ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы формирования культуры здорового образа жизни ребёнка в «открытом» дошкольном образовательном учреждении 14
1.1 Историко-педагогический анализ проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников в научной литературе 14
1.2 Понятие и сущность «открытого» дошкольного образовательного учреждения 37
1.3 Моделирование деятельности «открытого» дошкольного образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа
жизни дошкольника 62
ГЛАВА 2. Совершенствование содержания и организации деятельности «открытого» дошкольного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни ребёнка 88
2.1 Направление деятельности «открытого» дошкольного образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников 88
2.2 Организационно-содержательная модель формирования культуры здорового образа жизни в деятельности «открытого» дошкольного образовательного учреждения 109
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по деятельности «открытого» образовательного учреждения в формировании культуры здорового образа жизни старшего дошкольника 133
Заключение 155
Библиография 158
Приложения 173
Сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно¬правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании» (ст.51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60 % детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10 % детей приходят в школу абсолютно здоровыми (2004).
Общеизвестно, что здоровье человека на 20 % зависит от наследственных факторов, на 20 % - от природного окружения, на 7 - 10 % - от уровня здравоохранения и на 50 % - от образа жизни человека. (Ю.П.Лисицын, Г.К.Зайцев и др.).
В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.
Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П.Абаскаловой, Н.М.Амосова,
В.К.Бальсевича, И.И.Брехмана, М.Я.Виленского, Г.К.Зайцева, А.Г.Комкова, Г.М.Соловьева, Л.Г.Татарниковой, О.Л.Трещевой и др.
Ученый Г.М.Соловьев, выделил пять основных направлений воспитания культуры здорового образа жизни: формирование знаний и интеллектуальных способностей; мотивационно-ценностных ориентаций; физической культуры; социально-духовных ценностей; приобщение к оздоровительной деятельности.
4
«Актуальной задачей физического воспитания, - говорится в Концепции, - является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребёнка в дошкольном образовательном учреждении
(ДОУ).
Ситуация со здоровьем детей продолжает оставаться главной стратегической проблемой в области образования. Серьезную озабоченность вызывает рост детей с ослабленным соматическим и психоневрологическим здоровьем. (Л.И.Губарева, В.Ф.Вишнякова, С.С.Зверева, Д.М.Рудьева).
Социально-гинетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П.Лисицина, Ю.М.Комарова и других отечественных ученых, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения.
Эффективность творческой, преобразующей профессиональной, спортивной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека, основы которого закладываются на ранних этапах индивидуального развития. Но для сохранения здоровья на долгие годы, кроме здоровой наследственности, необходим целый комплекс мероприятий, включающий физическую культуру (с достаточной двигательной активностью, закаливанием и др.), рациональный режим труда, отдыха, питания, отказ от вредных привычек, то есть весь комплекс составляющих здорового образа жизни.
5
Главным результатом культуры здорового образа жизни является высокий уровень здоровья, умственной и физической работоспособности, психоэмоциональная устойчивость и способность противостоять разнообразным стрессовым факторам, неблагоприятным экологическим и внешнесредовым воздействиям.
Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования учёные, как Т.И. Алиева,
B. Г.Алямовская, О.М. Дьяченко, Е.А.Екжанова, М.Н.Кузнецова
C. М.Мартынов, Л.А.Парамонова, Е.А.Сагайдачная и др.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения рассматривалась по- разному.
В средневековую эпоху задачи воспитания сливались с задачами оздоровления души, но в трудах философов-богословов встречались редкие для того времени советы гигиенического характера, рекомендации по укреплению здоровья детей (А.Августин, С.Боэций, И.Златоуст и др.).
Современные условия жизни и профессиональной деятельности предъявляют высокие требования к состоянию здоровья, психической устойчивости, физическому развитию личности. Эффективность творческой, профессиональной деятельности полностью обусловлена здоровьем человека. Поэтому идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов в развитии человеческой личности, самопознания и самосовершенствования должны сегодня доминировать и быть постоянным «фоном» в работе с детьми дошкольного возраста.
Социально-гинетические, эпидимиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни самого человека. По данным известных отечественных ученых (Ю.П. Лисицин, Ю.М. Комаров и др.), образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55 % удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Результаты сравнительного анализа по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников подтвердили, что консолидация совместных усилий ДОУ и семьи по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью как к бесценному дару и умению сохранять его - есть стабилизация и повышение уровня их здоровья.
Приведенные в нашей работе результаты свидетельствуют о том, что у старших дошкольников и их родителей знания о факторах, активно воздействующих на здоровье человека, значительно расширились и углубились. Одновременно актуализировались проблемы комплексного подхода к изучению состояния здоровья детей, повысилось внимание к поведенческим и психосоциальным аспектам помощи детям, начиная от пересмотра привычных методов воспитания ребенка и заканчивая
156
созданием организационной модели, направленной на профилактику отклонений от здорового образа жизни.
Проведенное исследование позволило сделать ряд общих выводов:
1. Усилия «открытого» ДОУ в решении проблемы формирования культуры здорового образа жизни старших дошкольников являются важнейшим фактором многообразного и интенсивного раскрытия воспитательно-образовательного потенциала и детского сада и социума. ДОУ, как открытая социально - педагогическая система, имеет возможность показать и реализовать как на занятиях, так и вне занятий свои возможности в решении вышеобозначенной проблемы, предоставить детям, их родителям, различным формам общественности пространственное взаимодействие. Для детей и взрослых создается возможность получить новые знания по формированию культуры здорового образа жизни, обрести более широкий круг деятельности и общения.
2. Организация и содержание деятельности «открытого» ДОУ по формированию культуры здорового образа жизни старших дошкольников нацелена на создание здоровьесберегающей среды в учреждении, усовершенствованной модели двигательного режима старших дошкольников; внедрение здоровьесберегающих технологий, предусматривающих нетрадиционные формы и методы физкультурно-оздоровительной и гигиено-профилактической деятельности педагогов.
3. Потенциал ДОУ и семьи сориентированы, в сущности, на решение одной, общей для них задачи: формирование физически, психически и социально здоровой личности. При этом ДОУ, влияя на социум, на детей и взрослых, не ограничивает их свободу к самореализации. Наоборот, создаются благоприятные условия для решения этой задачи. Принципиально важно при этом их взаимодействие, взаимовлияние.
4. Эффективное взаимодействие «открытого» ДОУ и социума в решении проблемы формирования здоровой личности во многом зависит от детского сада, ее сотрудничества с различными социальными
157
службами, сориентированными на решение этой проблемы. Важным при этом является то, что ДОУ объединяет в совместной деятельности людей разных возрастов - детей и взрослых.
5. Обоснованная и экспериментально проверенная в ходе исследования модель формирования физически, психологически и социально здоровой личности ребенка реалистична. Это подтверждено, с повышением общих показателей работы ДОУ. Разработанная модель муниципальна, но при необходимой корректировке ее можно использовать и в других ДОУ города и края.
Полученные нами результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования формирования культуры здорового образа жизни дошкольников в различных типах ДОУ, что крайне важно в нынешний переходный период. Эти и другие исследования будут способствовать дальнейшей теоретической разработке и практическому решению проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
1. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. - М., 1982.
2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М., 1985.
3. Айзман Р.И. Валеология: учебная программа для общеобразовательных школ. - Новосибирск: НГГТУ, 1996.
4. Айзман Р.И., Абаскалова Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья. // Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения) Сб. науч. тр. - Липецк, 1996.
5. Айзман Р.И. Психологическая и медицинская валеология - цели и задачи // Научно-практический журнал «Валеология», 1997.
6. Акбашев Т.Ф. Валеопедагогика как система // Проблемы педагогической валеологии. Сб. науч. тр. СПб.: СПб ГУПМ, 1996.
7. Акилов М.В. «Индивидуальный стиль здорового образа жизни - цель обучения в системе физкультурного образования» // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №2.
8. Актуальные проблемы валеологии в образовании: Материалы Первой всероссийской конференции.-М.: АПКиПРО, 1997.
9. Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Материалы научно-практической конференции. - Ставрополь: СГУ, 1998.
10. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М., 1993.
11. Амоношвили Ш.А., Алексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. - М.: Педагогика - 1990.
12 Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. - Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977.
14. Ананьев В. А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников, Томский университет, 2000
15. Андерсон П. Пути решения проблем, связанных с употреблением алкоголя. - СПб.: МАЛО, 1995.
159
16. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Ж. «Обруч», 1996, № 1.
17. Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., Медицинская валеология. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.
18. Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики. // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993.
19. Арнольдов А.И. Живой мир социальной педагогики. - М.: Педагогика,
1999.
20. Бабанский Ю.К. Педагогический процесс // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989.
21. Байер К., Шейнбург Л. Здоровый образ жизни. - М.: Физкультура и спорт, 1991
22. Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М.: Медицина, 1979.
23. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2000.
24. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека // Теория и практика физической культуры. - 1990. - №1.
25. Баранов В.М. В мире оздоровительной физической культуры. - Киев: Здоровья, 1991.
26. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Редакционно - издательский центр Консорциума « Социальное здоровье России», 1999.
27. Березин И.П. Некоторые аспекты психики и психофизиологической адаптации человека. Владивосток, 1980.
28. Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы. - М., 1991.
29. Бехтерев В.М. Вопросы общественного воспитания. - М., 1910.
30. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. / Под ред. А.В. Петровского - М.: Педагогика.
160
31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование. - М.: Просвещение, 1968.
32. Бондин В.И. «Концептуальные основы валеологического образования» // Научно-практический журнал «Валеология», 1997.
33. Бондин В.И. Сущность и содержание валеологического образования педагога. // Валеология. - Ростов - на - Дону, 1998. - № 2.
34. Бочарова В.Г. О некоторых методологических подходах к пониманию целостного процесса социализации, воспитания и развития личности. /Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт: В 2-х т., М - Тула: АСОПиР, 1993.
35. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 2-е изд., доп., перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990.
36. Брехман И .И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л: Наука,
1987.
37. Брехман И.И. Валеология. Сборник статей. - СПб.: 1993.
38. Буева Л.П. Человек, деятельность и общение. - М.: Мысль, 1979.
39. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость.
- М.: Просвещение, 1981.
40. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М, 1953.
41. Вайнер Э.Н. Общая валеология. - Липецк, 1998.
42. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования. /Материалы Всерос. научн.-практ. конф. Омск, 1997.
43. Варламов Ю.А., Соломин В.П., Попов Л.А. Валеология и её значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях. // 3-й Национальный Конгресс по профилактической медицине и валеологии. 1996. (С-Петербург, Россия): Тезисы доклада. СПб, 1996.
44. Вересаев В. Записки врача. М., 1936.
45. Вержбицкая Н.А. Массаж - одно из средств физического воспитания (из опыта работы преподавателя МПК г. Мурманска) //Дошкольное воспитание. - 1999. - № 3.
161
46. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. - М.: Педагогическое общество России, 2000.