Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ КАК ПРИЧИНА ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Работа №69712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы70
Год сдачи2017
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
236
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования 6
1.1. Понятие выбора и альтернатив 6
1.2. Стратегии принятия решения и их виды 11
1.3. Понятие внутриличностного конфликта 21
ГЛАВА 2. Выбор стратегии как фактор, провоцирующий конфликт 29
2.1. Конфликтогенность разных способов выбора стратегии 29
2.2. Исследование факторов внутриличностного конфликта при выборе
стратегии принятия решения 35
2.3. Способы оптимизации выбора для профилактики внутриличностного
конфликта 54
Заключение 65
Список литературы 68


Практически любую проблему в жизни человека можно охарактеризовать как проблему выбора: выбор предмета, направления, характера действия, варианта желаемого результата и так далее. Выбор — своеобразный инструмент конструирования реальности.
Профессиональная и личная жизнь индивидов состоит из принятия решений. Выбор обуславливает поведение людей в сфере экономики, политики, ежедневной социальной жизни. Вследствие глобальных изменений и экономических кризисов в последнее время возрастает интерес к психологическим аспектам принятия решения и процессу, который ему предшествует: развивается наука поведенческой экономики, изучаются психологические аспекты и иррациональные основы выбора.
Наименее изученным представляется не аспект принятия решения как такового, а выбор стратегии, опираясь на которую, субъект будет данное решение принимать. Это может быть связано с тем, что стратегии, несмотря на наличие как формальных, так и неформальных видов, больше ассоциируются с теорией принятия решения, которая носит рациональный нормативный характер.
Выбор стратегии, тем не менее, отражает мотивы и ценности индивида, а также обуславливает сам процесс принятия решения. Проблематика выбора неразрывно связана с темой конфликта: необходимость корректировки собственных интересов, невозможность сочетания всех желаемых альтернатив. Поскольку в данной работе поднимается тема выбора стратегии, которая апеллирует к внутреннему решению субъекта, будут рассмотрены особенности формирования и последствий внутриличностного (внутреннего) конфликта на почве необходимости этого выбора.
Проблема внутреннего конфликта активно изучалась как в психологии, так и в конфликтологии. Она представлена в трудах К. Левина,1 А. Лурии,2 В. Мерлина,3 А. Леонтьева,4 К. Хорни5 и многих других отечественных и зарубежных исследователей.
Взаимосвязь внутреннего конфликта с поведением, влияющем на окружающую действительность, подробно рассмотрена в работах Эрика Берна.6
Вопрос выбора стратегий принятия решения освещался в работах Дж. Лерера. В них также рассмотрены основные виды стратегий принятия решения, психологические аспекты поведения индивида в критических ситуациях и возможные последствия неверного выбора.
Изучение аспектов выбора сегодня наиболее популярно в сфере поведенческой экономики. Эта проблема широко представлена в работах Герберта Саймона,7 Дэниеля Канемона и Амоса Тверски,8 Дэниэла Ариели9, Джорджа Акерлофа и Роберта Шиллера10 и многих других исследователей.
Об интересе к вопросу выбора и процессам, которые ему предшествуют, также свидетельствует появление научно-популярной литературы, раскрывающей как внутренние, так и внешние факторы, обуславливающие принятие решения: «Тайны мозга» М. Шермера,11 «Предсказуемая
] См.: Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000. С. 286-298.
2 См.: Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека / Проблемы современной психологии: учен. зап. моск. гос. института экспериментальной психологии. — М.; Л., 1930. С. 98-137.
3 См.: Мерлин, В.С. Развитие личности в психологическом конфликте - Москва; Воронеж, 2005 // Конфликтология : хрестоматия : учебное пособие / сост. Н.И. Леонов. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО 'МОДЭК', 2005. С. 73-81.
4 См.: Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975. С. 130.
5 См.: Хорни К. Наши внутренние конфликты, Академический проект 2007. С. 198.
6 См.: Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004. — С. 166.
7 См.: Herbert A. Simon. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T.Ely Lecture // American Economic Review, May 1978, v.68, no.2, P.1-16.
8 См.:Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. - Харьков: Издательство Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005. С. 632.
9 См.: АриэлиД. Предсказуемая иррациональность. — М.:Манн, Иванов и Фербер. 2010. С. 296.
10 См.: Акерлоф А. Дж, Шиллер Дж. Р. Spiritus Аnimalis, или Как человеческая психология управляет экономикой. — М.:Юнайтед Пресс. 2010. С. 280.
11 См.: Шермер, М. Тайны мозга. Почему мы во все верим; [пер. с англ. У. Сапциной]. - М.: Эксмо, 2015. С. 560.
рациональность» Д. Ариэли, «Как мы принимаем решения» Дж. Лерера и другие подобные работы.
Таким образом, сегодня существует ярко выраженный интерес к проблематике не только самого выбора, но и аспектов, которые его обуславливают и предшествуют ему. Поэтому представляется актуальной тема, заявленная в данной работе, так как она апеллирует к мало изученному аспекту, а также раскрывает процесс принятия решения с внутренней стороны.
Для изучения проблем, связанных с темой принятия решения, необходима модель, с помощью которой можно узнать поведенческие и психологические особенности данного процесса у индивидов. Поскольку наибольший интерес представляет изучение сложного выбора, т.е. имеющего значительное влияние на последующую жизнь субъекта, в качестве прикладного аспекта данной работы было проведено исследование моделей выбора высшего учебного заведения среди абитуриентов. В рамках исследования были изучены основные критерии, определяющие выбор вуза, причины их формирования, а также основные стратегии принятия решения, используемые абитуриентами. Описание исследования и его результаты представлены в третьем параграфе второй главы.
Цель настоящей работы — выявить параметры, провоцирующие конфликт при выборе стратегии принятия решения.
Объектом является выбор стратегии принятия решения.
Предметом — факторы, провоцирующие конфликт при выборе стратегии принятии решения.
В рамках данной ВКР ставятся следующие задачи:
1. проанализировать ключевые понятия, используемые в работе;
2. дать описание наиболее общих стратегий принятия решения;
3. определить факторы риска возникновения внутриличностного конфликта при выборе стратегии принятия решения;
4. провести исследование того, по каким критериям абитуриенты выбирают высшее учебное заведение;
5. описать способы оптимизации выбора для профилактики внутриличностного конфликта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в рамках данной работы были выполнены следующие задачи:
1. проанализированы ключевые понятия, используемые в работе;
2. дано описание наиболее общих стратегий принятия решения;
3. определены факторы риска возникновения внутриличностного конфликта при выборе стратегии принятия решения;
4. проведено исследование того, по каким критериям абитуриенты выбирают высшее учебное заведение;
5. описаны способы оптимизации выбора для профилактики внутриличностного конфликта.
Одно из ключевых понятий данной работы — выбор. В рамках ВКР под данным понятием подразумевалось разрешение неопределенности в контексте множества альтернатив. В условиях данного исследования при работе с этим понятием был сделан акцент не на результате выбора, а на ментальном процессе, который ему предшествует.
Еще одним из базовых понятий является стратегия принятия решения. В рамках работы под стратегией принятия решения подразумевался общий план действий, находящий выражение в поведении субъекта. В целом, стратегии принятия решения делятся на две большие группы: нормативные и ненормативные. Группа нормативных стратегий представлена стратегией оптимизации, стратегией максимизации, а также максиминной стратегией. Группы ненормативных стратегий включает в себя стратегию удовлетворения, интуитивную стратегию и стратегию здравого смысла.
Выбор стратегии взаимосвязан с двумя факторами: видом решения, которое необходимо принять и видом ситуации, в которой находится субъект.
Стремление соединить две несовместимых стратегии действий, а также риски принятия неверного решения приводят к внутреннему конфликту. Также конфликт может возникнуть из-за того, что выбор затрагивает ценностные установки индивида, вопросы его мотивации, самооценки и восприятия реальности. Данный вид конфликта является следствие проблем индивида во внешнем мире, которые находят отображение в его сознании.
В целом, основания для конфликта подобного рода могут быть разнообразными. В контексте данной работы был наиболее актуален ценностно-мотивационный конфликт, сформулированный Анцуповым и Шипиловым в рамках конфликтологической парадигмы.
Для анализа конфликтогенности выбора стратегии принятия решения было проведено исследование моделей выбора высшего учебного заведения среди абитуриентов. Выбор университета — это сложное многокритериальное решение, которое наилучшим образом подходит для анализа возможных сложностей процесса выбора.
Данные исследования, проведенного в 12 городах России, показали, что абитуриенты могут комбинировать не только стратегии принятия решения, но и сочетать критерии, влияющие на него.
Наиболее влиятельным критерием по итогам исследования является «престиж и известность университета». Данный критерий, как правило, склоняет к выбору стратегии максимизации или оптимизации. Также абитуриенты склонны использовать стратегии удовлетворения и здравого смысла. В целом, при сложных многокритериальных решениях, в условиях ограниченной рациональности индивида, эффективно сочетать нормативные и ненормативные стратегии. Так, для фильтрации собственных чувств, эмоций и осознания мотивов субъект может применить стратегию удовлетворения, а на второй стадии, с новым уровнем понимания собственных желаний, использовать одну из нормативных стратегий, для просчета рисков и формирования цельной картины ситуации.
Конфликтные основания выбора каждой из перечисленных стратегий подробно приведены в Таблице 2, втором разделе второй главы. Наиболее распространенным является конфликт между «хочу» и «могу», связанный со стремлением абитуриентов достичь максимальной цели и при этом их неспособностью критически оценить собственные ресурсы и возможности. Последствия данного конфликта могут быть разнообразными: высокий риск неудачи, незапланированная смена жизненного сценария, депрессия и последующая неуверенность в себе.
Таким образом, в ходе работы была достигнута поставленная цель — выявлены параметры, провоцирующие конфликт при выборе стратегии принятия решения.
Для снижения риска возникновения и развития внутреннего конфликта необходимо пользоваться методиками оптимизации выбора. При выборе методики важно определиться, с чем необходимо работать: с фактами или чувствами, с внешними обстоятельствами или внутренними. В этом случае актуально прибегнуть в помощи специалистов-конфликтологов, которые смогут проанализировать внутреннее состояние субъекта в контексте влияния внешних факторов. Наиболее универсальной методикой здесь может выступить конфликтологическое консультирование, сочетающее в себе работу как с ситуацией, так и с внутренним состоянием индивида; позволяющее как работать с существующей проблемой, так и осуществлять профилактику.



1. Адамс Дж. Л. Разблокируй свой разум: техника поиска решения сложных проблем и генерации гениальных идей. 4-е издание, М: Эксмо. 2008.
2. Акерлоф А. Дж, Шиллер Дж. Р. Spiritus Ашшайз, или Как человеческая психология управляет экономикой. — М.: Юнайтед Пресс. 2010.
3. Анцупов Л. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.
4. Анцупов Л. Я., Шипилов А. И.. Конфликтология // URL: http://sob- rgsu.narod.ru/files/Antsupov_Shipilov_Some_Konfliktologiya.htm#5.1.
(Дата обращения: 15.04.17)
5. Ариэли Д. Предсказуемая иррациональность. М.: Манн, Иванов и Фербер. 2010.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / пер. с англ. А. А. Грузберга; терминологическая правка В. Данченка. — К.: PSYLIB, 2004.
7. Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М., 1984.
8. Гулевич О.А., Сариева И.Р., Сильченко Д.В. Помощь первокурсникам как запланированное поведение: роль Я-концепции.
9. Д. Канеман, П. Словик, А. Тверски. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения. - Харьков: Издательство Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005.
10. де Боно Э. Шесть шляп мышления. - Минск: Попурри, 2006.
11. Иванова Е.Н. Фасилитация, Санкт-Петербург, 2010.
12. Конспект лекций по курсу «Управленческие решения в организации», Санкт-Петербург, 2008.
13. Кошев Э.Б. Теория рационального выбора в истории социологии // ИСОМ. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoriya- ratsionalnogo-vybora-v-istorii-sotsiologii (дата обращения: 13.05.2017).
14. Краткий толковый психолого-психиатрический словарь. Под ред.
Игишева. 2008. // Словари и энциклопедии на Академике.ПКЕ: http://dic.academic.ru/ (дата обращение: 25.04.17).
15. Крюкова Т.В. Основы теории принятия решений в конфликте: Учеб. пособие. — СПб., 2005.
16. Левин К. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000. С. 286-298.
17. Лекции по теории принятия решений Экономического университета им. Г.В. Плеханова // URL: http://su0.ru/O321 (дата обращения 29.04.17).
18. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.
19. Леонтьев Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. Вопросы психологии, Москва. 1994. Вып. 4.
20. Лерер Дж. Как мы принимаем решения. М.: Corpus. 2010. С. 352.
21. Лурия А.Р. Экспериментальные конфликты у человека / Проблемы современной психологии: учен. зап. моск. гос. института экспериментальной психологии. — М.; Л., 1930.
22. Мерлин, В.С. Развитие личности в психологическом конфликте - Москва; Воронеж, 2005 // Конфликтология : хрестоматия : учебное пособие / сост. Н.И. Леонов. - 3-е издание, исправленное и дополненное. - Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Издательство НПО 'МОДЭК', 2005.
23. Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1985.
24. Носкова Н.В. Психология выбора в контексте возрастного развития человека // СПЖ. 2004. №19. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-vybora-v-kontekste-vozrastnogo- razvitiya-cheloveka (дата обращения: 13.05.2017).
25. Общая психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского // URL http://www.insai.ru/slovar/vybor (дата обращения: 25.04.17)
26. Панфилова А.П. Мозговые штурмы. — М.: ФЛИНТА: Московский психолого-социальный институт, 2007.
27. Пахомов А. П., Судьина Н.Е. Эмоциональные аспекты процесса принятия решений: термодинамический подход // Экспериментальная психология. 2013. Том 6. № 3.
28. Первушина. О.Н. Человек и неопределенность: на подступах к постановке проблемы // Вестник НГУ. Серия: Психология. 2007. Т.1.
Вып.1. С.
29. Психология и психиатрия. Внутриличностный конфликт // URL: http://psihomed.com/vnutrilichnostnyiy-konflikt/ (дата обращения: 25.04.17).
30. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 1999.
31. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М. 2007.
32. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. - М.: Радио и Связь, 1993.
33. Стюарт И. Джойс В. «Современный транзактный анализ», Спб.: Метанойя, 2017.
34. Толковый словарь по социологии. 2013. // Словари и энциклопедии на
35. Академике URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 22.04.17).
36. Томашек Н. Системный коучинг. Целеориентированный подход в консультировании. Харьков: Гуманитарный центр. 2008.
37. Фрейд З. Я и оно //Хрестоматия по истории психологии. Под ред. Гальперина П. Я., Ждан А. Н. М.: Изд-во МГУ, 1980.
38. Шермер М. Тайны мозга. Почему мы во все верим; [пер. с англ. У. Сапциной]. - М.: Эксмо, 2015.
39. Шерер Й. Техники креативность: как в 10 шагов найти, оценить и воплотить идею. М: СмартБук, 2009.
40.Экономика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2000.
41. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. // Словари и энциклопедии на Академике URL:http://psychology_pedagogy.academic.ru/3661 (дата обращения 22.04.17).
42. Ajzen I. The theory of planned behavior // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1991. Vol.50.
43. Maryam T.A., Habeeb O. Theories And Strategies of Good Decision Making, International journal of scientific & technology research. V. 1, issue 10, November 2012.
44. Harris R. Introduction to decision making. 2009 // URL:
http://www.virtualsalt.com/crebook5.htm (дата обращения 25.04.17).
45. Herbert A. Simon. Rationality as Process and as Product of Thought. Richard T.Ely Lecture // American Economic Review, May 1978, v.68, no.2.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ