Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Работа №69348

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы127
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития художественно¬
творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно¬прикладного искусства 10
1.1. Сущность художественно-творческой активности личности 10
1.2. Особенности развития художественно-творческой активности
младших школьников во внеурочной деятельности 20
1.3. Декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческой активности младших школьников.. 28
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно¬прикладного искусства 41
2.1. Диагностика уровня развития художественно-творческой
активности младших школьников 41
2.2. Организация работы по развитию художественно-творческой
активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства 47
2.3. Динамика уровня развития художественно-творческой
активности младших школьников 56
Заключение 63
Библиографический список 65
Приложение 71


Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед школой встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Переход от технократического мышления периода индустриальной революции к гуманитарному поставил новые вопросы в сфере образования. Обществу необходима активная, творчески мыслящая личность, обладающая высоким потенциалом, способная в своей деятельности уходить от стереотипов, преобразовывать окружающую жизнь. В действующем Законе Российской Федерации «Об образовании» подчеркивается приоритет культурных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности (Федеральный закон «Об образовании в РФ», 2012, 3).
В педагогической среде, как и в общественном сознании укрепляется новое понимание роли искусства. Приобщение к искусству способствует воспитанию художественно-творческой активности растущего человека. В этом процессе учитель выступает не только как организатор образовательного процесса, но и как носитель духовной культуры, способный повлиять на развитие творческой активности ученика. Большие возможности в развитии художественно-творческой активности младшего школьника заложены во внеурочной деятельности с ее значительным потенциалом: свобода в выборе содержания образования, форм, методов его усвоения и т.п.
Значение творчества как механизма развития личности обосновывается в трудах Л.О. Выготского, A.M. Матюшкина, В.Г. Рындак. Положение о том, что личность развивается в деятельности, разработано в трудах Д.Б. Богоявленской, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Г.И. Щукиной и др.
В плане художественно-эстетического развития личности учащегося интересующая нас проблема в общей теории педагогического образования была существенно дополнена в работах А.В. Кирьякова, Б.Т. Лихачева, Б.М. Неменского и др. Ориентация личности на социальные и личностно значимые ценности, красоту познания, творчество проанализирована в трудах Т.Я. Шпикаловой и др.
Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, выступает внеурочная деятельность (Т.К. Ахаян, Р.А. Гильман и др.). Во внеурочной деятельности выявлены некоторые возможности для развития художественно-творческой активности: творческое освоение предлагаемого материала, отсутствие жесткой системы оценок и т. д.
Особую актуальность развитие художественно-творческой активности приобретает для учащихся начальной школы, так как одной из возрастных особенностей младших школьников является их возрастающая активность в отношениях с окружающим миром, легкость пробуждения активности, непосредственная отзывчивость на окружающее, свойственны младшим школьникам, которая в ходе возрастного развития явно идет на убыль. Именно в этот период, как никогда, нужны дополнительные условия, нужна помощь педагога, чтобы обрести возможность для самореализации, для выражения своей индивидуальности.
Этот период детства является наиболее благоприятным для воспитания и развития учащихся средствами декоративно-прикладного искусства, т.к. в этом возрасте происходит наиболее активное накопление информации об окружающем мире предметов и явлений: усваиваются новые понятия, формируются все органы чувств, включая те, которые отвечают за осязание и зрение, необходимые в декоративно-прикладной деятельности.
О роли и значении декоративно-прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков, Ю.В.Максимов, Т.Я. Шпикалова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Общеобразовательная школа призвана помочь не только сохранению богатства и традиций декоративно-прикладного искусства, но и его развитию.
Однако проблема развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства остается мало исследованной.
Перечисленные обстоятельства позволяют сформулировать
противоречие: между потребностями школьной практики в методическом обеспечении процесса развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности и отсутствием конкретных методов, приемов и средств развития.
В связи с этим определилась проблема нашего исследования: каковы педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования - процесс развития художественно-творческой активности младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Гипотеза исследования - процесс развития художественно¬творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:
- используется система методов и приёмов для развития
художественно-творческой активности;
- обеспечивается взаимосвязь содержания занятий с декоративно-прикладным искусством региона.
В соответствии с проблемой и выбранной гипотезой определяются задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «художественно-творческая активность младших школьников».
2. Изучить особенности развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности .
3. Провести диагностику уровня развития художественно-творческой активности младших школьников.
4. Провести экспериментальную работу по развитию художественно - творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: анализ продуктов творческой деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование;
- методы математической обработки данных.
Теоретико-методологической основой исследования развития художественно-творческой активности младших школьников являются философские и общенаучные труды, рассматривающие творчество в культурно-историческом плане (Платон, И. Кант, Ф. Шеллинг и др.); важнейшие психолого-педагогические положения теории деятельности, отражающие предмет анализа (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); произведения классической педагогической литературы (Я.А. Коменский, В.А. Сухомлинский и др.); положения о творческой сущности человека, развитии его способностей в процессе деятельности (Д. Дьюи и др.); теория художественно-эстетического образования и воспитания (A.B. Бакушинский, М.А. Верб, Б.М. Неменский и др.).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная программа по внеурочной деятельности с использованием средств декоративно-прикладного искусства для детей младшего школьного возраста, учитывающая художественно-историческое наследие региона, позволяет целенаправленно развивать художественно-творческую активность в образовательном процессе школ, гимназий, учреждениях дополнительного образования.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43»
г. Белгорода, 2 «В» класс, занимающийся по УМК «Школа России».
Экспериментальное исследование проблемы развития художественно - творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства проводилось в несколько этапов с 2015 года по 2017 год.
I этап - (2015 г.) - теоретико-аналитический: изучение научной
литературы по проблеме исследования; определение понятийно-категориального и научного аппарата (объект и предмет исследования, его цель, задачи, гипотеза и методы); обобщение материала по теме исследования: систематизация и теоретическое осмысление.
II этап - (2015-2016 гг.) - экспериментальный: констатирующий
эксперимент - изучение опыта работы педагогического коллектива, подбор диагностического инструментария, проведение диагностики; формирующий эксперимент - обоснование гипотезы исследования.
III этап - (2016-2017 гг.) - заключительный: анализ результатов исследования, обобщение полученных результатов, формулирование выводов исследования, оформление магистерской диссертации, определение дальнейших перспектив исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБОУ «СОШ №43» г. Белгорода. Основные положения исследования были представлены в виде докладов на 1Х Всероссийской научно-практической конференции (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) «Организация развивающей образовательной среды в начальной школе» (г. Пермь, 2018 г.), на Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, посвящённой 60-летию факультета педагогики и методики начального образования (г. Пермь, 2017 г.).
Работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза исследования.
В первой главе представлены теоретические основы развития художественно-творческой активности младших школьников:
рассматриваются различные подходы педагогов по определению понятия «художественно-творческая активность», изучаются особенности развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности; рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство развития художественно-творческой активности младших школьников.
Во второй главе раскрыто содержание экспериментальной работы по развитию художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства: описывается проведенная экспериментальная работа, состоящая из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного; обобщаются полученные результаты.
В заключении содержатся выводы по результатам исследования, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список включает 71 источник.
В приложении представлены диагностические материалы по оценке уровня развития художественно-творческой активности учащихся 2 класса, программа кружка внеурочной деятельности «Прикладное творчество», конспекты внеурочных занятий по изучению декоративно-прикладного искусства, направленных на развитие художественно-творческой активности.
Магистерская диссертация содержит таблицы, диаграммы, отражающие результаты экспериментальной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований во всех сферах нашего общества выдвигают на передний план задачу развития творческой активности человека. Общество требует гибко реагировать на изменения, происходящие в социуме, приобщаться к национальной культуре, переносить имеющиеся знания, умения, навыки в другие виды деятельности, быстро включаться в решение трудных задач, участвовать в создании материальных и духовных ценностей. Все это ставит перед современной школой задачу воспитания художественно-творческой активности растущего человека.
Художественно-творческая активность характеризуется в работе как вид социальной активности, направленный на созидание, потребление и донесение до других художественно-эстетических ценностей,
опредмеченных в продуктах творческой деятельности.
Особой областью, влияющей на развитие художественно-творческой активности младших школьников, выступает внеурочная деятельность. Во внеурочной деятельности выявлены некоторые возможности для развития художественно-творческой активности: творческое освоение предлагаемого материала, отсутствие жесткой системы оценок и т. д.
Развитию художественно-творческой активности младших школьников способствует декоративно-прикладное искусство. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов.
Когнитивный, деятельностный и креативный компоненты художественно-творческой активности являются значимыми в процессе ее развития.
Изучив особенности художественно-творческой активности, мы выяснили, что процесс ее развития у младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства будет эффективным, если:
- используется система методов и приёмов для развития
художественно-творческой активности;
- обеспечивается взаимосвязь содержания занятий с декоративно-прикладным искусством региона.
Процесс развития художественно-творческой активности проходил в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На констатирующем этапе для исследования уровня развития художественно-творческой активности младших школьников нами были проведены: анкетирование, анализ продуктов творческой деятельности
учащихся, тестирование.
На формирующем этапе эксперимента нами была разработана программа внеурочной деятельности «Прикладное творчество», направленная на развитие художественно-творческой активности младших школьников средствами декоративно-прикладного искусства. В ходе проведения кружковых занятий была проверена и доказана эффективность педагогических условий, заявленных в гипотезе.
На контрольном этапе эксперимента была проведена повторная диагностика. Для этого мы использовали те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента, целью которых было выявление динамики уровня развития художественно-творческой активности у младших школьников.
Таким образом, результаты экспериментальной работы дают основание сделать обобщенный вывод о том, что поставленная в исследовании цель достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась, поставленные задачи решены. Остается актуальным дальнейшее изучение путей совершенствования содержания, методов, форм, средств развития художественно-творческой активности младших школьников во внеурочной деятельности средствами декоративно-прикладного искусства.



1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Наука, 2000. - 336 с.
2. Александрова Е.Я. Становление и развитие системы художественного образования в России XVIII начало XX века / Е.Я. Александрова. - М.: Наука, 2007. - 138 с.
3. Алексеева Л.Ф. Теоретический анализ ведущих концепций учения об активности личности в психологии: Автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Новосибирск, 2006. - 45 с.
4. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Издательство Казанского университета, 1996. - 565 с.
5. Аничкин С.А. Индивидуальность личности педагога
и младшего школьника в эстетическом образовании / С.А. Аничкин. - М.: Образование и наука, 2009. - 17 с.
6. Анохина Е.Ю. Формирование основ духовности
младшего школьника на материале декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 18 с.
7. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г. Асмолов. -М.: Издательство МГУ, 1990. - 367 с.
8. Ахаян Т.К. Аксиологические проблемы нравственного воспитания учащихся / Ахаян Т.К. - СПб., 2006. - 247 с.
9. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.
10. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание / A.B. Бакушинский. - М., 2005. - 50 с.
11. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся/ А. В. Баранова, А.В. Кисляков. - М.: Просвещение, 2013. - 96 с.
12. Басин Е.Я. Творческая личность художника / Е.Я. Басин. - М.: Знание, 2008. - 64 с.
13. Басов М.Я. Избранные психологические произведения / М.Я. Басов. - М.: Педагогика, 2007. - 432 с.
14. Белкин A.C. Основы возрастной педагогики / A.C. Белкин. - Екатеринбург: Урал, 2002. - 85 с.
15. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского ун-та, 2003. - 174 с.
16. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству / Д.Б. Богоявленская. - М.: Знание, 2001. - 96 с.
17. Ботова, С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: Учеб.- метод. пособие: Курс лекций и рассказов о нар. худож. творчестве Белгородчины / С.И. Ботова, Т.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. - Белгород, 2000. - 243 с.
18. Вентцель К.Н. Свободное воспитание / К.Н. Венгцель. - М.: Знанио, 2003. - 170 с.
19. Верб М. А. Эстетическая культура школьника / М.А. Верб. - СПб.: Рэми, 2007. - 142 с.
20. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2009. - 144 с.
21. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте / JI.C. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 93 с.
22. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 340 с.
23. Гальперин П.Я. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / П.Я. Г альперин, Н.Ф. Талызина. - М.: МГУ, 1968. - 421 с.
24. Гильман P.A. Теория и практика развития творческой активности личности: Дис. ... д-ра пед. наук. - Магнитогорск, - 2001. - 378 с.
25. Голованова И.Л. Активизация творческих способностей дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными материалами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2005. - 16 с.
26. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Кн. для учителя / Н.А. Горяева. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
27. Григорьев Ю.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор / Д.В. Григорьев. - М.: Просвещение, 2014. - 225 с.
28. Добронравова О.В. Развитие художественно-творческой
активности младших школьников аудиовизуальными средствами: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 20 с.
29. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления / Дж. Дьюи. - М.: Академия, 1922. - 367 с.
30. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №3 - С. 15-26.
31. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Теоретичекий и научно-мнтодический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - №4. - С. 15-21.
32. Зак А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 2010. - 98 с.
33. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации». - М.: ИНФРА, 2012. - 52 с.
34. Ковалько В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2007. - 334с.
35. Коган Л.Н. Всестороннее развитие личности и культура / Л.Н. Коган. - М.: Знание, 1991. - 64 с.
36. Козлова Е.В. Педагогические условия социального воспитания школьников во внеучебной деятельности: Дис. . канд. пед. наук. - Оренбург, 2000. - 168 с.
37. Коменский Я.А. Великая дидактика. Избр. пед. соч. Т.1 /
Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 301 с.
38. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1 / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
39. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. Книга для учителей и классных руководителей / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - 303 с.
40. Левкина Т.И. Воспитание социальной активности детей и подростков в учреждениях дополнительного образования в процессе художественно-творческой деятельности: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владимир, 2008. - 20 с.
41. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 448 с.
42. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /
A. Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
43. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.
44. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
45. Любарская Л.Н. Развитие художественно-творческой активности у младших школьников в процессе занятий изобразительной деятельностью: Дис. . канд. пед. наук. - Москва, 2008. - 165 с.
46. Максимова С.Г. Формирование творческой активности учащихся I-IV классов в процессе изображения человека: Автореф. ... дис. . канд. пед. наук. - Москва, 2000. - 21 с.
47. Маликова В.А. Создание развивающей педагогической среды /
B. А Маликова. - Оренбург: Флинта, 2008. - 160 с.
48. Матюшкин А.М. Развитие творческой активности школьников / А.М. Матюшкин. - М.: Педагогика, 2001. - 160 с.
49. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности / А.А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 2001. - 96 с.
50. Мукина А.Н. Клубная деятельность как средство развития творческого мышления младших школьников / А.Н. Мукина // Начальная школа. - 2008. - №5 - С.47.
51. Мырзыканов М.С. Развитие творческой активности учащихся 1-4 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. ... канд. пед. наук. - Омск, 2000. - 16 с.
52. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. - М.: Просвещение, 1987. - 255 с.
53. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения: В 2 т. Т.2 / И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1961-1965. - 450 с.
54. Печко Л.П. Эстетическая культура и воспитание человека / Л.П. Печко. - М.: Профессия, 2011. - 102 с.
55. Постоногова Л.П. Влияние цветовых и графических элементов образа на характер творческой активности младших школьников в процессе изобразительной деятельности: Дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2012. - 178 с.
56. Пудова А.Н. Формы и методы организации внеурочной деятельности / А.Н. Пудова. - М.: ЭКОМ, 2016. - 54 с.
57. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб: Питер Ком, 1998. - 712 с.
58. Рындак В.Г. Методологические основы образования / В.Г. Рындак. - Оренбург: Огау, 2000. - 192 с.
59. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Монография / В.Г. Рындак. - М.: Педагогический вестник, 2007. - 224 с.
60. Рябова C.B. Интегративный подход к преподаванию мировой художественной культуры в средней школе: Дис. . канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2001. - 187 с.
61. Сафонова З.Г. Развитие методов воспитательной работы / З.Г. Сафонова. - Оренбург: ОГТТИ, 2011. - 65 с.
62. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства / Н.М. Сокольникова. - М.: «Академия», 2012. - 256 с.
63. Соловьева Е.А. Художественно-творческая активность детей и ее развитие: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2014. - 34 с.
64. Солодухин В.И. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 20 с.
65. Страхова, Н.М. Новые подходы к организации образовательного процесса / Н.М. Страхова // Завуч начальной школы. - 2013. - № 3 - С.107.
66. Сухарева А.П. Активизация творческой деятельности младших школьников на занятиях по изобразительному искусству: Автореф. ... дис. ... пед. наук. - Омск, 2010. - 16 с.
67. Шамова Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2002. - 208 с.
68. Шведова И. Азбука символа. Орнамент / И. Шведова. - Электрон. ст. - Режим доступа к ст.: https://www.belpressa.ru/news/news/azbuka-simvola- ornament11028/
69. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 класс / Т.Я.Шпикалова. -, Москва: Просвещение, 2011. - 78 с.
70. Шпикалова Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Автореф. . дис. д-рапед. наук. - Москва, 2008. - 33 с.
71. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин -тов / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ