ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности психологов 10
1.1. История использования информационно-коммуникационных
технологий в психодиагностической деятельности психологов 10
1.2. Особенности использования информационно-коммуникационных
технологий в психодиагностической деятельности психологов 31
1.3. Обзор современных информационных систем психологической
диагностики 41
ГЛАВА II. Эмпирическое исследование обеспечения диагностической работы психолога средствами интернет технологий 47
2.1. Организация и методы исследования 47
2.2. Разработка информационной системы для обеспечения
диагностической работы психолога 53
2.3. Рекомендации по обеспечению диагностической работы психолога средствами разработанной информационной системы и апробация системы 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 95
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность проблемы нашего исследования заключается в том, что использование психологами современных информационно¬коммуникационных технологий предоставляет качественно новые возможности для проведения диагностики личности и группы. Это можно отнести ко всем этапам процесса диагностики. Так, с помощью компьютеров возможно формирование и предъявление испытуемым гораздо большего количества стимулов, их контекстная коррекция в зависимости от сделанного выбора. Значительно упрощается фиксация и обработка ответов испытуемого при одновременном снижении вероятности ошибок на данном этапе диагностики (которые при ручной обработке практически неизбежны).
Традиционные диагностические методики предполагали
использование напечатанных на бумажном носителе материалов (стимульного материала, форм регистрации ответов, листов подсчета и представления результатов).
Однако, в работах В.А. Дюка [35], Ю.М. Забродина [39], А.Б. Леоновой [57], Р.В. Овчаровой [64], К.Р. Червинской [82] подчёркивается, что информационно-коммуникационные технологии обладают
значительным потенциалом в профессиональной деятельности специалистов-психологов. Это касается, прежде всего, проективных методик и методов, в которых осуществляется специфическое компьютерное представление стимульной информации.
Применять компьютерные средства для решения задач психодиагностики впервые начали за рубежом. Упоминания о машинной обработке психодиагностических данных встречаются с начала 1930-х годов. Для этих целей использовались так называемые арифмометры (создатель - инженер Конрад Цузе [49]). Арифмометры - настольные (или портативные) вычислительные машины, предназначенные для точного умножения, деления, сложения и вычитания. Результат вычислений арифмометров не зависел от погрешности считывания и являлся абсолютно точным. Именно благодаря этому достоинству, в свое время применение арифмометров получило широкое распространение в обработке данных психодиагностических исследований.
Существенным плюсом компьютерных средств психологической и профессиональной диагностики является быстрота перевода полученных первичных данных по тестам в стандартные значения при наличии базовых вариантов интерпретации показателей. Таким образом, компьютерные системы диагностики освобождают психолога от трудоемких рутинных операций и позволяют сосредоточиться на решении содержательных профессиональных задач.
Что касается использования интернет технологий, то необходимо отметить следующее: программы, работающие в интернете (далее - веб-приложения) по сравнению с десктопными (от англ. desktop - «рабочий стол») программами имеют ряд преимуществ, заключающихся в следующем:
1. Низкая стоимость использования и обслуживания программного обеспечения;
2. Удобство использования. Для того чтобы получить доступ к веб-приложению, понадобится только компьютер или мобильное устройство с выходом в интернет;
3. С веб-приложением свободно могут работать несколько пользователей одновременно;
4. Централизованное хранение и защита информации. Все данные находятся в одном месте, где сохраняются вносимые изменения, и пользователи при работе с приложением всегда имеют доступ к актуальной информации.
В настоящее время существует большое количество компьютерных систем психодиагностики. Однако, большинство существующих систем построены на базе десктопного программного обеспечения, что налагает серьезные ограничения на удобство использования таких систем.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в следующем: каковы преимущества использования интернет технологий для обеспечения диагностической работы психолога?
Целью нашего исследования является выявление преимуществ использования интернет технологий в психодиагностике, а также разработка интернет-ресурса для диагностической работы психолога.
Объект исследования: диагностическая работа психолога.
Предмет исследования: обеспечение диагностической работы психолога средствами интернет технологий.
В соответствии с объектом и предметом, проблемой и целью, в нашей работе решались следующие задачи:
• изучить степень проработанности проблемы обеспечения диагностической работы психолога с использованием информационно- коммуникационных технологий;
• дать теоретическое обоснование преимуществ использования информационно-коммуникационных технологий в диагностической работе психолога;
• изучить особенности обеспечения диагностической работы психолога средствами интернет технологий;
• разработать интернет-ресурс для диагностической работы психолога;
• разработать рекомендации для психологов по работе с ресурсом.
Гипотеза исследования: в психодиагностической работе психолога, использование компьютерных технологий в целом, и интернет технологий в частности, имеет ряд преимуществ:
• проведение психодиагностической работы и обработка полученных данных в автоматическом режиме;
• исключение человеческого фактора при проведении
психодиагностической работы и при обработке полученных результатов психодиагностики;
• дистанционное проведение психодиагностической работы;
• доступность, простота использования и распространения психодиагностических методик в сети интернет;
• автоматизация проведения авторских методик и автоматизированная интерпретация результатов исследования с использованием авторских методик;
• точное соблюдение требований методических инструкций в процессе проведения психодиагностической работы;
Теоретико-методологической основой исследования являются работы в области:
• психологической диагностики (А.Ф. Ануфриев, Л.Ф. Бурлачук, Ю.З. Гильбух);
• использования информационно-коммуникационных
технологии в психологии (В.А. Дюк, Ю.М. Забродин, А.Б. Леонова, Р.В. Овчарова, К.Р. Червинская).
Методы исследования: выбор методов и конкретных методик исследования для получения необходимой информации осуществлялся в соответствии с целями и задачами работы.
В исследовании использовались следующие методы:
• теоретический (изучение и анализ литературы по проблеме исследования);
• сравнительный (обзор существующих решений по проблеме исследования);
• методы разработки программного обеспечения
(проектирование программного обеспечения, веб-программирование).
Выборка и база исследования: апробация программного
обеспечения проводилась на базе студентов НИУ «БелГУ» факультета психологии в количестве 80 человек в возрасте 18-35 лет.
Методики, используемые в апробации программного обеспечения:
• общедиагностические методики (Г. Айзенк - «Личностный опросник EPI Вариант А», Тест Томаса - «Типы поведения в конфликте», Опросник Спилберга - «Исследование тревожности»);
• тест профессиональной ориентации В.В.Бойко - «Диагностика уровня эмоционального выгорания»;
• тест определения уровня мотивации Ф.И.Герцбера - «Оценка мотивации организационного поведения».
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование информационно-коммуникационных
технологий в диагностической работе психолога, по сравнению с традиционными формами психодиагностики является обоснованным, т.к. данные технологии, используемые в психодиагностике, обладают следующими преимуществами:
• проведение психодиагностической работы и обработка полученных данных в автоматическом режиме (автоматизированное формирование результатов диагностического исследования);
• исключение человеческого фактора при проведении психодиагностической работы и при обработке результатов;
• точное соблюдение требований методик в процессе психодиагностической работы.
2. Обеспечение психодиагностической работы психолога средствами интернет технологий имеет следующие особенности:
• низкая стоимость использования и обслуживания психодиагностического программного обеспечения;
• удобство использования программного обеспечения;
• централизованное хранение и защита информации.
3. Разработан интернет-ресурс psychowork.ru, обеспечивающий психодиагностическую работу психолога (организация проведения диагностического исследования, сбор и хранение результатов диагностической работы, автоматизированная обработка полученных результатов диагностической работы);
4. Разработаны рекомендации для психологов по использованию интернет-ресурса psychowork.ru, описывающие порядок проведения диагностической работы, используя разработанное программное обеспечение.
Теоретическая значимость исследования: в результате
проведенного нами теоретического обзора проблемы исследования, показана значимость применения информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности, а также предложен подход к проектированию программного обеспечения для диагностической работы психолога с использованием интернет технологий.
Практическая значимость: для обеспечения психодиагностической работы средствами интернет технологий, в рамках дипломного проекта, нами разработан интернет ресурс psychowork.ru (далее - программное обеспечение).
Разработанное программное обеспечение позволяет организовать проведение психодиагностических мероприятий (групповых и индивидуальных), используя строго формализованные методы (тестирование).
Новизна нашего исследования заключается в том, что, разработанный интернет-ресурс psychowork.ru, позволяет не только проводить собственно психологическую диагностику, используя все преимущества компьютерного тестирования и интернет технологий, но также имеет широкие возможности по автоматизации новых авторских психодиагностических методик. При этом, разработанное программное обеспечение является простым в освоении и использовании, и не требует от пользователей специальных навыков.
Реализация целей и задач психодиагностической деятельности психологов требует поиска адекватных им средств и методов. За достаточно длительный период исследования учёные неоднократно обращали внимание на возможность применения информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности. В работах В.А. Дюка [35], Ю.М. Забродина [39], А.Б. Леоновой [57], Р.В. Овчаровой [64], К.Р. Червинской [82] подчёркивается, что
информационно-коммуникационные технологии обладают значительным потенциалом в профессиональной деятельности специалистов-психологов.
Проведённое нами историческое исследование применения информационно-коммуникационных технологий в психодиагностической деятельности, результаты анализа библиографических данных, изучение мнений работающих специалистов и обзор современных систем психодиагностики позволили обосновать преимущества использования информационно-коммуникационных и интернет технологий в психодиагностической работе психолога, по сравнению с традиционными методами проведения психодиагностических мероприятий.
В результате проведенного нами исследования теоретической базы, касающейся изучения психологической диагностики в целом, и применению информационно-коммуникационных технологий в психодиагностике в частности, нами был разработан интернет ресурс psychowork.ru. Разработанный нами веб-ресурс позволяет организовать проведение психодиагностических мероприятий (групповых и индивидуальных), используя строго формализованные методы (тестирование). Разработанный ресурс относится к так называемым «открытым» системам, т.к. предоставляет широкие возможности по доработке имеющихся психодиагностических методик для решения большого круга различных задач и разработке новых тестов. Но, одновременно, разработанный нами веб-ресурс совмещает в себе достоинства «закрытых» систем, т.к. прост в освоении и использовании, и не требует от пользователей специальных навыков.
Также, нами разработаны рекомендации для психологов по работе с веб-ресурсом. Предложена инструкция по заполнению
психодиагностических методик, регистрации респондентов, проведению психодиагностических мероприятий, а также получению результатов психодиагностики.
Проведена апробация программного обеспечения на базе пользователей ресурса, состоящей из студентов НИУ «БелГУ», в количестве 80 человек. Возраст пользователей: 18-35 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования подтверждена и решены поставленные задачи, однако разработанный веб-ресурс psychowork.ru требует дополнительной проверки на базе пользователей, гораздо большей по объему и более разнообразной по выборке (например, студенты разных специальностей и разных учебных заведений, работники различных сфер деятельности), с учетом различных дополнительных факторов (индивидуально-типологические особенности, ценностные ориентации и т.д.). Также, необходимо расширять базу методик, предлагаемых на веб-ресурсе, проводить нагрузочное тестирование с целью поиска и устранения уязвимостей в алгоритме веб-сайта, дорабатывать дизайн страниц, и т.д. В общем, проводить работы по повышению качества и популяризации ресурса в сети интернет, а также провести мероприятия по внедрению разработанного ресурса в список инструментов для Студенческой психологической службы НИУ «БелГУ» факультета психологии.
1. Алмазова, С. Л. Методы психологической диагностики / С. Л. Алмазова - Екатеринбург: УГПУ, 2010. - 116 с.
2. Аминов, Н. А. Психодиагностика: теория и практика / Н. А. Аминов // Вопросы психологии. - М.: ООО «Вопросы Психологии», 2015. - № 1.
- C. 164-165.
3. Ананьев, Б. Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика / Б. Г. Ананьев // Вопросы психологии. - М.: ООО «Вопросы Психологии», 1968. - № 6. - C. 23-30.
4. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина
- 7-е изд., - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 688 с.
5. Ануфриев, А. Ф. Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина / А. Ф. Ануфриев // Вопросы психологии. - М.: ООО «Вопросы Психологии», 1994. - № 2. - C. 12-21.
6. Ануфриев, А. Ф. Психологический диагноз / А. Ф. Ануфриев - М.: Ось-89, 2006. - 192 с.
7. Ануфриев, А. Ф. Психодиагностика. Основы решения диагностических задач / А. Ф. Ануфриев - М.: Ось-89, 2012. - 143 с.
8. Ануфриева Е. В. Психодиагностика и учебная деятельность с использованием компьютерных технологий / Е. В. Ануфриева, О. И. Ситникова, Р. В. Ященко // Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий - М.: НИУ ВШЭ, 2014. - № 1. - C. 30¬31.
9. Арбузова, Е. Н. Психодиагностика / Е. Н. Арбузова, В. А. Шаповал - Санкт-Петербург: Питер, 2015. - 92 с.
10. Батурин, Н. А. Новые технологии создания моделей интерпретаций и диагностических отчетов / Н. А. Батурин, Н. Н. Мельникова // Вестник Южно-Уральского Государственного Университета. Серия:
Психология. - Челябинск: Южно-Уральский Государственный
университет, 2010. - № 27. - C. 4-6.
11. Берестнева, О. Г. Организация компьютерного психологического тестирования в медицинских информационных системах / О. Г. Берестнева, К. А. Шаропин, А. В. Старикова // Известия ЮФУ. Технические науки. - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. - № 9. - C. 25-32.
12. Бермант-Полякова, О. В. Психодиагностика и жизнь / О. В. Бермант- Полякова // Научно-методический электронный журнал Концепт. - М.: ООО «Концепт», 2017. - № 20. - C. 986-990.
13. Блейхер, В. М. Психологическая диагностика интеллекта и личности / В. М. Блейхер Л. А. Бурлачук. - Киев: Наука-печать, 1978. - 142 с.
14. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. - М.: Педагогика, 1987. - 409 с.
15. Бондаренко, Ю. С. Практика применения ИКТ в образовательном процессе на примере дисциплины «Психодиагностика» / Ю. С. Бондаренко // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - Магнитогорск: Известия, 2015. - № 3. - C. 252-255.
16. Бондаренко, Ю. С. Организационно-педагогические условия формирования психодиагностической компетентности с помощью информационных и коммуникационных технологий / Ю. С. Бондаренко // Педагогическое мастерство. - Магнитогорск: Известия, 2012. - C. 317-320.
17. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике: слов. - справ. / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. - Киев: Наука-печать, 1989. - 528 с.
18. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика личности: понятийный аппарат и методы исследования: автореф. дис. д-ра психол. Наук / Л. Ф. Бурлачук. — Киев: Наука-печать, 1989. - 40 с.
19. Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 351 с.
20. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук. - 3-е изд., - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 688 с.
21. Войскунский, А. Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете / А. Е. Войскунский // Информационное общество. - М.: Информ-Сообщество, 2005. - № 1. - C. 53-58.
22. Гершунский, Б. С. Компьютеризация в сфере образования:
Проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. - М.: Педагогика, 1987. - 264 с.
23. Гильбух, Ю. 3. Надежность психологических тестов и пути ее повышения / Ю. 3. Гильбух // Вопросы Психологии. - М.: ИзЛит, 1979. - № 3. - C. 18-32.
24. Гуревич, К. М. Психодиагностика и школа / под ред. К. М. Гуревича. - Таллин: Педагогика, 1980. - 385 с.
25. Гуревич, К. М. Психологическая диагностика; проблемы и исследования / под ред. К. М. Гуревича. - М.: ИзЛит, 1986. - 347 с.
26. Двинин, А.П. Психодиагностика в сопровождении образовательного процесса / А. П. Двинин, И. А. Романченко // Комплексная психологическая помощь в образовании и здравоохранении. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2015. - C. 17-24.
27. Дмитриева, В. П. Компьютерная психодиагностика / В. П. Дмитриева // Информационные технологии в науке, управлении, социальной сфере и медицине. - Томск: Известия, 2016. - C. 239-241.
28. Днепров, С. А. Генезис научного педагогического сознания (логико-исторический анализ): автореф. дис. д-ра пед. наук / С. А. Днепров. — Екатеринбург, 2000. - 52 с.
29. Дружинин, В. Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы / В. Н. Дружинин. — Саратов: Саратов-печать, 1990. - 415 с.
30. Дубровина, И. В. Диагностическая и коррекционная работа
школьного психолога / под ред. И.В. Дубровиной. - М.: ИзЛит, 1987. - 215 с.
31. Дубровина, И. В. Научно-методические основы использования в
школьной психологической службе конкретных
психодиагностических методик / под ред. И. В. Дубровиной. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1988. - 296 с.
32. Дубровина, И. В. Положение о школьной психологической службе / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. // Вопросы психологии. - М.: ООО «Вопросы психологии», 1985. — № 2. - C. 18-33.
33. Дубровина, И. В. Психологическая служба в школе / И. В. Дубровина // Советская педагогика. — М.: Педагогика, 1986. — № 1. - C. 10-17.
34. Дубровина, И. В. Психологическая служба в школе / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1984. - 399 с.
35. Дюк, В. А. Компьютерная психодиагностика / В. А. Дюк. - Санкт- Петербург: Братство, 1994. - 364 с.
36. Егорова, Л. В. Использование информационных технологий в
организации психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Л. В. Егорова // Актуальные проблемы теории и практики современного специального образования. - М.: Педагогика, 2017. - C. 187-190.
37. Жмурин, И. Е. Экспериментальные исследования и психодиагностика в психологическом консультировании и психотерапии / И. Е. Жмурин, В. В. Кузовкин - М.: ЭКСМО-Пресс, 2014 - 188 с.
38. Журавлев, А. Л. Прогноз развития психологической науки и практики к 2030 году / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик, А. В. Юревич //
Психологический журнал - М.: Психологический журнал, 2016. - № 5.
- C. 45-64.
39. Забродин, Ю. М. Методы и средства автоматизации психологических исследований / Ю. М. Забродин - М.: М-пресс, 1982 - 312 с.
40. Забродин, Ю. М. Проблемы разработки практической психологии /Ю. М. Забродин // Психологический журнал. — М.: М-пресс, 1980. - № 2.
- C. 12-30.
41. Забродин, Ю.М. Психодиагностика / Ю. М. Забродин - Саратов: Известия, 2015 - 449 с.
42. Забродин, Ю. М. Советская психология и задачи психологической службы / Ю. М. Забродин // Тенденции развития психологической науки. - М.: М-пресс, 1989. - 356 с.
43. Ильясов, И. И. О теории и практике в психологии / И. И. Ильясов, А. Н. Орехов // Вопросы психологии. - М.: ООО «Вопросы психологии», 1989. - № 4. - 14-20 с.
44. Истратова, О. Н. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. - Ростов-на-дону: ЮФУ, 2015 - 375 с.
45. Кабанов, М. М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. М. Кабанов, А. Е. Личко, В. М. Смирнов. -М.: М-пресс, 1983. - 314 с.
46. Капарулина, Н. В. Организационно-методические условия формирования готовности студентов-психологов к использованию информационно-компьютерных технологий в профессиональной деятельности / Н. В. Капарулина // Вестник Череповецкого Государственного Университета. - Череповец: ЧГУ, 2008. - № 1. - C. 95-98.
47. Карпенко, Л. А. Краткийпсихологический словарь / авт.-сост. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 1985. - 412 с.
48. Компьютер — Режим доступа:
http: //ru.wikipedia.org/wiki/Компьютер.
49. Конрад Цузе — Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/Цузе, Конрад.
50. Косов, Б. Б. Актуальные проблемы и перспективы развития психодиагностики / Б. Б. Косов // Психологический журнал. — М.: Ника-центр, 1985. - Т.6. — № 4. - C. 14-16.
51. Кошкина, О. Ю. Использование ИКТ в работе педагога-психолога / О. Ю. Кошкина, Т. В. Сорокина, Г. А. Романова // Студенческая наука Подмосковью. - Орехово-Зуево: СтудНаука, 2017. - C. 361-364.
52. Кременко, М. З. Информационно-коммуникационные технологии в деятельности педагога-психолога / М. З. Кременко // ИТ в экономике, образовании и бизнесе. - Белореченск: ИТ, 2015. - C. 69-73.
53. Кузнецова, Н. В. Использование средств информационных и коммуникационных технологий в работе педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Кузнецова, Н. Н. Устинова // Прорывные научные исследования как двигатель науки. - Уфа: Педагогика, 2016. - C. 191-197.
54. Лебедева, Н. В. Психодиагностика / Н. В. Лебедева - М.: Педагогика,
2015. - 160 с.
55. Ликсина, Е. В. Применение компьютерных технологий для исследования социально-психологических особенностей личности / Е. В. Ликсина, Т. М. Курлычева // Новые информационные технологии в образовании. - Екатеринбург: ЕКБ-пресс, 2014. - C. 79-82.
56. Ломов,Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1984. - 314 с.
57. Матрос, Д. Ш. Построение школьного курса информатики на основе технологического подхода / Д. Ш. Матрос, Е. А. Леонова, И. Ф. Биктимирова, Т.Г. Яковлева, Т.А. Хасанова // Информатика и образование. - М.: М-пресс, 1999. — №6. - C. 2-9.
58. Мельничук, А. С. Современные компьютерные системы
психологической диагностики / А. С. Мельничук, В. А. Сергеев // Психология и бизнес - Режим доступа:
https://www.psycho.ru/library/93.
59. Мургулец, Л. В. Социально-психологическая диагностика личности / Л. В. Мургулец. - Санкт-Петербург: Питер, 1988. - 319 с.
60. Научно-техническая революция — Режим доступа:
http: //ru.wikipedia.org/wiki/HTP.
61. Носс, И. Н. Психодиагностика / И. Н. Носс. - М.: Психодиагностика, 2014 - 500 с.
62. Нуллер, Ю. Л. Депрессия и деперсонализация — Режим доступа:
http://www.koob.ru/nuller u l/depressia i depersonalizacia.
63. Обозова, Н. Н. Вопросы практической психодиагностики и
консультирования в вузе / под ред. Н. Н. Обозова. - Санкт-Петербург: Питер, 1984. - 152 c.
64. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов / Р. В. Овчарова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2005. - 448 с.
65. Ойзерман, Т.И. научно-технический прогресс и границы предвидения // Социол. Иссл. - М.: М-пресс, 1999. - №8. - C. 3-12.
66. Ольшанская, С. А. Психодиагностика / С. А. Ольшанская - Краснодар: ЮФУ, 2015. - 110 с.
67. Пашина, Е. С. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьного психолога / Е. С. Пашина // Современная психология образования: проблемы и перспективы. - Воронеж: Педагогика, 2016. - C. 116-120.
68. Перепелкина, Н. О. Психодиагностика. Учебное пособие для бакалавров / Н. О. Перепелкина, Е. П. Мутавчи, Н. И. Ермакова - М.: Педагогика, 2016. - 224 с.
69. Подоляк, Я. В. Практические вопросы военной психологии / Я. В. Подоляк. - М.: М-пресс, 1987. - 377 с.
70. Посохова, С. Т. Компьютерная психодиагностика: теоретико-методологические аспекты информационных и коммуникационных технологий в педагогической практике / С. Т. Посохова, И. М. Богдановская, А. Н. Кошелева, Ю. Л. Проект // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации. - Санкт- Петербург: Питер, 2010. - C. 276-278.
71. Психологические проблемы диагностики / под ред. М. С. Роговина. - Ярославль: Прогресс, 1985. - 405 с.
72. Сагдиева, М. М. Психодиагностика в профессиональном образовании / М. М. Сагдиева // Педагогическое мастерство - М.: Педагогика,
2015. - № 3. - C. 188-190.
73. Сердюкова, Е. В. Создание компьютерной модели медицинского тестирования / Е. В. Сердюкова // Наука образования сегодня. - Иваново: Прогресс, 2017. - № 6. - C. 7-9.
74. Слесарева, Е. А. Информационные технологии как средство решения практических задач в деятельности психолога / Е. А. Слесарева, Д. Е. Смирнов // Государственная служба и кадры. - М.: Лига, 2016. - № 4. - C. 127-130.
75. Сминов, М.Ю. Психодиагностика и психологический практикум / М. Ю. Смирнов. - Омск: ОГУ, 2014. - 218 с.
76. Солошенко, А. Е. Разработка психодиагностического комплекса оценки свойств личности для студентов и преподавателей / А. Е. Солошенко, Е. В. Кофанова, Е. А. Бородин // Проблемы, перспективы и направления инновационного развития науки. - Уфа.: Уфа-пресс,
2016. - C. 102-107.
77. Старовойт, Е. Н. Метод компьютерного моделирования в диагностической деятельности психолога / Е. Н. Старовойт // Вестник Московского Государственного Гуманитарного Университета им. М.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
А. Шолохова. Педагогика и психология. - М.: Педагогика, 2013. - № 4.
- C. 98-104.
Стволыгин, К. В. Проблема компьютеризации психодиагностических обследований / К. В. Стволыгин // Вестник Могилевского
Государственного Университета имени А. А. Кулешова - М.: Могилевский Государственный Университет, 2002. - C. 129-134.
Талызина Н. Ф. Психодиагностика: теория и практика / под ред. Н. Ф. Талызиной. - М.: М-пресс, 1986. - 431 с.
Удалова, Т. Ю. Подготовка психологов к профессиональной деятельности с использованием информационных технологий / Т. Ю. Удалова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - Омск: Педагогика, 2006. - C. 138-140.
Худяков, А. И. Экспериментальная психология и психодиагностика в подготовке психологов в вузах России // Психология образования: состояние и перспективы - М.: Ось89, 2016. - C. 37-42.
Червинская, К. Р. Компьютерная психодиагностика / К. Р. Червинская. - Санкт-Петербург: Речь, 2003. - 336 с.
Червинская, К. Р. Медицинская психодиагностика и инженерия знаний / О. Ю Щелкова. - М.: «Академия», 2002. - 624 с.
Чернышев, А. С. Информационное обеспечение сочетания фундаментального и прикладного знания в подготовке специалистов психологов / А. С. Чернышев, А. В. Корнев // Вестник Московского Городского Педагогического Университета. Серия: информатика и информатизация образования. - М.: Ось89, 2006. - № 7. - C. 189-191.
Шванцара, Й. Диагностика психического развития / Й. Шванцара. - Прага: «Фрагмент», 1978. - 466 с.
Шилакина, А. В. Инновационные технологии как средство экономии времени в профессиональной подготовке психологов в высшей школе // А. В. Шилакина // Малый бизнес в эпоху экономики знаний. - М. Педагогика, 2015. - C. 97-108.
87. Ширяева, Э. Г. Введение в профессиональную психодиагностику / Э. Г. Ширяева. - Иркутск: ИГУ, 2008. - 247 с.
88. Шмелев, А. Г. Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны / А. Г. Шмелев, А. С. Науменко // Вестник Южно-Уральского Государственного университета. Серия: психология. - Челябинск: Южно-Уральский Государственный университет, 2009. - № 30. - C. 31-45.
89. Шрамова, Ю. А. Инструментарий оценки результатов
профессиональной деятельности педагога-психолога / Ю А. Шрамова // Психология образования: апробация и внедрения
профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». - М. Прогресс, 2017. - C. 205-206.
90. Шубина, М. М. Информационные технологии и их применение в профессиональной деятельности психолога // М. М. Шубина, Т. В. Угроватова // Новая наука: Современное состояние и пути развития. - Уфа: Новая Наука, 2016. - № 4-4. - C. 102-104.
91. Эльконин, Д. Б. Психолого-педагогическая диагностика: проблемы и задачи / Д. Б. Эльконин // Психодиагностика и школа. - Таллин: «КПД», 1980. - 322 с.
92. Якушевич, В. И. Компьютерная педагогическая диагностика / В. И. Якушевич, Н. А. Бурмакина. - Красноярск: ИТ-пресс, 2013. - 265 с.
93. Ярушкина, Л. В. Компьютер как основной инструмент диагностической деятельности психолога / Л. В. Ярушкина, А. З. Минахметова // Современные наукоемкие технологии. - Пенза: Современные наукоемкие технологии, 2013. - № 7-2. - C. 224-225.
94. Ярыгин, С. В. Оценка влияния игровой мотивации на эффективность компьютерной психологии / С. В. Ярыгин // ФЭН-Наука. - М.: ФЭН, 2012. - № 2. - C. 71-72.
95. API Bitrix — Режим доступа: https://dev.1c-bitrix.ru.
96. Bela Julesz - режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Bela Julesz.
97. Computerworld LAMP — Режим доступа:
https://www.osp.ru/cw/2006/41/3393780/.
98. PHP: Отличительные особенности - Manual — Режим доступа: http: //docs. php.net/manual/ru/features. php.
99. PHP Documentation — Режим доступа: http://php.net/.
100. TIOBE Software: Tiobe Index — Режим доступа:
https://www.tiobe.com/tiobe-index/.