Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Работа №69300

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость3900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1 Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников 8
1.2 Особенности речи и речевой коммуникации детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития 14
1.3 Игровые технологии как метод коррекционно-развивающей
работы с дошкольниками с задержкой психического развития 21
1.4 Методологические аспекты использования игровых технологий для
развития коммуникативных навыков дошкольников с задержкой психического развития 30
ГЛАВА II НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Исследование уровня сформированности коммуникативных навыков у
старших дошкольников с задержкой психического развития 43
2.2 Методические рекомендации по организации коррекционно-педагогической работы формированию коммуникативных навыков у старших
дошкольников 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 81


Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает нужду в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Важным фактором психического развития дошкольника является его общение со взрослыми и сверстниками. Сформированность коммуникативных умений имеет максимальное значение к моменту поступления в школу (Г.Г. Кравцов, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Е.Е. Шульшенко), когда отсутствие элементарных коммуникативных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом.
Несформированность коммуникативных умений затрудняет период адаптации к школе, который может быть травмирующим для психики ребенка, но и в постадаптационный период коммуникационные умения, не утрачивают своего системообразующего значения. Развитие коммуникативных умений является необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития.
В исследованиях О.Я. Гойхман, Ю.М. Жукова, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.К. Марковой, отмечается, что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. М.И. Лисина, А.К. Маркова подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становится важнейшим фактором развития личности.
В психологической науке установлено, что коммуникативная деятельность зарождается и наиболее интенсивно развивается в детском возрасте (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин и др.). С самого рождения ребенок живет среди людей и вступает с ними в различные отношения. Его коммуникативные связи активно формируются в дошкольном возрасте.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Дети с задержкой психического развития составляют в настоящее время почти четвертую часть детской популяции. Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно - около 15 лет назад. Причины возникновения задержки психического развития рассматриваются в работах Т.А. Власовой, З.И. Калмыковой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер, Л.И. Переслени и др.
Многие авторы (М.С. Певзнер, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, У.В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность развития общения у детей с задержкой психического развития, его незрелость, проявляющуюся в ситуативности поведения. Экспериментальных исследований коммуникативной деятельности детей с задержкой психического развития, как отмечает Р.Д. Тригер в своей работе «Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития», немного. Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации коррекционно-логопедической работы с данной категорией детей, в настоящий момент нет целостного представления о закономерностях становления у них навыков общения; недостаточно изучены адекватные условия, способствующие полноценному формированию основных операциональных компонентов их коммуникативного акта.
Проблема исследования: совершенствования логопедической работы по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Целью исследования определить направления и содержания работы по формированию коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Предмет исследования: методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе использования игровых технологий.
Объектом исследования процесс формирования коммуникативных навыков старших дошкольников с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития будет успешной при соблюдении условий:
- Организация систематической и поэтапной работы по формированию коммуникативных навыков на логопедических занятиях с учетом речевых и когнитивных особенностей у старших дошкольников с задержкой психического развития.
- Использование игровых технологий как средства и способа стимулирования интереса к формированию коммуникативных навыков
В соответствии с предметом, целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1 Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования;
Исследовать особенности развития коммуникативных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития.
3 Разработать методические рекомендации для педагогов
логопедических групп по формированию коммуникативных навыков детей пятого года жизни с задержкой психического развития.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого - педагогической литературы по
исследуемой проблеме.
Эмпирические: психолого - педагогический эксперимент
(констатирующий этап), количественный и качественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологической основой исследования являются теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.); теория коммуникации (Г.М. Андреева, А.А. Бодалёв, М.С. Каган, Е.В. Коротаева, В.А.
Лабунская, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Д. Ширшов и др.);
общедидактические положения о формировании коммуникативных умений и навыков (Л.С. Выготский, А.Е. Дмитриев, В.А. Сластенин); коцепция личностно - ориентированного образования (А.В. Запорожец, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.); исследования в области изучения общения детей с задержкой психического развития разных возрастов (Д.И. Альраххаль, А.А. Байбородских, И.П. Бучкина, Ю.С. Галлямова, Е.Е. Дмитриева, А.В. Поповичев, Р.Д. Тригер и др.); работы по вопросам теории педагогического взаимодействия (В.К. Дьяченко, Е.В. Коротаева, А.В. Мудрик и др.), работы по использованию игровой деятельности (Е.М. Алифанова, Н.П. Аникеева, Е.С. Слепович).
База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №21 п. Северный Белгородская область.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, список используемых источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей - интегративных личностных характеристик, определяющих способность ребенка к решению разнообразных доступных задач жизнедеятельности.
Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается нами как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий с помощью языковых (речевых и неречевых — жестовых, мимических, пантомимических) средств.
Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое общение с другими людьми, учитывая интуитивно или сознательно исторически сложившиеся речевые каноны фонетики, семантики, грамматики, а в неречевых языковых формах — общечеловеческие способы выразительного поведения. Важным средством обучения дошкольников общению являются сюжетно-ролевые игры. В них формируется умение свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, правильно решить конфликтную ситуацию.
Задержка психического развития характеризуется неравномерным формированием процессов познавательной деятельности, недоразвитием речи и мышления, а также присутствием расстройств в эмоционально - волевой сфере. Задержка психического развития проявляется как в эмоционально-волевой незрелости, так и в интеллектуальной недостаточности. Дети отличаются от психически здоровых детей тем, что у них запаздывает развитие речи, моторики, не развита эмоционально - волевая сфера, отмечается частая смена настроения, повышенная отвлекаемость, слабая учебная мотивация, преобладание игровой деятельности, пониженная работоспособность, быстрая утомляемость, нарушение социального поведения. Эти дети не имеют нарушений анализаторных систем и не являются умственно отсталыми, уровень их развития соответствует более младшему возрасту. Общение детей с задержкой психического развития со взрослыми находится на более низком уровне развития, чем у их нормально развивающихся сверстников. Общение детей с задержкой психического развития друг с другом тоже отличается целым рядом особенностей от общения их нормально развивающихся сверстников. Общение со сверстниками у детей с задержкой психического развития носит эпизодический характер. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. В тех случаях, когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с задержкой психического развития можно определить скорее как игру «рядом», чем как совместную деятельность. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
В работе были рассмотрены основные проблемы общения детей друг с другом к старшему дошкольному возрасту в свете концепции общения. Главной коммуникативной потребностью дошкольника является потребность в соучастии сверстника. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника.
В процессе выявления причин коммуникативных затруднений старших дошкольников нами были подробно изучены понятия общения, коммуникации, коммуникативной культуры, виды общения, основные средства общения, их структуры.
Игровая деятельность дошкольников носит эмоциональный, творческий характер. Обращение к историческому опыту в воспитании детей позволяет выделять игру как важнейшее средство приобщения ребенка к общечеловеческим (универсальным) и индивидуальным ценностям развития, которые определяют особый статус ее в системе психологических, педагогических, культурологических, лингвистических, этнографических и многих других направлений научных исследований.
В практической части нами было организовано эмпирическое исследование коммуникативных способностей старших дошкольников с задержкой психического развития.
У детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития церебрально-органического генеза коммуникативные навыки сформированы на очень низком уровне. Следовательно, нарушение связной, лексико-грамматической и фонетической стороны речи при диагнозе задержка психического развития оказывает прямое влияние на развитие коммуникативных навыков дошкольников.
Результаты исследования показали, что у детей пятого - шестого года жизни с ЗПР снижена потребность в общении. Формировании общения с «чужими» взрослыми у большинства детей с задержкой психического развития находится на ситуативно-деловом уровне, присущем нормативно развивающимся дошкольникам более раннего возраста. У детей имеются трудности в формирования коммуникативных навыков. Общение
дошкольников с задержкой психического развития, в отличие от их нормативно развивающихся сверстников, характеризует низкий уровень речевой активности, общим их основанием является незрелость мотивационно - потребностной сферы
Экспериментальные данные, полученные в ходе исследования, не только показали значительное отставание детей с задержкой психического развития от возрастных норм в развитии общения, но и позволили выявить качественное своеобразие формирования у них коммуникативной деятельности.
Нами была разработана работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности старших дошкольников в игровой деятельности.
Сделанные выводы подтверждают гипотезу работы о том, что применение игровых технологий в процессе работы по развитию речевой коммуникации у детей с нарушениями речи позволит сделать процесс более результативным, если учитывается: ведущий вид деятельности дошкольников; выявлены результативные пути и средства развития коммуникативных навыков, что позволяет на основе преемственности сохранить, обобщить и систематизировать педагогический опыт; определены педагогические возможности игры и рассмотрены ее элементы, приемлемые для развития коммуникативных навыков дошкольников.
Поэтому полученные результаты указывают на то, что целенаправленное формирование коммуникативной деятельности детей и достижение ее развивающего эффекта становится возможным при создании развивающих образовательных условий в системе дошкольного воспитания и обучения. Одной из форм этих условий может быть систематическое, регламентированное, специально организованное коммуникативное обучение, которое обеспечит возможность ребенку правильно взаимодействовать с окружающими его людьми в различных ситуациях.


1. Алифанова, Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей
дошкольного и младшего школьного возраста средствами
театрализованных игр [Текст]: / Е.М. Алифанова.- Волгоград, 2010.-168 с.
2. Алмазова О.В. Педагогическая технология коррекции нарушенного внимания младших школьников с задержкой психического развития церебрально-органического генеза [Текст]: автореф. дис. канд. педаг. наук.:13.00.03/ О.В. Алмазова. - М.:2000.- 227с.
3. Альраххаль, Д.И. Психологические особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук.: 19.00.04/ Д.И. Альраххаль. - М.: 2000.- 16с.
4. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. [Текст]: / под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова, Н.В. Кузьминой. - М.: Педагогика, 2009. -232 с.
5. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших
учебных заведении, 5-е изд., испр. и доп. /Г.М. Андреева. - М.: Аспект
Пресс, 2007. -363 с.
6. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст]: Н.П. Аникеева.- М.: ФГУП «Издательство СО РАН» 2012.-201с.
7. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя речи. 3-7 лет. Методическое пособие для воспитателей [Текст]: /А.Г. Арушанова, - М.: «Мозаика-Синтез», 2004-296с.
8. Баенская, Е.Р. Помощь в воспитании ребенка с особенностями
психического развития [Текст]:/ Е.Р. Баенская. - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.
9. Байбородских, A.A. Поэтапное формирование межличностных отношений у подростков с задержкой психического развития (на материале классов КРО) [Текст]: автореф.дисс. . канд. психол. наук. 19.00.07A.A. Байбородских. - Казань, 2002.-24с.
10. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.П. Зарин, Н.Д. Соколова. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2003 - 320 с.
11. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / 3-е изд., перераб. и доп. А.А.
Бодалев. - М.: Издательство «Институт практической психологии»;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 2012. - 320 с.
12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2008. - 386-389 с.
13. Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст]/ С.Е. Большакова. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 128 с.
14. Бучкина, И.П. Особенности самооценки и межличностных отношений у подростков с ЗПР [Текст]: дис. канд. психол. наук 19.00.04 / И.П. Бучкина.- СПб. 2003. - 132 с.
15. Ветрова, В.В., Ребенок учится говорить [Текст]: /В.В. Ветрова Е.О. Смирнова. - М.: Знание, 2008. -194 с.
16. Виноградова, М.А. Формирование общения у заикающихся
дошкольников: учебно-методическое пособие [Текст]: / М.А.
Виноградова.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,
2012. -81 с.
17. Власова, Т.А. Дети с задержкой психического развития [Текст]/Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. - НИИ дефектологии Акад. пед. наук СССР М.: Педагогика,2014.- 256 с.
18. Выготский, Л.С. Мышление и речь; проблемы психологического развития ребенка: избр. психол. Исследования [Текст]/Л.С. Выготский.- М.: Изд-во «Смысл» Эксмо, 2005.- 1136 с.
19. Галлямова, Ю.С. Особенности формирования межличностных отношений со взрослыми и сверстниками у детей 5-7 лет с ЗПР [Текст] /Автореф. Дисс. канд. психол наук 19.00.04 Ю.С. Галлямова.- Санкт-Петербург, 2000. - 185 с.
20. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: /О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина.- М.: Инфа, 2011. - 272 с.
21. Гордеева, О.В. Развитие языка эмоций у детей [Текст]: / О.В. Гордеева, Вопросы психологии. 2001,-№2.-С. 22-29.
22. Делор, Ж. Образование: Необходимая утопия (доклад ЮНЕСКО) [Текст]: // Ж. Делор, Педагогика. 2000. № 5. - С. 3-24.
23. Дементьева, И.Ф. Работа школы с детьми группы риска [Текст]:/ И.Ф. Дементьева, Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 21-28
24. Демьянов, Ю.Г. Диагностика психических нарушений [Текст]:
Практикум/ Ю.Г Демьянов.- Спб.: «МиМ», Тоо «Респекс» 2000.
25. Дианова, О.Н. Совершенствование коммуникативного поведения подростков с задержкой психического развития [Текст]:/ автореферат дис. К.п.н Костромской гос. ун-т.: 13.00.02 / О.Н. Дианова. - Кострома, 2001. - 18 с.
26. Дмитриев, А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения [Текст]: дис. д-ра пед. наук / А.Е. Дмитриев 13.00.07 М.,2000.- 381с.
27. Дмитриева, Е.Е. Коррекция коммуникативной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.Е. Дмитриева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития
2004. -№ 6- С. 11-17
28. Дробинская, А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь [Текст] / А.О. Дробинская. - М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
29. Дьяченко, В.К. Новая дидактика [Текст]: / В.К. Дьяченко. М. : Нар. образование, 2011.-496 с.
30. Екжанова, Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям
дошкольного возраста [Текст]: / Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.-М.: СПб.: КАРО, 2008.- 336 с.
31. Жуков, Ю.М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст]: / Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская, П.В. Растянников. Киров, 2014. -142 с.
32. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст]: / А.В. Запорожец. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 1287 с.
33. Зимняя, И.А. Развитие речи как формирование умения решать
коммуникативные речевые задачи [Текст]: / И.А. Зимняя, Т.С.
Путиловская.- М.: Просвещение, 2004. -543 с.
34. Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. [Текст]: / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова, - Елец: ЕГУ им. И. А. Бунина, 2007. - 140 с.
35. Июдина, Л.В. Особенности развития коммуникативной деятельности
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III - IV уровней [Текст]: / Л.В. Июдина Вестник Череповецкого
государственного университета. 2011. Т. 1. № 2-29. С. 115-119.
36. Каган, М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений [Текст]: М.С. Каган. - М.: Политиздат, 2014. - 319 с.
37. Калмыкова, З.И. Особенности генезиса продуктивного мышления детей с
задержкой психического развития. [Текст]: / З.И. Калмыкова,
Дефектология,2000, № 3, с.3-9
38. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст]: / Я.Л. Коломинский. - Минск: Тетра система, 2000.-431 с.
39. Коротаева, Е.В. Вопросы теории и практики педагогики взаимодействий: монография [Текст]:/ Е.В. Коротаева.- Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т. 2000. - 132 с.
40. Кравцов, Г.Г. Психологические проблемы начального образования [Текст]: /Г.Г. Кравцов.-М.: Изд-во Красноярского университета, 2014. - 140 с
41. Кравцова, Е.Н. Ребенок внутри общения [Текст]:/ Е.Н. Кравцова. - Дошкольное образование. 2005. № 3. С. 2-6.22
42. Леонтьев, А.А. Психология общения [Текст]:/ А.А. Леонтьев. М.: Смысл,
2007. - 365 с.
43. Леонтьев, А.А. Слово в речевой деятельности: Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности [Текст]: /А.А. Леонтьев. — М.: КомКнига, 2006 — 248 с.
44. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры
Психологические основы дошкольной игры [Текст]: / А.Н. Леонтьев. - Психология аномального развития: хрестоматия / сост. О.П.
Гаврилушкина. - Москва М.: АНО ПЭБ, 2008. - С. 231-257.
45. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст]:/ под ред.
А.Г. Рузской. М.: Институт практической психологии, 2000.- 384 с.
46. Лисина, М.И. Потребности и мотивы общения между дошкольниками
[Текст]:/ М.И. Лисина, Р.А. Смирнова, под редакцией Я.Л.
Коломинского. Минск: Сила, 2005.
47. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]:/М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 2000. -144 с.
48. Ломов, Б.Ф. Категория деятельности и общения в психологии [Текст]:/ Б. Ф. Ломов // Вопросы философии. 2000. - № 8. - С. 47-68.
49. Лубовский, В.И. Дети с задержкой психического развития [Текст] / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. - 164 с.
50. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? [Текст]: / А.И. Максаков. - М.: Просвещение, 2001.
51. Мальцева, Е.В. Особенности нарушений речи у детей с задержкой
психического развития / Е.В. Мальцева - М: Дефектология 2000.- №6. - С. 90.
52. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]:/ А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. Кн. для учителя М.:. Просвещение, 2000. 192с
53. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст]:/ учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
54. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР [Текст]: / В.Б. Никишина. - М. Сфера, 2003. - 21 с.
55.Обучение детей с задержкой психического развития [Текст] / Под ред.
В.И. Лубовского. Ярославль, изд-во Академия развития. 2014.- 269 с.
56. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Педагогика, 2007. - 304 с.
57. Певзнер, М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М.С. Певзнер // Дефектология. 2000. - №
3. - С. 12-16
58. Переслени, Л.И. Психология детей со слабовыраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития) [Текст]: / Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Academia, 2002.- С.90-144
59. Петровский, В.А. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]:/ В.А. Петровский. - М.: Политиздат, 2000.- 225 с.
60. Поповичев, А.В. Формирование навыков общения дошкольников с ЗПР в процессе театрализованных игр [Текст]: дис. канд. псих, наук (13.00.05): 20.01.04 / А.В. Поповичев.- Тамбов, 2004. - 180 с.
61. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста [Текст]: Дис. канд. Пед. наук (13.00.07): / С.В. Проняева, - М.: 2001. - 296 с.
62. Радуга: Программа и методическое руководство по воспитанию,
развитию и образованию детей 5 - 6 лет в дет.саду/ Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик и др.; Сост. Т.Н. Доронова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2000.
63. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]/ С.Л. Рубинштейн.- СПб: Издательство «Питер», 2002 - 720 с.
64. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: /Хрестоматия по курсу «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе»/А.Г. Рузская. - Москва, 2004. - С. 6-31
65. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст]:
В.В. Сериков, М.: Логос, 2012.-с 448
66. Слепович, Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е.С. Слепович.- М.: Педагогика, 2013.-95 с.
67. Соловьева, Л.Г. Логопедия: Учебник и практикум для прикладного бакалавриата [Текст]: /Л. Г. Соловьева, Г.Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательство Юрайт, 2016.-208 с.
68. Стернина, Т.3. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с нарушениями умственного развития [Текст]: / Т.3. Стернина.- Дефектология, 2000. - № 3.- С. 8-15.
69. Сохин, Ф.А. Подготовка детей к школе в детском саду [Текст]: /Под ред. Ф.А. Сохина, Т.В. Тарунтаевой.- М.: Москва, Педагогика, 2000. -160 с
70. Терещук, Р.К. Особенности общения со сверстниками как основа популярности дошкольников [Текст]: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Р.К. Терещук .- М.. 2000. - 21 с.
71. Тоцкая, Е.Н. Формирование взаимоотношений детей старшего
дошкольного возраста в подвижной игре: актуальные проблемы и пути совершенствования [Текст]:/ Е.Н. Тоцкая.- Волгоград: ВГАФК, 2007. - С. 82-83
72. Тригер, Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития [Текст]: / Р.Д. Тригер. - СПб.: Питер,
2008. - 192 с.
73. Ульенкова, У.В. Об особенностях саморегуляции в интеллектуальной
деятельности 6-летних детей с ЗПР [Текст]: / У.В. Ульенкова, Дефектология. - 2000. - №4.- С.46-50.
74. Ульенкова, У.В. Дети с задержкой психического развития [Текст]: / У.В. Ульенкова. - М.: Просвещение, 2000. - 294 с.
75. Усова, А.П. «Роль игры в воспитании детей» [Текст]: /Под редакцией
А.В. Запорожца. - М.: Просвещение,2000.
76. Филичева, Т.Б., Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст]: / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина.- М.: Профессиональное образование, 2000 - 234с.
77. Фишман, М.Н. Особенности функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития [Текст]: / М.Н. Фишман, И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская .- Дефектология. - 2000. - № 1. - С. 24-29
78. Чаплинская, С.И. Речевая деятельность как средство коррекции коммуникативных умений у младших школьников с ЗПР [Текст]: Дисс. канд. пед. наук (13.00.03) : / С.И. Чаплинская.- М.: СПб. 2002. - 278 с.
79.Чернецкая, Л.В. Развитие коммуникативных способностей у
дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов
дошкольных образовательных учреждений. [Текст]/Л.В. Чернецкая.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005 - с.103
80. Шевченко, С.Г. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст]: / С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2011.- 224 с.
81. Шипицына, Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет) [Текст]: / Л.М. Шипицына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова - СПб. «Детство - Пресс», 2003. - 384 с.
82. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация [Текст]: учеб. пособие. —
В.Д. Ширшов, Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. -240 с.
83. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст]: / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384 с.
84. Юдина Е.Г. Педагогическая диагностика в детском саду [Текст]: / Е.Н. Денисова, Г.Б. Степанова, Е.Г. Юдина.- М.: Просвещение 2006-144с.
85. Якиманская, И.С. Диагностические исследования в педагогической психологии. [Текст]: /В кн.: Психологическая диагностика, проблемы и исследования/ И.С. Якиманская.- М.: Оренбург , 2001, 197-216 с.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ