Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Педагогические средства развития «языкового вкуса» у подростков»

Работа №69397

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы176
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития языкового вкуса у подростков 7
1.1. Языковой вкус 7
1.2. Проявление интереса к языку. Отечественный и зарубежный опыт 20
1.3. Педагогические средства развития языкового вкуса у подростков 25
Глава 2. Методики исследования языкового вкуса и оценка эффективности педагогических средств 34
2.1. Языковой вкус у подростков 34
2.2. Интернет среда как педагогическое средство 38
2.3. Оценка эффективности педагогических средств развития языкового вкуса 43
Глава 3. Практические разработки педагогических средств развития языкового вкуса 54
3.1. Образовательная программа «Языковой вкус» 54
3.2. Квест в чемодане «Русский язык в стиле «Hi-Tech» 60
3.3. Бизнес план «Музей-квартира Русского Языка 72
Заключение 95
Список литературы: 97
Приложения 102
Приложение 1. Карточная игра «Рэп.поэт» 102
Приложение 2. Карточная игра «Англицизмы» 107
Приложение 3. Карточная игра «Потерянные слова» 122
Приложение 4. Карточная игра «Ударник» 128
Приложение 5. Карточная игра «Этнимологический словарь» 135
Приложение 6. Реквизит для интерактивного музея-квартиры русского языка 141
Приложение 8. Схематические рисунки интерактивного музея-квартиры русского языка 146
Приложение 9. Таблица результатов анализируемых страниц учителей русского языка в социальной сети «Вконтакте» 2
Приложение 10. Таблица результатов анализируемых страниц учителей русского языка в социальной сети «Вконтакте» 12


Тема данной работы - педагогические средства развития языкового вкуса у подростков. Актуальность исследования обусловлена тенденцией демократизации языка. В современной языковой ситуации функцию транслирования языковой нормы выполняют средства массовой информации.
В СМИ часто встречаются отступления от нормы, использование в речи жаргонизмов, диалектизмов, а также иноязычных слов. Культура речи СМИ снижается, и у подростков, следующих языковой моде, культура речи тоже падает. Русский язык богат средствами формулировки и выражения собственной мысли, но ребенок выбирает самый примитивный способ, не задумываясь о внешней форме, структуре, красоте. В современной школе результатом освоения предметной области «филология» является формирование определенных умений и навыков, связанных с русским языком, а цели сформировать позитивное отношение к языку учителя не преследуют, из-за чего существует недостаточное количество методических разработок по этой теме.
Цель работы - проектирование педагогических средств развития «языкового вкуса» у подростков.
В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:
• На основе анализа теоретических источников раскрыть сущность понятия языковой вкус;
• Исследовать яркие примеры проявления интереса к языку у носителей языка (на основе анализа отечественного и зарубежного опыта);
• Выявить и обосновать основные факторы/условия развития языкового вкуса у подростков;
• Разработать диагностический инструментарий, оценивающий эффективность выбранных педагогических средств;
• Выявить и описать средства (в единстве методов и содержания) развития языкового вкуса у подростков на основе выбранных педагогических средств;
• Применить педагогические средства на практике, сделать обобщающие выводы по результатам практического опыта.
В качестве гипотезы данного исследования выдвинуто следующее предположение:
Мы полагаем, что развитию языкового вкуса будет способствовать интерактивная площадка русского языка, включающая в себя:
• Использование игровых технологий;
• Переживание позитивных эмоций от речевой практики, создание эмоциональной атмосферы;
• Пример языковой культуры педагога.
В логике заявленной темы и обозначенной гипотезы объектом исследования станет языковой вкус, а предметом - педагогические средства развития языкового вкуса у подростков.
Методологическая основа исследования. В ходе исследования для изучения языкового вкуса у подростков мы использовали метод контент- анализа и анкетирования с целью выявления качества языковой культуры современной молодежи. Чтобы проверить гипотезу, мы прибегли к методу эксперимента: нам удалось апробировать квест в чемодане «Русский язык в стиле Hi-tech» на старших подростках и при помощи беседы оценить эффективность используемых в нем педагогических средств.
В процессе обобщения результатов проведенного исследования были получены следующие основные положения, выносимые на защиту:
1. Ключевым понятием исследования выступает «языковой вкус», который нами определен как совокупность ощущений качества правильной (орфоэпия, грамматика, пунктуация, лексика, стилистика, орфография) и хорошей речи (точность, выразительность, чистота, уместность, богатство, логичность, юмор), способствующая эстетическому восприятию и оценке речевой культуры личности, вызывающие интерес к языку и созданию своего языкового имиджа и получение от этого удовольствия.
2. Языковая среда семьи и круга общения подростка является
фундаментальным условием развития языкового вкуса. Ребенок рождается со степенью языковой предрасположенности, и будущее речевых качеств, определяемое данными «способностями», «склонностями»,
«потребностями», в дальнейшем формируется средовыми социально-культурными реалиями, в данном случае реалиями в семье и окружении подростка.
3. В ходе теоретического исследования мы выявили средства развития языкового вкуса:
- Языковая культура педагога (образовательного учреждения);
- Игровые технологии;
- Положительная речевая практика подростка.
4. Согласно результатам проведённого исследования, у большинства подростков на уроках русского языка отсутствует цель демонстрации качеств хорошей речи - их внимание направлено на ее правильность, которая в большей степени и оценивается учителем. С другой стороны, мы выявили тенденцию проявления качеств хорошей речи в виртуальном пространстве. В интернете подростки имеют большую языковую свободу, поэтому они перемещают фокус своего внимания в сторону языковой игры, юмора, средств художественной выразительности и т.д.
5. Для развития языкового вкуса у подростков мы предлагаем опираться на следующие педагогические средства:
- включение интерактивного языкового инструментария в образовательный процесс;
- переход от монологичной формы работы к диалогичной;
- использование нелинейной системы представления материала о языке в соответствии с потребностями и интересами обучающихся.
- выход за рамки изучения правил и норм русского языка, обращая внимание учащихся на возможности «живого» языка, которыми ребята смогут пользоваться в повседневной практике.
6. В практической части работы предлагается образовательная программа «Языковой вкус», квест в чемодане «Русский язык в стиле Hi-Tech» и бизнес-проект «Музей-квартира русского языка». Главное их назначение состоит в развитии языкового вкуса у подростков.
Структурно исследование делится на три части. В первой главе мы рассмотрим понятия вкуса, языка, сформулируем авторское определение языкового вкуса, выделим основные педагогические средства, влияющие на развитие такового к русскому языку у подростков, и предложим видение процесса развития языкового вкуса в школе. Во второй главе будут представлены результаты исследования языковой культуры и языкового вкуса у подростков, а также учителей-словесников. В третьей главе мы продемонстрируем методические разработки, которые построены с опорой на принципы и идеи, обозначенные в первой главе, а также на результаты исследования, представленные во второй.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Руководствуясь целью работы, спроектировать педагогические средства развития «языкового вкуса» у подростков, мы выдвинули гипотезу, что развитию языкового вкуса будет способствовать интерактивная площадка русского языка, включающая в себя: использование игровых технологий, переживание позитивных эмоций от речевой практики, создание эмоциональной атмосферы и пример языковой культуры педагога. В ходе теоретического анализа мы обосновали перечисленные выше средства. Также мы выявили педагогические средства, а именно - включение интерактивного языкового инструментария в образовательный процесс, переход от монологичной формы работы к диалогичной, использование нелинейной системы представления материала о языке в соответствии с потребностями и интересами обучающихся, на которые мы предлагаем опираться при создании интерактивных площадок русского языка. При этом под языковым вкусом мы понимаем совокупность ощущений качества правильной (орфоэпия, грамматика, пунктуация, лексика, стилистика, орфография) и хорошей речи (точность, выразительность, чистота, уместность, богатство, логичность, юмор), способствующая эстетическому восприятию и оценке речевой культуры личности, вызывающие интерес к языку и созданию своего языкового имиджа и получение от этого удовольствия. Мы предполагаем, что совершенствование качеств правильной и хорошей речи будет положительно влиять на развитие языкового вкуса.
На основании результатов исследования, мы выявили, что респондентам сложно определить личность с хорошей речевой культурой и наличием у нее языкового вкуса. Этот вывод основывается на несоответствии высоких результатов самооценки речевой культуры респондентов с реалиями языковой ситуации в нашей стране на сегодняшний день. У респондентов не сформировано представление о качественной современной литературе и представителях массмедия, которые в большой степени отражают и влияют на языковую ситуацию. Также мы выяснили, что языковая среда семьи и круга общения подростка является фундаментальным условием развития языкового вкуса.
Мы пришли к выводу, что у большинства подростков на уроках русского языка отсутствует цель демонстрации качеств хорошей речи - их внимание направлено на ее правильность, которая в большей степени и оценивается учителем. С другой стороны, мы выявили тенденцию проявления качеств хорошей речи в виртуальном пространстве. В интернете подростки имеют большую языковую свободу, и поэтому они перемещают фокус своего внимания в сторону языковой игры, юмора, средств художественной выразительности и т.д. Кроме того, мы описали несколько приемов, которые можно использовать на уроках учителем-словесником для повышения интереса и мотивации к изучению родного языка подростками.
Мы привели результаты опроса после проведения квеста «Русский язык в стиле Hi-Tech», вследствие чего наша гипотеза о том, что развитию языкового вкуса будет способствовать интерактивная площадка русского языка, включающая в себя: использование игровых технологий, переживание позитивных эмоций от речевой практики, создание эмоциональной атмосферы, пример языковой культуры педагога, частично подтвердилась.
Таким образом, в практической части работы предлагаются три проекта: образовательная программа «Языковой вкус», квест в чемодане «Русский язык в стиле Hi-tech» и бизнес-проект «Музей-квартира русского языка». Главное назначение их состоит в повышении мотивации и интереса к изучению русского языка. Отличие проектов от других программ связанных с русским языком в системности и единых принципах, на которых они основаны.



1. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. — 504 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М.: «Просвещение», 1968. - 464 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 3-е изд. - М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001.
4. Булатова О.С. Педагогический артистизм: уч. пособ. для студ. высш. Пед. Уч. завед. / Оксана Сергеевна Булатова. - М.: Академия, 2001. - 240 с.
5. Быков М.Ю., Никитина А.Б. Театр - это кафедра... но не только! // Образование в современной школе. 2008. № 7. С. 46-52.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996.
7. Выготский Л. С. Психология развития человека. - М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005.
8. Гиниятова Е.В., Ройз Е.Е. Трансформация музейного пространства в условиях новых визуальных стратегий. // Известия Томского политехнического университета, № 6, 2013.
9. Дымарский М.Я. Речевая культура и речевая манера // Русская языковая ситуация в синхронии и дихронии. СПб., 2005.
10. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. Монография. — М.: Наука, 1982. — 368 с.
11. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002.
12. Кант, И. Критика способности суждения / И. Кант. - СПб. : Наука, 2006. - 512 с.
13. Карасик В.И. Языковые ключи. - М.: Гнозис, 2009. - 406 с.
14. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. Изд. 7-е. - М.: Издательство ЛКИ, 2010. - 264 с.
15. Климов В.П. Климова Г.П. Иллюзия вкуса или вкус к иллюзиям: воображаемые встречи// Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) № 7-3 (16), 2015 - стр. 129 - 132
16. Климов Г., Климов В. Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности. Екатеринбург, 2009. - 109 с.
17. Князев С.В., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. - 430с.
18. Коган, Л.Н. Художественный вкус. Опыт конкретно-социологического исследования / Л.Н. Коган. - М.: Искусство, 1966. 199 с.
19. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Изд.центр "МарТ", 2005. - 448 с.
20. Козырев В.А. Современная языковая ситуация и речевая культура: учеб. пособие. - М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. - 184 с.
21. Костомаров В. Г. Жизнь языка. От ВЯТИЧЕЙ до МОСКВИЧЕЙ. М.: «Педагогика-Пресс», 1994. - 131 с.
22. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над ревой практикой масс-медиа. Издание третье, испр. и доп. - СПб.: «Златоуст», 1999. - 320 с.
23. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.
24. М. Кронгауз. Русский язык на грани нервного срыва. - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 232 с.
25. Кулаева Г.М. Формирование у школьника эстетического отношения к языку и речи // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2002. № 1(27). С. 162-169.
26. Кулаева Г.М. Работа над эстетическими качествами русского языка в аспекте формирования ценностного отношения школьников к русскому языку // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2006. № 1(43). С. 183-193.
27. Кулаева Г.М. Отношения к родному языку как ценностный ориентир и личностный результат изучения русского языка в современной школе // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2013. № 1(5). С. 105 - 110.
28. Лушина Алина Павловна Философско-антропологическое понимание вкуса // Сибирский педагогический журнал. 2009. №3.
29. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб: Издательство «Питер», 2013.
30. Мудрик, А.В. О воспитании старшеклассников : книга для классных руководителей / А.В. Мудрик. - Издание 2-е, дополненное и переработанное. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.
31. Музей русского слова URL: http ://sch1636.ru//mrs/ (дата
обращения: 14.12.2015) .
32. Норман Б. Ю. Игра на гранях языка / Б.Ю. Норман. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 344 с.
33. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003. - 944 стр.
34. Полыця Н. Интерактивный музей национального языка как инстумент формирования культуры речи. // Слова.ру: Балтийский акцент, № 4, 2012.
35. Пузанкова Е.Н., Киселева Н. И. Формирование языковой способности учащихся начальной и средней общеобразовательной школы на основе реализации принципа преемственности при обучении русскому языку. Монография. Часть 1 [Текст]. - Орел, 2008. - С. 94-97.
36. Русская языковая личность в современном коммуникативном пространстве [Текст]: Материалы Международной научной конференции (22
- 23 ноября 2012 г.) / отв. ред. Е.В.Белогородцева. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2012. - 160 с.
37. Русский язык. Школьный энциклопедический словарь/Под. ред.
С. В. Друговейко-Должанской, Д. Н. Чердакова. - СПб.: Санкт- Петербургский государственный университет, 2014. - 584 с.
38. Рыбина О.В. Школьный театр как педагогическая среда
формирования компетенций школьников // СИСП. 2012. №3.
39. Савостикова А.Б. Типология развивающих упражнений по формированию связной речи учащихся при обучении русскому языку на основе связного поэтического текста. // ученые записки Орловского государственного университета. Выпуск №1, 2010 стр 167-171.
40. Сердюк Л. В. Методы театральной педагогики: от практической деятельности к учебному исследованию // Среднее профессиональное образование. 2006. №3.
41. Сиротинина О.Б. Культура речи и речевая культура человека // Чтобы Вас понимали: Культура русской речи и речевая культура человека / под. ред. О. Б. Сиротининой. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. С. 64-70.
42. Сиротинина О.Б. Устная речь и типы речевых культур // Русистика сегодня. 1995. № 4. С. 17-27.
43. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи - СПб.: Изд-во «Тускарора» совместно с фирмой «РиД», 1997.
- 256 с.
44. Сычев А.А. Юмор в интернет-коммуникации: социокультурный аспект. URL : http://www.abc-globe.com/sichev.htm.
45. Тарасенко Т. П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций: монография / Тарасенко Т.П. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2011. 170 с.
46. Трофимова Г.Н.Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): Монография. - М.: Изд-во РУДН, 2008. - 300 с. - 2-е издание, исправленное и дополненное.
47. Успенский Л. В. За языком до Киева. Изд.: Лениздат. 1988.- 282 с.
48. Успенский Л. В. Слово о словах. Ленинград: Детгиз, 1954.- 296 с.
49. Фогельсон И. А. Развитие речи. - М.: Материк-Альфа, 2007. - 432 с.
50. Щурина Ю.В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета // Известия ВГПУ. 2014. №2 (87).
51. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной коммуникации // Известия ВГПУ. 2013. №6 (81).
52. Юдина Н.В. Русский язык в XXI веке: кризис? эволюция? [монография] / Н.В. Юдина. - М.: Гнозис, 2010. - 293 с.
53. Юм Д. Исследование о человеческом разумении. Перевод
С.И.Церетели. М.: "Прогресс", 1995.
54. Язык как ценность: научное наследие Н.Д. Русинова и современность. Г.С. Самойлова. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2013, № 6 (2), с.214-217.
Иноязычные источники:
1. Lituanistikos zidinys. URL:
http://www.lki.lt/LKI LT/index.php?option=com content&view=article&id=48&I temid=51 (дата обращения: 14.12.2015).
2. The National Museum of Language. URL: http://languagemuseum.org/ (дата обращения: 14.12.2015).
3. Museu da Lingua Portuguesa. URL: http://www.museudalinguaportuguesa.org.br/ (дата обращения: 14.12.2015).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ