СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 8
СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
1.1. Теоретические подходы к исследованию проблемы социальной 8
адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Сущность и специфика социальной адаптации студентов из 24
числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки студентам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ 32
ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В НИУ«БЕЛГУ»:ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
2.1. Проблемы социальной адаптации студентов из числа детей- 32
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в НИУ «БелГУ»
2.2. Социальный проект: «Адаптация студентов из числа-детей сирот 45
и детей, оставшихся без попечения родителей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ 8
СТУДЕНТОВ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ВУЗЕ
1.1. Теоретические подходы к исследованию проблемы социальной 8
адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1.2. Сущность и специфика социальной адаптации студентов из 24
числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, нормативно-правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки студентам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ 32
ЧИСЛА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В НИУ«БЕЛГУ»:ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ
АСПЕКТ
2.1. Проблемы социальной адаптации студентов из числа детей- 32
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в НИУ «БелГУ»
2.2. Социальный проект: «Адаптация студентов из числа-детей сирот 45
и детей, оставшихся без попечения родителей»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность проблемы исследования. Сиротство в Российской Федерации продолжает оставаться серьезной проблемой. Рост числа детей- сирот является реальностью наших дней, что связано, прежде всего, с социально-экономическими проблемами, с которыми вынуждена сталкиваться современная российская семья, ростом уровня смертности среди молодых людей и пр. Процесс социальной адаптации сирот сложен, поэтому их интеграция в обществе далеко не всегда успешна. Дефицитарность их социального опыта обусловливает низкий уровень социальной и личностной компетентности, что впоследствии может нарушать процесс включения сирот в жизнь общества, снижать возможности усвоения ими принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений. Дети-сироты, стоящие на пороге самостоятельной жизни, испытывают большие трудности, оказавшись один на один с действительностью. У выпускников, начинающих самостоятельную жизнь, множество проблем. Это признаётся на уровне государства и в обществе. Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники встречаются с поиском работы, проблемами жилья и организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, взаимодействие с широким социумом, организацией свободного времени, получением медицинской помощи, формировании и сохранения собственной семьи и многое другое.
Исследования, посвященные изучению социальных проблем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения в вузе, показывают, что данная категория студентов нуждается в долговременном социальном сопровождении, включающем содействие в решении правовых, социальных и многих других вопросов.
Особенно тщательно тактика социальной поддержки, должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска социальной дезадаптации.
Большинство студентов-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Вступление выпускника вуза в социум - это, прежде всего, переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих» - к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; определённой устроенности жизни - к необходимости делать выбор и нести за него индивидуальную ответственность.
В России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускникам вуза почти во всех жизненно значимых сферах, даёт дополнительные льготы, по мере возможности гарантирует равные стартовые возможности студентам-выпускникам данной категории. Однако, в настоящее время ряд законов до конца не имеет разработанного механизма реализации; законодательная деятельность субъектов Российской Федерации противоречит федеральным законам; судебная, а также пенитенциарная системы никак не принимают во внимание психологических особенностей развития этой категории и т.д.
Ряд законов, которые направлены на оказание помощи студентам- сиротам, на практике лишь укрепляет иждивенство. К примеру, льготы и права предоставляемые выпускнику вуза при получении статуса нетрудоустроенного, позволяют проживать длительное время, не стремясь к поиску работы. Эта ситуация не мотивирует выпускника на поиск рабочего места и закреплению на рабочем месте.
Действительность приводит к тому, что сирота адаптируется к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем «проб и ошибок». В связи с этим одной из основных тенденций современной педагогической практики стал выход на первый план вопросов поддержки личности ребенка, содействие ее развитию, становлению и самореализации(А. Г. Асмолов, О. С. Газман, И. Б. Котова, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.).
Степень разработанности проблемы исследования. Существенную роль для определения концептуальных позиций исследования сыграли труды по проблеме социальной адаптации (О.И. Зотова, И.К. Кряжева, И.А. Милославова, Л.М. Растова, А.А. Реан, Н.А. Свиридов, Л.Д. Столяренко и др.). Выявить причины возникновения различных проявлений дезадаптации личности и определить основные направления помощи дезадаптированной молодежи помогли работы Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, И.Ф. Дементьевой, Е.Н. Дзятковской, А.И. Захарова, А.А. Налчаджяна, В.А. Никитина, Р.В. Овчаровой, Д. Пстронга, .M. Шипицыной и др.
Идеи активного воздействия социальной среды в качестве образовательно-воспитательного фактора отражены в работах А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.
Изучению феномена «образовательная среда (пространство)», характеризующего педагогический аспект процесса социализации, посвящены исследования Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, Г.С. Сухобской, Т.В. Шадриной, И.С. Якиманской, В.А. Левина и др.
Проблема развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многосторонне изучается представителями разных наук (педагогики, психологии, социологии, медицины и др.). Различные аспекты социального сиротства рассмотрены в научных публикациях Л.В. Байбородовой, А.Н. Голика, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги и др. Вопросам девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, И. Лангмайера, 3. Матейчика, И.В. Ярославцевой и др. Особенности развития детей-сирот представлены в работах В.И. Брутмана, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что к настоящему времени отечественной наукой накоплен значительный потенциал знаний по психолого-педагогическим проблемам детей-сирот, но специфика социальной адаптации сирот в условиях образовательной среды вуза изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза и определении условий, влияющих на эффективность этого процесса.
Объект исследования: социальная адаптация студентов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: организация социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования является создание системы работы по социальной адаптации студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью нашего дипломного исследования решаются задачи:
1. Выявить сущность системы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в НИУ «БелГУ».
2. Выяснить теоретические основы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в вузе.
3. Разработать социальный проект «Адаптация студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие особенности развития личности сирот (И. В. Дубровина, И. А. Залысина, М. Н. Лисина, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Л. М. Царегородцева); теория и практика педагогической поддержки О. С.Газмана; идея личностно-ориентировочного подхода к образованию (Ш. А.Амонашвили, В. В.Сериков и др.); идеи гуманизации образования в рамках личностно развивающей парадигмы (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Ю.П.Ветров, В.В.Давыдов, Е.И.Исаев, И.Б.Котова, В.А.Петровский, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.); практико-ориентированные исследования проблемы оказания психологической поддержки (Г.С. Абрамова, С.А. Беличева, О.Г. Власова, И.В. Дубровина, Н.Н. Загрядская, И.Е. Лилиенталь и др.).
Эмпирической базой исследования послужили материалы авторского социологического исследования на тему «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях НИУ «БелГУ», проведенного периодом прохождения производственной практики в декабре 2016 года. В исследовании приняли участие 50студентов и 7 преподавателей НИУ «БелГУ». Всего в исследовании приняло участие 57 человек.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в формировании внедрения в систему профессиональной деятельности работников вуза НИУ «БелГУ» и в разработке организационно-управленческую модели социальной адаптации программы «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в НИУ «БелГУ» для использования в учебном процессе путем включения в учебные, социокультурные, учебно-методические и методические пособия.
Исследования, посвященные изучению социальных проблем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения в вузе, показывают, что данная категория студентов нуждается в долговременном социальном сопровождении, включающем содействие в решении правовых, социальных и многих других вопросов.
Особенно тщательно тактика социальной поддержки, должна быть обозначена в тех случаях, когда отмечаются черты повышенного риска социальной дезадаптации.
Большинство студентов-сирот не могут успешно адаптироваться в жизни, не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Вступление выпускника вуза в социум - это, прежде всего, переход от пассивного пребывания на государственном обеспечении и привычки полагаться на помощь окружающих к самостоятельному обеспечению себя за счет своего труда; от жизни в среде «своих» - к самостоятельному проживанию в обществе с ориентацией на закон, гражданские права и обязанности; определённой устроенности жизни - к необходимости делать выбор и нести за него индивидуальную ответственность.
В России законодательная база по социальной защите выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гарантирует права выпускникам вуза почти во всех жизненно значимых сферах, даёт дополнительные льготы, по мере возможности гарантирует равные стартовые возможности студентам-выпускникам данной категории. Однако, в настоящее время ряд законов до конца не имеет разработанного механизма реализации; законодательная деятельность субъектов Российской Федерации противоречит федеральным законам; судебная, а также пенитенциарная системы никак не принимают во внимание психологических особенностей развития этой категории и т.д.
Ряд законов, которые направлены на оказание помощи студентам- сиротам, на практике лишь укрепляет иждивенство. К примеру, льготы и права предоставляемые выпускнику вуза при получении статуса нетрудоустроенного, позволяют проживать длительное время, не стремясь к поиску работы. Эта ситуация не мотивирует выпускника на поиск рабочего места и закреплению на рабочем месте.
Действительность приводит к тому, что сирота адаптируется к жизненному и образовательному пространству стихийным образом, путем «проб и ошибок». В связи с этим одной из основных тенденций современной педагогической практики стал выход на первый план вопросов поддержки личности ребенка, содействие ее развитию, становлению и самореализации(А. Г. Асмолов, О. С. Газман, И. Б. Котова, В. А. Петровский, Е. Н. Шиянов и др.).
Степень разработанности проблемы исследования. Существенную роль для определения концептуальных позиций исследования сыграли труды по проблеме социальной адаптации (О.И. Зотова, И.К. Кряжева, И.А. Милославова, Л.М. Растова, А.А. Реан, Н.А. Свиридов, Л.Д. Столяренко и др.). Выявить причины возникновения различных проявлений дезадаптации личности и определить основные направления помощи дезадаптированной молодежи помогли работы Б.Н. Алмазова, С.А. Беличевой, И.Ф. Дементьевой, Е.Н. Дзятковской, А.И. Захарова, А.А. Налчаджяна, В.А. Никитина, Р.В. Овчаровой, Д. Пстронга, .M. Шипицыной и др.
Идеи активного воздействия социальной среды в качестве образовательно-воспитательного фактора отражены в работах А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина и др.
Изучению феномена «образовательная среда (пространство)», характеризующего педагогический аспект процесса социализации, посвящены исследования Е.В. Бондаревской, А.П. Валицкой, Ю.С. Мануйлова, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, Г.С. Сухобской, Т.В. Шадриной, И.С. Якиманской, В.А. Левина и др.
Проблема развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, многосторонне изучается представителями разных наук (педагогики, психологии, социологии, медицины и др.). Различные аспекты социального сиротства рассмотрены в научных публикациях Л.В. Байбородовой, А.Н. Голика, A.M. Нечаевой, Л.Я. Олифиренко, Т.И. Шульги и др. Вопросам девиантного поведения посвящены труды С.А. Беличевой, И. Лангмайера, 3. Матейчика, И.В. Ярославцевой и др. Особенности развития детей-сирот представлены в работах В.И. Брутмана, И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, B.C. Мухиной, A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.
Анализ специальной литературы и публикаций в целом дает возможность утверждать, что к настоящему времени отечественной наукой накоплен значительный потенциал знаний по психолого-педагогическим проблемам детей-сирот, но специфика социальной адаптации сирот в условиях образовательной среды вуза изучена недостаточно. Вследствие этого возникает потребность в анализе особенностей социальной адаптации студентов-сирот в образовательной среде вуза и определении условий, влияющих на эффективность этого процесса.
Объект исследования: социальная адаптация студентов из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: организация социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Целью исследования является создание системы работы по социальной адаптации студентов из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с поставленной целью нашего дипломного исследования решаются задачи:
1. Выявить сущность системы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в НИУ «БелГУ».
2. Выяснить теоретические основы социальной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения в вузе.
3. Разработать социальный проект «Адаптация студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Теоретической основой исследования явились работы, раскрывающие особенности развития личности сирот (И. В. Дубровина, И. А. Залысина, М. Н. Лисина, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, Е. О. Смирнова, Л. М. Царегородцева); теория и практика педагогической поддержки О. С.Газмана; идея личностно-ориентировочного подхода к образованию (Ш. А.Амонашвили, В. В.Сериков и др.); идеи гуманизации образования в рамках личностно развивающей парадигмы (А.Г.Асмолов, Е.В.Бондаревская, Ю.П.Ветров, В.В.Давыдов, Е.И.Исаев, И.Б.Котова, В.А.Петровский, В.А.Сластенин, Е.Н.Шиянов, И.С.Якиманская и др.); практико-ориентированные исследования проблемы оказания психологической поддержки (Г.С. Абрамова, С.А. Беличева, О.Г. Власова, И.В. Дубровина, Н.Н. Загрядская, И.Е. Лилиенталь и др.).
Эмпирической базой исследования послужили материалы авторского социологического исследования на тему «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях НИУ «БелГУ», проведенного периодом прохождения производственной практики в декабре 2016 года. В исследовании приняли участие 50студентов и 7 преподавателей НИУ «БелГУ». Всего в исследовании приняло участие 57 человек.
Теоретико-практическая значимость исследования заключается в формировании внедрения в систему профессиональной деятельности работников вуза НИУ «БелГУ» и в разработке организационно-управленческую модели социальной адаптации программы «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы дипломного исследования были представлены в НИУ «БелГУ» для использования в учебном процессе путем включения в учебные, социокультурные, учебно-методические и методические пособия.
Успешность социальной адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза обусловлена сформированностью личностных качеств студентов- сирот, характеризующих их как субъектов учебной деятельности: мотивация учебной деятельности, учебные умения, коммуникативные умения, рефлексивные умения.
В ходе исследования выявлен ряд проблем, возникающих у студентов- сирот в период их адаптации в вузе:
• социальные проблемы - отсутствие поддержки со стороны близких, неумение организовать свой быт, составлять и распределять бюджет, отсутствие нормальных условий для выполнения домашних заданий;
• психологические проблемы - неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, негативное отношение к себе и окружающим, чувство «другого», чувство одиночества;
• педагогические проблемы - несформированность учебной мотивации, умений самостоятельной работы, коммуникативных и рефлексивных умений, недостаток знаний, полученных в школе, неумение организовать досуговую деятельность.
Эффективным социально-педагогическим средством, способствующим успешной адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза является социально-педагогическое сопровождение. Социально-педагогическое
сопровождение - это личностно ориентированная интегративная технология, включающая несколько модульно-локальных технологий, таких как: технология проектирования образовательного маршрута студента-сироты, технология интерактивного обучения, технология рефлексивного обучения.
Модель социально-педагогического сопровождения адаптации студентов- сирот к образовательной среде вуза включает четыре взаимосвязанных компонента: структурно-организационный, программно-методический,
технологический, диагностический. По содержанию деятельности все компоненты делятся на три блока: социальный, психологический,
педагогический. В целостном процессе социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-сирот выделены этапы: мотивационно-целевой, информационно-аналитический, проектировочный, практический, рефлексивно-диагностический.
Критериями адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза выступают: успешность учебной деятельности (высокий, средний, низкий уровень); эмоциональное состояние (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств студентов, характеризующих их как субъектов образовательного процесса (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные и рефлексивные умения).
Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами модели социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза. Полученные данные показали наличие значимых изменений в уровне сформированности личностных качеств студентов-сирот (коммуникативные умения, рефлексивные умения, умения самостоятельной работы), которые оказали непосредственное влияние на их уровень адаптации.
На основании системного анализа результатов экспериментальной работы, можно констатировать: разработанная и апробированная нами модель социально-педагогического сопровождения эффективна и может успешно использоваться в период адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:
• организация социального и психолого-педагогического сопровождения
студентов-сирот в течение всего периода обучения в вузе;
• разработка технологии социально-педагогического сопровождения
студентов-инвалидов, студенческих семей, студентов, прошедших военную службу в «горячих точках» страны и других проблемных категорий студенчества.
В ходе исследования выявлен ряд проблем, возникающих у студентов- сирот в период их адаптации в вузе:
• социальные проблемы - отсутствие поддержки со стороны близких, неумение организовать свой быт, составлять и распределять бюджет, отсутствие нормальных условий для выполнения домашних заданий;
• психологические проблемы - неадекватная самооценка, неуверенность в своих силах, негативное отношение к себе и окружающим, чувство «другого», чувство одиночества;
• педагогические проблемы - несформированность учебной мотивации, умений самостоятельной работы, коммуникативных и рефлексивных умений, недостаток знаний, полученных в школе, неумение организовать досуговую деятельность.
Эффективным социально-педагогическим средством, способствующим успешной адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза является социально-педагогическое сопровождение. Социально-педагогическое
сопровождение - это личностно ориентированная интегративная технология, включающая несколько модульно-локальных технологий, таких как: технология проектирования образовательного маршрута студента-сироты, технология интерактивного обучения, технология рефлексивного обучения.
Модель социально-педагогического сопровождения адаптации студентов- сирот к образовательной среде вуза включает четыре взаимосвязанных компонента: структурно-организационный, программно-методический,
технологический, диагностический. По содержанию деятельности все компоненты делятся на три блока: социальный, психологический,
педагогический. В целостном процессе социально-педагогического сопровождения адаптации студентов-сирот выделены этапы: мотивационно-целевой, информационно-аналитический, проектировочный, практический, рефлексивно-диагностический.
Критериями адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза выступают: успешность учебной деятельности (высокий, средний, низкий уровень); эмоциональное состояние (благоприятное, неблагоприятное); сформированность личностных качеств студентов, характеризующих их как субъектов образовательного процесса (учебная мотивация, умения самостоятельной работы, коммуникативные и рефлексивные умения).
Результаты эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами модели социально-педагогического сопровождения студентов-сирот в период адаптации к образовательной среде вуза. Полученные данные показали наличие значимых изменений в уровне сформированности личностных качеств студентов-сирот (коммуникативные умения, рефлексивные умения, умения самостоятельной работы), которые оказали непосредственное влияние на их уровень адаптации.
На основании системного анализа результатов экспериментальной работы, можно констатировать: разработанная и апробированная нами модель социально-педагогического сопровождения эффективна и может успешно использоваться в период адаптации студентов-сирот к образовательной среде вуза.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась, поставленная цель достигнута, задачи решены в полном объёме.
Исследование может быть продолжено в следующих направлениях:
• организация социального и психолого-педагогического сопровождения
студентов-сирот в течение всего периода обучения в вузе;
• разработка технологии социально-педагогического сопровождения
студентов-инвалидов, студенческих семей, студентов, прошедших военную службу в «горячих точках» страны и других проблемных категорий студенчества.
Подобные работы
- Социальная поддержка студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗ ЧИСЛА ДЕТЕЙ-
СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Социальное сиротство в России и пути совершенствования социальной работы с этой категорией граждан
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ СЕМЕЙНОГО
ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ: МУНИЦИПАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2016 - Технологии социальной работы по профессиональному самоопределению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2025 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, К ПЕРЕДАЧЕ В СЕМЬЮ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Профилактика суицида среди подростков в социальном учреждении
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Адаптация детей - сирот и детей,оставшихся без попечения родителей после окончания государственного учреждения школы - интернат
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Постинтернатное сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



