Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ

Работа №69242

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы97
Год сдачи2020
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
307
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 8
1.1. Художественно-творческая деятельность детей дошкольного
возраста как предмет научного исследования 8
1.2. Особенности художественно-творческой деятельности детей
дошкольного возраста с нарушениями зрения 18
1.3. Психолого-педагогические условия развития художественно¬
творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ 36
2.1. Методы и методики изучения художественно-творческой
деятельности у детей дошкольного возраста 36
2.2. Система работы по развитию художественно-творческой
деятельности у детей с нарушениями зрения 43
2.3. Анализ и интерпретация полученных в ходе исследования
результатов 54
Заключение 64
Список литературы 69
Приложение


Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) диктуют необходимость формирования художественно-творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольным образованием встает важная задача развития художественно-творческого потенциала детей, что в свою очередь требует совершенствования образовательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
С психологической точки зрения дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития художественно-творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Проблема развития художественно-творческих способностей актуальна еще и тем, что этот процесс является неотъемлемым компонентом социальной адаптации и самореализации человека в обществе.
Исследованием художественно-творческой деятельности занимались такие авторы как А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, Е.И. Игнатьев, Г. Кершенштейнер. В.С. Мухина, Т.С. Комарова, Н.П. Сакулинаи др. Обобщая данные исследований, можно выделить основные стадии развития художественно-творческой деятельности в детском возрасте.
Как показали их исследования, способность к творчеству ребенок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие ее через упражнения, занятия, игры. Следовательно, развитая художественно¬изобразительная деятельность детей выступают не только предпосылкой эффективного усвоения дошкольниками учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся у них знаний, способствует саморазвитию личности.
Развитие детской художественно-творческой деятельности - сложная и комплексная проблема. Современные подходы к ее’ изучению характеризуются стремлением исследователей к поиску эффективных путей развития творчества в условиях интеграции разных видов искусства (Н.Э. Басина, В.В. Богданова, C.H. Козырева, С.И. Мерзлякова, Г.П. Новикова, Г.А. Савостина, O.A. Суслова).
Особый интерес для нас представляет исследование художественно-творческой деятельности у детей с нарушениями зрения, так как потеря зрения и вторично возникающие отклонения в развитии создают определенные трудности в приобретении жизненного опыта, в развитии познавательных процессов, что отражается и на развитии художественно-творческой деятельности.
В исследованиях ведущих педагогов (М.И. Земцова, А.И. Зотов, Б.И. Коваленко, И.С. Костючек, Ю.А. Кулагин, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец, Л.И. Солнцева, В.М. Сорокин, Б.К. Тупоногов, В.А. Феоктистова, М.Е. Хватцев и др.) отмечается, что нарушение зрения отрицательно сказывается на развитии восприятия, перцептивных действий, формировании представлений и познавательных процессов в целом.
Данные психолого-педагогических исследований таких авторов, как
A. Г. Литвак, Л.И. Солнцева, E.H. Подколзина, Л.И. Плаксина,
B. А. Феоктистова, и др. свидетельствуют о том, что развитие художественно¬творческой деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями зрения является важным звеном в системе коррекционно-воспитательной работы дошкольных образовательных организаций.
Анализ специальной литературы показывает, что в дошкольной тифлопсихологии и тифлопедагогике разработаны программы по развитию художественно-творческой деятельности дошкольников с нарушениями зрения (Н.А. Ветлугина, Т.Н. Доронова, Л.П. Григорьева, А.В. Потемкина,
Э.М. Стернина), однако методических разработок и конкретных технологий педагогической коррекции художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения нами не обнаружено. Именно этим мы и объясним актуальность выбранной нами темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы психолого¬педагогические условия развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения?
Цель исследования: выявление психолого-педагогических условий развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Объект исследования: художественно-творческая деятельность детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Предмет исследования: процесс развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Гипотеза научного исследования заключается в предположении, что система работы по развитию художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения будет эффективна при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- знакомство и приобщение к разным видам и жанрам художественного искусства;
- подбор адекватного дидактического материала;
- дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;
- при демонстрации художественных объектов использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие;
- использование таких методов, как художественный поиск, создание художественного произведения, презентация художественного произведения, рефлексия художественного творчества.
- использовать доступные игровые приемы и нетрадиционные художественные техники.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в современных педагогических и психологических исследованиях.
2. Теоретически обосновать параметры и критерии оценки сформированности художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
3. Выявить психолого-педагогические условия развития
художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
4. Подобрать диагностический инструментарий для оценки состояния художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
5. Выявить экспериментальным путем особенности художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
6. Разработать систему работы по развитию художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, основанную на выявленных психолого-педагогических условиях.
Теоретико-методологической основой исследования стали следующие концептуальные подходы:
- о значении сензитивных периодов в развитии и, в частности, о значимости дошкольного возраста как важнейшего периода в развитии психических процессов ребенка (Л.О. Выготский, Д.Б. Эльконин);
- о значимости деятельности в развитии психических процессов (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.П. Рубинштейн и др.);
- о коррекции и компенсации отклонений в ходе специального обучения (М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Г.В. Никулина, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева, В.М. Сорокин, В.А. Фектистова и др.);
- о роли художественно-творческой деятельности в гармонизации личности ребенка (Г.Г. Григорьева, С.К. Кожохина, Т.С. Комарова, B.C. Мухина);
- о коррекционной значимости художественно-творческой деятельности в обучении детей с нарушением зрения (О.И. Егорова, В.П. Ермаков, Л.И. Плаксина, Н.А. Семевский и др.).
Для решения поставленных задач использовалась следующая совокупность методов исследования:
1. Теоретические - анализ психолого-педагогической и методической литературы, позволяющий изучить опыт работы по формированию художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения; систематизация выводов современных исследований по рассматриваемой проблеме.
2. Эмпирические - изучение медико-педагогической документации, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный).
3. Статистические - качественная и количественная обработка результатов эксперимента.
Теоретическая значимость исследования состоит в подробном изучении проблемы овладения художественно-творческой деятельностью детьми дошкольного возраста с нарушением зрения, обосновании параметров и критериев сформированности художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения, выявлении психолого¬педагогических условий развития художественно-творческой деятельности у данной категории детей.
Практическая значимость работы заключается в том, что подобран перечень методик диагностики уровня сформированности художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, выявлены экспериментальным путем особенности художественно - творческой деятельности, предложены методические рекомендации по развитию художественно-творческой деятельности у детей данной категории.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 45 города Ставрополя.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование посвящено решению одной из актуальных проблем дошкольного воспитания, заключающееся в стремлении к поиску эффективных путей развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях интеграции разных видов искусства.
Теоретический анализ особенностей развития художественно - творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в современных педагогических и психологических исследованиях, позволил нам выяснить что под художественно-творческой деятельностью детей дошкольного возраста понимается создание субъективно нового продукта (рисунок, лепка); создание (придумывание) к известному ранее не используемых деталей, по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, лепке и т.п.), разных вариантов изображения, ситуаций, движений, своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п.; применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы - на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голосов и т.д.); проявление инициативы во всем.
К основные компонентам художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста относят: мотивационно - творческую активность и направленность личности; интеллектуально - логические свойства личности; интеллектуально-эвристические способности личности; мировоззренческие способности личности; моральные качества личности; способность личности к самоуправлению в процессе творческой деятельности; коммуникативные, эстетические качества личности; индивидуальные особенности личности.
Описаны две группы способностей к художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста выделяют: способность к изображению и способность к художественному выражению. Способность к изображению состоит из трех компонентов: восприятие и связанное с ним представление; овладение средствами графического воплощения образа (овладение комплексом умений и навыков изображения, формы, строения, пропорциональных отношении, положения в пространстве); овладение техникой рисунка. Способность к художественному выражению: эстетическое восприятие явлений реального мира; интеллектуальная активность;
Раскрыты основные этапы развития художественно-творческой деятельности у ребенка дошкольного возраста: первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла; второй этап - процесс создания изображения; третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение.
Описаны категории детей с нарушениями зрения, к которым относят: слепых, слабовидящих, детей с косоглазием и амблиопией. В своем исследовании мы остановимся на изучении категории слабовидящих детей .
Теоретически обоснованы особенности художественно-творческой деятельности детей со зрительной депривацией, проявляющихся в следующем: фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм, обедненность сюжетов, недостаточная изобразительность, низкая активность, склонность к стереотипным действиям .
Теоретический анализ литературы позволил нам организовать и провести экспериментальное исследование по развитию художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.
Нами были теоретически обоснованы параметры и критерии оценки сформированности художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, на которые были подобранны диагностические методики.
В результате проведения диагностического исследования были получены следующие результаты: в контрольной группе преобладание высокого уровня развития художественно-творческой деятельности, что проявляется в следующем:
- у всех детей имеется способность к графическим изображениям;
- все дети группы умеют сочинять свою сказку;
- рисунки детей передают замысел и эмоциональное состояния персонажей придуманной ими сказки;
- сюжет рисунка и сюжет придуманной сказки совпадал у всех детей;
- все дети умеют отразить в рисунке сюжет в соответствии с планом, правильно передать пространственное положение предмета и его частей, а также все дети способны выполнять графические изображения
Количественно-качественный анализ результатов исследования в экспериментальной группе показал преобладание низкого уровня развития художественно-творческой деятельности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, что проявляется в следующем:
- обеднённость сюжетов;
- недостаточность изобразительность (рисуют то, что умеют изображать);
- низкая активность и склонность к стереотипным действиям ;
- низкий уровень самостоятельности и оригинальности замысла: дети не могут самостоятельно придумать свою сказку, новый сюжет. Как правило дети пересказывали сказки, мультфильмы или свои самые яркие впечатления;
- дети предпочитают не сочинять сказки, а рисовать ее’ сюжета, а это значит, что рисунок для ребенка интереснее, и является своего рода подсказкой для выражения своих фантазии;
- низкая способность к графическим изображениям: дети не правильно смешивают краски; не могут изобразить воображаемые объект; не правильно передают пропорции.
Таким образом, проанализировав результаты диагностики детей дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что большинству детей с нарушениями зрения необходима специально организованная работа, направленная на развитие художественно-творческой деятельности.
Учитывая полученные результаты исследования нами была составлена система работы по развитию художественно-творческой деятельности у детей с нарушениями зрения, включающая в себя не только совместную деятельность взрослых и детей, но и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов. Основными средствами, необходимыми к использованию в программы мы считаем изодеятельность и ее техники, в том числе и нетрадиционные. Реализовывать данную систему мы рекомендуем при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- знакомство и приобщение к разным видами и жанрам художественного искусства (развитие у детей интереса и способности к восприятию художественной стороне действительности);
- подбор адекватного дидактического материала (рельефный, контурный, яркой расцветки с чётким контуром, с минимальным количеством второстепенных деталей, легко узнаваемый);
- дозированный режим зрительных нагрузок и специальный режим освещения;
- при демонстрации художественных объектов использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие;
- использование таких методов, как художественный поиск, создание художественного произведения, презентация художественного произведения, рефлексия художественного творчества ;
- использовать доступные игровые приемы и нетрадиционные художественные техники (к нетрадиционным техникам рисования относят: «Пальчики-палитра»; рисование ладошкой; рисование штрихом; рисование по сырой бумаге; рисование восковыми мелками, свечой и акварелью; мазковая живопись; монотипия и диотипия (техника печатки); батик - роспись по ткани, стилизацией - подчинение определенным правилам; набрызг. техника создания клеевых картин; пластилиновый налеп; «Водяная печать»; «Изонить»; рисование пластилином; оригами и поделкам из полосок;
аппликации).
Реализация данных условий позволит развивать у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения потребность в художественно -творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, задачи решены, цель достигнута.



1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань, 1996.
2. Акопова А.Ф., Руденко Л.А., Сербина Л.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2004. - №6.
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М., 2000.
4. Блок В.М. Метод творческой работы С. Прокофьева:
исследование. - М.: Музыка, 1979.
5. Букш С.А. Творчество как вид социальной деятельности:
Дис.канд. филос. наук. - М., 1998.
6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.
7. Григорьева Л.П., Бернадская М.Э., Блинникова И.В., Солнцева О.Г. Развитие восприятия у ребенка. Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. - 2-е изд., дораб. - М.: Школьная Пресса, 2007.
8. Громов Е.С. Природа художественного творчества. - М.: 1
Просвещение, 2010.
9. Гусев Ю.А. Познание и творчество: Логико-гносеол. пробл. худож. творчества. - Минск: Университетское, 2007.
10. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
11. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учебное пособие для студентов высших учебных заведении”. - М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2000.
12. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М., 2000.
13. Ермолаева-Томилина Г.Б. Психология художественного творчества. - М.: Академический проект, 2011.
14. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2003.
15. Земцова М.И. Особенности познавательной деятельности детей с нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 3. - С. 26 - 32.
16. Злотников В.Г. Процесс воображения в художественном
творчестве. Автореф. канд. дисс. / В.Г. Злотников. - М.: МГУ, 1996.
17. Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.
18. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гуманитар. ид. центр ВЛАДОС, 2006.
19. Камоед Н.И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности. - Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2005.
20. Киселева Е.В. Развитие творческих способностей в условиях дошкольного образования: Дис. . канд. пед. наук. - Челябинск, 2000.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2008.
22. Комарова Т.С., Зырянова О.Ю. Преемственность в формировании художественного творчества в детском саду и начальной школе. - М.: Педагогическое общество России, 2006.
23. Корнилова И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. - М., 2004.
24. Крамар П.П. К определению понятия «творчество» // Вопросы общественных наук. - Киев, 1982.
25. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник. 3-е издание. - М.: АГАР, 2008.
26. Куренкова Р.А. Эстетика: Учеб. по специальности 032800 «Культурология». - М.: Владос - пресс, 2003.
27. Лернер И. Я. Проблемное обучение. - М., 2004.
28. Лилов А. Природа художественного творчества. - М., 2003.
29. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих : учеб. пособие. - СПб. : РГПУ, 1998.
30. Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 1985.
31. Лук А.Н. Психология творчества. - Наука, 1978.
32. Любимов А.А. Обучение предметно- практическим действиям детей с глубоким нарушением зрения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2013. - № 8. - С. 36 - 44.
33. Ильницкая И., Остапенко Л. Творческая деятельность и психическое развитие ребёнка. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 5, с.49¬53
34. Межиева М.В. Развитие творческих способностей детей 5-9 лет. - Ярославль, 2002.
35. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981.
36. Нападовская В.Л. Коррекция речевых нарушений и формирование творческих способностей у детей с нарушением зрения. - М., 2003.
37. Осипова Л.Б. Творческое конструирование как средство развития предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования / Л.Б. Осипова // Инклюзивное образование. Индивидуализация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно -практической конференции (г. Челябинск, 9 февраля 2016 г.) / отв. за выпуск: Л.Б. Осипова, Е.В. Плотникова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. - С. 205¬213.
38. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С. В. Алехина. - М.: МГППУ, 2012.
39. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушениями зрения. - М. 1999.
40. Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: учебно -методическое пособие для педагога-дефектолога. - М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2008.
41. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения. - М. : РАОИКП, 1999.
42. Потемкина А.В. Методика обучения изобразительной деятельности и тифлографика. - М., 2011.
43. Розет И.М. Что такое эвристика: Кн. для учащихся. - 2-е изд., доп. и перераб. - Минск: Нар. асвета, 2008.
44. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: Учебно - методическое пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением зрения»/ Сост. Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова. - Челябинск: Изд-во «Букватор», 2006.
45. Солнцева Л.И. Психология детей с нарушением зрения (детская тифлопсихология). - М.: Классикс Стиль, 2006.
46. Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет. - М.: «Издательство Гном и Д», 2007.
47. Фадина Г.В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических факультетов. - Балашов: Николаев, 2004.
48. Феоктистова В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya- roditeley/2014/04/02/feoktistova-v-a-vospitanie-slepykh-detey-doshkolnogo.
49. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. - М.: Просвещение, 1961.
50. Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждении, обеспечивающих получение дошкольного образования / сост. В.М. Дриленок. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2007.
51. Художественное творчество в детском саду: пособие для воспитателя и музыкального руководителя / под ред. Н. А. Ветлугинои. - М.: Просвещение, 2004.
52. Цыркун И.И. Методологические проблемы педагогической инноватики // Педагогическое сотрудничество в действии: тексты лекции”. - Минск: БГПУ, 2008.
53. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. / В.Н. Шацкая. - М.: Просвещение, 2005.
54. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии. - М.:
«Современное слово», 2001.
55. Ячменева В.В. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14лет. - М., 2003.
56. Guilford, J.P. Fourteen Dimensions of Temperament. American Psychological Association, 1956.
57. Khatena J. Gifted: Challenge and response for education. - ITASCA, Illi- nois: FE Peacock Publishers inc., 1992.
Интернет - ресурсы:
58. Большая советская энциклопедия [В 30 т.]. Гл. ред. А.М.
Прохоров. 3-е изд. - М.: "Сов. энциклопедия"//
https://search.rsl.ru/ru/record/01006792287
59. Дефектология [Электронный ресурс]: Дефектологический
словарь. - электронные данные. - Режим доступа:
http://www.defectology.ru/ye/yesteticheskoe_vospitanie.html
60. Карпова И. А. Особенности художественно-творческого развития детей дошкольного возраста // Теория и практика образования в современном
мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 40-42. — URL
https://moluch.ru/conf7ped/archive/99/4796/
61. Толковый словарь С.И. Ожегова/
https:// slovarozhe gova.ru/ ozhe gov.php
62. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // http: // www.mioo.ru/m
63. Эстетика: словарь / под общ. ред. А.А. Беляева и др.// https://platona.net/load/knigi_po_filosofii/slovari_ehnciklopedii/estetika-slovar- belyaev


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ