АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 13
1.1. Историко-правовой анализ развития комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав 13
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав 31
1.3. Международно-правовой опыт организации и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 47
Глава 2. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как участников реализующих административное законодательство 63
2.1. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 63
2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как субъекты, реализующие нормы административного законодательства 71
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Глава 1. Теоретико-правовые основы развития комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 13
1.1. Историко-правовой анализ развития комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав 13
1.2. Нормативно-правовое регулирование деятельности комиссий по
делам несовершеннолетних и защите их прав 31
1.3. Международно-правовой опыт организации и функционирования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 47
Глава 2. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как участников реализующих административное законодательство 63
2.1. Административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 63
2.2. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как субъекты, реализующие нормы административного законодательства 71
Заключение 85
Список использованной литературы 88
Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации профилактика административных правонарушений и безнадзорности среди
несовершеннолетних рассматривается в качестве одной из важнейших функций государства.
Особенно остро данная проблема встает при решении вопросов, связанных с обеспечением полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей в целях предотвращения негативных явлений в подростковой среде, проявляющихся в безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Можно констатировать, что в настоящее время в рамках мирового сообщества активно протекает процесс поиска наиболее эффективных моделей правозащитной деятельности в отношении несовершеннолетних. Так, в условиях современной действительности, одной из важных функциональных задач российских государственных органов и учреждений, и общественных организаций, является поиск и внедрение новых инструментов, направленных на профилактику асоциального поведения и безнадзорности несовершеннолетних.
Благодаря реализации комплекса мер, направленных на сокращение численности вновь выявляемых детей-сирот, а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях, совершенствованию порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства, в Российской Федерации были отмечены позитивные тенденции сокращения детей-сирот в государственном банке данных. Если в конце 2011 года на учете состояло 126 574 детей, то на 1 июня 2016 года их численность составляет 66 359 человек. Таким образом, за 5 лет численность банка данных сократилась вдвое, что по оценке российских и международных экспертов является беспрецедентным сокращением, равным которому нет во всем мире.
Также в настоящее время в Российской Федерации активно ведутся научно-исследовательские работы, направленные на развитие системы ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, на формирование эффективных методов и технологий профилактической работы.
Однако, как показывает статистика количество противоправных деяний за последние 10 лет, совершаемых несовершеннолетними, увеличилось на 10,2% от общего числа административных правонарушений.
Стабильно снижается средний возраст несовершеннолетних преступников. Ежегодно более 100 тыс. детей совершают общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности .
Центральное место среди субъектов профилактики административных правонарушений рассматриваемой категории лиц занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов превенции безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
В деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время возникло немало проблем, требующих их скорейшего и полного решения.
Во-первых, значительно устарела нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность. Многие нормативные акты, касающиеся профилактики правонарушений фактически не действуют. В настоящее время довольно большая часть нормативно-правовых актов не приведена в соответствие с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Во-вторых, процесс реформирования государственного механизма публичной власти, выразившийся в утверждении самостоятельности муниципальных образований и не сопровождаемый внесением соответствующих изменений в законодательстве о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, спровоцировал неоднозначное толкование правовой природы, функционального предназначения и конституционной сущности рассматриваемых органов.
В-третьих, не располагая объективно возможностями по реализации задач, стоящих перед ними. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ненадлежащим образом осуществляют функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, что отрицательным образом сказывается на работе всех субъектов профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В-четвертых, существует неопределенность в вопросе о роли и месте комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в российской системе ювенальной юстиции, создание которой в настоящее время обсуждается на законодательном уровне.
В связи с вышесказанным, определение правовых и организационных основ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, установление их места в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав являются насущной потребностью правоприменительной практики, а актуальность темы диссертационного исследования обусловлена задачей выработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию административно-правового статуса указанных комиссий.
По нашему мнению, все вышесказанное позволяет утверждать, что выбранная тема диссертационного исследования представляет не только практический, но и научный интерес, что обуславливает актуальность изучения работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в современных условиях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации федерального и регионального административного законодательства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предметом исследования являются административно-правовые и организационные основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования стал системный анализ норм федерального и регионального административного законодательства определяющих и закрепляющих административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать историю становления и развития института комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- проанализировать систему нормативно-правовых актов, закрепляющих правовое положение несовершеннолетних;
- рассмотреть и проанализировать уровни законодательного регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- рассмотреть международно-правовой опыт деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- определить правовую сущность административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и установлена роль и место комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов государства;
- рассмотреть полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как субъекта, реализующего нормы административного законодательства.
Методологической основой настоящего исследования является диалектический подход как общенаучный метод познания. Кроме того, использованы разнообразные методы научного исследования: системный, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический виды анализа.
Нормативной базой исследования послужили нормы международно-правового характера в виде Декларации прав ребенка 1959 г , нормы
Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» а так же постановления Конституционного Суда Российской Федерации и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют достижения отечественной юридической науки, нашедшие выражение в трудах, в частности, таких ученых как: Аврутин, А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, В.М. Берекет, С.С. Бородин, Н.В. Бугель, П.П. Глущенко, С.И. Гирько, М.М. Дикажев, А.С. Дугенец, В.Д. Зорькин, А.И. Каплунов, А.А. Кармолицкий, В.Я. Кикоть, Ю.М. Козлов, Л.М. Колодкин, Б.П. Кондратов, А.П. Коренев, А.Е. Лунев, С.Ф. Милюков, Л.А. Николаева, Э.Ф. Побегайло, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Ю.П. Соловей, Ю.Н. Старилов, Ю.В. Степаненко, И.И. Сыдорук, В.Г. Татарян, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Уткин, В.Ю. Ухов, Н.Ю. Хаманева, В.У. Хатуаев, В.В. Черников, B.C. Четвериков, А.П. Шергин и другие.
В то же время состояние научной разработки проблем функционирования комиссий по делам несовершеннолетних позволяет констатировать, что многие вопросы, касающиеся правовых и организационных основ их деятельности на современном этапе, изучены в недостаточной степени, так как большая часть теоретических исследований в этой области была предпринята до начала процесса коренного обновления российской государственности.
Научная новизна состоит в том, что в диссертационном исследовании предпринимается одна из первых попыток рассмотреть и проанализировать современное состояние развития института комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на основе системного подхода. Данная работа является первым комплексным исследованием проблем правового регулирования деятельности комиссий, в котором рассмотрена отечественная система законодательства, регулирующая организационно - правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, во взаимосвязи с международно-правовым опытом деятельности таких комиссий. Кроме того, автором данной работы раскрывается содержание административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и предпринимается попытка определить их место в системе органов государственного управления.
Наконец, в работе высказываются предложения и рекомендации по устранению разного рода противоречий и недостатков, возникающих в процессе реализации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий.
На основе проведенного анализа выносятся следующие положения, на защиту:
1. Результаты проведенного анализа административно-правовых норм, позволяют с уверенность относить комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня Российской Федерации.
2. Анализ административно-правовых и гражданско-правовых норм регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показал, что ни в одном нормативно-правовом акте нет законодательного определения комиссии.
Так, целесообразно дополнить ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следующим определением Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав это специализированный орган государственной власти, образованный для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а так же предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, с последующим выявлением и устранением причин и условий способствовавших совершению противоправного деяния.
3. Учитывая исключительную важность воспитания и защиты подрастающего поколения для развития государства в целом, считаем, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних регионального уровня не может рассматриваться вне системы публично-властных отношений. Исходя из этого, полагаем, что все вопросы, касающиеся организационно¬правовых основ ведущих направлений деятельности и компетенции комиссий как субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует урегулировать на федеральном уровне Российской Федерации порядок образования, реорганизации и ликвидации, их численный и персональный состав. В связи с этим на сегодняшний момент необходимы разработка и принятие федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Данный нормативный акт должен унифицировать подходы к пониманию статуса комиссии по делам несовершеннолетних определить единую на территории всей Российской Федерации систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Анализ административно-правовых и гражданско-правовых норм регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, показал схожесть деятельности этих органов. Так, данную деятельность должен выполнять один федеральный государственный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая должна взять на себя основную нагрузку по организационно-правовой защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Отсутствие в правоприменительной практике единого подхода к пониманию особенностей института административной ответственности несовершеннолетних диктует необходимость его нормативного обособления с учетом требований международно-правовых стандартов, которое следует осуществить путем включения в раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальной главы 24.1 Производство по делам об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними.
6. В целях систематизации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, применяемых по административно-правовым деликтам, необходимо в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определить следующие виды мер воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности возместить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
д) помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
е) ограничение доступа к информации в информационно -
телекоммуникационной сети «Интернет» в том числе, и к социальным сетям.
Теоретическая и практическая значимость выводов и предложений диссертации, сформулированных в работе, состоит в том, что они отражают современное видение проблем административно -
юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и в силу этого могут способствовать дальнейшему научному анализу вопросов предупреждения деликтного поведения
несовершеннолетних, улучшению правового регулирования производства по делам о совершенных ими административных правонарушениях, а также совершенствованию практики применения норм о привлечении подростков к административной ответственности. Кроме того, содержание и результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения и повышения квалификации профессиональных кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы были вынесены на суд научной общественности. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
- Профилактика административных правонарушений и безнадзорности как одно из актуальных направлений социальной политики государства. Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2017 года. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. - 151 с.
- Структурно-организационные основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 28 февраля 2017 г. Часть 2. 124 с.
Эмпирической базой исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, определяющие административно правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
несовершеннолетних рассматривается в качестве одной из важнейших функций государства.
Особенно остро данная проблема встает при решении вопросов, связанных с обеспечением полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей в целях предотвращения негативных явлений в подростковой среде, проявляющихся в безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании.
Можно констатировать, что в настоящее время в рамках мирового сообщества активно протекает процесс поиска наиболее эффективных моделей правозащитной деятельности в отношении несовершеннолетних. Так, в условиях современной действительности, одной из важных функциональных задач российских государственных органов и учреждений, и общественных организаций, является поиск и внедрение новых инструментов, направленных на профилактику асоциального поведения и безнадзорности несовершеннолетних.
Благодаря реализации комплекса мер, направленных на сокращение численности вновь выявляемых детей-сирот, а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях, совершенствованию порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства, в Российской Федерации были отмечены позитивные тенденции сокращения детей-сирот в государственном банке данных. Если в конце 2011 года на учете состояло 126 574 детей, то на 1 июня 2016 года их численность составляет 66 359 человек. Таким образом, за 5 лет численность банка данных сократилась вдвое, что по оценке российских и международных экспертов является беспрецедентным сокращением, равным которому нет во всем мире.
Также в настоящее время в Российской Федерации активно ведутся научно-исследовательские работы, направленные на развитие системы ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних, на формирование эффективных методов и технологий профилактической работы.
Однако, как показывает статистика количество противоправных деяний за последние 10 лет, совершаемых несовершеннолетними, увеличилось на 10,2% от общего числа административных правонарушений.
Стабильно снижается средний возраст несовершеннолетних преступников. Ежегодно более 100 тыс. детей совершают общественно опасные деяния до достижения возраста привлечения как к административной, так и к уголовной ответственности .
Центральное место среди субъектов профилактики административных правонарушений рассматриваемой категории лиц занимают комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, призванные осуществлять координацию и контроль за профилактической деятельностью всех субъектов превенции безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних.
В деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в настоящее время возникло немало проблем, требующих их скорейшего и полного решения.
Во-первых, значительно устарела нормативно-правовая база, регулирующая их деятельность. Многие нормативные акты, касающиеся профилактики правонарушений фактически не действуют. В настоящее время довольно большая часть нормативно-правовых актов не приведена в соответствие с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Во-вторых, процесс реформирования государственного механизма публичной власти, выразившийся в утверждении самостоятельности муниципальных образований и не сопровождаемый внесением соответствующих изменений в законодательстве о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, спровоцировал неоднозначное толкование правовой природы, функционального предназначения и конституционной сущности рассматриваемых органов.
В-третьих, не располагая объективно возможностями по реализации задач, стоящих перед ними. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ненадлежащим образом осуществляют функции по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите прав и законных интересов несовершеннолетних, что отрицательным образом сказывается на работе всех субъектов профилактики безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав.
В-четвертых, существует неопределенность в вопросе о роли и месте комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в российской системе ювенальной юстиции, создание которой в настоящее время обсуждается на законодательном уровне.
В связи с вышесказанным, определение правовых и организационных основ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, установление их места в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав являются насущной потребностью правоприменительной практики, а актуальность темы диссертационного исследования обусловлена задачей выработки научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию административно-правового статуса указанных комиссий.
По нашему мнению, все вышесказанное позволяет утверждать, что выбранная тема диссертационного исследования представляет не только практический, но и научный интерес, что обуславливает актуальность изучения работы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в современных условиях.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе практической реализации федерального и регионального административного законодательства комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Предметом исследования являются административно-правовые и организационные основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования стал системный анализ норм федерального и регионального административного законодательства определяющих и закрепляющих административно-правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- исследовать историю становления и развития института комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- проанализировать систему нормативно-правовых актов, закрепляющих правовое положение несовершеннолетних;
- рассмотреть и проанализировать уровни законодательного регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- рассмотреть международно-правовой опыт деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- определить правовую сущность административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и установлена роль и место комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в системе органов государства;
- рассмотреть полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, как субъекта, реализующего нормы административного законодательства.
Методологической основой настоящего исследования является диалектический подход как общенаучный метод познания. Кроме того, использованы разнообразные методы научного исследования: системный, конкретно-исторический, формально-логический, сравнительно-правовой, социологический виды анализа.
Нормативной базой исследования послужили нормы международно-правового характера в виде Декларации прав ребенка 1959 г , нормы
Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» , Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 «Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав» а так же постановления Конституционного Суда Российской Федерации и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составляют достижения отечественной юридической науки, нашедшие выражение в трудах, в частности, таких ученых как: Аврутин, А.Б. Агапов, А.П. Алехин, Д.Н. Бахрах, В.М. Берекет, С.С. Бородин, Н.В. Бугель, П.П. Глущенко, С.И. Гирько, М.М. Дикажев, А.С. Дугенец, В.Д. Зорькин, А.И. Каплунов, А.А. Кармолицкий, В.Я. Кикоть, Ю.М. Козлов, Л.М. Колодкин, Б.П. Кондратов, А.П. Коренев, А.Е. Лунев, С.Ф. Милюков, Л.А. Николаева, Э.Ф. Побегайло, Б.В. Российский, Н.Г. Салищева, В.П. Сальников, В.Д. Сорокин, Ю.П. Соловей, Ю.Н. Старилов, Ю.В. Степаненко, И.И. Сыдорук, В.Г. Татарян, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Уткин, В.Ю. Ухов, Н.Ю. Хаманева, В.У. Хатуаев, В.В. Черников, B.C. Четвериков, А.П. Шергин и другие.
В то же время состояние научной разработки проблем функционирования комиссий по делам несовершеннолетних позволяет констатировать, что многие вопросы, касающиеся правовых и организационных основ их деятельности на современном этапе, изучены в недостаточной степени, так как большая часть теоретических исследований в этой области была предпринята до начала процесса коренного обновления российской государственности.
Научная новизна состоит в том, что в диссертационном исследовании предпринимается одна из первых попыток рассмотреть и проанализировать современное состояние развития института комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на основе системного подхода. Данная работа является первым комплексным исследованием проблем правового регулирования деятельности комиссий, в котором рассмотрена отечественная система законодательства, регулирующая организационно - правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, во взаимосвязи с международно-правовым опытом деятельности таких комиссий. Кроме того, автором данной работы раскрывается содержание административно-правового статуса комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и предпринимается попытка определить их место в системе органов государственного управления.
Наконец, в работе высказываются предложения и рекомендации по устранению разного рода противоречий и недостатков, возникающих в процессе реализации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав своих полномочий.
На основе проведенного анализа выносятся следующие положения, на защиту:
1. Результаты проведенного анализа административно-правовых норм, позволяют с уверенность относить комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав к органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня Российской Федерации.
2. Анализ административно-правовых и гражданско-правовых норм регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав показал, что ни в одном нормативно-правовом акте нет законодательного определения комиссии.
Так, целесообразно дополнить ст. 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» следующим определением Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав это специализированный орган государственной власти, образованный для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, а так же предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, с последующим выявлением и устранением причин и условий способствовавших совершению противоправного деяния.
3. Учитывая исключительную важность воспитания и защиты подрастающего поколения для развития государства в целом, считаем, что деятельность комиссий по делам несовершеннолетних регионального уровня не может рассматриваться вне системы публично-властных отношений. Исходя из этого, полагаем, что все вопросы, касающиеся организационно¬правовых основ ведущих направлений деятельности и компетенции комиссий как субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, следует урегулировать на федеральном уровне Российской Федерации порядок образования, реорганизации и ликвидации, их численный и персональный состав. В связи с этим на сегодняшний момент необходимы разработка и принятие федерального закона «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Данный нормативный акт должен унифицировать подходы к пониманию статуса комиссии по делам несовершеннолетних определить единую на территории всей Российской Федерации систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4. Анализ административно-правовых и гражданско-правовых норм регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов опеки и попечительства по защите прав несовершеннолетних, показал схожесть деятельности этих органов. Так, данную деятельность должен выполнять один федеральный государственный орган - комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая должна взять на себя основную нагрузку по организационно-правовой защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
5. Отсутствие в правоприменительной практике единого подхода к пониманию особенностей института административной ответственности несовершеннолетних диктует необходимость его нормативного обособления с учетом требований международно-правовых стандартов, которое следует осуществить путем включения в раздел IV. Производство по делам об административных правонарушениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях специальной главы 24.1 Производство по делам об административных правонарушениях совершенных несовершеннолетними.
6. В целях систематизации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, применяемых по административно-правовым деликтам, необходимо в Федеральном законе «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определить следующие виды мер воздействия:
а) предупреждение;
б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
в) возложение обязанности возместить причиненный вред;
г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
д) помещение несовершеннолетнего в центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
е) ограничение доступа к информации в информационно -
телекоммуникационной сети «Интернет» в том числе, и к социальным сетям.
Теоретическая и практическая значимость выводов и предложений диссертации, сформулированных в работе, состоит в том, что они отражают современное видение проблем административно -
юрисдикционной деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, и в силу этого могут способствовать дальнейшему научному анализу вопросов предупреждения деликтного поведения
несовершеннолетних, улучшению правового регулирования производства по делам о совершенных ими административных правонарушениях, а также совершенствованию практики применения норм о привлечении подростков к административной ответственности. Кроме того, содержание и результаты исследования могут быть использованы в процессе обучения и повышения квалификации профессиональных кадров.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты работы были вынесены на суд научной общественности. Основные положения диссертации отражены в следующих работах автора:
- Профилактика административных правонарушений и безнадзорности как одно из актуальных направлений социальной политики государства. Наука XXI века: открытия, инновации, технологии. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2017 года. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. - 151 с.
- Структурно-организационные основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Наука и образование в XXI веке: по материалам международной научно-практической конференции 28 февраля 2017 г. Часть 2. 124 с.
Эмпирической базой исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты, определяющие административно правовой статус комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Структура и объём работы определены предметом исследования и логикой изложения материала. Работа состоит из введения, двух глав, которые объединяют пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.
В рамках исследуемой нами темы можно сделать следующие выводы, которые являются результатом рассмотрения поставленных
исследовательских задач:
Во-первых, сам институт комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав формируется в России достаточно поздно, в 1918 году. Однако, по нашему мнению, было бы неправильно рассматривать историю становления и развития данного института именно с этого времени. Обусловлено это тем, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают первостепенное положение в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а дети, которые, в силу различных обстоятельств, оставались без попечения родителей, активно поддерживались государством, начиная со времен зарождения российской государственности. Кроме того, проблематика профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уходит корнями в Киевскую Русь.
Во-вторых, в рамках международного сообщества сложился положительный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который может быть воспринят Российской Федерацией в процессе поиска и внедрения новых инструментов, направленных на профилактику асоциального поведения и безнадзорности несовершеннолетних. Однако следует обратить особое внимание на то, что «слепое» копирование зарубежных ювенальных техник недопустимо в условиях современной российской действительности.
В-третьих, в настоящее время не приходится говорить о целостной системе нормативно-правовых актов, которая в полной мере могла бы урегулировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Имеющаяся правовая база представляет собой некоторую совокупность разрозненных правовых актов.
В-четвертых, на сегодняшний день в Российской Федерации сложились три уровня нормативно-правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: федеральный, региональный и муниципальный. По нашему мнению, с такой идеей вряд ли можно согласиться. На наш взгляд, должно быть лишь два уровня законодательного регулирования деятельности комиссий: федеральный и уровень субъекта Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует действующей Конституции Российской Федерации, согласно которой административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а законодательство об административных комиссиях - это не что иное, как разновидность административного законодательства.
В-пятых, анализ правовой природы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав позволяет отнести их к органам государственной власти.
В-шестых, система комиссий по делам несовершеннолетних должна быть законодательно закреплена на федеральном уровне в следующем виде:
• федеральный уровень - Правительственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
• региональный уровень - комиссии по делам несовершеннолетних, осуществляющие деятельность на территории определенного субъекта федерации;
• муниципальный уровень - комиссии, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований.
Все уровни данной системы должны находиться между собой в субординационных и координационных отношениях. При этом, учитывая, во-первых, что проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носят социальный характер, а, во-вторых, что координация деятельности правоохранительных органов возложена на прокуратуру Российской Федерации, следует отнести общее руководство работой этой системы органов исполнительной власти к компетенции Правительства России.
В-седьмых, в настоящее время комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав понимаются как органы административной юрисдикции, так как наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
После проведенного в исследовании анализа законодательства Российской Федерации в области правовой регламентации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав можно сделать вывод об отсутствии в Российской Федерации единого подхода к организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так, в целях совершенствования законодательного регулирования деятельности административных комиссий необходимо предпринять следующее.
Во-первых, принять «рамочный» федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Во-вторых, законодательство субъектов Российской Федерации о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав привести в соответствие с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В-третьих, отказаться от актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Представляется, что лишь комплексное и последовательное решение проблем, описанных в данном диссертационном исследовании, позволит повысить результативность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, следовательно, и всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом.
исследовательских задач:
Во-первых, сам институт комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав формируется в России достаточно поздно, в 1918 году. Однако, по нашему мнению, было бы неправильно рассматривать историю становления и развития данного института именно с этого времени. Обусловлено это тем, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав занимают первостепенное положение в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а дети, которые, в силу различных обстоятельств, оставались без попечения родителей, активно поддерживались государством, начиная со времен зарождения российской государственности. Кроме того, проблематика профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, уходит корнями в Киевскую Русь.
Во-вторых, в рамках международного сообщества сложился положительный опыт профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, который может быть воспринят Российской Федерацией в процессе поиска и внедрения новых инструментов, направленных на профилактику асоциального поведения и безнадзорности несовершеннолетних. Однако следует обратить особое внимание на то, что «слепое» копирование зарубежных ювенальных техник недопустимо в условиях современной российской действительности.
В-третьих, в настоящее время не приходится говорить о целостной системе нормативно-правовых актов, которая в полной мере могла бы урегулировать деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Имеющаяся правовая база представляет собой некоторую совокупность разрозненных правовых актов.
В-четвертых, на сегодняшний день в Российской Федерации сложились три уровня нормативно-правового регулирования деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: федеральный, региональный и муниципальный. По нашему мнению, с такой идеей вряд ли можно согласиться. На наш взгляд, должно быть лишь два уровня законодательного регулирования деятельности комиссий: федеральный и уровень субъекта Российской Федерации. Такой подход полностью соответствует действующей Конституции Российской Федерации, согласно которой административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, а законодательство об административных комиссиях - это не что иное, как разновидность административного законодательства.
В-пятых, анализ правовой природы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав позволяет отнести их к органам государственной власти.
В-шестых, система комиссий по делам несовершеннолетних должна быть законодательно закреплена на федеральном уровне в следующем виде:
• федеральный уровень - Правительственная комиссия по делам
несовершеннолетних и защите их прав;
• региональный уровень - комиссии по делам несовершеннолетних, осуществляющие деятельность на территории определенного субъекта федерации;
• муниципальный уровень - комиссии, осуществляющие деятельность на территориях муниципальных образований.
Все уровни данной системы должны находиться между собой в субординационных и координационных отношениях. При этом, учитывая, во-первых, что проблемы безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних носят социальный характер, а, во-вторых, что координация деятельности правоохранительных органов возложена на прокуратуру Российской Федерации, следует отнести общее руководство работой этой системы органов исполнительной власти к компетенции Правительства России.
В-седьмых, в настоящее время комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав понимаются как органы административной юрисдикции, так как наделены полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.
После проведенного в исследовании анализа законодательства Российской Федерации в области правовой регламентации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав можно сделать вывод об отсутствии в Российской Федерации единого подхода к организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Так, в целях совершенствования законодательного регулирования деятельности административных комиссий необходимо предпринять следующее.
Во-первых, принять «рамочный» федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Во-вторых, законодательство субъектов Российской Федерации о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав привести в соответствие с действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В-третьих, отказаться от актов органов местного самоуправления, регулирующих деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Представляется, что лишь комплексное и последовательное решение проблем, описанных в данном диссертационном исследовании, позволит повысить результативность деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, следовательно, и всей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом.
Подобные работы
- Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав: теория и практика
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2018 - Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2021 - Правовой статус комиссии по делам несовершеннолетних и защита их
прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Административно-юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних лиц и защита их прав (Российский Университет Кооперации)
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав: теория и
практика
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - КОМИССИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Правовые основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав: проблемы и пути их решения
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2022 - Профилактика преступности несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, криминология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



