Использование технологии проектного обучения при изучении правильных звездчатых многогранников.
|
Введение 3
Глава 1. Использование проектной деятельности при обучении математике .. 7
§1. История возникновения метода проектного обучения 7
§2. Особенности проектной деятельности 9
§3. Методика использования проектной деятельности при обучении математике 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Использование метода проектов при изучении звездчатых многогранников 19
§1. Основные понятия. Виды многогранников 19
§2. Сферы применения правильных звездчатых многогранников 30
§3. Проект «Музей звёзд» 31
§4. Результаты реализации проекта 42
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение №1 55
Глава 1. Использование проектной деятельности при обучении математике .. 7
§1. История возникновения метода проектного обучения 7
§2. Особенности проектной деятельности 9
§3. Методика использования проектной деятельности при обучении математике 14
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Использование метода проектов при изучении звездчатых многогранников 19
§1. Основные понятия. Виды многогранников 19
§2. Сферы применения правильных звездчатых многогранников 30
§3. Проект «Музей звёзд» 31
§4. Результаты реализации проекта 42
Выводы по второй главе 45
Заключение 46
Список литературы 49
Приложение №1 55
Федеральные образовательные стандарты среднего и основного общего образования от 2010 года выдвигают новые требования к подготовке учащихся. Обучающиеся не только должны владеть теоретическими знаниями по предмету, но и должны уметь применять эти знания на практике, уметь самостоятельно находить недостающую для их деятельности информацию, хотеть и уметь самостоятельно развиваться, быть всесторонне развитой личностью. Для того, чтобы у учащихся сформировались все эти качества, умения и навыки, необходимо преобразовывать учебный процесс. Образовательный процесс необходимо дополнить новыми формами деятельности учащихся, такими, чтобы у обучающихся была возможность думать, рассуждать, излагать свои мысли и на практике применять теоретические знания. Таким образом, возникает проблема модернизации современного процесса, с учетом данных требований.
Использование учебных проектов - один из вариантов решения данной проблемы. Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся способности к определению целей и задач деятельности, к планированию путей достижения целей, формирует способности к анализу и оценки информации и результатов деятельности. Использование проектной деятельности позволяет формировать не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты обучающихся.
Использование проектной деятельности при обучении исследовалась многими методистами. На данный момент, существует большое количество литературы по данному методу обучения, которая содержит информацию о типах, формах, методах применения технологии проектного обучения при изучении различных предметов в школе. В частности, Е. С. Полат в книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» исследовала историю развития метода проектов в мире и
пыталась ответить на вопрос: «Для чего нам нужен метод проектов в системе образования?», а Ю. С. Любимова в работе «Метод проектов как оригинальная педагогическая технология: исторический опыт и современная практика реализации» анализировала исторический и современный опыт применения метода проектов для обучения школьников. Оба автора отмечают необходимость использования метода проектной деятельности при обучении и отмечают, что метод проектов позволяет осваивать не только предметное содержание, но и формировать различные личностные качества обучающихся.
Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения в современном образовательном процессе. Основное направление исследования - изучение возможностей использования метода проектного обучения при изучении математики в средней и основной школе, а также условия реализация проектной деятельности. Таким образом, определилась тема исследования: «Использование проектной деятельности при изучении темы: «Звёздчатые многогранники».
Исходя из этого, цель нашей работы состоит в изучении возможности применения метода проектной деятельности при обучении математике, в теоретическом и практическом аспекте.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: реализация проектной деятельности при изучении звездчатых многогранников.
Гипотеза исследования: применение метода проектной деятельности при изучении геометрии, позволит учащимся одновременно развивать как предметные, так и метапредметные, и личностные результаты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• Изучить методическую и педагогическую литературу по данному вопросу;
• Изучить особенности метода проектной деятельности и условия реализации данного метода;
• Применить проектную деятельность в ходе опытно-экспериментальной работы;
• Проанализировать результаты использования проектной деятельности при изучении звездчатых многогранников.
Для решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: анализ различной педагогической и методической литературы по проблеме данного исследования, количественный и качественный анализ, а также эмпирические методы исследования, математические методы для обработки результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе различной методической и педагогической литературы на тему использования метода проектной деятельности при обучении школьников, в результате которого были выделены и систематизированы основные данные о использовании проектной деятельности, а также представлена структура проектной деятельности при обучении математики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации проекта по изучению звёздчатых многогранников в рамках внеурочной деятельности по математике в 9 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая глава состоит из трёх параграфов. В ней описываются история возникновения метода проектов, особенности проектной деятельности и методика использования проектной деятельности при обучении математике. Вторая глава состоит из четырех параграфов, в которых говорится о звездчатых многогранниках, их свойствах, истории открытия звёздчатых многогранниках, о сферах применения. Так же приводится проект по изучению правильных звёздчатых многогранников «Музей звёзд» и анализ результатов проведения данного проекта. В приложении приведен конспект вводного занятия по проекту.
Использование учебных проектов - один из вариантов решения данной проблемы. Проектная деятельность позволяет формировать у учащихся способности к определению целей и задач деятельности, к планированию путей достижения целей, формирует способности к анализу и оценки информации и результатов деятельности. Использование проектной деятельности позволяет формировать не только предметные, но и личностные и метапредметные результаты обучающихся.
Использование проектной деятельности при обучении исследовалась многими методистами. На данный момент, существует большое количество литературы по данному методу обучения, которая содержит информацию о типах, формах, методах применения технологии проектного обучения при изучении различных предметов в школе. В частности, Е. С. Полат в книге «Современные педагогические и информационные технологии в системе образования» исследовала историю развития метода проектов в мире и
пыталась ответить на вопрос: «Для чего нам нужен метод проектов в системе образования?», а Ю. С. Любимова в работе «Метод проектов как оригинальная педагогическая технология: исторический опыт и современная практика реализации» анализировала исторический и современный опыт применения метода проектов для обучения школьников. Оба автора отмечают необходимость использования метода проектной деятельности при обучении и отмечают, что метод проектов позволяет осваивать не только предметное содержание, но и формировать различные личностные качества обучающихся.
Актуальность работы заключается в значимости проектного обучения в современном образовательном процессе. Основное направление исследования - изучение возможностей использования метода проектного обучения при изучении математики в средней и основной школе, а также условия реализация проектной деятельности. Таким образом, определилась тема исследования: «Использование проектной деятельности при изучении темы: «Звёздчатые многогранники».
Исходя из этого, цель нашей работы состоит в изучении возможности применения метода проектной деятельности при обучении математике, в теоретическом и практическом аспекте.
Объект исследования: процесс обучения геометрии в основной школе.
Предмет исследования: реализация проектной деятельности при изучении звездчатых многогранников.
Гипотеза исследования: применение метода проектной деятельности при изучении геометрии, позволит учащимся одновременно развивать как предметные, так и метапредметные, и личностные результаты.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи исследования:
• Изучить методическую и педагогическую литературу по данному вопросу;
• Изучить особенности метода проектной деятельности и условия реализации данного метода;
• Применить проектную деятельность в ходе опытно-экспериментальной работы;
• Проанализировать результаты использования проектной деятельности при изучении звездчатых многогранников.
Для решения поставленных задач, нами использовались следующие методы исследования: анализ различной педагогической и методической литературы по проблеме данного исследования, количественный и качественный анализ, а также эмпирические методы исследования, математические методы для обработки результатов.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе различной методической и педагогической литературы на тему использования метода проектной деятельности при обучении школьников, в результате которого были выделены и систематизированы основные данные о использовании проектной деятельности, а также представлена структура проектной деятельности при обучении математики.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и реализации проекта по изучению звёздчатых многогранников в рамках внеурочной деятельности по математике в 9 классах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Первая глава состоит из трёх параграфов. В ней описываются история возникновения метода проектов, особенности проектной деятельности и методика использования проектной деятельности при обучении математике. Вторая глава состоит из четырех параграфов, в которых говорится о звездчатых многогранниках, их свойствах, истории открытия звёздчатых многогранниках, о сферах применения. Так же приводится проект по изучению правильных звёздчатых многогранников «Музей звёзд» и анализ результатов проведения данного проекта. В приложении приведен конспект вводного занятия по проекту.
Последние федеральные образовательные стандарты среднего и основного общего образования ставят перед образованием новые цели. Учитель должен не только передать знания, но и научить пользоваться этими знаниями для решения всевозможных задачи. Одним из вариантов комплексного решения задач современного образования является использование учебных проектов при обучении. Они позволяют формировать у обучающих не только предметные, но и, самое главное, метапредметные и личностные результаты. Благодаря использованию метода проектов можно достаточно эффективно развивать у учащихся умения анализа, обобщения, систематизации различной информации, формировать и развивать умение поиска и отбора необходимой для решения поставленных задач материала, развивать умение ставить перед собой цели и планировать пути достижения этих целей.
Анализ литературы, посвященной методу проектной деятельности, показал, что метод проектов активно исследуется в настоящее время. Уже известны и используются различные виды проектов. Метод проектов используют учителя, как при проведении плановых уроков, так и во время дополнительных занятий.
В ходе работы были рассмотрены история возникновения метода проектной деятельности, различные плюсы и минусы использования данного метода при изучении, методы организации работы по проекту. Также в рамках работы была рассмотрена информация о звездчатых многогранниках, так как организация проектной деятельности строилась на данном математическом материале. Был разработан и проведен на базе МАОУ «Гуманитарный лицей» города Псков проект «Музей звёзд».
Результаты проекта полностью подтвердили гипотезу об эффективности метода проектной деятельности, для развития различных
метапредметных и личностных результатов обучающихся. Цель и задачи исследования были достигнуты. В качестве продолжения работы по теме использования метода проектной деятельности при обучении математики предполагается разработка проектов по различным темам для учащихся с 5 по 11 класс.
Результаты исследования были представлены на следующих международных и всероссийских научных конференциях и конкурсах:
1. Молодежная научно - практическая конференция ПсковГУ «Физика. Математика. Информатика. Образование», 2019, Псков (3 место)
2. Молодежная научно - практическая конференция ПсковГУ «Молодежь - науке», 2020, Псков (1 место)
3. Конференция « 73Герценовские чтения», 2020, Санкт-Петербург
4. Конкурс «Профстажировка 2.0» по кейсу МБОУ «СОШ №11» г. Киселевск «Создание модели организации проектной деятельности школьников в условиях средней школы (ФГОС ООО, СОО)
По результатам исследования подготовлены следующие публикации:
1. Топологические свойства правильных звездчатых
многогранников//Молодежь - науке. 2019. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно - исследовательской работы в 2018/2019 учебном году. Т. 8. - Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С.54-56
2. Топологические свойства правильных звездчатых многогранников.
Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск № 15. -
Псков: Издательство ПсковГУ, 2019. - с. 84-87 (в соавт)
3. Использование проектной деятельности при изучении правильных звездчатых многогранников. Сборник « 73Герценовские чтения», 2020 (Принята в печать)
4. Применение проектной деятельности при изучении правильных звездчатых многогранников в школе //Молодежь - науке. 2020. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно - исследовательской работы в 2019/2020учебном году. Т. 8. - Псков: Псковский государственный университет, 2020. ( Сдано в печать)
Анализ литературы, посвященной методу проектной деятельности, показал, что метод проектов активно исследуется в настоящее время. Уже известны и используются различные виды проектов. Метод проектов используют учителя, как при проведении плановых уроков, так и во время дополнительных занятий.
В ходе работы были рассмотрены история возникновения метода проектной деятельности, различные плюсы и минусы использования данного метода при изучении, методы организации работы по проекту. Также в рамках работы была рассмотрена информация о звездчатых многогранниках, так как организация проектной деятельности строилась на данном математическом материале. Был разработан и проведен на базе МАОУ «Гуманитарный лицей» города Псков проект «Музей звёзд».
Результаты проекта полностью подтвердили гипотезу об эффективности метода проектной деятельности, для развития различных
метапредметных и личностных результатов обучающихся. Цель и задачи исследования были достигнуты. В качестве продолжения работы по теме использования метода проектной деятельности при обучении математики предполагается разработка проектов по различным темам для учащихся с 5 по 11 класс.
Результаты исследования были представлены на следующих международных и всероссийских научных конференциях и конкурсах:
1. Молодежная научно - практическая конференция ПсковГУ «Физика. Математика. Информатика. Образование», 2019, Псков (3 место)
2. Молодежная научно - практическая конференция ПсковГУ «Молодежь - науке», 2020, Псков (1 место)
3. Конференция « 73Герценовские чтения», 2020, Санкт-Петербург
4. Конкурс «Профстажировка 2.0» по кейсу МБОУ «СОШ №11» г. Киселевск «Создание модели организации проектной деятельности школьников в условиях средней школы (ФГОС ООО, СОО)
По результатам исследования подготовлены следующие публикации:
1. Топологические свойства правильных звездчатых
многогранников//Молодежь - науке. 2019. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно - исследовательской работы в 2018/2019 учебном году. Т. 8. - Псков: Псковский государственный университет, 2019. - С.54-56
2. Топологические свойства правильных звездчатых многогранников.
Вестник Псковского государственного университета. Серия «Естественные и физико-математические науки». Выпуск № 15. -
Псков: Издательство ПсковГУ, 2019. - с. 84-87 (в соавт)
3. Использование проектной деятельности при изучении правильных звездчатых многогранников. Сборник « 73Герценовские чтения», 2020 (Принята в печать)
4. Применение проектной деятельности при изучении правильных звездчатых многогранников в школе //Молодежь - науке. 2020. Материалы молодёжных научно-практических конференций Псковского государственного университета по итогам научно - исследовательской работы в 2019/2020учебном году. Т. 8. - Псков: Псковский государственный университет, 2020. ( Сдано в печать)



