Определения, обозначения и 8
сокращения
Введение 10
1 Теоретический анализ проблемы методического 17
сопровождения преподавателя колледжа на начальном этапе педагогической
деятельности
1.1 Понятие профессиональной компетентности
преподавателя. Структура и уровни профессиональной компетентности преподавателя начального этапа педагогической деятельности
1.2 Организационно-педагогические условия
методического сопровождения преподавателя начального этапа педагогической деятельности в колледже
Выводы по главе
1
2 Экспериментальная работа по организации
методического сопровождения преподавателя колледжа на начальном этапе педагогической деятельности
2.1 Цели, этапы и основные методики
экспериментальной работы
2.2 Методика реализации организационно¬педагогических условий методического сопровождения преподавателя колледжа начального этапа педагогической деятельности
2.3 Анализ и интерпретация результатов 83 экспериментальной работы
Выводы по главе 115
2
Заключение 117
Список использованных 122
источников
Приложения 130
Приложение А (обязательное) Диагностика 130
«Нормативно-правовое обеспечение
образовательного процесса в СПО»
Приложение Б (обязательное) Экспертная карта 132
системного анализа учебного
занятия
Приложение В (обязательное) Лист экспертизы 134
рабочей программы учебной дисциплины
Приложение Г (обязательное) Лист экспертизы 136
комплекта контрольно-измерительных
материалов
Приложение Д (обязательное) Лист экспертизы 137
методических рекомендаций
Приложение Е (обязательное) Рефлексивный лист 138 (самоанализ учебного занятия)
Актуальность исследования. Преподаватель образовательной организации среднего профессионального образования является системообразующим началом процесса обучения, носителем содержания образования и воспитания, организатором познавательной деятельности обучающихся. Эффективность и качество данной деятельности напрямую зависит от уровня научно-методической и профессиональной подготовки самого педагога, который, как показывает практика, недостаточно высок у преподавателей начального этапа педагогической деятельности.
В связи с вступлением в силу профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», а также развитием современной парадигмы профессионального образования, основанной на компетентностном подходе, усилилась актуальность проблемы развития профессиональной компетентности преподавателя начального этапа педагогической деятельности (молодого педагога), которая влияет на качество образования, позволяет определять и эффективно применять современные педагогические технологии, реализовывать принципы, содержание, формы, методы и средства учебной деятельности.
В колледже работают молодые специалисты, имеющие как педагогическое, так и техническое образование. Квалифицированный инженер, обладая профессиональными знаниями, не всегда может эффективно организовать учебную деятельность студентов, так как уровень его педагогической и методической компетентности недостаточно высок, а система повышения квалификации преподавателей профессиональных дисциплин и модулей развита недостаточно. Преподаватель начального этапа профессиональной деятельности, имеющий педагогическое образование, также испытывает затруднения методического, организационно-педагогического и психологического характера в организации образовательного процесса в колледже.
В этих условиях решение проблемы сопровождения преподавателей на начальном этапе педагогической деятельности становится делом самих образовательных организаций и педагога. При этом возрастает значимость методического сопровождения, оказания консультационной помощи и поддержки со стороны методической службы колледжа.
В отечественной педагогической науке отражены разнообразные аспекты становления и развития профессиональной педагогической компетентности. Общие проблемы профессионального образования рассматриваются в работах С.Я. Батышева, А.М. Новикова, Э.Ф. Зеера, др.
В исследованиях Ю.В. Корнеева, А.В. Кулакова, К.Ю. Джус и других изложены общетеоретические проблемы развития профессиональной компетентности, условия и закономерности продвижения педагога к профессионализму.
Проблеме педагогического мастерства преподавателя посвящены исследования Баткина И.Б., Морева Н.А., Соатова Г. К., Ляленковой Н.И. и др.
Вопросы методического сопровождения
профессиональных компетенций преподавателей среднего профессионального образования (далее - СПО) рассматривали такие авторы как В.Е. Литвинова, Л.А. Пономарева, Ю.Ю. Баринова и Н.Г. Бурлова, Н.А. Кандакова и т.д.
Проведенный анализ научно-теоретической литературы показал, что проблема методического сопровождения преподавателей колледжа на начальном этапе профессиональной деятельности является недостаточно изученной.
В большинстве исследований речь идет, как правило, о развитии и совершенствовании профессиональной компетентности преподавателей в целом, и, чаще всего - специалистов, имеющих базовое педагогическое образование. Поэтому процесс становления и развития педагогического профессионализма молодых педагогов, а также методические аспекты его сопровождения требуют исследования в теоретическом и практическом плане.
Востребованность практикой и недостаточная изученность процесса развития профессиональной компетентности преподавателя начального этапа обусловили постановку проблемы исследования: как эффективно организовать деятельность методической службы колледжа с целью обеспечения высокого уровня профессиональной компетентности преподавателей - участников «Школы молодого педагога».
Объект исследования - процесс развития профессиональной компетентности преподавателей на начальном этапе педагогической деятельности.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия методического сопровождения преподавателей колледжа на начальном этапе педагогической деятельности.
Целью данного исследования является разработка, обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий методического сопровождения преподавателей колледжа на начальном этапе педагогической деятельности (на примере «Школы молодого педагога»).
Целевая направленность исследования обусловила необходимость решения следующих задач:
1 выявить структуру, уровни и показатели развития профессиональной компетентности преподавателя на начальном этапе педагогической деятельности;
2 изучить теоретические аспекты проблемы методического сопровождения преподавателей на начальном этапе педагогической деятельности;
3 разработать и обосновать программу методического сопровождения преподавателей колледжа на начальном этапе педагогической деятельности (программу «Школы молодого педагога»);
4 экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий методического сопровождения молодого преподавателя колледжа.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности преподавателя колледжа на начальном этапе педагогической деятельности будет эффективным, если:
1 разработаны структура, уровни и показатели развития профессиональной компетентности преподавателя на начальном этапе педагогической деятельности;
2 разработан комплекс организационно-педагогических условий методического сопровождения преподавателя начального этапа педагогической деятельности в колледже, реализуемый посредством разработанной и внедренной программы «Школы молодого педагога» в колледже.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
- теоретические основы педагогической деятельности (В.Г. Афанасьева, И.Н. Блауберга, В.Л. Беспалько, Б.Г. Гершунского, С.А. Репина и др.);
- идеи авторов компетентностного подхода (В.Н. Белкина,
Э.Ф. Зеер,
С.А. Смирнов, М.В. Болина, О.С. Овчинникова, М.М. Утаев и др.);
- положения личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов,
Э.Ф. Зеер, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.П.Иванищев, И.Л. Якиманская и др.);
- теории профессионально-педагогической деятельности (А.В. Христева, Н.В. Кузьмина, Л.М. Кустов, Н.Н. Никитина,
А.К. Маркова, В.С. Шаган и др.);
- теория профессионального и профессионально-педагогического образования (С.Я. Батышев, В.А. Адольф, Л.П. Сакович, Н.А. Морева,
Е.Н. Харитонова и др.);
- теоретические основы непрерывного профессионального образования (С.Я. Батышев, З.З. Болтаева, Э.М. Никитин, Г.И. Хозяинов и др.).
Реализация поставленных задач потребовала применения различных методов исследования: теоретических (изучение и анализ литературы, классификационный анализ); эмпирических (тестирование, анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент, анализ и самоанализ деятельности педагогов, сравнение); методы математической статистики.
Экспериментальной базой исследования является Технический колледж филиала САФУ в г. Северодвинске (участники «Школы молодого педагога»).
Апробация магистерского исследования:
1 Анализ опыта методического сопровождения внутрифирменного обучения в России и за рубежом // Ломоносовские научные чтения студентов, аспирантов и молодых ученых - 2018 (с публикацией ISBN): сборник материалов [Электронный ресурс] / Электронные текстовые данные. - Архангельск: ИД САФУ, 2018 - С.803-807.
2 Методическое сопровождение преподавателей начального этапа педагогической деятельности в техническом колледже как одно из условий развития профессиональной компетентности // Наука и перспективы. - 2018. - № 4; url: http://nip.esrae.ru/20-203.
3 Применение отдельных диагностических методик для измерения профессиональной компетентности преподавателя начального этапа педагогической деятельности (на примере Технического колледжа) // Интеграция наук. - 2019. - № 3;url: http://in-sc.ru/f/zhurnal_326.pdf.
4 Доклад на Научном форуме студентов, магистрантов и аспирантов ВШППиФК в секции «Инновационный потенциал педагогического образования как ресурс устойчивого развития циркумполярных территорий». Тема - Анализ опыта методического сопровождения внутрифирменного обучения в России и за рубежом. ВШППиФК САФУ, г. Архангельск, 19.04.2018.
5 Доклад на областной научно-практической конференции (педагогические чтения). Тема - «Методическое сопровождение преподавателей начального этапа педагогической деятельности в Техническом колледже филиала САФУ в г. Северодвинске», Технологический колледж имени императора Петра I САФУ, г. Архангельск, 06.03.2019.
6 Доклад на Научном форуме студентов, магистрантов и аспирантов ВШППиФК в секции «Тенденции и перспективы развития профессионального образования». Тема - Разработка и реализация программы «Школы молодого педагога» в Техническом коллеже филиала САФУ, ВШППиФК САФУ, г. Архангельск, 19.04.2019.
Научная новизна исследования заключается в том, что разработана и обоснована система методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога колледжа, которая включает в себя:
1 формы взаимодействия с молодыми педагогами как коллективные и групповые, так и индивидуальные, направленные на оказание педагогической поддержки преподавателям начального этапа педагогической деятельности («виртуальная лаборатория», интерактивная лекция, практико-ориентированный семинар «мировое кафе» психологический тренинг, конкурсы, консультации и т.д.);
2 методы методического сопровождения молодых педагогов, направленные на повышение уровня его профессиональной компетентности (беседа, анализ, самоанализ, наблюдение и т.д.);
3 средства, способствующие более эффективной работе молодого педагога и создающие условия для повышения уровня профессиональной компетентности: дидактические и методические материалы, в том числе размещенные в электронной форме на странице колледжа сайта САФУ имени М.В. Ломоносова.
Теоретическая значимость выполненного исследования состоит в том, что:
1 уточнено содержание понятий «профессиональная компетентность преподавателя», «методическое сопровождение развития профессиональной компетентности преподавателя колледжа», разработана структура профессиональной компетентности преподавателя;
2 обосновано, что «методическое сопровождение процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога колледжа» - это целостное систематическое взаимодействие методической службы колледжа и преподавателя, направленное на развитие профессиональной компетентности преподавателя начального этапа педагогической деятельности.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что:
1 разработаны и внедрены в практику методические и дидактические материалы, необходимые молодому педагогу в процессе его педагогической деятельности, и имеющие целью повышение уровня профессиональной компетентности преподавателя начального этапа педагогической деятельности;
2 выбран и обоснован диагностический инструментарий измерения уровня профессиональной компетентности преподавателей начального этапа педагогической деятельности соответственно разработанному критериально¬оценочному подходу по всем показателям сформированности профессиональной компетентности молодых педагогов.
Актуальность исследования методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога колледжа обусловлена наличием следующих противоречий:
1 между нормативно-правовыми требованиями,
предъявляемыми к уровню профессиональной компетентности педагога, в том числе молодого (прежде всего, требованиями профессионального стандарта) и недостаточной
разработанностью теоретических основ процесса ее формирования и развития;
2 между быстро меняющимися требованиями к уровню развития профессиональной компетентности преподавателей колледжа, в том числе молодых преподавателей, и сохраняющимися в образовательных организациях подходами, не обеспечивающими должный уровень данного процесса в сфере СПО, а также недостаточно развитой системой повышения квалификации педагогов СПО;
3 между потребностью в эффективном методическом сопровождении развития профессиональной компетентности молодых педагогов и отсутствием в педагогической науке и практике моделей и отработанных методик данного процесса.
Объектом данного исследования являлся процесс развития профессиональной компетентности молодого педагога, предметом - организационно-педагогические условия методического сопровождения молодых педагогов.
Цель проведённого исследования: разработка,
обоснование и экспериментальная проверка организационно-педагогических условий методического сопровождения молодых педагогов на примере «Школы молодого педагога».
Полученные результаты экспериментальной работы позволяют сформулировать вывод о достижении цели исследования, так как был решен комплекс задач, а именно:
1 выявлена структура, уровни и показатели развития профессиональной компетентности молодого педагога;
2 изучены теоретические аспекты проблемы методического сопровождения молодого педагога, уточнен понятийный аппарат исследования;
3 разработана и обоснована программа методического сопровождения молодого педагога (программа «Школы молодого педагога»);
4 выявлен и экспериментально проверен комплекс организационно-педагогических условий методического сопровождения молодого педагога, способствующий эффективному развитию его профессиональной компетентности.
В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы организации методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога колледжа. Установлено, что данная проблема требует дальнейшего решения теоретического и практического характера.
Базой исследования стали участники «Школы молодого педагога» Технического колледжа филиала САФУ в г. Северодвинске. Экспериментальная группа состояла из девяти педагогов, которые недавно осуществляют педагогическую деятельность (вне зависимости от возраста) и не имеют квалификационной категории. Это преподаватели, только что окончившие образовательную организацию высшего образования, или педагоги, вообще не имеющие педагогического опыта работы, например, пришедшие с производства.
Эффективность методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога колледжа достигается за счет реализации комплекса организационно-педагогических условий:
- актуализация субъектной позиции преподавателя посредством педагогической фасилитации;
- использование информационной базы методической службы колледжа;
- побуждение преподавателя к рефлексии педагогической деятельности.
Критерием эффективности экспериментальной работы выбран уровень сформированности профессиональной компетентности молодого педагога. Показателями профессиональной компетентности преподавателей являются:
- знание и практическое применение приемов, способов организации учебной деятельности обучающихся;
- знание и практическое применение психолого¬педагогических основ решения профессиональных практических задач;
- качество разработанного программно-методического обеспечения;
- степень развития коммуникативных и организаторских навыков;
- мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности, стремление к самосовершенствованию, удовлетворенность собственным трудом;
- самостоятельность в принятии решений и рефлексия собственной деятельности.
Мы установили, что развитие профессиональной компетентности молодого педагога носит уровневый характер. Мы выделили три уровня, профессиональной компетентности:
1 низкий (репродуктивный);
2 средний (продуктивный);
3 высокий (креативный).
Констатирующий эксперимент подтвердил, что число молодых педагогов, имеющих низкий уровень профессиональной компетентности, в среднем составляет 41,4% педагогов, что подтверждает ранее полученный нами вывод о существовании проблемы на практике.
Нами установлено, что переход преподавателей на более высокий, качественно новый уровень профессиональной компетентности является результатом методического сопровождения процесса развития профессиональной компетентности молодого педагога.
При этом повышение уровня развития профессиональной компетентности может быть обеспечено путем разработки и внедрения специального комплекса организационно¬педагогических условий.
Реализация данных организационно-педагогических условий осуществляется на формирующем этапе эксперимента посредством внедрения и реализации программы «Школы молодого педагога», представляющей собой комплекс теоретически и практически обоснованных мероприятий проводимых методической службой и другими субъектами образовательного процесса в колледже в течение учебного года.
Данные мероприятия структурированы по нескольким модулям:
Модуль 1 Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса в СПО;
Модуль 2 Структура учебно-методического комплекса;
Модуль 3 Педагогический процесс и содержание обучения в образовательных организациях СПО;
Модуль 4 Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в колледже и самих молодых педагогов;
Модуль 5 Культура анализа и самоанализа учебного занятия;
Модуль 6 Оформление учебной документации.
На контрольно-обобщающем этапе педагогического эксперимента в целях сравнения и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы проведен срез конечного состояния уровня профессиональной компетентности преподавателей по всем выделенным нами показателям.
Для реализации данной цели на контрольно-обобщающем этапе применены те же диагностические методики, что и на констатирОующем этапе эксперОимента.
ПрОименяя метод соотношения, которОый позволяет опр Оеделить динамику сфорОмирОованности прОофессиональной компетентности прОеподавателя, мы получили следующие р Оезультаты:
1 На конОец эксперОименОта число педагогов, имеющих н Оизкий (рОепрОодуктивнОый) урОовенОь прОофессионОальнОой компетенОтнОости, в срОеднОем составило 11% педагогов, а, зн Оачит, снОизилось в срОеднОем нОа 32%.
2 На кон[]ец экспер[]имен[]та число педагогов, имеющих высокий (кр[]еативн[]ый) урОовенОь прОофессионОальнОой компетен ОтнОости, в ср]едн]ем составило 34% педагогов, а, зн]ачит, возр Оосло в ср]едн]ем н]а 24%;
3 Н]а кон]ец экспер]имен]та число педагогов, имеющих ср Оедн]ий (прОодуктивн]ый) ур]овен]ь прОофессионОальнОой компетенОтнОости, в ср]едн]ем составило 55% педагогов, а, зн Оачит, возрОосло в ср]едн]ем н]а 8%.
Таким обрОазом, ан]ализ дан]н]ых кон]тр]ольн]о- обобщающего экспер]имен]та показал положительнОую дин Оамику профессиональной компетентности молодых педагогов.
Для достоверности полученных данных мы использовали также методы математической статистики, которые подтвер Одили н]аше пр]едположен]ие, что введен]ие комплекса орОган ]изацион]н]о-педагогических условий пр]и ор]ган]изации методического сопр]овожден]ия способствует достижению эффективного рОезультата - повышен]ию урОовнОя прОофессион Оальн]ой компетенОтнОости молодого педагогая колледжа.
Итак, получен]н]ые и проанализированные н]ами данные позволили сделать вывод о том, что осн]овн]ая цель исследован Оия достигнОута и гипотеза подтвер]жден]а.