РАЗВИТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК МЕЖДУНАРОДНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования логистических цепей поставок 9
1.1. Сущностные характеристики, виды и модели логистических
цепей поставок 9
1.2. Механизм управления логистическими цепями поставок и
оценка его эффективности 23
1.3. Специфические особенности формирования и развития
логистических цепей поставок в международных торговых сетях 30
Глава 2. Аналитико-прикладная оценка развития международных торговых сетей 50
2.1. Оценка современного состояния и динамика развития
международных торговых сетей в мировой экономике 50
2.2. Характеристика мировых лидеров международных торговых сетей, действующих в РФ 59
2.3. Оценка эффективности логистических цепей поставок
международной торговой сети ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» 64
Глава 3. Пути совершенствования логистических цепей поставок международных торговых сетей 85
3.1. Общие логистические барьеры в международных торговых
сетях и пути их преодоления 85
3.2. Адаптационные сложности развития международных
торговых сетей в российских регионах 93
3.3. Разработка логистической стратегии международной торговой
сети ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» 109
Заключение 118
Список использованных источников 123
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты формирования логистических цепей поставок 9
1.1. Сущностные характеристики, виды и модели логистических
цепей поставок 9
1.2. Механизм управления логистическими цепями поставок и
оценка его эффективности 23
1.3. Специфические особенности формирования и развития
логистических цепей поставок в международных торговых сетях 30
Глава 2. Аналитико-прикладная оценка развития международных торговых сетей 50
2.1. Оценка современного состояния и динамика развития
международных торговых сетей в мировой экономике 50
2.2. Характеристика мировых лидеров международных торговых сетей, действующих в РФ 59
2.3. Оценка эффективности логистических цепей поставок
международной торговой сети ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» 64
Глава 3. Пути совершенствования логистических цепей поставок международных торговых сетей 85
3.1. Общие логистические барьеры в международных торговых
сетях и пути их преодоления 85
3.2. Адаптационные сложности развития международных
торговых сетей в российских регионах 93
3.3. Разработка логистической стратегии международной торговой
сети ООО «МЕТРО КЭШ ЭНД КЕРРИ» 109
Заключение 118
Список использованных источников 123
Приложения
Актуальность темы исследования. Розничная торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики, вносит весомый вклад в произведенный валовый внутренний продукт многих стран, на ее долю приходится 27% ВВП США, 19,7% ВВП России. Рынок ритейла в Европейских странах оценивается в 3,1 трлн. евро (2016 год), в США - 3 трлн. евро. Первая тройка стран Европы по объему розничной торговли выглядит следующим образом: 1 место - Россия (465 млрд. евро), 2 место - Франция (417 млрд. евро) и 3 место - Германия (412 млрд. евро).
Драйвером роста международных торговых сетей является их высокая эффективность за счет эффекта масштаба и современных технологий организации бизнеса. Крупные торговые сети - это сложившиеся структуры с отработанными бизнес-процессами, менеджментом и сформированным корпоративным климатом. Это компании, где существует своя система принятия решений о заключении договоров с новыми поставщиками, введении в ассортимент новых товаров, понятные и прописанные требования к поставщикам и продукции. Данная четкая и формализованная работа сетевых компаний с поставщиками придает прозрачность в ведении бизнеса, что упрощает контроль над всем процессом товародвижения. Логистика - это ресурс, с помощью которого компании могут снизить свои затраты, сделав свои цены наиболее привлекательными, и получить конкурентное преимущество.
Управление товародвижением становится практически базовым конкурентным преимуществом торговых сетей, позволяя в рамках концепции «точно в срок» снижать издержки, увеличивать скорость оборота товарных запасов, а значит и денежных средств, обеспечивая рост выручки и прибыли торговых компаний. В условиях роста конкуренции на рынке и замедления динамики роста продаж ритейлеры не смогут выйти на траекторию роста за счет только экстенсивного наращивания количества торговых точек и увеличения торговых площадей.
Все вышеуказанные аспекты предопределили актуальность темы данного исследования, которое свелось к разработке рекомендаций по формированию стратегических направлений развития международных торговых сетей в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования и механизмам управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых в области международной логистики. Особую значимость имеют работы таких авторов, как: А.У. Альбеков [4; 5], Р.М. Ахмедзянова [10], С.В. Богатырева [12], А.В. Ишханов [37], А.Н. Калабухов [39], И.А. Красюк [39], О.А. Маркитанов [60], Н.В. Панкова [73], Д.К. Попенкова [77], В.Ю. Чернова [90] и др.
Например, теоретико-методологические вопросы формирования логистических цепочек освещены в трудах А.У. Альбекова; международный опыт развития розничных торговых сетей рассматривается в работах Р.М. Ахмедзяновой; Д.К. Попенковой; вопросы регулирования деятельности торговых сетей встречаются в исследованиях С.В. Богатыревой; стратегия развития розничной торговли представлена в публикациях В.Ю. Черновой.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях в большинстве крупных международных торговых сетях достигнуты точки насыщения, что предопределяет будущее ужесточение конкуренции между основными торговыми игроками, поэтому все острее встает вопрос о совершенствовании механизма управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях.
Целью магистерской работы является исследование особенностей развития логистических цепей поставок международных торговых сетей.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить сущностные характеристики логистических цепей поставок;
- изучить специфические особенности формирования и механизмы управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях;
- оценить состояние и условия развития международных торговых сетей в мировой экономике;
- проанализировать эффективность логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»;
- разработать комплекс практических мероприятий по совершенствованию логистических цепей поставок международных торговых сетей.
Объектом исследования являются международные торговые сети, действующие на российском и мировом рынках.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие при формировании логистических цепей поставок в международных торговых сетях, а также стратегические направления их дальнейшего развития.
Научная новизна исследования заключается в системном обосновании роли международных торговых сетей в современных условиях, что позволило на основе мониторинга состояния и динамики развития логистических цепей поставок формализовать механизм их управления, а также определить направления стратегического развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» и разработать для данной сети комплекс практических мероприятий по совершенствованию логистических цепей поставок.
В качестве авторских разработок можно вынести следующие пункты:
1) выявлены специфические особенности формирования и развития логистических цепей поставок в международных торговых сетях;
2) проведена оценка эффективности логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»;
3) разработана логистическая стратегия развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых и практиков-специалистов, монографические исследования, периодические издания по вопросам международной логистики, а также научная литература в области управления логистическими цепями поставок и оценки их эффективности.
В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического исследования (анализ, синтез, агрегирование), специальные методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы финансового анализа; современные методы международной логистики.
Информационную базу исследования составили ресурсы баз статистических данных, а также материалы, представленные в исследованиях ведущих академических институтов и ВУЗов страны, таких как: Институт экономики РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «Метро Кэш энд Керри»; официальный сайт компании «Магазин Магазинов», содержащий данные по мировым лидерам торговых сетей.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации знаний в области международной логистики и выражается в возможности использования в дальнейшем совершенствовании теории и практики развития международных торговых сетей, а также обосновании стратегических направлений развития их деятельности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в логистической деятельности ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» с целью повышения его конкурентных позиций.
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы прошли апробацию и получили положительную оценку на семинарах и научных сессиях в НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены предмет и объект, сформулирована цель и поставлены задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования логистических цепей поставок» рассматриваются сущностные характеристики, виды и модели логистических цепей поставок, изучается механизм управления логистическими цепями поставок и оценка его эффективности, приводятся специфические особенности формирования и развития логистических цепей поставок в международных торговых сетях.
Во второй главе «Аналитико-прикладная оценка развития международных торговых сетей» оценено современное состояние и динамика развития международных торговых сетей в мировой экономике, охарактеризованы мировые лидеры международных торговых сетей, проведена оценка эффективности логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
В третьей главе «Пути совершенствования логистических цепей поставок международных торговых сетей» изучены общие логистические барьеры в международных торговых сетях и пути их преодоления, рассмотрены адаптационные сложности развития международных торговых сетей, а также разработана логистическая стратегия развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования.
Список использованных источников включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов по исследуемой теме.
Приложения включает поясняющие схемы, рисунки и таблицы.
Драйвером роста международных торговых сетей является их высокая эффективность за счет эффекта масштаба и современных технологий организации бизнеса. Крупные торговые сети - это сложившиеся структуры с отработанными бизнес-процессами, менеджментом и сформированным корпоративным климатом. Это компании, где существует своя система принятия решений о заключении договоров с новыми поставщиками, введении в ассортимент новых товаров, понятные и прописанные требования к поставщикам и продукции. Данная четкая и формализованная работа сетевых компаний с поставщиками придает прозрачность в ведении бизнеса, что упрощает контроль над всем процессом товародвижения. Логистика - это ресурс, с помощью которого компании могут снизить свои затраты, сделав свои цены наиболее привлекательными, и получить конкурентное преимущество.
Управление товародвижением становится практически базовым конкурентным преимуществом торговых сетей, позволяя в рамках концепции «точно в срок» снижать издержки, увеличивать скорость оборота товарных запасов, а значит и денежных средств, обеспечивая рост выручки и прибыли торговых компаний. В условиях роста конкуренции на рынке и замедления динамики роста продаж ритейлеры не смогут выйти на траекторию роста за счет только экстенсивного наращивания количества торговых точек и увеличения торговых площадей.
Все вышеуказанные аспекты предопределили актуальность темы данного исследования, которое свелось к разработке рекомендаций по формированию стратегических направлений развития международных торговых сетей в современных условиях.
Степень разработанности проблемы. Проблемам формирования и механизмам управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях посвящены многие труды отечественных и зарубежных ученых в области международной логистики. Особую значимость имеют работы таких авторов, как: А.У. Альбеков [4; 5], Р.М. Ахмедзянова [10], С.В. Богатырева [12], А.В. Ишханов [37], А.Н. Калабухов [39], И.А. Красюк [39], О.А. Маркитанов [60], Н.В. Панкова [73], Д.К. Попенкова [77], В.Ю. Чернова [90] и др.
Например, теоретико-методологические вопросы формирования логистических цепочек освещены в трудах А.У. Альбекова; международный опыт развития розничных торговых сетей рассматривается в работах Р.М. Ахмедзяновой; Д.К. Попенковой; вопросы регулирования деятельности торговых сетей встречаются в исследованиях С.В. Богатыревой; стратегия развития розничной торговли представлена в публикациях В.Ю. Черновой.
Гипотеза исследования состоит в том, что в современных условиях в большинстве крупных международных торговых сетях достигнуты точки насыщения, что предопределяет будущее ужесточение конкуренции между основными торговыми игроками, поэтому все острее встает вопрос о совершенствовании механизма управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях.
Целью магистерской работы является исследование особенностей развития логистических цепей поставок международных торговых сетей.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
- выявить сущностные характеристики логистических цепей поставок;
- изучить специфические особенности формирования и механизмы управления логистическими цепями поставок в международных торговых сетях;
- оценить состояние и условия развития международных торговых сетей в мировой экономике;
- проанализировать эффективность логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»;
- разработать комплекс практических мероприятий по совершенствованию логистических цепей поставок международных торговых сетей.
Объектом исследования являются международные торговые сети, действующие на российском и мировом рынках.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие при формировании логистических цепей поставок в международных торговых сетях, а также стратегические направления их дальнейшего развития.
Научная новизна исследования заключается в системном обосновании роли международных торговых сетей в современных условиях, что позволило на основе мониторинга состояния и динамики развития логистических цепей поставок формализовать механизм их управления, а также определить направления стратегического развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» и разработать для данной сети комплекс практических мероприятий по совершенствованию логистических цепей поставок.
В качестве авторских разработок можно вынести следующие пункты:
1) выявлены специфические особенности формирования и развития логистических цепей поставок в международных торговых сетях;
2) проведена оценка эффективности логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри»;
3) разработана логистическая стратегия развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
Теоретико-методологической основой исследования являются научные труды российских и зарубежных ученых и практиков-специалистов, монографические исследования, периодические издания по вопросам международной логистики, а также научная литература в области управления логистическими цепями поставок и оценки их эффективности.
В работе использовались общенаучные методы познания, включающие методы эмпирического (наблюдение, сравнение) и теоретического исследования (анализ, синтез, агрегирование), специальные методы, приемы и инструменты математической статистики: сбор и группировка статистических данных; анализ рядов динамики; методы финансового анализа; современные методы международной логистики.
Информационную базу исследования составили ресурсы баз статистических данных, а также материалы, представленные в исследованиях ведущих академических институтов и ВУЗов страны, таких как: Институт экономики РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, данные бухгалтерской и финансовой отчетности ООО «Метро Кэш энд Керри»; официальный сайт компании «Магазин Магазинов», содержащий данные по мировым лидерам торговых сетей.
Теоретическая значимость данной работы состоит в систематизации знаний в области международной логистики и выражается в возможности использования в дальнейшем совершенствовании теории и практики развития международных торговых сетей, а также обосновании стратегических направлений развития их деятельности.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в логистической деятельности ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» с целью повышения его конкурентных позиций.
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы прошли апробацию и получили положительную оценку на семинарах и научных сессиях в НИУ «БелГУ».
Структура и содержание работы. Диссертационная работа состоит из введения трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены предмет и объект, сформулирована цель и поставлены задачи, раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты формирования логистических цепей поставок» рассматриваются сущностные характеристики, виды и модели логистических цепей поставок, изучается механизм управления логистическими цепями поставок и оценка его эффективности, приводятся специфические особенности формирования и развития логистических цепей поставок в международных торговых сетях.
Во второй главе «Аналитико-прикладная оценка развития международных торговых сетей» оценено современное состояние и динамика развития международных торговых сетей в мировой экономике, охарактеризованы мировые лидеры международных торговых сетей, проведена оценка эффективности логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
В третьей главе «Пути совершенствования логистических цепей поставок международных торговых сетей» изучены общие логистические барьеры в международных торговых сетях и пути их преодоления, рассмотрены адаптационные сложности развития международных торговых сетей, а также разработана логистическая стратегия развития международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри».
В заключении сформулированы основные выводы проведенного исследования.
Список использованных источников включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе документов по исследуемой теме.
Приложения включает поясняющие схемы, рисунки и таблицы.
В диссертационном исследовании были изучены теоретические аспекты формирования логистических цепей поставок, а также выявлены особенности современных механизмов функционирования международных логистических сетей. Особое внимание было уделено оценке современного состояния и динамика развития международных торговых сетей в мировой экономике. Дана характеристика мировых лидеров международных торговых сетей, действующих в РФ, а также оценка эффективности логистических цепей поставок международной торговой сети ООО «МЕТРО Кэш энд Керри». Таким образом, на основе проведенного диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы:
1. Общемировой тенденцией последнего столетия является устойчивое развитие розничных торговых сетей, вызвавшее глубинную трансформацию всей цепи поставок. Цепь поставок - это связанные между собой и взаимозависимые организации, осуществляющие совместный контроль, управление и совершенствование материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков, идущих от поставщиков к конечным потребителям.
Согласно Logistics Trend Radar, опубликованном компанией DHL, выявлены социальные, бизнес-тренды, технологические тренды, которым будет подвержена вся система международной логистики. Среди социальных и бизнес-трендов наибольшее влияние будут оказывать прогнозируемая логистика, совместные логистические издержки, омниканальная логистика, среди технологических трендов - дополненная реальность, базы данных, облачная логистика, интернет вещей, роботехника и автоматизация.
2. Управление цепями поставок (SCM) - это логистическая интеграция и управление всеми предприятиями, видами деятельности, входящими в цепи поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью обеспечения участниками цепей существенных конкурентных преимуществ. Управление цепями поставок (SCM) должно включать: управление потоками продукции, информации, финансов, взаимоотношения с потребителем, его обслуживание, спрос, выполнение заказов, производственные потоки, снабжение, разработку продукции и доведение ее до коммерческого использования.
3. В основе формирования международной цепи поставок находятся сделки по экспорту и импорту, которые обусловливают эффективность операционной, маркетинговой и финансовой функций логистического управления. Для международных цепей поставок необходимым условием их создания является переход от международной экономической интеграции через интернационализацию предприятий к общей логистической системе. На формирование международной цепи поставок влияют четыре главных пространственных фактора: глобализация, технология, спрос, макроэкономика. Негативными факторами формирования глобальных цепей поставок выступают дополнительные затраты, связанные с многочисленными источниками: производственные затраты, затраты на перемещение, затраты на стимулирование и субсидии, издержки нематериального характера, накладные расходы и другие.
Международные торговые сети различаются по ряду своих характерных свойств и черт. С точки зрения локализации и выполняемых функций в процессе распределения и продвижения товаров можно говорить об оптовых и розничных сетях. Международные торговые сети можно классифицировать следующим образом: международные; глобальные; транснациональные. С точки зрения объекта предложения, с которым фирма выходит на мировые рынки, все торговые предприятия можно разделить на реализующие товары и потребительские услуги (E.Leclerc, Wal-Mart, Tesco, McDonald's, Kodak Ekspress) и снабженческие (Office Deport).
4. Развитие торговой отрасли в России характеризуется неравномерностью для различных групп предприятий. Резко выбивается из общего тренда развития сектор крупных предприятий, особенно его ядро - крупнейшие розничные сети, контролирующие значительные финансовые и рыночные ресурсы. Наиболее известна из них немецкая «Метро АГ» - третья в мире торговая корпорация. «МЕТРО Кэш энд Керри» - крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата cash &carry (мелкооптовая торговля) торгового холдинга «МЕТРО ГРУП».
В России «МЕТРО Кэш энд Керри» присутствует с 2000 года, когда был зарегистрирован центральный офис компании в Москве. Уже год спустя, в ноябре 2001 года, были открыты первые два центра мелкооптовой торговли «МЕТРО Кэш энд Керри» в столице России.
На сегодняшний день российское подразделение компании «МЕТРО Кэш энд Керри» открыло 89 торговых центров в 50 регионах страны (среди них также учтен гипермаркет «Реал» в г. Котельники). Объем продаж за 2015/2016 финансовый год составил 2,996 миллиарда евро. Численность сотрудников - около 20 000 человек.
В ходе анализа ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» за рассматриваемый период (с 31.12.2012 по 31.12.2016) были получены следующие показатели, имеющие исключительно хорошие значения:
— чистые активы превышают уставный капитал, при этом за 4 года наблюдалось увеличение чистых активов;
— полностью соответствует нормативному значению коэффициент абсолютной ликвидности;
— положительное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
Положительно характеризующим результаты деятельности организации показателем является следующий - чистая прибыль за 2016 год составила 5 842 196 тыс. руб.
Среди показателей, неудовлетворительно характеризующих финансовое положение и результаты деятельности организации, можно выделить такие:
— низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов;
— не соблюдается нормальное соотношение активов
по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
— значительное падение прибыли до процентов.
5. В глобальном мире существует множество вариантов ведения международной торговли. Логистическая система международного торгового предприятия в большей степени подвержена воздействию факторов внешней среды и должна быть адаптирована под условия ведения бизнеса в экономиках разных стран. Для поддержания высокой результативности функционирования подобной системы крайне важны эффективное взаимодействие и партнерство в отношениях между грузоперевозчиками и специализированными логистическими предприятиями. При этом целесообразной видится реализация выработанных международных логистических стратегий. Решение о выборе канала распределения компании принимают с учетом торговых барьеров - правил, непосредственно ограничивающих тип товаров либо увеличивающих уровень таможенных пошлин в случае превышения объема импорта. Совершенствование логистических систем достигается также за счет внедрения научно-технических достижений.
6. Перспективность российского рынка розничной торговли подтверждается и высокой заинтересованностью международных розничных сетей. Организация логистических систем на национальном и международных уровнях существенно различается. На национальном уровне логистические системы функционируют в рамках законодательства одной страны. Построение международной логистической цепи представляется более сложным в связи с неопределенностью, обусловленной увеличением расстояний, различиями в правилах государственного регулирования и т.д. Логистическая работа в рамках международной сети требует от специалистов дополнительных навыков, поскольку на территориях разных государств невозможно применение однотипных схем.
Развитие международных ритейлеров в России тесно связано с девелопментом торговых центров. Существует четкая корреляция между количеством представленных в городе брендов и объемом качественного предложения на рынке торговой недвижимости. Наличие площадей, соответствующих требованиям, является краеугольным вопросом для международных торговых сетей.
Можно отметить, что присутствие и выход на российский рынок международных торговых сетей в настоящее время сопровождается определенными сложностями развития. К экономическим факторам, вызывающим трудности в развитии МТС относятся: продолжающееся сокращение оборота розничной торговли, значительные колебания курса рубля по отношению к доллару США, ускорившееся сокращение реальных денежных доходов населения, отсутствие качественных торговых помещений, неуверенность и осторожность руководства международных компаний. Значительную роль в замедлении роста числа международных торговых сетей на территории России играют политические факторы.
7. Основной логистической задачей ООО «Метро Кэш энд Керри» является оптимальное управление товарными, информационными и денежными потоками для обеспечения доставки товара в нужное время, в нужном месте, точно в срок и с минимальными издержками для удовлетворения потребностей наших клиентов. Компания достигает этого, создавая и поддерживая высокопроизводительную и эффективную цепочку поставок и систему показателей уровня сервиса наших поставщиков.
1. Общемировой тенденцией последнего столетия является устойчивое развитие розничных торговых сетей, вызвавшее глубинную трансформацию всей цепи поставок. Цепь поставок - это связанные между собой и взаимозависимые организации, осуществляющие совместный контроль, управление и совершенствование материальных, информационных, финансовых и сервисных потоков, идущих от поставщиков к конечным потребителям.
Согласно Logistics Trend Radar, опубликованном компанией DHL, выявлены социальные, бизнес-тренды, технологические тренды, которым будет подвержена вся система международной логистики. Среди социальных и бизнес-трендов наибольшее влияние будут оказывать прогнозируемая логистика, совместные логистические издержки, омниканальная логистика, среди технологических трендов - дополненная реальность, базы данных, облачная логистика, интернет вещей, роботехника и автоматизация.
2. Управление цепями поставок (SCM) - это логистическая интеграция и управление всеми предприятиями, видами деятельности, входящими в цепи поставок, на основе взаимного сотрудничества, эффективных бизнес-процессов и высокой степени совместного использования информации с целью обеспечения участниками цепей существенных конкурентных преимуществ. Управление цепями поставок (SCM) должно включать: управление потоками продукции, информации, финансов, взаимоотношения с потребителем, его обслуживание, спрос, выполнение заказов, производственные потоки, снабжение, разработку продукции и доведение ее до коммерческого использования.
3. В основе формирования международной цепи поставок находятся сделки по экспорту и импорту, которые обусловливают эффективность операционной, маркетинговой и финансовой функций логистического управления. Для международных цепей поставок необходимым условием их создания является переход от международной экономической интеграции через интернационализацию предприятий к общей логистической системе. На формирование международной цепи поставок влияют четыре главных пространственных фактора: глобализация, технология, спрос, макроэкономика. Негативными факторами формирования глобальных цепей поставок выступают дополнительные затраты, связанные с многочисленными источниками: производственные затраты, затраты на перемещение, затраты на стимулирование и субсидии, издержки нематериального характера, накладные расходы и другие.
Международные торговые сети различаются по ряду своих характерных свойств и черт. С точки зрения локализации и выполняемых функций в процессе распределения и продвижения товаров можно говорить об оптовых и розничных сетях. Международные торговые сети можно классифицировать следующим образом: международные; глобальные; транснациональные. С точки зрения объекта предложения, с которым фирма выходит на мировые рынки, все торговые предприятия можно разделить на реализующие товары и потребительские услуги (E.Leclerc, Wal-Mart, Tesco, McDonald's, Kodak Ekspress) и снабженческие (Office Deport).
4. Развитие торговой отрасли в России характеризуется неравномерностью для различных групп предприятий. Резко выбивается из общего тренда развития сектор крупных предприятий, особенно его ядро - крупнейшие розничные сети, контролирующие значительные финансовые и рыночные ресурсы. Наиболее известна из них немецкая «Метро АГ» - третья в мире торговая корпорация. «МЕТРО Кэш энд Керри» - крупнейшая управляющая компания международного бизнес-формата cash &carry (мелкооптовая торговля) торгового холдинга «МЕТРО ГРУП».
В России «МЕТРО Кэш энд Керри» присутствует с 2000 года, когда был зарегистрирован центральный офис компании в Москве. Уже год спустя, в ноябре 2001 года, были открыты первые два центра мелкооптовой торговли «МЕТРО Кэш энд Керри» в столице России.
На сегодняшний день российское подразделение компании «МЕТРО Кэш энд Керри» открыло 89 торговых центров в 50 регионах страны (среди них также учтен гипермаркет «Реал» в г. Котельники). Объем продаж за 2015/2016 финансовый год составил 2,996 миллиарда евро. Численность сотрудников - около 20 000 человек.
В ходе анализа ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» за рассматриваемый период (с 31.12.2012 по 31.12.2016) были получены следующие показатели, имеющие исключительно хорошие значения:
— чистые активы превышают уставный капитал, при этом за 4 года наблюдалось увеличение чистых активов;
— полностью соответствует нормативному значению коэффициент абсолютной ликвидности;
— положительное изменение собственного капитала относительно общего изменения активов организации.
Положительно характеризующим результаты деятельности организации показателем является следующий - чистая прибыль за 2016 год составила 5 842 196 тыс. руб.
Среди показателей, неудовлетворительно характеризующих финансовое положение и результаты деятельности организации, можно выделить такие:
— низкая величина собственного капитала относительно общей величины активов;
— не соблюдается нормальное соотношение активов
по степени ликвидности и обязательств по сроку погашения;
— значительное падение прибыли до процентов.
5. В глобальном мире существует множество вариантов ведения международной торговли. Логистическая система международного торгового предприятия в большей степени подвержена воздействию факторов внешней среды и должна быть адаптирована под условия ведения бизнеса в экономиках разных стран. Для поддержания высокой результативности функционирования подобной системы крайне важны эффективное взаимодействие и партнерство в отношениях между грузоперевозчиками и специализированными логистическими предприятиями. При этом целесообразной видится реализация выработанных международных логистических стратегий. Решение о выборе канала распределения компании принимают с учетом торговых барьеров - правил, непосредственно ограничивающих тип товаров либо увеличивающих уровень таможенных пошлин в случае превышения объема импорта. Совершенствование логистических систем достигается также за счет внедрения научно-технических достижений.
6. Перспективность российского рынка розничной торговли подтверждается и высокой заинтересованностью международных розничных сетей. Организация логистических систем на национальном и международных уровнях существенно различается. На национальном уровне логистические системы функционируют в рамках законодательства одной страны. Построение международной логистической цепи представляется более сложным в связи с неопределенностью, обусловленной увеличением расстояний, различиями в правилах государственного регулирования и т.д. Логистическая работа в рамках международной сети требует от специалистов дополнительных навыков, поскольку на территориях разных государств невозможно применение однотипных схем.
Развитие международных ритейлеров в России тесно связано с девелопментом торговых центров. Существует четкая корреляция между количеством представленных в городе брендов и объемом качественного предложения на рынке торговой недвижимости. Наличие площадей, соответствующих требованиям, является краеугольным вопросом для международных торговых сетей.
Можно отметить, что присутствие и выход на российский рынок международных торговых сетей в настоящее время сопровождается определенными сложностями развития. К экономическим факторам, вызывающим трудности в развитии МТС относятся: продолжающееся сокращение оборота розничной торговли, значительные колебания курса рубля по отношению к доллару США, ускорившееся сокращение реальных денежных доходов населения, отсутствие качественных торговых помещений, неуверенность и осторожность руководства международных компаний. Значительную роль в замедлении роста числа международных торговых сетей на территории России играют политические факторы.
7. Основной логистической задачей ООО «Метро Кэш энд Керри» является оптимальное управление товарными, информационными и денежными потоками для обеспечения доставки товара в нужное время, в нужном месте, точно в срок и с минимальными издержками для удовлетворения потребностей наших клиентов. Компания достигает этого, создавая и поддерживая высокопроизводительную и эффективную цепочку поставок и систему показателей уровня сервиса наших поставщиков.
Подобные работы
- Разработка мероприятий по совершенствованию сервисного обслуживания в логистической цепи поставок (на примере ООО «МаэстроКласс»)
Бакалаврская работа, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование модели цепи поставок сетевой компании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ЦЕПИ ПОСТАВОК С ПРИМЕНЕНИЕМ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2018 - ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИИ НА ОСНОВЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ
КОММУНИКАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ
ЦЕПИ ПОСТАВОК
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы управления запасами в цепях поставок предприятия
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование международных цепей поставок компании
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Организационно-функциональное проектирование цепи поставок предприятия» (на примере ООО «СтройЛегион»)
Дипломные работы, ВКР, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - Развитие логистической системы на примере ФГУП «EMS Почта России» в г.Екатеринбург
Бакалаврская работа, логистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2016



