Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогические условия повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже

Работа №6934

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы181стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
865
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-14
ГЛАВА 1. Научно-педагогические условия профессиональной деятельности кураторов студенческой группы колледжа 15-79
1.1. Повышение квалификации кураторов в аспекте проблем теории и методики профессионального образования 15-40
1.2. Доминантные понятия диссертационного исследования 40-56
1.3. Состояние процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже 56-78
Выводы 78-79
ГЛАВА 2. Реализация процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа 80-161
2.1. Научное и учебно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа 80-112
2.2. Педагогические технологии повышения квалификации кураторов
студенческой группы 112-137
2.3. Результаты экспериментальной деятельности методической службы колледжа по повышению квалификации кураторов 137-159
Выводы 159-161
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 162-164
ЛИТЕРАТУРА 165-183


Актуальность темы исследования. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно обоснованной адаптации системы образования. При этом в педагогической науке и практике актуализируются вопросы, определяющие задачи успешности модернизации профессионального образования. В их число справедливо включаются проблемы научно¬педагогических исследований, посвященные изучению процесса повышения квалификации педагогов. Институты повышения квалификации как государственные учреждения дополнительного профессионального образования обеспечивают профессиональный рост специалистов образовательных учреждений и развитие новых методов обучения и воспитания. Подчеркивая важность их деятельности, следует отметить, что данная работа значительно более результативна, если она имеет логическое продолжение в самом учреждении профессионального образования. В соответствии с этим, задачей современной педагогики становится создание педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже. Решив ее, образовательное учреждение сможет четко сформулировать педагогическое кредо при определении своей образовательной политики, которая материализуется через новые педагогические программы, технологии, конструкции и структуры воспитательных процессов, соответствующие требованиям времени.
Среди факторов, которые обуславливают выбор темы настоящего исследования, выделяются высокая степень научно-практической и социальной значимости, неразработанность темы в педагогической науке, проблемы повышения квалификации кураторов студенческой группы, требующие безотлагательного решения. Перечисленные факторы свидетельствуют в пользу актуальности диссертационного исследования. Расценивая повышение квалификации кураторов студенческой группы как составную часть непрерывного профессионального образования, Министерство образования Российской Федерации [179, C.7- 35] предлагает сосредоточить внимание учёных на проблемах, связанных с научно-методическим обеспечением развития и функционирования системы непрерывного педагогического образования в Российской Федерации. Решение вопроса «кадрового обеспечения развития воспитания на всех уровнях» предполагает результаты: «обеспечение образовательных учреждений разных типов педагогическими и руководящими кадрами для организации воспитательной деятельности» [147, С.3]. Какого уровня социальной компетентности достигнут сегодняшние воспитанники, учащиеся, студенты на каждой ступени образования во многом зависит от готовности педагогических кадров к решению воспитательных задач [181, С.3], формирующейся, в частности, в процессе повышения квалификации кураторов студенческой группы. Министерство образования Российской Федерации отмечает, что «обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы». [88, С.2.]
Изученная научная литература свидетельствует о том, что проблемы повышения квалификации работников образования, занимающихся воспитанием, привлекали внимание исследователей в различные периоды развития педагогики, в частности, подготовка классных руководителей общеобразовательной школы. Однако следует различать организацию и содержание повышения квалификации классных руководителей школ и кураторов колледжей. Известно, что система повышения квалификации специалистов, организующих воспитательную работу в школах, строится на знаниях учителей, полученных в педагогических высших и средних образовательных учреждениях, на опыте работы с учащимися. Подобная же система в колледжах учитывает отсутствие педагогического образования и опыта работы со студентами у преподавателей специальных дисциплин, мастеров производственного обучения, выполняющих функции кураторов. Педагоги колледжей нередко испытывают дефицит знаний в области теории и методики организации учебно-воспитательного процесса. Важно и то, что колледжи являют собой новый тип учреждений профессионального образования в нашей стране, они требуют педагогической поддержки, научно обоснованного сопровождения методиками и технологиями воспитания. Эти обстоятельства дают основания для развития особого подхода к проблеме создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, которая до настоящего времени не была предметом специального исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Результаты проведенного исследования дают основания утверждать, что вследствие произошедшей переоценки сущности процесса воспитания, одной из основных задач современной педагогики становится создание педагогических условий повышения квалификации специалистов, занимающихся непосредственно воспитательной работой, в частности, кураторов студенческой группы в колледже.
Анализ сложившейся в истории отечественного образования системы повышения квалификации кураторов, проблем, связанных с ним, позволяет говорить о том, что в современном социуме именно колледж является важнейшим звеном в реализации пролонгированного процесса повышения квалификации кураторов.
Выстраивая практику повышения квалификации кураторов в колледже, был сделан вывод, что, данный процесс станет эффективным при соблюдении определенных педагогических условий, это подтверждает выдвинутую гипотезу.
Проанализировав повышение квалификации кураторов в аспекте проблем теории и методики профессионального образования, сделано заключение о том, что отдельные вопросы повышения квалификации работников образования, занимающихся воспитанием обучающихся, привлекали внимание ученых в предшествующее время. При проведении диссертационного исследования использовались уже имеющиеся достижения педагогической науки в теоретической и практической подготовке специалистов, организующих воспитательную работу. Однако к моменту начала данного исследования не были обнаружены монографии, диссертации по проблеме создания педагогических условий повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, эта проблема нуждалась в научной разработке. Поэтому и был проведен настоящий эксперимент. При характеристике доминантных понятий предмета исследования уточнено толкование сорока четырех определений, использованных в работе. Изучение доминантных понятий предмета исследования позволяет сделать вывод, что в официальной научной и справочной литературе, он представлен достаточно полно. Такие понятия, как «педагог-куратор», «педагогическое кураторство» были сформулированы и дополнены автором в ходе исследования.
Анализ состояния и проблем повышения квалификации кураторов студенческой группы колледжа с учетом исторического опыта повышения квалификации классных наставников в отечественной образовательной системе дает возможность констатировать, что вопросы повышения квалификации кураторов были актуальны во все периоды развития российского образования, оставаясь тесно связанными с конкретной ситуацией. Использование исторического опыта повышения квалификации в системе образования нашей страны способствовало квалифицированной организации процесса повышения квалификации кураторов студенческой группы в колледже, созданию педагогических условий для формирования профессионализма и раскрытия творческих способностей кураторов. Передовой опыт в организации повышения квалификации педагогических работников прошлого, занимавшихся воспитательной деятельностью, позволил глубже изучить данную проблему, с учетом современных требований. Сказанное свидетельствует о неразрывной связи и преемственности процесса повышения квалификации классных наставников дореволюционной России, классных руководителей советской школы, воспитателей системы начального и среднего профессионального образования, кураторов колледжей. Изучение опыта повышения квалификации кураторов в контексте исторического развития нашего государства открывает возможности совершенствования и
прогнозирования тенденции его развития в системе образования современной России.



1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. - М.: Просвещение,1984. - 190с.
2. Айзек Г. Проверьте свои способности. - М.,1972. - 19с.
3. Андреева В.В. Деятельность классного руководителя в гуманистической воспитательной системе школы.//Классный руководитель. - 1998. - №2. - с.15-23.
4. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 1999. - 173с.
5. Антология педагогической мысли России 18 в./Сост. И. А. Соловков.
- М.,1985. - 247с.
6. Ахвердова О.А. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие/О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, О.Н. Козлитин; МО РФ; СГУ. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. - 528с.
7. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М., 1989.-560 с.
8. Байкова Л. А. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. - М.,1999. - 68с.
9. Байкова Л.А., Орлова Е.А. Гуманизация школы: Теория и опыт. - Рязань,1999.-ч.1. - 152с.
10. Барт П. История социально-педагогической идеи. - Киев,1923. - 87с.
11. Батышев С.Я. Педагогические основы изучения, обобщения и внедрения передового опыта. - М: «Профессиональное образование»,1998.
- 126с.
12. Батышев С.Я. Подготовка инженеров-педагогов - проблема комплексная.//Профессионально техническое образование. - 1976.- №3. - 14с.
13. Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. - С-Пб.,1996. - 96с.

166
14. Беляев А.В. Воспитание гражданина в демократической России: Пособие для самостоятельной работы/М-во образования РФ, СГУ - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2000 - 25с.
15. Беляева А.П. Перспектива развития профессиональной школы. - М.: Педагогика,1992. - 28с.
16. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989. - 94с.
17. Блонский П.П. Курс педагогики. - М.,1916. - 217с.
18. Блохина Л. А. Формирование мотивационно-ценностного отношения будущих учителей к воспитательной деятельности. - М.,1992. - 57с.
19. Боголюбов В.И. Введение в педагогическую технологию. Учебное пособие. - Пятигорск: Издательство ПГЛУ,1996. - 163с.
20. Боголюбов В.И. Система подготовки педагогов-технологов: инновационные технологии в педагогике. - Пятигорск: ПГЛУ, 2000. - 42с.
21. Богуславский М.В., Корнетов Г.Б. О педагогических парадигмах// Магистр. - 1992. - май. - с.11-13.
22. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. - М.,1984.
- 75 с.
23. Болдырев Н.И. и др. Педагогика. - М.: «Просвещение»,1968. - 643с.
24. Болдырев Н.И. Очерки по методике работы классного руководителя. Изд.2-е.-М.:Учпедгиз,1962.-280с.
25. Борисовский П. Чего надо желать для нашего общественного воспитания. К вопросу о современном состоянии и улучшении нашего школьно-учебного и воспитательного дела. - Могилев на Днепре,1895.-84с.
26. Булгаков А. А. Профессионально-техническое образование в СССР на современном этапе. - М.: Высшая школа,1977. - 87с.
27. В помощь методическому работнику профессионального образования (справочные материалы). - М.,1997.-103с.
28. Васильева Л.М. Реализация процесса повышения квалификации

167
кураторов студенческой группы в условиях колледжа. Методические рекомендации./Под ред. доктора педагогических наук И.А. Шаповаловой.
- Ставрополь: СКИПКРО, 2004. - 48с.
29. Варнакова Е.Д. Роль воспитания в профессиональной подготовке рабочих. - М.,1982. - 114с.
30. Веселов А.П. Профессиональное образование в СССР. - М., «Трудрезервиздат»,1956. - 153с.
31. Возростная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского.-М.,1979. - 84с.
32. Волженский С.В. Сердечное слово. Обязанности и круг деятельности народного наставника. - М.,1895.-30с.
33. Вопросы воспитательной направленности профессиональной подготовки рабочих на производстве/Под ред. Е.Д. Варнаковой и И.И. Леоновича. - Москва «Высшая школа»,1983. - 213с.
34. Вопросы воспитания: теория и практика. Материалы для учителей, преподавателей ВУЗов, студентов. - Пятигорск: ПГЛУ,2000. - 254с.
35. Воробьев Г.В. Совершенствование процесса и структуры научного исследования в педагогике/Под. Ред. П.Р. Атутова.-М.,1985. - 52с.
36. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография/Под ред. Г.Б.Корнетова. М.,1996. - 171 с.
37. Всероссийский семинар «Воспитание обучающихся в учреждениях НПО».//Профессионал. - 2000. - №4.- с. 4-9.
38. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя). Методические рекомендации. - М.,1992.- 193с.
39. Ганелин Ш.И, Голант Е.Я. История педагогики. - М: Учпедгиз,1940.
- 275с.
40. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. Учебное пособие для ВУЗов.-М.,1995.- 447с.

168
41. Глазунов А. Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. - Москва-Ноябрьск,1998. - 237с.
42. Глоссарий терминов по технологии образования. Отдел образования ЮНЕСКО. - Париж,1986. - 126с.
43. Гончаров Н.К. Из истории русской школы (роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе).//Советская педагогика. - 1938. - №6. - с.120 -137.
44. Гончаров Н.К. Основы педагогики. - М.: Учпедгиз, 1947.- 408с.
45. Горленко В. П. Воспитательная работа классного руководителя. - М., 1998. - 74с.
46. Горовая В.И. Высшее педагогическое образование. Проблемы и перспективы. - Ставрополь, 1995. - 160с.
47. Гребенкина Л.К., Анциферова Н.С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. - М.,2000. - 48с.
48. Григорьева А.И. Педагог как профессиональный воспитатель. - Тула,1999. - 55с.
49. Григорьева А.И. Становление профессиональной позиции педагога- воспитателя в системе после вузовской подготовки: Диссертация канд. пед. наук.-М.,1998. - 192с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ