Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Условия повышения эффективности функционирования методической службы в системе повышения квалификации работников образования

Работа №6961

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы186стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
696
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-13
ГЛАВА 1. Деятельность методической службы системы повышения
квалификации работников образования как педагогическая
проблема 14-76
1.1. Система повышения квалификации работников образования: к истории вопроса 14-33
1.2. Методическая служба как компонент региональной системы повышения квалификации работников образования 33-49
1.3. Методические службы региона: проблемы функционирования... 49-73 В ы в о д ы 73-76
ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия повышения эффективности функционирования методической службы в структуре региональной системы повышения квалификации работников образования 77-170
2.1. Выбор модели методической службы - ключевое условие ее эффективности 77-108
2.2. Комплекс условий, обеспечивающих эффективность функционирования методической службы 108-152
2.3. Оценка эффективности функционирования методической
службы 152-168
В ы в о д ы 168-170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171-176
ЛИТЕРАТУРА 177-186



Актуальность исследования. В ряду задач реформирования российского образования одно из приоритетных, ключевых мест занимала и занимает проблема комплексной перестройки образовательной сферы. Перестройка системы образования обусловила необходимость систематического повышения качества профессионального труда педагогов, детерминировала поиск новых способов и средств совершенствования деятельности методических служб разного уровня функционирования и управления. Ранее сложившуюся структуру методических служб необходимо привести в соответствие с потребностями времени, преодолеть ее неэффективность, придать ей гибкий, динамичный характер и, что самое главное, выработать способность адекватного реагирования на актуальные и перспективные потребности образовательной практики.
Многолетний опыт функционирования методических служб показал, что эти структуры в системе образования были эффективны лишь при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач.
Современная ситуация в образовании требует целенаправленной ориентации методических служб на спрос, как со стороны образовательных учреждений в целом, так и на спрос личности каждого учителя. В свою очередь это предполагает повышение общей и профессиональной культуры работников методических служб, создание условий, обеспечивающих: соответствие методической работы запросам и потребностям педагогов и руководителей учреждений образования; разработку новых структурно-функциональных моделей методических служб, способных решать задачи непрерывного совершенствования форм, методов и направлений методической деятельности; личностно-ориентированный, дифференцированный подход к организации образовательного процесса на всех ступенях его осуществления.
Проблема организации деятельности методических служб под разным углом зрения рассматривалась в диссертационных исследованиях Н. А. Абишева,
А.М.Воронина, Ю.А.Долженко, Л.И.Дудиной, И.В.Жуковоского, Н.К.Зотовой,
А.Г.Зырянова, Е.Н.Липчинской, И.Ф.Михневой, В.Б.Новичкова, Т.Х.Оганесова, Т.К.Родионовой, Ю.М.Тулищева, О.Г.Хомерики и др. На уровне образовательных учреждений методическая деятельность представлена в публикациях Л.М.Биксер, Г.И.Горской, В.М.Лизинского, Р.Г.Чураковой,
A. М.Моисеева, М.М.Поташника, П.В.Худоминского и др. В работах
Н.А.Вороновой, Т.И. Диденко, О.Ю.Заславской, И.Р. Лазаренко, Н.В. Луковкиной, Т.М.Мамоновой, О.В. Токмаковой и др. обобщен опыт консалтинговой деятельности методической службы. Модели управления методической работой описаны в трудах М.В.Артюхова, Л.П.Ильенко,
Н.Я. Лукиной, Н.В. Немовой, М.М.Поташника, П.И.Третьякова, Т.И.Шамовой и др. Деятельность педагога-методиста исследовалась В.А.Беляевой, Р.И.Будниковой, В.С.Калитой, А.А.Петренко, С.Э.Карклиной,
B. А.Сластениным и др. Наконец, организация методической службы учреждений дополнительного общего и профессионального образования рассматривалась в работах Л.Н.Буйловой, С.В.Кочневой, О.З.Кузнецовой,
C. Т.Кульневич, Э.М.Никитиным, А.Д.Цедринским и др.
Вместе с тем, до сих пор неисследованными или слабо исследованными остаются вопросы функционирования методической службы как компонента региональной системы повышения квалификации работников образования. Не до конца изучены проблемы деятельности региональных методических служб. Вне поля зрения ученых остаются условия, обеспечивающие эффективность функционирования методической службы на уровне муниципалитета и системы повышения квалификации. Не разработаны критерии оценивания эффективности функционирования методической службы.
Анализ состояния проблемы позволяет также зафиксировать объективно существующие противоречия, сложившиеся к настоящему времени:

5
- между возросшими требованиями и сложностью задач, стоящих перед методическими службами, и их реальным состоянием;
- между необходимостью развития инициативы, самостоятельности и творчества участников методической деятельности и существующими методами управления методической работой в полном функциональном цикле;
- между постоянно растущими требованиями к педагогам-методистам и недостаточно высоким уровнем их профессионального мастерства;
- между требованиями по-новому осуществлять формы и направления методической деятельности и отсутствием готовности специалистов методических служб к этому процессу и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Предпринятое исследование показало, что развитие методической службы как компонента отечественного образования напрямую связано со становлением и развитием системы повышения квалификации педагогических работников. Предпосылки возникновения методического сопровождения образования сложились в стране в конце ХУШ в. Однако на первом этапе функционирования государственной системы просвещения этот процесс затруднялся дефицитом кадров, поскольку отсутствовали специализированные формы подготовки педагогов для сферы образования.
Зарождение организационных форм повышения профессиональной квалификации учителей (начало XIX в.) сопровождалось привлечением наиболее компетентных специалистов к решению многих школьных проблем, в том числе оказанию методической помощи учительству.
С середины XIX в. стали регулярно проводиться учительские съезды, образовались педагогические сообщества, был учрежден институт учителей- инструкторов, в обязанности которых входил показ на образцовых уроках новых методов и приемов обучения. Организационные формы работы с учителями и оказание им практической помощи получили общее название «методическая работа».
Ретроспективный анализ позволил установить, что в российском образовании первой половины XX в. система повышения квалификации педагогических кадров базировалась на принципах идейно-политической направленности, плановости, непрерывности, всеобщего охвата педагогов., ориентации на активные методы курсовой подготовки, которая одновременно выполняла функцию «скорой методической помощи» (Э.М.Никитин). Первым документом, регламентирующим деятельность методической службы, стало Положение о педагогическом кабинете, в задачи которого входило оказание помощи учителю, методическим объединениям учителей и районным предметным комиссиям.

172
Советский период модернизация отечественной системы повышения квалификации педагогических кадров была связан с общими тенденциями обновления общеобразовательной школы. Существенную роль в этом процессе играли методисты институтов повышения квалификации, основной задачей которых являлась помощь учителям в изучении и воспроизведении передового педагогического опыта.
Исследование показало, что переломным моментом в работе методических служб системы образования России стала середина 90-х гг. XX
в., когда произошли изменения в структуре образования, его содержании и технологиях обучения. Повышение требований к учителю повлекло за собой существенные изменения в деятельности институтов повышения квалификации работников образования, которые стали учреждениями дополнительного профессионального образования. В этой связи спектр задач, решаемых методистами, расширился. У них появился ряд новых функций (организация инновационной и опытно-экспериментальной деятельности, проведение маркетинговых и социологических исследований, организация платных услуг, информационное обеспечение школ, компьютерная обработка банков информации и др.), без выполнения которых деятельность методической службы становилась бессмысленной.
В настоящее время методическая служба как социально-педагогическая система представлена различными моделями (структурные, функциональные, процессуальные), которые различаются целями, задачами, направлениями деятельности, функциями, организационными формами работы, которые подробно рассмотрены в диссертации. Вместе с тем установлено, что современные методические службы испытывают множество трудностей в организации своей деятельности, что связано с муниципализацией системы образования и децентрализацией управления ею.

173
В работе показано, что современный педагог-методист в изменяющихся условиях образовательной среды призван решать ряд сложных задач: ведение самостоятельного научного поиска в муниципальной (региональной) системе образования; обучать педагогов методике научно-педагогического исследования; обучать руководителей образовательных учреждений технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования собственной деятельности; участвовать в формировании созидательной муниципально-образовательной и социокультурной среды; мотивировать педагогов на внедрение инноваций в образовательный процесс; распространять ценный педагогический опыт; разрабатывать образовательные программы; организовывать процесс профессионально¬педагогического развития и саморазвития учителей и др.
В ходе констатирующего эксперимента, в котором приняли участие около 1200 работников сферы образования (методисты, заведующих методкабинетами, руководители школьных методических объединений, учителя, руководители образовательных учреждений), установлено, что совершенствование деятельности методических служб требует:
- поиска таких организационных и педагогических условий, которые обеспечивали бы более эффективную работу методических служб с педагогическими кадрами региона на этапе последипломного образования;
- оптимизации структуры информационно-образовательной деятельности института повышения квалификации работников образования и его методической службы через систему курсов, семинаров, работу проблемных и творческих групп учителей;
- усиления экспертно-аналитической и диагностической деятельности методистов системы повышения квалификации, ориентированной на запросы конкретного учителя и образовательного учреждения;
- организации мониторинговых исследований методической службой в

174
целях наиболее полного удовлетворения запросов учителей и образовательных учреждений.
Исследование показало, что сложность деятельности методических служб в современных условиях обусловлена несколькими причинами: увеличилось число связей образовательной системы с другими сферами социокультурной структуры региона; образовательная система приобретает ряд новых функций (образовательно-культурная, образовательно¬профессиональная, самореализации личности в условиях динамичного рынка труда, освоение здорового образа жизни при одновременном ухудшении экологической обстановки и нарастания стрессовых ситуаций и др.); возрастает необходимость максимально учитывать образовательные потребности регионально-муниципального сообщества, ориентироваться на актуальные и перспективные потребности местного рынка труда; усиливается роль программно-целевого управления, проблемно¬ориентированного анализа сферы образования и др. Все это определяет необходимость выбора адекватной модели функционирования методической службы и рассмотрение этого выбора как условия эффективного развития ее деятельности.



1. Абдрахманова Г.С. Диагностический подход к оценке эффективности управления современной школой: Дис. ... канд. пед. наук.- Казань, 1999.- 180 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности.- М.: Наука, 1980.- 335 с.
3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / ИНООАН СССР. Всесоюзный методологический центр.- М.: Экономика, 1991.- 416 с.
4. Ансофф И. Стратегическое управление.- М.: Экономика, 1989.- 519 с.
5. Антология педагогической мысли России ХVШ века.- М., 1985.- С. 70.
6. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х - начала ХХ в.- М.: Педагогика, 1990.- С. 520-563.
7. Артюхов М.В. Теория и практика управления развитием муниципальной системы образования: Автореф. дис. .д-ра пед. наук.- Новокузнецк, 1999.¬38 с.
8. Ахлестин К.Н. Забота партии и правительства о формировании учительских кадров (1021-1925) // Сов. Педагогика.- 1978.- №11.- С. 103-109.
9. Баженов Л.Б., Бирюков Б.В., Штоф В.А. Моделирование.- Философская энциклопедия. Т. 3.- М., 1964.
10. Бако Э.К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы // Школьные технологии.- 1999.- №3.- С. 56-65.
11. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 192 с.
12. Беспалько В.П. Элементарная теория управления процессом обучения.- М.: Знание, 1970.- 74 с.
13. Беляева В.А., Петренко А.А.Деятельность педагога-методиста в системе муниципального образования. Метод реком.- М.: АРКТИ, 2004.- 160 с.
14. Биксер Л.М., Луковкина Н.В., Мамонова Т.М. Организация методической и научно-экспериментальной работы в средней школе № 11 на учебный год // Завуч.- 2000.- №1.- С. 65-73.
15. Бондаревская Е.В. Уровень педагогической культуры - главное основание для аттестации учителя.- Ростов н/Д, 1994.- 15 с.
16. Бочкина Н.В. Ориентационное поле развития методологической культуры современного специалиста образования // Подготовка специалиста в области образования. Основные направления совершенствования / РГПИ им. А.И.Герцена.- СПб.: Образование, 1996.- С. 155-161.
17. БСЭ (в 30 т.) / Гл. ред. А.И.Прохоров. Т. 30.- М., 1978.- 632 с.
18. Будникова Р.И. Подготовка заместителей директоров к руководству методической работой в условиях обновления школы: Дис..канд. пед.наук.- Хабаровск, 1996.- 212 с.
19. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособ.- М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.

178
20. Булаев Н.И., Маскин В.В. Роль и место РИРО в системе непрерывного образования области // Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 60-летию со дня основания Рязанского института развития образования.- Рязань, 1998.- 195 с.
21. Бунимов Н.Т. и др. Краткий словарь современных понятий и терминов.- М., 1995.- 510 с.
22. Бургин М.С. Инновации и новизна в педагогике // Сов. Педагогика.- 1989.- №12.- С. 36-40.
23. Бюллетень Ш Всероссийского съезда Союза работников просвещения 1-8 октября 1921 г.- М., 1921.
24. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика.- 1997.- №3.- С. 15-19.
25. Василенко Н.П. Диагностика в организации методической работы.- Ростов н/Д: Изд-во Ростовского обл. ИУУ, 1995. - С. 24
26. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.- М.: Педагогика, 1987. - С. 7.
27. Вершловский С.Г. Учитель о себе и профессии.- Л., 1988.- 32 с.
28. Внутришкольное управление: теория и практика / Под ред. Т.И.Шамовой.- М.: Педагогика, 1991.- 192 с.
29. Волковский А.Н. Вопросы повышения квалификации учителей (1917-1924) // Повышение квалификации учителей.- М., 1958.- С. 52-76.
30. Все начинается с учителя / Под ред. З.И.Равкина.- М., 1983.- 180 с.
31. Всесоюзный съезд работников народного образования (Стенографический отчет).- М.: Высш. шк., 1990.- 414 с.
32. Галаган А.И., Соколова И.Ф. Непрерывное образование за рубежом: концепции и практика.- М., 1981.- 32 с.
33. Гвишиани Д.М. Организация и управление.- М.: Наука, 1972.- 536 с.
34. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии.- М., 1976.- 495 с.
35. Глинский Б. А. и др. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ).- М.: Изд-во МГУ, 1965.- С. 43.
36. Горовая В.И., Тарасова С.И. Педагогическая деятельность в системе современного человекознания.- М.: Илекса; Ставрополь: Аргус, 2004.- 168 с.
37. Грабарь М.И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непарнометрические .- М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
38. Громкова М.Т. Новые педагогические парадигмы в образовании взрослых // Интеграционные процессы в образовании взрослых.- СПб.: ИОВ РАО, 1997.- С. 79-82.
39. Давыденко Т.М. Технология моделирования организационной структуры управления школой // Социальные и педагогические технологии. Матер. Всеросс. научно-практич. конф. «Социальные и педагогические технологии в системе образования», 29-31 окт. 1998 г.- Белгород, 1998.- С. 136-138.

179
40. Джуринский А.Н. Размышления над историей педагогики // Педагогика.- №
61. - 2001.- С. 17.
41. Днепров Э.Д., Егорова С.Е. и др. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец Х1Х- начало ХХ вв.- М.: Педагогика, 1991.¬448 с.
42. Долженко Ю.А. Повышение эффективности деятельности муниципальной методической службы на основе технологии мотивационного программно-целевого управления: Дис. ...канд.пед.наук.- Барнаул, 1994.- 175 с.
43. Долженко Ю.А. Краевой институт - муниципальным методическим службам // Народное образование.- 1999.- № 7-8.- С. 47-55.
44. Ерина Т.М. Психологическая диагностика как функция муниципальных органов управления: Дис. .канд.пед.наук.- Нижневартовск, 1998.- 190 с.
45. Жилина А.И. Организационно-педагогические условия создания системы подготовки профессиональных кадров управления образованием в регионе: Дис..канд.пед.наук.- СПб., 1995.- 215 с.
46. Жуковский И.В. Методическая служба и профессионализм учителя // Официальные документы в образовании.- 1999.- № 19.- С. 33-45.
47. Жуковский И.В. Методическая служба: структура и технология управления // Директор школы - 2000.- №1.- С. 5-13.
48. Заир-Бек Е.С. Проектирование как педагогическая деятельность и содержание обучения педагогов // Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида.- СПб.: РПГУ им. А.И.Герцена, 1995.- С. 124-148.
49. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М., 1980.- 96 с.
50. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.- М.: Педагогика, 1982.- 159 с.
51. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- М., 1995.- 48 с.
52. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Вестник образования.-
1992. - № 11.
53. Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы: Дис. .канд.пед.наук.- Ростов н/Д, 1995.- 219 с.
54. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической деятельности аттестуемых учителей.- М., 1998.- С. 43.
55. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. Новое педагогическое мышление / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Педагогика, 1989.-280 с.
56. Зубов Н. Как руководить педагогами: Пособие для руководителей образовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2002.- 144 с.
57. Иванов А.И., Лобейко Ю.А. Методология и методика исследовательской деятельности в образовании.- Ставрополь, 1996.- 143 с.
58. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях. Кн. для учителя. Изд. 3-е, испр. и доп.- М.: АРКТИ, 1999.- 48 с.
59. Ингекамп К. Педагогическая диагностика.- М., 1996.- 96 с.
60. Истомин Е.И. Формирование нормативно-правовых механизмов

180
модернизации отечественного образования // Академические чтения.- СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2002. Вып. 3.- 192 с.
61. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина и др.; под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416 с.
62. Ительсон Л.Б. Математические и кибернетические методы в педагогике.- М.: Просвещение, 1964.- 246 с.
63. Итоги и перспективы образования в СССР (Обзор материалов Всесоюзного съезда учителей) // Сов. Педагогика.- 1978.- №9.- С. 13-35.
64. Калита В. С. Повышение психолого-педагогичской компетентности учителя средствами методической работы в школе: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 172 с.
65. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс.- Грозный, 1976.- 286 с.
66. Каптерев П.Ф. История русской педагогики.- Пг., 1915.- С. 176-177.
67. Караковский В.А. Директор - учитель - ученик.- М., 1982.- 96 с.
68. Карклина С.Э., Шахриманьян И. Методическая работа в районе // Сов. Педагогика.- 1989.- №4.- С. 34.
69. Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории методологии.- М.: Прогресс-Академия, 1995.- С. 7.
70. Кисилев А. 200 лет Министерству народного просвещения // Народное образование.- 2002.- №1.- С. 5-8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ