ВВЕДЕНИЕ
2
Глава 1. Роль ознакомления с окружающим миром в познавательном и речевом развитии ребёнка 7
Глава 2 Развитие познавательной и речевой деятельности
детей с ОВЗ в рамках реализации проекта «15 прогулок для
ознакомления дошкольников с окружающим миром» 17
2.1. Организация деятельности детей с нарушениями
развития на свежем воздухе 17
2.2. Методические рекомендации по организации
прогулок дошкольников с нарушениями развития 19
2.3. Технологии проведения прогулок на свежем воздухе. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ 95
Проблемам обучения и воспитания дошкольников отводится важное место в педагогических и психологических исследованиях. Особенности формирования познавательной деятельности и личностного развития детей, а также необходимые для успешности этого процесса условия, широко изучались как в нашей стране, так и за рубежом (П.П. Блонский, Д. Болдуин, Д. Брунер, К. Бюлер, В.П. Вахтеров, П.Ф. Каптерев, Е.И. Конради, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, А.А. Смирнов, В. Штерн и др.). Во многих работах освещены те или иные аспекты познавательного развития дошкольников: формирование познавательных интересов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, Н.Н. Поддьяков, А.И. Сорокина, Г.И. Щукина и др.), возрастная специфика проявления детской любознательности (Д.Б. Годовикова, В.Г. Иванов, Г.М. Лямина), процесс появления и развития детских вопросов (Н.Д. Бабич, Л.Н. Галигузова, Л.Ф. Захаревич, Е.О. Смирнова, А.И. Сорокина, Н.Б. Шумакова).
Все эти аспекты определяют полноценное речевое развитие дошкольника. Сформированная речь - необходимое условие для нормального становления когнитивных способностей, а также социального и эмоционального развития ребенка. По данным Е.Ф. Архиповой, почти 60%
детей старшего дошкольного возраста в массовых детских садах имеют отклонения в речевом развитии. Между тем, именно создание условий для нормального речевого развития в дошкольном возрасте, формирует предпосылки для всего последующего процесса обучения. В работах Л.С. Выготского М. И. Лисиной, Е.И. Щербакова, Г. И. Щукиной выделены условия формирования познавательной и речевой активности детей: своевременное и адекватное соотнесение
познавательных интересов с предметом, их стимулирование во всех сферах деятельности ребенка, отбор форм и методов работы с детьми, учет личностных и возрастных особенностей ребенка.
Ребёнку с ОВЗ для знакомства с окружающим миром необходима помощь взрослого. Если нормативно развивающиеся сверстники будут осваивать окружающее пространство стихийно и в основном, самостоятельно, то дети с нарушениями в развитии могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью педагогов и родителей. Восприятие объекта у этой категории детей так или иначе несовершенно, это затрудняет создание целостного образа и изменяет его качественную характеристику. Зачастую дети не выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение, не находят связи между объектами и явлениями. В связи с этим, успешность включения этих детей в окружающую действительность зависит от того, насколько качественно и своевременно с ними была проведена работа по формированию определенных знаний, навыков и умений. Одой из задач педагогического коллектива, осуществляющего дошкольное воспитание, является создание условий для ознакомления детей с окружающим миром, стимулирование и направление их познавательной активности.
Знакомство с окружающим миром детей с ОВЗ имеет также неоценимое коррекционное воздействие на развитие ребенка. Процесс ознакомления строится по принципу детального изучения предметов и явлений с их свойствами и взаимосвязями. В ходе этого изучения дети должны научиться последовательному зрительному выделению, анализу основных постоянных признаков исследуемого объекта. Педагогу необходимо научить детей сознательному использованию всех сохранных анализаторов для восприятия предметов и явлений, создания на основе этого восприятия целостной картины окружающего мира, сформировать основы научных знаний о нем. Выстраивая на прогулках первый опыт наблюдения самих детей за сезонными изменениями природы, выявления с ними свойств воздуха, воды и песка, - все это позволяет детям с ОВЗ получить более точную и полную информацию об окружающем мире.
Исходя из этого, наше исследование является актуальным в системе учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями развития, что и определило цель исследовательской работы - найти эффективные приемы и методы формирования у этих детей максимально полной и объективной картины окружающего мира.
Объектом исследования является формирующийся запас знаний и представлений об окружающем мире детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в развития.
Предметом исследования являются приемы и средства ознакомления с окружающей действительностью в ходе подготовки и проведения прогулок, с включением элементов экспериментирования.
Для реализации цели исследования необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Анализ общей и специальной психолого¬педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Определение основных направлений и содержания коррекционно-развивающей работы в ходе проведения прогулок, обеспечивающих формирование представлений об окружающем мире.
3. Экспериментальная проверка эффективности включения элементов экспериментирования в работу по ознакомлению с окружающим миром старших дошкольников с нарушениями развития.
Для решения поставленных задач нами был выбран метод проектной деятельности, описанный во второй главе.
Мы предположили, что включение в ежедневные прогулки коррекционно-развивающих заданий значительно повысит уровень сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития и сделает эти знания более прочными.
Практическая значимость нашего проекта заключается в возможности использовании его результатов дефектологами, логопедами, педагогами, воспитателями и родителями, в ходе проведения работы по накоплению знаний и представлений об окружающем пространстве детей старшего дошкольного возраста с нарушениями развития. Результаты экспериментальных серий нашей проектной работы представлены в публикации «15 прогулок для ознакомления дошкольников с окружающим миром».
Подводя итоги нашей работы, мы можем констатировать, что ребёнок дошкольного возраста с нарушениями развития активно может накапливать основы научных знаний, получать нравственные, эстетические и другие социальные компетенции в условиях, организованной педагогом разноплановой деятельности: наблюдение за явлениями природы, изучение свойств отдельных её компонентов (воды, воздуха, песка и др.) на прогулке. Совокупность полученных представлений способствует формированию более точному представлению об окружающем мире, создаёт основу целостной картины мира. Организованная педагогом прогулка в свою очередь, направляет познавательную деятельность, формирует поведение ребёнка-исследователя и мотивирует его к бережному отношению к природе и её охране. Выстраивает его оценочную шкалу своих и чужих поступков.
Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
В связи с этим огромную значимость в процессе социализации детей с ОВЗ приобретает коррекционно-развивающая работа, главной задачей которой является развитие познавательной и речевой деятельности детей, формирование их эмоционально-волевой сферы и сглаживание вторичных нарушений.
Педагог, организуя работу по ознакомлению детей с окружающим миром должен строить её в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия с дошкольниками и стремясь сделать этот процесс более эмоционально окрашенным, посильным и результативным.
1. Аквилева Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования пед. профиля / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : ВЛАДОС, 2001, 2004. - 239 с. : табл. - (Для средних специальных учебных заведений). - Сер. указ. на обл. - Библиогр.: с. 236-237.
2. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Academia, 1997. - 400 с. - (Педагогическое образование).
3. Антюфеева Т. К. Использование сенсорного панно «времена года» в учебно-воспитательном процессе с учащимися со сложной структурой дефекта / Т. К. Антюфеева, О. С. Шиповалова. Логопед в детском саду : научно-методический журнал. - 2015. - № 2. - С. 40-43.
4. Богданова Т. Г., Варламова О. И. Диагностика и коррекция познавательной сферы младших. дошкольников с отклонениями в развитии. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2016. - 112 с.
5. Бойков Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 288 с.: ил.
6. Весенние экскурсии по ознакомлению с растениями Москвы и Подмосковья : учебно-метод. пособие по полевой практике в курсе "Ботаника" / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы " Моск. гор. пед. ун-т" (ГБОУ ВО
МГПУ), Ин-т педагогики и психологии образования, Пед. фак., Каф. естестве.-науч. дисциплин и методики их преподавания в нач. шк. ; авт.-сост. Э.В. Переверзева. - М. : МГПУ, 2015. - 115 с. : ил. ; ил. - На обл. и тит. л. авт.-сост. указан как авт. - Лит.: с. 111-112.
7. Войлокова Е. Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью : учебно-метод.
пособие / Е. Ф. Войлокова, Ю. В. Андрухович, Л. Ю. Ковалева.
- СПб. : Каро, 2005. - 294 с. : табл. -(Специальная педагогика).
- Лит.: с. 280-292.
8. Воспитание детей раннего возраста. Пособие для работников яслей сада. Под. ред. Г. М. Ляминой, М., «Просвящение», 1974, 240 с. с ил.
9. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. - М., 1956. - С. 435.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребёнка. - М..: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. - 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»).
11. Гилева Н. С. Создание предметноразвивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. - 2015. - №10. - С. 11281139.
12. Глухов В. П. Специальная педагогика и специальная психология : учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. —2-е изд., испр. и доп.. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 264 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс.
13. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А., Шматко Н. Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2000. - № 6. - С. 38.
14. Григорьева Е. В. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е. В. Григорьева. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 253 с. - (Учебное пособие для вузов). - Прил.: с. 239-249. - Библиогр.: с. 235-238.
15. Доман Г. и Д. Дошкольное обучение ребёнка / Пер. с англ. - М.: Аквариум, 1995. - 400 с.
16. Дыбина О. В. Я узнаю мир : рабочая тетрадь дошкольника : для детей 4-5 лет / О. В. Дыбина. - М. : ТЦ "Сфера", 2008 (М. : Тип. "Молодая гвардия"). - 32 с. - (Ребенок в мире поиска).;
17. Евтушенко И. В., Левченко И. Ю., Фальковская Л. П. Особенности разработки программы ранней помощи и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 60. - с. 454.
18. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: научнометодическое пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - СПб.: КАРО, 2013. - 336с.
19. Залесская О.В., Даирова Р. А., Кузнецова Л. В. Роль семьи в формировании образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой // Сборник научных трудов факультета специальной педагогики и специальной психологии МГПУ. - М., 2005. - С. 4253.
20. Занятия с детьми 5-6 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром : [метод. пособие] / авт.- сост. А. В. Никитина. - СПб. : Каро, 2011. - 175 с. : ил. - На обл. кн. авт.-сост. указ. как авт. - Лит.: с. 173.
21. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / А. Г. Зикеев. - М. : Academia, 2000, 2005. - 200 с. : табл. - (Высшее образование). - Лит.: с. 198-199. - Библиогр. в тексте.
22. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями: пособие. - 3е переиздание / под ред. Е. А. Стребелевой, Г. А. Мишиной. - М.: ИНФРАМ, 2016. - С. 160.
23. Климонтович Н. А. Немного деревенской жизни для горожан: проект "Деревня" для молодых людей с нарушениями развития / Н. А. Климонтович, И. В. Рождественский // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 4. - С. 58-61.
24. Козина Е. Ф. Методика преподавания естествознания : учеб. пособие для студентов вузов / Е. Ф. Козина, Е. Н. Степанян. - 2-е изд., стер. (2008). - М. : Academia, 2004, 2008. - 495 с. : табл., схем. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности) (Учебное пособие). - Прил.: с.489-493. - Библиогр. в тексте.
25. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду / Н. К. Крупская. - Москва // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие / [и др.] ; Ред. М. Ф. Шабаева ; Сост. Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко. - Москва : Просвещение, 1980. - С. 128-129.
26. Крюков Н. С. Жизнь в географии и география в жизни / Н. С. Крюков // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2014. - № 6. - С. 38-44 ; № 7. - С. 20-27 ; № 8. - С. 46¬49.
27. Кукушкина О. И. Я открываю мир: калейдоскоп картин жизни / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 32-45.
28. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.
29. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей : [методическое пособие] / О. И. Лазаренко. - Москва : Сфера, 2009. - 64 с. : ил., табл.; 21 см. - (Библиотека журнала "Логопед"; 7).;
30. Левченко И. Ю., Киселёва Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. - М.: Национальный книжный центр, 2016. — 160 с. (Специальная психология.)
31. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. - М.: Педагогика, 1985. - 208 с.
32. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста / М. И. Лисина. - Вопросы психологии, № 3. - 1961. - 117 с.
33. Лусс Т. В. Экопарк как коррекционно-педагогическая рекреационная территория / Т.В. Лусс // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 8. - С. 54-58.
34. Мануйлова В. В. Использование коррекционно¬развивающего потенциала сенсорных комнат в образовательной организации / Образование и наука в современных условиях. - 2016. - № 3 (8). - С. 118124.
35. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика. - М., 1997.
36. Медведева Е. А. Познание мира культуры ребёнком с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие / Е. А. Медведева. - 2-е изд., доп. - М. : Издательство Юрайт, 2017. - 82 с. - (Серия : Образовательный процесс).
37. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : пособие для воспитателей и учителей / Л. П. Молодова. - Минск : Асар, 1996, 1995. - 127 с. : ил. - Библиогр.: с. 125.
38. Назарова Н. М. Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. М. Назаровой. - Т.3: Педагогические системы специального образования / Н. М. Назарова, Л. И. Аксенова, Л. В. Андреева и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.
39. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников : учеб. пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. - М. : Academia, 1999. - 182 с. - (Высшее образование).
40. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2007.352 с.
41. Обухова Л. Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: психологический аспект детского развития. — М.: Жизнь и мысль, 1999. — 168 с.
42. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МГППУ, 2011. — 460 с.
— Серия : Основы наук.
43. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 4¬7 лет»
44. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., новая ред. пер. с фр., коммент. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. - М. : Педагогика-Пресс, 1994. - 526, [1] c. - (Психология: классические труды).
45. Приходько О. Г. Методические рекомендации по организации диагностического обследования детей различными специалистами в условиях новых форм деятельности ДОУ // В сб.: Служба ранней помощи: справочнометодические материалы по организации служб ранней помощи. Отв. ред. М.М. Цапенко. - М.: МГППУ, 2011.
- С. 183205.
46. Психологопедагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - М.: Издательство Академия, 2009.
47. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. / Ю. А. Разенкова. - М.: Карапуз, 2011. - 144 с.
48. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов дефектологич. фак¬тов пед. ин-тов / С.Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1970. - 199 с.
49. Семенова О. А. Времена года : Проект познавательной деятельности для детей 3-4 лет с ТНР / О. А. Семенова // Логопед. - 2017. - № 10. - С. 36-46.
50. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению - Педагогика / Т.А.
Серебрякова. - 2-е изд., стер.(2008г.), 3-е изд., стер.(2006). - М. : Academia : Академия, 2006, 2008, 2010. - 206 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование) (Педагогические специальности) (Учебное пособие). - Прил.: с. 145-201. - Библиогр.: с. 202-204.
51. Спиваковская А.С. Обоснование психологической коррекции неадекватных родительских позиций // Семья и формирование личности. - М., 1981. - 24 с.
52. Тер-Григорьянц Р. Г. Социальная адаптация детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ходе летних профильных смен / Р. Г. Тер-Григорьянц, Г. Л. Котова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 7. - С. 12-18.
53. Умственное воспитание детей раннего возраста. Под ред. Е. И. Радиной. М., «Просвещение», 1968. 239 с. с илл.
54. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1/ Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974 г.
55. Черкасов А. В. Концепция экологического парка с функцией семейной коррекционной релаксации / А.В. Черкасов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2017. - № 8. - С. 50-53.
56. Шевченко С. Г. Ознакомление с окружающим миром учащихся с задержкой психического развития : пособие для учителя / С.Г. Шевченко. - М. : Просвещение, 1990. - 79 с. : табл., ил. + Прил.: (с. 64 : цв. ил.). - Лит.: с. 57-59.
57. Шматко Н.Д. Ранняя помощь детям с отклонениями в развитии: успехи и опасения / Н.Д. Шматко // Дефектология.
- 2003. - № 4. - С. 1117.
58. Эльконин Д. Б. Детская психология : учеб. пособие для студ. Учреждений высш. проф. образования/ Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2011. - 384 с.
59. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по Требованию, 2013. - 228 с.
60. Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста (1¬3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. - М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. - 64 с.