ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ЖИВОПИСИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 7
1.1. История обучения пейзажной живописи 7
1.2. Сравнение систем обучения живописи 14
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПЕЙЗАЖ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ 19
2.1. Особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых
занятиях 19
2.2. Экспериментальная часть ВКР 23
Глава 3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ «ДИВНОГОРЬЕ» 28
3.1. Разработка замысла живописной композиции «Дивногорье».... 28
3.2. Методика и последовательность выполнения пейзажной
композиции «Дивногорье» 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЕ
С момента появления на свет, человек обладает чувством прекрасного, но для полноценного развития, его необходимо постоянно поддерживать и подпитывать новым, чтобы способствовать созданию нового прекрасного, а также оценивать красоту мира, которая создана другими. Благодаря чувству прекрасного, человек может создавать что-то новое, основанное на вдохновении произведений других людей, ведь благодаря новому и свежему взгляду можно по-разному выразить свое отношение к природе. Так благодаря искусству, жизнь будет становиться ярче, краше и в целом, в образовании будет давать толчок в развитии художественной культуры, которая необходима для развития общества. В результате, одной из основных педагогических задач, является развитие творческого потенциала каждого учащегося.
Формирование творческих способностей у учащихся трудная и сложная проблема. У учащихся школьного возраста формирование творческого потенциала обязано базироваться на их основной возрастной потребности, одной из которых считается живопись. Обращение к живописи, как виду детского творчества очень принципиально, это продиктовано тем, что вследствие этого у учащихся создается возможность проделать анализ, сопоставление, сравнение. Учащиеся обучаются без помощи других находить методы решения разных творческих задач, обучаться планировать собственную деятельность, открывать собственные творческие возможности. При работе со школьниками в задачах изобразительной деятельности не один раз подмечалось, что учащиеся чувствуют препятствия в верном восприятии произведений искусства.
Школьникам трудно увидеть свойства композиции и сюжета картины, они с трудом отделяют основной образ, определяют, какими средствами выразительности пользовался художник. Учащимся трудно с художественно¬технической стороны видеть линию перспективы, воспользоваться ею в 3
изображении собственных живописных работ. Эмоциональная лексика у школьников также совсем скромная, они с трудом могут проявить собственное отношение, собственные идеи к картинам известных живописцев.
Для прохождения данного комплекса препятствий нужны дополнительные занятия живописью. Одной из таких форм занятий считаются кружковые занятия. Главной из задач курса занятий считается исследование пейзажной живописи. Средством пейзажной живописи у детей развивается энтузиазм и любовь к прекрасному. Работа детей с пейзажами заключается в умении следить и подмечать красоту находящейся вокруг природы в разное время года. Пейзажная живопись в кружковых занятиях отчуждает великий простор для развития детской фантазии. В занятиях существенно возрастает момент для творчества. Что дозволяет выделить момент жанру пейзажа.
Таким образом, необходимость данного исследования определяет противоречие:между современными требованиями к методике обучению пейзажной живописной технике и состоянием этой проблемы в общеобразовательной школе.
Цель исследования: разработать систему занятий в среднем общеобразовательном учреждении, способствующих раскрытию и развитию художественно-творческого потенциала у учащихся на кружковых занятиях в процессе изучения пейзажной живописи.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческого потенциала и формирования эмоционально-целостного опыта учащихся через ознакомление с пейзажной живописью.
Предмет исследования: обучение учащихся на кружковых занятиях основам пейзажной живописи.
Гипотеза исследования: обучение на кружковых занятиях пейзажной живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
- знакомство с различными видами пейзажной живописи;
- ознакомление детей со средствами выразительности в пейзажной живописи;
- разработанная система занятий, направленная на освоение пейзажной живописи.
Задачи исследования:
- изучить особенности истории развития и обучения живописи;
- определить особенности методики обучения живописи на кружковых занятиях;
- дать описание технологии выполнения пейзажа в технике масляной живописи.
Методологическую основа: Н.Н. Ростовцева, Е.В. Шорохова
Т.С. Комарова В.И. Загвязинский, Л.С. Выготский Б.М. Неменский, Т.Я. Шпикалова и др.
Методы исследования:
- теоретические - изучение педагогической, искусствоведческой литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические - изучение педагогического опыта по проблеме, его анализ, обобщение, сравнение;
- экспериментальные - опытно-экспериментальная работа, анализ и систематизация работ изобразительной деятельности учащихся.
Методическая система решения данной проблемы разработана в соответствии с художественными способностями учащихся, которые значительной мере способствует совершенствованию навыков в пейзажной живописи.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, и рекомендации результатов практической работы могут быть использованы педагогами на занятиях пейзажной живописью и самостоятельной подготовки учащихся.
Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены при разработке учебных программ, составлении учебных пособий, спецкурсов по живописи.
Этапы исследования:
Первый этап исследования 2016 - 2017 год: определялись задачи, гипотеза, объект и предмет исследования; подбирались и изучались научно¬теоретические материалы, обрабатывалась литература по проблеме исследования; определялись параметры анализа работы школьников; проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования 2017 - 2018 год: осуществлялся поиск наиболее эффективных методов и путей педагогического воздействия на учащихся с целью развития у них навыков пейзажной живописи, проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.
Третий этап исследования 2018 год заключительный; проводился формирующий эксперимент, дорабатывалась теоретическая и практическая часть исследования.
Экспериментальная база исследования: Муниципальная
общеобразовательная средняя школа № 34 г. Белгорода.
Творческий потенциал личности, в широком значении может быть мобилизован, для свершения определённой цели, осуществления плана, решения какой-либо темы. Художественно-созидательный потенциал личности, создается на уроках изобразительного искусства.В нашем случае, главной целью было раскрыть и в предстоящем развить художественно - творческий потенциал учащегося средствами пейзажной живописи.
Привлечённые способы и средства способствовали активизации выявления художественно-творческого потенциала учащегося. Методы сопоставления, содействовавший увеличению возможной активности детей и выработке возможных действий; Создание деталей пейзажа, позволяет улучшитьвосприятие учащихся, определить связи в пейзажной живописи между частью и цельным, помогло ученикам с эмоционально- образным восприятием действительности.
В результате исследования мы пришли к выводу, что в ходе занятия пейзажем развивается художественно-творческий потенциал учащихся.
Методическая последовательность выявления художественно-творческого потенциала у учащихся осуществлялась при проведении направленных занятий, где у учащихся раскрывались индивидуальные особенности. Они выражались в художественном отношении к пейзажной живописи и находящемуся вокруг миру, когда ученики проявляли устойчивый энтузиазм к пейзажной живописи и эстетическим явлениям находящейся вокруг реальности, эмоционально обращали внимание на знакомые произведения живописи.
Множественное исполнение некоторыми учениками композиционных поисков указывало на высокую степень проявления мотивации. Но некоторым ученикам никак не хватало смелости в принятии каких-то уникальных решений в композиции пейзажа, использовании контрастов.
Если говорить о педагогическом процессе, то встреча с пейзажем является новшеством для каждого учащегося, потому что пленэры очень редко используются на уроках в школе или не используется вообще, это является принципиальным отличием от того чтоб кружковые занятия более обширны позволяют включиться в изобразительное искусство..
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что гипотеза исследования доказана, а задачи выполнены.
1. Антоновская К.А. Обучение акварельным техникам на кружковых занятиях учащихся начальной школы- М.: Молодой ученый, 2017. №10 - С. 5-7
2. Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. - СПб.: КАРО,2013. -№3. - С. 19¬21
3. Безрукова В.С. Педагогика -Рн/Д: Феникс,2013. - 381 с.
4. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа - М.:Владос, 2012. - 336 с.
5. Бороздина Г.В. Психология и педагогика -М.: Юрайт, 2016. - 477 с.
6. Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование детей в школе? - М.:Владос,2005. - 288 с.
7. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор - М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
8. Козинец Н.Н. Методика проведения занятий кружка в объединениях художественно-эстетической направленности // Молодой ученый. - М.: Юрайт, 2016. — №6. — С. 55-57.
9. Кукушин В.С. Теория и методика обучения-Рн/Д.: Феникс, 2015.
- 474с.
10. Куликов В.В. Живопись маслом. Пейзаж. - М.: Просвещение, 2013. - 188 с.
11. Кузин В.С. Психология живописи - М.: Оникс, 2005. -234 с.
12. Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2013.
- 77 с.
13. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа - М.: Искусство, 2017. - 438 с.
14. Неменский Б.М. Педагогика искусства - М.: Просвещение, 2007.
- 255с.
15. Немов Р.С. Общие основы психологии - М.: Владос, 2003. - 688с.
16. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. - М.:Юрайт, 2011. - 262 с.
17. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг» - СПб.:Речь, 2003.- 152 с.
18. Подласый И.П. Педагогика - М.: Юрайт, 2011. - 563 с.
19. Прокопьев И.И. Педагогика - М.: Владос, 2012. - 544 с.
20. Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе
- М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
21. Рогова Е.И. Общая психология - М.: Владос, 2008. - 382 с.
22. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
23.
23. Руиссинг Х. Масляная живопись для начинающих. Путь к успеху
- М.: Арт-Родник, 2013. - 867 с.
24. Свиридова О.В. Изобразительное искусство. - М.: Учитель, 2011.
- 82 с.
25. Сластенин В.А. Педагогика - М.: Просвещение, 2012. - 608 с.
26. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания- М.: Академия, 2014. - 368с.
27. Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9 классы. - М.: Учитель, 2010. - 352 с.
28. Фрибель П. Рисуем пейзажи - М.: Арт-Родник, 2014. - 599 с.
29. Шабанов Н.К. Художественно-педагогическая подготовка
учителя изобразительного искусства в вузе. - Курск: Верста, 2008. - 193 с.
30. Шамова Т.И. Активизация учения школьников- М.: Педагогика, 2011. - 124 с.
31. Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству - М.: Эксмо, 2013 - 648 с.
32. Шматова О.В. Самоучитель современной масляной живописи - М.: Эксмо, 2015. - 697 с.
33. Е.В. Шорохов Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. - М.: Просвещение, 2009. - 177 с.
35.
34. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство - М.:Владос, 2012. - 157 с.
35. Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства - М.: Владос, 2013. - 128 с.
36. Васильева Е.В. Особенности преподавания живописи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата обращения: 02.05.2018)
37. Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по живописи Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.seluk.ru(дата обращения: 02.04.2018)
38. Методика преподавания живописи. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cppks.muzkult.ru(дата обращения:02.05.2018)
39. Обучение живописи. Масло. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artstudying.com/(дата обращения:10.05.2018)