Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии... 8
1.1. Сущность регулятивных универсальных учебных действий.... 8
1.2. Возрастные особенности развития регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников 16
1.3. Проектная деятельность на уроках технологии как средство
развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 23
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .. 32
2.1. Диагностика уровня развития регулятивных универсальных
учебных действий младших школьников 32
2.2. Проектирование экспериментальной работы по развитию
регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии 39
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение
Современная общеобразовательная школа нацелена на достижение нового, современного качества образования. И прежде всего, у ученика начальной школы должны быть сформированы универсальные учебные действия. Это отмечено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения.
В настоящее время перед начальной школой остаётся актуальной проблема успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» ФГОС НОО определяют предметные, метапредметные и личностные результаты.
Способность учащихся начальных классов усваивать знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия открывают учащимся возможность ориентироваться в предметных областях, в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её направленности, ценностно - смысловых характеристик.
Сформированность умения учиться предполагает освоение учащимися начальных классов всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебные задачи, действия, операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова. В контексте видового содержательного многообразия УУД четко выделяется вопрос регулятивных универсальных учебных действий, как наиболее полно обеспечивающих учащимся общую организацию и регуляцию их учебной деятельности в начальной школе.
Проблема развития регулятивных УУД младших школьников рассматривалась в трудах Л.С. Выготского, Т.В. Василенко, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.О. Пунского, А.В. Федотовой и др.
Особая роль сформированности регулятивных УУД заключается в том, что эти действия оказывают положительное влияние на развитие всех психических процессов. Любое действие, если оно протекает сознательно, регулируется его исполнителем - планируется, контролируется, корректируется, оценивается.
Формирование универсальных учебных действий: личностных,
познавательных, коммуникативных и регулятивных - в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоение программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика»,
«Окружающий мир», «Технология»- в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для развития системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для развития важнейших составляющих учебной деятельности -планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одной из главных целей учебного предмета «Технология» является развитие
регулятивных действий, включая: целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку.
Одним из эффективных средств развития регулятивных УУД на уроках технологии является проектная деятельность. Проектная деятельность ориентирована на самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проект - это метод обучения, который может быть использован в изучении любого предмета. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся и формирует большое количество умений и навыков. Проектная деятельность способствует формированию у младших школьников следующих компонентов УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Проблему развития регулятивных универсальных учебных действий в проектной деятельности рассматривали Л.Н. Азарова, А.В. Горячев, Е.А. Лутцева, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, В.Д. Симоненко и др.
Актуальность данной проблемы предопределила выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Развитие регулятивных
универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии».
Проблема исследования: каковы педагогические условия развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия
развитиярегулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:
- предлагаются различные задания на развитие регулятивных универсальных учебных действий;
- учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
3. Спроектировать экспериментальную работу по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
Методы исследования:
- теоретические:анализ, обобщение,систематизация научной
литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: тестирование, анкетирование, педагогический
эксперимент;
- методы математической обработки данных.
База исследования: МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино», 3 «А» класс.
Апробация работы: основные положения работы докладывались на научно-методической конференции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» -2017, (г. Белгород, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируется проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи исследования.
В первой главе рассматриваются сущность и значение регулятивных универсальных учебных действий; возрастные особенности развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; проектная деятельность на уроках технологии как средство развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Во второй главе представлена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников; содержание экспериментальной работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования; обобщаются результаты собственных исследований, формулируются выводы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы в теоретической части нашего исследования позволил сделать вывод, что проблема развития регулятивных универсальных учебных действий младших школьников является одной из актуальных проблем современной школы.Регулятивные универсальные учебные действия наиболее полно обеспечивают учащимся общую организацию и регуляцию их учебной деятельности.
В ходе анализа литературы было выяснено, что регулятивные УУД занимают важное место в формировании умения учиться у младших школьников. К регулятивным действиям относятся: целеполагание,
планирование, прогнозирование, контроль, оценка, саморегуляция.
При изучении проблемы исследования выяснили, что при соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет «Технология» может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Предмет «Технология» создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д. Одним из эффективных методов, применяемых на уроках технологии, является метод проектов.Проектная деятельность способствует развитию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, коррекция.
Экспериментальная работа проходила на базе МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино». В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.
Экспериментальное исследование проходило в два этапа: констатирующий, формирующий.На констатирующем этапе эксперимента была проведена диагностика уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников. На формирующем этапе эксперимента разработано и апробировано содержание работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии .
По результатам нашего исследования можно утверждать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии будет эффективно, если:предлагаются различные задания на развитие регулятивных УУД;учащиеся осуществляют пошаговый самоконтроль в процессе выполнения проектной деятельности.
Таким образом, можно седлать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение. Наше исследование не претендует на окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития регулятивных УУД младших школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии. Мы продолжим работу в дальнейшей профессиональной деятельность.
1. Артюхова И.С. Развитие мышления, внимания, памяти, саморегуляции у младших школьников / И.С. Артюхова.- М.: Чистые пруды, 2008. - 32 с.
2. Буданова О.В. Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования / О.В. Буданова // Завуч начальной школы. - 2011. - №5. - С. 39-42.
3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / А.Л. Венгер, Т.Д. Марцинковская - М.: Знание, 1994. -192 с.
4. Воробьева Т.Г. Возможности формирования и развития регулятивных универсальных учебных действий средством технологии интегрированного обучения / Т.Г. Воробьева // Вектор науки Тольятинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - №2. - С. 79-82.
5. Воровщиков С.Г. Деятельностный компонент метапредметного
содержания образования: универсальные учебные действия или
общеучебные умения // EuropeanSocialScienceJournal.-2014. - №6.- С. 79-86.
6. Воровщиков С.Г. Учебно-методическое сопровождение освоения учащимися универсальных учебных действий: внутришкольная система / С.Г. Воровщиков, А.Е. Зеленский // Педагогическое образование и наука. - 2014. - №5. - С. 64-71.
7. Воровщиков С.Г. Развитие универсальных учебных действий: внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С.Г. Воровщиков, Е.В. Орлова.- М.:МПГУ, 2012. - 210 с.
8. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказовъ, 2002. -303 с.
9. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцов. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
10. Гилядов С.Р. Универсальные учебные действия: два подхода к определению состава и структуры / С.Р. Гилядов // Педагогическое образование и наука. -2014- №5.-С. 71-75.
11. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Изв. Рос.акад. образования.- 2000.-№2.-C. 38¬40.
12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; науч. ред. Л. В. Беловинский. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
13. Дмитриева Е.А. Формирование универсальных учебных действий как основной результат учения / Е.А. Дмитриева // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. -2011.-№ 7.- С. 64-66.
14. Дубова М.В. Организация проектной деятельности младших школьников: практическое пособие для учителей начальных классов / М.В. Дубова. - М.: Баласс, 2010. - 80 с.
15. Захарова А.В.Особенности рефлексии как психологическое новообразование в учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой. - М.: Педагогика, 1982. - С. 152-160.
16. Захарова Т.В. Развитие регулятивных УУД у младших школьников/ Т.В. Захарова, Н.В. Баласаева, Е.Н. Яковлева // Перспективы науки. Педагогика и психология. - 2014. - №7. - С.32-33.
17. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. - 2010. - №2. - С. 92-94.
18. Ильясов И.И. Структура процесса учения / И.И. Ильясов. - М.: Изд- во Моск. университета, 1986. - 199 с.
19. Исакова О.Ф. Условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у школьников посредством самооценивания /О.Ф. Исакова // Управление начальной школой. - 2013. - №9. - С. 11-20.
20. Казакова А.А. Проектная деятельность в начальной школе /
A. А. Казакова, А.В. Калаева. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - С. 68-69.
21. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бугрменская, И.А. Володарский и др.; под ред. А.Г. Асмолова. -М.: Просвещение,2011. - 152 с.
22. Кокарева З.А. Контроль за формированием у младших школьников умения принимать и удерживать учебную задачу / З.А. Кокарева, Л.П. Никитина, Л.С. Секретарева // Начальное образование. - 2013. -№3. - С. 5-8.
23. Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О.В. Кузнецова, Н.В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - №6. -С. 31 - 40.
24. Кузнецова О.В. Технология формирования регулятивных универсальных учебных действий младший школьников в процессе обучения / О.В. Кузнецова // Педагогические технологии: результаты исследования ярославской научной школы: монография / под ред. Л.В. Байбородовой,
B. В. Юдина - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2015. - С. 315-333.
25. Кузнецова О.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на основе безотметочного обучения / О.В. Кузнецова // Человек и образование. - 2014. - №3. - С. 95-97.
26. Кузнецова О.В. Этапы формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников / О.В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №1. - Т. 2. Педагогические науки. - С. 42¬46.
27. Логвинова О.Н. Развитие функции целеполагания в процессе самоорганизации учебной деятельности школьников / О.Н. Логвинова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. -2011. -№2. -С. 35-41.
28. Лукьянович А.К. Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / А.К. Лукьянович // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - №9. - С. 225-227.
29. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.
30. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Граф, 2002 - 112 с.
31. Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и
эмпирические исследования: учебн. пособие / О.Н. Молчанова. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 392 с.
32. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура, функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова. - М.: Наука, 1998. - 192 с.
33. Мусс Г.Н. Особенности организации проектной деятельности при работе с младшими школьниками / Г.Н. Мусс, Н. Р. Попова // Сб. ст. по материалам Всерос. науч.- практ. конф. студ. - Пермь, 2014. -С.76-80.
34. Никитина Л.П. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе / Л.П. Никитина // Начальноеобразование.- 2011.- №3. - С.4-5.
35. Панина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников / А.Г. Панина // Начальная школа. - 2004. - №11. - С.31-36.
36. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель. - 2000.- №4. - С. 52.
37. Перминова Л.М. О взаимосвязи школьных образовательных стандартов первого и второго поколения / Л.М. Перминова // Инновации в образовании. - 2010. - №3.- С. 4-13.
38. Погожева И.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в учебном процессе / И.А. Погожева, И.Ю. Фатеева // Научное мнение. -2011. - №11. -С. 89-94.
39. Позднеева С.Н. Позиция педагога в организации проектной деятельности младших школьников / С.Н. Позднеева, Т.В. Кузнецова // Вестник ТПГУ. - 2010.- №3. - С.67-69 .
40. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.; под ред.А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.
41. Репкина Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности:в помощь учителю начальных классов /Г.В. Репкина, Е.В. Заика. -Томск, 1993. 61 с.
42. Селевко Г.К. Технологии развивающего образования / Г.К. Селевко.- М.: НИИ Школьных технологий, 2005. - 192 с.
43. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений / И.С. Сергеев. - 7-е изд.,испр. и доп. - М.: Аркти, 2010 - 80 с.
44. Серых А.Б. Психодинамические модели социализации и механизмы саморегуляции поведения в детском возрасте / А.Б. Серых, М.Э. Оргеева // Среднее профессиональное образование.- 2014. - №5. - С. 52-53.
45. Сивова И.С. Развитие целеполагания в процессе учебной деятельности младших школьников: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / И.С. Сивова. -Волгоград, 2009. - 207с.
46. Степанов Ф.Г. Универсальные учебные действия: трудности классификации // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения образования в условиях реализации ФГОС нового поколения:Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. - М.: Прометей, 2014. - 198 с.
47. Сюсюкина И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников / И.Е. Сюсюкина // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1. - С. 81-85.
48. Теплоухова Л. А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.А. Теплоухова.- Ижевск, 2012.- 26 с.
49. Титаренко Н.Н. Приемы формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников / Н.Н. Титаренко // Начальная школа. - 2005. - №9. - С. 10-13.
50. Тухман И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников / И.В. Тухман // Начальная школа. - 2004.- №2.-С. 20¬24.
51. Универсальные учебные действия как планируемый результат обучения: книга для учителя / под ред. Н.Ф. Виноградовой. - М.: Вентана- Граф. 2016. -78 с.
52. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации- 6-е изд., переработанное.- М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
53. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Г. Фокин. - М.: Издательский дом «Академия», 2006. - 240 с.
54. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. Учебно-методическое пособие. - Вологда: Департамент образования Вологод. обл., ВИРО, 2013. - 127с.
55. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 211 с.
56. Халидов М.М. Психолого-педагогические особенности достижения учащимися метапредметных результатов обучения / М.М. Халидов, У.А. Гаджиева // Начальная школа и образование. - 2013. - №9. - С. 81-85.
57. Цукерман Г.А. Контроль и оценка как учебные действия ребенка: Комментарии к видеозаписям уроков / Г.А. Цукерман.- М.: АПК и ПРО, 2004. - 76 с.
58. Цукерман Г.А. Обучение ведет за собой развитие. Куда? / Г.А. Цукерман // Вопросы образования. - 2010. - №1.- С. 42-89.
59. Чернявская А.П. Технологии педагогической деятельности. Часть 1. Образовательные технологии: учебное пособие / под.ред. А.П. Чернявской, Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. -311с.
60. Эльконин Д.Б. О структуре учебной деятельности / Д.Б. Эльконин // Педагогический родник. - 2008. - №6. - С. 6-8.
61. Юдин В.В. Два подхода к формированию метапредметных и личностных результатов, востребованных ФГОС / В.В. Юдин // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - №1 -Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 38-43.