ИНТЕГРАЦИЯ МОЛОДЕЖИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО
|
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество 8
1.1. Международные документы о защите прав инвалидов 8
1.2. Нормативно-правовая база и опыт защиты прав инвалидов в России 13
1.3. Система социальной защиты людей с инвалидностью в
государственных учреждениях социального обслуживания 20
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование опыта интеграции людей с инвалидностью в общество в государственных социальных учреждениях 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Результаты исследования 27
2.2.1. Анализ деятельности по интеграции молодежи с
ограниченными возможностями здоровья 27
2.2.2. Анализ сведений о подготовке и направлениях деятельности
ведущих специалистов социальной сферы г. Санкт-Петербурга 44
2.2.3. Оценка деятельности по подготовке социально-значимых
культурных мероприятий 47
2.2.4. Особенности восприятия людей с инвалидностью детьми
младшего и среднего школьного возраста 58
ГЛАВА 3. Разработка проекта, направленного на осуществление взаимодействия молодежи, имеющей физические ограничения, с детьми младшего школьного возраста 74
3.1. Проект «Творческая гостиная» для детей младшего школьного
возраста 74
3.2. Анализ результатов апробирования проекта «Творческая гостиная» 80
Заключение 82
Список литературы 85
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования проблемы интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество 8
1.1. Международные документы о защите прав инвалидов 8
1.2. Нормативно-правовая база и опыт защиты прав инвалидов в России 13
1.3. Система социальной защиты людей с инвалидностью в
государственных учреждениях социального обслуживания 20
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование опыта интеграции людей с инвалидностью в общество в государственных социальных учреждениях 25
2.1. Программа исследования 25
2.2. Результаты исследования 27
2.2.1. Анализ деятельности по интеграции молодежи с
ограниченными возможностями здоровья 27
2.2.2. Анализ сведений о подготовке и направлениях деятельности
ведущих специалистов социальной сферы г. Санкт-Петербурга 44
2.2.3. Оценка деятельности по подготовке социально-значимых
культурных мероприятий 47
2.2.4. Особенности восприятия людей с инвалидностью детьми
младшего и среднего школьного возраста 58
ГЛАВА 3. Разработка проекта, направленного на осуществление взаимодействия молодежи, имеющей физические ограничения, с детьми младшего школьного возраста 74
3.1. Проект «Творческая гостиная» для детей младшего школьного
возраста 74
3.2. Анализ результатов апробирования проекта «Творческая гостиная» 80
Заключение 82
Список литературы 85
Около 20% от общей численности населения нашей страны занимает молодежь - граждане от 18 до 30 лет. В настоящее время государство активно занимается образованием, культурным развитием и трудоустройством молодежи. В стране проводятся различные образовательные и культурные форумы, открываются новые учебные центры; в целом, молодежная политика в стране развивается, однако важно помнить, что есть определенная группа молодежи, которой необходимо уделять особое внимание: это молодые люди, имеющие ограничения по здоровью.
Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, - это члены общества, которые ввиду ограниченности своих физических, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в молодежной среде в настоящее время сконцентрирован сильнейший потенциал к культурному, научному, экономическому развитию нашей страны. Среди людей с инвалидностью также немало тех, кто обладает желанием и возможностью приносить пользу государству, однако их деятельность ограничена недостаточной готовностью страны к их принятию.
Несмотря на то, что государство очень позитивно относится к процессу создания инклюзивного общества и поддерживает его, вопросы изучения инклюзивных процессов в настоящее время все еще стоят на повестке дня, что предполагает необходимость дальнейшей разработки исследований и анализ инновационной практики работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Общественное сознание не подготовлено к инклюзии, поэтому актуальны проекты, предусматривающие создание условий для безболезненного включения людей с инвалидностью в социум.
Объект исследования: молодежь с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: процесс интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Целью данной работы является выявление позитивных и негативных тенденций современной системы интеграции людей (в том числе молодежи) с инвалидностью в современное общество, а также разработка социокультурного проекта, направленного на интеграцию молодежи с ограниченными возможностями здоровья в общество в процессе совместной творческой деятельности с людьми, не имеющими инвалидности.
На пути к достижению поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество;
2. Проанализировать деятельность по интеграции молодежи в учреждениях социальной сферы;
3. Провести эмпирическое исследование, выявляющее степень условий для формирования самостоятельности инвалидов с помощью таких методов, как анализ документации, беседа, экспертное интервью, анкетирование, наблюдение.
4. Разработать социокультурный проект, направленный на интеграцию молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество в процессе совместной творческой деятельности с людьми, не имеющими инвалидности.
Гипотеза исследования: Интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество будет осуществляться эффективно при следующих условиях:
• выявление потребностей граждан различного возраста, имеющих инвалидность;
• анализ восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме;
• формирование позитивного опыта взаимодействия участников проекта в процессе его реализации, направленное на развитие инклюзивного социума.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ литературы, сравнение, синтез.
• эмпирические методы: анализ документации, беседа, экспертное интервью, анкетирование, наблюдение.
Степень научной разработанности проблемы исследования: изучением особенностей интеграции людей с инвалидностью в социум и исследованиями, посвященными защите их прав, занимались: Г. Эннс, Ю. Фрик, Г.Л. Олбрехт, Д.Е. Бикенбах, Р. Имри; изучали процессы восстановления трудоспособности и профессионального статуса инвалидов: Р. Грубер, М. Мейри, С. Румей, Ф. Мерхоф, В. Циммерман.
Исследования инвалидов как социальной группы в государственных и негосударственных организациях, направленных на комплексную
реабилитацию и образование с учетом различий ограничения жизнедеятельности на разных возрастных этапах проводились И.П. Волковой, С.Ю. Ильиной, В.З. Кантором, Е.В. Кожевниковой, С.С. Лебедевой, Л.П. Назаровой, Г.В. Никулиной, Г.Н. Пениным, А.З. Свердловым и другими.
Исследованием научных основ социальной политики, социальной поддержки инвалидов занимались такие отечественные ученые как М.П.Безруков, В.И.Жуков, Г.И.Осадчая, И.В. Мкртумова, Е.Р. Смирнова- Ярская.
В научных работах М.П.Безрукова, А.А.Дыскина, С.Н.Кавокина, Д.И.Лавровой, А.Е.Лысенко, А.И.Осадчих, О.Н.Писарева, Л.Н.Смирнова, В.Б.Смычек, Л.М. Шипициной поддерживаются идеи российского ученого М.М. Кабанова, который занимался исследованием эффективности реабилитационного процесса как способа интеграции, основанного на принципах своевременности, непрерывности и систематичности.
Теоретическая значимость: В исследовании в одном концептуальном ключе рассмотрены такие социальные группы, как люди с инвалидностью, специалисты социальной сферы, родители детей с инвалидностью, родители школьников без инвалидности и их потенциал, направленный на создание инклюзивного социума.
Практическая значимость: Результаты данного исследования и разработанный проект, направленный на усвоение детьми младшего школьного возраста знаний о людях с инвалидностью, необходимых для успешного процесса интеграции, могут быть применены в любом дошкольном или школьном учреждении основного или дополнительного образования с условием адаптации программы мероприятий под возраст конкретной группы детей, а также способствовать развитию их инклюзивных возможностей.
Апробация результатов исследования:
1. Публикация статьи «Интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество» в журнале «Академия профессионального образования» №12, 2018 год;
2. Участие в студенческой научной конференции 20 марта 2020 года с докладом «Формирование социокультурных условий успешной интеграции молодежи» на секции «Актуальные проблемы социальной работы»;
3. Публикация статьи «Правовая защита молодежи, имеющей инвалидность» в сборнике «Инновации в работе с инвалидами и пожилыми людьми» на базе медико-социального центра реабилитации инвалидов по зрению.
База исследования: СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних Московского района «Прометей», по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Пилотов, 32А;
СПб ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей- инвалидов Васильевского района», по адресу: г. Санкт-Петербург, Среднегаванский пр., д.1, литера А.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из
введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Инвалиды, или лица с ограниченными возможностями здоровья, - это члены общества, которые ввиду ограниченности своих физических, интеллектуальных и прочих возможностей, связанных с состоянием здоровья, нуждаются в организации специальных процессов и социальных технологий для своего полноценного существования.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в молодежной среде в настоящее время сконцентрирован сильнейший потенциал к культурному, научному, экономическому развитию нашей страны. Среди людей с инвалидностью также немало тех, кто обладает желанием и возможностью приносить пользу государству, однако их деятельность ограничена недостаточной готовностью страны к их принятию.
Несмотря на то, что государство очень позитивно относится к процессу создания инклюзивного общества и поддерживает его, вопросы изучения инклюзивных процессов в настоящее время все еще стоят на повестке дня, что предполагает необходимость дальнейшей разработки исследований и анализ инновационной практики работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Общественное сознание не подготовлено к инклюзии, поэтому актуальны проекты, предусматривающие создание условий для безболезненного включения людей с инвалидностью в социум.
Объект исследования: молодежь с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: процесс интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Целью данной работы является выявление позитивных и негативных тенденций современной системы интеграции людей (в том числе молодежи) с инвалидностью в современное общество, а также разработка социокультурного проекта, направленного на интеграцию молодежи с ограниченными возможностями здоровья в общество в процессе совместной творческой деятельности с людьми, не имеющими инвалидности.
На пути к достижению поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические аспекты интеграции молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество;
2. Проанализировать деятельность по интеграции молодежи в учреждениях социальной сферы;
3. Провести эмпирическое исследование, выявляющее степень условий для формирования самостоятельности инвалидов с помощью таких методов, как анализ документации, беседа, экспертное интервью, анкетирование, наблюдение.
4. Разработать социокультурный проект, направленный на интеграцию молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество в процессе совместной творческой деятельности с людьми, не имеющими инвалидности.
Гипотеза исследования: Интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество будет осуществляться эффективно при следующих условиях:
• выявление потребностей граждан различного возраста, имеющих инвалидность;
• анализ восприятия людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме;
• формирование позитивного опыта взаимодействия участников проекта в процессе его реализации, направленное на развитие инклюзивного социума.
Методы исследования:
• теоретические методы: анализ литературы, сравнение, синтез.
• эмпирические методы: анализ документации, беседа, экспертное интервью, анкетирование, наблюдение.
Степень научной разработанности проблемы исследования: изучением особенностей интеграции людей с инвалидностью в социум и исследованиями, посвященными защите их прав, занимались: Г. Эннс, Ю. Фрик, Г.Л. Олбрехт, Д.Е. Бикенбах, Р. Имри; изучали процессы восстановления трудоспособности и профессионального статуса инвалидов: Р. Грубер, М. Мейри, С. Румей, Ф. Мерхоф, В. Циммерман.
Исследования инвалидов как социальной группы в государственных и негосударственных организациях, направленных на комплексную
реабилитацию и образование с учетом различий ограничения жизнедеятельности на разных возрастных этапах проводились И.П. Волковой, С.Ю. Ильиной, В.З. Кантором, Е.В. Кожевниковой, С.С. Лебедевой, Л.П. Назаровой, Г.В. Никулиной, Г.Н. Пениным, А.З. Свердловым и другими.
Исследованием научных основ социальной политики, социальной поддержки инвалидов занимались такие отечественные ученые как М.П.Безруков, В.И.Жуков, Г.И.Осадчая, И.В. Мкртумова, Е.Р. Смирнова- Ярская.
В научных работах М.П.Безрукова, А.А.Дыскина, С.Н.Кавокина, Д.И.Лавровой, А.Е.Лысенко, А.И.Осадчих, О.Н.Писарева, Л.Н.Смирнова, В.Б.Смычек, Л.М. Шипициной поддерживаются идеи российского ученого М.М. Кабанова, который занимался исследованием эффективности реабилитационного процесса как способа интеграции, основанного на принципах своевременности, непрерывности и систематичности.
Теоретическая значимость: В исследовании в одном концептуальном ключе рассмотрены такие социальные группы, как люди с инвалидностью, специалисты социальной сферы, родители детей с инвалидностью, родители школьников без инвалидности и их потенциал, направленный на создание инклюзивного социума.
Практическая значимость: Результаты данного исследования и разработанный проект, направленный на усвоение детьми младшего школьного возраста знаний о людях с инвалидностью, необходимых для успешного процесса интеграции, могут быть применены в любом дошкольном или школьном учреждении основного или дополнительного образования с условием адаптации программы мероприятий под возраст конкретной группы детей, а также способствовать развитию их инклюзивных возможностей.
Апробация результатов исследования:
1. Публикация статьи «Интеграция молодежи с ограниченными возможностями здоровья в современное общество» в журнале «Академия профессионального образования» №12, 2018 год;
2. Участие в студенческой научной конференции 20 марта 2020 года с докладом «Формирование социокультурных условий успешной интеграции молодежи» на секции «Актуальные проблемы социальной работы»;
3. Публикация статьи «Правовая защита молодежи, имеющей инвалидность» в сборнике «Инновации в работе с инвалидами и пожилыми людьми» на базе медико-социального центра реабилитации инвалидов по зрению.
База исследования: СПб ГБУ «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних Московского района «Прометей», по адресу: г. Санкт- Петербург, ул. Пилотов, 32А;
СПб ГБУ СОН «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей- инвалидов Васильевского района», по адресу: г. Санкт-Петербург, Среднегаванский пр., д.1, литера А.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из
введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы.
Интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в социум является одной из наиболее острых проблем современной социальной работы, и наиболее практически неразработанных. Общественное сознание не готово к инклюзии, поэтому в настоящее время актуальны проекты, предусматривающие создание условий для включения людей с инвалидностью в социум, исследование и анализ инновационной практики работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Важным аспектом интеграции является трудоустройство молодых людей с инвалидностью: оно же является одной из важных проблем в Российской Федерации. Законодательство регулирует этот процесс формально, но практически человеку с инвалидностью достаточно трудно найти работу, которая будет отвечать его запросам. Согласно данным, приведенным на сайте Пенсионного фонда России, в марте 2020 года количество работающих инвалидов трудоспособного возраста в России составило 911 657 человек, в то время как количество неработающих инвалидов трудоспособного возраста составило 2 530 948 человек.
Интеграция и все входящие в нее процессы затруднены в связи с пока еще достаточно распространенной в России медицинской моделью понимания инвалидности. Исторические события, стереотипы, отсутствие мотивации, недостаточная информированность общества в данной области - все это пока не позволяет стране выйти на уровень интеграции, присутствующий в странах Запада. При этом решение социальных проблем является одной из основных областей интересов современного государства: выделяется дополнительное финансирование, открываются новые социальные учреждения, проводится активная деятельность по организации безбарьерной среды на уже существующих объектах, что дает надежду на ускорение процесса создания условий, необходимых для осуществления интеграции.
В процессе исследования были рассмотрена деятельность трех социальных групп, участвующих в процессе интеграции людей с инвалидностью в социум:
• молодое поколение инвалидов;
• родители детей с инвалидностью и без инвалидности;
• педагоги и социальные работники, сопровождающие
инвалидов.
Важным фактором, препятствующим формированию инклюзивного сознания в обществе, являются стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья, основанные на недостатке информации о людях с инвалидностью. Группой, с которой в целях интеграции в первую очередь необходима работа над искоренением стереотипного мышления, являются родители детей, имеющих инвалидность, и родители детей без инвалидности. Поскольку мнение родителей о той или иной проблеме оказывает максимальное влияние на мнение детей, которые позже передадут такую модель мышления и своим детям, эффективная деятельность по интеграции должна включать в себя работу по подготовке родителей к внедрению инклюзии во все сферы жизни. Особого внимания заслуживает такая тема, как гиперопека, ведущая к несамостоятельности и инертности молодого поколения людей с инвалидностью, которое при должной подготовке - воспитании, социализации - играет ключевую роль в процессе создания инклюзивного социума.
Работа с педагогами и специалистами социальных учреждений, от чьей компетентности не менее сильно зависит скорость и качество процесса интеграции людей с инвалидностью в общество, также должна быть основательной и непрерывной. В настоящее время существует множество проектов, способствующих распространению принципов инклюзии и подходящих для реализации в различных учреждениях. Опыт показывает, что подобная форма передачи информации, включающая множество инновационных технологий, является наиболее эффективной для различных социальных и возрастных групп людей, что существенно приближает общество к укреплению позиций инклюзии в стране.
На основании результатов исследования установлено, что необходимым условием интеграции является объединения усилий всех трех рассмотренных субъектов социокультурного и образовательного процесса: молодежи с ограниченными возможностями здоровья, родителей детей-инвалидов, а также детей без инвалидности, специалистов социальной сферы.
В результате исследования был предложен проект «Творческая гостиная», направленный на обеспечение условий для процесса интеграции путем формирования у детей доброжелательного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и содержащий занятия по пониманию инвалидности в творческо-игровой форме. В результате реализации проекта можно ожидать таких положительных явлений, как развитие коммуникационной активности детей в отношении людей, имеющих различные формы инвалидности, повышение уровня толерантности общества к людям с инвалидностью, усиление интереса родителей к воспитанию духовно¬нравственных качеств у детей, повышение социального статуса людей с инвалидностью.
Проект представляется эффективным и может быть рассмотрен для применения в практике работы социально-реабилитационных центров и образовательных учреждений.
Важным аспектом интеграции является трудоустройство молодых людей с инвалидностью: оно же является одной из важных проблем в Российской Федерации. Законодательство регулирует этот процесс формально, но практически человеку с инвалидностью достаточно трудно найти работу, которая будет отвечать его запросам. Согласно данным, приведенным на сайте Пенсионного фонда России, в марте 2020 года количество работающих инвалидов трудоспособного возраста в России составило 911 657 человек, в то время как количество неработающих инвалидов трудоспособного возраста составило 2 530 948 человек.
Интеграция и все входящие в нее процессы затруднены в связи с пока еще достаточно распространенной в России медицинской моделью понимания инвалидности. Исторические события, стереотипы, отсутствие мотивации, недостаточная информированность общества в данной области - все это пока не позволяет стране выйти на уровень интеграции, присутствующий в странах Запада. При этом решение социальных проблем является одной из основных областей интересов современного государства: выделяется дополнительное финансирование, открываются новые социальные учреждения, проводится активная деятельность по организации безбарьерной среды на уже существующих объектах, что дает надежду на ускорение процесса создания условий, необходимых для осуществления интеграции.
В процессе исследования были рассмотрена деятельность трех социальных групп, участвующих в процессе интеграции людей с инвалидностью в социум:
• молодое поколение инвалидов;
• родители детей с инвалидностью и без инвалидности;
• педагоги и социальные работники, сопровождающие
инвалидов.
Важным фактором, препятствующим формированию инклюзивного сознания в обществе, являются стереотипы о людях с ограниченными возможностями здоровья, основанные на недостатке информации о людях с инвалидностью. Группой, с которой в целях интеграции в первую очередь необходима работа над искоренением стереотипного мышления, являются родители детей, имеющих инвалидность, и родители детей без инвалидности. Поскольку мнение родителей о той или иной проблеме оказывает максимальное влияние на мнение детей, которые позже передадут такую модель мышления и своим детям, эффективная деятельность по интеграции должна включать в себя работу по подготовке родителей к внедрению инклюзии во все сферы жизни. Особого внимания заслуживает такая тема, как гиперопека, ведущая к несамостоятельности и инертности молодого поколения людей с инвалидностью, которое при должной подготовке - воспитании, социализации - играет ключевую роль в процессе создания инклюзивного социума.
Работа с педагогами и специалистами социальных учреждений, от чьей компетентности не менее сильно зависит скорость и качество процесса интеграции людей с инвалидностью в общество, также должна быть основательной и непрерывной. В настоящее время существует множество проектов, способствующих распространению принципов инклюзии и подходящих для реализации в различных учреждениях. Опыт показывает, что подобная форма передачи информации, включающая множество инновационных технологий, является наиболее эффективной для различных социальных и возрастных групп людей, что существенно приближает общество к укреплению позиций инклюзии в стране.
На основании результатов исследования установлено, что необходимым условием интеграции является объединения усилий всех трех рассмотренных субъектов социокультурного и образовательного процесса: молодежи с ограниченными возможностями здоровья, родителей детей-инвалидов, а также детей без инвалидности, специалистов социальной сферы.
В результате исследования был предложен проект «Творческая гостиная», направленный на обеспечение условий для процесса интеграции путем формирования у детей доброжелательного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и содержащий занятия по пониманию инвалидности в творческо-игровой форме. В результате реализации проекта можно ожидать таких положительных явлений, как развитие коммуникационной активности детей в отношении людей, имеющих различные формы инвалидности, повышение уровня толерантности общества к людям с инвалидностью, усиление интереса родителей к воспитанию духовно¬нравственных качеств у детей, повышение социального статуса людей с инвалидностью.
Проект представляется эффективным и может быть рассмотрен для применения в практике работы социально-реабилитационных центров и образовательных учреждений.
Подобные работы
- Организация образовательной деятельности для лиц с
ограниченными возможностями здоровья в профессиональных
образовательных организациях
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организация процесса социальной адаптации молодежи с ограниченными возможностями здоровья посредством вовлечения их в волонтерскую деятельность в г. Барнауле
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Социальная эксклюзия семей, имеющих детей с ограниченными
возможностями здоровья
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5840 р. Год сдачи: 2018 - АРТ-ТЕРАПИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная подготовка молодежи с ограниченными возможностями здоровья в системе среднего профессионального образования (на примере Государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Набережночелнинский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Социально-психологическая адаптация сотрудников с ограниченными возможностями здоровья
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2021 - РОЛЬ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2019 - РЕКРЕАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ ОБЩЕНИЯ ЗДОРОВЫХ
ДЕТЕЙ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



