ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ ЖАНРА МЮЗИКЛА В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА
ДШИ 8
1.1. История становления жанра «мюзикл» и специфика
вокальной подготовки артиста
мюзикла 8
1.2. Возрастные особенности детского
голоса 27
1.3. Базовые приемы исполнения мюзиклов: Бэлтинг («belting»),
Пение в речевой позиции («speech level singing»), Леджит («legit») 34
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВОКАЛЬНЫМ ПРИЕМАМ ЖАНРА МЮЗИКЛА В РАМКАХ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА ДШИ 51
2.1. Содержание опытно - экспериментальной работы по обучению вокальным приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ 51
2.2. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы по
обучению вокальным приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ 58
2.3. Методические рекомендации по формированию репертуара
вокалиста в рамках обучения вокальным приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ 65
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Мюзикл является универсальным жанром, который соединил в себе черты музыкального театра - драматургию и профессионально написанные тексты, черты оперы - сложные аранжировки и арии, черты оперетты - исполнение музыкального материала в симбиозе с танцем и возможность использования незатейливого водевильного сюжета наряду с серьезным драматургическим.
Мюзикл родился в XIX веке, а в XX веке укрепил позиции и отвоевал право на существование в XXI веке, несмотря на то, что совершенно немногие жанры выдержали временной ценз. Музыка мюзикла с самого начала появления этого жанра всегда представляла яркие образцы современного своему времени музыкального искусства, при этом всегда оставаясь демократическим жанром.
Перед вокальной педагогикой, которая занимается вопросами образования артистов музыкального театра, в том числе, артистов мюзикла в России стоит две главных проблемы: чему учить, и как учить артистов, которые после обучения должны работать в мюзиклах. Помимо этих проблем, актуальным является вопрос объективной оценки эффективности многих педагогических инноваций в области вокальной техники мюзикла, которые можно применить в классе эстрадного вокала ДШИ. Вокальные приемы, которыми пользуются артисты мюзиклов, могут быть полезны для развития вокальных способностей в классе эстрадного вокала ДШИ.
В настоящей работе рассматриваются три основных приема исполнения мюзиклов - бэлтинг («belting»), пение в речевой позиции («speech level singing») и леджит («legit»), истоки их возникновения, актуальность в современных мюзиклах, особенности преподавания.
Для того чтобы приступить к изучению вышеназванных приемов, рассмотрим технические требования, которыми необходимо овладеть на уроках эстрадного вокала. К акустическим характеристикам голоса относятся его звонкость, полетность и объем. Также к вокалистам предъявляются такие голосовые требования, как умение удерживать основной тон, применение различных атак звука (часто в одной песне используются различные атаки звука), тембрально ровное звучание, умение организовать эффективное управление дыханием, экономный вдох и ровный плавный выдох, устойчивый брюшной (абдоминальный) тип дыхания. Артисту мюзикла также необходимо уметь владеть различными музыкальными стилями, которые используются в оперетты, музыкальной комедии, мюзикла Золотого века, современной поп - оперы, современного мюзикла, рок - оперы. Современные мюзиклы и рок - оперы, зачастую, объединяют в своем музыкальном материале множество стилей.
Особое внимание при обучении должно уделяться развитию умения исполнения музыкального произведения с использованием различных вокальных позиций, в том числе уметь переходить из одной в другую в рамках одной арии.
При этом нельзя забывать о еще одном важном элементе подготовки: синхронизации пения и танца. В состоянии покоя дыхание обычно глубокое, регулярное. При двигательных нагрузках оно укорачивается и становится беспорядочно неровным, что значительно ухудшает исполнение музыкального произведения с технической точки зрения.
Специфичность жанра мюзикла, соединяющего в себе различные музыкальные направления и стили, безусловно, требуют несколько отличной от академической манеры вокального подхода. Например, при исполнении рок - опер и многих мюзиклов звук должен быть более ярким, с большим использованием грудного регистра не только на нижних и средних, но и на более высоких нотах диапазона. Этим характеристикам соответствует вокальный прием бэлтинг. В большинстве современных мюзиклов артисты используют в качестве вокального приема - бэлтинг, пример тому мюзиклы Дж.Кандера - «Чикаго» и Я.Стоклоса - «Метро». Бэлтинг («belting»), смешанный с классическим звучанием, чистый бэлтинг и бэлтинг-речь можно встретить в любой музыкальной работе бродвейского производства, например, Э.Л. Уэббера «Кошки». Анализом бэлтинга занимаются американские педагоги Арабелла Хонг Юнг, Клифтон Вейр, Элейн Адамс Новак, Барбара Дошер, Мелани Сандерс, Роберт Эдвин в своих научных статьях и книгах.
С другой стороны, существует более классический прием, который использовался в самых первых музыкальных спектаклях, а затем и в мюзиклах, он характерезуется приближенным к академическому (оперному) звучанию, называется «леджит» («legit»). Ярким примером работы артистов, использующих прием «леджит» («legit») являются мюзиклы «Оклахома» (1943 г., композитор Р.Ч. Роджерс), «Карусель» (1956 г., композитор А. Ньюман), «Король и я» (1951 г., композитор Р.Ч. Роджерс), «Вестсайдская история» (1957г., композитор Л.Бернстайн), «Кандид» (1956 г., композитор Л. Бернстайн), «Продавец музыки» (1957 г., композитор М. Уилссон), «Моя прекрасная леди» (1956 г., композитор А. Превин), но иногда и в современных - «Призрак оперы» (1986 г., композитор Э.Л. Уэббер), «Суинни Тод» (1979 г., композитор С. Сондхайм), «Рэгтайм» (1998 г., композитор С. Флаерти). На современной сцене этот прием представляют Одра МакДоналд (Германия), Ребекка Льюкер (США). Методике обучения академическому вокалу в России посвящены труды Л.Б. Дмитриева и Морозова В.П.
Самым молодым приемом исполнения мюзиклов является пение в речевой позиции («speech level singing»), стал широко популярным с изобретением микрофона. Считается, что методика пения в речевой позиции («SLS») была разработана американским преподавателем по вокалу Сэтом Риггсом (США). При правильном использовании голосового аппарата, гортань вокалиста расслаблена, а голосовые связки соприкасаются на протяжении всего диапазона от самых низких до самых высоких нот, таким образом «разрыв» звукоизвлечения не происходит. В современных как российских мюзиклах: «Анна Каренина» (2016 г., композитор Р.Игнатьев), «Граф Орлов» (2012 г., композитор Р.Игнатьев), «Монте Кристо» (2008 г., композитор Ю.Ким, Р.Игнатьев), «Привидение» (2011 г., композиторы Д.Стюард, Г.Баллард), так и в зарубежных мюзиклах: «Метро» (1991 г., композитор Я.Стокловски), «Нотр - Дам де Пари» (1998 г., композитор Р.Коччанте) певцы работают в технике пения в речевой позиции («speech level singing»).
Целью исследования является: выявление особенностей обучения приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ.
Объект исследования: процесс занятий в классе эстрадного вокала ДШИ.
Предмет исследования: обучение приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ.
Перед началом исследования было выдвинуто гипотетическое предположение о том, что обучение вокальным приемам: бэлтинг, пение в речевой позиции, леджит будет наиболее эффективным в классе эстрадного вокала ДШИ, если:
- изучена история возникновения исследуемых приемов в контексте развития жанра мюзикла в Америке, Европе и России;
- выявлена специфика изучения приемов жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ;
- изучены методики преподавания исследуемых приемов;
- разработана и опытно - экспериментально проверена программа преподавания исследуемых приемов в классе эстрадного вокала ДШИ.
В соответствии с проблемой, объектом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить историю становления и развития жанра мюзикла в Америке, Европе и России.
2. Выявить специфику вокальной подготовки в классе эстрадного вокала ДШИ;
3. Проанализировать понятия: бэлтинг, пение в речевой позиции, леджит, опираясь на современную педагогическую литературу.
4. Выявить и систематизировать методы обучения приемам: бэлтинг, пение в речевой позиции, леджит, способствующие формированию исполнительской культуры в классе эстрадного вокала ДШИ.
5. Изучить методики преподавания исследуемых приемов, на их основе разработать программу обучения в классе эстрадного вокала ДШИ и опытно - экспериментально ее проверить.
Методы исследования:
Теоретические: теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), обобщение, анализ литературы, синтез, изучение и обобщение передового педагогического опыта.
Эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа.
Статистические: статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования.
Теоретико - методологическую базу составили работы:
- по истории искусства (А.А. Адамяна, А.А. Аникста);
- по истории музыки (В.Д. Конен, Л.В. Михеевой,
А.А. Ореловича, Е.Д. Уваровой);
- по музыкальной психологии (Б.М. Теплова, В.И. Петрушина);
- по теории и методике вокального обучения (Л.Б. Дмитриева, В.В. Емельянова, И.И. Левидова, Д.Е. Огороднова, О.Л. Монд, Дж. Руссел, С. Риггса, У. Веннарда, В.П. Морозова, М. Сандерс, А. Лессака, К. Вейр, Ф.М. Александра).
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в систематизации имеющихся сведений о вокальных приемах, использующихся в мюзиклах: бэлтинг, пение в речевой позиции и леджит, в которых заключается особенность обучения вокальной технике мюзикла на уроках эстрадного вокала в ДШИ.
Практическая значимость работы состоит в том, что изложенный материал может быть использован для работ методического характера, а также в практике преподавания в классе эстрадного вокала.
Экспериментальной базой исследования явилось эстрадное отделение МБУ ДО «Детская школа искусств Кольчугинского района».
Проведенное исследование посвящено актуальной проблеме: обучению приемам мюзикла в классе эстрадного вокала в ДШИ.
Необходимость решения исследовательских задач обязала нас последовательно раскрыть основные понятия, применяемые в данной работе, сформировать базу ведущих идей и конкретных мнений педагогов и исследователей по основным вопросам нашей работы.
Особенностями вокальной техники в мюзиклах являются приемы «бэлтинг» («belting»), «леджит» («legit»), пение в речевой позиции («speech level singing»). Каждый из данных приемов представляет собою особую систему, изучение которой является главной задачей обучающегося. И чем большим количеством приемов овладеет вокалист, тем он востребованней и конкурентноспособней в будущем будет среди постановщиков мюзиклов.
В первом параграфе первой главы был изучен мюзикл как жанр, в котором происходит своеобразное слияние пения, танца и актерского мастерства, его история возникновения на стыке жанров: оперетты, бурлеска, эксраваганцы, водевиля, ревю, музыкальной комедии и джаза, и развитие в Америке, Европе и в России. Сделано сравнение между мюзиклом в России и мюзиклом в Европе и Америке.
Также рассмотрена специфика вокальной подготовки артиста мюзикла. Артисты мюзикла должны уметь петь, танцевать, играть свои роли и при этом делать это настолько гармонично, чтобы это смотрелось и слушалось естественно, непринужденно и интересно.
Второй параграф первой главы посвящен возрастным особенностям детского голоса, а третий параграф - особенностям обучения вокальным приемам в классе эстрадного вокала ДШИ, таким как: пение в речевой позиции, белтинг, леджит.
Традиционным бродвейским приемом пения является белтинг. В основном встречается у женщин и характерезуется насыщенным грудным звучанием, металлом и большой силой, что было немаловажно в те времена, когда в театре не использовалось искусственное усиление звука и перед певицами стояла задача не быть заглушенными оркестром. Другие характерные черты: высокое подсвязочное давление, сокращение мышц гортани и глотки, плотное смыканием связок, речевое положение мягкого неба, обеспечивающее четкость гласных. Бывает высоким и низким. Белтинг (belting) вошел в моду благодаря бродвейской звезде Этель Мерман (США), обладавшей таким голосом от природы. Самые известные певицы, работающие в этом стиле - Лайза Минелли (США), Пэтти ЛюПон (США), Линда Эдер (США). Самые известные партии, написанные для белт-еопрано - Роза (мюзикл «Цыганка» - 1959 г., композитор Дж. Стайн), Аделаида (мюзикл «Парни и куколки» - 1950 г., композитор Ф. Лоессер), Рено Суини (мюзикл «Что бы не случилось» - 1934 г., композитор Коул Портер).
Наиболее молодой вокальный прием - «пение в речевой позиции» («speech level singing»), характерный как для солистов современного мюзикла, так и для ансамблистов. Суть его состоит в том, что при правильном использовании голосового аппарата, гортань вокалиста расслаблена, а голосовые связки соприкасаются на протяжении всего диапазона от самых низких до самых высоких нот. Сложное для вокалистов избавление от «мостиков» проводится с помощью серий специальных упражнений, управляющих обертонами в голосе от высокочастотного к низкочастотному звуку и наоборот. Упражнения, позволяют соединить головной и грудной регистр в микстовое звучание (mixvoice), так как величина диапазона является важным для любого вокалиста, а вокалиста мюзикла в особенности. В современных как российских мюзиклах: «Анна Каренина» (2016 г., композитор Р.Г. Игнатьев), «Граф Орлов» (2012 г., композитор Р.Г. Игнатьев), «Монте Кристо» (2008 г., композитор Ю.Ч. Ким, Р.Г Игнатьев), «Привидение» (2011 г., композиторы Д. Стюарт, Г. Баллард) , так и в зарубежных мюзиклах: «Метро» (1991 г., композитор Я. Стокловски), «Нотр - Дам де Пари» (1998 г., композитор Р. Коччанте) певцы работают в технике пения в речевой позиции («speech level singing»), которая позволяет им не нагружать связки при движениях и выравнивает общее звучание композиции, делая ее звук более полетным.
«Леджит» (legit) — прием, который характерезуется приближенным к академическому (оперному) звучанию. К таким мюзиклам относятся: «Оклахома» (1943 г., композитор Р.Ч. Роджерс), «Карусель» (1956г., композитор А. Ньюман), «Король и я» (1951 г., композитор Р.Ч. Роджерс), «Вестсайдская история» (1957 г., композитор Л. Бернстайн), «Кандид» (1956 г., композитор Л.Бернстайн), «Продавец музыки» (1957 г., композитор М.Уилссон), «Моя прекрасная леди» (1956 г., композитор А.Превин), но иногда и в современных - «Призрак оперы» (1986 г., композитор Э.Л.Уэббер), «Суинни Тод» (1979 г., композитор С.Сондхайм), «Рэгтайм» (1998 г., композитор С.Флаерти). Среди знаменитых исполнителей, работающих в леджите (legit) - Джули Эндрюс (Великобритания), Альфред Дрейк (США), Барбара Кук (США). На современной сцене этот прием представляют Одра МакДоналд (Германия), Ребекка Льюкер (США).
Учитывая возрастные и физиологические особенности детского голоса, необходимо понимать специфику обучения данным вокальным приемам в классе эстрадного вокала ДШИ, а именно, ученики не должны находится в мутационном периоде, они должны иметь определенную вокальную базу (вокальное дыхание, резонирование, звукоизвлечение), и первым приемом для обучения должен быть прием пения в речевой позиции, ввиду того, что он базируется на классической школе вокала.
В ходе изучения теоретического материала были выявлены предпосылки для разработки и апробации программы по обучению вокальным приемам жанра мюзикла в классе эстрадного вокала ДШИ.
Для решения пятой задачи, поставленной в исследовании, была проведена опытно - экспериментальная работа. Исследование проводилось с 5.09.18 по 5.02.20 на базе МБУ ДО «Детская школа искусств Кольчугинского района».
Работа проводилась по разработке и внедрению программы по обучению трем приемам: бэлтинг, пение в речевой позиции, леджит, в условиях эстрадного отделения «Детской школы искусств Кольчугинского района». Данная программа разработана с позиции взаимосвязи цели, задач, подходов и принципов.
В ходе опытно - экспериментальной части исследования применялась апробация и внедрение программы на базе экспериментальной группы четырех учениц эстрадного отделения, каждая из которых обучалась в течение полутора лет трем вокальным приемам (на каждый прием отводилось по 6 месяцев), в конце каждого полугодия проводились экзамены. Позитивные результаты обучения, выявленные с помощью контрольных мероприятий - экзаменов, подтвердили правомерность первоначально выдвинутых предположений. Результаты, полученные в ходе исследования, подтвердили выдвинутую гипотезу, о том, что обучение вокальным приемам: белтинг, пение в речевой позиции, «леджит» в классе эстрадного вокала ДШИ будет наиболее эффективным, если:
- изучена история возникновения исследуемых приемов в контексте развития жанра мюзикла в Америке, Европе и России;
- выявлена специфика подготовки артиста мюзикла;
изучены методики преподавания исследуемых приемов;
- разработана и опытно - экспериментально проверена программа преподавания исследуемых приемов в классе эстрадного вокала ДШИ.
Основные положения и выводы, содержащиеся в работе, дают основание считать, что поставленные перед исследованием задачи решены и цель достигнута.
Вместе с тем, необходимо отметить, что данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту характеристики проблемы. В ходе исследования появились новые вопросы, требующие дальнейшей разработки: получив такие высокие результаты, необходимо задуматься над полноценной постановкой детского мюзикла на базе класса эстрадного вокала ДШИ, так как он является основой обучения учеников вокалу,
хореографии, актерскому мастерству теоретическим дисциплинам.
1. Адамян, А.А. Статьи об искусстве / А.А. Адамян. - М.: Аванта+, 2007. - 432 с.
2. Александр, Ф.М. The Use of the Self: Its Conscious Direction in Relation to Diagnosis, Functioning and the Control of Reaction, Methuen / Ф.М. Александр. - Orion Publishing, 2001. - 298 с.
3. Андрущенко, Е.А. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960¬1980-х годов / Е.А. Андрущенко. - Ростов н/Д.: РГК, 2007. - 242 с.
4. Аникст, А.А. Теория-драмы на Заопаде в первой половине XIX века. Эпоха Романтизма / А.А. Аникст. - М.: Наука, 1980.
- 343 с.
5. Анненков, Ю.П. Дневник моих встреч. Цикл трагедий / Ю.П. Анненков. - М.: Вагриус, 2005. - 244 с.
6. Арановский, М.В. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке / М.В. Арановский. - М.: Советский композитор, 1983. - 226 с.
7. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.,1979. - 213с.
8. Бахтин, Н.Н. Театр и его роль в воспитании / Н.Н. Бахтин. - М.,1961. - 243с.
9. Бекетова, Н.В. Опера и миф / Н.В. Бекетова, Г.Е. Калошина.
- Ростов н/Д.: Гефест, 1999. - 190с.
10. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. - М.: Республика, 1994. - 244с.
11. Березкин, В.И. Рождение театра художника / В.И. Березкин. - М., 1998. -213с.
12. Березовчук, JI.H. Жанровый канон мюзикла в зарубежном кино с 1972 по 2002 год / Л. Березовчук. - СПб.: Изд-во СПбГУКиТ, 2003. - 92 с.
13. Берсенев, И.Н. Проблемы формирования театрального мировоззрения / И.Н. Берсенев, B.C. Смышляев. - М.: ЛАНИ, 2006. - 101с.
14. Боровская, Н.Б. Рок-опера / Н.Б. Боровская, Н.Л. Майсурян. - Аванта+, 2002. - 320с.
15. Брянцев, А.А. Причины рождения театра для детей /
A. А. Брянцев. - М.,1979. - 243с.
16. Вакар, И.А. Вокруг театра серебряного века / И.А. Вакар. - М., 1998. - 121с.
17. Ванслов, В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание /
B. В. Ванслов. - М., 1983. - 234c.
18. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина. -Гроссман - М.: Музыка, 1972. - 540 с.
19. Вейнценфельд, А.Л. Новая студия Алексея Рыбникова / А.Л. Вейценфельд, П.Г. Рыбникова. - Звукорежиссер,1999. - 230с.
20. Вейр, К. Основы вокальной педагогики: основы и процесс пения / К. Вейр. - McGraw-Hill Education. 2006. - 350с.
21. Веннард, У. Вокал: механизм и техника / У. Веннард. - University Microfilms, 2007. - 257с.
22. Власова, Г.Б. Рок-культура — феномен XX века / Г.Б.Власова. - Ростов н/Д.: РГУ, 2001. - 27 с.
23. Вознесенский, А.А. Лирика / А.А. Вознесенский. - М: ЭКСМО, 2004. - 233c.
24. Вознесенский, А.А. Собр. соч. в 5 т / А.А. Вознесенский. - Слово, 2018. - 1033с.
25. Вознесенский, А.А. Шестидесятники / А.А. Вознесенский. - М.,1997. - 231c.
26. Волконский, С.М. Красота и правда на сцене / С.М. Волконский. - Аполлон, 1911. - 76c.
27. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк / Л.С. Выготский. - М.,1997. 311c.
28. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в развитии ребенка / Л.С. Выготский. -Вопросы психологии, 1966. - 25c.
29. Вэр, С. Adventures in Singing. 2d ed / С. Вэр. - Boston, MA: McGraw Hill, 1998. - 230с.
30. Гаевский, В.М. Сергей Дягилев: черты личности / В.М. Гаевский. - Пермь, 1989. - 232c.
31. Гаснер, Дж. Форма и идея в современном театре / Дж. Гаснер. - М., 1959. - 174c.
32. Грабарь, И.Э. Театр и художник / И.Э. Грабарь. - Весы, 1908. - 35c.
33. Гринберг, М.И. Современный мюзикл / М.И. Гринберг, М.Тараканов. - М.: Советский композитор, 1982. - 300с.
34. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф. - М., 1990. - 230c.
35. Губанов, А.В. Сделано не на «Авось» / А.В. Губанов. - М.: Советский композитор,1996. - 28с.
36. Данько, Л.Г. Мюзикл как особая форма музыкально-драматического спектакля / Л.Г. Данько. - Л.: ЛГИК, 1977. - 26 с.
37. Диденко, Т.М. Рок-музыка: на пути к «большой форме» / Т.М. Диденко. -Советская музыка. 1987. №7. - 39с.
38. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 2007. - 368с.
39. Долинская, Е.Н. Массовые музыкальные жанры в контексте культуры / Е.Н. Долинская. - М.: Музыка, 2001. - 656с.
40. Емельянов, В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования: Метод. рекомендации для учителей музыки / В. В. Емельянов. - Новосибирск : Наука: Сиб. отд-ние, 1991. - 41с.
41. Емельянова, И.Б. Мюзиклу можно все / И.Б. Емельянова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - 190с.
42. Живов, В.Л. Хоровое исполнительство. Теория. Методика. Практика / В.Л. Живов. - ЛитРес, 2018. - 274с.
43. Журбин, А.Б. Как это делалось в Америке / А. Б. Журбин. - М.: Захаров, 1999. -285 с.
44. Журбин, А.Б. Композитор, пишущий слова: о себе и своей работе / А. Б. Журбин. - М.: Композитор, 2005. - 352с.
45. Каган, М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства / М.С. Каган. - JL, 1972. - 121с.
46. Какоткин, А.В. Рок-опера в шести контейнерах / А.В. Какоткин. - MN.,1993. - 27с.
47. Кампус, Э.Ю. О мюзикле / Э.Ю. Кампус - Л.: Музыка, 1983. - 128с.
48. Коган, Д.З. Сергей Юрьевич Судейкин / Д.З. Коган. - М., 1974. - 232с.
49. Козлов, А.С. Рок: истоки и развитие / А.С. Козлов. - М.: Мега-Сервис, 1998. - 192 с.
50. Кон, Р. Джо Эстилл / Р. Кон, Дж. Рассел. - Оникс, 2013. - 214с.
51. Кон, Э. Мюзикл после мюзикла / Э. Кон. - Америка. 1991. - № 7. - С. 47 - 51.
52. Конен, В. Д. Об истоках рок-музыки / В.Д. Конен. - Советская музыка, 1986. - 345с.
53. Конен, В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Дж. Конен. - М.: Музыка, 1994. - 160 с.
54. Кудинова, Т.Н. От водевиля до мюзикла / Т.Н. Кудинова. - М.: Советский композитор,1982. - 176 с.
55. Левидов, И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии / И.И. Левидов. - М.: Юрайт, 2019. - 268с.
56. Лессак, А. The Use and Training of the Human Voice. 2nd ed / А. Лессак. New York: Drama Book Specialists, 1967. - 224с.
57. Михеева, Л.В. В мире оперетты / Л.В. Михеева, А.А. Орелович. - Л.: Советский композитор, 2001. - 384 с.
58. Монд, О.Л. Критерии оценки эффективности использования вокальной гимнастики у солистов мюзикла // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2009. - № 11. - С. 38-44.
59. Морозов, В.П. Тайны вокальной речи. / В.П. Морозов. - Л.: Наука, 2005. - 204с.
60. Новак, Э. Актерская игра в мюзиклах / Э. Новак. - Schirmer Books, 2005. - 318с.
61. Огородное, Д.Е. Методика музыкально-певческого воспитания. Учебное пособие / Д.Е. Огороднов. - Планета музыки, 2019. - 224с.
62. Петрушин, В.И. "Музыкальная терапия. Новые рубежи: От терапии к коучингу. Интегральный подход. Учебное пособие" / В.И. Петрушин. - Городец, 2019. - 512с.
63. Риггс, С. Как стать звездой: техника пения в речевой позиции / С.Риггс; сост. Guitar College. - М.: Guitar College, 2005. - 104 с.
64. Руссел, Дж. Estill Voice Training. / Дж. Руссел, Р. Кохн. - VSD , 2013.- 250с.
65. Сажина, Н.А. Мюзикл в России: быть или не быть? / Н. Сажина. - Литературная Россия, 2005. - 245с.
66. Сац, Н.И. Из записных книжек. Воспоминания современников / Н.И.Сац. - М, 1968. - 230с.
67. Теплое, Б.М.
«Психология музыкальных способностей» / Б.М. Теплов. - Планета музыки, 2020. - 488с.
68. Ткаченко, В.В. К проблеме бинарности рок-музыки / В.В. Ткаченко. - Ростов н/Д.: РГК, 2011. - 398с.
69. Троицкий, А.К. Рок-опера (поп-лексикон) / А.К. Троицкий. - Музыкальная жизнь, 2009. - 150с.
70. Уварова, Е. Д. Мюзикл в России / Е.Д. Уварова. - М.: Олма-пресс, 2004. - 861с.
71. Шевченко, Т.П. Взаимодействие и интеграция искусств
в полихудожественном развитии школьников /
Т.П. Шевченко, Ю.П. Шевченко. - Луганск, 1990. - 243с.
ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Антипова, А.В. «Бэлтинг» («Belting») как один из базовых приемов исполнения мюзиклов / А.В. Антипова, Г.Л. Князева // Перспективы развития культурно - образовательной среды столичного мегаполиса. - Москва, 2018. - C.178-183.
2. Антипова, А.В. «Пение в речевой позиции («speech level singing»)» / А.В. Антипова // Музыкальное образование и наука в современном мире. - Москва, 2019. - C. 16- 21.
3. Антипова, А.В. Мюзикл как форма музыкально¬просветительской деятельности для детей и юношества / А.В. Антипова // Актуальные проблемы художественно¬эстетического и нравственного воспитания и образования детей: традиции и новаторство. - Липецк, 2019. - С. 113 -116.
4. Антипова, А.В. Особенности вокальной техники в мюзикле / А.В. Антипова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. - Москва, 2019. - С. 194 - 200.
5. Антипова, А.В. Роль джазового репертуара в подготовке артиста мюзикла / А.В. Антипова // Культура и искусство как важнейшая часть единого образовательного пространства столичного мегаполиса. - Москва, 2019. - С. 41 - 45.
6. Антипова, А.В. Теоретические основы изучения специфики джазовых стилей для подготовки артиста мюзикла / А.В. Антипова // Образовательный форсайт. - Москва, 2019. - №3 -
С. 19 - 25.
7. Антипова, А.В. Вокальная специфика артиста мюзикла в России (готовится к печати).
8. Антипова, А.В. Основы постановки детского мюзикла на базе класса эстрадного вокала ДШИ (готовится к печати).