Введение 6
Глава 1 Основания практической философии в трудах Иммануила Канта 10
1.1 Путь к основаниям практической философии Канта в «Критике чистого разума» 10
1.2 Идея свободы в «Критике чистого разума» 14
1.3 Основания практической философии в «Критике практического разума» 16
1.4 Основания практической философии в «Метафизике нравственности» 22
Глава 2 Рецепции и критика оснований системы практической философии Канта 28
2.1 Рецепции Джона Ролза идей практической философии Иммануила Канта 29
2.2 Критика оснований этики И. Канта 34
2.3 Критика оснований практической философии Канта в философии права 37
Заключение 41
Список использованных источников и литературы 43
Более двухсот лет назад, немецким философом Иммануилом Кантом были написаны его знаменитые «три критики» - «Критика чистого разума» , «Критика практического разума» , «Критика способности суждения» . Также им были созданы иные не менее фундаментальные и значительные произведения: «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может возникнуть как наука» , «Метафизика нравственности» . В данных трудах, им разрабатывалась философская система, одними из главных целей которой были: а) попытка формализации познавательной деятельности нашего разума; б) поиск и дедукция оснований для всех дисциплин, которые заключают в себе как раз-таки результаты познавательной деятельности разума. Один из таких поисков оснований был связан с выявлением фундаментальных положений на которых строится этика и право, которые объединяются Кантом «практическую философию».
И несмотря на то, что этот «проект» трансцендентальной философии (именно так Кантом именовалась его система), был осуществлен как было указано, в XVIII веке, многими мыслителями осуществляется попытка пересмотра, критики оснований практической философии. Специфический характер системности кантовской философии, иногда не учитывается критиками Канта или теми, кто пытается заимствовать идеи Канта. Это важно, поскольку, системность предполагает, что ответ на то, почему стоит или не стоит заимствовать то или иное понятие, следует основывать на том, как и где Кантом вводится то или иное понятие и почему это было необходимо. Стоит здесь указать, что под основаниями практической философии в данном исследовании будут пониматься фундаментальные и центральные понятия, которыми апеллирует Иммануил Кант, выстраивая свою систему трансцендентальной практической философии. С данными основаниями связаны решаемые Кантом философские проблемы, а также критика и рецепция их уже в современной философии.
Цели исследования
Таким образом целью данного исследования, будут главным образом реконструкция кантовских оснований практической философии, исходя из анализа трудов И. Канта, в которых разрабатывалась данная тематика, а также исследование современных рецепций и критики указанных оснований.
Задачи исследования
Для осуществления указанных целей, в данном исследовании решаются следующие задачи:
а) для выявления того, как представлены основания практической философии Канта и какое место в системе у самого Канта они занимают, рассматривается «путь» или предпосылки к репрезентации оснований;
б) также, в рамках указанного исследования, выявляется обоснование, или дедукция, как выражается Кант, указанных выше оснований, путь к формулированию и разработке Кантом оснований практической философии, для этого рассматриваются и анализируются некоторые произведения так называемого «критического периода» исследований Канта;
в) исследуются оснований практической философии, касающихся «Права», в труде «Метафизика нравственности» и выявляется ряд особенностей, характерных для данной отрасли практической философии Канта;
г) исследуется возможность рецепции кантовских идей на основании работы Джона Ролза «Теория справедливости»;
д) подвергается оценке ряд критических исследований в современной философии, посвященных основаниям этики и права Канта;
Степень разработанности темы исследования
Основания «практической философии» Канта вызывают вопросы у исследователей начиная практически с публикации «Критики чистого разума». Основания практической философии критиковались Г.В.Ф. Гегелем, главным образом за её излишнюю формальность . Также вызывали затруднение понимания оснований ряд неоднозначных тезисов Канта. Например, тезис о том, что мы якобы «знаем нашу собственную свободу» (свобода - это одно из оснований кантовской практической философии). Также стоит упомянуть, что в современной философии, преимущественно, в англо-американской традиции, интерес к проблематике кантовской философии обуславливается тем, что многие крупнейшие современные философы и правоведы такие, как П. Чичовачки , Дж. Роулз , О. Хёффе , зачастую ссылаются в своих исследованиях на работы Канта, порой, как в случае с Роулзом, напрямую обозначая колоссальное влияние его идей на собственные философские построения. В российской философии, проблемой критики и рецепций кантовской философии занимались Э.Ю Соловьёв и Аронсон Д.О в своих монографиях.
Объект и предмет исследования
В свете указанной темы, объектом исследования является основания практической философии, описанные в трудах Иммануила Канта, начиная с «Критики чистого разума» и заканчивая «Метафизикой нравственности», в которых указанная ранее проблематика затрагивалась наиболее подробно. В качестве предмета исследования выступают критика и рецепции оснований практической философии Канта, а также её соответствие с кантовскими идеями и возможность критики и рецепции как таковых.
Методы исследования
К использованным методам в данном исследовании, относятся
а) компаративный анализ - необходим для сравнения тенденций в критике и рецепциях, путём обобщения результатов их исследования;
б) интерпретирующий анализ - применяемые для анализа кантовских работ и работ, посвященных критике и рецепции;
в) контекстуальный анализ - применяется для анализа понятий и концептов, характерных для рассматриваемых в данной работе теорий
Теоретическая и практическая значимость исследования
Поскольку, как было заявлено, похожего исследования, оценивающего релевантность и возможность критики и рецепций кантовских идей практической философии, нет в отечественной философии, то данное исследование представляет научный интерес и вероятно создаст новое «пространство» для дискуссии в современной этике и философии права, в кантоведении. В качестве Практической значимости данного исследования выступает то, что его выводы могут быть использованы для оценки попыток рецепций и критики кантовской философии. Также результаты данной работы могут служить основанием для компаративных и историко-философских исследований в области этики и философии права.
В области образования результаты работы могут быть использованы при разработке и чтении общих и специальных курсов по этике и философии права.
Апробация диссертационного исследования.
Основные положения и выводы, полученные в ходе работы над исследованием, обсуждались на международных и всероссийских научных конференциях, среди которых: Международная конференция студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы социальных наук» (Томск, 2018), Всероссийская научная конференция молодых ученых «Наука. Технологии. Инновации» (Новосибирск, 2018).
Объем и структура работы.
Структура исследования определяется его целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы, включающего 28 наименования (в том числе 2 на иностранных языках). Общий объем исследования - 43 страницы.
В качестве заключения, стоит сказать, что в рамках исследования был проведен анализ оснований «практической философии» Канта в трудах, начиная с «Критики чистого разума» и вплоть до «Метафизики нравственности», в рамках данного анализа были сделаны следующие выводы
1) В «Критике чистого разума», «свобода» отделяется, как сфера морали, от «природы», как сфера опыта. Полагается независимость морали от законов природы. Таким образом, свобода - это деятельность нашего разума, направленного на формирование и следование идеям, вынесенных за сферу возможного опыта, но полагаемых как очевидно требующими следования.
2) В Критика практического разума было продолжено решение проблемы оснований, заданное в «Критике практического разума» и она важна потому как постулирует самодостаточность моральных установок, основоположение которых заключено в формулировке категорического императива морали. Императив морали в свою очередь предполагает следование данному императиву согласно принципу долга, то есть бескорыстному и самоочевидному;
3) В «Критике практического разума» немаловажной является рассмотрение понятия «воли», как «воли» индивида, не подчиняющегося ни чему кроме как этическим постулатам и являющейся таким образом автономной. Было установлено, что характер принуждения моральному закону несколько иной. Скорее он представляет собой, как было указано, само собой разумеющуюся цель следовать нравственному правилу.
4) Была рассмотрена «Метафизика нравственности», проанализирована проблема принуждения в рамках практической деятельности нашего разума, обусловленного его свободной «природой». Был сделан вывод, что Кант полагает, что должны быть необходимо выстроены такие отношения между индивидами в обществе, дабы законы формулировались согласно категорическому императиву практического разума. И, тогда, природе нашего разума будет свойственно это ограничение, то есть мы всякий раз будем создавать всё новые и новые правовые законы, правовые системы.
Вышеуказанное исследование позволяет заключить, что представление об основаниях кантовской практической философии должно быть основано на анализе всех источников, где им тем или иным образом затрагивалась проблематика этики и права. Данный факт упускается из виду мыслителями современности, что приводит к противоречивым и неоднозначным интерпретациям или вовсе необоснованному заимствованию кантовских фундаментальных принципов.
Несостоятельной является попытка Джона Ролза заимствовать кантовские положения и вместе с тем утверждать, что им якобы осуществилось создание системы соответствующей кантианскому «духу». Было показано, что заимствование влечет за собой упущение колоссального концептуального пласта, стоящего за теми концептами, которые Ролзом были отобраны на основании их полезности. Данные концепты неким образом «привязаны» к системе Канта и вряд ли представляется возможность привести иное основание для рецепции, помимо тех, что можно подчерпнуть у Канта.
Также была рассмотрена в свете уже высказанного взгляда на возможность рецепции идей практической философии критика её оснований. На примере работ П. Чичовачки, Д. О. Аронсона, Ю. Эббингауса, было показано, что в рамках критики кантовских оснований практической философии, исследователи основывают свои замечания, не на вышеуказанном корпусе текстов, где Кантом была разработана проблематика этики и права, но лишь на некоторых из них, что влечёт за собой ошибки, связанные с пониманием сути кантовских положений.
Стоит принять во внимание тот факт, что во второй части исследования хотя и были рассмотрены важные следствия критики и рецепций кантовских идей, не была охвачена аргументация представителей многих других этико-правовых направлений. Поскольку далеко не все представители этики и «философии права» были рассмотрены, предполагается на основании выводов данного исследования, рассмотреть насколько применимы высказанные положения к другим этическим, правовым концепциям и теориям, что позволит в полной мере указать на обоснованность или необоснованность высказываемых в данной работе положений и аргументов.
1. Апресян Р.Г. Смысл морали в этике Давида Юма // Этическая мысль. Вып. №12. - М., 2012.
- с. 72-104
2. Арендт Х. Лекции по политической философии Канта / Х. Арендт ; под ред. В.М. Камнева, Ю.В. Перова и др., пер. с англ. А.Глухова - СПб.: Наука, 2011. - 303 с. - (сер. «Слово о сущем»);
3. Аронсон Д.О. Кант: трансцендентальное обоснование принципов права : дис. ... канд. филос. наук / Д.О. Аронсон. - М., 2015. - 157 с.
4. Аронсон Д.О. Свобода и принуждение: Кантовское обоснование понятия права // Вестник РГГУ. СЕРИЯ: Философия. Социология. Искусствоведение. - 2014. - вып. 10 - С. 17-25.
5. Васильев В.В. Неуловимая свобода: Проблема оснований этической системы Канта // Философская этика и нравственное богословие. — издательство фонда "Христианская мысль", 2003. — С. 166-187.
6. Васильев В.В. Подвалы кантовской метафизики (дедукция категорий) / В.В. Васильев - М. «Наследие». - 1998. С.160;
7. Каллиников Л.А И. Кант о специфике морали и ее роли в системе нравов / Кантовский сборник. - 2009. - №2 (30) - с. 61 - 73;
8. Гусейнов А.А. Закон и поступок (Аристотель, Кант, М.М. Бахтин) // Этическая мысль. Вып. №2. - М., 2001. - с. 3-27
9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения // И. Кант Сочинения в 8-ми т. Т.7. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, пер. Н.М. Соколова - М.: Чоро. 1994. - с. 137-372;
10. Кант И. Критика практического разума // И. Кант Сочинения в 8-ми т. Т.4. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, пер. Н.М. Соколова - М.: Чоро. 1994. - с. 373-479;
11. Кант И. Критика способности суждения // Кант И. Сочинения. В 8-ми т.: под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, Пер. М. И. Левиной - Т. 5. М.: Чоро, 1994. - 414 с.
12. Кант И. Критика чистого разума // И. Кант ; пер. с нем. Н. Лосского свер. и отред. Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным ; прим. Ц. Г. Арзаканяна. - М.: Э. 2016. - 736 с. - (Антология мысли);
13. Кант И. Метафизика нравов // И. Кант Сочинения в 8-ми т. Т.6. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, пер. Н.М. Соколова - М.: Чоро. 1994. - с. 224-556;
14. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Сочинения. В 8-ми т. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, Пер. Ц. Г. Арзаканьяна - Т. 8. М.: Чоро, 1994. - с. 29-38
15. Кант И. О мнимом праве лгать из человеколюбия // Кант И. Сочинения. В 8-ми т.: под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, Пер. Ц. Г. Арзаканьяна - Т. 8. М.: Чоро, 1994. - с. 256 - 262
16. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике // И. Кант Сочинения в 8-ми т. Т.4. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, пер. Н.М. Соколова - М.: Чоро. 1994. - с. 5 - 153;
17. Кант И. Основоположения метафизики нравов // И. Кант Сочинения в 8-ми т. Т.4. : под общ. ред. Проф. А.В. Гулыги, пер. Н.М. Соколова - М.: Чоро. 1994. - с. 153 - 246;
18. Кимлика У. Современная политическая философия: введение / У. Кимлика, пер. с англ. С. Моисеева - М. Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики. 2010. - с. 592.;
19. Маскин К.А. Иммануил Кант о праве и возможности его познания / Юридический вестник Самарского университета. - 2016. - № 2 (Т.2) - с. 132 - 136;
20. Мясников А.Г. Проблема разграничения природной необходимости и моральной свободы в практической философии И. Канта / Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 15 (19). с. 7-13;
21. Ролз Дж. Теория справедливости / Дж. Ролз - Новосибирск, изд-во НГУ, 1995. - 536 с.;
22. Соловьев Э. Категорический императив нравственности и права / Э. Соловьев - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - с. 416;
23. Чалый В.А. Интерпретация категорического императива Джоном Роулзом в «Теории справедливости» / РАЦИО.ш. 2013. № 9. С. 150-159.
24. Чалый В.А. Антропологические основания политической теории Джона Ролза // Кантовский сборник. 2012. № 4 (42). С. 35-41
25. Черняк Н.А. О кантовском различении морального и легального поступка / Вестн. Ом. ун-та. 2017. № 1. С. 81-83;
26. Чичовачки П. Призрачное здание «истинной морали» Канта // Этическая мысль. Вып. №7. - М., 2006. - с. 127-147
27. Otfried H. Categorical principles of law : a counterpoint to modernity / H.Otfried. - translated by M.Miggoty. The Pennsylvania State University Press, 2002. pp.311
28. Rawls J. Lectures of the history of the moral philosophy / J.Rawls - Harvard University Press, 2000. pp. 377