ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО
КРЕДИТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В РОССИИ
1.1 Образовательный кредит, его сущность и необходимость в
современных условиях 7
1.2. Особенности предоставления образовательного кредита в
коммерческих банках 15
1.3. Современное состояние розничного кредитования и его роль в
России 27
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КРЕДИТОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ПАО СБЕРБАНК
2.1. Организационно-экономическая характеристика ПАО
Сбербанк 36
2.2. Анализ условий получения образовательного кредита в ПАО
Сбербанк 42
2.3. Оценка розничного кредитного портфеля ПАО Сбербанк 45
2.4. Мероприятия по совершенствованию процесса образовательного
кредитования в ПАО Сбербанк 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность темы исследования. Высшее образование в России становится нормой, необходимым условием жизни в обществе. Среди всего взрослого населения России — 80%, а среди молодых людей — 89% считают, что высшее образование важно для успешной карьеры. С одной стороны, очевидно, что количественные показатели развития профессионального образования в России свидетельствуют о повышении его доступности.
Данные государственной статистики о численности выпускников 11 класса и приеме в вузы в последние годы сближаются. Не смотря на различный уровень дохода семей, имеющих детей-выпускников школ, большинство из них надеется на возможность поступить в вузы на бюджетные места. А ведь поступить в престижные вузы на бюджетные места с каждым годом становится все труднее. И даже в средний вуз поступить по силам далеко не всем. Сюда можно прибавить ежегодное сокращение бюджетных мест в вузах страны. С 2000 года число бюджетных мест сократилось на 50%. Альтернативным вариантом может стать только обучение на коммерческой основе.
Перемены в экономической жизни России затрагивают все области человеческой жизнедеятельности, особенно это касается образования. Уходит в прошлое стандартизованное понятие «бесплатного высшего образования», изменяются запросы потребителей образовательных услуг. В настоящее время существует широкое разнообразие форм и методов платного обучения, рассчитанное на различные уровни требований слушателей, базового образования, дохода.
Высшее образование в нашей стране медленно, но верно становится платным. Все больше абитуриентов подают документы в негосударственные институты, где бесплатное обучение не предусмотрено по определению.
Платное обучение, с одной стороны, ограничивает доступность высшего образования, а с другой — выравнивает шансы на поступление в вуз для тех, кто не обладает достаточными образовательными ресурсами.
Широкое развитие целевого кредитования на образование является радикальной и в то же время рыночной мерой по расширению доступности качественного образования. В связи с этим выбранная тема дипломной работы является на сегодняшний день актуальной.
Степень научной разработанности. Проблемы обеспечения социальных стандартов, специфика предоставления социально значимых благ и услуг, кредитование населения были рассмотрены в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, специализирующихся на изучении экономики образовательной сферы и различных видов кредитования населения, как: Э.Б. Аткинсон, Г.А. Ахинов, А.М. Бабич, Г.И. Беляев, Н.А. Горелов, В.А. Горемыкин, Е.В. Егоров, Е.Н. Жильцов, А.А. Казимагомедов, А. Коулз, И.А., Д. Мэннинг, Ю.В. Пешехонов, Н.А. Платонова, Б.В. Сребник, Дж. Э. Стиглиц, В.А. Черненко, Дж. Хардт, Л.И.Якобсон и др.
Однако, несмотря на такой список авторов, анализ воздействия кредитования населения на формирование платежеспособного спроса населения на социальные услуги не осуществлялся.
Не проводился комплексный анализ возможностей создания организационно-экономических механизмов, основанных на кредитовании и направленных на образование сверх гарантированного государством уровня в условиях современной России.
Цель выпускной квалификационной работы. заключается в разработке рекомендаций по формированию эффективной системы предоставления образовательных услуг коммерческими банками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность образовательного кредита и его необходимость современных условиях;
- рассмотреть особенности предоставления образовательного кредита в коммерческих банках;
- изучить современное состояние розничного рынка кредитования в России;
- проанализировать условия образовательного получения образовательного кредита в кредитной организации;
- изучить анализ розничного кредитного портфеля коммерческого банка;
- разработать мероприятия по повышению эффективности системы предоставления образовательных услуг в коммерческом банке.
Теоретическо-методологической основой при написании исследовательской работы послужили труды следующих ученых и специалистов: Абанкина И.В., Домненко Б.И., Левшина Т.Л., Осовецкая Н.Я. Моженко О.В., О.И. Лаврушин, А.Н. Трошин и др.
Методологическая основа выпускной квалификационной работы включает: экономические методы (анализ и оценка экономических показателей, сравнение и выявление их динамики), статистические методы.
Объектом исследования является процесс предоставления образовательного кредита в коммерческом банке.
Предметом исследования являются организационно-финансовые отношения в области формирования и развития стандартов образовательного кредита в условиях повышения качества банковского и образовательного процесса.
Информационная база исследования включает законодательные и нормативные акты, правительственные документы, относящиеся к развитию предпринимательской деятельности, а также финансовая отчетность организации.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные рекомендации по формированию эффективной системы предоставления образовательных услуг коммерческими банками могут быть применены в их кредитной деятельности.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Работа изложена на 73 страницах печатного текста, содержит 14 таблиц, 50 наименований литературы.
Поставленные цели и задачи выпускной квалификационной работы полностью выполнены и достигнуты.
В развитых странах средства, полученные от оплаты обучения, составляют существенный источник доходов системы высшего образования.
Даже там, где де-факто высшее образование является бесплатным, домохозяйства тем не менее несут расходы, связанные с учебным процессом: оплата проживания, покупка учебной литературы и т.п. Поэтому получение высшего образования, как правило, связано с издержками, бремя которых ложится не только на государство, но и на домохозяйства.
В большинстве государств сегодня существует ряд инструментов финансовой помощи студентам и их семьям. Одним из таких инструментов является образовательный кредит, который достаточно давно применяется в западных странах, но пока не получил широкого распространения в России.
Образовательный кредит представляет собой вид финансовой помощи студентам.
Такой кредит может покрывать не только фактическую стоимость обучения в вузе, но и сопутствующие затраты, в том числе расходы на проживание, питание, покупку компьютера, учебной литературы и др.
Программы образовательного кредитования повышают доступность высшего образования для студентов, дают возможность учиться в вузе лицам, которые не могут оплачивать обучение из собственных средств. Кроме того, образовательный кредит смягчают бюджетные ограничения для домохозяйств, в которых молодежь учится в вузах, привлекают дополнительные финансовые ресурсы в сектор высшего образования.
Образовательный кредит относится к долгосрочным кредитам и был введен в банковскую систему сравнительно недавно. Подобная форма предоставления кредита гарантирует банку использование средств в полной мере на те нужды, на которые он их предоставил. Целевое использование обеспечивает образовательному кредиту процентную ставку ниже, чем по кредитам, предоставляемым в наличном виде. Главная особенность погашения образовательного кредита заключается в возможности предоставления отсрочки выплат или льготный период возврата кредита.
Кредитные программы на образование будут развиваться, с одной стороны, по мере изменения менталитета и осознания возможности получения образования с использованием заемных средств. С другой стороны, по мере расширения его доступности и превращения из потребительского в инвестиционный.
Для этого необходимо постоянно освещать этот рынок в средствах массовой информации, размещать информацию на сайтах университетов, в справочниках абитуриенту, публиковать статьи об успешном получении и выплате кредитов и т.д. На сайте престижных ВУЗов в разделе «Образовательные кредиты» размещена информация по основным игрокам: ПАО Сбербанк, АО КБ «РосинтерБанк», ПАО «Лето Банк», АКИБ «Образование».
Образовательный кредит предлагают единицы банков, поэтому объем информации, которую они доносят до своих будущих клиентов, невозможно сравнить ни с одним другим продуктом, например, ипотека, которую предоставляют почти все банки. По нашему мнению, спрос на образовательные кредиты будет расти по мере увеличения престижности получения образования, в повышении которой активно участвуют сами учебные заведения.
Можно сделать вывод об ухудшении финансового положения ПАО Сбербанк, однако банку удалось обеспечить рентабельность собственных средств на достаточно высоком уровне - 14,8%. По показателю рентабельности активов Группа входит в десятку лидеров стран Центральной и Восточной Европы и стран БРИКС.
На сегодняшний день проблема оценки кредитоспособности заемщика становится все актуальнее. Высокий процент риска невозврата кредита в российских банках приводит к сильному подорожанию кредита. Долги неплательщиков ложатся на плечи добросовестных заемщиков банка. Некоторые банки даже отказываются от выдачи беззалоговых потребительских кредитов, чтобы уменьшить риск возможных потерь.
Все из вышеперечисленных факторов будут оказывать влияние на способность компании манипулировать объемами продаж и регулировать норму прибыли, ее жизнеспособность. Таким образом, степень отраслевого риска, включающего заемщиков и кредиторов, не статична и заслуживает продолжительного внимания.
1. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Текст]: федер. закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ // Собрание законодательства РФ.
- 2015. - № 28. - Ст. 2790.
2. О банках и банковской деятельности [Текст]: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 // Собрание законодательства РФ - 2014. - № 6. - Ст. 492.
3. Адамбекова, А.А. Центральный банк страны как мегарегулятор финансового рынка [Текст]/ А.А. Адамбеков // Деньги и кредит. - 2012. - № 10.-С.68-71.
4. Ахмедов, Р.Н. Современные проблемы развития банковской
системы России [Текст]/ Р.Н. Ахмедов // Микроэкономика. - 2012. - №1. -С.135-139.
5. Ашмарина, Е.М. Банковское право [Текст]/ Е. М. Ашмарина, Ф.К. Гизатуллин, Г.Ф. Ручкина. - М.: Юрайт, 2015. - 404с.
6. Бровкина, Н.Е. Кредитный рынок в условиях формирования новой модели роста [Текст]/ Н.Е. Бровкина // Банковское дело. - 2012. - № 1. - С. 33¬37.
7. Бровкина, Н.Е. Закономерности и перспективы развития кредитного рынка в России [Текст]/ Н.Е. Бровкина. - М.: КНОРУС, 2012. - 248 с.
8. Банковское дело [Текст]: Учебник для вузов / под ред. Коробовой Г.Г. - М.: Экономистъ, 2015. - 751с.
9. Банковское дело [Текст]: учеб. пособие / под ред. Тавасиев А.М. - М.: Юрайт, 2016. - 647с.
10. Банковское дело [Текст]: учеб. пособие / под ред. В.Ю. Катасонова.
- М.: МГИМО, 2011. - 268с.
11. Банковское право [Текст] : учебник / под. ред. Попондопуло В.Ф. и Петров Д. А. - М.: Юрайт, 2015. - 468с.
12. Банковское дело [Текст]: учеб. пособие / под ред. Е. Ф. Жукова, Ю. А. Соколова. - М.: Юрайт, 2012. - 590с.
13. Банковское право Российской Федерации [Текст]: учебник / под ред. Е. Ю. Грачева. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. - 399с.
14. Банковское право [Текст]: учебник / под ред. Д. Г. Алексеевой, С. В. Пыхтина.- М.: Юрайт, 2012.- 1055с.
15. Белых, В. С. Банковское право [Текст]/ В.С. Белых. - М.: Проспект (ТК Велби), 2015. - 696с.
16. Белоглазова, Г.Н. Банковское дело [Текст]/ Г.Н. Белоглазова, Л.П. Кроливецкая. - СПб.: Питер-Юг, 2014. - 400с.
17. Боровкова, В.А. Банки и банковское дело [Текст]/ В.А. Бровкина. - М.: Юрайт, 2016. - 623с.
18. Галанов, В. А. Основы банковского дела [Текст]/ В.А. Галанова. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 288 с.
19. Грачев, Е.Ю. Банковское право Российской Федерации: учебное пособие [Текст]/ Е.Ю. Грачев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, 2013. - 399 с.
20. Джонстоун, Д.Б. Студенческие кредиты в Российской Федерации [Текст] / Д.Б. Джонстоун// Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 3 (43). - С. 42-58.
21. Егорова, Т.Н., Шманёв С.В. Государственная политика и экономические процессы [Текст]/ Т.Н. Егорова, С.В. Шманев // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. - 2012. - № 9. - С. 54-62.
22. Жданова, А.Б. Образовательный кредит - перспективное направление финансирования вузов [Текст] /А.Б.Жданова // Известия Томского политехнического университета. - 2007. - №6(311). - С. 89 - 105.
23. Ивойлова, И. Деньги на парту. Получить образовательные кредиты будет проще [Текст]/ И. Ивойлова // Российская газета - Федеральный выпуск № 6357 (85). 15.04.2014
24. Кофанова, Т.А. Образовательный кредит в России: плюсы и минусы [Текст] /Т.А. Кофанова, Т.И. Пунанова //Вестник КГТУ. - 2010. - №2. - С. 1 - 3.
25. Киреев, В.Л. Банковское дело [Текст]/ В.Л. Киреев, О.Л. Козлова. - М: КНОРУС, 2015. - 239с.
26. Костерина, Т.М. Банковское дело [Текст]/ Т.М. Костерина.- М.: Юрайт, 2016. - 332с.
27. Лаврушина, О.И. Банковское дело: учебник для вузов по экон. Специальности [Текст]/ О.И. Лаврушина. - 11-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2014. - 800 с.
28. Лаврушина, О.И. Банковский менеджмент: учебник [Текст]/ О.И. Лаврушина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, - 2015. - 554 с.
29. Лаврушина, О.И. Роль кредита и модернизация деятельности банков в сфере кредитования: монография [Текст]/ О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2012. - 267 с.
30. Лаврушина, О.И. Банк и банковские операции: учебник [Текст]/ О.И. Лаврушина. - М.: КНОРУС, 2012. - 268 с.
31. Лаутс, Е.Б. Банковское право и банковская деятельность. Понятие и сущность [Текст]// Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2015. - № 4. - С. 2 - 9
32. Морковкин, Д.Е. Организационное проектирование системы управления знаниями [Текст]/ Д.Е. Морковкин // Образовательные ресурсы и технологии. - 2013. - № 2. - С. 74-80.
33. Морковкин, Д.Е. Инновационное развитие экономики на основе использования механизмов государственно-частного партнерства [Текст]/ Д.Е. Морковкин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2015. - № 1. - С. 27-35.
34. Морковкин, Д.Е. Совершенствование системы кредитования
субъектов малого и среднего предпринимательства как условие восстановления экономического роста [Текст]/ Д.Е. Морковкин // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/.
35. Морковкин, Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы [Текст]/ Д.Е. Морковкин // Экономика в промышленности. - 2016. - № 1. - С. 4-7. - DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
36. Незамайкин, В.Н. Проблемно-ориентированный контроль знаний в креативной педагогике [Текст]/ В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2012. - №12. - С.110-113.
37. Незамайкин, В.Н. Финансовый менеджмент: учебник [Текст] / В.Н. Незамайкин, И.Л. Юрзинова. - М.: Юрайт, 2015.
38. Рогалева, А.В. Перспективы развития образовательного кредитования / Современные проблемы науки и образования: Материалы V Международой научно-практической конференции (31 октября 2015г.): Сборник научных трудов [Текст] / Научный ред. к.п.н. Ю.В. Мамченко. - М.: Издательство «Перо», 2015 - 89с.
39. Рогалева, А.В. Образовательные кредиты в России: параметры модели, опыт соседних стран [Текст]/ А.В. Рогалева // Развитие банковского сектора России в условиях неопределенности: сборник научных трудов студентов и магистрантов / под ред. Н.Э. Соколинской и В.Е. Косарева. - М.: «РУСАЙНС», 2016. - 184 с.
40. Стародубцева, Е.Б. Основы банковского дела [Текст]/ Е.Б.
Стародубцева. - М.: Форум - Инфра-М, 2016. - 256с.
41. Сорокин, Д.Е. Преобразование экономической системы России [Текст]/ Д.Е. Сорокин // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 3 (51). - С. 46-49.
42. Титов, А.Б. Некоторые аспекты функционирования региональной инновационной системы на примере Белгородской области / Титов А.Б., Ваганова О.В. Известия Байкальского государственного университета. 2016. Т. 26. № 4. С. 550-556.
43. Vaganova, O.V. The analysis of indicators of social development in the macro region (on the example of the central federal district)//Vaganova O.V., Kucheryavenko S.A., Bykanova N.I., Stenyushkina S.G. Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2016. Т. 2. № 3. С. 29-37.
44. Титов, А.Б. Методический подход к определению перспективных отраслей региона в условиях турбулентности экономики /Титов А.Б., Ваганова О.В.// Научный результат. Серия: Экономические исследования. 2015. Т. 1. № 3 (5). С. 56-63.
45. Management of innovative process in the economy at the regional level // Vaganova O.V., Vladyka M.V., Balabanova V., Kucheryavenko S.A., Galtsev A.V.International Business Management. 2016. № 10. С. 3443.
46. Vladyka M.V., Kucheryavenko, O.V. Vaganova, S.A., Sivtsova, N.F., Borodin, A.I.Investments as an Accelerator of Regional Innovation Development// InternationalBusinessManagement. - 2016. - №10 (19). - P. 4592-4596.
47. Налоги и налоговая система : учебное пособие / В.Ф. Тарасова, М.В. Владыка, Т.Н. Флигинских, Т.В. Сапрыкина. - Белгород, НИУ «БелГУ», 2016 - 130 с.
48. Азаренкова, Г.М. Анализ особенностей краудфандинга как способа привлечения средств в финансовый проект начинающих предпринимателей [Текст] / Г.М. Азаренкова, Н.С. Мельникова // Сборник научных трудов «Финансово-кредитная деятельность: проблемы теории и практики», 2017. - С. 91-96
49. Турбанов, А.В. Российская банковская система на современном этапе [Текст] / А.В. Тарбанов// Деньги и кредит. - 2016. - № 2. - С.3-7.
50. Тютюнник, А. Банковское дело: операции, технологии, управление [Текст]/ А. Тютюнник. - М.: Альпина, 2016. - 682с.
51. Цветков, В.А. Меры по поддержке населения и реального сектора экономики России в условиях кризиса [Текст]/ В.А. Цветков // Вестник Финансового университета. - 2015. - № 3 (87). - С. 73-78.
52. Шумаев, В.А. Ранюк В.В. Развитие механизмов государственной социальной поддержки на региональном уровне [Текст]/ В.А. Шумаев, Д.Е. Морковкин // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2015. - № 7 (129). - С. 49-54.
53. Юрзинова, И.Л. Совершенствование образовательных технологий с использованием интернет-ресурсов в целях повышения качества научной работы студентов и аспирантов вузов [Текст]/ И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин // Вестник РГГУ. Серия: Экономика. Управление. Право. - 2015. - №3 (146). - С.127-136.
54. Классификация потребностей. Потребление в современной России [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/sociology.
55. Страны с наиболее образованным населением 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rate1.com.ua/obshchestvo/obrazovanie.
56. Образовательные потребности и траектории [Электронный ресурс]. - Режим доступа:www.journal-discussion.ru/publication.php?id=176.
57. Публичное акционерное общество Сбербанк России - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.ru.