РАЗВИТИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии... 8
1.1. Сущность регулятивных универсальных учебных действий.... 8
1.2. Возрастные особенности развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии как средство
развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .. 32
2.1. Диагностика уровня развития регулятивных универсальных
учебных действий младших школьников 32
2.2. Проектирование экспериментальной работы по развитию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии 39
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии... 8
1.1. Сущность регулятивных универсальных учебных действий.... 8
1.2. Возрастные особенности развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии как средство
развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .. 32
2.1. Диагностика уровня развития регулятивных универсальных
учебных действий младших школьников 32
2.2. Проектирование экспериментальной работы по развитию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии 39
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение
Современная общеобразовательная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования. И прежде всего, у ученика начальной школы должны быть сформированы универсальные учебные действия. Это отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения.
В настоящее время перед начальной школой остаётся актуальной проблема успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Способность учащихся начальных классов усваивать знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность ориентироваться в предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её направленности, ценностно - смысловых характеристик.
Сформированность умения учиться предполагает освоение учащимися начальных классов всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебные задачи, действия, операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В контексте видового содержательного многообразия УУД четко выделяется вопрос регулятивных универсальных учебных действий, как наиболее полно обеспечивающих учащимся общую организацию и регуляцию их учебной деятельности в начальной школе.
Проблема развития регулятивных УУД младших школьников рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, Т.В. Василенко, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.О. Пунского, А.В. Федотовой и др.
Особая роль сформированности регулятивных УУД заключается в том, что эти действия оказывают положительное влияние на развитие всех психических процессов. Любое действие, если оно протекает сознательно, регулируется его исполнителем - планируется, контролируется, корректируется, оценивается.
Формирование универсальных учебных действий: личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоение программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология»- в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для развития системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для развития важнейших составляющих учебной деятельности -планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одной из главных целей учебного предмета «Технология» является развитие
регулятивных действий, включая: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Одним из эффективных средств развития регулятивных УУД на уроках технологии является проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников следующих компонентов УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Проблему развития регулятивных универсальных учебных действий в проектной деятельности рассматривали Л.Н. Азарова, А.В. Горячев, Е.А. Лутцева, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, В.Д. Симоненко и др.
Актуальность данной проблемы предопределила выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия
развитиярегулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:
- предлагаются различные задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий;
- учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Спроектировать экспериментальную работу по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические:анализ, обобщение,систематизация научной
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино», 3 «А» класс.
Апробация работы: основные положения работы докладывались на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» -2017, (г. Белгород, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение регулятивных универсальных учебных действий; возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; проектная деятельность на уроках технологии как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; содержание экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования; обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
В настоящее время перед начальной школой остаётся актуальной проблема успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Способность учащихся начальных классов усваивать знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность ориентироваться в предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её направленности, ценностно - смысловых характеристик.
Сформированность умения учиться предполагает освоение учащимися начальных классов всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебные задачи, действия, операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В контексте видового содержательного многообразия УУД четко выделяется вопрос регулятивных универсальных учебных действий, как наиболее полно обеспечивающих учащимся общую организацию и регуляцию их учебной деятельности в начальной школе.
Проблема развития регулятивных УУД младших школьников рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, Т.В. Василенко, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.О. Пунского, А.В. Федотовой и др.
Особая роль сформированности регулятивных УУД заключается в том, что эти действия оказывают положительное влияние на развитие всех психических процессов. Любое действие, если оно протекает сознательно, регулируется его исполнителем - планируется, контролируется, корректируется, оценивается.
Формирование универсальных учебных действий: личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоение программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология»- в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для развития системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для развития важнейших составляющих учебной деятельности -планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одной из главных целей учебного предмета «Технология» является развитие
регулятивных действий, включая: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Одним из эффективных средств развития регулятивных УУД на уроках технологии является проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников следующих компонентов УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Проблему развития регулятивных универсальных учебных действий в проектной деятельности рассматривали Л.Н. Азарова, А.В. Горячев, Е.А. Лутцева, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, В.Д. Симоненко и др.
Актуальность данной проблемы предопределила выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия
развитиярегулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:
- предлагаются различные задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий;
- учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Спроектировать экспериментальную работу по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические:анализ, обобщение,систематизация научной
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино», 3 «А» класс.
Апробация работы: основные положения работы докладывались на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» -2017, (г. Белгород, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение регулятивных универсальных учебных действий; возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; проектная деятельность на уроках технологии как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; содержание экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования; обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы в теоретической части нашего исследования позволил сделать вывод, что проблема развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников является одной из актуальных проблем современной школы.Регулятивные универсальные учебные действия наиболее полно обеспечивают учащимся общую организацию и регуляцию их учебной деятельности.
В ходе анализа литературы было выяснено, что регулятивные УУД занимают важное место в формировании умения учиться у младших школьников. К регулятивным действиям относятся: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
При изучении проблемы исследования выяснили, что при соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одним из эффективных методов, применяемых на уроках технологии, является метод проектов.Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в два этапа: констатирующий, формирующий.На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. На формирующем этапе эксперимента разработано и апробировано содержание работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .
По результатам нашего исследования можно утверждать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:предлагаются различные задания на развитие регулятивных УУД;учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Таким образом, можно седлать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития регулятивных УУД младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Мы продолжим работу в дальнейшей профессиональной деятельность.
В ходе анализа литературы было выяснено, что регулятивные УУД занимают важное место в формировании умения учиться у младших школьников. К регулятивным действиям относятся: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
При изучении проблемы исследования выяснили, что при соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одним из эффективных методов, применяемых на уроках технологии, является метод проектов.Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в два этапа: констатирующий, формирующий.На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. На формирующем этапе эксперимента разработано и апробировано содержание работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .
По результатам нашего исследования можно утверждать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:предлагаются различные задания на развитие регулятивных УУД;учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Таким образом, можно седлать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития регулятивных УУД младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Мы продолжим работу в дальнейшей профессиональной деятельность.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2016 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии при работе с утилизированными материалами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Разработка методических материалов для формирования регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Исследование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Исследование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ
УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Мини-проект как средство развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивного образования (Московский Педагогический Колледж)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



