместно-индивидуальную деятельность, совместно-последовательную деятельность, совместно-взаимодействующую деятельность.
- формирования коммуникативных умений личности рассматриваются в трудах в различных аспектах, в том числе в психолого-педагогическом. Коммуникативные умения - личностные качества, необходимые человеку для полноценной реализации общения, межличностного взаимодействия, которые проявляются в осознанных коммуникативных действиях учащихся и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника;
- коммуникативные умения применительно к младшему школьному
возрасту - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений;
- начало учебного процесса должно строится как обучение навыкам
учебного сотрудничества. Авторы выделяют показатели сформированности коммуникативных умений младших школьников: ученик понимает необходимость, важность общения в жизни, проявляет осознанный интерес к нему как к процессу межличностного взаимодействия; ученик активен, самостоятелен как субъект в процессе общения, он общается в полную меру своих возможностей для решения коммуникативных задач и др.;
- у младших школьников с общим недоразвитием речи наблюдается низкая коммуникативная направленность речи, снижена потребность в общении, не сформированы способы коммуникации, отсутствуют заинтересованность в контактах, способность к сотрудничеству, наблюдаются неумение ориентироваться в ситуациях общения.
Нами было проведено экспериментальное изучение коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, которое позволило сделать вывод о низком уровне сформированности коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием речи, а также выделить особенности коммуникативных умений учащихся данной категории. Проведенное нами исследование продемонстрировало, что для большинства младших школьников с ОНР характерным явился низкий уровень (66,7%) сформированности коммуникативных умений, у детей без речевых нарушений преобладал средний уровень (66,7%). Отмечены особенности в проявлении коммуникативных качеств у детей экспериментальной группы: непонимание потребностей и желаний другого, не расположенность слушать партнера, отсутствие проявления симпатии, неискренность высказываний, закрытость в общении.
Уровень сформированности кооперации взаимодействия отличался у учащихся экспериментальной и контрольной группы. Так, для первых был характерен низкий уровень, для вторых - средний. Изучение сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника показало, что для большего числа учащихся с ОНР характерен низкий уровень, для детей без нарушений речи - средний и высокий уровни. Уровень сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности у детей с недоразвитием речи был низким, у детей без речевой патологии - средний. Для 100% учащихся с ОНР характерным был низкий уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, отмечалось неумение задавать вопросы, для учеников без речевых нарушений - средний.
Нами были разработаны методические рекомендации по реализации коммуникативной направленности логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи. Определены направления коррекционно-развивающей работы, предложены этапы - подготовительный и основной, сформирован с учетом направлений, банк игр и упражнений, которые можно использовать на логопедических занятиях. Так же определили необходимость использовать интерактивные формы организации совместной деятельности. Целенаправленная и систематическая реализация указанных направлений с использованием предложенных игр и упражнений, на наш взгляд обеспечит коммуникативную направленность логопедических занятий с младшими школьниками с общим недоразвитием речи и будет способствовать более эффективному формированию у них коммуникативных умений.
Для младших школьников с общим недоразвитием речи редко проявляющимися коммуникативными умениями являются: сочувствие, сопереживание собеседнику, понимание потребностей и желаний другого, расположенность слушать партнера, выражение симпатии, уход от конфликта, проявление выраженного интереса к собеседнику, открытая демонстрация отношения к своему собеседнику, искренность высказываний, открытость к общению, отстаивание своей позиции и др. По сравнению с учениками с нормой речевого развития, дети с общим недоразвитием речи имели следующие особенности: низкая продуктивность совместной деятельности; неумение детей договариваться, приходить к общему решению, отсутствие умения убеждать, аргументировать и т. д.; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности; отсутствие взаимопомощь по ходу рисования; низкая эмоциональная окрашенность к совместной деятельности: отсутствие заинтересованности, игнорирование друг друга, ссоры.
Младшие школьники с общим недоразвитием речи затруднялись в понимании возможности различных позиций, возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, не учитывали разные мнения и умения обосновать собственное, а также характерен не учет разных потребностей и интересов. Так же, имели непродуктивность совместной деятельности; низкий уровень способностей строить понятные для партнера высказывания, неумение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности; отсутствие взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи; взаимодействие друг с другом в силу необходимости.
Уровень развития познавательных интересов и инициативы школьника, умение задавать вопрос оказался у детей с ОНР низким.
В логопедической работе по формированию коммуникативных умений младших школьников с общим недоразвитием рекомендуем использовать интерактивные формы организации совместной деятельности, несущие коммуникативную функцию: совместно-индивидуальную деятельность, совместно-последовательную деятельность, совместно-взаимодействующую деятельность.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Формирование семантического поля эмотивной лексики у младших школьников с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях
Магистерская диссертация, дефектология логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ЭМОТИВНОЙ ЛЕКСИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ТВОРЧЕСКОГО РАССКАЗЫВАНИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭТИКЕТНОГО ОБЩЕНИЯ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ НА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ
ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018



